Как объяснить ребенку что такое главные чл предложения
Главные члены предложения – что к ним относится, чем они отличаются от второстепенных и что про них обязательно надо знать в школе
Подлежащее и сказуемое.
Сегодня мы поговорим о главных членах предложения в русском языке. К ним относятся подлежащее и сказуемое. Давайте познакомимся с ними поближе, разберем лайфхаки, которые облегчат вам школьную жизнь.
Что значит «главные»
Их достаточно, чтобы выразить мысль: «Я читаю», «Мама отдыхает», «Кот мурлыкает».
Более того, достаточно даже одного из них. Например: «Ночь» – понятно, что на улице ночь. Или: «Грустно» – одним словом сказали о своем душевном состоянии.
А вот второстепенных членов без главных не может быть. Нельзя просто взять и сказать: «С утра». Нужно либо подлежащее в паре со сказуемым: «Я работаю с утра», либо только сказуемое: «Моросит с утра».
Про подлежащее
Оно нужно для того, чтобы называть то, о чем идет речь. Например: «На улице идет дождь». О чем тут идет речь? О дожде, поэтому дождь – подлежащее.
Сразу важный момент. Подлежащее – это не тот, кто совершает какое бы то ни было действие. А именно тот, о ком идет речь в предложении.
Смотрите, в чем разница. «Дом строится рабочими». Кто тут совершает действие? Рабочие. А о чем речь в предложении? О доме. Подлежащее тут именно дом, а рабочие – прямое дополнение.
Про сказуемое
Начнем с того, почему оно так названо. Ученые дали ему такое название, потому что оно «сказывает», «рассказывает» о подлежащем. Что мы узнаем о «рыбаке» в предложении «Рыбак очень устал»? Что он «устал». «Сказывает» нам это как раз сказуемое.
Сказуемые могут давать самую разную информацию. Например, сообщать нам о:
Что от них зависит
Это очень важный блок. Сейчас дам материал, а потом объясню, почему.
От подлежащего в каком бы то ни было предложении зависеть может только определение. Например: «Ночь» – «Темная ночь», «Мгла» – «Беспросветная мгла».
От сказуемых может зависеть только дополнение и обстоятельство: «Стучать» – «Стучать молотком» (косвенное дополнение) – «Стучать молотком весь день» (добавилось еще обстоятельство времени).
Знать это надо для двух целей:
Если у вас в предложении есть подлежащее и дополнение, то сразу делайте вывод: «предложение неполное». Потому что дополнение может зависеть только от сказуемого, а его у вас нет. Например: «Вода в трубах» – очевидная неполнота. А полный диалог будет таким:
– Что это булькает?
– Вода в трубах.
Аналогичная ситуация. Если есть сказуемое и определение – предложение тоже неполное: «Красный падает». Полный вариант такой:
– Флажки поставили нормально, не падают?
– Красный падает.
Теперь о типе второстепенных членов. Вот ребенок пришел на репетиторство ко мне, я ему дал разбирать предложение. Там было словосочетание «тайны природы». Он говорит: «тайны (чего?) природы – дополнение».
Не правильно. Дополнение может зависеть только от сказуемого. От подлежащего зависят только определения. Поэтому: «тайны (какие?) природы» – несогласованное определение.
Что значит «морфологизованные» и «неморфологизованные»
В школе вряд ли встретитесь с этими словами, но для олимпиад пригодится.
Морфологизованное подлежащее – это такое, к которому нельзя задать вопросы «Кто» или «Что». Сравните:
Аналогично со сказуемым. Оно будет морфологизованным, если к нему можно задать вопрос, как к глаголу: что делает, что сделает, что делали и пр. Сравните:
Как их правильно подчеркивать
Подлежащее всегда подчеркивается одной ровной чертой, без «разрывов», сказуемое – двумя.
У подлежащего нет «типов», поэтому под ним мы ничего не пишем. А под сказуемыми надо обязательно написать их тип: простое глагольное, составное глагольное или составное именное:
Над ними надо писать части речи, которыми они выражены. Например, я – это местоимение, учить – глагол, учитель – существительное.
Главные члены – не словосочетания
Словосочетания никогда не выражают законченной мысли. А подлежащее со сказуемым сразу образуют предложение, начинают выражать законченную мысль. Поэтому они не являются словосочетаниями.
Еще один момент, который вам поможет запомнить разницу. В словосочетании вопрос можно задать только от главного слова к зависимому, не наоборот. А от сказуемого, по идее, можно задать вопрос к подлежащему: Рабочие (что делают?) строят. Строят (кто?) рабочие.
Сказуемое и подлежащее как бы оба главные члены и сложно определить, кто из них главнее.
Полезные материалы по теме
Очень вам советую прочитать статьи про односоставные предложения. Я там даю много примеров и всегда их комментирую. Эти статьи помогут вам лучше различать подлежащее и сказуемое, правильно задавать к ним вопросы:
Подпишитесь на рассылку блога. Вам на почту каждую неделю будут приходить наши лучшие статьи по русскому языку. Они небольшие, читаются обычно за три-четыре минуты, написаны простым языком (ну, я старался как мог, упрощал всеми силами).
Если у вас проблемы с русским, загляните в мои подборки с курсами. Они помогут вам эффективно готовиться к контрольным работам, ВПР и экзаменам:
Напишите, пожалуйста, как вам статья. Сумел ли я объяснить вам, что такое главные члены предложения, была ли информация в статье полезной. Если написано плохо, сложно, если вы устали и русский вам уже опротивел – скажите об этом тоже.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие предложения
Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.
Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.
Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.
Есть три типа предложений по цели высказывания:
Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.
У грамматической основы есть две функции:
Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.
Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.
Члены предложения
Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.
Для примера рассмотрим предложение:
Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.
Кто переезжает? — Родня.
Когда переезжает? — Зимой.
Семья что делает? — Переезжает.
Откуда переезжает? — Из дома.
Куда переезжает? — В квартиру.
Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Главный член предложения: подлежащее
К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».
Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.
Выделим предлежащее в предложениях:
Главный член предложения: сказуемое
Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».
Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Выделим сказуемое в предложениях:
Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.
На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.
Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.
Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.
Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.
Простое глагольное сказуемое
Они работают стоя.
Он боится темноты.
Составное глагольное сказуемое
Они продолжают работать стоя.
Он стал бояться темноты недавно.
Составное именное сказуемое
Они стали ночными рабочими.
Он так и остался трусом.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.
Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.
Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
Как относятся друг к другу члены предложения схематически:
У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.
Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.
Я отдал кислую и горькую конфету.
У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)
Дедушка починил лук и стрелы.
На холсте художник отразил небо и океан.
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?
Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.
Дорога идет то направо, то налево.
Как помочь учащимся безошибочно определять грамматическую основу предложения
Автор: Ермакова Марина Павловна
Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) – важнейшая синтаксическая конструкция, определяющая не только структуру предложения, но и его информационный смысл. Более того, без правильного определения грамматической основы невозможно грамотно решить пунктуационные проблемы, особенно в сложных предложениях.
Ученикам второй ступени общеобразовательной школы (5 – 9 классы) не всегда удаётся правильно и быстро находить грамматическую основу предложения, потому что эта синтаксическая конструкция очень разнообразна как по форме, так и по содержанию. Следовательно, возникают проблемы и с общим анализом предложения, и с пунктуацией.
Это значит, что, начиная с начальной школы, следует смотреть далеко вперёд и постепенно знакомить детей как с членами предложения, составляющими его структуру, так и с терминологией.
Первоначальное знакомство детей с главными членами предложения происходит ещё в начальной школе (в 3 классе). Простейшая форма грамматической основы предложения (подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – глаголом) детьми усваивается сравнительно легко и быстро. Но малейшее отклонение от этой формулы уже вызывает трудности и путаницу как в понимании, так и в терминологии.
К сожалению, виновниками этой путаницы иногда бывают учителя.
Вот пример:
Класс работает с предложением «Дети играют во дворе школы»
Учитель: Где подлежащее?
Ученик: Дети.
Учитель: Правильно. А где глагол?
Что сделал учитель? Он грубо нарушил систему классификации совершенно разных понятий. Ведь классификация частей речи – это одно, а классификация членов предложения – это совсем другое. Ни в коем случае нельзя путать эти вещи!
Учитель должен был спросить: Где сказуемое?
