Как объяснить ребенку что такое монолог
Развитие монологической речи в дошкольном возрасте
В дошкольном детстве перед каждым ребенком стоит задача научиться связным и аргументированным высказываниям. Такая форма речи называется монологической, и без нее немыслимо школьное обучение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста заключается в способности связно описать игрушку или рассказать о прогулке, интересных событиях. Подобные истории – важная часть общения со взрослыми и сверстниками.
Особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста
Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. Дошкольники младшего и среднего возраста знают не так много слов, чтобы построить хотя бы короткий рассказ, сформулировав содержательные предложения.
Дополнительную трудность доставляет необходимость удерживать смысловую целостность информации. Если в диалоге ребенок опирается на реплики собеседника, то в монологе ему приходится концентрировать внимание на цепочке своих высказываний. Это сложная задача для малышей. По этой причине детские высказывания чаще получаются обрывистыми и не достаточно логичными.
Важны постоянные усилия взрослого для того, чтобы монологическая речь дошкольников совершенствовалась. На первых порах ребенку доступна только информационная форма монолога, и необходимо поддерживать его стремление поделиться новостями, переживаниями по поводу ссор. Выслушивание описания новой машинки или куклы у друзей также отличный способ помочь дошкольнику улучшать навыки монолога.
Если малыш запинается, не зная походящего слова, важно подсказать ему нужный термин и дополнительно рассказать о нем. Ценно не только усвоение нового понятия, но и то, что ребенок в очередной раз прослушает, как звучит связное высказывание.
Как осваивают формы монолога дошкольники
Монологическая речь в отличие от диалогической характеризуется развернутостью сообщения одного говорящего. Монологи детей имеют три основные формы:
Начиная с трехлетнего возраста, предпринимаются первые попытки монолога. Посадив перед собой кукол, малыш обязательно разговаривает со своими молчаливыми собеседниками. Но подобные детские высказывания не объединены общим смыслом, как того требует описательное или повествовательное сообщение.
Описание
Описание предметов или явлений означает короткую историю. Данная форма речи начинает развиваться с 4-х лет.
Ребенок получает картинку или игрушку, о которой он должен самостоятельно рассказать, какого цвета и формы игрушка, какая на ощупь, какие эмоции вызывает.
Если же перед глазами картинка, то дошкольник описывает сюжет, героев, детали.
Удачным дополнением рассказа станет фантазирование, как развивались события до того момента, который запечатлен на картинке, и что будет далее.
Отличный способ для развития навыка описания — прогулки. Сама природа предоставляет миллион возможностей для закрепления навыка. Шишка – какая она? А листочек? А солнечный луч? А цветок?
Изначально описание заключается в использовании одного-двух слов. Наводящие вопросы помогают ребенку сначала лучше понять, на какие детали обращать внимание, а потом и использовать их в речи. Постепенно однословные формулировки обогащаются дополнительными словами, описывающими отношения и ощущения, благодаря чему происходит развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Листочек – зеленый. А еще? Мокрый. Почему? Потому что недавно был дождь или утром выпадает роса. Ребенку задается серия вопросов и таким образом постепенно рождается связный рассказ, в котором описывается и форма листочка, и дерево, с которого он упал. Умение наполнять историю не только фактами, но и эмоциями позволяет говорить о том, что ребенок освоил основы монолога.
Повествование
Повествование означает рассказ на заданную тему. Фактически, это устное сочинение. В зависимости от возраста, словарного запаса и уровня монологической речи дошкольников на текущий момент повествование может быть:
В первом случае малыш может рассказывать про дядю, который долго чинил машину и, наконец, поехал. Во втором — поделиться впечатлениями о летней поездке на отдых. В третьем – сочинить историю, о чем рассказывает серия картинок. В четвертом – придумать свою короткую сказку, что позволяет дополнительно развивать творческое воображение.
Задача взрослых – помогать дошкольнику строить свое повествование таким образом, чтобы оно было не только связным, но и логичным. Важно избегать перескакивания с одного факта на другой без связующих предложений. Помогают уточнения: «Ты только что говорил про дельфинов, а теперь рассказываешь про друга, с которым там познакомился? Что произошло до этого?»
Рассуждение
Рассуждение относится к самым сложным формам монологической связной речи у детей. Поэтому его развитию необходимо уделять максимум внимания. Особенность рассуждения заключается в том, что оно строится с опорой на основные компоненты:
Не всякому взрослому это под силу, если вопросу не уделялось внимание в детстве. В дошкольном возрасте умение рассуждать чаще всего предназначено для самостоятельного нахождения ответа на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Для чего»?
Идеальное решение для развития данного навыка – порассуждать о том, что вызвало особый интерес. Например, малыш, увидев кубики льда в холодильнике, непременно задаст свои вопросы. Не ограничиваясь ответами, полезно увлечь ребенка рассуждением на тему, зачем человеку вообще может понадобиться лед. Придется помочь с формулировками и ненавязчиво подсказать идеи, которые можно обсудить, но и для дошкольника будет двойная польза: формирование умений рассуждать дополнится развитием познавательного интереса.
Использование творческой деятельности в развитии связного монолога
Творчество – один из результативных инструментов в освоении дошкольниками монологической и диалогической речевых форм. Театрализованная деятельность является наиболее эффективным занятием для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Разыгрывание небольших сценок, постановка сказок предполагает распределение ролей и высказывания от имени своего героя. Особенности театрализованной игры подразумевают знание участниками своих ролей. Для этого необходимо запомнить небольшой текст, научиться его выразительно произносить.
Некоторые дети стараются запомнить дословно высказывание героя, другим легче передавать содержание сообщений, дополняя своими словами. Но в каждом из этих случаев дошкольники тренируются произносить монолог.
Театральные приемы облегчают ребенку пересказ сказки или придуманной им истории. Детям легче следить за логическим разворачиванием событий и воспроизводить монологи, если в своем рассказе они стараются изображать характерный голос сказочных персонажей, дополняя выразительной мимикой.
Приемы развития монологической речи в повседневной жизни
Любой момент общения родителей с ребенком в повседневной жизни можно с пользой применять для развития монологической речи. Если в 2 года это просто чтение наизусть коротких стишков, то, начиная с 4 лет, дошкольник способен с помощью взрослых произносить небольшие монологи.
Показывая сыну или дочери новый предмет, стоит обсудить его, предложить ребенку описать его, рассказать, что понравилось. В качестве объектов описания могут выступать предметы быта, многообразие игрушек.
Любое событие можно использовать для того, чтобы побудить дошкольника высказать собственное мнение:
Основные задачи речевого развития – это не только обучение говорить связно, освоение форм и языковых выразительных приемов. Также это поддержание стремления рассказывать, делиться впечатлениями и прививание любви к родному языку.
Конспект открытого занятия по развитию речи «Монолог: повествование и описание»
Конобеева Юлия Валерьевна
Конспект открытого занятия по развитию речи «Монолог: повествование и описание»
• Знакомить детей с комбинированными текстами, представленными сочетанием повествования и описания;
• Закреплять понятие «предложение»;
• Составление сказки по картинкам;
• Развить речевое дыхание
Оборудование: иллюстрация «В чаще леса», набор картинок, взаимосвязанных по смыслу, для составления сказки.
Ход занятия
В: Здравствуйте дети! Меня зовут Юлия Валерьевна! Прежде чем приступить к занятию, выпрями осанку, сядем красиво и внимательно слушаем, о чём я вам буду говорить. Сегодня мы с вами будем составлять сказку по картинкам. Но для начала мы вспомним и закрепим понятие «предложение». Что такое предложение?
Д: Предложение – это несколько слов, объединенных между собой по смыслу.
В: Правильно! Теперь давайте составим по картинке «В чаще леса» предложения, состоящие из двух, трёх, четырёх, пяти слов.
• Зайка прячется за кустом;
• Белка делает запасы;
• Медведь лезет за мёдом;
• Дятел стучит по дереву;
• Еж несет на спин гриб.
В: Молодцы ребята! Теперь выполним с вами комплекс упражнений на развитие речевого дыхания.
А. Плавный вдох – плавный выдох (6раз)
Б. Плавный вдох – резкий выдох (5-6 раз)
В. Проговорим разученную ранее скороговорку «Лиса в лесу, лисята в лазу».
Молодцы! Теперь немного поговорим с вами. Подберите существительные словам хороший, плохой.
Д: Хороший человек, хороший друг, хорошая девочка, хороший вечер;
Плохой человек, плохой мальчик, плохой дом, плохое утро.
В: Ну а сейчас мы разберем хороший и плохой поступок. А для начала составим сказку, и помогать нам в этом будут вот эти картинки (демонстрирую иллюстрации).
Внимательно посмотрим на картинки. Какие герои будут присутствовать в сказке?
Д: Белки, ежик, лиса, волк и елка.
В: Кто из героев будет главным (т. е. присутствует на всех картинках)
В: Внимательно рассмотрим первую картинку. Что на ней изображено?
В: Это хороший поступок, что еж помогает белкам?
В: Правильно дети. Всем надо помогать.
Посмотрим на вторую картинку. Что тут изображено?
Д: Лиса и волк смеются над ежиком, потому что он остался без иголок и стал слабым и беззащитным.
В: Это хороший или плохой поступок?
В: Правильно! Смеяться над слабыми ни в коем случае нельзя.
Посмотрим на следующую картинку. Что там изображено?
Д: Еж встал на пенек и разговаривает с елкой.
В: А что есть общего у ежа и елочки?
В: Правильно! У елочки иголок много, а у ежа их почти не осталось. Он отдал их белкам.Посмотрите на елочку: она добрая, она может поделиться своими иголками с ежом?
В: Конечно ребята! Смотрим на последнюю картинку и что мы видим?
Д: Ежику дала свои иголки елочка.
В: А кто помогал ежу доставать иголочки?
В: Правильно! Это хороший поступок?
В: Обратите внимание на лису и волка. Как они удивленно смотрят на ежа. Вот на одной из картинки они радовались и веселились. Можем ли мы сказать про веселье волка и лисы, что это добрый смех?
Д: Потому что они поступали плохо, смеясь над бедным ежиком без иголок.
В: Правильно дети. Веселье, радость и смех не всегда бывают хорошими. Нельзя смеяться над другими, тем более, когда у них случилось горе.
В: Теперь немного отдохнем и отвлечемся от сказки.
Сейчас мы проведем физкультурную минутку.
Отправимся в лес за грибами.
Аккуратно встаем из-за своих мест, никому не мешаем. Слушаем и повторяем за мной!
Дети утром рано встали;
За грибами в лес пошли.
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним ребята,
И в лукошко набери!
Вот на дереве орех
Кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
Три часа в лесу бродили.
Все тропинки исходили.
Утомил всех долгий путь-
Дети сели отдохнуть
(дети рассаживаются на места).
В: Молодцы. Мне очень понравились ваши сказки.
Итак, ребята, сегодня на занятии мы с вами составляли рассказ! Что такое рассказ?
Д: Несколько предложений, объединенных между собой общим замыслом.
В: Какой рассказ мы составляли?
Д: Хороший поступок.
В: Молодцы! Ребята, предлагаю вам рассказать сочиненные сказки дома и нарисовать иллюстрации к ник.
Всем спасибо за внимание! Можете быть свободны!
Конспект НОД по развитию речи «Описание овощей» Министерство образования и науки Самарской области Центр профессионального образования Самарской области ИТОГОВАЯ РАБОТА по курсу.
Конспект НОД по развитию речи «Описание игрушки» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего возраста. (раздел звуковая культура речи) Тема:.
Конспект открытого занятия по развитию речи «Описание игрушек с использованием схемы» Цель: • Расширить представления детей об игрушках. • Учить детей, составляя самостоятельное описание, руководствоваться схемой, предложенной.
Конспект открытого занятия по развитию речи (старшая группа) Конспект итогового занятия по развитию речи (Старшая группа)Тема: «Зима»Подготовила: воспитатель МБУ Д/С №200 «Волшебный башмачок» Щекалева.
Конспект занятия по развитию речи. Чтение и заучивание стихотворений Агнии Львовны Барто, описание игрушек Конспект занятия по развитию речи. Чтение и заучивание стихотворений Агнии Львовны Барто, описание игрушек. Задачи: отвечать на вопросы.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ч]» Цели: 1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах); 2) Развивать фонематический слух детей. 3) Объяснить.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гости к Домовенку Кузе» (диалог-монолог) «Монолог-диалог» Цель: Воспитать интерес к устной речи, родному языку, малым формам фольклора. Продолжать знакомить детей с понятиями-монолог,.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание игрушки» Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Описание игрушки» Цели: развивать умения подбирать к существительному слова определения.
Конспект занятия по развитию речи. «Описание картины «Уголок природы в детском саду» Тема «Описание картины «Уголок природы в детском саду»» Цели: Обобщать представления о комнатных растениях Учить составлять рассказ по картине.
Монологическая речь дошкольников
АНАСТАСИЯ МУДРОВА
Монологическая речь дошкольников
Обучение дошкольников монологической речи
Исследователь Леонтьев считает, что монологическая речьимеет некоторые особенности:
вынуждены не только назвать предмет, но и описать его, если
слушатели не знали раньше о предмете высказывания.
Главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической речи.
При формировании у детей монологическойречи были поставлены следующие задачи:
1. Развивать связную монологическую речь. Учить составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам, из личного и коллективного опыта.
2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
3. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
4. Поддерживать интерес к рассказыванию.
5. Уделять особое внимание воспитанникам с нарушением речи.
6. Воспитывать интерес к языку и желание говорить правильно.
Методами монологической речи являются:
1. Пересказ. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах.
Пересказывание художественных произведений так же является методом развития монологической речи. В пересказывании художественных произведений детям помогают наводящие вопросы. В младшем возрасте вопрос должен строиться от совместного пересказывания к последнему слову фразы.Например:
Часто приходится воспитателю отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы этот ответ повторил ребенок. Сколько раз надо прочесть художественное произведение зависит от того, как развита речь и какой уровень развития у ребенка. Малышам одну и туже потешку приходится читать по пять или более раз, прежде чем они начинали узнавать ее, запоминать отдельные фразы. Подсказывающие вопросы так же помогают детям младшего возраста при пересказывании.
От детей раннего возраста следует добиваться при пересказе повторения, как отдельных слов, так и целых фраз, а так же помогать запоминанию текста. Детям более старшего возраста необходимо задавать прямые вопросы, иногда, облегчая пересказ, используются подсказывающие вопросы.Например: при пересказывании сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»:
Воспитатель: Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?
Ребенок: Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
Воспитатель: Сколько комнат было в медвежьем домике?
Ребенок.В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. Иногда ребенок может недосказать последнюю часть предложения, тогда следует задать подсказывающий вопрос.
Например, пересказывается рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик». Чтобы правильно пересказать,дети должны ответить на вопрос: «Почему Мишина башня из кубиков развалилась, когда Миша вынул нижний кубик?»
Обучая детей среднего возраста пересказу, как методу монологической речи, часто в своей работе используют серию, цепь вопросов, развивающих тему, т. е. план пересказа.
Чаще всего план составляется из 2-3 вопросов, но когда дети уже начинают излагать свой пересказ в определенной последовательности, план следует усложнить, если дети не справляются, то упростить.
Например: детям читать одну небольшую законченную часть произведения, затем поставить серию вопросов, исчерпывающих ее содержание; и дети пересказывают данный отрывок.
Особое внимание уделяется правильному произношению слов, правильно составленным предложениям и выразительному пересказыванию.
Таким образом,у детей среднего возраста постепенно формируется навык к вопросам поискового характера: почему? зачем? для чего? каким образом?
В результате работы дети самостоятельно научились рассуждать, находить правильные ответы на вопросы, развилась самостоятельность.
Сначала скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо?
Затем расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться?
После пересказа этой сказки, используя вопросы – указания, непринужденно напрашивается вопрос поискового характера.
Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?
Конечно, дети отвечали на этот вопрос по-разному, но вывод в конце надо обязательно сделать вместе с детьми.
Вышеперечисленные типы вопросов помогают детям при пересказывании текстов. Такое пересказывание способствует развитию монологической формы речи.
Система опыта работы
«Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам мнемотехники»
Цель: теоретическое обоснование и доказательство эффективности использования приемов мнемотехники для развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования определяется тем, что обоснована целесообразность использования приемов мнемотехники для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Определены особенности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что программу, основанную на использовании приемов мнемотехники можно использовать на занятиях по развитию связной монологической речи.
Для решения задач были подобраны специальные методики для диагностики уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методика 1 – пересказ текста Л. Н. Толстого «Лев и мышь», Методика 2 – Рассказ по серии сюжетных картинок, Методика 3 – рассказ по сюжетной картине, Методика 4 – описательный рассказ.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. У детей старшего дошкольного возраста отмечается значительное отставание в формировании навыков связной монологической речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Мною была разработана программа, которая предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Данная программа составлена на основе дидактических и коррекционных принципов. Важным являлся принцип дифференцированного подхода обучения. Также на занятиях использовалось большое количество наглядного материала. Материал, отбираемый для использования на занятиях, являлся адекватным познавательным возможностям каждого ребенка.
Программа состоит из трех блоков. Первый блок включал в себя игры и упражнения, направленные на обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи, на распространение предложений, на развитие памяти детей. Игры и упражнения проводились во второй половине дня в свободное от занятий время.
Так как практически все дети экспериментальной группы показали довольно низкий уровень развития связной речи, а также недостаточность сформированности словаря, грамматического строя, то целью I блока было расширение и закрепление словарного запаса, усвоение грамматических категорий и закрепление навыка пересказа небольшого текста, что в свою очередь повышает уровень развития связной речи.
Так первые три упражнения были направлены на развития умения грамматически верно строить предложения. В упражнении «Закончи предложение» детям предлагался текст незаконченного предложения. Они должны были придумать конец предложения. При этом обговаривалось, что не хватает в этом предложении, чего не достает, законченно ли предложение по смыслу. В упражнении «Составь предложение по двум картинкам» детям предлагались две предметные картинки, с которыми ребенок должен был составить предложение. Перед этим с ним обсуждалось, с чего начинается предложение, чем заканчивается. Следующие игры были направлены на обогащение словарного запаса детей. Использовались игры «Хорошо-плохо», «Пары слов». В ходе этих игр детям предлагались картинки предметов и явлений, по которым они должны назвать качества, свойства предмета.Словарь детей обогащался словами: знойный, прохладный, ясный, изумрудный и др. В игре «Пары слов» детям необходимо установить причинно-следственные связи между двумя предметами, активизировать словарь. Так, например,детям предлагалась пара слов: солнце, яблоко, а им необходимо было назвать одно слово, которое подходит к ним. Другие три упражнения были направлены на развитие умения устанавливать связь между схематичным и реальным изображением предмета. В упражнениях «Загадай предмет в рисунке» и «Составь предложение по схеме» детям было необходимо опираясь на схему составить предложение, или наоборот, зашифровать предмет схемой. Следующие два упражнения направлены на распространение предложений, на умение образовывать от существительных прилагательные, активизацию словаря прилагательных на умение выделять части предметов. Использовались игры «Назови части», «Из чего сделаны предметы», «Кто больше скажет», «Чем занимаются». Дети в соревновательной форме подбирали прилагательные, глаголы. Учились правильно строить предложение. За каждый правильный и красивый ответ дети получали фишку.
Второй блок работы по формированию связной монологической речи включал в себя подгрупповые занятия по развитию различных видов связной речи с использованием мнемотаблиц. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 3 месяцев.
Поскольку по данным констатирующего эксперимента было выявлено, что детям трудно установить последовательность изложения и удерживать в памяти эту последовательность,на занятиях использовалась мнемотехника: мнемотаблицы, мнемосхемы, в которых заложена определенная информация. На начальных этапах работы предлагались готовые мнемотаблицы, на последующих дети самостоятельно заполняли таблицу.
При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе использовалась сенсорно-графическая схема В. К. Воробьевой, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов. Так, например, на занятии по составлению рассказа-описания овощей,детям предлагались следующие вопросы: что нам поможет увидеть овощ – его форму, цвет, величину. Какой он на ощупь? Таким же образом на схеме размещались соответствующие символы величины, вкуса, цвета и т. д.?Занятия проводились в интересной игровой форме: в гости приходила бабушка с подносом овощей. При описании игрушки животного, детям предлагался сюжет – поход в зоопарк. На последующих занятиях детям предлагалась готовая мнемотаблица. Наглядная схема выступала в виде плана речевого высказывания.Для этого использовались символы: цвет – нарисованы цветовые пятна, форма – называют какую форму, имеет сам предмет или его части, величина – два предмета контрастной величины, человек – для чего объект нужен человеку и каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение) или как человек использует его (если это неодушевленный предмет, контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, а ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет, рука – какие действия совершаются с этим предметом, знак вопроса – название предмета или объекта, восклицательный знак – эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет. На занятиях использовались загадки. При отгадывании загадок дети учились по признакам определять объект. На первом занятии по отгадыванию логопед подробно комментирует каждый рисунок. На следующих заданиях дети рассматривали зашифрованные письма, догадывались, какой предмет там спрятан, и объясняли, как они догадались.
На занятиях мы учили детей рассказывать связно, большое внимание уделялось умению грамматически правильно строить предложения. Этому способствовали образец рассказа логопеда, а также исправление ошибок в рассказах детей.
На первых занятиях пересказу использовались иллюстративные панно и опорные картинки. В занятии по заучиванию стихотворения «Осенью» А. Плещеевой использовались иллюстрации осенней погоды. Затем иллюстрации были заменены условными схемами, которые помогали детям учиться составлять план пересказа. На последующих занятиях дети сами составляли простые рисунки-схемы.
Третий блок включал в себя фронтальные занятия с детьми, которые проводились 1 раз в неделю в течение 3 месяцев.
На занятиях продолжалась работа по закреплению полученных навыков с использованием иллюстративного панно, мнемотаблиц. Занятия являлись итоговыми, с необычными сюжетами. Дети участвовали в вечере развлечений «Красивая речь», отправлялись в путешествия по сказочному лесу,встречали различных животных и выполняли задания: подбери красивые слова, отгадай загадку по схеме, расскажи, что за чем и др
При сравнении результатов контрольной и экспериментальной группы получились следующие результаты: дети экспериментальной группы при описании игрушки пользовались более многочисленными характеристиками предмета, называли цвет, величину, материал, фактуру, отражали свое отношение к игрушке. При описании использовали качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Дети контрольной группы тоже правильно описывали игрушку самостоятельно, при этом троим детям понадобилась незначительная помощь в виде вопросов. Два ребенка пользовались простыми предложениями.
При рассказа по серии сюжетных картин дети контрольной группы верно отражали сюжет. У троих детей наблюдались пропуски отдельных эпизодов. Дети экспериментальной группы достаточно полно отражали сюжет. При рассказывании были эмоциональны, говорили полными предложениями, некоторые дети отражали свое отношение к картинкам.
У детей экспериментальной группы пересказ текста не вызвал затруднений. Дети самостоятельно составляли рассказ, полностью передавали содержание. Только 2 детям потребовалось задать один вопрос, после чего дети поняли о чем говорить дальше и без затруднений изложили весь текст.По сравнению с экспериментальной группой контрольная группа детей показала результаты значительно ниже: одному ребенку потребовалась помощь в виде повторов наводящих вопросов, двоим детям потребовалось помощь в идее побуждения и только Катя Б. самостоятельно пересказала текст, полно передала содержание с соблюдением связности.
Таким образом, дети контрольной группы показали результаты развития связной монологической речи ниже, чем дети экспериментальной группы. Это доказывает, что применение приемов мнемотехники эффективно влияет на развитие связной монологической речи.
Диалогическая речь Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах— диалоге и монологе. В лингвистической и психологической.
Консультация «Что такое речь?» Что такое речь? Речь- это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Это один из видов.
Консультация для родителей «Музыка и речь» Музыка и речь (консультация для родителей) О целебной силе музыки свидетельствуют многие научные исследования. В античных источниках множество.
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников 3–4 лет. Острый слух правильная речь» «Развитие речи дошкольников 3-4 лет. Острый слух правильная речь.» Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития.
Консультация для родителей «Развиваем речь» Консультация для родителей. Развиваем речь. Мы знаем, что у человека существует не только слуховая зрительная, но и тактильно – двигательная.
Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития Проектная работа Играя развиваем речь дошкольников с задержкой психического развития. Выполнила: Датаджиева С. З. Содержание.
Речь детей раннего возраста Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит.
Консультация «Развиваем речь» Развиваем речь играя Котёнок Агния Барто Котёнок возится с клубком: То подползет к нему тайком, То на клубок начнет кидаться, Толкнет его,.