Как объяснить ребенку что такое сознание
Обществознание
Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке
Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера
. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке
Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке
План урока:
В отличие от животных люди способны осознавать, что с ними происходит и изменять текущую ситуацию. Люди понимают, что каждое их слово и действие будет иметь определенные последствия, поэтому человек способен сдерживать свои инстинкты, страсти, эмоции. Такой самоконтроль возможен благодаря наличию у людей сознания.
Что такое сознание
Сознание – это высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, осмысливать их и оценивать. Благодаря наличию сознания человек способен познавать не только окружающий мир, но и самого себя, оценивать собственные мысли, слова, поведение, внешний вид. Возможность увидеть себя со стороны, способность человека к самосозерцанию, предоставляют ему шанс измениться к лучшему, развиваться и самосовершенствоваться.
Благодаря развитию сознания личности у нее постепенно формируется научная картина мира, складывается собственная система ценностей, развивается способность к логическому мышлению, память. Сознание позволяет людям осуществить переход от пассивного проживания в этом мире к его преобразованию, таким образом, человек превращается в творца собственной реальности, постоянно воздействуя на окружающую его природу и общество.
Понять каким образом формируется сознание, можно понаблюдав за развитием психики ребенка. Так, например, в возрасте до 1-2 лет дети фактически не способны узнавать себя в зеркале, а уже после 3-4 лет они могут не только узнавать себя, но и могут оценивать свою внешность, поведение.
Без развития сознания индивид не сможет быть человеком в полном смысле этого слова, ведь сознание выполняет множество значимых функций:
Индивидуальное и общественное сознание
Коллективное, или как его еще называют общественное сознание, представляет собой совокупность всей мыслительной деятельности людей: их идеи, ценности, взгляды, убеждения, верования, традиции, интересы, нравы.Коллективное сознание существует как у небольших групп людей (например, кружков по интересам), так и у целых народов, наций, всех вместе взятых жителей планеты Земля.
Общественное сознание людей принято подразделять на научное, обыденное, политическое, экономическое, религиозное. Оно оказывает воздействие на каждого индивида, проживающего в данном обществе, и в тоже время, каждая отдельная личность вносит свой собственный вклад в развитие общественного сознания.
Самосознание
Осознание индивидом самого себя, своих мыслей, внешности, характера, поступков, личностных качеств, называют самосознанием. Способность к самосознанию отличает людей от животных, позволяет им оценивать свои личностные качества и на основе этих оценок менять свой характер и привычки.
Самосознание личности начинается с восприятия ребенком собственной внешности, некоторых физических данных и особенностей. Постепенно, в процессе самосознания, у индивида формируется целая система представлений о себе, своем внутреннем мире, собственном месте в социуме. Жизненный опыт, эмоциональные и душевные переживания накладывают свой отпечаток на каждую личность, проживающую в социуме. У каждого индивида собственный, неповторимый опыт жизни, поэтому в мире нет людей с одинаковым характером, системой ценностей, мировосприятием.
Так как развитие самосознания происходит в результате взаимодействия индивида с окружающими его людьми, его представления о себе во многом зависят от общественного мнения, независимо то того, объективное оно или нет.
Пример 2. Таня Михальчук считает себя очень талантливой и способной личностью, так как родители постоянно хвалят ее, восхищаются ее творческими и учебными достижениями. Учителя знают, что Таня обладает весьма средними способностями, но благодаря уверенности в своих силах и усердию, она достигает неплохих результатов в учебе.
Можно заметить, что в первом случае самооценка личности явно занижена, а во втором завышена. Разберемся, что такое самооценка, ведь она очень тесно связана с человеческим самосознанием.
Самооценка
Самооценка – это мнение личности о самой себе, ее оценка собственных качеств, достоинств и недостатков, которая основывается на сравнении себя с другими людьми.В отличие от самосознания, самооценка всегда предполагает оценивание, сравнение, сопоставление, наличие взгляда на себя со стороны. Самооценка человека является составной частью самосознания, однако самосознание может существовать в чистом виде, без самооценки.
Психологи выделяют три основных вида самооценки личности:
Сфера бессознательного: подсознание и его уровни
Психологи утверждают, что влияние подсознания на жизнь человека очень сильно, именно оно формирует все привычки, пристрастия, побуждает людей к совершению механических действий. Бизнесмены и политики хорошо знают о силе бессознательного и умело используют это в рекламе, кинематографе (25 кадр), всех популярных средствах массовой информации.
Попробуем разобраться на примере, каким образом и что именно может оказывать влияние на подсознание.
Пример.Петя из всех дезодорантов предпочитает использовать Axe-Эффект. Петя считает, что свой выбор он делает осознанно, потому что ему нравится запах этой марки дезодорантов больше других. В действительности, Петя множество раз видел по телевизору рекламу, в которой парни и мужчины использовавшие Axe-Эффект начинали привлекать повышенное внимание противоположного пола. Петя, конечно, уже давно забыл о просмотре данных рекламных роликов, но все впечатления, эмоции и представления сохранились в его подсознании.
Таким образом, многие предприниматели многократно увеличивают продажи своих товаров благодаря влиянию рекламы на подсознание их потенциальных клиентов.
Несмотря на то, что подсознание оказывает сильное влияние на человеческие действия, благодаря усилиям, самоконтролю, человек может научиться анализировать все свои мысли, приходящие из сферы бессознательного, с помощью сознания. Чем больше развито сознание, тем более осознанные поступки совершает индивид, тем больший контроль он обретает над собственной жизнью, своей судьбой.
Осознанность: как и зачем обучать этому детей?
В современном обществе все большую популярность набирает обучение навыкам осознанности. Если сформулировать кратко, осознанность предполагает воспитание в себе “внутреннего наблюдателя”, благодаря чему человек может познавать самого себя через свой собственный опыт, не подвергая полученные знания деформации, интерпретации и какой-либо иной умственной обработке. В результате человек способен осознавать свою жизнь и все происходящее с ним, получать пользу от каждого момента своей жизни, видеть взаимосвязи между прошлыми, настоящими и будущими событиями. Далеко не все взрослые относятся к себе и своей жизни осознанно, однако к этому важно стремиться и этому следует учить детей с самого раннего возраста.
Навыки осознанности положительно влияют на самочувствие, обучение, восприятие мира. Развивая “внутреннего наблюдателя”, человек приобретает такие способности, как:
Человек, не практикующий осознанность, бессилен перед влиянием:
Именно для того, чтобы не погрязнуть в негативных эмоциях, психосоматических расстройствах, неудавшихся отношениях, неуверенности в завтрашнем дне и прочих спутниках неосознанной повседневности, стоит освоить mindfulness-практики и обучить этому детей. Изучить базовые принципы осознанности совсем не сложно. Однако здесь важна добровольность, систематичность и четкое понимание смысла. Поэтому прежде, чем приступать к воспитанию осознанной личности в ребенке, его нужно заинтересовать, объяснить значение нового для него опыта, поделиться собственным опытом и мыслями. Разумеется, обучать детей можно только тогда, когда родители сами будут уверенно практиковать осознанность и им будет чем поделиться с детьми.
Само слово “осознанность” (“mindfulness”, как еще принято называть практики осознанности) довольно сложное для восприятия даже взрослого человека, поэтому, объясняя его суть детям, следует употреблять общепринятые, понятные ребенку определения. Осознавать — значит замечать, понимать, чувствовать. Тренировка осознанности дает человеку возможность лучше слышать себя, ощущать свое тело и мысли, понимать свои эмоции и потребности, фиксировать внимание на настоящем моменте и проживать его в максимальной гармонии.
С чего следует начать практику осознанности вместе с детьми? Конечно, с игр! С их помощью ребенок познакомится с различными элементами осознанности без специальных усилий, он сможет развивать свои первые навыки увлеченно и беззаботно.
Не переживайте, если сразу получится не очень хорошо. На самых первых порах ваша задача — увлечь, заинтересовать и рассказать об осознанности как таковой. Поэтому постарайтесь ничего не усложнять, дайте детям время научиться получать удовольствие от опыта осознанности. С каждым разом у ребенка будет получаться все лучше, а вы сможете добавлять новые элементы, превращая простые игры в настоящие mindfulness-практики.
Автор: педагог-психолог Антонина Валевич
Что такое сознание и как оно появилось?
Для многих попытки объяснить сознание похожи на разоблачение любимого фокуса — узнав секрет можно навсегда потерять веру в чудеса. Так что если вы не готовы усомниться в собственных убеждениях, эта статья не для вас. А если вы всегда рады новым знаниям, то информация о том, что человек состоит из примерно 100 триллионов клеток, которые работают сообща, не должна вас удивить. Удивляет другое — по отдельности ни одна из ста триллионов клеток тела человека сознанием не обладает. Клеткам нет никакого дела до того, кто мы есть, что из себя представляем и почему. Это значит, что чтобы объяснить сознание, необходимо понять как получилось так, что сотни, миллионы, миллиарды и триллионы крохотных клеток, не осознающих себя и не сильно отличающихся от бактерий, создают уникальную личность, способную мыслить.
Давайте посмотрим на сознание с точки зрение науки — где именно в мозге оно находится и там ли мы ищем?
“Как может медленный, неразумный процесс создать нечто, способное создать то, что сам медленный неразумный процесс создать не может?” Алан Тьюринг
Иллюзия контроля и война мемов
Американский философ-когнитивист Дэниел Деннет, профессор Университета Тафт (США), посвятил свою научностью деятельность изучению природы сознания. Деннет пытается объяснить, как биологические процессы в организме человека создают бесконечный поток мыслей и образов. И первое, о чем профессор рассказывает в своих лекциях и книгах, это то, что наше сознание — не такое уж загадочное, как мы о нем думаем. В некотором смысле, работа сознания напоминает работу человеческой памяти. А она, как мы с вами прекрасно знаем, не идеальна.
Феноменом ложной памяти занимаются многие исследователи. Наиболее известной является американский психолог Элизабет Лофтус. В начале лекции на Ted Talks, Лофтус рассказывает о мужчине по имени Стив Тайтус, который был обвинен и приговорен к тюремному сроку за исзнасилование женщины. Когда потерпевшая впервые давала показания, она указала на Тайтуса, так как он был больше всего похож на насильника. А при повторной дачи показаний женщина была уверена, что именно Стив Тайтус совершил преступление. Впоследствии, несколько лет спустя, Тайтуса оправдали, так как был найден настоящий насильник, а его вина была доказана после проведения ДНК теста. Тем не менее, жизнь Стива Тайтуса из-за тюремного заключения оказалась разрушена и вскоре после освобождения он умер, видимо, так и не пережив сильнейший стресс. И таких историй немало.
Работа сознания, как и нашей памяти, не идеальна. Мы попросту не замечаем большинство происходящих процессов, например, мышление. Более того, все принятые нами решения на самом деле мозг принимает за несколько секунд до того, как мы о них подумали. То же самое происходит и в случае с ложными воспоминаниями — мозг заполняет пробелы несуществующей информации. Выходит, мы не контролируем важнейшие жизненные процессы, хотя нам кажется что это не так. Благодаря совместной и слаженной работе миллиардов нейронов мозг создает полную иллюзию контроля над собственным разумом. Выходит, сознание — это набор приемов и трюков, которые искусно использует мозг. Но как это получилось?
Существуют люди, которые уверены в том, что видели как Элвис Пресли улетел на летающей тарелке
Теория эволюции путем естественного отбора, впервые описанная Чарльзом Дарвином в 1859 году, описывает историю развития миллионов видов живых существ на Земле, включая человека. На протяжении миллионов лет эволюция создавала все более сложные когнитивные мыслительные способности. До определенной степени они есть у всех — у морского конька, омара и вашего кота. Но когнитивные возможности шимпанзе превосходят когнитивные возможности дельфина, а наши шагнули еще дальше. Именно наши когнитивные способности делают нас особенными — мы не просто действуем, исходя из каких-то причин, мы отдаем отчет об этих причинах самим себе и окружающим. Более того, мы спрашиваем себя о причинах тех или иных поступков и способны на них ответить. Это дарит нам возможность планировать свои действия и предвидеть их последствия. Полученной информацией и знаниями мы делимся с окружающими. Ни одно живое существо на Земле не способно ни на что подобное.
Но дело не только в естественном отборе генов. Когда мы говорим о сознании, мы также говорим о культурной эволюции — естественном отборе мемов, которые, согласно Ричарду Докинзу, являются единицами культурной информации, копирующими сами себя для размножения. И те мемы, которые копируются лучше, выживают. Человеческая культура — это среда обитания мемов. Таким образом, мы можем объяснить появление сознания множеством факторов, которые оказали влияние на эволюцию Homo Sapiens.
Могут ли радикальные идеи объяснить сознание?
Сегодня ученые не могут вплотную подобраться к изучению сознания. Ситуация ограничивается тем, что с одной стороны нейробиологи изучают области мозга, которые ассоциируются с сознательной деятельностью — например распознавание лиц, ощущение боли или состояние счастья. Но наука о сознании до сих пор остается наукой взаимосвязей, она ничего не объясняет. Мы знаем, что определенные участки мозга ответственны за определенные виды сознательных реакций, но не знаем почему. За последние годы было совершено огромное количество открытий о работе самых разных областей мозга. Так, совсем недавно мы рассказывали вам о том, что ученым удалось обнаружить совершенно новый сигнал в мозге человека, о котором раньше никто не знал. Это здорово, но приближает ли это нас к ответу на вопрос о том, что такое сознание?
Если верить теории панпсихизма, Вселенная обладает сознанием (но это не точно)
В ходе выступления на Ted Talks, австралийский психолог, специализирующийся в области философии сознания, Дэвид Чалмерс, сравнивает сознание человека с субъективным фильмом, который постоянно воспроизводится перед глазами. Вопрос, который больше прочих волнует ученого заключается в том, почему поведение — которое можно объяснить с точки зрения биологии, как это блестяще делает профессор нейробиологии Стэнфордского университета Роберт Сапольски — сопровождается субъективным опытом. Но мы не можем объяснить наличие этого субъективного опыта так же, как физика объясняет химию, химия биологию, а биология — частично — психологию. Для того, чтобы понять что такое сознание нужны радикальные идеи.
Именно такую и предлагает Дэниел Деннет. По его мнению сложных проблем в изучении сознания не существует. По Деннету вся идея этого субъективного кино подразумевает иллюзию, которую дарит нам мозг. Поэтому науке остается только объяснить объективное функционирование поведения мозга. Идея Деннета, на мой взгляд, является наиболее реалистичной из всех прочих. Но чтобы создать подобную нейробиологическую теорию сознания, необходимо большое количество исследований.
Те же, кто не согласен с тем, что сознание — всего лишь искусно созданная мозгом иллюзия, предлагают еще более радикальные теории сознания. Так, Дэвид Чалмерс предлагает рассмотреть сознание как нечто фундаментальное — как фундаментальные законы физики. В физике фундаментальными являются такие понятия как пространство, время, масса. Основываясь на этих понятиях, ученые выводят дальнейшие принципы и законы — закон всемирного тяготения, законы квантовой механики и др. Примечательно то, что все перечисленные фундаментальные свойства и законы больше никак и ничем не объясняются. Мы принимаем их как элементарные и выстраиваем на их основе картину мира. Подобный подход, по мнению Чалмерса, открывает новые возможности перед наукой, так как потребуется изучение фундаментальных законов, которые управляют сознанием. Эти законы также должны соединять сознание с остальными фундаментальными принципами — пространством, массой, временем и другими физическими процессами. Мы не знаем, что это за законы, но можно попробовать их найти.
Современная физика рассматривает Вселенную, в которой действуют фундаментальные силы природы
Вторая не менее радикальная и, пожалуй, безумная идея, о которой говорит Чалмерс это панпсихизм. Теория о том, что сознание универсально и любая система в некоторой степени им обладает. Согласно этой теории, а лучше сказать гипотезе, сознанием обладают даже элементарные частицы и фотоны. Сама идея, разумеется, не в том, что электроны и фотоны интеллектуально развиты, а в том, что у этих частиц есть некое примитивное ощущение сознания. Несмотря на то, что эта идея кажется нам противоречащей здравому смыслу, людям из культур, которые рассматривают человеческий разум как единое целое с природой, теория панпсихизма видится вполне логичной.
Какая идея из вышеперечисленных кажется вам наиболее правдоподобной? Поделитесь своим мнением в комментариях и с участниками нашего Telegram-чата.
И все же, чтобы найти ответ на вопрос о том, что такое сознание, стоит обратить внимание на то, как проходила эволюция мозга. В конце концов, мы отправляем ракеты в космос и победили такие опасные болезни как оспа благодаря науке. Значит, рано или поздно, ученые смогут создать единую теорию сознания.
Как наука объясняет сознание?
Из-за того, что сознание зачастую рассматривалось в контексте религии, философии и когнитивной науки, ему уделялось недостаточно внимания с точки зрения эволюционных процессов. Возможно, именно по этой причине мы так мало знаем о том, как появилась адаптивная ценность знаний и когда. Но есть и хорошие новости — на эти вопросы может ответить новая теория, которая появилась около пяти лет назад.
Как пишет The Atlantic, теория схемы внимания (AST) предполагает, что сознание возникло, чтобы решить одну из фундаментальных проблем, стоящих перед любой нервной системой: вокруг слишком много информации и мозг попросту не может полностью ее обработать. Согласно этой теории, в ходе эволюции мозг вырабатывал все более сложные механизмы для глубокой обработки нескольких избранных сигналов за счет других, и в AST сознание является конечным результатом этой эволюционной последовательности. Если теория верна — а это только предстоит выяснить — сознание эволюционировало постепенно за последние полмиллиарда лет и присутствует у ряда видов позвоночных. К тому же, AST не противоречит теории сознания Деннета.
Возможно, чтобы ответить на вопрос о том, что такое сознание, нужно посмотреть на вещи под другим углом
И все же, в вопросах сознания ученые продвинулись не так далеко, как нам бы хотелось. Тем не менее, среди огромного количества вопросов и неизвестных, мы можем выделить то, что нейробиологические исследования нам точно НЕ сообщат. Как пишет в своей книге “Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки” Роберт Сапольски, нейробиология не должна доказывать очевидного, а для доказательства внутренних психических состояний и вовсе не требуется. Так, сегодня существует МРТ сканирование, благодаря которому ученые узнали, что ПТСР формируется при ограниченном поражении мозга, а мозг серийных убийц, о чем мы подробно рассказывали на нашем канале в Яндекс.Дзен, на физиологическом уровне отличается от мозга остальных людей. Однако наиболее важным, по мнению Сапольски, является то, что нейробиологию нельзя использовать для доказательства ощущений или мыслей, так как существует двойственность оценок. Например, если человек совершил преступление, а потом ученые выяснили, что он сделал это потому, что почти все клетки его префронтальной коры, которая отвечает за контроль поведения, отмерли, это повлечет за собой биологические или органические объяснения происходящего.
Но как, в таком случае, нейробиологические исследования смогут лечь в основу пока еще не существующей единой теории сознания? Если внимательно присмотреться, то мы увидим, что сегодня наука в целом объясняет причины странного, агрессивного, сексуального и даже религиозного поведения. А с точки зрения нейробиологии мозг — и вовсе не то место, где зарождается поведение. Мозг — это точка сбора, где все факторы сходятся вместе и, собравшись единым фронтом, инициируют поведение. Может быть и сознание не стоит рассматривать отдельно от поведения или других процессов? Так, благодаря работам философов-когнитивистов, нейробиологов, биологов-эволюционистов и других ученых, сегодня у нас есть вводные данные, которые позволяют приблизиться к пониманию того, что представляет из себя сознание. С научной точки зрения, разумеется.
Коробка с карандашами, дочки-матери и «Красная шапочка»: что такое теория сознания и как она развивается у детей
Представьте себе, что вы видите на столе коробку из-под конфет, но когда ее открываете, обнаруживаете там цветные карандаши. Вы немного расстраиваетесь, закрываете коробку и оставляете ее на прежнем месте. А потом в комнату входит ваш знакомый и видит ту же коробку. Как вам кажется, что бы он мог подумать о ее содержимом? Что бы он ответил, если бы вы спросили его: «Как ты думаешь, что в этой коробке?»
Если вы отвечаете «конфеты», то вы успешно проходите тест на ложные убеждения, то есть вы понимаете, что человек может ошибаться из-за того, что он не обладает достаточным знанием или опытом.
Когда эту задачку дают детям трех лет, они отвечают «карандаши», потому что они еще не достигли необходимой для прохождения этого теста стадии развития «теории сознания».
Рассказываем, что это такое, когда эта способность развивается у детей, и какую роль в этом играют взрослые.
«Теория сознания имеет отношение к нашей способности понимать, что другие люди обладают психикой, что у каждого есть свои ментальные состояния — мысли, желания, намерения и чувства»,
— говорится в энциклопедии по раннему развитию, созданной при поддержке Университета Лаваля и Университета Монреаля в Канаде.
Наличие «теории сознания» (англ. «theory of mind», а на русский еще переводят как «модель психики человека») помогает нам объяснять свое собственное состояние другим людям и, наоборот, интерпретируя поведение и слова других, делать предположения об их чувствах и намерениях. Как написано в этой энциклопедии, развитие теории сознания у ребенка лежит в основе формирования его способности взаимодействовать с другими людьми и видеть мир «их глазами».
Ранее учеными считалось, что способность детей понимать ментальные состояния других развивается только к четырем-пяти годам, но на сегодняшний день об этом ведутся научные споры, и некоторые исследователи утверждают, что младенцы тоже на это способны.
В одном исследовании было показано, что уже в семь месяцев младенцы успешно «решают» задачи на ложные убеждения (аналогичные задаче про конфеты и карандаши, но адаптированные под их возраст). Так как младенцы не способны отвечать словами, во время прохождения тестов ученые регистрировали активности в их головном мозге, в областях, связанных с оценкой ложности убеждений других. И мозговые активности оказались такими же, как у взрослых с развитой теорией сознания.
Это противоречие, как предлагается в энциклопедии по раннему развитию, может быть снято, если рассматривать теорию сознания как сложную и развивающуюся способность. В младенчестве уже имеются некоторые зачатки теории сознания, и у малыша присутствует интуитивное понимание других людей, но с ростом и развитием речи оно становится более рефлексивным и явным.
Этапы развития «теории сознания» от рождения до пяти лет
В младенческом возрасте у детей присутствуют такие важные для дальнейшего понимания ментальных состояний навыки, как отзеркаливание эмоций других людей и способность устанавливать с ними зрительный контакт и глазами «просить» дать им понравившийся объект.
В возрасте двух лет дети демонстрируют способность различать мысли и вещи. Это проявляется в том, что во время игры тоддлеры могут принимать объекты за что-то другое, притворяться и воображать. Например, что деревянный кубик — это машинка.
В этом же возрасте они уже понимают, что человек обрадуется, если получит то, что хочет, и расстроится — если не получит. А также понимают, что они и другие люди могут хотеть разного.
Наблюдать прохождение этих этапов можно по языку, который дети используют. В два года в детской речи уже отражается, что нужно им и чего хотят другие, а в три — что другие думают и знают.
Примерно в четыре года дети совершают огромное открытие — они понимают, что люди могут не знать чего-то, что знают другие, и из-за этого иногда ошибаются. Как раз об этом свидетельствует прохождение теста с коробкой из-под конфет с карандашами.
Таким образом, к четырем годам дети начинают понимать, что поведение людей основывается на том, что им известно и во что они верят, даже когда это не является правдой.
В одном исследовании было показано, что обычно дети постепенно и поочередно развивают следующие ментальные способности:
Но есть научные работы, которые демонстрируют, что очередность усвоения этих навыков может варьироваться в зависимости от культурной среды и принятых в семье норм общения с ребенком.
Что может повлиять на развитие теории сознания ребенка
У детей, чьи родители разговаривают с ними о мыслях, чувствах, желаниях и других ментальных состояниях и объясняют причины поведения людей, способности понимать себя и других развиваются раньше.
Дети, у которых есть братья и сестры, тоже учатся понимать других быстрее.
Исследователи также отмечают положительное влияние на развитие теории сознания участия детей в играх, в которых им нужно притворяться кем-то другим; чтения историй и обсуждение того, что думают и чувствуют персонажи; обсуждения прошлого опыта ребенка.
Учеными также отмечается положительная корреляция способности понимать поведение, мысли и чувства других и языковых навыков, а также способностей регулировать свое поведение у ребенка.
Развитие теории сознания отражается на способностях поддерживать общение, разрешать конфликты, выстраивать отношений со сверстниками. Учителя говорят, что в школе такие ученики более социальные, у них больше друзей, и они чувствуют себя более счастливыми. Однако, все это не предотвращает возможности применения такими детьми свои развитых способностей в антисоциальном поведении, например, в буллинге и обмане.
Как родители могут поспособствовать развитию теории сознания ребенка
Некоторые вещи, если они присутствуют в жизни ребенка, поддерживают его развитие в этом направлении:
Все навыки, которые связывают с теорией сознания, постепенно развиваются у детей естественным образом, так же, как происходит усвоение родного языка, и не требует специальной тренировки. Однако сложности могут возникнуть, если у ребенка имеется одно из следующих состояний: расстройство аутистического спектра, дефицит внимания или гиперактивность, глухота при говорящих и слышащих родителях. Во всех этих случаях для развития навыков понимания ментальных состояний других людей обычно требуется профессиональная помощь.