В системе обучения детей русскому языку в начальной школе важнейшее место занимает безошибочное понимание и умение различать значения различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога и наречия.
Если это смешение понятий «часть речи» и «член предложения» не искоренено в начальной школе, то в среднем звене сделать это крайне трудно.
Подводя детей к пониманию структуры (построения) предложения, следует обязательно акцентировать внимание на том, что слово членом предложения может быть только в составе предложения. Это во-первых. И во-вторых, на том, что члены предложения ( пока речь идёт только о подлежащем и сказуемом) могут быть выражены любой частью речи («сделаны» из любой части речи).
Очень важно, чтобы уже в начальной школе дети понимали и твёрдо знали, что такое подлежащее и что такое сказуемое, что эти главные члены предложения обозначают и на какие вопросы отвечают. Особенно затрудняются дети в поисках сказуемого, если оно отвечает на вопросы «Каково подлежащее?» или «Что есть (кто есть) подлежащее?»
Очень полезно уже в 4 и 5 классах провести письменный опрос «Что такое подлежащее?» и «Что такое сказуемое?», где ученики должны дать не только точное определение главных членов предложения, но и привести собственные примеры.
Особое внимание следует уделять логической связи главных членов предложения между собой, т.е. умению правильно задавать вопрос от подлежащего к сказуемому и настойчиво приучать детей к полному ответу.
Пример:
Работаем с предложением «Дети играют в саду»
Ответ ученика должен быть таков:
«В этом предложении говорится о детях, это слово стоит в именительном падеже, значит, это подлежащее, оно выражено именем существительным.
Дети что делают?- играют. Это слово обозначает действие подлежащего, значит, является сказуемым, оно выражено глаголом.
Курс русского языка в основной школе (5 класс) начинается с синтаксиса. Это правильно, потому что дети прежде всего должны научиться правильно строить предложение. В этом первоначальном курсе синтаксиса ученики уже подробно изучают способы выражения главных членов предложения и детально знакомятся со второстепенными членами предложения. Понятие и термин «грамматическая основа предложения» им знакомы. Дети сравнительно легко находят подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое, выраженное одним глаголом. Отступление от этой формулы уже вызывает трудности.
Начинается кропотливая работа, в итоге которой ребята должны понять, что подлежащее может быть выражено не только существительным, но и другими частями речи.
Целесообразно уже в 5 классе постепенно знакомить детей с различными видами сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное, хотя это материал 8 класса. Практика показывает, что к концу первого полугодия пятиклассники уже вполне осознанно различают эти виды сказуемого. Правда, на первом этапе возникает путаница между составным глагольным сказуемым и однородными простыми глагольными сказуемыми.
Детей смущает, что и в том и в другом случае – два глагола. Но довольно скоро всё становится на свои места. Опятьтаки полезно провести письменные опросы.
Таким образом, в пятом классе сделан задел на далёкую перспективу в понимании структуры одного из главных членов грамматической основы предложения. Теперь следует методично (желательно на каждом уроке) закреплять структуру сказуемого, терминологию и её понимание.
Уже в 5 классе целесообразно вводить понятия «односоставные и двусоставные предложения». Ребята эти понятия осваивают довольно легко и быстро. Кстати, учебник русского языка для 5 класса авторов Львова и Носова так и делает. Это тоже хороший задел на перспективу. Учебник Ладыженской вводит эти понятия только в 8 классе.
Синтаксис простого предложения детально изучается в 8 классе. Но, если мы не подготовим детей в 5 – 7 классах к восприятию и пониманию этого сложного раздела всего школьного курса русского языка, усвоить пунктуацию простого предложения ребятам будет очень трудно. Вот почему понятия о наиболее сложных случаях выражения грамматической основы следует постепенно вводить именно в 5 – 7 классах. Это разумно и возможно при изучении различных частей речи. Просто надо постоянно помнить об этом и подбирать дидактический рабочий материал для урока с учётом того, какую роль в предложении выполняет изучаемая часть речи.
К примеру, изучая прилагательные, следует показать, что эта часть речи может быть в предложении и подлежащим («Больные собрались на прогулку»), и сказуемым («Ночь светла»); при изучении числительных демонстрируем, что числительные могут выполнять роли и подлежащего, и сказуемого («Два шестиклассника собрались …» ; «Дважды два – четыре») и т.д.
