Как объяснить ребенку что такое проект
Родительское собрание «Проектная деятельность в детском саду. Что это такое?»
Светлана Пантелеева
Родительское собрание «Проектная деятельность в детском саду. Что это такое?»
Цель : ознакомление родителей с проектной деятельностью, оказание помощи родителям в организации совместной творческой деятельности в семье.
1. Развивать творческие способности детей и взрослых.
2. Организовать совместную продуктивную деятельность детей, родителей, педагога.
3. Вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности
4. Налаживание эмоционального контакта.
5. Использовать инновационные формы работы с родителями.
1. Консультация для родителей на тему: «Проектная деятельность в ДОУ»
2. Реализация проекта с детьми «Золотая хохлома»
3. Анкетирование родителей «Что вы знаете о проектной деятельности?»
4. Изготовление памятки для родителей «Самостоятельный поиск знаний – залог успешного развития личности!»
Ход собрания.
1. Определение проектной деятельности (анализ результатов анкетирования).
2. Актуальность, особенность и значение проектной деятельности в ДОУ.
3. Презентация для родителей «Что такое проектная деятельность».
4. Презентация детского проекта «Золотая хохлома».
5. Вовлечение родителей в реализации проектной деятельности с детьми.
1. Что такое проект и проектная деятельность?
Каждому участнику кидается мяч и предлагается назвать слово – ассоциацию на слово «проект».
Восп. Какие разные ассоциации у вас возникли, но никто их вас не назвал словосочетание «детский сад». И правда, на первый взгляд, проектная деятельность и дети дошкольного возраста не совместимы. Однако это не совсем так!
Давайте попробуем сформулировать что такое «проект» вообще.
Восп. Подводит итог высказываниям и дает официальные понятия «проекту»:
— В переводе с греческого – проект – это путь к исследованию
— Замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания
— Проект — это работы, планы, мероприятия направленные на создание уникального продукта Выполнение проекта составляет проектную деятельность.
Проектная деятельность – деятельность, специально организованная взрослым и выполненная детьми, завершающаяся созданием определённого продукта.
2. Актуальность, особенность и значение ПД в ДОУ.
— Мы в педагогике понимаем под проектом самостоятельную и коллективную творчески завершенную работу, имеющую социально-значимый результат.
Данное направление в образовательной деятельности настоящее время является одним из актуальных направлений в работе с детьми
Метод проектов возник давно, еще в 20-х прошлого века. Еще в то время было выведено определение проекта. «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью»
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике, но суть этого метода остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, овладение определенной суммой знаний через проектную деятельность и практическое применение полученных знаний.
Что же такое проектная деятельность, в которой участвуют дошкольники?
— Это прежде всего погружение в какую-либо проблему, тему. А что значит «погружение»?
Это рассмотрение проблемы со всех сторон, в разных видах деятельности, приобретая знания, навыки, которые ему пригодится в дальнейшем.
3. Если человек что-то не знает, а узнать хочет, как он может это сделать?
(прочитать в книге, в Интернете, посмотреть телевизионную передачу и т. д.)
Все это могут использовать и дошкольники. Но все ли могут самостоятельно это сделать?
Конечно, нет,им необходима помощь: читать они не умеют, пользоваться интернетом абсолютно самостоятельно не могут, найти необходимую литературу нет возможности. Т. е. им во всем нужна помощь взрослых.
Но кроме знаний в процессе проектной деятельности дети приобретают и определенные навыки, закрепляют уже имеющиеся у них навыки, а это происходит в деятельности, в разной деятельности, в зависимости какая тема проекта.
3. Презентация для родителей «Что такое проектная деятельность?» (структура, принципы, методы реализации).
4. Презентация детского проекта «Золотая хохлома» (обсуждение с родителями этапов и реализации данного проекта).
5. Вовлечение родителей к ПД (советы по выбору тем проектов, сроков выполнения, форме презентации с детьми).
Реализация проектной деятельности в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей:
— родители создают для ребёнка проблемную ситуацию, которую ему предстоит решить, помогают найти и сформулировать ответы на появившиеся вопросы;
— родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию, изготовить вместе с ним поделку, нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать подборку художественной литературы, картинного или иллюстративного материала по теме проекта;
— родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например, участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, игровой деятельности, экспериментировании и т. д.
Дошкольник, еще не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребенку найти необходимые средства и способы, знакомит с новым. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместный поход в библиотеку, чтения детских познавательных и справочных книг, работу в поисковой системе Интернет, наблюдений, экскурсий. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: оформление альбомов, рисование, лепка.
Проект. Что это такое, и зачем он нужен в детском саду?
Дорогие друзья, сегодня постоянные участники нашей рубрики «Мастера своего дела» Михайлова Ольга Валерьевна и Сомова Елена Николаевна, воспитатели СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области, подготовили для вас познавательный материал проектной деятельности. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«Детям дошкольного возраста важно самим научиться получать информацию, у них должны быть развиты исследовательские навыки. А задача педагогов — именно в этом возрасте заложить позицию активности и самостоятельности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию и научить использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности».
Познавательного чтения…
На сегодняшний день система развития дошкольного образования испытывает существенные изменения. Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни требует от воспитателя избрать самые эффективные средства обучения и воспитания детей на основе современных методов и интегрированных технологий.
Известный учёный А. Эйнштейн сказал в своё время: « Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».
Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых.
В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Проекты в детском саду могут быть
• Творческие (оформление результата в виде детского праздника),
• Информационные (дети собирают информацию и реализуют ее),
• Ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, решают по своему поставленные проблемы),
• Исследовательские (дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газеты, драматизации).
Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
–подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому
предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького
ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное
отношение к взрослому и подражать ему.
– развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт
разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу
помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
– творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе
развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Последовательность работы педагога над проектом:
-педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
-вовлекает дошкольников в решение проблемы;
-намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
-обсуждает план с семьями на родительском собрании;
-обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
-вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
-собирает информацию, материал;
-проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
-даёт домашние задания родителям и детям;
-поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
-организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
-подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Этапы проектной деятельности
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Зачем же нужны проекты?
Проекты:- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
— помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-способствуют развитию творческих способностей детей;
— способствуют умению наблюдать;
— способствуют умению слушать
Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:
-у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
-развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
-возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за
действиями членов семьи?
-участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие,
благоприятствует их успехам;
-расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
Дети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.
Благодаря участию родителей в педагогическом процессе у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще исполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом
Подводя итог, можно сказать, что необходимость проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширить поле для детского исследования. Она развивает не только интеллектуальные, но и коммуникативные навыки не только детей, но и взрослых, поэтому для большей эффективности проектная деятельность включена в образовательную программу.
Предлагаю литературу для проектной деятельности:
1.Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-синтез, 2008.
3. Золотухина А. А. Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие») / А. А. Золотухина, О. А. Сатвалдыева, О. В. Литвинова // Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 44–46.
4. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: — М.: АРКТИ, 2003.
5. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
6. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 4.
Проекты в школе: от подготовки до презентации
Вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» задается на уроках очень часто. Причем увлечь ребенка той или иной профессией пытаются даже во время дошкольной подготовки. Эту идею нельзя недооценивать. Малыш, который впитывает в себя как губка все, что его окружает, начинает интересоваться не только предметами, но и действиями взрослых. Так постепенно формируется его представление о себе и своей будущей роли в социуме.
В последнее время особое место в воображении детей занимает непонятная, но любопытная сфера бизнеса. Ребята, уже осознающие, что деньги – это своеобразный «язык» людей, в будущем планируют хорошо зарабатывать. И при этом работать исключительно на себя. Такое стремление к финансовой и психологической независимости вполне понятно.
Как подготовить учащихся к будущему?
Однако подростки, как правило, смутно представляют себе, каким образом разрабатывается и реализуется бизнес-проект. В таком случае и педагогу, и родителю важно объяснить школьнику, что предпринимательство требует от человека серьезных эмоциональных и материальных вложений. Залог грядущего успеха в организованности, умении грамотно распределять ресурсы и, разумеется, знаниях.
Каждый ребенок изначально обладает уникальным потенциалом. Фундаментальной целью школы и системы образования в целом является предоставление возможностей для самореализации маленького человека. Правильный подход к выявлению способностей ученика позволит выпустить не только разумного члена общества, но и талантливого специалиста, искренне вовлеченного в свою профобласть. В достижении этой благородной цели поможет проектно-исследовательская деятельность.
Что включает в себя школьный проект
Конечным продуктом здесь может выступить что угодно: от стенгазеты до макета Древней Руси. Ведь главным является создание чего-то совершенно нового для ученика, ранее им неизведанного.
Решение проектных задач, так или иначе, входит в план каждого урока любой дисциплины. Разработкой же масштабных презентаций и практикой их защиты занимаются в основном на внеурочных занятиях.
В идеале принцип такого подхода к обучению базируется на 3-х преимуществах:
Самодисциплина (ребенок методом проб и ошибок учится самостоятельно организовывать свое свободное и рабочее время);
Самореализация (выбрав наиболее интересное для себя направление, школьник начинает максимально эффективно использовать свой потенциал).
Кроме того, дебаты во время защиты проекта – крайне полезный и увлекательный процесс. Даже если ребенку не суждено стать оратором или ученым, ему все равно придется презентовать себя как на работе, так и в обществе.
Применение проектов на практике
Понятно, что в начальных классах малыши еще не обладают навыками самостоятельного поиска нужной информации. Поэтому для начала им подойдет игровая форма: простое наблюдение за животными, растениями, погодой. По мере взросления проектные задачи ребят должны постепенно усложняться. Мотивацией послужит практический опыт из реальной жизни, а именно возможность заработка.
За основу берется некая идея. К примеру, установка на привокзальной территории терминала для зарядки гаджетов. В этом случае мало хотеть, нужно сначала все продумать, а потом еще и сделать:
Узнать все о путях реализации с точки зрения закона;
Зарегистрироваться в качестве ИП (попросить родителей);
Прикинуть свои шансы на успех, посмотреть, какие могут возникнуть проблемы и как с ними справиться;
Найти подходящее место, а также ответственное лицо, с которым нужно согласовывать установку и т.д.
Понятно, что девятикласснику не стать предпринимателем с ходу. Но у него сформируется конкретное, подтвержденное практикой представление о том, как можно запустить свой стартап.
В теории все звучит, конечно, привлекательно, но на деле преподаватели сталкиваются с определенными трудностями:
С чего следует начинать проект;
Как мотивировать учеников;
Каким образом следует включить такой подход в школьную программу без ущерба для основной базы.
Пособия в помощь
Как привести идею проекта к успешному результату;
Каким образом структурировать свою работу;
На примерах разбираются ошибки и способы их решения;
Даются советы по самостоятельной подготовке к сдаче проекта.
Цифровые решения
Серьезным подспорьем для педагогов станут сразу несколько онлайн-ресурсов: разрабатываемая Просвещением «Лаборатория школьных проектов» (появится в доступе осенью 2021) и «Proобрskills».
Работа в «Лаборатории школьных проектов» включает в себя 3 этапа:
Самый простой уровень: начинающему проектировщику необходимо заполнить пустые поля шаблона с темой и привести работу к логическому завершению;
Второй этап чуть более сложный. Здесь ребенку придется самому корректировать структуру проекта или исследования;
Третий уровень, где ученик создает свой проект самостоятельно, а учитель выступает в качестве куратора.
Уникальность же «Proобрskills» – в предоставлении всем участникам чек-листов. Такой методичный и скрупулезный подход обладает неоспоримыми плюсами:
Актуальность исследования будет обоснована уже на начальном этапе работы;
Четкая и понятная формулировка технического задания, что упростит процесс его выполнения;
Отбор требуемой литературы. Ребенок в ходе подготовки научится самостоятельно отсекать недостоверные источники информации;
Отслеживание всех нюансов процесса исследования. Учитель по чек-листу проектировщика будет видеть, как продвигается работа, какие ошибки сделаны, где не хватило базы знаний или усидчивости;
Ступенчатый анализ хода работ, его корректировка и конечная защита позволит усилить качество полученного результата.
Компьютерная презентация vs стенд для проектной работы
Представление проекта должно быть не только информативным, но и интересным. Наряду с компьютерной презентацией, которая распространена в каждой школе, существует стендовая демонстрация. Когда на доске отображаются основные моменты исследования в виде диаграмм, рисунков или таблиц. Такая презентация не должна быть перегружена данными. Она выступает лишь в роли помощника выступающего и аудитории.
Имеются ли существенные отличия между компьютерным показом и стендовым? Нет, в сущности это одно и то же. Просто в презентации слайды идут друг за другом, а на стенде последовательно вырисовываются блоки информации:
ФИО автора и научного руководителя;
Актуальность представленной темы;
Цель проекта и критерии результативности проекта (в исследовании мы говорим о подтверждении гипотезы);
Концепция проекта (блок-схема выполнения работ, демонстрация сути процесса исследования и его объектов: это могут быть карты местности, схемы, фото образцов и команды);
При желании в структуру можно включить список литературы, оценку эффективности и благодарности, если таковые имеются.
Как сделать презентацию максимально привлекательной
Чтобы защита проекта запомнилась всем участникам, желательно использовать инфографику – цепляющие внимание картинки со смысловой нагрузкой, созвучной идее проекта.
Изображения должны быть красочными и запоминающимися (другими словами – вирусными);
Любая информация, отображенная на картинке, обязана быть максимально простой для восприятия;
На вопросы, рассматриваемые во время защиты, допустимо отвечать в череде слайдов, логически связанных друг с другом (при помощи изображений или фотографий постепенно развиваем свою мысль, начиная с первоначальной задумки и заканчивая результатами, которые достигли).
Если вы хотите дополнить этот материал предметными знаниями в удобной и красочной форме, можете скачать файлы в формате PDF, прикрепленные ниже.