Как объяснить ребенку что такое смелость
Как помочь ребёнку стать храбрее
Некоторым детям (а иногда и родителям) кажется, что смелым нужно родиться, и если этого не произошло — они так всегда и будут всего бояться. Но храбрости можно научиться — только важно сначала понять, что это за качество и как оно нам помогает.
Что такое храбрость?
Прежде чем начать учить ребенка храбрости с помощью этих советов, убедитесь, что он понимает, что это такое на самом деле. Для робких и стеснительных детей понятие смелости может отличаться от вашего: например, они могут думать, что проявлять смелость — это значит противостоять суровым испытания (с которыми, конечно, в реальной жизни они никогда не столкнутся). А иногда дети уверены, что смелость — это качество, характерное только для супергероев или персонажей мультфильмов, но никак не для обычных людей и обычных ситуаций.
Обсудите для начала, что смелость, храбрость и решительность могут проявляться очень по-разному: это и выбор поступить правильно, и признаться в проступке, и готовность защитить свою точку зрения, и преодолевать небольшой страх — например, прыгнуть с бортика в бассейне. Спросите ребенка «Что значит быть храбрым?»: скорее всего, он ответит, что быть храбрым — значит не бояться. Но храбрость не означает бесстрашие — наоборот, со страхом сталкиваются все, чувствуют его все, но только смелые люди продолжают делать то, что делали, несмотря на страх, не позволяя ему останавливать их. Чувство страха часто появляется даже тогда, когда мы делаем что-то новое или интересное — и это тоже совершенно нормально. Если отказываться от попыток попробовать, поддаться страху — мы просто останемся без интересного опыта и возможности потренироваться.
Вот 9 способов помочь ребенку стать смелее
Говорите откровенно
Если в семье не принято говорить о чувствах и эмоциях — ребенку будет сложно не только понять, что вы на самом деле испытываете, но и научиться разбираться в том, что с ним происходит. Убедитесь, что вы готовы показать: бояться или нервничать — это нормально, рассказывать об этом близким и просить помощи — тоже нормально и правильно. Не скрывайте свои эмоции, особенно когда боитесь что-то сделать, иначе ребенок может решить, что его страхи глупые и необоснованные, и он единственный такой трусишка в семье. Когда вы сталкиваетесь с трудной задачей, или чем-то, из-за чего нервничаете, обратите внимание на то, как говорите об этом при детях: вместо «Ой, глупо бояться» или «Это пустяки» лучше сказать «Как-то мне страшно, но я постараюсь справиться».
Подтвердите чувства ребенка
Когда мы видим острую реакцию ребенка на ситуацию, которая, как мы уверены, соверешенно безопасна, может возникнуть соблазн сказать «Не бойся! Нечего тут бояться!». Но это редко срабатывает, скорее ребенок будет расстроен, что ему не доверяют, не принимают всерьез, будет сомневаться, а точно ли он может чувствовать страх. Вместо этого признайте, что ему сложно: «Ты нервничаешь, потому что не знаешь, чего ожидать» или «Вижу, что ты волнуешься». После этого обсудите с ребенком, что именно ему кажется страшным, чтобы прояснить его опасения. Иногда дети пугаются, потому что что-то неправильно поняли или не знают ключевой информации — часто такие вопросы снимаются одним обсуждением. Вы также можете обсудить, что ваш ребенок может делать в определенных ситуациях: например, если он боится отойти от вас в магазине, договоритесь, что в таком случае встретитесь около кассы.
Ищите ролевые модели
Вам не обязательно быть — и, скорее всего, так и не будет — единственным образцом для подражания. Наоборот, чем больше их будет — тем лучше! Наверняка ребенку нравятся сказочные герои, персонажи мультсериалов: обсудите, что они такого делают, как себя ведут, как справляются с трудностями. Что в их поведении привлекачет ребенка? Как бы он сам вел себя в такой ситуации? Говорит ли персонаж о своих страхах или всегда уверен в себе?
Играйте
Покажите свое спокойствие
Дети смотрят на родителей, чтобы узнать, нужно ли в этой ситуации бояться. Например, когда малыш впервые видит собаку, он смотрит на маму или папу, чтобы выяснить, опасна ли она, и если родитель выглядит расслабленным, значит, собака не страшная. Когда наши дети напуганы, часто наш родительский инстинкт — защитить их, помочь избежать страшных ситуаций. Но так мы подаем сигнал — «Это слишком сложно для тебя!» Вместо этого можно помочь ребенку оставаться в ситуации, чтобы они могли к ней привыкнуть, поддержать, показать свою веру в его способность справляться с трудностями.
Храбрость маленькими шагами
Помогать детям становиться храбрыми не обязательно сразу, пошаговый подход может помочь укрепить их уверенность. Например, если ребенку нравится заниматься футболом, но он переживает, что на тренировках у него плохо получится, можно попробовать сначала просто прийти на занятие, посмотреть, что там происходит, пообщаться с тренером, сказать, что вы в течение занятия будете сидеть неподалеку и никуда не уедете Рассказывайте истории о том, как небольшие усилия постепенно складываются в успех: например, напомните ему, как он учился кататься на велосипеде, падал, но продолжал.
И наоборот, попытки побороть страх «нахрапом», бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать — часто могут усилить страхи, травмировать ребенка. Принуждение лишает его выбора и не помогает противостоять страхам в собственном темпе.
Делайте что-то новое вместе
Например, если вы не умеете кататься на коньках или роликах, или играть на гитаре, или стесняететесь выступать на сцене — можно заняться этим вместе с детьми, так, чтобы они видели, как вы начинаете делать что-то новое, как вам непросто, как вы боитесь, что не получится — но стараетесь справляться со страхом. Скорее всего, они будут подбадривать вас так же, как вы подбадривали в таких ситуациях их.
Не увлекайтесь уговорами
Родители часто призывают ребенка попробовать то, чего он боится, с помощью мягких подбадриваний, шутливого «пристыживания» — «Ну что ты как маленький, все будет хорошо». Это тоже может вызвать дискомфорт — или заставить ребенка сделать то, к чему он, возможно, пока не готов. Постоянные обсуждения страхов при ребенке, даже в доброжелательной и нежной манере, могут ранить и обидеть.
Не показывайте своего разочарования
Родителям также важно подавлять разочарование, когда ребенок отказывается делать совершенно безопасные на их взгляд вещи. Заметно разочарованный родитель подталкивает ребенка к вызывающему страх занятию — и это внушает дополнительный страх разочаровать, расстроить маму или папу. Лучше вспомнить о своем детстве, подумать, обращались ли с вами ваши родители так же, как вы себя чувствовали при этом. Роль родителя заключается в том, чтобы вооружить ребенка умственными и физическими способностями справляться со своими страхами и преодолевать их самостоятельно, а не сразу исправлять ситуацию. Это сложно, но иногда стоит замедлиться или совсем отступить: мы ведь хотим, чтобы ребенок научился быть самостоятельным, а не зависимым от нас.
Часто, чтобы научить ребенка быть храбрым, достаточно просто перестать заставлять его не бояться — даже если вы уверены, что боится он зря. Настойчивость, стыжение и слишком жесткая «поддержка» могут вызвать у ребенка еще большее разочарование в себе и нежелание заниматься чем-то в будущем. Иногда детям просто нужно больше времени, чтобы решиться на что-то, иногда страхи связаны с темпераментом иили характером. Больше терпения и любви — и у ребенка будет не только больше шансов победить этот страх, когда придет время, но и с гордостью рассказать ою этом вам.
Конспект занятия «Когда и в чем нужна смелость» в подготовительной группе
Гузель Хаматьянова
Конспект занятия «Когда и в чем нужна смелость» в подготовительной группе
Цель: Объяснить понятие «смелость», учить различать лихачество и смелость.
Начать формировать представление о смелости; рассказать о профессиях, где от людей требуется быть смелым и отважным (пожарный, полицейский, военный).
Дать понять, что существуют разные рода войск. Закреплять умение различать военную технику по видам (воздушная, морская, наземная).
Воспитывать у детей желание быть смелым, чувство благодарности, уважения к пожарным, полицейским, военным людям.