Если мы в 5 – 7 классах на каждом уроке будем проводить синтаксический и пунктуационный анализ хотя бы одного предложения, мы подготовим ребят к решению многих проблем стилистики и пунктуации в 8 и 9 классах.
Именно в этих классах ребята сталкиваются с очень сложными конструкциями грамматической основы предложения. Они в основном связаны с неопределённой формой глагола (инфинитивом).
Неопределённая форма глагола чаще всего в предложении является основной частью составного глагольного сказуемого. («Учёные научились различать…»). В этих случаях инфинитив отвечает на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?» и входит в структуру грамматической основы предложения.
Вообще неопределённая форма глагола (инфинитив) – это довольно сложное языковое явление, способное выполнять в предложении самые разные функции. Это, конечно, затрудняет поиски грамматической основы.
Инфинитив может выполнять функции подлежащего как самостоятельно, так и в составе логически целостного словосочетания (Чувствовать – значит жить), (Любить природу – потребность души). В структуре составного глагольного сказуемого присутствие инфинитива обязательно, как обязательно и наличие вспомогательного глагола. Причём инфинитив может выполнять роль не только основного, но и вспомогательного глагола (Я хочу научиться летать.) Инфинитив может входить и в структуру составного именного сказуемого (Сестра собирается работать портнихой).
Однако инфинитив может быть в предложении и второстепенным членом предложения: обстоятельством цели («Мы зашли в магазин купить…») и дополнением («Я просил врача помочь»), т.е. не входить в структуру грамматической основы предложения.
В предложении «Мы зашли в магазин купить…» грамматическая основа « мы зашли.»
Инфинитив купить является обстоятельством цели, потому что зависит от сказуемого и отвечает на вопрос « зашли с какой целью?» В предложении «Я просил врача помочь…» инфинитив является дополнением, потому что зависит от сказуемого и отвечает на вопрос «просил о чём?»
Практического значения для пунктуации подобные синтаксические конструкции, как правило, не имеют. Но и в ГИА и в ЕГЭ есть тесты именно на различение подобных видов грамматических основ. Так что нам приходится учить детей и этим теоретическим тонкостям
Особую сложность представляют грамматические основы, состоящие только из глаголов (Учить – ум точить). Думается, что в этих случаях нет необходимости усердно искать подлежащее и сказуемое, достаточно обозначить грамматическую основу предложения.
Умение правильно и быстро найти грамматическую основу предложения крайне необходимо при изучении различных видов сложных предложений. Без этого умения ребятам не понять и не осилить пунктуацию сложного предложения.
Проблемы начинаются уже при изучении односоставных предложений. Отсутствие одного из главных членов предложения нередко ставит учащихся в тупик. Они не могут найти границы простых предложений в сложном, если одно из простых предложений – односоставное. Односоставные предложения изучаются в 8 классе.
Здесь опять-таки надо работать на перспективу: изучать односоставные предложения в контексте сложных.
Вообще нет нужды доказывать, что умение безошибочно определять грамматическую основу предложения во всех её формах – важнейшее условие для понимания структуры любого предложения и тем более для его пунктуации. Этому, как правило, посвящается весь учебный год в 9 классе. Если методично, с опорой на практику в 5 – 7 классах постепенно готовить ребят к пониманию синтаксических конструкций, изучаемых в 8 и 9 классах, пунктуацию простых и сложных предложений можно неплохо освоить.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Члены предложения бывают главными и второстепенными. К главным членам предложения относят подлежащее и сказуемое. Они составляют его грамматическую основу.
Птицы осенью улетают на юг.
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.
Береза стоит у ручья.
Три сестры любят играть в прятки.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что (кто) это такое? При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией. Чаще всего сказуемое бывает глаголом:
Мы (что делаем?) разжигаем костер спичками.
Реже сказуемое бывает именем существительным (в этом случае между главными членами ставится тире) или именем прилагательным:
Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространённым.
По тому, какая грамматическая основа в предложении, предложения бывают двусоставные (есть подлежащее и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое).
Поделись с друзьями в социальных сетях: