Как подготовить команду к игре что где когда

Развлечения для интеллектуалов: играем во «Что? Где? Когда?» — как?

Мы тут как-то рассказывали, как ребята из Veeam Software решили выяснить, «кто на свете всех умнее», собрали команду по «Что? Где? Когда?» и пошли соревноваться с другими айтишниками (и не только), и даже победили, и даже не один раз. С тех пор много чего поменялось на этом самом свете: в Рио прошли Олимпийские Игры, в Питере, кажется, достроили стадион, а Veeam стал бэкапить не только виртуалки, но и физические машины.

Но сегодня не об этом, а о том, как можно самим провести турнир по «Что? Где? Когда?» у себя в компании, какая польза от этого сборной команде, и как удивительно в результате может повернуться карьера участника.

Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда

Сам себе event-менеджер

Вообще-то народ в наших офисах много во что играет: есть специально отведенные комнаты для кикера и настольного тенниса, кто-то предпочитает шахматы и шашки, есть и любители настолок. Но мы решили замахнуться на более массовую игру. Ведь сборной по ЧГК были нужны свежие силы в связи с отъездом некоторых игроков в Чехию, к тому же все больше новичков, рассказывая на собеседованиях о своих увлечениях, называли в том числе и интеллектуальный спорт. В общем, мы подумали и сели организовывать Кубок Veeam по интеллектуальным играм.

Сразу оговорюсь, что профессиональных event-менеджеров среди нас не было, поэтому к этой задаче мы подошли, можно сказать, по-инженерному: смотрим, как это работает – вычленяем составляющие – собираем у себя из идентичных деталей, при необходимости «обрабатываем напильником», то есть адаптируем под себя.

Итак, где-то смотрим, как происходит оффлайн-игра для аудитории из нескольких команд. Фиксируем, какие ресурсы задействованы и какие процессы происходят. Прикидываем, какие подготовительные действия понадобятся, и кто в нашей компании за что отвечает (закупки, оформление документов, массовые рассылки и прочее). Сводим все воедино и получаем «раскладку» по мероприятию. Ниже коротко о ключевых моментах.

Пункт 1. Помещение: Если у вас набирается не очень много народа, то есть человек 30 (это 5 команд), то можно поиграть и в офисе — в учебной аудитории, в большой переговорке, в столовой и т.п. У нас же в этом году с обеих питерских площадок набралось 13 команд, а это больше 70 человек, представители почти всех отделов. Поэтому мы озадачились арендой просторного помещения и организацией кофе-брейка. Довольно быстро нашли подходящий конференц-зал в гостинице неподалеку от обоих офисов. По идее, можно договориться об аренде в ДК, в Доме детского творчества, да просто в кафе (в первый раз мы так и делали – арендовали помещение кафетерия в нашем БЦ).

Важно! Зал и оборудование обязательно предварительно протестировать и предусмотреть бытовые мелочи – например, чтобы в критический момент у микрофона не сели батарейки, а жюри было куда поставить ноутбук для работы с турнирной таблицей.

Пункт 2. Редактор вопросов и ведущий: Следующая важная вещь – подбор пакета вопросов, то есть работа редактора, и роль ведущего. Тут мы пользуемся своими знакомствами в служебных целях и – ура! — как и год назад, в роли редактора пакета вопросов и ведущего выступает человек и пароход педагог Михаил Игоревич Скипский!

Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда

Ставка на звездного ведущего в нашем случае себя полностью оправдывает:

Даша Аксенова, координатор проекта в одном из офисов, секретарь: Я в детстве смотрела игру «Что? Где? Когда?» по телевизору, и у меня была мечта отправить туда вопрос. Позже, во время учебы в школе у меня уже был опыт игры: мы выступали со школьной командой «Коржи» на городских и областных турнирах по «Брейн-рингу» и даже занимали призовые места.
Когда я узнала, что в нашей компании проводится такая корпоративная игра, то очень обрадовалась и заинтересовалась, а когда выяснилось, что ведущим будет Михаил Скипский, для меня это было просто невероятно! Я же его игры смотрела по телевизору, мне очень нравилась и нравится их команда, я всегда за них болею. А тут я поняла, что увижу его прямо лицом к лицу, и он будет ведущим – конечно, я была в восторге!

Если же кто-то хочет поработать редактором самостоятельно, то база вопросов вам в помощь. Можно придумывать свои собственные вопросы, но это дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Пункт 3. Процедурные моменты
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Обязательно разработайте и выложите в общий доступ Регламент турнира! Можно почитать, как его пишут другие, и что-то взять за основу. Непременно решите, кто будет следить за его выполнением. Возможно, вам понадобится жюри из нескольких человек (желательно опытных игроков).

Ура, наконец-то закончена беготня с бумажками, согласование бюджета, закупка призов и печать бланков, можно выдвигаться на игру!

Полезно: Заранее отправьте участникам напоминалку о времени и месте турнира, можно с картой и фоткой street view. При необходимости обеспечьте навигацию на месте – напечатайте бумажные таблички со стрелками, куда идти, или поставьте живого навигатора, который будет направлять гостей.

Итак, все расселись, отгремели знакомые звуки увертюры Рихарда Штрауса, и началась разминочная «Матрица» (аналог «Своей игры»). В результате разминки мы с коллегами узнали, что такое термин «свежий ветер», какое прозвище носит футбольная команда «Глазго Рейнджерс», и много других занимательных фактов.

Основной же турнир включал в себя 2 тура по 12 вопросов разной степени сложности. Вот мнения участников.

В этот раз вопросы были труднее, чем на Первом Кубке год назад?

Женя Иванов, специалист службы техподдержки, регион Италия: Хорошо, что минимум было взято 13 вопросов. Такие команды придут и в следующий раз. В прошлый раз были команды, которые взяли совсем чуть-чуть, и вот такие скорее всего уже не пришли.

Ольга Слюсаренко, технический писатель: Да, возможно, дело и в этом. В прошлый раз было больше команд, и на мой взгляд, не все были оптимально готовы к тому, что нужно будет реально сконцентрироваться, быстро думать, искать решение, и не только для простых вопросов. Может, кто-то из-за результата расстроился. Хотя ребята, которые год назад заняли 3 место, сразу же заявили, что в следующий раз возьмут реванш! То есть это их, наоборот, мотивировало. В этот раз победители взяли 21 вопрос из 24, это очень хороший результат.

Денис Руденко, капитан сборной Veeam, руководитель департамента QA: По-моему, в этот раз многие вопросы были слишком лёгкие. Может, даже, в следующий раз лучше вообще «сборников» не звать за стол. Дать другим игрокам, командам подумать, побороться. А «сборников» отправить, например, в жюри.

Сложно ли было организовать турнир у себя в компании?

Ольга: У меня уже был опыт организации Кубка в прошлом году, тогда да, все было впервые, много неочевидных для меня вещей, но мы справились… А потом люди постоянно спрашивали – когда же будет следующая игра? Получилось ровно через год. В этот раз уже все было куда проще. Хотя… пришлось заводить все договоры в систему 1С – вот работа с 1С стала для меня самой большой трудностью.

Даша: Да, было немножко тревожно, вдруг что что-то не привезут, что-то не успеем сделать, была небольшая спешка и волнение перед таким большим событием, вдруг что-то пойдет не так… Но все равно я была очень рада принимать участие не только в качестве игрока, но и в качестве организатора.

Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда

Денис: Мы же хорошее дело делаем для популяризации игры. Может, кто-то дальше увлечется, будет ходить на тренировки, игры. Это мотивирует.

Чем тебе запомнился Кубок Veeam-2017?

Даша: Наверное, атмосферой – это не было какое-то нервное напряжение у каждой команды, а была такая дружеская атмосфера. Еще запомнились, наверное, смешные версии ответов – например, был такой вопрос:«Пустынная улитка период с мая по октябрь проводит в НЕЙ. Назовите ЕЁ». Одна из команд ответила, что «улитка в коме». (У меня был вариант, что она в осенней депрессии (когда спит)), но мы не выбрали эту версию.)

Смех был по-настоящему искренний, добрый, от радости участия. Я думаю, что все прошло очень здорово, и зал мне очень понравился, красивое оформление, и организация, и кофе-брейк. Конечно, ведущий Михаил Скипский, и подарки, призы.

Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда

Кто «на новенького» в сборной?

В сборных же Veeam, выступающих в клубе «60 секунд», за эти 2 года появились новые игроки, добавившие красок игре команды.

Как вы попали в сборную Veeam?

