Как объяснить ребенку что такое язык
НОД с детьми старшей группы «Для чего нужен язык»
Ольга Жарихина
НОД с детьми старшей группы «Для чего нужен язык»
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей группы
«Для чего нужен язык»
Цель: Дать представление детям о языке как органе человеческого организма.
1. Познакомить со строением языка;
2. Формировать представление о функциях языка: восприятие вкуса пищи, участие в образовании речи, участие в жевании;
3. Формировать навыки экспериментирования;
4. Развивать коммуникативные умения и навыки взаимодействия (уметь слушать, выполнять инструкции);
5. Обогащать речь воспитанников, познакомить с научными терминами;
6. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание заботиться о своём здоровье.
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция ОО: Социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
На каждого ребёнка небольшое зеркало (8 штук, 3 розеточки с растворами (имеющими кислый, сладкий и солёный вкус, стаканчики с водой, кусочки яблока на каждого ребенка, ватные палочки, салфетки.
Мультимедийная презентация «Строение языка и его функции», картинки-подсказки для артикуляционой гимнастики, схемы ухода за языком.
Беседа, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Место проведения: групповая комната.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Вступительная часть. Мотивация.
Здравствуй, маленький народ,
Собираемся на сход!
Поскорее в круг вставайте
И за мною повторяйте!
Добрый день всем добрым людям
Мы вам рады, мы вас любим!
Очень любим мы людей
И больших, и малышей!
— Мы уже поприветствовали друг друга, давайте ещё раз улыбнёмся друг другу!
— Посмотрите, как стало светлей и уютней в группе от ваших улыбок!
Упражнение «Цепочка доброты».
— Давайте возьмёмся за руки и сделаем круг. Теперь закройте глаза. Чувствуете, как тепло стало ладошкам? А теперь подумайте о чём-нибудь добром, приятном и поделитесь с товарищем, слегка пожав ему руку.
— Откройте глаза. Получилось у нас создать хорошее настроение (да)
— Еще можно создать человеку хорошее настроение, сказав добрые ласковые слова. Какие вы знаете добрые слова?
— Что же нам помогает произносить слова? Кто догадался, о чем пойдет речь на занятии?
— Правильно, сегодня мы будем изучать язык как орган человеческого организма.
— Я предлагаю сегодня вам стать учёными и отправиться в лабораторию для изучения нашего языка, вдруг увидим что-то интересное?
Изучение внешнего вида языка.
Работа с зеркалом за столом.
— Ребята, присаживайтесь за столы, возьмите зеркала.
— Высуньте язык и хорошо рассмотрите его.
— Какой же он? (Овальный, розовый)
— Найдите то место, где язык кончается там он острый и тонкий. Это место называется «кончик» (показ слайдов о строении языка)
— У языка есть ещё «корень». Он находится в глубине рта, у горла. А еще есть у языка «спинка». Покажите, как она выгибается, как у кошки (дети выполняют задание). Серединка языка называется «спинка»
— Ребята, что вы увидели на спинке? Алёна, что на спинке твоего языка? (Ответ ребёнка.) А у тебя Женя? (Ответ.)
— Спинку рассмотрели. А теперь поднимем язык, прижмём его кончик к верхним зубам и посмотрим, что есть под языком.
— «Уздечка» поднимается от дна ротовой полости к языку и руководит языком как наездник лошадкой.
— Какого цвета язык? (розовый)
— Он розовый, потому что здесь имеется очень много кровеносных сосудов. Под языком сосуды толстые и хорошо заметны. А в самом языке они тонкие и без микроскопа их не увидишь, но кровь по ним бежит и придаёт языку розовый цвет.
— А есть ли в языке кости? Как вы думаете? (Ответы детей.)
— Да, в народе говорят о тех, кто любит поговорить «язык без костей».
— Вот оказывается, какой у нас язык красивый и интересный.
Ознакомление с функциями языка.
— А теперь мы посмотрим, зачем еще нужен язык. Высуньте языки и попробуйте сказать слово «каша» (дети пробуют). Языки не прячьте. Скажите «ворона», «машина», «мы пошли гулять». Получилось? (нет). Почему? Значит, зачем еще нужен язык? (ответы детей).
— Язык нам помогает разговаривать. А для того, чтобы язык помогал говорить понятно, нужно делать зарядку для языка. (Воспитатель показывает картинки-подсказки, а дети выполняют артикуляционную гимнастику)
Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами)
— Как хорошо ваши языки умеют двигаться и помогать разговаривать.
Сейчас немножко отдохнем и снова изучать язык начнем.
Сейчас мы с вами проведем опыт и узнаем, для чего еще нам нужен язык.
— Возьмите по кусочку банана, медленно жуйте его и следите, что делает язык (дети выполняют задание). Что вы почувствовали, что делает язык? (перемещает пищу, подкладывает ее на зубы, помогает глотанию). А если бы не было языка, как бы мы справлялись с употреблением пищей? Мы бы глотали куски целиком.
— Так что мы ещё узнали о языке? (Он помогает жеванию)
— А хотите узнать, что ещё интересное умеет наш язык?
— Давайте отправимся в лабораторию для проведения эксперимента.
Проведение эксперимента «Вкусовые зоны языка».
— Слушайте внимательно, задание сложное.
— Перед вами 3 раствора. Они имеют разный вкус. Учёный берёт ватную палочку, опускает конец в раствор и прикладывает к языку (боковым частям, кончику, основанию). Потом ватную палочку кладёте на поднос, делаете глоточек воды и для другого раствора берёте новую палочку. Надо проверить все три раствора.
— Итак, учёные, какие вкусы вы ощутили в ходе опыта? (Дети называют пробы вкусов из каждой розеточки: «сладкие», «солёные» и «кислые»)
— Что же интересного заметили наши замечательные учёные, для чего еще нам нужен язык? (Дети делают вывод: язык определяет вкус пищи)
— Значит, язык – это орган чувств, на нем есть разные вкусовые зоны. (ознакомление детей со схемой вкусовых зон на языке)
— Как интересно: один язык, а так много умеет.
Уход за языком.
— Ребята, как вы считаете, нужно ли ухаживать за языком? (Ответы детей)
Вывод с опорой на картинки (показ схематических изображений ухода за языком):
1. Полоскать рот после приема пищи;
2. Чистить язык от налета щеточкой или специальным скребком сверху вниз;
3. Не принимать слишком горячую пищу;
4. Не брать в рот острые, несъедобные предметы;
3. Заключительная часть.
Ребята, давайте подведем итог нашему занятию и экспериментам. Вставайте в кружок, поиграем с мячом
— Для чего нам нужен язык? (язык распознает вкус пищи, участвует в образовании речи, помогает жеванию)
— Вспомните и назовите части языка. (кончик, спинка, корень, уздечка, сосуды)
— А что вам понравилось на занятии?
— А что нового узнали?
Спасибо ребята! Мне с вами понравилось изучать язычок.
Жду новой встречи с вами!
Прикреплённые файлы:
Фотоотчет «Для чего нам нужен театр» К нам в детский сад приезжал Песочный театр. Это красивое, незабываемое представление, основанное на искусстве «Sand art», обладает магическим.
Конспект индивидуальной беседы с детьми «Для чего нужен светофор» Индивидуальная беседа с детьми :Дарбазанова П., Дзагкоевым К., Хатиевой Р. «Для чего нужен светофор» Цель: Познакомить детей с основными.
Конспект интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Для чего нужны очки» Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Тема: «Для.
Конспект НОД «Из чего сделали ложку?» для второй младшей группы Конспект непосредственно- образовательной деятельности: «Из чего сделали ложку?» Приоритетная образовательная деятельность: познавательная.
