Как ответить на вопрос что мне нравится в рекрутинге
«Если вы не возьмете меня в Facebook, я создам новый Facebook»: как убедить работодателя, что вы — лучший кандидат
Что отвечать на вопрос «Почему мы должны нанять именно вас?»
Сильное резюме и cover letter — только первый шаг к трудоустройству. На собеседовании рекрутеры часто сбивают кандидатов с толку вопросами о семье и просьбами рассказать анекдот — а в Apple даже спрашивают, как бы они спланировали поездку в КНДР.
Один из самых сложных вопросов собеседования — «Почему именно вы подходите на эту должность?». Кандидаты часто воспринимают его как призыв агрессивно себя «продать» работодателю. Однако цель вопроса другая: понять мотивацию соискателя.
Вместе с CEO рекрутингового агентства INDIGO Tech Recruiters Екатериной Осадчук и CEO карьерного портала Happy Monday Анной Мазур разобрались, что хотят услышать в вашем питче работодатели и как ответить, чтобы «щелкнуло».
«Почему мы должны нанять именно вас?»: что на самом деле хотят узнать работодатели
Катя:
«У собственника есть свои задачи в бизнесе, роли, на которые ищут нового сотрудника, и понимание, какой человек впишется в команду. Задавая вопрос «Почему мы должны нанять именно вас?», собственник или рекрутер хочет понять, какой у человека culture fit, мотивирован ли он работать именно в их компании, а также подходит ли для решения задач на данной должности.
Убедите интервьюера, что вы справитесь с требованиями вакансии. Для этого изучите информацию о компании, ее корпоративной культуре, команде, хайринг-менеджере, а также внимательно ознакомьтесь с деталями вакансии.
К слову, этот вопрос могут задать любому специалисту, но цели интервьюера могут отличаться. Спросить могут, чтобы понять, как человек справлялся с аналогичными задачами. А могут при этом еще и анализировать, как кандидат себя презентует. Например, для менеджера по продажам, в отличие от бухгалтера или разработчика, будет важна не только суть сказанного, но и форма — то, насколько уверенно кандидат отвечает и как себя «продает»»
Анна:
«Вопрос «Почему мы должны нанять именно вас?» можно перефразировать в более понятный — «Что делает вас самым подходящим кандидатом для нас?». И это прекрасная возможность подчеркнуть ваши сильные стороны, сделать акцент на опыте, о котором, возможно, еще не спросили — или в одном предложении обозначить свои конкурентные преимущества.
Рекрутеру важно ваше умение мыслить объективно, не уходить в эмоции и соотнести свой опыт с потребностями компании. Поэтому играет роль не только то, что вы скажите, но также ваша реакция на сам вопрос, способ мышления и подход к ответу».
5 советов, как отвечать на вопрос «Почему именно вы должны у нас работать?»
Вы нашли базовую информацию о компании и узнали, какими крупными проектами ее сотрудники занимались в последнее время. Что дальше?
#1. Изучите требования к должности
Анализ вакансии поможет выделить 3–4 профессиональных скила, которые соответствуют требованиям к должности. Это могут быть:
Используйте в ответе комбинацию из нескольких навыков. Например, у вас есть:
Важно четко сформулировать, чем вы будете полезны. Говорите о практических скилах и результатах, например:
«Я прочитал на сайте компании, что вы разрабатываете новое мобильное приложение. У меня есть опыт в backend-разработке для мобильных приложений. Я разрабатывал архитектуру и базы данных, делал high-load оптимизацию, подключал сервисы биллинга, а также создавал новые модули и компоненты приложения. Нашей команде удалось добиться результатов B за N период».
Надежда Недорезова,
Ex-Head of Recruitment, Rambler&Co
Управление талантами в компании
Наталия Горбенко,
Global Head of Talent Management & Development в Luxoft
#2. Опишите свои сильные и слабые стороны
Обратите внимание, что как преимущества, так и недостатки должны характеризовать вас с положительной стороны.
Называйте слабости, которые не важны для данной позиции. Вижуал контент-креатор может сказать, что не силен в аналитике и цифрах, зато любит все, что связано с вижуалом, созданием stories, видеороликов и монтажом.
Упомяните скилы, которые активно прокачиваете. Возможно, с детства вы испытывали страх публичных выступлений, но месяц назад прошли онлайн-курс, взяли частные уроки, прочли литературу и готовы к предстоящим презентациям в новой компании?
Найдите слабость, которая служит преимуществом. Вам плохо дается мультитаскинг? Превратите минус в плюс. Скажите, что вы хорошо концентрируетесь на задачах и не перепрыгиваете с одной задачи на другую.
Важно: не называйте в числе слабых сторон качества, которые важны для вакансии. Также не утверждайте, что у вас совсем отсутствуют недостатки.
#3. Сфокусируйтесь на своих уникальных чертах
Часто кандидаты не знают, как правильно оценить свой опыт и знания. Попробуйте провести «инвентаризацию» достижений по технике STAR:
Опишите недавний релевантный опыт. Не ограничивайтесь стандартными формулировками вроде «я усердно работал/-ю», найдите действительно уникальные качества и подкрепляйте их реальными примерами. Например:
«Я управлял командой из семи человек, мы совместно искали партнеров. Нам удалось наладить контакт с брендами A и B, а также запустить коллаборацию с N».
Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
#4. Расскажите о мотивации
Объясните, почему вы хотите работать именно в этой компании на этой позиции. Избегайте общих фраз, вместо этого объясните мотивацию с помощью фактов. Например:
«Для меня важно, что это интернациональная организация, а значит, будет больше проектов разного масштаба. Кроме того, мне импонирует желание руководства «прокачивать» сотрудников, предоставляя 70% оплаты профильного обучения».
Вас с большей вероятностью запомнит hiring-менеджер, если вы покажете искренний интерес и мотивацию, которая не ограничивается зарплатой.
Катя:
«Можно сделать материальную мотивацию частью своего спича. Если ваша должность связана с бонусной системой (например, позиция сейлз-менеджера), на собеседовании можно сказать, что у вас есть мотивация зарабатывать больше. И вы чувствуете, что на данной позиции можете многого достичь, и, соответственно, получать хорошие бонусы».
#5. Поделитесь, какая корпоративная культура вам подходит
Найдите информацию о корпоративной культуре компании в интернете — например, на сайте, в соцсетях и отзывах сотрудников.
Например, в украинском креативном агентстве Banda Agency придерживаются принципов максимальной открытости, свободы действий и принципа «думать руками». Согласно последнему, чем больше делаешь руками, тем смелее идеи удается генерировать.
Ваш ответ о корпоративной культуре может звучать так:
«Мне нравится сплоченность ваших сотрудников. Я всегда за улучшение коммуникации с коллегами, мне нравится проводить время с командой и обсуждать, что можно улучшить в компании».
Катя:
«Нет универсальной формулы, как ответить на вопрос «Почему мы должны нанять именно вас?». Это персонализированная история. Но недавно я собеседовала кандидата, и он сам поднял вопрос, почему подходит на должность. Кандидат прошелся по требованиям вакансии и в конкретных примерах рассказал о своем опыте. И это был идеальный ответ».
Анна:
«Хороший ответ — это сочетание требований к вакансии с вашими сильными сторонами и опытом. И чем более конкретные примеры вы приведете, тем лучше.
Поняли, что в компании много сложных клиентов — расскажите об опыте решения конфликтных ситуаций. Узнали, что важно умение работать самостоятельно — расскажите о ваших инициативах и ответственности, которую взяли на себя без участия руководства. Если компания фокусируется на достижении определенных показателей эффективности — оперируйте фактами и цифрами, расскажите, чего вам удалось добиться на прошлом месте работы и за счет каких действий».
Какие ошибки приведут к провалу во время интервью
Шаблонные, обобщенные фразы. «Я высококвалифицированный и инициативный, я очень хочу получить работу именно у вас» — избегайте шаблонных фраз и выбирайте формулировки, которые помогут вам выделиться среди других претендентов.
4 поступка, которые убьют вашу карьеру
Излишняя скромность. Не стоит с порога заявлять, что вы лучший кандидат. В то же время, собеседование — не время скромничать. Чтобы не показаться излишне скромным, но также не «перегнуть палку», придерживайтесь формата констатации фактов. Например: «Я получил награду A, добился результатов B, у меня N лет опыта в сфере». Можете также процитировать экс-работодателя: «По словам руководителя компании X, я…».
Выступление на полчаса и больше. Ваш ответ не должен превышать 1–2 минуты, особенно если со стороны работодателя нет уточняющих вопросов.
Анна:
«Ответы «я не знаю», «вам виднее», «ну, все прошлые работодатели меня хвалили», «не мне себя оценивать» — будут проигрышными. Вы участвуете в переговорах, вам важно показать, что ваш «товар» — навыки, опыт, мотивация — удовлетворяют потребность покупателя».
«Если вы не возьмете меня в Facebook, я создам новый Facebook»
Интересный факт: Брайан Эктон во время собеседования в Facebook дал амбициозный ответ на вопрос, почему именно его нужно взять на работу:
«Возможно, я и не лучший кандидат прямо сейчас, но если вы меня не возьмете, в течение следующих нескольких лет на свет появится новый Facebook».
Отвечаем на вопрос рекрутера: «Почему вы хотите работать у нас?»
Что на самом деле хотят услышать менеджеры по подбору персонала, задавая его соискателю, и как на него правильно ответить.
Отвечаем на вопрос рекрутера: «Почему вы хотите работать у нас?»
Как известно, собеседование чаще всего сводится к 15 стандартным вопросам. Некоторые из них менеджер по набору персонала может не задать вовсе. Но когда вы откликнулись на вакансию, вопрос «Почему вы хотите работать у нас?» прозвучит 100%. Если вы скажете то, что хочет услышать рекрутер, то значительно увеличите свои шансы получить желаемую должность.
Чтобы дать нужный, правдивый и тактичный ответ, предлагаем вам подготовиться заранее.
Для чего рекрутер задает данный вопрос
Менеджер по подбору персонала занимается поиском квалифицированного и мотивированного сотрудника, который будет трудиться лучше и дольше других кандидатов. Его задача выяснить, что вами движет при выборе места работы, почему вы выбрали именно эту компанию, а не другую.
Этим вопросом интервьюер хочет:
При этом учитывается, как быстро был дан ответ. В какой манере говорил соискатель — неуверенно, затрудняясь или легко, четко, с энтузиазмом.
NB! О том, почему вы хотите работать в той или иной компании, HR-менеджер может спросить по-разному.
Существуют такие вопросы-двойники:
Поэтому учитывайте эту особенность, и будьте готовы, что данный вопрос может задаваться в разном изложении.
Как не нужно отвечать
Универсального рецепта, как ответить на вопрос «Почему вы хотите работать в нашей компании?», не существует. Чтобы дать честный ответ, нужно готовиться к собеседованию в целом, изучать информацию о потенциальном месте работы, обдумывать, что вы как специалист можете ей дать. И быть честным самим с собой.
Но есть несколько формулировок, которых лучше избегать при ответе.
«Хочу к вам попасть, потому что я безработный. Мне нужна работа. Вы предлагаете хорошую зарплату. А еще ваш офис находится недалеко от моего дома».
«Похоже, ваша фирма очень крутая, было бы здорово получить здесь работу».
«У вашей компании хороший сайт, мне очень нравится логотип и цветовая гамма, в которой он оформлен. Дайте мне шанс стать частью вашего коллектива».
«Я не знаю. Я увидел вашу вакансию. Думаю, вы бы не давали объявление, если бы у вас не было свободных рабочих мест. Я бы попробовал поработать здесь. Может, перейдем к конкретике?».
Не говорите штампами, размыто, не льстите, не повторяйте слово в слово текст, написанный на корпоративном сайте.
Как лучше отвечать
Технология ответа, почему вы выбрали именно эту компанию для работы, достаточно проста:
1. Поговорите о потребностях потенциального работодателя, что вы можете для него сделать.
2. Выделите сильные стороны фирмы, покажите свои знания о ней и ее руководстве, продукции и услугах.
3. Поговорите о задачах, которые вам интересно решать на конкретной позиции, продемонстрируйте, как вы их сможете решить.
4. Проведите параллель между своими целями и целями компании, докажите, что они совпадают.
В общем, ваша задача — не говорить о том, чего хотите вы, а показать себя идеальным кандидатом, который сопоставляет свои навыки и качества с ценностями и потребностями компании. Попробуйте связать между собой собранную информацию о потенциальном работодателе со своим опытом и умениями, профессиональными целями.
Вот несколько примеров ответов, которые вы можете объединить, сократить или адаптировать под свой случай.
«За 7 лет работы ваша компания заслужила солидную репутацию на рынке (каком именно) и до сих пор удерживает лидерские позиции в этой отрасли. Это была бы большая честь для меня работать в фирме с такой интересной историей. Предлагаемая позиция идеально подходит для продолжения моей карьеры. Она удачно сочетает те сферы деятельности (перечислить какие), в которых у меня есть опыт работы. Это хорошая возможность применить свои навыки, поделиться опытом и принести пользу компании».
«Недавно я видел интервью вашего руководителя на канале H, в котором он рассказал, что компания в связи с расширением ассортимента выпускаемой продукции собирается осваивать новые рынки сбыта. У меня есть наработки в этой сфере, мне интересно данное направление, и я с радостью поделюсь опытом, как найти торговых партнеров в странах Азии».
«Я знаю, что миссия вашей компании — не только содействовать людям в поиске работы, но и помогать им учиться, развиваться, становиться лучше. Эти ценности близки мне, они пересекаются с моими внутренними убеждениями. Я буду рад присоединиться к вашей команде».
«Я наслышан о корпоративной культуре компании. Система мотивации и условия работы существенно отличаются от тех, с которыми мне довелось столкнуться ранее. Кроме того, вы предоставляете сотрудникам возможность повысить свою квалификацию, компенсируете расходы на обучение. Это дорогого стоит, особенно для специалиста, который хочет развиваться в своем направлении. А я хочу это делать».
«Я много лет пользуюсь такой-то услугой вашей компании. Мне нравится, потому что это быстро и удобно. Но у меня есть идея, как ее усовершенствовать. Готов обсудить этот проект в ближайшем будущем».
Как подготовить ответ
От того, сколько информации о компании у вас есть, зависит успех ответа на вопрос, почему вы ее выбрали. Заполучить необходимые данные помогут следующие инструменты исследования.
1. Определите акценты
Выберите темы, на которых вы хотите сделать акценты, отвечая на этот вопрос:
2. Используйте интернет
Сегодня без собственного сайта не обходится ни одна солидная фирма. Начните исследование именно с него. Изучите историю, миссию, корпоративные ценности компании; продукты или услуги; награды и достижения. Заочно познакомьтесь с руководством и коллективом — данный раздел добавляют на сайт все чаще.
Промониторьте социальные сети, возможно, компания присутствует в LinkedIn, Twitter, Facebook, YouTube или других сетях.
Еще больше информации вы найдете, используя поисковые системы.
3. Обратитесь к СМИ
Интернет интернетом, но традиционные средства массовой информации никто не отменял. Почитайте статьи о компании в прессе, посмотрите интервью или комментарии ее руководителя на телевидении. Не поленитесь полистать печатные издания, чтобы быть в курсе последних тенденций, которые происходят в отрасли, изучите конкурентов.
4. Подключите связи
Обратитесь к собственным деловым и личным контактам. Может быть, кто-то из ваших друзей работает в компании, на должность в которую вы метите, или знает людей, там работающих. Через социальные сети выявите нынешних сотрудников фирмы. Расспросите их о потенциальном месте работы. Но будьте осторожны с упоминанием их имен во время беседы с рекрутером.
Советуем отвечать на вопрос «Почему вы хотите работать у нас?» осмысленно и честно. Если вас привлекает заработная плата, то так и говорите. В этом нет ничего плохого. Однако помните, что ваша мотивация должна сопровождаться и другими порывами, например, желанием развиваться, стремлением усовершенствовать продукт или услугу.
Чтобы ни один вопрос на собеседовании не сбил вас с толку, подготовьтесь.
7 ответов на 7 вопросов рекрутеров на собеседовании
Однако сначала мы хотим предостеречь наших читателей: не всегда шаблонные ответы — это правильная тактика на собеседовании. Некоторые рекрутеры довольно прохладно относятся к социально желательным ответам и поэтому стремятся выбить соискателя из колеи и заставить его «говорить» с помощью неожиданных и нестандартных вопросов. Однако если вы претендуете на массовую линейную позицию, то абсолютное большинство рекрутеров положительно отнесутся к шаблонным ответам, ведь первоочередная задача в данном случае — проверка кандидата на адекватность. Итак, начнем.
«Расскажите о себе»
а) «Моя карьера началась, когда я учился на 2 (3, 4, 5) курсе университета» — если вы ушли работать по специальности. Далее перечислите названия компаний, в которых вы работали, кратко расскажите о своем функционале.
б) «Я закончил ____ университет по специальности ____. Моим первым местом работы стала компания ____». Далее повторяем пункт «а».
в) «За свою карьеру я успел поработать в компании _____, _____ и _____. Могу рассказать кратко о функционале, который я выполнял, или подробно остановиться на своей работе у последнего работодателя. Что вам было бы интереснее услышать?». Далее строите свою речь на основе предпочтений рекрутера.
Нельзя: рассказывать про личную жизнь, школу, хобби. Сконцентрируйтесь только на своем карьерном пути.
С осторожностью: рассказывать о непрофильном опыте работы. Говорить о нем можно лишь в том случае, если в ходе такой работы вы получили навыки и знания, которые пригодятся вам на желаемой должности.
Помните: внимательно вас слушают только первую минуту. Постарайтесь с самого начала зацепить рекрутера интересными фактами.
«Назовите ваши сильные стороны»
Называйте только те качества, которые пригодятся для выполнения задач. Например, программист может сказать, что он обладает аналитическим складом ума, силен в математике и пунктуален. Для бухгалтера сильными сторонами станут усидчивость, кропотливость в работе, здоровый перфекционизм.
Нельзя: рассказывать обо всех способностях, включая личные (например, виртуозное приготовление борща, развитые навыки пикапа).
С осторожностью: отвечать шаблонами («общительный, пунктуальный, ответственный»). Будьте готовы к тому, что вас могут спросить, например, почему вы такой «общительный», а в «Фейсбуке» у вас всего 20 друзей.
Помните: рекрутер наблюдает за вашей самооценкой — долгие рассказы о себе любимом будут выглядеть как акт самолюбования в глазах эйчара.
«Назовите ваши слабые стороны»
а) Назвать слабую сторону, которая не является критичной для выполнения вашей работы. Например, бухгалтер может сказать, что он плохо знает английский язык. Водитель может сказать, что он слабо владеет компьютером.
б) Стандартный ответ: «Я трудоголик и не замечаю, как летит время» или «Я страшный перфекционист».
Нельзя: рассказывать о действительных пробелах в вашей профессиональной подготовке. Кроме того, под запретом откровения на личные темы («Я люблю выпить», «Я слабохарактерный», «Я не пользуюсь успехом у противоположного пола»).
С осторожностью: слишком стандартный ответ легко идентифицируется рекрутером как заранее заученный. Чтобы сбить вас с толку и узнать правду, он может задать дополнительные вопросы: «В чем именно выражается ваш перфекционизм?», «Почему вы считаете это плохим качеством?».
Помните: все ваши негативные стороны должны так или иначе нести позитивный смысл, как бы нелогично это ни звучало. «К сожалению, мой английский не так хорош, как мне хотелось бы, однако я знаю об этой проблеме и в следующем месяце планирую записаться на языковые курсы». Так вы продемонстрируете, что можете признать свои минусы и предпринимаете определенные шаги для устранения проблемы.
«Расскажите о своих хобби»
Если у вас правда есть хобби, то назовите их. Достаточно назвать увлечение и рассказать коротко о результатах, которых вы добились (получение спортивного разряда, участие или победа в конкурсах и т. п.).
Нельзя: говорить о несуществующих хобби. Даже после первого вопроса по предмету вы можете продемонстрировать некомпетентность и попасться на лжи.
С осторожностью: рассказывать о неоднозначных или слишком неординарных хобби. Например, если вы ярый охотник, то это увлечение в компании, исповедующей «зеленые» и природоохранные принципы, вряд ли оценят. С другой стороны, возможно, вам и не стоит работать в компании, если вы не разделяете ее ценности.
Помните: не стоит долго и подробно рассказывать о своих хобби — может сложиться впечатление, что ваши личные увлечения стоят на первом месте, а работа — на втором. Если у вас нет увлечений, то можно рассказать о своих интересах (чтение литературы, прогулки по старым улицам, спорт).
«Расскажите о своих достижениях»
Ответ:
«На своем последнем месте работы я сумел увеличить прибыль/достичь показателей/завершить проект». Любые высказывания должны быть подкреплены фактами и цифрами (увеличил прибыль на столько-то процентов; достиг максимальных показателей роста по сравнению с предыдущим годом; проект получил одобрение у заказчиков и был успешно реализован).
Если в вашей работе не было сколь-нибудь значимых достижений, то расскажите рекрутеру о навыках и знаниях, которые вы получили на этой работе.
Нельзя: рассказывать о личных достижениях (выловил самую большую рыбу, воспитал сына-отличника).
С осторожностью: рассказывать о достижениях, не превращая их в личный подвиг. Расскажите, как повлияли другие участники коллектива на ваш успех, не умаляя их значимости.
Помните: любое достижение может быть проверено с помощью нескольких дополнительных вопросов. Вас могут попросить назвать инструменты и техники, благодаря которым вы добились блестящего результата, а также поразмышлять на тему, почему, как вы считаете, именно у вас получилось то, что не получалось у других.
«Почему вы считаете, что именно вы лучше других кандидатов на это место?»
«На мой взгляд, мои компетенции максимально точно соответствуют требованиям, предъявляемым к данной вакансии. В частности. (далее перечисление ваших сильных качеств)». Данный вопрос перекликается с вопросом о ваших достижениях и с пониманием бизнеса компании.
Нельзя: унижать или негативно отзываться о предыдущих кандидатах. Не сравнивайте себя с ними: сделайте упор на том, что вы идеально подходите на эту должность.
С осторожностью: рассказывайте о своих достоинствах в рамках данной конкретной вакансии. Очень легко перешагнуть границу, после которой заканчивается эффективная самопрезентация и начинается бахвальство.
Помните: чем выше должность, на которую вы претендуете, тем большими знаниями об устройстве и работе компании нужно обладать. В ответе на этот вопрос вы должны широкими мазками нарисовать своего рода картину рекрутеру под названием «Как изменится работа компании после вашего прихода».
«К кому я могу обратиться за рекомендациями по вашей кандидатуре?»
Перед поиском работы у вас уже должен быть готов список контактов ваших рекомендателей. Сюда могут войти как непосредственные начальники, так и руководители смежных подразделений, с которыми вы тесно сотрудничали. По возможности можно добавить контакты руководителей с предыдущих мест работы. К ним, скорее всего, обращаться никто не будет, но рекрутер будет знать, что и с предыдущим работодателем вы разошлись в добрых отношениях.
Нельзя: отвечать «Ни к кому». Это равносильно ответу «За все время моей работы в нескольких компаниях не нашлось ни одного человека, который бы сказал, что я хорошо тружусь».
С осторожностью: можно указывать в качестве рекомендателя бизнес-партнеров и клиентов при условии, что вы заранее обговорили с ними этот вопрос. Будет неловко, если при произнесении вашей фамилии работодатель услышит на другом конце провода вопрос «А кто это?».
Помните: чем выше должность, на которую вы претендуете, тем выше шанс, что рекрутер обратится за рекомендациями по вашей кандидатуре. Поэтому в списке рекомендателей должны быть только проверенные люди, которые с уверенностью дадут вам положительную характеристику.
Конечно же, на этом список популярных вопросов на собеседовании не заканчивается. Ответы на другие вопросы рекрутеров будут опубликованы в следующих материалах. Кстати, в комментариях вы можете рассказать, на какие вопросы рекрутеров вы не знаете, что ответить.