Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить

10 правил, как научить ребенка читать по слогам

Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Картинка про Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить Евгения Днепровская
10 правил, как научить ребенка читать по слогам

Совет по выбору методики и пособия.

Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н. С. Жукова

Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.

Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете)

Как правильно учить гласные и согласные.

Сначала учим открытые гласные,твердые: А,О,У,Ы,Э.

Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.

Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.

Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т. д.

Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые вы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

Читаем по слогам.

А вот теперь, когда вы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.

Разберем слог «Ма».

Учим несложные слоги.

Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.

Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

Учим более сложные слоги.

Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.

Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги,в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

Учим читать первые простые слова.

А вот уже здесь можно начинать давать почитатьпервые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.

Следим за произношением.

Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.

Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.

Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.

В каком возрасте надо учить ребенка читать?

Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.

Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.

Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.

Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сначала это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.

Как научить ребенка говорить Р? «Как научить ребенка говорить Р? Даст ли эффект проведение дома артикуляционной гимнастики для звука Р? Что делать, если ребенок никак не.

Консультация «Как научить ребенка одеваться» Что делать, если ребенок постоянно путает левый и правый ботинок и надевает обувь не на ту ногу? 1. Показать ему, что ботиночки «дружат».

Игры умные для детей. Учимся читать по слогам. Логопедическое пособие «Читаем слитно» Видео «Составь слово» Цель: упражнять в чтении двусложных слов. Слова для чтения к игре: репа, киви, дыня, мясо, мука, кофе; рыба, редис, перец,.

Как научить ребенка выговаривать звук [Р]? Мамы и папы, бабушки и дедушки испытывают умиление, когда малыш начинает лепетать. Проходит время, родители замечают, что речь ребёнка понятна.

Как научить ребенка трудиться? Каждый родитель неоднократно сталкивается с необходимостью объяснить чаду, что труд – это то, что нужно и важно для каждого человека. Казалось.

Как научить ребенка заботиться об экологии При обсуждении проблем экологической обстановки в целом, речь идет не только об общей картине, но и действиях одного человека. Одна выброшенная.

Консультация для родителей «Десять правил, как научить ребёнка слушаться» «Десять правил как научить ребёнка слушаться» Психика ребёнка это чистый лист,на который родители могут «записать» основные правила поведения.

Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Картинка про Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделитьКонсультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно питаться: 10 правил» Залогом здоровья каждого ребенка является правильное питание в семье. Для того чтобы правильно питаться, нужно уметь выбирать правильные.

Консультация «Как научить ребенка пересказывать текст?» Как научить ребенка пересказывать текст? Старайтесь заниматься с ребенком почаще. уделяйте ему больше внимания. Прочитав малышу рассказ или.

Источник

Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)

Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Картинка про Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №7.

Тема. Слог. Деление слов на слоги.

Цель: дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги,

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

-Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

–Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)

–Как мы обозначаем слова – названия действий? (двумя прямыми линиями)

–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)

-На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий, слова – признаки предметов?

Ига: «Сосчитай сколько слов в предложении».

Воспитатель произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.

Например: Мишка спит. (2-слова)

Выкладывание предложений, воспринятых на слух.

Воспитатель произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении. Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам, как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.

М е д в е ж о н о к выполняет это задание. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)

2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Создание проблемной ситуации.

Мишутка и Буратино решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?

-Кто из вас был на соревнованиях?

-Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)

На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)

Мы поздравляем Мишутку и Буратино с отличным результатом.

— Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (по частям)

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части. 4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Воспитатель объясняет детям, что В СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ.

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).

В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова)

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Игра «Раздели слова на слоги».

— Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.

2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики»

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

3. Моделирование слогового состава слов.

— Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов, можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

(Воспитатель отмечает самых внимательных детей.)

-Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам. Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогам произносить считалку.

Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла

И за зай – цем по –бе – жа – ла.

О –ка – за – лась впе – ре – ди

Воспитатель предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам. Воспитатель предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки, чтобы каждое слово делилось на слоги.

М е д в е ж о н о к помогает.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

-Каким способом вы делили слова на слоги?

-Сколько слогов может быть в слове?

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.

Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Картинка про Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделитьДидактическая игра «Геометрические слоговые фигуры» Дидактическая игра предназначена как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Цель: 1. Закреплять названия геометрических.

Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Картинка про Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделитьПодготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слов Тема: Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слов. Программные задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «слог», «слово».Закреплять.

Источник

Деление слов на слоги

Деление слов на сло­ги выпол­ня­ем в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков, а так­же учи­ты­вая осо­бен­но­сти зву­ко­во­го соста­ва слов.

В этой ста­тье речь пой­дет о фоне­ти­че­ском сло­ге, о том, как пра­виль­но делить сло­ва на сло­ги. Учтем, что фоне­ти­че­ское деле­ние на сло­ги не все­гда сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов.

Что такое слог?

В речи все сло­ва рус­ско­го язы­ка состо­ят из мини­маль­ных зву­ча­щих еди­ниц — сло­гов. Определим, что такое фоне­ти­че­ский слог.

Гласный звук обра­зу­ет слог. В сло­ге все­гда име­ет­ся толь­ко один глас­ный. Он может само­сто­я­тель­но создать фоне­ти­че­ский слог, а так­же в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми. Согласные груп­пи­ру­ют­ся вокруг одно­го глас­но­го зву­ка. В свя­зи с этим по зву­ко­во­му соста­ву раз­ли­ча­ют три вида слогов:

1. слог состав­ля­ет один глас­ный звук:

2. слог состав­ля­ет глас­ный с согласным:

3. слог обра­зу­ет глас­ный с несколь­ки­ми согласными:

Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Картинка про Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить

Открытые и закрытые слоги

Слоги быва­ют откры­тые и закры­тые. В сло­вах рус­ско­го язы­ка боль­шин­ство сло­гов явля­ют­ся откры­ты­ми. Открытые сло­ги орга­ни­зу­ют все глас­ные в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с соглас­ным звуком:

Закрытые сло­ги обра­зу­ют все соглас­ные в кон­це слов:

Непарные звон­кие соглас­ные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут обра­зо­вать закры­тый слог в любой фоне­ти­че­ской пози­ции: в нача­ле, в сере­дине и в кон­це слов:

Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Картинка про Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фоне­ти­че­ские сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных. Один глас­ный звук в окру­же­нии соглас­ных созда­ет одно­слож­ное сло­во, кото­рое не делит­ся на слоги:

Чтобы мож­но было раз­де­лить сло­во на сло­ги, в нем долж­но быть не менее двух глас­ных зву­ков, кото­рые обра­зу­ют дву­слож­ные сло­ва:

Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Картинка про Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить

Если сонор­ный соглас­ный нахо­дит­ся меж­ду дву­мя глас­ны­ми, то он отхо­дит к сле­ду­ю­ще­му слогу:

При деле­нии на сло­ги учи­ты­ва­ем, что слог закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, а груп­па после­ду­ю­щих шум­ных соглас­ных в соче­та­нии с сонор­ным зву­ком или без него отхо­дит на гра­ни­це сло­го­раз­де­ла к сле­ду­ю­ще­му фоне­ти­че­ско­му слогу:

Только непар­ные звон­кие соглас­ные в сере­дине сло­ва могут закрыть слог:

Если в сло­ве име­ют­ся оди­на­ко­вые соглас­ные, то они начи­на­ют сле­ду­ю­щий фоне­ти­че­ский слог:

Это деле­ние на сло­ги фоне­ти­че­ское, кото­рое не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов с двой­ны­ми согласными.

Буквы «й», «ь», «ъ» при­над­ле­жат сло­гу, после кото­ро­го пишутся:

Укажем поря­док деле­ния слов на сло­ги с помо­щью сле­ду­ю­ще­го алгоритма.

Алгоритм деления слов на слоги

Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Картинка про Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить

Примеры

В этом сло­ве име­ет­ся 4 глас­ных зву­ка, кото­рые обра­зу­ют столь­ко же сло­гов. В сере­дине пишет­ся мяг­кий раз­де­ли­тель­ный знак. Разделим сло­во на четы­ре фоне­ти­че­ских сло­га. Мягкий знак оста­вим после соглас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­вой «в»:

В этом сло­ве два сло­га откры­тые, а тре­тий и чет­вер­тый слог закры­ва­ют соот­вет­ствен­но звон­кий соглас­ный «в» и непар­ный звон­кий соглас­ный, обо­зна­чен­ный бук­вой «й».

В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую тре­мя способами:

В этом сло­ве ука­жем 4 глас­ных зву­ка, кото­рые орга­ни­зу­ют четы­ре фоне­ти­че­ских слога:

Все сло­ги откры­тые. Первый и послед­ний слог обра­зу­ют глас­ные само­сто­я­тель­но. Третий слог состав­ля­ет глас­ный с шум­ны­ми согласными.

В соот­вет­ствии с этим фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем сло­во пере­не­сти нель­зя, так как одна бук­ва, даже состав­ля­ю­щая слог, не оста­ет­ся на стро­ке и не пере­но­сит­ся на сле­ду­ю­щую. Присоединим их к после­ду­ю­ще­му и преды­ду­ще­му сло­гу и полу­чим пра­виль­ный вари­ант пере­но­са сло­ва по слогам:

Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Картинка про Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить

Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Картинка про Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить

Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Картинка про Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить

Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Картинка про Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить. Фото Как объяснить ребенку что такое слоги и как разделить

ВСЁ ПОНЯТНО ВСЁ ПРОЧИТАЛ ВСЁ ОК!

Всегда двой­ные соглас­ные раз­де­ля­ли кас-са. Сейчас поме­ня­лись требования?

Кас-са — это орфо­гра­фи­че­ское деле­ние на сло­ги, кото­рое при­ме­ня­ет­ся для пере­но­са сло­ва в школь­ной программе.
Ка-сса [ка-са] — это фоне­ти­че­ское деле­ние на сло­ги, кото­рое не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом. Такое сло­го­вое деле­ние при­ня­то в про­грам­ме с углуб­лен­ным изу­че­ни­ем фоне­ти­ки рус­ско­го языка.

Замечательная статья:коротко,четко,ясно.Спасибо автору✊

Хорошая ста­тья — очень помог­ла (мне как раз потре­бо­ва­лось фоне­ти­че­ское деле­ние). Вот толь­ко вопрос: в послед­них при­ме­рах «соло­вьи­ный», соглас­но пра­ви­лам долж­но бы поде­лить­ся на «со-ловь-и-ный». Или это при­ме­ры орфо­гра­фи­че­ско­го деле­ния? Иначе полу­ча­ет­ся, что деле­ние про­ти­во­ре­чит дру­го­му при­ме­ру «хло­пья». Или же име­ет­ся допол­ни­тель­ное пра­ви­ло (исклю­че­ние), как со слу­ча­ем гла­го­лов типа «играть­ся» — «и-гра-ться».

В школь­ной про­грам­ме сло­во «соло­вьи­ный» делит­ся на сло­ги в соот­вет­ствии с нали­чи­ем мяг­ко­го раз­де­ли­тель­но­го зна­ка после согласного:

Слово «играть­ся» делят на сло­ги в школь­ной про­грам­ме иг-рать-ся, а фоне­ти­че­ское деле­ние иное:

Сначала в ста­тье гово­рит­ся о том, что фоне­ти­че­ское деле­ние на сло­ги не все­гда соот­вет­ству­ет пра­ви­лам пере­но­са, а потом, как гово­рить­ся «ничто­же сум­ня­ше­ся», в ЭТОЙ ЖЕ СТАТЬЕ пишет­ся «В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую тре­мя спо­со­ба­ми:». Так о чем эта ста­тья? О пра­ви­лах пере­но­са или о пра­ви­лах деле­ния на фоне­ти­че­ские сло­ги? Предлагаю бренд-слоган для рус­ско­го язы­ка: «Сложно, глу­по, бесполезно!»

Да, в рус­ском язы­ке суще­ству­ют сло­ва, в кото­рых фоне­ти­че­ское сло­го­де­ле­ние не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом, напри­мер в сло­вах с началь­ны­ми гласными:

Перенос сло­ва может сов­па­дать с фоне­ти­че­ским слогоделением:

Статья ори­ен­ти­ро­ва­на в первую оче­редь на школь­ни­ков. В школь­ной про­грам­ме деле­ние на сло­ги тес­но свя­за­но с пере­но­сом слов с одной стро­ки на дру­гую., поэто­му мы сочли необ­хо­ди­мым ука­зать, что сло­го­де­ле­ние и пере­нос слов могут не сов­па­дать. Умение делить сло­во на сло­ги дает воз­мож­ность избе­жать орфо­гра­фи­че­ских оши­бок, свя­зан­ных с пере­но­сом слов.

При всем ува­же­нии к огром­ной рабо­те, про­де­лан­ной авто­ром этой ста­тьи и сай­та, а так­же к осно­ва­тель­но­му под­хо­ду, исполь­зу­е­мо­му при напи­са­нии ста­тьи, хочет­ся доба­вить две вещи — и очень силь­но на них насто­ять. Во-первых, в ста­тье все-таки име­ет­ся один момент, кото­рый сби­ва­ет чита­те­ля с тол­ку. Я о нем напи­сал в пер­вом ком­мен­та­рии, и он каса­ет­ся все той же фра­зы «В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую тре­мя спо­со­ба­ми:». Хочу сде­лать уда­ре­ние на том, что в ста­тье недву­смыс­лен­но ука­зы­ва­ет­ся, что деле­ние на фоне­ти­че­ские сло­ги и на сло­ги для пере­но­са это НЕ одно и то же. Так что эта фра­за дела­ет в ста­тье о деле­нии сло­ва по фоне­ти­че­ским сло­гам? Почему после объ­яс­не­ний, как делить по фоне­ти­че­ским сло­гам, вдруг «всплы­ва­ет» фра­за о при­ме­не­нии этих же зна­ний для пере­но­са слов? Это нело­гич­но и сби­ва­ет с тол­ку. На сай­те есть отдель­ная ста­тья, кото­рая каса­ет­ся деле­ния слов для пере­но­са. Вот в ней этой фра­зе самое место, а не здесь. Это пер­вый момент. Также хочет­ся ска­зать несколь­ко слов об орфо­гра­фи­че­ских ошиб­ках, свя­зан­ных с пере­но­сом слов. Во-первых, в наше вре­мя пере­но­сом слов почти никто не поль­зу­ет­ся, так как пишем мы в основ­ном «на ком­пью­те­рах». Во-вторых, эти пра­ви­ла, навер­ня­ка, зна­ют и пом­нят толь­ко ака­де­ми­ки их создав­шие и про­фес­си­о­наль­ные фило­ло­ги, четыре-шесть лет изу­ча­ю­щие каж­дую «загу­гу­ли­ну» в рус­ском язы­ке. Часто при чте­нии этих пра­вил скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что эти люди про­сто сры­ва­ют на осталь­ном чело­ве­че­стве свою злость, при­ду­мы­вая и навя­зы­вая насто­я­щий линг­ви­сти­че­ский цирк. К при­ме­ру, поче­му нель­зя пере­но­сить «о-дежда», а нуж­но обя­за­тель­но пере­но­сить «одеж-да»? Настоящая и един­ствен­ная при­чи­на в том, что в линг­ви­сти­че­ском регу­ля­то­ре это соот­вет­ству­ет чьим-то пред­став­ле­ни­ям о пре­крас­ном, и теперь этот чело­век или люди решил навя­зать их 200 мил­ли­о­нам рус­ско­го­во­ря­щих людей, кото­рым, меж­ду про­чим, есть чем занять­ся и без того. Есть такое сло­во­со­че­та­ние в рус­ском язы­ке, как «выс­шая мате­ма­ти­ка». В пере­нос­ном зна­че­нии оно исполь­зу­ет­ся, как извест­но, что­бы обо­зна­чить нечто крайне слож­ное и труд­но под­да­ю­ще­е­ся пони­ма­нию. Хорошо было бы изме­нить его на «это орфо­гра­фия», так как зако­ны выс­шей мате­ма­ти­ки, в отли­чие от «зако­нов» орфо­гра­фии, все обу­слов­ле­ны необ­хо­ди­мо­стью и помо­га­ют решать насто­я­щие и слож­ные про­бле­мы: под­ни­мать само­ле­ты в воз­дух, изме­рять слож­ные фигу­ры и так далее. «Законы» же орфо­гра­фии про­бле­мы толь­ко созда­ют, и при­чем на ров­ном месте. Это как раз каса­ет­ся пра­вил пере­но­са, деле­ния на сло­ги и т. д. Можно было бы иметь лег­кие и более инту­и­тив­ные пра­ви­ла стан­дар­ти­зи­ро­ван­ной пись­мен­но­сти, в том чис­ле пере­но­са… Но нет! Это не наш путь, а наш путь — это путь ака­де­ми­че­ско­го мазо­хиз­ма для себя и для насе­ле­ния, кото­рое — упс! — все рав­но эти пра­ви­ла не зна­ет, не учит, не хочет знать и (совер­шен­но спра­вед­ли­во) не видит в них смыс­ла. Взять хотя бы пра­ви­ла исполь­зо­ва­ния на пись­ме бук­вы «ё». Ведь есть же в рус­ском язы­ке бук­ва «ё»! Ведь мог же регу­ля­тор, то есть Академия наук, поста­но­вить, что вез­де, где гово­рим ё, будем писать «ё»! Но нет! Так было бы слиш­ком про­сто, слиш­ком ясно, слиш­ком лег­ко и слиш­ком логич­но. Давайте луч­ше «ё» обыч­но не писать, а писать толь­ко там, где X, Y, Z… И давай­те объ­яс­ним это недо­воль­ным носи­те­лям язы­ка тем, что над­строч­ные зна­ки для рус­ско­го язы­ка неха­рак­тер­ны, дели­кат­но умол­чав, что пись­мен­ность и язык — это не совсем одно и то же, что для пись­мен­но­сти харак­тер­но то, что решит регу­ля­тор, и что, к сло­ву, неко­то­рые весь­ма и весь­ма раз­ви­тые стра­ны с бога­той и древ­ней линг­ви­сти­че­ской тра­ди­ци­ей имен­но так и посту­пи­ли. И ниче­го. Самолеты лета­ют, ком­пью­те­ры рабо­та­ют, людей лечат.

Замечательная ста­тья! Отличный лик­без для тех, кто дав­но закон­чил шко­лу?, толь­ко при раз­бо­ре сло­ва «соло­вьи­ный» есть пред­ло­же­ние изме­нить текст: 2 сло­га откры­тых, а вто­рой и чет­вёр­тый — закры­тые, в ста­тье «тре­тий и чет­вёр­тый закрытые»

Объясните мне, пожа­луй­ста, поче­му мы делим в сло­ве лягуш­ка на сло­ги Ля-Гуш-Ка, а не Ля-Гу-Шка? Можно про­скан­ди­ро­вать и так и так. И как это объ­яс­нить ребен­ку в 1 классе?
Заранее спасибо)

Чтобы раз­де­лить сло­во «лягуш­ка» на сло­ги, сна­ча­ла выде­лим в нем глас­ные зву­ки. Их три. Значит, вме­сте с соглас­ны­ми эти глас­ные зву­ки обра­зу­ют три фоне­ти­че­ских сло­га. При объ­яс­не­нии ребен­ку пер­во­го клас­са мож­но пред­ло­жить ему под­не­сти ладо­шку ко рту и про­скан­ди­ро­вать на выдо­хе это сло­во как

Слогоделение ля-гу-шка тоже вер­ное, но рас­смат­ри­ва­ет­ся в клас­сах с углуб­лен­ным изу­че­ни­ем рус­ско­го язы­ка (в соот­вет­ствии с про­грам­мой изу­че­ния фоне­ти­ки в инсти­ту­те). Это сло­го­де­ле­ние учи­ты­ва­ет вос­хо­дя­щую звучность.

«толь­ко непар­ные звон­кие соглас­ные в сере­дине сло­ва могут закрыть слог», тогда поче­му в при­ме­ре со-ловь-и-ный, а не со-ло-вьи-ный?

В сло­ве «соло­вьи­ный» звон­кий соглас­ный [в’] так­же закры­ва­ет слог, так как нахо­дит­ся меж­ду дву­мя глас­ны­ми зву­ка­ми. Последующий глас­ный обра­зу­ет само­сто­я­тель­ный слог, поэто­му имен­но такое слогоделение:

со-ловь-и-ный

Как делить на сло­ги сло­во рус­ский? Если на кар­тин­ке две бук­вы с раз­де­ле­ны на слог, а в пра­ви­лах долж­ны оста­вать­ся в одном слоге

Орфографической осо­бен­но­стью при­ла­га­тель­но­го «рус­ский» явля­ет­ся нали­чие двой­ных соглас­ных. Для школь­ни­ков сло­во «рус­ский» раз­де­лим на сло­ги упрощенно:

В школь­ной про­грам­ме рас­смат­ри­ва­ет­ся орфо­гра­фи­че­ское, а не фоне­ти­че­ское деле­ние сло­ва на слоги.

В про­грам­ме с углуб­лен­ным изу­че­ни­ем рус­ско­го язы­ка это сло­во раз­де­лим на сло­ги в соот­вет­ствии с зако­но­мер­но­стью, ука­зан­ной в ста­тье: двой­ные шум­ные соглас­ные в сере­дине сло­ва отхо­дят к сле­ду­ю­ще­му сло­гу в соот­вет­ствии с фоне­ти­че­ским делением.

Это фоне­ти­че­ское деле­ние на сло­ги, кото­рое не пута­ем с орфо­гра­фи­че­ским переносом:

Подскажите пожа­луй­ста сло­во дос­ка гло­бус шко­ла каким цве­том делать кружочки?

Каким цве­том обво­дить сло­во дос­ка гло­бус школа

Вы немно­го пута­е­те людей поня­ти­я­ми фоне­ти­че­ское деле­ние на сло­ги и орфо­гра­фи­че­ское деление.
Мне кажет­ся, про­ще было ска­зать 1) деле­ние слов на сло­ги и 2) деле­ние слов для пере­но­са. И там, и там свои правила.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *