Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский

Презентация «Н.Г. Чернышевский и его ответ на вопрос «Что делать?»

Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть картинку Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Картинка про Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект по истории «Н.Г. Чернышевский и его ответ на вопрос «Что делать?» Подготовила: обучающаяся 8 а класса Бойко А. Проверил:учитель истории Панкратова Ж.А.

Цель и задачи проекта Цель: узнать о творчестве и жизнедеятельности Н. Г. Чернышевского Задачи: 1. узнать о происхождении и судьбе 2. изучить его литературную деятельность 3. подробнее узнать, о чём же был роман «Что делать» и каков на него ответ автора 4. проанализировать его революционные идеи и их влияние на потомков

Происхождение Николай Гаврилович Чернышевский родился в семье протоиерея Александро-Невского кафедрального собора Саратова Гавриила Ивановича Чернышевского (1793—1861), происходившего из крепостных села Чернышева Чембарского уезда Пензенской губернии. Название села дало ему и фамилию. До 14-летнего возраста учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека, и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что с раннего детства к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского».

В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников»; не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета

Родители Н. Г. Чернышевского Гаврил Иванович Чернышевский Ольга Чернышевская

Дети Н.Г. Чернышевского Александр Чернышевский Михаил Чернышевский

Ответ на вопрос Вопрос, поставленный в заголовок книги уже не один год, будоражил русскую интеллигенцию и «новых людей». Если в первой половине ХIХ века протестное движение в России было представлено наиболее прогрессивной частью дворянства, то во второй половине им на смену приходит новое сословие, новая интеллигенция – выходцы из разных чинов – разночинцы. Если писатель Тургенев сумел показать обществу новую общественную силу, её привлекательность и её слабости, то философ и публицист Николай Чернышевский, который не понаслышке знал учения Фурье и Фейербаха, пошёл дальше. Он предлагает программу действий для этой силы. Отвечая устами своих героев на вопрос «Что делать?» он призывает к решительным переменам, к революционным преобразованиям – это лейтмотив произведения, его главная направленность.

Музей-усадьба 17 сентября 1920 года постановлением Совета народных комиссаров дом Чернышевских в Саратове объявили национальным достоянием, в нем был организован музей памяти русского писателя и общественного деятеля Николая Гавриловича Чернышевского.

Улица имени Н. Г. Чернышевского У́лица Черныше́вского (в XVII—XVIII веках Цари́цынская у́лица, с конца XIX века Больша́я Се́ргиевская у́лица) — одна из старейших улица Саратова, проходящая вдоль Волги от улицы Орджоникидзе в Улешах до Соколовой горы. Основная транспортная магистраль связывающая Заводской район с центром города.

Заключение Много честных и красивых людей воспитала его книга. Они старались нести народу истину, которой служил автор следующих строк: «Истина — хорошая вещь: она вознаграждает недостатки писателя, который служит ей…» Но ведь не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. И, мне кажется, если благодаря роману хороших людей стало больше, он заслуженно занимает свое место в истории русской литературы.

Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть картинку Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Картинка про Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть картинку Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Картинка про Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть картинку Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Картинка про Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть картинку Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Картинка про Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский

Номер материала: ДБ-557950

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть картинку Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Картинка про Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть картинку Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Картинка про Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть картинку Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Картинка про Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть картинку Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Картинка про Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский

В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря

Время чтения: 2 минуты

Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть картинку Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Картинка про Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Смотреть картинку Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Картинка про Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский. Фото Как отвечает на вопрос что делать своим романом чернышевский

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Ответил ли Чернышевский своим романом на вопрос «Что делать?»

Ответил ли Чернышевский своим романом на вопрос «Что делать?»

И тем не менее, несмотря на официальный запрет, книга имела оглушительный успех. Прежде всего у молодежи. Трудно было найти гимназиста или студента в России после 1863 года, который бы не читал этот бестселлер. Вопрос, поставленный в заголовок книги уже не один год, будоражил русскую интеллигенцию и «новых людей». Если в первой половине ХIХ века протестное движение в России было представлено наиболее прогрессивной частью дворянства, то во второй половине им на смену приходит новое сословие, новая интеллигенция – выходцы из разных чинов – разночинцы. Сын саратовского священника Н. Чернышевский был и сам из этой среды. Классическим примером такого героя в литературе был Евгений Базаров из романа И. Тургенева «Отцы и дети».

Влияние французских утопистов ХVIII просматривается в призывах автора к образованию русского народа «к развитию и развитию». Только будучи честным, развитым, умным и свободным человеком можно добиться лучшей и радостной жизни. Взаимоотношения главных героев романа Веры Павловны, Кирсанова и Лопухова, их повседневное поведение в те времена воспринимались как совершенно иной тип отношений между людьми. Семейная жизнь Лопуховых, построена на взаимном уважении, личной свободе и равноправии. Для дореформенной России такой тип отношений вызывал симпатию и поддержку у нового поколения.

Экономические теории Чернышевского, отраженные в романе, стали следующим ответом на вопрос «Что делать?». Организация свободного и справедливо вознаграждаемого труда раскрыта в деятельности Веры Павловны, организовавшей швейную мастерскую. Она своим личным примером показывает работницам как можно честно и справедливо организовать труд, где никто не вправе присвоить его результаты. Освобожденный всеобщий труд на благо общества должен лечь в основу социальной справедливости, именно такой труд должен приносить человеку радость и удовлетворение.

Будущее каким его видел Чернышевский мы находим в четвертом сне Веры Павловны.

Конечно же это была утопия, навеянная трудами Ж.Ж. Руссо и Томмазо Кампанеллы. Но для думающего русского читателя и особенно для народовольцев это был ориентир в стремлении к лучшей жизни.

Интеллигенция всегда выступает барометром общественной жизни, именно она острее всего чувствует необходимость перемен, именно она задается вопросом «Что делать?» и ищет ответы. И находит, если эпоха выдвигает историческую личность, способную дать ответ.

Заслуга Чернышевского состояла в том, что он, приковал внимание всей революционно-демократической общественности России к самым важным вопросам революционной борьбы, превратив авантюрно-развлекательное повествование о любви в программу действий.

Источник

Анализ романа «Что делать?» (Н.Г. Чернышевский)

Роман «Что делать» стал резонансным событием в мире русской литературы. Его появление совпало с расцветом новых для России идей — философии Фурье. Поэтому многие люди радостно приветствовали прогресс в отечественном искусстве и позитивно восприняли те предначертания о будущем общества, которые описал автор. Но большинство читателей были настроены более консервативно и раскритиковали произведение, упрекая Н. Г. Чернышевского в аморальности и разрушении традиционных ценностей. Кто же был прав? Многомудрый Литрекон не судит, но предлагает подробный разбор книги.

История создания

Николай Гаврилович Чернышевский создавал свой роман «Что делать?» в одиночной камере Петропавловской крепости в 1862-1863гг. Осужденный за революционную деятельность, Чернышевский показал «новых» людей, которые в будущем построят идеальную Россию.

Конечно, его произведение было проверено вдоль и поперек, но цензоры заметили лишь любовный треугольник и пропустили роман в печать. Он был опубликован в «Современнике». Только после распространения сотен экземпляров цензурный орган понял ошибку Бекетова (цензора Чернышевского) и отстранил его от службы. Все выпуски журнала с запретным чтивом были по возможности изъяты из оборота, но было уже поздно: книга быстро распространилась в рукописном варианте, а ее запрет стал лучшей пиар-акцией для продвижения писателя. Всем был любопытен «запретный плод». Замысел романа «Что делать» вдохновил многих других писателей на подражание или полемику. Книга стала знаковым событием, и некоторые литературоведы даже выдвигали теорию, что ее специально пропустили в печать, но не все чиновники разделяли положительное мнение о ней, поэтому произведение породило конфликт интересов.

Творческая история романа «Что делать» на этом не закончилась: книга была опубликована в 1867 году в Женеве, ее перевели на самые популярные мировые языки. В России запрет на ее публикацию действовал до 1905 года, а после революции 1917 года произведение стало повсеместно доступным на всей территории СССР, его перевели даже на фарси.

Жанр, направление

Жанр романа «Что делать» можно определить как «роман-утопия». Автор пишет не о настоящем времени, а о счастливом и безмятежном будущем, где женщины будут свободны, мужчины — не ревнивы, а предпринимательство, основанное на социалистическом подходе, — доступно для всех. Чернышевский явно идеализирует завтрашний день, основанный на коммунистических принципах. Именно поэтому роман утопичен, а не реалистичен, ведь вместо героев у писателя не люди, а идеи, живущие в образах.

Направление — социалистический реализм. Чернышевский был далек от социализма, как и Россия в те времена, но он усвоил зарубежные идеи и был пленен «свободой, равенством и братством». Каждая строчка его произведения говорит о необходимости перехода от капитализма, где каждый сам за себя, к социализму, где все равны и счастливы. Недаром Вера организует мастерскую, принадлежащую не ей, а всем работницам: это проект нового экономического устройства страны, где не будет частной собственности. Именно поэтому реализм Чернышевского «социалистический», то есть направленный на раскрытие новых идей.

Смысл названия

Смысл заглавия романа «Что делать» указывает на место и время действия книги — будущее. Вопрос адресован дню завтрашнему, ведь он звучит не «что делаем» (настоящее время), а «что делать» (будущее время). Автор учит читает тому, как решить назревающие проблемы, как выйти из социального, политического и морального кризиса?

Чтобы быть понятым, он берет в качестве примера житейскую ситуацию: что делать Вере, чтобы выйти замуж по любви и не продавать себя? Что делать сотням девушек, попавшим в беду? Решение есть, и автор видит его в социализме, когда собственность, ради которой люди продают и неволят собственных детей, станет общей.

Суть: о чем?

Сперва мы узнаем о загадочном самоубийце, который застрелился на мосту. Потом повествование переходит к комнату Веры, которая готовится к свадьбе. Девушка винит себя в произошедшей трагедии. Затем автор раскрывает историю этой девушки. Она жила в небогатой семье со слабохарактерным отцом, деспотичной матерью и братом. Марья Алексеевна, мать Веры, очень расчетлива и корыстна, поэтому она хочет свести дочь и сына начальника ее мужа вопреки желанию Веры. Михаил, предполагаемый жених, хочет лишь позабавиться с красавицей, а вот Марья Алексеевна готова продать честь дочери, чтобы потом принудить молодого человека к браку.

Тем временем к брату Веры приходит репетитор — студент Лопухов. Однажды они разговорились, и герой понял, как несчастна девушка. Он решил помочь ей выбраться из дома, но не смог найти службу, где она могла бы заработать на жизнь. В итоге он украл ее из дома и женился на ней, договорившись с матерью обойтись без суда, но и без приданого. Их семейные узы были на новый лад: они спали в разных комнатах и не заходили без стука. Иногда к ним заходил друг Лопухова, Кирсанов, но потом он начал избегать встреч. Он и Вера стали понимать, что любят друг друга. Сны подсказали Вере, что она испытывает к Дмитрию лишь благодарность. Поняв это, герой уходит из жизни, а его друзья женятся.

Но не только любовь занимает Веру: она решает организовать мастерскую, чтобы помогать таким же девушкам, как и она сама. На это ее тоже вдохновляют сны, где объясняется, что многие люди по сути своей хорошие, но неправильные условия жизни искажают их натуру. Швейная мастерская принадлежит не Вере, а всем работницам, благодаря чему дело идет в гору и быстро растет. В свободное время героиня ездит с друзьями на пикники, ведет ученые беседы и учится медицине.

В финале она встречается с иностранцем, который женился на русской девушке из их круга. Он — тот самый Лопухов, который инсценировал самоубийство, чтобы дать друзьям свободу. Все счастливы.

Главные герои и их характеристика

«Что делать?» отличается новизной взглядов в отношении семейных норм, женского вопроса и устройства общества. Главные герои произведения свободны от общественных предрассудков, своим трудом добиваются успеха, они честны и благородны. Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов, любовный треугольник которых создаёт главную интригу произведения, по мысли Чернышевского, — лучшие представители интеллигенции. Они стараются как можно больше вложиться в «общее дело».

содержанка. это образ отражает порабощение женщины. только продавая себя в браке или на панели, девушка могла выжить, ведь честной работы для нее не было, а общество видело в ней лишь самку.

михаил столешниковжених веры. это собирательный образ мужчины, который живет по традиционным правилам. он веселится, наслаждается примитивными удовольствиями и не думает ни о ком, кроме себя. во всех женщинах он видит лакомство, поэтому не способен любить. пользу стране он не приносит, так как служба занимает в его жизни третьесортное место.настенька крюкова

девушка с теми же жизненными проблемами, с которыми столкнулась вера. ее спасает александр кирсанов, и с этого момента героиня начинает новую свободную жизнь, основанную на свободе и равенстве.

Тематика романа «Что делать» интересна и занимательна даже сегодня:

Тематика произведения необъятна, и, чтобы не затягивать статью, Многомудрый Литрекон предлагает сделать так: если Вы нуждаетесь в дополнении этого раздела, напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика романа «Что делать» столь же многогранна, поэтому если здесь перечислены не все интересующие Вас темы, напишите об этом в комментариях, и Литрекон дополнит разбор.

Основная идея

Таким образом, «внутренний» сюжет романа «Что делать?», повествующий о жизни Рахметова, является центральным для всего произведения. Автору было важно показать новый тип людей, способных изменить жизнь общества, стать примером для многих. Они живут не для себя, а для народа, и в этом их нравственное величие. Рахметов — это следующая стадия развития человека после Кирсанова и Лопухова. Так автор дает понять, что главная роль в революции принадлежит рабочему классу — людям дела, а не слова. Чернышевский писал о Рахметове:

“Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это и есть единственный для вас путь, который может привести к желанной цели”.

Значит, главная мысль романа «Что делать» — это необходимость революции в своем сознании и в стране.

Чернышевский показывает будущее социалистическое общество в поступках и словах персонажей, в необычной организации швейной мастерской, в 4-ом сне Веры Павловны. Вера Павловна тоже трудится – организует работу швейной мастерской. Её предприятие – своеобразная коммуна: работницы равны и получают одинаковую сумму с прибыли, такую же долю получает и Вера Павловна. Также работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник. Эта модель показывает будущее строение мира: все равны и всем достается поровну. В этом и заключается смысл романа «Что делать» — автор показал людям метод решения острых социальных проблем.

Новаторство и особенности

Художественное своеобразие романа «Что делать» заключается в наличии интересных новых персонажей, которые не типичны для русской литературы. Автор, в отличие от большинства коллег, не осуждал рациональный эгоизм, а защищал его. Он же показал, что нигилизм — это не безнравственность, а пересмотр устаревших ценностей.

Также Чернышевский избрал незаурядную форму повествования. Он часто напрямую беседует с читателем, издеваясь над его возможными возражениями. Полемика с ним — едва ли не самая важная часть романа. Он поясняет каждое действие героя и посмеивается над самим сюжетом, ведь любовный треугольник — лишь ширма, за которой речь идет о революции и коренных переменах в обществе.

Критика

Далеко не всем критикам понравился роман «Что делать». Так, Н.С. Лесков даже написал роман, опровергающий главные постулаты произведения Чернышевского — «На ножах». Он высмеял его надежды и стремления, хотя не отрицал того, что книга — довольно смелый эксперимент. Он подчеркнул популярность «Что делать»:

О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. — все на разные тоны.

Цензор П.И. Капнист вскоре после выхода книги Чернышевского писал министру внутренних дел П.А. Валуеву о том, что роман «Что делать?» «имел большое влияние даже на внешнюю жизнь некоторых недалеких и нетвердых в понятиях о нравственности людей, как в столицах, так и в провинции. Были примеры, что дочери покидали отцов и матерей, жены — мужей.»

Композитор и общественный деятель Ф.М. Толстой написал рецензию в правительственное издание «Северная пчела» и критиковал произведение довольно резко:

«Что делать?» есть «безобразнейшее произведение русской литературы», полное «отвратительной грязи»

Известный поэт А. Фет высказал не более позитивные мысли:

«Скудность изобретения, положительное отсутствие творчества, беспрестанные повторения, преднамеренное кривлянье самого дурного тону и ко всему этому беспомощная корявость языка превращают чтение романа в трудную, почти невыносимую работу»

Однако революционеры того времени были солидарны с автором «Что делать». О произведении высказался анархист князь Кропоткин:

Для русской молодёжи того времени она [книга «Что делать?»] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем.

В.С. Курочкин (публицист) тоже выступил в защиту книги Н.Г. Чернышевского и отметил, что особо яростные критики даже не дочитали роман до конца и не поняли его смысла.

Революционно настроенный поэт В. Маяковский, ставший одним из самых известных советских литераторов, очень ценил книгу:

Одной из самых близких ему книг была «Что делать?» Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. «Что делать?» была последняя книга, которую он читал перед смертью.

Источник

Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа “Что делать?”

Если есть на свете “крылатые” фразы, то должны быть и “крылатые” вопросы. Вечно парят они в воздухе, которым дышит человек разумный. Мне кажется, что умение правильно поставить вопрос так же важно, как ответить на него.

Например, английская литература интересовалась: “Быть или не быть?” вообще, а русская литература середины девятнадцатого века конкретно спросила: “Кто виноват?” и “Что делать?” Мир устроен несправедливо: богатые и бедные, добрые и злые, счастливые и несчастные… Оставлю за рамками данного сочинения

Можно ли избавить землю от бедности, несчастий и злодейств?
Мне кажется, что если человек живет плохо и неправильно, то для начала он должен это осознать. Такие люди встречались во все исторические времена и во всех странах. В русской литературе девятнадцатого века они появились сначала под названием “лишних” людей, лучшие качества

Потом появился “нигилист” Базаров со своим полным отрицанием всех ценностей старого мира, но без желания предложить что-либо конструктивное. А в конце пятидесятых годов в литературу вошли “особенный человек” Рахметов и “новые люди”, описанные Н. Г. Чернышевским. Кто же они и откуда?
В России девятнадцатого века начало формироваться новое сословие. Людей этих назвали “разночинцами”, видимо потому, что они были детьми разного рода чинов и званий: от уездных врачей и священников до судейских и первых инженеров. Чернышевский увидел в них людей не только образованных и способных к труду.

Среди них было много неравнодушных к судьбе русского народа. “…Это, господа, странная молодежь…” – говорит автор проницательному читателю. Мне кажется, что это были первые ростки русской интеллигенции. Именно для этих людей книга “Что делать?” должна была стать руководством к действию.
Первым делом нужно заняться образованием души и ума русского народа, считает автор. Душе нужно дать свободу и осознание того, что поступать честно и благородно гораздо выгоднее, чем обманывать и трусить: “Твоя человеческая натура сильнее, важнее для тебя, чем каждое отдельное твое стремление… будь честен… вот и весь свод законов счастливой жизни”. Уму нужно дать широкое поле знаний, чтобы он тоже был свободен в своем выборе: “Конечно, как ни тверды мысли человека, находящегося в заблуждении, но, если другой человек, более развитый, более знающий, лучше понимающий дело, будет постоянно работать над тем, чтобы вывести его из заблуждения, заблуждение не устоит”.

Так говорит доктор Кирсанов своему пациенту, но читатель понимает, что автор обращается именно к нему. Следующий необходимый шаг в продвижении к новому обществу – это, конечно, свободный и справедливо вознаграждаемый труд: “Жизнь имеет своим главным элементом труд… и самый верный элемент реальности – дельность”. Экономическая программа Н. Г. Чернышевского описана в романе достаточно подробно.

Первопроходцем практического ее воплощения в жизнь является Вера Павловна, которая открывает швейную мастерскую и своим личным примером пробуждает для счастливой жизни своих работниц. Вот таким образом постепенно количество “новых” людей должно увеличиваться, пока на земле не останется злых, бесчестных и ленивых. Картину будущего общества автор рисует нам в четвертом сне Веры Павловны. К сожалению, многое в этой картине, с высоты последующего исторического опыта, выглядит утопично.

Но свою положительную роль в судьбе России просветители-народовольцы сыграли, хотя и не смогли добиться желаемого результата. Есть в романе и другой, более радикальный вариант ответа на вопрос: “Что делать?” По цензурным соображениям Николай Гаврилович не смог описать этот путь более подробно. “Особенный человек” Рахметов, на первый взгляд, занимает в канве повествования совсем немного места. Но по воздействию на умы многих поколений российской молодежи этот образ не имеет себе равных.

Рахметов – сильный, талантливый человек, который полностью отказывается от любой личной жизни во имя борьбы за светлую идею. Суть идеи та же – устройство справедливого человеческого общества, но путь к нему лежит через революционную борьбу со старым порядком. Кирсанов говорил: “Я принимаю правило: против воли человека не следует делать ничего для него; свобода выше всего, даже и жизни”.

Для последователей Рахметова воля одного человека не имела значения, если она входила в противоречие с их идейной борьбой за счастье всего остального человечества. В итоге это привело мою страну к великим потрясениям и большой крови.
В заключение я хочу сказать о самом авторе романа “Что делать?”. Николай Гаврилович Чернышевский был великим гражданином нашей страны и человеком героической судьбы.
…Что есть гражданственность?” – не надо вопрошать,
А надо ею жить – как воздухом дышать.
К. Рылеев
Много честных и красивых людей воспитала его книга. Они старались нести народу истину, которой служил автор следующих строк: “Истина – хорошая вещь: она вознаграждает недостатки писателя, который служит ей”. Но ведь не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает!

И мне кажется, если благодаря роману хороших людей стало больше, он заслуженно занимает свое место в истории русской литературы.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *