Как объяснить ребенку что такое пословица

Консультация «Как объяснить детям пословицы и поговорки»

Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое пословица. Картинка про Как объяснить ребенку что такое пословица. Фото Как объяснить ребенку что такое пословица Ольга Берестова
Консультация «Как объяснить детям пословицы и поговорки»

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.

В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла cвои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса.

Сколько прекрасных пословиц придумал мудрый русский народ! И каждый из нас в повседневной жизни, чтобы убедить в чём-либо собеседника, прибегает к помощи народных изречений. Почему бы и детей не познакомить с ними и не научить использовать в общении с другими людьми? Ведь темы пословиц бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье,о трудолюбии и мастерстве: «Без муки нет науки», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит», «Дело мастера боится» и т. д.

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат, в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я. О.Каменского: «Пословица есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т. е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое». Удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.

Пословицы благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.

Любой человек, соприкоснувшийся хоть немного с этим удивительным миром, начинает расти и совершенствоваться в интеллектуальном плане, раздвигая свои горизонты познаний и набираясь житейской мудрости. Со временем огромное количество народных высказываний делаются понятными и близкими нам в духовном отношении. Ведь в поговорках заложена великая мудрость самых разных народов живших когда-то и ныне живущих на земле, а так же многовековой опыт сменяющих друг друга поколений. Они умеют учить, давать советы, предостерегать; хвалить любовь к труду и честности, воспевать смелость и стремление творить добро; и вместе с тем же высмеивать завистников и скупость, чувство трусости и лени; не одобряют человеческий эгоизм и высокомерие.

Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»— это пословица не только о рыбной ловле, но и о любом труде. Сила и красота пословиц издавна признаны народом. «После дождичка в четверг»,-говорим мы о том, что произойдет неизвестно когда, а может, и не произойдет вовсе.

Многие пословицы не так просты, как могут показаться на первый взгляд. Некоторые из них утверждают прямо противоположные вещи, например «Не спеши да поторапливайся». Глубинный смысл таких пословиц кроется в отношении к жизни наших предков, всегда старавшихся выбирать золотую середину. Неправильным считались любые крайности – спешка и необоснованная медлительность, скупость и мотовство, трусость и бесшабашная храбрость. Пословицы выражали правила золотой середины, которые предписывалось выполнять каждому человеку.

В русском фольклоре есть пословицы, которые вовсе не являются образцами для поведения. Детям следует объяснить, что пословицы придумывали самые разные люди. Находились среди них и лентяи, которые не любили трудиться и оправдывали себя тем,что «работа не волк». Впрочем, трудолюбивых людей, среди наших предков, было гораздо больше, чем лентяев, и пословиц о труде, как о самой большой добродетели, значительно больше. «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит».

1. Создание атмосферы национального быта.

Каждому педагогу известно, что окружающие нас предметы оказывают большое влияние на формирование духовных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок).

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

4. Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие стремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, поражала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве, причудливые игрушки.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекают не только как жанр устного народного творчества. При использовании русских народных игр происходит развитие физической активности ребенка.

Необходимо соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей. Использовать потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми. Они удовлетворяют рано возникшую у детей потребность в художественном слове. Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают, разнообразные стороны действительности. Необходимо объяснить детям происхождение пословиц и поговорок, подчеркивая их особенности, как изысканность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.

Пословицы благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.

Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство.

Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое пословица. Картинка про Как объяснить ребенку что такое пословица. Фото Как объяснить ребенку что такое пословицаСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Консультация для педагогов «И. Бродский — детям» Юбилей поэта24 мая с. г. известнейшему поэту современности Иосифу Бродскому исполнилось бы 80 лет. Исполнилось бы, если бы не… Но не будем.

Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое пословица. Картинка про Как объяснить ребенку что такое пословица. Фото Как объяснить ребенку что такое пословицаКонсультация для родителей «Как объяснить ребенку, существует ли Дед Мороз?» Каждый год мы с волнением ожидаем Деда Мороза,но больше волнуются дети,они пишут ему письма,звонят и с нетерпением ждут исполнение своего.

Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое пословица. Картинка про Как объяснить ребенку что такое пословица. Фото Как объяснить ребенку что такое пословицаКонсультация для родителей «Не говорите так детям!» Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, счастливым и. послушным. И потому чуть его поведение отклоняется от правильной линии,.

Источник

Пословицы и поговорки для детей

Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое пословица. Картинка про Как объяснить ребенку что такое пословица. Фото Как объяснить ребенку что такое пословица

Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое пословица. Картинка про Как объяснить ребенку что такое пословица. Фото Как объяснить ребенку что такое пословица

Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое пословица. Картинка про Как объяснить ребенку что такое пословица. Фото Как объяснить ребенку что такое пословица

Пословицы и поговорки — это то, что передается из поколения в поколение семейными традициями и мудростью поколений. Несмотря на то, что у разных народов на разных языках есть свои пословицы и поговорки, во многом все они перекликаются и объединяются общим смыслом и значением.

Лично я даже и не заметила когда это началось, но я сама невероятно часто разговариваю с детьми, употребляя пословицы или поговорки. И что приятно, взрослея, дети также, незаметно для себя, применяют их в своей речи.

Поговорим сегодня о пословицах и поговорках для детей.

Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое пословица. Картинка про Как объяснить ребенку что такое пословица. Фото Как объяснить ребенку что такое пословица

Пословица — это краткое изречение, воплощающее в себе поучительную мудрость народа. Пословица — заключает в себе законченную мысль.

Пример пословицы: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

А поговорки? Это что такое?

Поговорка – это просто фраза или словосочетание, полные красноречия, но не содержащие поучений. Они могут быть заменены любыми другими словами по смыслу. Поговорка, в большинстве своем, лишь часть суждения. Пример поговорки: «Положить зубы на полку».

И пословицы и поговорки — украшают человеческую речь и учат мудрости молодые поколения. Обычно, пословицы разделяются на несколько тем, чтобы проще было их находить и изучать. Приведем несколько примеров.

Пословицы о Родине

Пословицы про дом

Пословицы о дружбе

Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое пословица. Картинка про Как объяснить ребенку что такое пословица. Фото Как объяснить ребенку что такое пословица

Пословицы про семью и детей

Пословицы про животных

Во все времена люди учились на примере братьев наших меньших. Вот подборка поучительных пословиц, основанных на использовании образов животных.

Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое пословица. Картинка про Как объяснить ребенку что такое пословица. Фото Как объяснить ребенку что такое пословица

Пословицы о труде

Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое пословица. Картинка про Как объяснить ребенку что такое пословица. Фото Как объяснить ребенку что такое пословица

Пословицы для детей

Пословицы о книгах и учебе

Велико тематическое разнообразие пословиц и поговорок, пользу которых для маленького человечка трудно переоценить.

Какова польза пословиц для детей

В чем же заключается мудрость и польза поговорок и пословиц для детей. Вот лишь некоторая доля плюсов пословиц:

Специалисты рекомендуют родителям знакомить детишек с пословицами и поговорками с самого раннего возраста. Правильное их применение в играх и развивающих занятиях помогает ребятам развиваться гармонично в соответствии с возрастом, развивает четкую и грамотную речь и прививает им любовь к родному русскому слову.

Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое пословица. Картинка про Как объяснить ребенку что такое пословица. Фото Как объяснить ребенку что такое пословица

Игры, конкурсы и веселые задания с пословицами

Знание пословиц и мудрость поколений легче всего усваивается в игре. Изучая с ребенком пословицы и поговорки, периодически можно устраивать и забавы — игры и конкурсы с пословицами.

Закончи предложение

Самый простой способ запомнить пословицы и поговорки — поиграть с ребенком в эту игру. Взрослый называет часть пословицы, а ребенок должен продолжить:

Например: Кошки — вон. (ребенок продолжает) — мышам раздолье.

Знаток пословиц

Игра-соревнование на знание пословиц. Нужно, по-очереди говорить пословицы, не повторяясь. Проигрывает тот, у кого кончились все варианты)))

Объясни пословицу, или а где мораль?

Предложите детям объяснить смысл пословиц. Такое задание способно вывести на серьезный разговор, и научит ребенка искать мораль и делать правильные выводы из поступков, научит анализировать свое поведение и побудит быть лучше.

Игра «Двойняшки»

Предложить детям ряд пословиц написанных на карточках. За определенное время дети должны собрать пары пословиц, подходящих друг другу по смыслу.

Например: «Не все то золото, что блестит» и «Встречают по одежке — провожают по уму»

«Куй железо, пока горячо» и «Час упустишь, годом не наверстаешь»

Посмотрите вместе с детками видео-урок про пословицы и поговорки:

Вот такая беседа о пословицах и поговорках у нас получилась. Применяете ли вы в своей речи мудрость народов? Можете ли добавить какие-нибудь игры на знание пословиц и поговорок? Пишите в комментариях!

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»

Источник

Ознакомление детей 5–7 лет с пословицами и поговорками

Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое пословица. Картинка про Как объяснить ребенку что такое пословица. Фото Как объяснить ребенку что такое пословица Анна Максимовна
Ознакомление детей 5–7 лет с пословицами и поговорками

Конструкт

организации совместной образовательной деятельности

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема: Чтение рассказа Николая Николаевича Носова «Живая шляпа»

Форма НОД (ОД): чтение, ознакомление детей с пословицами и поговорками

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы

Учебно-методический комплект:

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

• Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Цель: Формировать интерес к фольклору (пословицам, поговоркам) как к средству познания

Планируемый результат:

Дети демонстрируют литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения;

Дети демонстрируют умение слушать других не перебивая;

Дети проявляют умение точно отвечать на поставленный вопрос;

Дети демонстрируют интерес к литература

У детей обогащен словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей

Дети проявляют умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение слушать других не перебивая

Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения

Развивающие задачи:

Совершенствовать умение детей точно отвечать на поставленный вопрос

Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников

Обучающие задачи:

Поддерживать у детей интерес к литературе, обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров.

Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

Принципы воспитания:

— создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма,

— воспитание через взаимодействие;

-формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками педагогом

Принципы обучения:

-принцип систематичности и последовательности

-принцип обеспечения активной речи

-принцип развития языкового чутья

1. Этап организационно-мотивационный

Задача: организовать детей на предстоящую деятельность. Воспитывать интерес к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]

-Ребята, посмотрите к нам в группу прислали конверт. Интересно, от кого же он?

Как вы думаете, что в нем может находится? Вы хотели бы узнать, что в нем находится?

Ребята, посмотрите здесь книга, давайте её рассмотрим. В этой книге написан рассказ Николаевича Николаевича Носова «Живая шляпа».

2. Моделирование эпизодов будущего произведения

Задача: побуждать детей на совместную деятельность.

Как вы думаете, о чем может идти речь в этом рассказе? Вы хотели бы прочитать этот рассказ?

Ой, посмотрите, в конверте лежит маленький листочек бумаги, на нём что-то написано.

Педагог читает вслух текст, написанный на листе бумаги

«У страха глаза велики». Ребята, как вы думаете, что же это за фраза такая? Это пословица. А кто знает, что же такое пословица? Ребята, а пословица – это народная мудрость. А чтобы узнать, о чём нам говорить эта пословица, давайте прочтем рассказ, который нам с вами прислали

Воспитатель читает детям рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Ребята, вам понравился рассказ. О чём же был рассказ?

Ребята, а как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики»?

А пословица это означает, что когда нам страшно, то мы преувеличиваем размера происходящего с нами. Так и в нашем рассказе «Живая шляпа». Мальчики очень напугались «Живую шляпу», хотели её и клюшкой стукнуть и картошку кидали в неё, а оказалось, что шляпа совсем не живая, просто внутри шляпы оказался маленький котёнок Васька.

Задача: снять мышечное напряжение

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Зашумел листвою клен.

Руки подняты вверх, движения по тексту.

-Ребята, а были ли у вас такие ситуации, когда вы чего-то очень испугались, а это на самом деле оказалось было что-то совсем не страшное, например, маленький котёнок?

А хотите, я вам расскажу маленькую историю, которая подходит к пословице «У страха глаза велики»?

Воспитатель читает детям рассказ.

Вам понравился этот рассказ? Как вы думаете подходит ли этот рассказ к нашей пословице? Почему? А хотели бы вы сами придумать рассказ к этой пословице?

Давайте я начну рассказ, а вы продолжите.

-Ребята, а вы хотели бы составить альбом рисунков, посвященных пословице «У страха глаза велики», чтобы те, кто не знает толкование этой пословицы, посмотрели в наш альбом и им сразу стало всё ясно?

Тогда давайте нарисуем.

Какие красивые рисунки у вас получились, давайте их вместе уберем в файлы и положим в уголок книг.

.Подведение итога

Задача: учить детей анализировать свою деятельность Беседа

Эмоциональное стимулирование Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Рассказ какого автора мы с вами сегодня прочитали? Как называется этот рассказ? С какой пословицей мы познакомились? О чём же она нам говорит?

Открыторсть

Ребята, вы сегодня все больше молодцы. Я дарю вам раскраски, которые посвящены рассказу «Живая шляпа»

Формирование патриотических чувств у детей 5–7 лет через ознакомление с родным городом Чувство патриотизма через ознакомления с родным городом включает в себя следую-щие параметры: • чувство привязанности к местам, где человек.

Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» для детей 3–4 лет. Ознакомление с природой. Приложение № 1 Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие:ребёнок открывает мир природы № Дата заголовок.

Методическая разработка «Ознакомление детей с родным городом» (патриотическое воспитание дошкольников 3–4 лет) Содержание 1. Пояснительная записка 1.1 Введение 1.2 Цель и задачи 1.3 Основные принципы 2. Основные направления и содержание деятельности.

Ознакомление детей с традициями народов Севера Ознакомление детей с традициями народов Севера. Эколого-этнографический проект. Цель проекта: Дать детям начальные знания о культуре,.

Ознакомление детей с традициями народов Севера У северных народов одежду шьют из оленьих шкур. Шитьём занимается женщина, она шьют одежду и обувь для всей семьи, чаще всего в зимнее время.

Ознакомление детей с традициями народов Севера Ознакомление детей с традициями народов Севера. Женская одежда и обувь. Нательная женская одежда представляет собой платье с длинными.

Ознакомление с окружающим миром в старшей группе (от 5 до 6 лет) Тема: «Лес-наше богатство» Цель: Систематизировать и углубить представления о лесе, деревьях, жизни диких животных в краях Саратовской области.

План — конспект ознакомление с окружающим миром для детей 3–4 лет «Праздник мам» План-конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей 3- 4 лет на тему «Праздник мам» Тема недели:.

Ознакомление детей с темой «Фрукты» В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет собой большие.

Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое пословица. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое пословица. Картинка про Как объяснить ребенку что такое пословица. Фото Как объяснить ребенку что такое пословицаТворческий отчет «Ознакомление дошкольников с профессиями» для детей 4–5 лет Актуальность Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в человеческое общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *