Как определить что у ребенка дизартрия
Что такое дизартрия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Раскатовой Ольги Викторовны, логопеда со стажем в 4 года.
Определение болезни. Причины заболевания
Чаще всего причиной дизартрии является гипоксия плода во время беременности, т. е. недостаток кислорода, поступающего плоду от его матери. Она может возникать при различных обстоятельствах:
Неблагоприятное действие могут иметь травмы, полученные ребёнком в родах, серьёзные инфекционные заболевания нервной системы, перенесённые в раннем детском возрасте и имевшие различные осложнения, к примеру, менингит.
Таким образом, дизартрия бывает как врождённой, так и приобретённой.
Симптомы дизартрии
Одним из симптомов дизартрии является нарушение или невозможность удержания позы органов артикуляции и/или серии их переключений. Ребёнок при этом не может принять заданную позицию языка/губ, например, поднять язык за верхние зубы и удержать его несколько секунд, опустить за нижние зубы и зафиксировать там. Ребёнок затрудняется цокать языком (упражнение «Лошадка») и удерживать подбородок и губы в улыбке неподвижными. Возможен вариант, когда мышцы лица и язык слишком напряжены. Или же язык всё время расслаблен, безвольно лежит внизу, рот постоянно приоткрыт. Это кажется просто привычкой, но для опытного логопеда и невролога это знак, говорящий о слабости мышц органов артикуляции, а значит, о слабой их иннервации (снабжении нервами).
Возникают проблемы звукопроизношения. Это наиболее очевидный для родителей и всех окружающих симптом. Многие согласные звуки вообще отсутствуют, ребёнок их не произносит, даже по достижении пятилетнего возраста, когда речь уже должна быть сформирована.
Или же звуки есть, но некоторые из них явно искажены. Возможны различные варианты искажения:
Нарушается темпо-ритмическая организация речи. Окружающие отмечают, что речь сбивчивая, очень быстрая, ребёнок глотает части слов или выбрасывает слова из фразы целиком. Реже, наоборот, говорит медленно, тихо, слабо, как старая пластинка, растягивая фразы. Речь обычно смазанная, создается ощущение «каши во рту» у ребёнка.
Дыхание при произнесении у ребенка-дизартрика сбивчивое, он будто бы задыхается, нужно время, чтобы отдышаться и продолжить разговор.
Патогенез дизартрии
Патогенез дизартрии определяется органическим поражением нервной системы (как центральной, так и периферической). Происходит это под влиянием вредоносных факторов, чаще во внутриутробном периоде развития, в момент родов или в раннем детстве.
Классификация и стадии развития дизартрии
Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.
Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.
Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.
Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.
Выделяется несколько степеней дизартрии [6] :
Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.
Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.
Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.
Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.
На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.
Осложнения дизартрии
Если нарушение не корректировать, у ребёнка-дизартрика могут возникнуть неприятные последствия или, выражаясь медицинским языком, осложнения. Ввиду нечёткого произношения звуков, нарушается их восприятие. Это приводит к смешению нескольких звуков в речи.
Проблема 1: сложности в школе с письмом. К примеру, ребёнок не может чётко назвать звук, присутствующий в слове ([С] или [Ш], [Л] или [В]) и, соответственно, не знает, какую букву нужно написать. Как следствие, у него низкая успеваемость.
Проблема 2: проблемы в общении со взрослыми. Невнятная речь мешает социализации ребёнка среди взрослых, становится причиной неуверенного поведения, не позволяет задавать вопросы и развиваться.
Проблема 3: сложности в общении с ровесниками. Некоторые дети могут насмехаться над ребёнком-дизартриком, что приводит к психологическим комплексам и неуспешности в своей среде.
Диагностика дизартрии
При диагностике дизартрии, необходимо ознакомиться с медицинской картой ребёнка. Прежде всего интересует ранний период развития, диагнозы и назначения следующих врачей:
Логопеду необходимо исследовать различные аспекты деятельности ребёнка.
Далее исследуется артикуляционный аппарат. Производится общий осмотр, проверка удержания одной позы, чёткого повторения серии поз, отмечается наличие синкенезий (содружественных излишних движений), гиперсаливации (повышенного слюновыделения) как неврологического симптома.
Произносительная сторона речи оценивается с учётом места и способа голосообразования, места и силы речевого выдоха, анализируется фразовая интонация.
Необходимо также оценить развитие смысловой стороны речи, лексико-грамматический компонент, связную речь как таковую.
Диагностику должен проводить специалист-логопед, чтобы сделать правильный вывод и отдифференцировать диагнозы, имеющие схожую симптоматику: стёртую дизартрию от полиморфной дислалии (сложной формы картавости), тяжелую степень дизартрии от алалии (грубого недоразвития или полного отсутствия речи).
Лечение дизартрии
Корректируется дизартрия довольно сложно и долго.
Проблема эта медико-педагогического характера и требует комплексного подхода. Наряду с логопедом должны подключиться другие врачи. Необходимо наблюдение невролога, как основного специалиста по нервной системе. Для оценки физического слуха нужен отоларинголог: даже малейшее ослабление слуха ведёт к неверному восприятию звуков речи, что отражается на произношении. Нарушение зрения затрудняет восприятие артикуляции, поэтому рекомендуется консультация офтальмолога. При нарушении поведения, эмоционально-волевой сферы потребуется помощь психотерапевта.
Детям с тяжёлой формой дизартрии рекомендовано посещение специализированного речевого детского сада. Детям школьного возраста — спецшколы для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Если в ходе обследования были выявлены другие патологии нервной системы, может быть назначена медикаментозная терапия. Важно знать, что это компетенция невролога и психиатра, логопед такие вопросы не решает и не имеет права назначать какие-либо медикаменты.
Прогноз. Профилактика
Родителям детей с неврологическими диагнозами, рекомендовано пристально следить за их речевым и психическим развитием. Если речь ребёнка в три года отсутствует или понятна только самым близким членам семьи, а окружающие её не понимают — это повод обратиться к логопеду.
Во избежание неречевых проблем, сопровождающих дизартрию, нужно как можно раньше (с 3-4 лет) начинать развитие в кружках дополнительного образования или работать с детьми дома. Лепка и рисование разовьют зрительный, тактильный анализатор и мелкую моторику, занятия музыкой благотворно повлияют на слуховой анализатор. Ребёнок будет не только успешно узнавать звуки музыки, оценивать их гармонию, но и лучше постигать речевые звуки, легче складывая их в слоги и слова.
Логоритмические занятия или танцы для самых маленьких, физические упражнения для детей постарше разовьют чувство ритма, координацию тела, ориентацию в пространстве. А главное, все эти занятия укрепят нервную систему ребёнка, эмоционально-волевую сферу, разовьют внимание и усидчивость. Как следствие, возможные проблемы с речью решатся гораздо легче!
Для детей с первой и второй стадиями прогноз будет благоприятным при условиях раннего начала занятий с логопедом и неврологом. Крайне важно неукоснительное выполнение всех заданий, старательная и добросовестная работа, причём строго дозированная: нельзя допускать переутомления ребёнка. Полезней заниматься 3-4 раза в день по 5-7 минут, качественно выполняя все рекомендации логопеда. Работать нужно терпеливо, в течение долгого времени (зависит от особенностей ребёнка и от количества нарушенных звуков). В этом случае можно рассчитывать на полную коррекцию речи: нормативное произношение, хорошую дикцию.
Речь детей третьей и четвёртой стадии дизартрии (особо тяжёлые нарушения) вывести в абсолютную норму вряд ли удастся, но значительно улучшить речевое общение, сделать ребёнка вербально понятным для окружающих и тем самым избежать многих психологических проблем, вполне возможно.
Как и в более лёгких случаях, нужно со всей ответственностью подходить к коррекции, не допускать халатного отношения к работе, поддерживать в ребёнке мотивацию, не позволять капризничать, отлынивать от работы, но и не перетруждать!
