Как объяснить ребенку что такое призма
Образовательная ситуация с дошкольниками «Призма и пирамида»
Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Призма и пирамида»
Образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)
Возрастная группа: 4-5 лет,средняя группа Тема: «Призма и пирамида«Основные цели: 1)сформировать представления о призме и пирамиде на основе их сравнения с цилиндром и конусом. Исследовать, из каких фигур состоят их поверхности;
2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление;
4)воспитывать интерес к математике.Дидактические материалы:Демонстрационный:
1) набор геометрических тел;
2)развивающий мультик «Учим объемные геометрические фигуры с паровозиком чух-чухом».
Раздаточный: 1)коробки разной конфигурации к заданию 2.1;
2)карточки с предметными картинками к заданию 2.1:
3)набор простых карандашей;
4)набор геометрических тел;
Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о призме и пирамиде, об их строении.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около себя.
— Отмечаете ли вы дома праздники?
— Какие праздники вы отмечаете?
— С кем отмечаете праздники?
— Какой праздник самый любимый?
— Сколько раз в год вы отмечаете день рождение?
— Что вам дарят на день рождение?
1)актуализировать знания детей об изученных объемных телах; 1)тренировать внимание, логическое мышление, коммуникативные способности.
Дети подходят к столу, на котором находятся коробки разной формы (цилиндра, конуса, призмы и пирамиды). Предложены карточки с предметными картинками.
— Ребята, вам нужно подарки распределить по коробкам. Посмотрите внимательно, на какую объемную фигуру напоминают коробки и найти карточки с предметными картинками, похожие на них и сложить в коробку.
— Какие коробки вам знакомы?
— Что положили в коробку, похожую на цилиндр?
— Что положили в коробку, похожую на конус?
— Куда нужно распределить оставшееся подарки?
3. Затруднение в игровой ситуации.
1)создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о призме и пирамиде;
2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
— Смогли вы все подарки распределить по коробкам?
4. Открытие нового знания (способа действия)
4.1. Игра «Угадай?» (продолжение).
Дидактические задачи: 1)сформировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом;
2)сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; 2)тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение и обобщение, развивать память речь, логическое мышление, творческие способности.
— Я вам предлагаю внимательно рассмотреть оставшееся пустые коробки.
— На что вам напоминает эта коробка? (на крышу дома, чайный пакетик и т. д.)
— Покажите коробку, которая осталась пустая?
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
Дидактические задачи: закрепить умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами, развивать воображение, мелкие мышцы рук.
— Такая пирамида называется квадратная.
— Теперь сфотографируйте призму.
— Такая призма называется треугольная.
— Я вам предлагаю разместить фотографии на выставку.
5.2.Игра: «Путешествие паровоза».
Дидактические задачи: 1)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, логическое мышление.
Перед детьми набор геометрических тел.
— Любите играть в компьютерные игры. Даша тоже любит играть в компьютерные игры и хочет вместе с вами поиграть.
— Садитесь все удобно на стульчики. Посмотрите, Даша машинист. Она сейчас поедет по станциям и на каждой станции будет грузит в вагон какое-то геометрическое тело. Вам нужно угадать какое геометрическое тело погрузила Даша.
— Какое геометрическое тело погрузило Даша? (конус)
— Как узнали? (аналогично с другими геометрическими телами: пирамида, призма, цилиндр)
6. Осмысление.Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
— Кому вы сегодня помогли?
-Что вам понравилось больше всего?
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др) Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (практический курс математики для дошкольников); Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Мир открытий» (программа, Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (демонстрационный материал, Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (раздаточный материал).
Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.
«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.
Образовательная ситуация с дошкольниками «Царство грибов» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Возрастная группа: старшая (5-6). Тема: «Царство грибов» Основные.
Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: Старшая группа Тема: Цветы Основные цели: 1).сформировать.
Образовательная ситуация с Дошкольниками «Елочки» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Елочки» Основная цель: формирование представлений.
Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.
Образовательная ситуация с дошкольниками «Советы Лесовика» Образовательная область: » Социально – коммуникативное развитие » Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная к школе группа) Тема: «Советы.
Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.
Разработка урока по теме «Призма»
Урок 4 «Призма»
Урок «открытия» нового знания
Создать условия для:
· освоения основных понятий о многогранниках, их основных свойствах на примере призмы;
· формирования умений распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры;
· применения изученных свойств призм и формул вычисления площадей при решении геометрических задач и задач с практическим содержанием;
· развития навыков использования готовых компьютерных программ при решении задач;
· воспитания информационной культуры.
м етоды и формы обучения
Методы: устного контроля и самоконтроля (фронтальный и индивидуальный опрос); стимулирования интереса к обучению (создание познавательно-игровых моментов, эмоционально-позитивных ситуаций); организации и осуществления учебной деятельности (по способу передачи информации – наглядный и словесный, по степени самостоятельности мышления – репродуктивный и частично-поисковый, по степени управления учебной работой – под руководством преподавателя и самостоятельная работа).
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Призма, элементы призмы (основание, боковая грань, ребро, высота, площадь поверхности многогранника), виды призм, правильные призмы, сечение призм, последовательность построения сечений многогранников
– определять виды призм и их элементы;
– строить призмы, выделять элементы, различать по видам;
– решать учебные и практические задачи, используя свойства призм, формулы площади поверхности призмы
– уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
– владеть навыками разрешения проблем, самостоятельного поиска методов решения практических задач;
– уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении практических задач с соблюдением требований техники безопасности, норм информационной безопасности.
– владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
– уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
– уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
– самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
– использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности
– Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями;
– уметь вести диалог с учителем, одноклассниками, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развивать способность к образованию, в том числе самообразованию и непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Организационная структура урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения; учебные действия
Формы организации обучения на уроке
I. Организационный этап (2 мин)
Настрой учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
Приветствует школьников, организует рабочую обстановку, проверяет соблюдение правил внутреннего распорядка. Сообщает об использовании на уроке образовательных ресурсов
Приветствуют учителя, внимательно слушают
II. Актуализация знаний (8 мин)
1. Фронтальный опрос
1) Многогранник с четырьмя гранями. (Тетраэдр.)
2) Сколько диагоналей у куба?(4.)
4) Что общего у смежных граней параллелепипеда?
(Ребро.)
5) Что является боковой гранью наклонного параллелепипеда? (Параллелограмм.)
6) Сколько двугранных углов у прямоугольного параллелепипеда? (12.)
10) Сколько сантиметров проволоки нужно для изготовления каркаса куба с ребром 5 см? (60 см.)
Отвечают на вопросы, дополняют друг друга
III. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности) (10 мин)
Создание проблемного вопроса и умение формулировать главную тему урока (слайд 2).
Мотивация изучения материала, обсуждение применения призм (слайд 3)
С помощью наводящих под-сказок, размещенных на слайде, направляет учащихся к теме урока.
При нажатии на скрытое слово Призма, по центру слайда, сообщает о какой фигуре сегодня на уроке пойдет речь (тема урока).
Беседует о роли призм на примерах их применения в жизни.
Сообщает о планируемых предметных результатах урока
Слушают учителя, отвечают на вопросы и определяют тему урока.
Группа обучающихся демонстрирует вне-аудиторную самостоятельную работу в виде презентации сообщения на тему «Применение призм в жизни человека», остальные слушают, добавляют, задают вопросы
Групповая работа, индивидуальный опрос
IV. Этап изучения нового знания (10 мин)
Знакомство с призмой (про-смотр презентации «Призма», слайд 3)
Делает краткий обзор по основным понятиям призмы: ее построение, виды, основные элементы, формула площади поверхности призмы
Слушают объяснения учителя, делают схематичные чертежи и записывают краткий конспект объяснения учителя
V. Этап осмысления нового знания (10 мин)
Осмысление нового знания и умение правильно делать соответствующие выводы
Задание для быстрых, умных, ловких (слайд 5).
Задание «Анаграммы», в котором даны 5 слов, связанных с темой «Многогранники» на построение сечений куба:
Для каждой анаграммы можно посмотреть подсказку нажатием кнопки Clue
Задает наводящие вопросы и помогает учащимся самостоятельно выделить самые главные факты, сведения, выводы по изучаемой фигуре.
Для сохранения последовательности записи в тетради используется частичное затемнение экрана.
Проводит задание для небольшой эмоциональной разгрузки на уроке (задания на логику, знания и умения быстро работать с инструментами доски).
Поощряет учащихся, которые успешно справились с заданием у доски
Слушают, отвечают на вопросы, обсуждают, анализируют, делают выводы, записывают в тетрадь.
«Болеют» за своего одноклассника, выполняющего задание «Анаграммы»
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи ( 10 мин)
1. Решение задач (с выбором правильного ответа) (слайд 6).
1) Сторона основания правильной треугольной призмы равна 3 см, а высота 10 см. Найдите площадь всей поверхности призмы.
2) Основанием прямой призмы является равнобедренная трапеция, ее высота и высота призмы равны 12 см. Основания трапеции – 3 см и 13 см. Найдите площадь всей поверхности призмы.
3) Сторона основания правильной шестиугольной призмы равна 2 см, а ее высота 8 см. Найдите площадь всей поверхности призмы.
Используя слайд для отработки навыков решения задач по готовому чертежу, организует совместное обсуждение плана действий по решению каждой из задач.
Проверяет выполнение решения задач, используя возможности интерактивного элемента на слайде
Решают задачи в тетради, записывают решение и строят чертежи
VII. Этап включения в систему знаний, повторения, контроля
(8 мин)
Тестовые задания (показаны с помощью специального интерактивного элемента)
(слайд 7).
Ответ – один правильный из 4-х.
1) Сколько двугранных углов имеет треугольная призма?
2) Сколько ребер у восьмиугольной призмы?
3) Сколько граней у десятиугольной призмы?
А) Вычислить невозможно
4) Боковой гранью призмы может быть…
5) Боковой гранью прямой призмы является…
6) Высота прямой призмы равна…
В) стороне основания
С) периметру основания
7) Выберите верное утверждение:
А) Основание четырехугольной призмы – квадрат
В) Боковая грань прямой призмы – прямоугольник
С) Треугольная призма имеет три диагонали
D) У правильной призмы все ребра равны
8) Выберите неверное утверждение:
А) Четырехугольная призма – параллелепипед
В) Призма имеет два основания
С) Высота призмы перпендикулярна основанию
D) Боковые грани призмы – равнобедренные треугольники
9) Сколько вершин у шестиугольной призмы?
10) Какое наименьшее число граней может иметь призма?
Вызывает одного ученика для ответа, контролирует процесс работы с интерактивным элементом. Правильный ответ при нажатии выделяется зеленой галочкой, неправильный ответ – красным крестиком. Для следующего вопроса необходимо нажать Next. Индивидуальное поощрение учащихся
Анализируют ответ учащегося у доски, помогают, дополняют ответ
Групповая работа, индивидуальный опрос
1. Что такое призма?
2. Какая призма называется прямой?
3. Какая призма называется правильной?
4. Какое наименьшее число вершин, ребер и граней может иметь призма?
5. Как называется призма, у которой каждая грань может служить основанием?
6. Перечислите элементы призмы и дайте им определение.
7. Назовите формулу для вычисления площади поверхности призмы.
8. Как можно вычислить площадь боковой поверхности прямой призмы?
9. Может ли двугранный угол призмы быть острым? Тупым?
10. Какая фигура является боковой гранью правильной призмы?
Задает контрольные вопросы. Совместное обсуждение с учащимися ответов на вопросы, анализирует неверные высказывания.
Поощрение активных учащихся
Школьники слушают, отвечают на вопросы, обсуждают ответы одноклассников, анализируют услышанную информацию и делают правильный выбор ответа
Совместное повторение терминов.
Практическая работа (слайд 9).
1. Начертить многогранник по макету.
2. Выполнить измерения многогранника, записать результат.
3. Записать количество вершин, ребер, граней, диагоналей многогранника.
4. Найти площади различных граней.
5. Записать площадь основания многогранника.
6. Вычислить площадь боковой поверхности.
7. Вычислить площадь всей поверхности многогранника.
8. Определить, сколько потребуется проволоки, чтобы изготовить каркас многогранника
На каждую парту предоставляет макет правильной шестиугольной призмы. Объясняет, как выполнить практическую работу.
По окончании выполнения заданий собирает работы учеников для проверки (от каждой пары, на выбор учителя)
Решают задания практической работы, сдают на проверку
VIII. Домашнее задание (2 мин)
Домашнее задание (слайд 10).
Сделать макет любой призмы:
Озвучивает домашнее задание, дает пояснение, предлагает дополнительное задание (по желанию). С использованием Интернета подготовить реферат о применение различных свойств призмы, используемых при лечении, медитации, в народной медицине, культовых религиозных обрядах и т. д.
Записывают домашнее задание, обсуждают содержание реферативного задания
Беседа с учащимися
IХ. Этап рефлексии учебной деятельности
Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебных задач
Поводит итог и достигнутые результаты урока.
Тем, кто активно работал на занятии, выставляет оценки. Проводит устную рефлексию с помощью вопросов:
– Понравился ли вам урок?
– Какая задача была самой интересной?
– Какая задача была самой трудной?
– Что было непонятно на уроке?
Совместно с учителем обсуждают выставляемые оценки, отвечают на вопросы, подводят итоги по достигнутым результатам на уроке
Конспект открытого занятия по математике в средней группе по теме «Призма и пирамида»
Ирина Кононова
Конспект открытого занятия по математике в средней группе по теме «Призма и пирамида»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
по математике
Тема: «Призма и пирамида»
Воспитатель Кононова И. В.
п. Ханымей – 2013 год
Тема: «Призма и пирамида».
Цель: сформировать представление о призме и пирамиде, умение распозновать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке, закрепить счет до 8, представления о числе и цифре 8.
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, социализация, музыка, художественная литература.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: цилиндры и конусы разного размера, призмы и пирамиды, карточки с цифрами от 1 до 8.
Раздаточный: полоски одинаковой ширины, призмы и пирамиды с «паспортами».
Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций о Египте,
Ход НОД:
Ребята к нам вчера пришло письмо от Карандашкина он собирается путешествовать по Египту и приглашает нас в это путешествие, но эта страна от нас очень далеко, как вы думаете на чём быстрее можно добраться туда.
Воспитатель: Ну что отправимся путешествовать?
(стук в дверь, появляется Карандашкин).
Карандашкин: Здравствуйте ребята, вы письмо получили от меня?
Карандашкин: а я боялся опоздать, ну что готовим свои самолёты, и впе-ред за приключениями.
Воспитатель: встаём друг за другом включаем свои моторы, расправляем крылья, а чтобы было веселее нам лететь, мы расскажем стихотворение
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
Воспитатель: можно приземляться. Ребята обратите внимание. Что за странные фигуры здесь в Египте, Карандашкин расскажи нам что – это.
Карандашкин: ребята это знаменитая фигура Египта (показ иллюстрации) она называется «пирамида». Давайте их рассмотрим, на какую фигуру они похожи?
Дети: конус, треугольник.
Воспитатель: Ребята присаживайтесь за столы, у вас на столе такие же фигуры которые мы видели на картине кто запомнил как она называется?
Дети: пирамида.
Воспитатель: правильно, возьмите в руки фигуры и посмотрите, с каждой сторо-ны есть треугольные боковые поверхности, которые, на вершине постройки обра-зуют острый угол, покажите острый угол, на какую фигуру похожи?
Воспитатель: правильно если со всех сторон посмотреть на пирамиду мы будем видеть треугольник.
Давайте пальчиком покажем боковые грани, сколько их? Посчитаем.
Карандашкин: посмотрите ребята я нашёл ёще одну интересную фигуру она на-зывается «призма». Как вы думаете на какую фигуру она похожа?
Воспитатель: правильно, у вас на столе есть такие фигуры?
Воспитатель: возьмите в руки фигуру и посмотрите её боковые грани на какую фигуру похожи?
Воспитатель: правильно, все боковые грани соединяются в единую поверхность, боковые грани еще можно назвать боковые ребра, проведите по ним пальчиком, ребята если я покачу призму она будет быстро катится?
Воспитатель: а что ей мешает?
Дети: боковые грани.
Карандашкин: ребята я сфотографировал фигуры и теперь не могу разобраться где чья фотография вы мне поможете?
Игра «Найди фотографию»
Воспитатель: молодцы справились.
Молодцы. Ребята а вы считать умеете?
Воспитатель: я вам буду показывать цифры а вы будете считать (показ цифр).
А теперь Мила посчитай сколько конусов? Найди цифру.
Дима посчитай сколько пирамид? Найди цифру.
Полина посчитай сколько цилиндров? Найди цифру.
Настя посчитай сколько призм? Найди цифру.
Карандашкин: молодцы, пора нам возвращаться. А на чем можно ещё путе-шествовать.
Карандашкин: правильно цепляйте садитесь в свои вагоны (выстроить числовой ряд) и отправляемся в путь, а чтоб нам было весело споем песню.
Медленно минуты уплывают вдаль,
Встречи с ними ты уже не жди.
И, хотя нам прошлого немного жаль,
Лучшее, конечно, впереди!
Скатертью, скатертью дальний путь стелется,
И упирается прямо в небосклон.
Каждому, каждому в лучшее верится,
Катится, катится голубой вагон.»
Воспитатель: вот и приехали мы домой ребята а кто эту песенку поет (ответы де-тей).
Вам понравилось наше путешествие?
С кем мы путешествовали и куда?
Что мы нового узнали?
Ещё чем мы там занимались? (ответы детей).
Виды пирамид ВИДЫ ПИРАМИД 1. Пирамида «КАРТИНА ПРИРОДЫ» используется для закрепления знаний о живой и неживой природе, местах обитания животных (кто.
Что такое призма: определение, элементы, виды, варианты сечения
В данной публикации мы рассмотрим определение, основные элементы, виды и возможные варианты сечения призмы. Представленная информация сопровождается наглядными рисунками для лучшего восприятия.
Определение призмы
Призма – это геометрическая фигура в пространстве; многогранник с двумя параллельными и равными гранями (многоугольниками), а другие грани при этом являются параллелограммами.
На рисунке ниже представлен один из самых распространенных видов призмы – четырехугольная прямая (или параллелепипед). Другие разновидности фигуры рассмотрены в последнем разделе данной публикации.
Элементы призмы
Развёртка призмы – разложение всех граней фигуры в одной плоскости (чаще всего, одного из оснований). В качестве примера – для прямоугольной прямой призмы:
Примечание: свойства призмы представлены в отдельной публикации.
Варианты сечения призмы
Примечание: другие варианты сечения не так распространены, поэтому отдельно на них останавливаться не будем.
Виды призм
Рассмотрим разновидности фигуры с треугольным основанием.