Конспект НОД по рисованию «С чего начинается Родина?» с детьми 6–7 лет Рисование по представлению «С чего начинается родина? (Моя малая Родина)» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.
Конспект НОД «С чего начинается Родина» для детей второй младшей группы (дети заходят в группу вместе с воспитателем) Вос-ль: «Взрослые и дети! Мы можем начинать! Но для начала, Нам нужно «Здравствуйте!» сказать.
Консультация для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста «Что такое новогодний утренник и для чего он нужен?» Что такое Новогодний утренник и для чего он нужен? Это, прежде всего мероприятие для детей, это праздник не только вашего ребенка, но и.
Консультация для родителей «Для чего ребёнку нужен театр?» Консультация дпя родителей «Для чего ребёнку нужен театр?» Для чего ребенку нужен театр? Многие родители задаются вопросом: а нужно ли посещение.
Конспект НОД по ПДД «Для чего нужны фликеры и светоотражающие элементы» в старшей и подготовительной группе «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ФЛИКЕРЫ И СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ» в старшей, подготовительной группе МБОУ Сосновская НШ Воспитатель: декабрь 2017 Тархина.
Встреча в литературной гостиной с родителями и детьми подготовительной группы «Не нужен клад, коли в семье лад» Встреча в литературной гостиной с родителями и детьми подготовительной группы «Не нужен клад, коли в семье лад» В толпе, на улице, заблудилось.
Как объяснить ребенку, что такое язык? Откуда взялся язык
С детьми надо говорить. Обо всем. Даже о том, чему должны будут научить в школе. Я помню, что о клеточном строении живых организмов узнала от отца еще в шестилетнем возрасте, когда мы с ним в горах рассматривали распустившиеся подснежники. Выпускаемые в настоящее время энциклопедии, безусловно, помогают. Но я ни разу не встречала простого объяснения, что такое язык и откуда он взялся. А ведь это интересно!
Хочу предложить вам серию рассказов о языке, которые написала для собственных внуков, учеников начальной школы…
Привет, дружок! И чего ты не в настроении? Опять тройка? И за что? Понятно: замучил этот русский — одни правила.
А когда ты играешь в какую-то игру — там ведь тоже есть правила? Я понимаю, что это другое дело, что там и правила понятные, и интересно, но ведь если правил не знаешь, играть не сможешь. Я права?
Давай я попробую тебе объяснить, откуда взялись эти правила и зачем они нужны. Только начать придется с самого начала…
Ни одно живое существо не может жить само по себе.
Волки живут в стае. Стая — это несколько волчьих семей, которые вместе охотятся. Львы живут прайдами. Прайд — это папа лев, несколько львиц и детеныши. Олени и дикие козы собираются в стадо. Это помогает им защищаться от хищников.
Человек — тоже животное, потому что он живёт… Только животное особое. Ученые считают, что много-много лет назад человек из обезьяны стал превращаться в человека разумного. Как — это долгая история, и длилась она миллионы лет. Человек разумный живет не сам по себе, а в обществе. Чтобы общаться, человеку нужен был язык. И он у человека разумного появился. Ученые до сих пор точно не знают, как это произошло, но знают почему: все дело в совместной работе, в совместной деятельности (от слова делать).
Вот представь себе, что ты — первобытный человек. Живешь в пещере с родителями, братьями, сестрами, тетями, дядями (это твой род.) И все голодные.
Ты — охотник. Крадешься по лесу, высматривая добычу. И вдруг на полянке видишь мамонта. Это такой древний слон с огромными бивнями. Так вот, видишь мамонта со сломанной ногой. Мясом этого мамонта можно накормить всех твоих сородичей и не один раз. Но он настолько большой, что тебе одному не поднять даже одну его ногу. Что делать? Нужно привести на подмогу сородичей.
(Сравни: СО-родичи, СО-братья, СО-классники, СО-седи. СО означает вместе).
Но чтобы их привести, нужно рассказать, что есть (кто?) мамонт. Что он (какой?) очень большой. Что находится он (где?) на полянке, в лесу, далеко от пещеры. Что нужно (что с ним сделать?) поднять и притащить. А ну-ка, попробуй все это объяснить, если у тебя нет слов.
И ты, и твои сородичи много раз видели мамонта, ели его мясо, обматывали ноги кусками его шкуры, защищались его бивнями от хищников. Но ведь чтобы твои собратья поняли, о чем идет речь, нужно мамонта как-то обозначить. Может быть, протрубить, как мамонт, может быть, потопать, как он топает. Главное, чтобы поняли, что речь идет не о саблезубом тигре, не об олене, а именно о мамонте. Самое трудное — добиться понимания в первый раз.
Твои сородичи наконец поняли, чего ты от них хочешь, похватали палки и помчались за добычей. Увидели мамонта (Ма! Мо! — так он трубит, Т-Т-Т — так он топает), притащили его в пещеру, сняли шкуру, разделали на куски, наконец, съели. Ура! Все сыты и довольны. Но через неделю пища кончилась. Надо идти на охоту. На кого охотимся? На МаМонТа!
Как объяснить ребенку, что такое язык? Части речи и члены предложения
Итак, мы выяснили, почему все слова в языке рассортированы по частям речи — чтобы было удобнее пользоваться. Теперь — как пользоваться.
Слова просто так мертвым грузом в языке не лежат — они работают.
А чтобы понять, как работают, давай поговорим о тебе. Ты кто? Мальчик, тебе 9 лет, у тебя серые глаза и непослушные вихры, и зовут тебя Денисом. А для мамы ты кто?
А для Димки из соседнего двора, к которому ты вчера ходил на день рождения?
А если ты зайдешь в магазин, ты кем там будешь?
Но ты ведь все равно остаешься тем же самым мальчиком, имя которого Денис. Только каждый раз играешь разную социальную роль. Социальную — значит, общественную, роль в обществе. И по этой роли ты имеешь разные права и разные обязанности. Ты же не можешь платить маме… за проезд, а водителю не станешь показывать свой дневник. Верно?
Каждый человек в разных ситуациях играет самые разные социальные роли, или, по-другому, выполняет разные социальные функции. Работа для человека — это тоже социальная функция. Человек может работать летчиком, учителем, продавцом, рыбаком, поваром, даже президентом и при этом остается самим собой.
Слова в языке тоже работают: они строят предложения.
Предложение — это законченная мысль. Оно может быть очень коротким, например: Я устал.
Или длинным: Я сегодня к вечеру очень устал, потому что мы сначала ходили с мамой в зоопарк, а потом еще в магазин, где долго выбирали, какой портфель купить.
Но это предложение, потому что оно выражает одну законченную мысль. Если дальше ты скажешь, какой же портфель вы купили, это будет уже другая мысль.
Предложение строится из частей речи. Части речи работают членами предложения. Это их грамматическая функция, и, выполняя ее, они тоже имеют разные права и обязанности.
Предложение строится по своим законам. Главное, в нем обязательно должна быть информация о том, кто или что действует и что с ним происходит. Эту информацию несут главные члены предложения: подлежащее — то, о ком (о чем) говорится, и сказуемое — что говорится.
Подлежащее отвечает на вопросы: «Кто?» или «Что?»
Сказуемое — на вопросы: «Что делает, делал, будет делать?» этот кто-то. «Кто он?» И даже «Какой он?»
Главные члены — основные, без них предложение не обходится, а вот другие, те, что отвечают на вопросы «Где?», «С кем?», «Когда?», «Какой?» — это члены второстепенные, необязательные. Но все равно очень даже нужные: они придают предложению точный смысл.
В самом деле, вот если я скажу: «Волки сидят». Мысль вроде бы закончена, а что это за мысль? Ну сидят, и что?
Зато если так: «Белые волки в ряд в красной пещере сидят» — это уже очень даже много смысла. Это загадка. И каждый из второстепенных членов помогает ее разгадывать. Хищники почему-то белые, да еще в ряд (один возле другого) сидят, а что это за красная пещера? Разгадал?
Ну, конечно, зубы во рту!
Как же узнать, какую работу выполняет слово? Да по вопросу!
«Кто?», «Что?» — это подлежащее; «Что делает?» — сказуемое; «Какой, где, кому?» — второстепенный член.
А вот интересно, человек выбирает себе профессию по способностям: не умеешь рисовать — художником не будешь, нет слуха — не станешь певцом. Женщин не берут в солдаты. А мужчина не может родить ребенка. У людей есть социальные предназначения.
А у частей речи предназначения есть?
Оказывается, да. Наречие, например, подлежащим быть не может, не тот у него вопрос. Зато с этой ролью легко справится имя существительное или заменяющее его местоимение, потому что отвечают на тот же вопрос, что и подлежащее: (Кто?) Мальчик играет. (Кто?) Он играет.
Правда, есть одно условие: чтобы выполнять работу подлежащего, слово должно стоять в начальной — словарной — форме. Начальная или словарная форма — это форма слова, которая дается в словаре. Слово «информация» ты в словаре найдешь (это значит сведение, сообщение), а «информации», «информацию» — нет. Это формы (варианты употребления) этого же слова — «информация».
Как ты думаешь, в каком предложении слово «снег» будет подлежащим?
Всю зиму не было снега.
Зимой деревья окутаны снегом.
Я люблю снег.
Конечно, во втором. Только в нем слово «снег» стоит в начальной форме и отвечает на вопрос «Что?».
А в четвертом предложении «снег» — это второстепенный член предложения. Это я люблю (кого?что?) снег, а не снег любит меня.
Иногда в роли подлежащего может выступать имя прилагательное. Например: Красный горит. Но только в том случае, если в предложении нет подходящего существительного. А как только появилось (Красный свет горит.), прилагательное сразу отдает ему работу главного члена.
Второй главный член предложения, сказуемое, несет очень много грамматической информации:
1. Зачем мы это предложение говорим — сообщаем что-то (Он играет) или требуем (Играй!).
2. Когда происходит действие (он играл вчера, или играет сейчас, или будет играть завтра).
3. Даже о том, кто действует, сказуемое тоже может дать информацию: играю (кто?) я; если играешь — ты; если играем, то мы.
Поэтому иногда предложение может обойтись без подлежащего. А без сказуемого предложение построить нельзя.
Всю эту грамматическую информацию способен передать только глагол. У других частей речи для этого нет способностей. А у глагола есть. Труженики-глаголы все время изменяются, чтобы точно передать информацию: зачем, когда и кто. Без глагола сказуемого нет.
Даже если по смыслу оно выражено именем прилагательным, ему нужен помощник — глагол-связка «быть».
Например: Пирожок был вкусным. (Был вкусным, но теперь я его уже съел). День будет теплым. (Будет, но еще не наступил).
— А если так? Земля круглая. Где тут глагол? Нет его!
Не торопись. Земля круглая — это значит, что она не была круглая, не будет, а есть круглая. Этот глагол «есть» — очень ленивый. У него нет особого смысла, и означает он только: что-то имеется здесь, сейчас или всегда. Я (есть) учитель. Ты (есть) ученик. Он сам (есть) дурак.
Глаголу «есть» все равно, кто совершает действие. Сравни: я иду, но я есть. Ты идешь, но ты есть, он идет, но он есть, они идут, но они есть.
Глагол «есть» не изменяется и потому несет так мало информации, что можно без него обойтись. Вот и обходимся. Роза душистая. Подушка мягкая. Папа — автомеханик.
Если никакого глагола в предложении нет, это значит, что ленивый глагол «есть» просто опущен, а его отсутствие передает информацию: имеется здесь, сейчас или всегда. Это правило русского языка.
Как объяснить ребенку, что такое язык? Местоимения и служебные слова
Вроде бы мы перечислили все, что нужно языку. Но забыли о коротеньких словечках, без которых никак не обойтись. Они обозначают того, кто действует.
Вот, например, по улице идет человек. А если спросить его, что он делает? Ответит: Я иду.
Говоря о себе, человек скажет «я».
Обращаясь к другому, назовет его «ты» или, вежливо, «Вы».
— Ты любишь мороженое?
— А Вы его разве не любите?
Рассказывая о другом человеке или предмете, назовет его имя или употребит слово «он».
Он пришел, она дразнится, оно (молоко) горячее. Только тот, кому рассказывают, должен уже знать, о чем идет речь. Они окружают город. Горы? Леса? Или, может быть, враги?
Эти слова называются местоимениями. Их употребляют «вместо имени». Они не называют того, кто действует, а как бы указывают на него.
Местоимения отвечают на вопросы «Кто?» или «Что?»
— Кто здесь? — Я. Кто за это ответит? — Ты.
— Кто съел варенье? — Он! (покажем на щенка).
Местоимения могут отвечать еще и на вопрос«Чей?»
— Чей ребенок? — Мой, твой, ее, его.
— Чья собака? — Моя, твоя, ее, его, наша.
Местоимения могут еще указывать на признак:
Собака (какая?) — та или эта?
Ребенок — тот или этот?
Эти скалы красные. А те — серые.
Вопросы, которые мы задаем, это тоже местоимения.
— Сколько таких рыбин?
А еще местоимения помогают назвать предмет, про который ничего не известно.
Пришел кто-то (не знаю, кто). Он принес какое-то (не знаю, какое) что-то (не знаю, что). Принес несколько (не считал, сколько, но больше двух).
Вот какие полезные слова местоимения!
Мы выяснили, что каждое слово что-то обозначает: или предмет, или его признак, или количество чего-нибудь, или действие. А есть ли в языке слова, которые ничего не обозначают? Есть.
Это служебные слова. Сами по себе они не обозначают ничего. Ну, действительно, что такое «по»? Но поставьте его перед существительным, и оно сразу приобретет смысл.
Вот дорога. Я иду по дороге. Или по улице. Или по мостику.
Вот стул. Я сижу на стуле. Или на столе.
А лететь можно над землей, над лесом. Или по небу.
Спрятаться можно за шкаф. Или за кровать. Можно и под кровать. Но тогда тебе придется из-под нее вылезать.
Такие служебные словечки, которые помогают связывать слова, приспосабливать их друг к другу, называются предлогами. Кстати, название у них тоже говорящее: «пред» — то же самое, что «перед». А логос по-латински — «слово». Так где стоят предлоги?
Есть в языке и другие полезные словечки. Это союзы. Они помогают показать отношения между понятиями. Вот, например, ты собрался гулять. А тебя не пускают. Потому что на улице не день, а ночь. Союз «а» показывает, что два слова имеют совершенно разное значение, противоположное. Они противопоставлены друг другу, они враги. А союз «и» наоборот, показывает, что слова — друзья.
У нас в доме живут собака и кошка.
У меня есть брат и сестра.
В портфеле лежат учебники и тетради.
А еще союз «и» показывает, что два действия происходят или в одно и то же время, или одно за другим:
Солнце светит и греет (сразу и то и другое).
Я утром встал и пошел в школу (сначала встал, а потом пошел).
Ну вот, мы выяснили, из чего строится язык. Не просто из слов — они как бы рассортированы у нас в мозгу по назначению. Совсем как в конструкторе. Детали могут быть разными по цвету, по размеру, но если они лежат в одном отделении, значит, у них одно предназначение — быть или колесом, или окном, или частью стены. Построить из готовых деталей можно все, что угодно.
Только почему же у одного получается высотный чудо-дом, а у другого — кособокая избушка? Правильно. Надо знать, как эти детальки соединять, то есть знать правила. В языке — то же самое: надо знать, как строить свою речь.