Как объяснить ребенку что такое красота
Конспект образовательной деятельности с детьми «Что такое красота?»
Конспект
образовательной деятельности с детьми
подготовительной к школе группы
«Что такое красота?»
Выполнил старший воспитатель
дошкольных групп МБОУ
гимназии «Перспектива» г. о. Самара
Формировать у детей представления о внутренней и внешней красоте человека, о красоте в природе и в искусстве;
Активизировать словарь детей (красота, доброта, любить, беречь, сострадать, душа, отзывчивый, добрый, внимательный, воспитанный и т. д.);
Развивать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, слов в предложении; подбор определений);
Развивать умение составлять небольшой рассказ о превращении Бабы Яги;
Способствовать развитию умения эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику;
Использовать художественную литературу как средство развития эмоций и чувств у дошкольников;
Приобщать детей к музыкальному искусству;
Обогащать восприятие детей художественными впечатлениями при рассматривании произведений изобразительного искусства;
Способствовать развитию у детей умения соотносить произведения живописи с литературными произведениями (стихами);
Практические методы и приемы:
этюд «Мое настроение»
игра «Составь из 7 букв название царства»
упражнение «Скажи какое (какая, какие?»
творческое упражнение «Вальс цветов»
игра «Подбери картину»
игровая ситуация «В поисках красоты»
Наглядные методы и приемы:
рассматривание репродукций живописи
рассматривание иллюстрации «Мир украшают деревья, цветы.»
ситуативный диалог «Какого человека можно назвать красивым?»
ситуативный разговор «В человеке должно быть все прекрасно.»
чтение стихов о красоте осенней природы
составление рассказов на тему «Превращение»
Материалы и оборудование:
Кукла Фея Красоты; 7 букв на отдельных карточках; иллюстрация «Мир украшают деревья, цветы…»; музыкальное произведение П. И. Чайковского «Щелкунчик» («Вальс цветов»); иллюстрации с изображением сказочных персонажей (Бабы Яги и Тетушки Ягулечки) для раскрашивания и составления рассказов; репродукции картин Левитана И. «Золотая осень», И. Грабаря «Рябинка», М. Нестерова «Осенний пейзаж», В. Бялыницкий – Бируля «Задумчивые дни осени».
Логика образовательной деятельности:
Введение в игровую ситуацию.
Ситуативный диалог «Какого человека можно назвать красивым?»
Этюд «Мое настроение»
(«Попробуйте показать, что вы чувствуете, если на вас надеты … красивый сарафан, бальное платье, вечерний костюм)
Игровая ситуация «Необычное путешествие»:
Фея к нам идет сама.
Ветерком прохладным вея,
В царство дверь открыла Фея.
Игра «Составь из 7 букв название царства» (царство Красоты).
Сюрпризный момент появления феи Красоты (кукла)
Ситуативный разговор с детьми (объяснение известного высказывания А. П.Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»)
Упражнение «Скажи какое (какая, какие?
Улыбнись тому, кто слева.
Улыбнись тому, кто справа.
Рассматривание иллюстрации «Мир украшают деревья, цветы.»
Вопросы: «Что делают дети на цветочной поляне?», «Кому из них нужно сказать: «Если все сорвать цветы, не будет в мире Красоты!»
Творческое упражнение детей «Вальс цветов» под музыку П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»
Чтение детьми стихов о красоте осенней природы («Унылая пора.» А. С. Пушкина; «Лес точно терем расписной.» И. Бунина)
Игра «Подбери картину» (предложить детям выбрать из представленных феей Красоты репродукций картин И. Левитана, И. Грабаря, М. Нестерова, В. Бялыницкого-Бирули те, которые по настроению, содержанию и колориту соответствовали бы прочитанным стихам)
художественно-речевое творчество детей «Превращение» (фея Красоты предлагает посмотреть, как некрасивая Баба-Яга превратилась в Тетушку Ягулечку. Предлагает раскрасить рисунки и составить рассказ так, чтобы он заканчивался пословицей «Добро украшает человека»).
Игровая ситуация «В поисках красоты» (дети подготовительной группы приглашают Фею Красоты пройти на участок детского сада и найти там красивые осенние предметы для украшения ими своего царства).
В конце образовательной деятельности Фея Красоты предлагает сказать, чем запомнилось детям путешествие в царство Красоты, что нового, интересного они узнали, какие превращения Бабы Яги в рассказах детей были самыми необыкновенными.