Успех обеспечивается как профессионализмом логопеда, так и индивидуальными способностями ребёнка, серьёзным отношением родителей к коррекции. Если гимнастика делается не ежедневно, а от случая к случаю, рекомендации логопеда не выполняются в должной степени, толку в таких занятиях будет мало — лишь потерянное время и деньги.
Что такое стертая дизартрия?
Стертая дизартрия – это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга). Для этого нарушения характерны нечеткое произношение, расстройство тембра, темпа, ритма, а также неправильная постановка ударения (просодического компонента).
Современные исследования показывают, что более 40% детей от 4 до 6 лет имеют логопедические нарушения различной степени тяжести, 10% из них − стертая дизартрия. По степени тяжести эта патология относится к легким формам речевых расстройств, при этом чаще всего диагностируется она достаточно поздно – в возрасте 5-6 лет.
Сам термин ввела в науку логопед О.А. Токарева в 1969 году. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме нарушения. При этом дефектологи до сих полемизируют на тему сути данной патологии, пытаясь ее конкретизировать. В Европе специалисты используют другое название – артикуляционная диспраксия.
На наш взгляд, эти термины не являются синонимами. В отличие от дизартрии, при артикуляционной диспраксии ребёнок испытывает трудности:
Причины появления стертой дизартрии
Зачастую речевые расстройства вызваны слабостью или чрезмерной напряженностью органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ. Такое состояние объясняется поражением определенных участков ЦНС. Часто стертая форма дизартрии связана с негативными факторами, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития.
Для понимания сути патологии и составления грамотной схемы коррекции, необходимо знать, какие причины могут привести к стертой дизартрии. Их несколько:
Данная патология характерна для дошкольного возраста. При этом это легкий вид речевого нарушения, поэтому родители не всегда замечают эту проблему. В большинстве случаев ребенок устанавливает нормальную коммуникацию со своими сверстниками, но проблема выявляется, когда он начинает обучение в школе, где у него возникают сложности с четким произношением звуков.
В зависимости от того, какой участок головного мозга был поражен, выделяют несколько форм стертой дизартрии:
Для стертой дизартрии характерна слабо выраженная симптоматика, поэтому родителям зачастую трудно распознать эту проблему. Речевые нарушения незначительны, поэтому патология чаще всего выявляется в ходе проведения логопедического обследования.
Как правило, расстройство становится очевидным в возрасте 5-6 лет. При этом клиническая картина у детей может отличаться в зависимости от того, какая область мозга была поражена: у кого-то выражены фонетические нарушения, у других детей – просодические, у третьей группы пациентов – оба расстройства присутствуют в равном объеме.
Особенностью проявления стертой дизартрии является относительная бедность мимики, а также асимметрия носогубных складок.
Стертая дизартрия: диагностика у детей дошкольного возраста
Диагностика данной патологии вызывает определенные сложности, что объясняется схожестью симптоматики с другими патологиями – афазией и дислалией. Обязательно изучается анамнез малыша, выясняются особенности течения беременности у матери.
Диагностическое обследование включает в себя:
Со всеми полученными результатами ребенок вновь направляется к логопеду, который должен на основании полученных сведений составить план работы, необходимые коррекционные упражнения для исправления патологии.
Лечение и коррекция
Коррекционная работа с ребенком при стертой дизартрии должна проводиться комплексно. Как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат.
С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения. Для этого назначаются витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.
Работа с логопедом
Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Нужно быть готовыми к достаточно длительной терапии, которая может превышать 1 год.
Специалист использует следующие методики:
Как определить что у ребенка дизартрия
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Кропотливая работа над звукопроизношением при дизартрии включает занятия с логопедом, массаж, самомассаж, ЛФК, медикаментозное лечение.
Бесплатные занятия с логопедом
Дизартрия у детей – сложный диагноз, который ставится не только педиатром. Для диагностики требуется провести ряд мероприятий: собрать анамнез, провести исследования, пациента должен осмотреть невропатолог, провести консультацию логопед, психиатр. Кропотливая работа над звукопроизношением при дизартрии включает занятия с логопедом, массаж, самомассаж, ЛФК, медикаментозное лечение.
Диагноз дизартрия у детей: что это такое
Дизартрия – это заболевание, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой. Процент детей, у которых могут выявить эту болезнь, раньше равнялся 3-6, теперь это значение увеличивается.
Логопедами дизартрия выделена в числе первых трех самых распространенных типов расстройства устной формы речи. Происхождение заболевания находится в поражении органов ЦНС и ПНС, поэтому его изучают узкие специалисты – неврологи и психиатры. Код дизартрии по мкб 10 R47.1. Основное описание дизартрии: что это такое, ее формы и классификация — представлены ниже.
Бульбарная
Данный вид расстройства речи выражается в атрофии или параличе мышц языка и глотки, также снижен мышечный тонус, слабая мимика. Звуки произносятся замедленно, невнятно, неразборчиво. Бульбарная дизартрия – это нарушения, выраженные при разных заболеваниях продолговатого тела мозга (опухоли, воспалительные процессы), следствием которых разрушаются ядра нервов.
Псевдобульбарная
Псевдобульбарная дизартрия у детей диагностируется чаще всего. Различают спастическую (спазматическая скованность мышц), паретическую (полная неподвижность мышц), и смешанную форму – спастико паретическую дизартрию. Причины этого заболевания могут быть разными:
Псевдобульбарная форма заболевания различается по степени: бывает легкой, средней и тяжелой. Характеристика псевдобульбарной дизартрии определяет расстройство речи как последствие нейродегенеративного нарушения, обычно еще в перинатальном периоде жизни малыша либо в раннем детстве.
Лечение псевдобульбарной дизартрии у детей требует огромного терпения от близких. В первую очередь нужно устранить причину пареза (спастических явлений лицевых мышц и языка). При раннем начале терапии возможно восстановление речевых функций, но оно редко бывает полным.
Подкорковая
Эта форма развивается вследствие поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптоматика: медленная неразборчивая речь, непроизвольность мимики или неконтролируемое движение артикуляционных мышц, поэтому появляются спазмы мышц лица и вырываются выкрики из гортани. Также может быть изменен темп и тембр речи, нарушена интонация.
Мозжечковая
Данный вид встречается нечасто. Для речи при мозжечковой дизартрии характерны колебания громкости, выкрикивание слов и отдельных звуков, неуверенная, неловкая походка, нарушение равновесия.
Корковая
Логопедия классифицирует дизартрию еще по показателю ясности речи и выделяет следующие формы заболевания:
Для корковой дизартрии характерно нарушение артикуляции. Если слоги правильно произносятся, воспроизведение их затруднено. Расстройства в умении читать и писать нет.
Причины
Чаще всего дизартрию диагностируют у детей с ДЦП (60-85%). В основе заболевания лежат те же причины: поражение ЦНС в утробе матери, во время родов или в ранний период жизни (до 2-х лет). Чтобы понять, что такое дизартрия, нужно изучить частые околородовые факторы, указывающие на заболевание:
Уровень проявления заболевания зависит от тяжести двигательных реакций при ДЦП. В возрасте до 2-х лет может возникнуть дизартрия после перенесения других заболеваний.
Это менингит, гнойный отит среднего уха, гидроцефалия, черепно-мозговая травма, тяжелая форма обезвоживания организма. Возникнуть дизартрия может и у взрослых после инсульта, травмы головы, операции в области нейрохирургии, встречается при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, церебральным атеросклерозом.
Симптомы
Дизартрия это расстройство речи которое выражается в затрудненном движении артикулярного аппарата. Характерны признаки, которые заметны еще в раннем возрасте. Малыш позже сверстников держит голову (около 5-7 месяцев), навыки сидеть, ползать приобретаются в 8-11 месяцев. Первые навыки ходьбы появляются после 1,5 лет. Во младенчестве слабый сосательный рефлекс ведет к быстрой утомляемости. Захват соска неправильный из-за слабости артикуляционных мышц.
Малыш позже установленной нормы начинает произносить звуки, слова (они однообразны, артикуляция слабая, невыраженная). Нет реакции на действия родителей (отсутствие улыбки, гуления, двигательной активности рук и ног, проявления чувства радости). Из более поздних симптомов дизартрии можно выделить следующие:
Повышенный тонус мышц речевого аппарата, в результате чего говорящий быстро устает. Или возникает гипотензия (вялые язык, губы, щеки, повышенное слюноотделение). В дальнейшем такие отклонения в неврологии проявляются в слишком сильном или слабом захвате, действия нескоординированные. Отмечаются нарушения в области зрительного и пространственного восприятия (неправильно определяется форма, размер предметов, их расположение).
Устные задания, физические упражнения, танцевальные, подражательные движения выполняются трудно, лепка из пластилина или глины тоже не удается. Неполноценно сформированы графо-моторные навыки (не получается правильно держать пишущий предмет, провести прямую, нарисовать фигуру).
Вторично при дизартрии нарушаются следующие компоненты речи: фонематика и фонетика, лексика, грамматика. Повышенный тонус лицевых мышц и речевого аппарата приводит к слабой артикуляции, появляются произвольные движения (тремор, миоклония). Отмечается небогатый словарный запас, амимичность, иногда встречается и отсутствие эмоций.
Дети с дизартрией не могут самостоятельно преодолеть возникшие трудности при произнесении звуков. Чтобы подобрать верную методику лечения, необходимо правильно диагностировать заболевание, возможные симптомы с проблемами произношения звуков связаны с другим расстройством.
По внешним проявлениям дизартрия может быть похожа на алалию. Но причины речевых расстройств различные. Если при алалии подвижность артикуляционных мышц не задета, то у детей с дизартрией наоборот, в первую очередь страдает речевой аппарат.
Симптомы стертой дизартрии
Дизартрия стертая это последствие поражения головного мозга. Произношение слабо нарушено, речевая патология заметна близким ребенка далеко не сразу. Выделяется следующая симптоматика при стертой форме дизартрии:
Если у родителей есть предположение о наличии такого заболевания, необходимо проконсультироваться у невропатолога. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста хорошо поддается коррекции.
Мелкая моторика у детей с дизартрией
Мелкая моторика — точные, скоординированные движения кистями и ступнями, пальцами. Существует прямая взаимосвязь между развитием мелкой моторики и становлением речи, психического восприятия. У детей с дизартрией общая и мелкая моторика тела скована, тонкие действия даются с большим трудом.
Причина кроется в недостаточности двигательного отдела мозга, первые признаки которой дают о себе знать с младенчества. В раннем возрасте малыш не проявляет интерес к игрушкам над колыбелью, к предметам в руках у родителей. Этот интерес необходим для перехода к общению на основе совместных действий, для развития жестовой формы общения.
В последующий период развития индикатором дизартрии служит отсутствие предметных действий. Для дизартрии характерно отставание от сверстников в хватании, восприятии предметов. Пинцетный захват пальцами не появляется или дается с большим трудом. Манипуляции с игрушками неадекватны, либо характерны для нормально развивающихся детей более младшего возраста.
Неадекватные действия с предметами, неумение соотнести формы и размеры – явный индикатор диагноза дизартрия. Последовательность действий малыша не познавательна: большой мячик он пытается протолкнуть через маленькое отверстие, не понимает, как нанизывать кольца на пирамиду, в игрушку-сортер пытается поместить неподходящие фигурки.
Через сформированность движений пальцев стимулируется развитие речи детей. Общая моторика тела может быть в норме, но, если развитие тонких и точных движений пальцев рук отстает, речевое развитие чаще всего задерживается. Легче всего поддается коррекции отставание развития мелкой моторики при стертой форме дизартрии. Минимальные дизартрические расстройства очень распространены в практике логопедов и дефектологов.
Обратите внимание! Под влиянием коррекционно-воспитательной работы недостатки мелкой моторике при стертой форме дизартрии успешно корректируются и сглаживаются, особенно в младшие и средние дошкольные годы.
Способы коррекции мелкой моторики у детей с дизартрией
Страдающих дизартрией детей часто называют неуклюжими – они не могут четко выполнять двигательные упражнения, стоять или прыгать на одной ноге. Развитие мелкой моторики должно проводиться задолго до школьного возраста, чтобы решить следующие задачи:
Сначала занятия носят пассивный характер – в младенческом периоде жизни кисти рук осторожно поглаживаются, пальчики массируются, сгибаются и разгибаются, соприкасаются друг с другом. По мере роста ребенка упражнения усложняются.
Развитие мелкой моторики при дизартрии
Начиная с первого года жизни показаны простейшие занятия логопедической ритмикой. В более позднем возрасте логоритмические упражнения усложняются. С 2-3 лет постепенно развивается ручная умелость, пальчиковая гимнастика выполняется от простых к более сложным движениям:
Помимо специальной пальчиковой гимнастики простор возможных видов занятий неограничен, это и прополка грядок на огороде, и сбор ягод, перебирание крупы, чистка и нарезка овощей (не требующая острого ножа!). Важно привлекать ребенка к любой доступной для него деятельности. Систематическое разнообразие позволит набрать силу рук и улучшит дифференцированность движений.
Диагностика
Внимательные родители могут заметить симптомы дизартрии у ребенка в первый год жизни. Дети в грудном возрасте дают понять своим родным что их что-то беспокоит, чего они хотят с помощью громкого и звонкого крика.
Если этого нет или крик глухой и слабый, можно предположить недостаточное развитие нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата. Также маму должны насторожить: слабый сосательный рефлекс и неправильный захват груди, трудности при глотании жидкости (постоянно вытекает молоко изо рта и носа во время кормления). Если помимо симптомов отсутствует интерес к окружающему миру, есть проблемы с дыханием, с пережевыванием пищи, питьем из чашки – это говорит о псевдобульбарном синдроме, который проявляется в раннем возрасте.
Дети с тяжелым анамнезом фетального, перинатального и родового периода наблюдаются у невролога в течение первого года жизни. Если отсутствуют выраженные отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, то с учета ребенка могут снять, контроль и ответственность за жизнь, здоровье и развитие малыша лежит на родителях.
Во время постепенного развития навыка речи проблемы могут проявиться, поэтому следует обратиться к логопеду, который может отправить на дополнительную консультацию невропатолога, он и определит причину отклонения, но диагноз еще поставить не может. Возможно многие патологии скорректируются к 4-5 годам с помощью компенсаторных функций головного мозга.
Если восстановление артикуляции не произошло, выявлены дополнительные отклонения в речи и моторике, которые не дают возможность нормальному обучению в общеобразовательном учреждении, врач ставит диагноз «дизартрия» и дает рекомендации по лечению. Специалист занимается с ребенком, корректируя его речь. Родители и дефектолог помогают малышу выработать недостающие навыки с помощью логопедического массажа при дизартрии.
Степени дизартрии
Классифицировал дизартрию по степеням тяжести французский невропатолог Тардье. Эта работа была проведена им в 1968 году. Он выделил четыре степени тяжести этого заболевания:
При четвертой степени происходит абсолютная неподвижность мускулатуры, отвечающей за артикуляцию. Она может быть иметь три степени тяжести.
Средняя тяжесть может выражаться в псевдобульбарной дизартрии. При ней могут двигаться некоторые артикуляционные мышцы. Легкая степень – наличие неврологических симптомов, смазанность речи, проговаривание звуков носом. Могут наблюдаться парезы мышц и нарущенное произношение звуков.
Классификация дизартрии
Форма этого заболевания зависит от локализации поражений нервной системы. Неврологи разработали разные типы и формы классификации, в которой различают шесть форм:
Психолого-педагогическая характеристика
Распознать дизартрию можно по мимике, дыханию, рефлекторным движениям языка, его формы и положения, умению удержать артикуляционную позу, звукопроизношению, есть ли произвольное движение губ и языка. Если нарушена двигательная функция мышц лица, то нет правильной артикуляции.
Дети, которые не могут правильно произносить звуки, часто их смешивают, заменяют и пропускают их. Звуки «д», «т», «л», «н», «с» произносятся не по правилам – между зубов, согласные звуки – смягчаются, «р», свистящие и шипящие – боковой частью языка. Это получается из-за того, что средняя часть языка напряжена.
Лечение заболевания
Дизартрия – не только логопедические проблемы, она наблюдается при разных формах проявления расстройств ЦНС. Лечение дизартрии назначает врач после диагностических мер, основываясь на возрасте и состоянии ребенка. В зависимости от стадии заболевания, применяют комплекс мероприятий:
Медикаменты подбирает психоневропатолог. Стоит отметить, что специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только убирает некоторые симптомы и облегчает самочувствие. Детям 2-3 лет показаны занятия логоритмикой.
Для коррекции дизартрии у детей лечение в 5 лет и старше должно проводиться в комплексе со специалистом-дефектологом. Борьба с заболеванием, которое спровоцировало появление симптомов дизартрии, мероприятия, направленные на реабилитацию (коррекция звуков логопедом), медикаменты. Занятия с логопедом должны быть регулярными, могут проводиться как в группе, так и индивидуально. Исследования показывают, что благоприятно влияет на исход лечения иппотерапия и дельфинотерапия.
Лечебные мероприятия в домашних условиях
Можно проводить лечебные мероприятия дома, согласовывая действия с неврологом и логопедом. Есть ряд упражнений, которые можно делать самостоятельно дома для речевой моторики:
Хорошо тренируют мимические мышцы скороговорки. Лучше подбирать такие, в которых есть плохо выговариваемые звуки. А также показан расслабляющий логопедический массаж.
Упражнения для детей дома
Нужно дополнительно заниматься с ребенком дома, иначе одни занятия с логопедом будут бессмысленными. Прежде, чем начать работать над проблемным звуком, нужно сделать массаж лицевых мышц (пощипывание и поглаживание губ, щек и нижней челюсти), научить ребенка делать и самомассаж перед зеркалом и вообще все упражнения делать перед ним. Ребенок будет смотреть на себя, изучать свое лицо и видеть работу мимических мышц.
После проговорить звуки, которые ребенок хорошо и без труда произносит. Это могут быть и те звуки, которые в слове или фразе произносятся ошибочно, а отдельно, повторяя за взрослым, – верно. Перед постановкой проблемных звуков нужно добиться от ребенка умения их отличать на слух, улавливая отличия в неправильном произношении.
Для того, чтобы довести звук до автоматизма, необходимо параллельно произносить звук и выполнять моторное действие. К примеру, устная и письменная речь, говорение и хлопок в ладоши, топотание ног или развитие мелкой моторики рук: перебирание бусин, пуговиц, горошин и других мелких предметов под контролем взрослого. Затем звук закрепляют в слоге, слове и предложении (от простого к сложному, увеличивая темп).
Воспитание детей с нарушением речи
Когда ребенок взрослеет, приходит понимание, что он отличается от сверстников. Нередко дети с дизартрией замыкаются в себе, предпочитают отмалчиваться. Родителям необходимо создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу. Нужно дать понять ребенку, что он не хуже других. Близкие должны заниматься с ребенком, развивать его мелкую моторику, поддерживать его эмоционально.
Профилактика и прогноз дизартрии
Если у ребенка первая степень заболевания, то при выполнении всех рекомендаций можно нормализовать речь, и ребенок может учиться в общеобразовательной школе и общаться со ровесниками.
При тяжелой форме дизартрии этого результата сложно достичь. Но можно добиться значительной коррекции дефектов речи. Здесь и комплекс лечения намного больше, а ребенок должен суметь адаптироваться в специализированном учреждении, которые связаны и идут друг за другом: логопедический детский сад, коррекционная школа.
Профилактика заболевания зависит от действий во время беременности и после родов. Нужно ограждать ребенка от возможных черепно-мозговых травм, нейроинфекций, исключить риск от токсического воздействия.
Дизартрию можно корректировать. Чем раньше диагностировали заболевание и начали лечение, тем больше шансов на успех. Основное значение в достижении успеха имеет окружение больного, вклад родителей и его личная работа в процессе терапии.