Как объяснить ребенку что такое совесть
Конспект НОД «Что такое совесть»
НОД по духовно-нравственному воспитанию.
«Что такое совесть».
Формирование базовой культуры духовно- нравственного воспитания у детей дошкольного возраста на основе нравственных ценностей.
-Углублять представление детей о добре, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, (следовать морально-нравственным нормам и правилам).
-Развивать способность чувствовать окружающий мир, проявлять к нему доброе отношение.
— Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
-Уметь отражать свои впечатления в рисунке.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей д. в. является игровая деятельность содержание программы «Добрый Мир» организованно как тематические игры-путешествия. Эти формы носят интегрированный, вариативный характер, реализуя на основе содержания программы принципы интеграции с образовательными областями «Коммуникативно-речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход НОД.
Самый лучший тот на свете,
Кто, как луч весенний, светел,
Кто поможет, руку даст,
Даст поплавать новых ласт,
Лыж, ни разу не надетых,
Откусить хоть полконфеты,
Это чувство доброта.
Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое хорошо, что такое плохо. И почему нужно поступать хорошо.
Я хочу задать вам вопрос: А вы знаете кто такой Творец? (ответы детей).
Тот, кто сотворил наш мир, природу, нас, всех животных. Он сделал это, потому, что очень добрый, и чтобы мир был тоже добрым.
Он дал нам всем правила для доброй жизни. Если человек выполняет эти правила, он поступает хорошо, а если нарушает- поступает плохо.
А, еще наш Творец поместил внутри каждого человека доброго помощника. Этот помощник наша совесть. Совесть приносит человеку сообщение (весточку) о том хорошо поступает человек или плохо. Например, тебе подарили игрушку. Совесть подсказывает тебе: не жадничай – поделись с тем, у кого ее нет. Поделился-хорошо, ну а если чувствуешь жалко, сам буду играть – поступаешь плохо. Совесть как яркий огонек светит в душе человека. И если ты спросишь у своей совести хорошо ли ты поступаешь, то она обязательно даст тебе ответ, и ты почувствуешь, как тебе поступить.
А еще у совести есть 3 главных противника. Противник это тот, кто не хочет нам добра, противится тому, чтобы мы сделали что-то хорошое. Один из них всегда говорит – «Не хочу», второй – «Сделаю попозже», третий – «А почему это должен делать я?». И если нам удастся побороть в себе этих трех противников, то мы будем поступать хорошо и совершать хорошие поступки. И поверьте никакое хорошее дело не пройдет зря.
Давайте будем стараться делать что-то доброе и поступать хорошо.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам угадать несложные загадки. Если вопрос о вежливости и добре,вы все хором отвечаете:
«Это я, это я, это все мои друзья», а если вопрос вам не по душе – промолчите.
• Кто, из вас проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твердо?
• Кто из вас, скажите, братцы, забывает улыбаться?
• У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
• Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место?
• Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «Спасибо».
• Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
Молодцы! Я рада, что вы не ошиблись.
А, сейчас давайте немного разомнемся.
Физкультминутка «Вокруг солнышка»
«Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы пойдём гулять,
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмёмся,
И в кружочек соберёмся.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ребята, сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Угадай правильные ситуации».
Показ картинок на интерактивной доске. В каких ситуациях дети поступают хорошо, а в каких плохо.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.
Дети, сегодня мы много говорили о том, что такое хорошо, что такое доброта. Посмотрели ситуативные картинки, в каких случаях дети поступали хорошо, а каких неверно.
А, сейчас я хочу предложить вам нарисовать солнце. И пусть у этого солнца будут столько лучей, сколько хороших и добрых поступков вы вспомните. У детей картинки на которых нарисованы три хмурые тучки (три противника совести).
Самостоятельная деятельность детей. Дети рисуют. Звучит песня с мультфильма про Леопольда «Если добрый ты».
После, все рисунки детей расставляются на выставку детских работ.
Воспитатель: А, сейчас я хочу вам подарить вот таких улыбающихся человечков, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
Конспект совместной НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.
Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» для детей второй младшей группы на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Что такое хорошо и что такое.
Конспект НОД в подготовительной группе «Что подскажет совесть?» Конспект НОД в подготовительной группе «Что подскажет совесть?» Задачи: Образовательные: формирование у детей основополагающих морально-нравственных.
Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.
Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.
Конспект занятия по развитию читательских умений в средней группе «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект по развитию читательских умений в средней группе на 7.02.18 Тема: «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Подготовила:.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Что такое совесть»
Лариса Покидова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Что такое совесть»
Цель: формирование у воспитанников понятия «совесть» как одной из морально-этической ценности нашего общества.
— познакомить детей с понятием «совесть»;
— формировать личностно-ценностное отношение к окружающим людям;
— помочь воспитанникам понять, что значить жить в ладу со своей совестью;
— формировать способность и готовность к использованию полученных знаний и умений в повседневной жизни;
— воспитывать в детях умение обоснованно делать выбор в пользу добра.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы: сердечко из картона, цветные квадраты по количеству детей, атрибуты к сюжетно-дидактической игре «Поможем Машеньке».
Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Магазин полезных качеств»,чтение-обсуждение рассказов: В. Драгунский «Тайное становится явным», Л. Толстой «Косточка».
I. Сообщение темы и цели занятия.
— Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие в страну Совести. В этой стране познакомимся с честностью, справедливостью, и поможем ее жителям научиться жить, не обижая друг друга.
— Как вы понимаете пословицу: «Жизнь дана на добрые дела».
— Совесть помогает человеку быть неравнодушным к чужим проблемам.
— Работать по совести – значит стараться все сделать как можно лучше.
— Совесть не позволяет человеку поступать неправильно даже тогда, когда его никто не видит.
— Совесть позволяет нам поступать справедливо в любых ситуациях.
Вопрос к детям: «Как вы понимаете, что такое совесть?»
II. Чтение сказки А. Лопатиной, М. Скребцовой «Голос сердца».
Беседа по вопросам:
1. Как ты думаешь, почему Митя сначала хотел поймать ласточку, а потом стал охранять ее гнездо?
2. Можно ли по глазам, голосу, жестам человека узнать, какое у него сердце?
3.Почему люди иногда говорят: «Этот человек бессердечный?
4. Какую роль в жизни человека играет сердце?
5. Как ты думаешь, «о чем стучит твое сердце»?
III. Проблемная ситуация «Как поступить?».
Мальчики во дворе играли в мяч. Миша неудачно бросил мяч и разбил стекло.Мама спросила: «Кто разбил стекло?». Все промолчали.Мама сказала: «Если виновный не признается, все будут лишены прогулки в зоопарк».
1. Скажешь, что это сделал Миша?
3. Спокойно попросишь Мишу признаться?
— Что значит поступить справедливо?
— Что значит поступить честно?
IV. Физкультминутка «Друзья».
Мы шагаем дружно в ногу, я твой друг и ты мой друг.
(Ходьба на месте, руками указывать на себя и на друга).
Только дайте мне дорогу, обойдём мы всё вокруг.
(Руки вперёд, ладони вверх, ходьба на месте, руки вниз).
Дружим с лесом, полем, лугом.
(Остановиться, обозревают верх и низ).
Крепко дружим мы друг с другом.
(Взяться за руки, сомкнутые руки поднять вверх).
V. Чтение стихотворения А. Лопатиной, М. Скребцовой.
— Мама, что такое совесть?
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
Вопросы к стихотворению:
1. Как ты думаешь, где в человеке живет совесть?
2. Что значит «поступать по совести»?
VI. Сюжетно-дидактическая игра «Поможем Машеньке».
Машенька подружилась с тремя медведями и решила сделать им приятный сюрприз на Мишуткин день рождения. Вместе с любимым котом Мурзиком Машенька направилась в дом трех медведей.Она украсила дом к празднику: вымыла везде полы, постелила мягкие коврики, а на стол решила поставить вазочку с цветами. Машенька нечаянно уронила вазу, когда наливала воду. Ваза разбилась, а это была любимая ваза мамы – медведицы. И Машенька решила сказать, что вазу разбил кот Мурзик.
Дети объясняют, как бы они поступили на месте Машеньки, и обосновывают свой выбор.
VII. Игра «Сердечко совести»
Дети стоят в кругу, у каждого по одному цветному квадратику. Педагог дает одному из детей вырезанное «сердечко совести», разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший сердечко, рассказывает о своем честном поступке, а затем наклеивает цветной квадратик в клеточку. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе «рождается сердечко совести».
Продолжи фразу: «Поступать по совести – это значит…» (При ответах помочь детям раскрыть понятие «совесть»).
1. Алпатова К. А., Барсукова С. А. Когнитивный подход к проблеме формирования нравственности и совести // Философия, вера,духовность: истоки, позиции и тенденции развития: Монография / Под общ. ред. О. И. Кирикова. Кн. 26. Воронеж, 2011.
2. Барсукова С. А. Понимание совести в отечественной психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». Т. 1. 2009. № 4. С. 15–21
3. Барсукова С. А. Проблема исследования нравственных представлений (на примере исследования представлений о совести). М., 2013.
Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина» Интегративное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Наш родной край – наша Родина» Цель:.
Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.
Конспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие золотой монетки» для детей подготовительной к школе группы Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение.
Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. «Все профессии нужны, все профессии важны» Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. «Все профессии нужны, все профессии важны» Цель: Развивать внимание,.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.
Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.
Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.
7 способов объяснить детям, что такое совесть
«Рамону мучила совесть, а мучающая совесть – самое худшее чувство в мире»
Н е так давно моя жена обнаружила эту проницательную строчку в занятной детской книге «Смелая Рамона», когда читала ее нашим дочкам.
Иногда детские книги вскользь упоминают о совести, но обычно они не объясняют, что это такое и как это работает. Оно и понятно, ведь это сложная тема. Пару лет назад мой друг Дж. Д. Кроули и я попытались это решить, но нашей целевой аудиторией была взрослые, а не дети.
Тогда моя дочь Кара, которой на тот момент было 8 лет, спросила меня о том, напишу ли я книгу о совести для детей. Как я мог сказать нет?
Так, я сделал попытку написать свою первую детскую книгу (которая выйдет в этом месяце) «Тот голосок в твоей голове: учиться совести». Прежде чем говорить о том, как родители могут научить детей совести, я хочу заранее уточнить, что я не эксперт по воспитанию детей. Уровень моей уверенности в способности к воспитанию неуклонно снижался вместе с тем, как мои дети взрослели; я все более отчаянно нуждаюсь в Божьей помощи совершить то, что не под силу мне – изменить сердца моих детей. Я сам мешаю этому. Я согрешаю против Бога и своих детей, когда я нетерпелив, раздражителен и недобр, поэтому я постоянно прошу Бога и их простить меня. Я не хочу показаться человеком, который всё это понял в совершенстве, и что вы тоже на это способны, если просто последуете моему совету.
Учитывая все вышесказанное, вот семь способов, с помощью которых родители могу объяснить своим детям, что такое совесть.
1. Разговаривайте со своими детьми о совести
Часто самый лучший способ обучения детей чему-либо – обсудить это в неформальной обстановке, когда вопрос возникает сам собой. Если вы читаете какую-то книгу, либо же вместе что-то смотрите, вы можете остановиться и обсудить, как персонаж следует или не следует совести – и почему это важно.
Моя детская книга о совести, по сути, является рядом бесед мамы и ее маленькой дочери. Не стоит полагать, что все ваши беседы будут также звучать как те, что в книге, но это определенный образец того, как могут протекать эти беседы.
2. Слушайте, как ваши дети говорят о своей совести
«От избытка сердца говорят уста» (Мат. 12:34)
Внимательно слушайте то, что говорят ваши дети, поскольку их слова являются окном в их сердце. Слушайте, что они считают правильным и неправильным.
Когда они считают других виновными в грехе? Когда они чувствуют, что сами виновны в грехе? Почему? Что они думают о том, что должны предпринять по этому поводу? Нужна ли им помощь в корректировке совести в определенной области?
3. Поощряйте своих детей, когда они слушают голос своей совести
Иногда дети убеждены в том, что что-то неправильно, хотя это по своей природе и не греховно, и они могут исповедовать такой «грех» вам. Например, ваш ребенок может думать, что грешно гулять в чужом доме в уличной обуви, если в вашей семье есть правило на этот счет. Вашему ребенку может быть трудно находиться в гостях, где не принято разуваться. Может быть так, что ваш ребенок решил не разуваться в чужом доме, но он ужасно смущен этим, и он может впоследствии исповедоваться вам в слезах. Как вам реагировать на это?
Как минимум, похвалите вашего ребенка за то, что он слушает свою совесть и делится своими чувствами с вами. Поощряйте их. Хвалите их. Не браните их. Идти против своей совести, когда вы считаете, что она верно предупреждает вас, — это всегда грех в Божьих глазах. Как говорит Марк Девер: «Совесть не может сделать из неправильного правильное, но может сделать правильное неправильным». Продолжайте помогать своим детям в калибровке совести, когда они будут делиться с вами своими мыслями в следующий раз.
4. Призывайте своих детей не игнорировать совесть
Воспитывая и дисциплинируя своих детей, взывайте к их совести.
(Не всякий ребенок опишет свою совесть как реальный голос в своей голове. У кого-то есть просто острое чувство того, что что-то правильно или неправильно. Такое себе непоколебимое впечатление или убеждение).
Скажите своим детям, что совесть – это бесценный дар от Бога, который они не должны игнорировать. Это похоже на сигнализацию, которая хранит их от великой беды. Если вы прикоснетесь пальцем к поверхности горячей плиты, ваша нервная система рефлекторно побудит вас убрать палец, чтобы избежать большей боли и травмы. Схожим образом совесть, которая заставляет вас чувствовать вину, должна привести вас к тому, чтобы отвернуться от греха к Иисусу. Бог дал вам это ощущение вины ради вашего же блага. Не игнорируйте и не подавляйте его.
5. Согрешая против своих детей, показывайте детям пример послушания своей совести, прося прощения
Родители тоже грешны. Мы постоянно грешим против наших детей – порой напрямую (например, будучи греховно гневными или нетерпеливыми к ним), а порой косвенно (например, согрешая против кого-то у них на виду).
Каждый раз, когда мы согрешаем, у нас есть возможность практиковать покаяние. Вы можете сказать своим детям: «Папа был греховно нетерпелив к тебе. Бог обличил меня, и моя совесть не дает мне покоя. Мне жаль, что я так поступил. Я попросил Бога простить меня, а теперь я прошу тебя. Пожалуйста, прости меня, за то, что я был так нетерпелив к тебе. ».
6. Объясните своим детям, почему совесть бывает разной
Не бывает двух людей с одинаковой совестью. По этой причине существуют такие места Писания как Римлянам 14 и 1 Коринфянам 8. Мы склонны предполагать, что наша собственная совесть – это стандарт, который идеально соответствует Божьей воле, но у нас у всех есть «белые пятна», в которых нам нужно перенастроить нашу совесть таким образом, чтобы она работала более точно. Это было весьма непросто объяснить в книге для взрослых. Как бы вы объяснили это детям?
В моей детской книге я пробую это сделать, сравнивая правила одной семьи с правилами другой. Одна семья может требовать от детей мыть руки перед едой или заправлять кровать утром, а другая — нет. Поступки сами по себе не являются праведными или греховными. Что касается семейных правил, то ребенок обязан подчиняться Посланию к Ефесянам 6:1: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость».
7. Продолжайте напоминать своим детям о том, что только Иисус может очистить их совесть
Разговор о совести может стать поводом радоваться о Евангелии, поскольку кровь Христа очищает нашу совесть (Евр. 9:14). Иисус жил, умер и воскрес ради грешников, и когда мы отворачиваемся от своих грехов и доверяем Ему, мы можем приблизиться к Нему: «да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою» (Евр. 10:22).
Мой любимый способ радоваться этой истине – это петь строфу из гимна «Перед Престолом на Небесах». Вот как это выглядит в моей книге (мама болтает со своей младшей дочерью):
«Помню, я не могла вести себя хорошо самостоятельно. Моя совесть чиста только благодаря Иисусу. Когда Иисус умер за меня на кресте, Он обменял Свою благость на мой грех. Поэтому, когда Бог смотрит на меня, Он видит благость Иисуса вместо моего греха».
Затем мама запела гимн «Перед Престолом на Небесах». Но вместо того, чтобы сказать: «И если дьяволом я буду искушен», она его изменила на «совесть», чтобы научить меня совести (а не потому, что дьявол и совесть это одно и то же – дьявол борется с Богом, но совесть это дар от Бога, который может дать вам чувство вины, когда вы согрешаете):
«И если СОВЕСТЬЮ я буду искушён,
И если чувствую вину,
Я взгляд вздымаю, я спасён
И воздаю Ему хвалу.
Иисус невинный пострадал,
Чтоб душу мне освободить.
Бог справедливый оправдал,
Чтоб взор с Христа мне не сводить»
Что может очистить мою совесть? Ничто, кроме крови Иисуса.
Пусть Бог поможет вам указывать на Иисуса, когда вы объясняете своим детям, что такое совесть.
Автор — Энди Населли / thegospelcoalition.org
Перевод — Ирина Пашина для ieshua.org
Последнее: 13.11. Спасибо!
Как объяснить ребенку, что такое совесть?
Понятие совести
Совесть – контролирует отношения с окружающими людьми, для каждого, это понятие индивидуальное. Совесть – это регулятор наших морально- этических качеств, которые зависят от воспитания, образования, образа жизни. Совесть – способна доставить страдания и боль человеку, совершившему неприглядный поступок. Что такое совесть, необходимо объяснить ребенку.
Основы совести
Основы совести, закладывают родители ребенку в семье. В процессе воспитания, можно дать понятия о хороших и плохих поступках, о добре и зле. Собственным примером, надо показывать свое отношение к различным ситуациям. Для ребенка, родители являются эталоном поведения, поэтому говорить ребенку неправду – недопустимо. Солгав один раз ребенку, в следующий раз – вы получите такую же реакцию. Объясните своему чаду, что человек, у которого есть совесть, не может лгать.
Познакомьте с таким понятием, как чистая совесть, т. е., человек не солгал, не совершил плохой поступок, не совершил подлость. Если поступки человека вызывают положительные чувства, то они совершены согласно с совестью. Если, человек совершил поступок, который не дает покоя совести, то это может подвигнуть к совершению поступка, искупающего свою вину. Важно, чтобы в семье были уважительные отношения друг к другу, почитали старшее поколение. Все это, формирует понятие совести у ребенка.
Если ребенок сделал не правильный поступок, то следует объяснить ему, к чему это может привести, каковы будут последствия. По мере взросления, на поведение ребенка и его воспитание могут влиять другие люди, которые объяснят, что совестью обладают благородные и достойные люди. Что, совесть – это голос Души в человеке, и когда человек совершает хорошие поступки, то в Душе у него теплое и радостное чувство и Совесть его не беспокоит.
Формирование совести
Если в подростковом возрасте, у ребенка не развито чувство собственного достоинства, уважение к старшим, умение дружить, то и чувство совести у него тоже не развито. Ответственность, за формирование понятия и чувства совести у подростка, лежит на родителях. Совесть является фактором при принятии решений. Совестливый человек – ведет диалог внутри себя о добре и зле, важно, чтобы растущие дети жили в согласие со своей Совестью, и она побуждала их, на благовидные поступки.