Наглядное пособие : видео с сказкой Л. Толского «Котенок»,и с рассказом о неизвестном герое С. Маршака. Картинки с изображениями военных профессии. Картинки для игры «На земле, на море, в небе».
Ход занятия.
— Ребята, часто можно услышать выражения «Смелый человек», «смелый поступок».
— Кто из вас хочет быть смелым?
— Что такое смелость? (ответы детей, предположения)
— Какого человека можно назвать смелым?
(Не испугался собаки, не испугался уколов, заступился за друга)
-Любой человек должен быть смелым. Смелые поступки – это всегда хорошие поступки.
-Как вы понимаете пословицу «Смелость города берет»
-Да смелому и бесстрашному по плечу любое дело.
-А как понимаете пословицу «Кто смел да стоек, тот семерых стоит»
-Да храбрый и отважный выстоит в любых, самых сложных обстоятельствах, справится с любой проблемой.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
-А теперь послушайте рассказ Л. Толстого «Котенок»
Видео с рассказом Л. Толтого «Котенок»
Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всёспрашивала:
Но Вася не отвечал ей.Наконец Вася закричал ей:
– Нашёл! Наша кошка. и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали,что кто-то громко кричит:
“Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
-О ком этот рассказ?
-Что случилось весной?
-Что услышали дети, когда играли возле амбара?
-Куда побежала Катя? Что она принесла?
-Что сделали дети, когда котята подросли?
-Как выглядел котенок, которого выбрали дети?
-Как обращались дети с котенком?
-куда однажды дети вышли погулять с котенком?
-Почему они оставили котенка одного?
-Какая опасность грозила котенку?
-Как поступила Катя? А Вася?
-Правильно Вася постутил смело и спас котенка от собак.
Давайте поиграем в игру
«Чтобы сильным, ловким быть»
Дошкольники становятся в круг, ведущий читает стихотворение. Когда воспитатель в кругу произносит слова, все хлопают в ладоши.
Чтобы сильным, ловким быть,
Со спортом должен ты дружить,
Все виды спорта должен знать,
Чтобы солдатом смелым стать.
-Все сели успокоились и послушаем Рассказ С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» (Видео рассказа).
-О чем этот рассказ?
-Как поступил парень в трамвае?
-Какие профессии вы знаете,которые требуют от людей постоянной смелости, отваги и мужества? Показ иллюстраций. Беседа с детьми
-Что делают пожарные?
-Все звери боятся огня и бегут от него прочь. Только люди умеют сами разжигать огонь и получать от него пользу. Люди умеют греться у огня, готовить на нем пищу. Огонь помогает людям варить сталь и резать металл. Первые паровозы и пароходы тоже двигала сила огня.
Но с огнем нельзя шутить и баловаться. К сожалению, часто огонь вырывается на свободу.Тогда беда: пожар! Огромный вред может принести пожар. Сгорают дома, посевы, леса. Гибнут в огне или остаются без крова и пищи люди и животные.
Чтобы этого не случилось, есть люди особой профессии — пожарные. Это смелые и сильные люди. Они вступают в бой с огнем, который вырвался из рук неосторожных людей, Пожарные гасят огонь водой или специальной пеной. Пожарные спасают из огня людей и ценные вещи.
-Что делаю полицейские?
— С кем сражаются? От кого нас защищают?
-Кто такие военные люди (Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов)
Праздник очень важный
Отмечаем в феврале –
Праздник воинов отважных,
праздник мира на Земле
Каждый мужчина в нашей стране должен служить в армии, обучиться военному делу. Ваши папы, дедушки тоже служили в армии, где занимаются физкультурой, спортом для того, чтобы стать сильными, выносливыми. (показ картинки).
— Наша страна большая и ее необходимо защищать со всех сторон и на земле, и на море и в воздухе.
На земле охраняют нашу границу от врагов пограничники. Им в этом помогают собаки. Вот такая у них маскировочная форма (показ картинки)
-На море охраняет наш покой Военно-морской флот. Моряки плавают на специальных военных кораблях, подводных лодках.
Воздушное пространство охраняют летчики. В их распоряжении военные самолеты.
— Ребята, а теперь я предлагаю поиграть в игру «На земле, на море, в небе»
Вот на ватмане изображено небо, море, земля и есть картинки с различной военной техникой (корабли, самолеты военные, танки). Вы должны разместить военную технику по видам – воздушная, морская, наземная (положить на соответствующее поле картинку)
Итог игры: Итак, ребята, мы с вами распределили военную технику по видам, давайте еще раз повторим и запомним, какая бывает техника – Воздушная, морская, наземная.
— Ребята, вам понравилось наше занятие?
— О ком мы сегодня говорили?
-Да смелый человек это такой человек, который не боится трудностей. Он готов пожертвовать собой, своим временем и чем-то материальным ради других людей, когда они находятся в опасности,при этом он действует решительно, мужественно, почти не раздумывая. Смелый человек, не раздумывая кинется спасать человека, который нуждается в спасении. Например при пожаре, спасти из горящего дома как в рассказе неизвестный герои С. Маршака. или спасти котенка от злых собак как в сказке Л. Толстого «Котенок» или спасти утопающего на речке. Так может поступить только смелый человек. Смелый человек преодолевает свой страх.
Когда родителям нужна встреча с психологом «Когда родителям нужна встреча с психологом»В штате большинства детских образовательных учреждений есть педагог-психолог. Однако не все.
Конспект игрового занятия «Что? Где? Когда?» по экологии в подготовительной группе «Знатоки природы» Тема: «Знатоки природы» Цель: Систематизировать знания детей о природе, природных явлениях, о приборах, с помощью которых определяют погоду.
Конспект комплексного занятия «Что? Где? Когда?» с детьми подготовительной группы Программное содержание: • развивать логическое мышление, сообразительность и смекалку; • продолжать учить детей работать в парах, уметь.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «На чем и чем можно рисовать» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; Вид деятельности: непосредственно образовательная Возрастная группа: подготовительная.
Конспект занятия в младшей группе «Рыбки молчат, ни о чем не говорят» цель: уточнить знания о строении рыб и среде их обитания. ход В: Я получила письмо от медвежонка. вот что он пишет. Зравствуйте ребята.
Наблюдение-эксперимент на прогулке «Чем похожи и чем отличаются снег и лед» в средней группе Наблюдение – эксперимент на прогулке «Чем похожи и чем отличаются снег и лед» Цель: Рассказать детям из чего состоит снег и лед. Формировать.
Сценарий физкультурного развлечения во второй младшей группе «Поможем ежику отыскать смелость» Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»: развивать эмоциональную.
Беседа о смелости со старшими дошкольниками
Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Смелые глаза — молодцу краса»
Дорогие ребята! Кто из вас не мечтает стать смелым и сильным, как герои любимых сказок, фильмов, мультфильмов и книг? Тем более, что многие профессии требуют от человека храбрости, мужества и решительности. Это летчики, моряки, пожарные, спасатели, воины.
Народ с давних времен с уважением относился к богатырям и героям, наделяя их не только отвагой, но и великодушием и добротой.
♦ Как вы можете объяснить эти пословицы?
Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Не хочу быть трусом
Я боюсь признаться маме,
Что разбил кувшин с цветами.
Весь от страха я трясусь,
Я, наверно, просто трус!
Мама может огорчиться,
Мама может рассердиться,
Скажет: «Мы ведь говорили,
Не играй с мячом в квартире.
В догонялки, в салки, в прятки,
В мяч играют на площадке».
Кто подскажет мне, как быть,
Чтобы трусом не прослыть?
♦ Что вы можете посоветовать мальчику?
♦ Как ему поступить, чтобы не прослыть трусом?
♦ Бывали ли у вас подобные случаи? Как вы выходили из положения?
Однажды я наблюдала такую картинку.
Высокий, сильный на вид подросток отнял у малышей мяч, поднял его над головой и перебрасывал из руки в руку.
— Кто дотянется, тому мяч и достанется, а если не дотянетесь, то мячик — мой! Ясно, мелочь? — говорил он с насмешливой улыбкой.
Ребятишки подпрыгивали, старались достать мяч, но это им не удавалось.
В это время мимо проходили два друга — Денис и Гриша. Денис, хотя был моложе и меньше ростом, чем вредный подросток, решительно подошел к нему и твердо сказал:
— А ну, отдай мяч малышам!
— Не отдам! Ишь, чего захотел!— ответил парень.
Но Денис неожиданно подскочил, быстро выхватил мяч у парня из рук и бросил его детям.
Гриша наблюдал за действиями друга, стоя неподалеку: ему не хотелось ввязываться в ссору, но он обязательно помог бы другу, если бы в этом была необходимость. Ведь Денис и Гриша — друзья проверенные!
Они дружат в детском саду и вместе занимаются спортом.
Посрамленный подросток бросился к друзьям. Он хотел затеять драку, но тут же получил от мальчиков отпор. Такого он, конечно, не ожидал. Денис и Гриша были меньше его ростом и на вид слабее. Подросток предпочел уйти с детской площадки.
Денис вступился за малышей, во-первых, потому что обладал смелостью, а во-вторых, он был достаточно силен, чтобы справиться с подростком, ведь он занимался в спортивной секции, в-третьих, рядом с ним был его верный друг.
Если бы друзья чувствовали, что с хулиганом им не справиться, я думаю, они позвали бы взрослых. И правильно бы сделали. Ведь и смелость не должна быть безрассудной, а риск — неоправданным.
♦ Как вы оцениваете поступок Дениса?
♦ Смелый ли он мальчик?
♦ Как бы вы поступили в такой ситуации: прошли бы мимо, сделав вид, что ничего не заметили? Поступили бы, как Денис? Позвали на помощь кого-то из взрослых?
А вот другой случай.
Весенним днем, когда лед на пруду стал уже рыхлым и непрочным, трое друзей гуляли возле пруда и захотели перейти на другой берег по льду. Валера и Гена уже собрались переходить пруд, но Костя остановил их:
— Я не пойду по льду и вам не советую. Можно провалиться под лед и утонуть!
— Ты просто трус! — сказал Валера и решительно направился к пруду.
Гена остался на месте. Он тоже подумал, что лед стал слишком слабым и может не выдержать.
Валера подошел к пруду и попробовал стать на лед одной ногой, лед под ногой тут же проломился, и выступила вода. Конечно, ребята не пошли по льду, а направились в обход. Костя оказался прав!
Теперь, я думаю, вы понимаете, что смелость тоже должна быть разумна!
♦ Как вы думаете, трус ли Костя?
♦ Проявил ли Валера смелость или его поведение — не смелость, а неоправданный риск? Почему вы так считаете?
Не стоит путать осторожность и трусость. Кстати, смелым и отважным может быть и не очень физически сильный человек.
Знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов вовсе не казался богатырем. В детстве Саша Суворов был болезненным и слабым мальчиком. Но он мечтал служить в армии, потому стал закалять себя: зимой купался в проруби, ходил босиком, скакал верхом на лошади, выполнял физические упражнения. Это и помогло стать ему ловким, смелым, выносливым, храбрым. Суворов не проиграл ни одного сражения!
Не было полководца, которого бы так любили и уважали солдаты и который одержал бы столько побед! Пятьдесят лет он отдал русской армии, начав службу с низших чинов. Поэтому так хорошо знал нужды простых солдат!
Именно Суворову принадлежат знаменитые слова: «Храброго пуля боится, храброго штык не берет».
Смелый человек может и не обладать громадной физической силой, но он всегда обладает сильным духом! «Храброму счастье помогает», «Нет храбрее русского солдата» — говорится в народе.
Героизм и храбрость всегда проявляли русские солдаты, защищая Отечество.
В народной памяти сохраняются имена героев многих войн. Во время Великой Отечественной войны, длившейся долгих четыре с половиной года, было много тяжелых кровопролитных сражений. Перелом наступил после Сталинградской битвы. Один из домов в г. Сталинграде (сейчас г. Волгоград) устоял, не сдался врагам, хотя многие его защитники погибли. Это здание назвали домом Павлова — по фамилии сержанта, защищавшего его. После войны этот полусгоревший, разбитый снарядами дом не стали восстанавливать: он стоит как памятник несгибаемому духу и мужеству русских солдат.
Дом Павлова
Бомбы рвались и снаряды,
Земля превратилась в ад.
Слышались гул канонады,
Взрывы мин и гранат.
Юных русских ребят,
Но с неослабною силой
В доме строчил автомат.
Падал солдат. Поднимался
На смену ему другой.
Дом Павлова не сдавался
И выиграл трудный бой!
Тест
Выберите ответ и объясните свой выбор.
I. На прогулке вы потеряли волан от бадминтона. Как вы поступите?
1. Скажете маме, что потеряли волан и не смогли его найти.
2. Скажете, что отдали волан другу, потому что боитесь, что мама пошлет вас его искать, а на улице смеркается.
3. Скажете, что потеряли волан и поищете его завтра.
II. На детской площадке мальчик отнял у малыша совочек. Малыш плачет. Как вы поступите?
1. Позовете воспитательницу.
2. Отойдете в сторонку — вас это не касается.
3. Попросите мальчика вернуть совок малышу.
Волшебный фонарик
Саша — мальчик боязливый. Когда был совсем маленький, то чуть что, сразу просился к маме на руки. Увидит ли дворняжку, неторопливо трусящую по переулку, петуха, разгуливающего на зеленой лужайке перед домом, или старика с палочкой, бредущего по дороге, Саша сразу схватит маму за руку, заглянет ей в глаза и умильно попросит: «Мамочка, я устал. Возьми, пожалуйста, меня на ручки!» Ну как тут отказать! Мама пожалеет сынишку, возьмет малыша на руки.
Но сейчас Саше шесть лет, проситься к маме на руки такому большому мальчику стыдно! Стыдно-то стыдно, но Саша и сейчас многого боится. Если мама попросит мальчика вечером принести ей книгу или носовой платок из спальни, Саше идти в темную комнату совсем не хочется. Он боится темноты, а до выключателя пока не дотягивается и сам включить свет не может.
Днем в комнате светло, весело! Все знакомое и родное: мамин пушистый халат на кресле, книги на полках, игрушки на диване. А вот вечером. Совсем другое дело: кресло превращается в великана, присевшего на корточки и широко расставившего руки, словно великан хочет поймать Сашу. В складках штор прячется незнакомец, а в овальном большом зеркале мелькают неясные тени и вспыхивают зеленые и красные огоньки.
— Сынок, ты принес мне книгу? — спрашивает мама.
— Ой, мамочка! Я ногу отсидел, встать не могу! — жалобно захнычет мальчик.
Придется маме самой за книгой идти.
Конечно, все домашние догадывались, что Саша — трусишка. Но как сделать мальчика смелым?
Папа читал Саше интересные книжки о бесстрашных сильных людях — путешественниках, полярниках, космонавтах. Дедушка рассказывал о подвигах солдат на войне. И книжки, и рассказы Саше нравились, да вот беда, сам-то он смелее не становился.
Кроме темноты Саша боялся и соседского кота Федота, который любил понежиться на солнышке, забравшись на перекладину забора. Тот казался мальчугану не обыкновенным толстым и ленивым котом, любимцем бабушки Поли, а настоящим хищником — полосатым тигром.
Саша думал, что Федот смотрит на него злыми-пре- злыми глазами, того и гляди спрыгнет с забора и вцепится в волосы. Во всяком случае, мальчик всегда старался обойти опасного кота стороной.
Боялся он и безобидных лягушек, и земляных червяков. Да мало ли чего еще боялся Саша!
Однажды на день рождения дедушка подарил внуку электрический фонарик. Фонарик очень понравился Саше — блестящий, с двумя круглыми кнопочками. Нажмешь на одну кнопку, и вспыхивает яркий золотисто-желтый свет, нажмешь на другую — свет гаснет.
— Спасибо, дедуля! Я давно о таком фонарике мечтаю, — поблагодарил мальчик дедушку.
Дедушка загадочно улыбнулся и сказал:
— Фонарик этот не простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет,’ сразу смелым станет, ничего не побоится: ни темноты, ни соседских котов, ни жуков, ни лягушек, — словом, ничего! Волшебный фонарик человеку храбрость и силу дает!
Вечером дедушка попросил Сашу пойти в сад и посмотреть, хорошо ли закрыта калитка.
Сначала мальчик хотел под каким-нибудь благовидным предлогом отказаться от этого поручения, но потом вспомнил про фонарик и подумал: «Вот сейчас и проверю, поможет ли мне волшебный фонарик».
Он взял в руки дедушкин подарок и вышел на крыльцо. Всюду было темно, невидимка-ветер шелестел листьями и качал ветки.
Саша поежился — страшновато все-таки. До калитки идти далеко. Но тут он нажал на круглую кнопочку, вспыхнул свет, и на тропинку возле крыльца легло яркое золотое пятно.
На душе у мальчика повеселело. Кусты крыжовника и смородины больше не казались мохнатыми чудовищами, а кривой сухой сучок, валявшийся в траве, сразу стал обыкновенным сучком, а не опасной змеей.
— Ничего не бойся! Я с тобой, — шепнул мальчику волшебный фонарик.
Саша расслышал в тишине его тихий, как шелест листьев, шепот и подумал: «Не обманул меня дедушка! Фонарик в самом деле волшебный!»
Сжимая в руке фонарик, мальчик смело сбежал с крыльца. Он подошел к калитке, посветил на нее фонарем и, убедившись, что щеколда плотно закрыта, не спеша пошел к дому.
«Со мной волшебный фонарик, теперь я ничего не боюсь!» — весело подумал мальчик.
В этот момент он почувствовал себя смельчаком, настоящим маленьким героем!
— Все в порядке. Калитка закрыта! — уверенно доложил Саша дедушке.
— Молодец! — похвалил тот внука.
С тех пор Саша перестал бояться темноты. Ему даже нравилось гулять с фонариком вечером в саду, качаться на качелях. Фонарик вырывал их темноты то грядку с цветами, то деревянный колодец, то тропинку к дому. Никаких страшилищ в саду не боялся!
Однажды в гости к Саше приехала двоюродная сестра Оля. Да не одна, а со своей собакой по кличке Муха. Муха — маленькая, белая собачонка с хвостиком, свернутым в колечко, и черным пятном на правом ухе.
Сначала Саша и Оля забавлялись с Мухой, учили прыгать через веревочку, угощали лакомыми кусочками. Потом убежали играть с ребятами. Муху оставили в саду. Но собачка скоро заскучала одна. Сначала она бегала вдоль забора и тихонько поскуливала, словно звала ребят, а потом вырыла под калиткой ямку, пролезла в нее и, оказавшись на улице, смело побежала обследовать незнакомую местность.
Когда Саша с Олей вернулись с прогулки, Мухи нигде не было. Напрасно они искали ее, звали: «Муха! Мушка!» — собака не отзывалась им веселым тявканьем.
Между тем стало смеркаться. Оля горько заплакала:
— Вдруг Мушка заблудилась и не может найти дорогу домой в темноте?
— Не плачь, Олечка! — успокоил сестренку Саша. — У меня есть волшебный фонарик, он нам поможет найти беглянку.
Саша взял фонарик, смело выбежал за калитку и пошел вдоль улицы, освещая соседние заборы, заросли малины, крапивы и бузины. Время от времени он звал собаку.
Когда мальчик наконец свернул в темный узкий переулок, фонарик шепнул ему поискать Муху здесь. Послышалось чье-то тихое поскуливание. Саша приподнял ветки и увидел спрятавшуюся в высокой траве Муху.
— Мушка! — громко воскликнул Саша. Собачка узнала его и запрыгала от радости. Ведь она и в самом деле заблудилась!
Скоро Саша с Мушкой вернулись домой. Оля очень обрадовалась и восхищенно сказала:
— Какой ты, Саша, смелый!
♦ Почему Сашу называли боязливым?
♦ Боитесь ли вы темноты?
♦ Как вы пытаетесь побороть свои страхи?
♦ Что подарил Саше дедушка?
♦ Как фонарик помог Саше стать смелее?
♦ Кого выручил из беды Саша?
♦ Как вы думаете, был ли фонарик в самом деле волшебным?