Фея надеется на то, что дети смогут рассказать своим близким о том, что такое красота и обязательно, когда вырастут, станут прекрасными людьми.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №74 присмотра и оздоровления Красногвардейского района Санкт.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми 5–6 лет в технологии «Ситуация» Тема: ПРЯМОУГОЛЬНИК Цель: 1) сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки,.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Что такое цифра 5?» Цель: Ознакомление с числом и цифрой 5. Образовательные задачи: познакомить детей с образованием числа 5 путём прибавления единицы к четырём.
Конспект непрерывно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №74 присмотра и оздоровления Красногвардейского района Санкт.
Конспект образовательной деятельности с детьми 5–6 лет «Мой любимый город Выкса» Городской округ город Выкса МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад комбинированного вида № 26 «Ласточка».
Конспект образовательной деятельности с детьми 6–7 лет «Путешествие по странам» Конспект организованной деятельности по физической культуре «Путешествие по странам» (с подвижными народными играми) подготовительная.
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы Конспект образовательной деятельности «Бережем планету вместе» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное.
Конспект образовательной деятельности «Ежи, звуки [Ч] и [Щ]» с детьми средней группы Воспитатель: Радзевич Светлана Юрьевна Цели деятельности педагога: продолжать обучать детей составлению рассказа по картине, используя.
Родительское собрание с детьми «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: 1. Расширять и систематизировать знания родителей о нравственном воспитании. 2. Повышение педагогической культуры родителей. 3.
Формирование у детей в дошкольном возрасте представлений о красоте
Шаповалова Алла Петровна
Формирование у детей в дошкольном возрасте представлений о красоте
1. Красота – это гармония.
2. Осмысление представления о красоте характеризующие духовную и нравственную суть человека.
3. Особенности понимания дошкольниками красоты произведений живописи.
4. Формирование личностных представлений о красоте:
•обогащение представлений о живописи;
•красота природы;
•красота предметов;
•красота человеческих отношений;
•красота искусства.
5. Обогащение представлений о красоте через посещение картиной галереи нашего города.
Что такое красота? Красота – это гармония. В природе, искусстве, быту, человеческих отношениях законы гармонии специфичны. Красота произведений живописи видится нам как гармония души художника (его замысла) и его таланта (уровня воплощения замысла, особенности трактовки образа).
Человек не рождается с готовыми эстетическими потребностями, вкусами, идеалами, он всё это приобретает, живя в определённой обстановке, общаясь с другими людьми. При этом стихийное развитие эстетических потребностей не всегда имеет положительный результат. Как решить эту проблему? При каких психолого-педагогических условиях возможно формирование личностных представлений о красоте у детей дошкольного возраста. Красота не является объективным свойством какого-либо предмета. Ведь один и тот же предмет может казаться дошкольникам в определённый момент прекрасным и уродливым.
У старших дошкольников существует вполне самостоятельное и определённое мнение по поводу красоты. Дети не равнодушны к красоте, они замечают её проявления и обозначают словом «красивое».
Особенности представлений о красоте произведений живописи, вкусовые предпочтениявыяснялись в ситуации выбора: «Выбери картинку, которая кажется тебе красивее других. Почему ты считаешь её красивой? Что красивого нашёл художник в природе, человеке, предметах?»
Эстетическое отношение к своему рисунку определялось вопросами: «Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из них ты назвал бы красивыми? Как ты считаешь, твой рисунок красивый?» и др.
Рассматривая детские работы, обращаем внимание на содержание и оригинальность использования выразительных средств (линий, цветового пятна, композиции, средств декора – «украшательство»).
Обогащая знания и представления детей о живописи, активизации желания выразить в общении своё отношение к произведениям искусства, своё понимание красотеосуществляла работу через:
Представление о живописи
Изготовила ряд дидактических игр,которые использую на занятиях:
• «Придумай и собери портрет»;
• «Виды искусства» (живопись, графика, скульптура);
• «Назови жанр» (портрет, пейзаж, натюрморт);
Эту работу провожу на материале пейзажной живописи, портрета, натюрморта и картин социально-бытового жанра. В детском саду создана малая картинная галерея, выставки детских работ в групповых комнатах, выставки работ созданных руками сотрудников детского сада и родителей.
Красота природы.
К примеру: красота осени –это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий, оранжевый, коричневый и др. ; последнее тепло не жаркого солнца, мелкий тихий дождик. … Так же использую в работе художественные наблюдения, дидактические игры, музыку, просмотр видеоэтюдов о природе, разнообразие изобразительного материала.
Красота предметов.
Нас окружает мир вещей. Они постоянно необходимы нам. Эти вещи не только полезны, удобны, но и красивы. Предлагаю детям рассказать, в чём они видят красоту данной вещи; кто найдёт красоту в предмете – рассматривая изделия мастеров народно-прикладного искусства, убранство групповой комнаты, изостудии.
Красота человеческих отношений.
Красота искусства.
Если детей знакомим с живописью в картинной галерее города или выставочном зале, обязательно заранее рассказываю детям о правилах поведения в них. Обращаю внимание детей на здание, в котором располагается выставочный зал. Экскурсовод знакомит детей не только с картинами, но и с техникой рисования, биографией местных художников. Дети получают знания о труде скульптора, художника, фотографа.
Мы убедились, что обогащение представлений детей о красоте вообще и способах её достижения на примере искусства живописи приводит к развитию образно-эстетической выразительности рисунков. Грамотное воспитание у детей дошкольного возраста чувства красоты помогает формированию более совершенных отношений ребёнка к окружающему миру, природе, людям.
Перспективный план просвещения родителей в группе детей раннего возраста Сентябрь 1)Заседание клуба «Гармония». Консультация психолога «Особенности развития ребёнка третьего года жизни» 2)Текстовая информация.
Конспект развивающей непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительного дошкольного возраста «группы социального риска» на тему: «Что такое красота и для чего она нужна?»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»
Конспект развивающей непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительного дошкольного возраста
«группы социального риска» на тему:
«Что такое красота и для чего она нужна?»
социальный педагог Зубаирова А.С.
Цель: изучение понятий «красивое» и «безобразное» у детей подготовительного возраста
определить понятия «красивое» и «безобразное»;
рассмотреть красивые и некрасивые поступки;
создать атмосферы сплочения и дружелюбия.
Дети встают в круг, психолог просит детей поздороваться: ладошками, локтями, коленками, ушками. Далее дети делают комплименты о внешности друг другу.
Беседа о красивом и безобразном
Ребята, как Вы думаете, что такое «красота»? (Ответы детей)
Психолог, после ответов детей рассказывает, что красот а – это то, что приятно и нравится всем людям без исключения, это все то доброе и прекрасное, что окружает человека и что вызывает в нем радость.
Помимо красоты, в мире существует некрасивое и безобразное.
Безобразие – это все то, что очень некрасиво; все то, что не нравится почти всем людям.
Упражнение «Красивое или безобразное?»
Ребята, сейчас вам необходимо будет сравнить и сказать что мы отнесем к красивому, а что некрасивому.
— чудесная музыка и скрип дверей (психолог включает звуки);
— красивый рисунок и каракули;
— снег и грязь (картинки);
— улыбающегося малыша и грязного.
Ребята, как Вы думаете, красота делает человека лучше? (Ответы детей)
Психолог поясняет, что от красоты всем становится радостно на душе (появляется радость внутри), человек становится добрее и тоже хочет сделать что-нибудь красивое в жизни
Упражнение «Изобрази красивое»
Психолог просит детей на песочных столах изобразить что-то красивое. После того как дети закончат рисовать, каждый ребенок рассказывает, что он нарисовал.
Сказка «Красота души»
Скучно было Цветку стоять целыми днями на одной ножке посреди клумбы. Он вырос и распустил свои лепестки намного раньше остальных цветов, и поэтому общаться ему было совершенно не с кем. И вот, в один из дней, на него села незнакомая, очень красивая Бабочка. Она, наверное, прилетела издалека, потому что таких красивых крыльев Цветок еще никогда не видел. Пока Бабочка, сложив крылья, отдыхала, Цветок пожаловался ей на свое одиночество и рассказал о том, как скучно и невесело ему живется. Сжалилась Бабочка над одиноким Цветком. Она решила не лететь дальше, а поселиться поблизости. Ей захотелось почаще прилетать к Цветку и рассказывать ему о тех местах, где она уже успела побывать.
Теперь Бабочка помногу раз в день прилетала к Цветку с новостями, а он, широко раскрыв лепестки, радостно встречал свою красивую гостью. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок сжался, задрожал от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился и сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться Бабочки. Вскоре она появилась в небе. Бабочка куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыл свои лепестки и воскликнул:
– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду. Мне надо тебе кое-что сказать.
Как только Бабочка подлетела к Цветку, она тут же оказалась в сачке. Она хотела вырваться из плена, но у нее ничего не получалось. Вдруг край сачка приподнялся, и Бабочка увидела руку, тянущуюся к ней. Чьи-то пальцы пытались ее схватить. Бабочка металась, билась крыльями и внезапно ей удалось вырваться на волю. Взлетев высоко, она оглянулась и увидела, что от удара сачка Цветок сломался. Он без движения лежал среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим сломанным и молчащим другом, и горько плача, говорила:
– Это я виновата, это тебя из-за меня сломали, прости меня, Цветочек.
– Кто из героев сказки был по-настоящему красив душой и сердцем?
– Как поступил Цветок по отношению к Бабочке? (Некрасиво и безобразно).
– А может быть, кто-то считает, что Цветок поступил красиво, ведь он спасал свою жизнь? (На ответ «да»: если он поступил красиво, значит, вы хотели бы с ним дружить, если бы были Бабочкой).
– Вам понравился мальчик или нет? Почему?
– Что важнее, красота души или красота внешняя?
Психолог резюмирует, что красивое нравится всем, а некрасивый, безобразный поступок никому (почти всем) не нравится.
Упражнение «Красивые поступки»
Психолог предлагает каждому ребенку из мешочка выбрать листик, на котором написан красивый поступок, который должен совершить ребенок. После выбора дети совершают красивый поступок по очереди. После выполнения красивого поступка, все дети аплодируют друг другу.
Упражнение «Волшебное сердечко»
Психолог: «Ребятки, сегодня все занятие за нами наблюдало большое сердце, и оно хочет похвалить каждого из Вас».
Дети из сердца достают бумажку, на которой написана похвала. Психолог читает похвалу сердца!
Список использованной литературы
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Дошкольники. – М.: Генезис, 2008.
Что такое красота?
Цель:
Тип урока: урок развития связной речи.
Оборудование: выставка изделий народно-прикладного искусства Хохломы, Жостово, Дымкова; выставка иллюстраций Хохломы, Дымкова; выставка книг, используемых при подготовке к уроку, фотографии И.И.Левитана, Рафаэля, «Вальс цветов» П.И.Чайковского, компьютерная презентация.
Ход урока
Красота спасет мир.
Ф.М. Достоевский
1. Орг. момент
Урок начинается с чтения стихотворения С.Кирсанова “Этот мир” под приятную музыку для создания атмосферы радости, удовольствия.
— Какой момент описывает поэт в своем стихотворении?
— На какое творение посмотреть отходит Солнце? (Красоту.)
2. Объявление темы урока.
— Определите тему урока. Чем мы будем заниматься сейчас на уроке?
(Запись темы урока на доске и эпиграфа.)
– Где мы можем встретить её (красоту)?
3. Словарная работа со словом «Красота» в тетрадях.
а). Лексическое значение слова (Работа со словарем Ожегова)
б) фонетический разбор слова: красота
в) морфемный разбор слова красота.
г) морфологический разбор слова красота
(Использую опорную схему:
д) подбор синонимов, антонимов и запись их в тетрадях: (Чудо, волшебство, великолепие, диво, изящество, роскошь, божество).
е) Составление предложения со словом «красота», синтаксический разбор записанного предложения: Красота всю жизнь нас окружает везде: в природе, в строительстве зданий, в искусстве, в музыке.
Учитель: Объясните, как вы понимаете слова эпиграфа?
Красота существует не отдельно от жизни. Вся наша жизнь связана с ней. Мы видим и замечаем ее везде: в родной природе и людях, в творчестве, красота всегда приносит людям радость. Поэт Н.Заболоцкий писал: «…что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
4. Красота в музыке.
Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
— Что представляете вы, слушая эту музыку?
5. Красота поэтического слова.
Учитель: Красота всегда приносит людям радость, помогает выстоять в трудные минуты жизни, вдохновляет и облагораживает, поднимая из глубин души все самое лучшее и светлое.
(Чтение отрывка из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина об осени).
(Чтение стихотворения учеником наизусть).
Красоту нашей природы
Описать я не смогу.
Лучше красками цветными
Я пейзаж изображу.
Нарисую лес зеленый,
Голубые облака
И багульника цветочек
Мотыльком изображу.
Нет природы нашей краше,
Где сосна и ель растет,
Белоснежная береза,
И черемуха цветет.
Берегите, не губите
Вы зеленые леса.
Пусть своею красотою
Лес нам дарит чудеса. Великолепна природа родного Забайкалья.
Как хорошо, что сейчас можно запечатлеть любой момент на фотографии.
6.Компьютерная презентация. «Как прекрасен этот мир – посмотри!»
7. Красота в живописи. Ее воздействие на человека.
Красоту нашей природы отражают и полотна великих художников. Вот портрет замечательного пейзажиста И.И.Левитана (Показываю портрет художника) Посмотрите на знакомую вам картину “Золотая осень ”На нее можно смотреть много раз и никогда она не надоедает. Почему?
Художник увиденное передал красками.
— Представьте себя среди пейзажа в светлый осенний день на берегу маленькой речки.
— Что вы чувствуете? (Вы только что вышли из леса и перед вами спокойная синяя вода, чистый, прозрачный воздух, шорох золотых листьев.)
Учитель: К.Г.Паустовский писал: «Невольные слезы обожгли мне глаза. … Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что я до сих пор не мог поверить, что такая красота существует на свете… Все дрожало у меня в душе. Происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда ещё молодого сердца».
8. Красота в народно-прикладном искусстве.
9. Рассказ ученика о хохломской росписи
В Хохломской росписи осталось удивительное мастерство художника, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошими подарками. Чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Хоть все они и имели одинаковые названия, они отличались друг от друга и формой, и росписью.
В больших количествах изготовляли ложки – ложка у каждого была своя. Мастер брал определённой величины кусок дерева – баклушу, разрубал её на нужное количество кусков. Бить баклуши поручалось подмастерью, т.к. эта работа считалась лёгкой. Самые трудные работы, в том числе и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями.
Красивые ложки и ковши тоже использовались и используются и как музыкальные инструменты. Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошими подарками. Чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Хоть все они и имели одинаковые названия, они отличались друг от друга и формой, и росписью.В больших количествах изготовляли ложки – ложка у каждого была своя. Мастер брал определённой величины кусок дерева – баклушу, разрубал её на нужное количество кусков. Бить баклуши поручалось подмастерью, т.к. эта работа считалась лёгкой. Самые трудные работы, в том числе и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями. Красивые ложки и ковши тоже использовались и используются и как музыкальные инструменты.
Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой; цветы дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты стало доступно жостовским мастерам.
В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек.
Учитель: Красота … Как вы думаете это понятие новое или оно вечно? (Русская старина и современность связаны этим словом неразрывно и проявляются в каждом произведении художников и композиторов и в каждом творении архитекторов и скульпторов.)
— Что может быть в этом доказательством?
10. Красота вечна.
Картина «Сикстинская Мадонна»
— Перед вами картина «Сикстинская Мадонна». Как вы думаете, много ей лет?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело Буонаротти
(Рассказы учеников о художнике Рафаэле и его картине.)
О чём же эта картина? Картина «Сикстинская Мадонна» является величайшим произведением. Она посвящена самому радостному событию в жизни человечества: рождению Богочеловека, который изменил своим присутствием на земле мировоззрение, идеологию людей. Его идеи жизнеутверждающи, призывают верить в великое предназначение миссии человека, верить ближнему, сострадать ему. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне. Открывается картина бесконечной панорамной ярко-голубого неба, на котором виднеются лики бесплотных существ. Их взоры устремлены на героиню полотна. Эта большая картина изображает чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву Глаза Мадонны печальны. Взгляд её тёмных глаз устремлён куда-то вдаль. Этому взгляду доступно то, что скрыто от взора простых смертных.
Великая сила искусства
Ты не найдёшь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
У. Шекспир
Учитель: Понравился вам рассказ о картине Рафаэля? О чем он? Какова главная мысль этого отрывка? (Это текст, поясняющий сюжет картины Рафаэля. Мы видим нерешительность героини картины. Она держит на руках своего сына, но должна отдать его людям. Переживания за судьбу своего ребенка передаются в отрывке. Мадонна понимает – так надо поступить.)
11. Итоги урока
Учитель: Заканчивая наш урок, давайте вернёмся к тому, с чего начинали, к эпиграфу сегодняшнего урока.
Почему, именно, так мы назвали этот урок? Чему научились? Почему, открывая мир красоты одновременно открываем и мир русского языка?
12. Домашнее задание: напишите сочинение или стихотворение на тему урока.
Литература