Кирилл Стецко, специалист службы техподдержки, регион Испания: У нас при приеме на работу просят заполнить анкету, там есть вопрос про увлечения, я написал, что играю в ЧГК. Потом ко мне Дима подошел, пригласил на игру.

Костя Ляпцев, инженер отдела тестирования: Вообще-то я очень давно играю в «Мафию», можно сказать, стоял у истоков питерского сообщества. А в ЧГК тоже стало интересно себя попробовать, и я отправил заявку сначала на участие во внутреннем турнире-2016. Мы проводили тренировки, хорошо выступили — заняли 1 место. Наверное, мне удалось неплохо себя проявить, и меня пригласили сыграть за сборную. Сначала я играл за Veeam-2 в Корпоративной Лиге клуба «60 секунд», теперь уже вызываюсь и на игры в Лиге Чемпионов.

Женя Иванов: Изначально я работал в команде renewals (продление лицензий), но мечтал о работе в отделе технической поддержки. Тогда команды по ЧГК только создавались, игроков было немного. Я играл за Veeam-2 в Корпоративной Лиге, и мы с коллегой приезжали на совместные тренировки к ребятам в «Кондратьевский» (на этой площадке находятся R&D, QA и TechSupport). Там познакомился с парнями из саппорта, потом с их тим-лидом общался. Конечно, параллельно я серьезно готовился, ведь хотя навык общения с клиентами у меня уже был, нужно же было еще хорошее понимание технических вопросов. И вот менеджеры дали добро, и я наконец перешёл в саппорт на должность джуниор инженера! То есть, можно сказать, игра в ЧГК помогла мне осуществить свою мечту. Сейчас я играю уже за первую сборную, да и на работе дорос до сеньора, так что это получилась прямо-таки Success Story :).

Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда

За эти 2 года вы шагнули вперед и вверх по карьерной лестнице, у вас появились новые обязанности, новый уровень ответственности. Как вам удается находить время и возможность играть?

Дима Мордберг, тим-лид команды техподдержки, регион Франция: У меня зашедуленная активность в календаре. Никто не может поставить мне совещание на это время:).

Денис: У меня сейчас так – работа «съест» всё время, которое я на нее выделю. То есть вопрос в том, чтобы выделить столько, сколько нужно, на необходимое, самое главное, самое важное. И у меня дети еще маленькие, так что свободного времени в целом немного, и ты в какие-то его остатки пытаешься втиснуть что-то — вот ЧГК еще пока втискивается.

Женя: Скажу так: до перехода в саппорт я думал, что я много работаю. Теперь я понимаю, что все эти предыдущие годы я, можно сказать, отдыхал! Потому что жизнь джуниор саппорт инженера реально была тяжела. Вот Дима, например, отлично помнит, как он заходил за мной, а я на каком-нибудь вебексе досиживал последние минуты, просил: «Дима, пожалуйста, еще 5 минут!» И тут он мне помогал с рабочими вещами, чтобы я мог освободиться вовремя и пойти на игру. А сейчас у меня уже и опыт появился, и тайм-менеджмент лучше стал, ну и обязанности теперь более разнообразные – это и обучение новичков, и написание всяких статей, так что непосредственно работа с клиентами занимает, наверное, примерно треть времени. Так что в целом стало, наоборот, легче.

Часть сотрудников переехала в Чехию и теперь играет там. Некоторые из вас в скором времени тоже сменят питерский офис на пражский. Как вы видите свое игроцкое будущее на новом месте?

Денис: Наверное, надо пытаться на другой уровень постепенно выбираться. У меня идея — надо найти там команды из спортивного ЧГК (их там пока немного, 2-3), либо свою попробовать организовать и играть самим. Так что надо продолжать читать, тренироваться. И кто-то ведь планирует возвращаться в Питер, а там уже будет новая страница, новые команды, новое будущее…

А что скажет уже «бывалый пражанин»? Что общего и чем различаются питерский и пражский ЧГК?

Ян Димант, инженер отдела тестирования: Здесь, в Чехии, есть 2 или 3 команды, играющие в спортивное ЧГК, а в Праге проходят игры «Открытой Лиги» клуба «60 секунд». В ее весенней серии приняли участие 26 команд. Отличие от питерских игр в том, что в команде может быть до 8 игроков. И, конечно, здесь отличное чешское пиво, которое прекрасно идет в перерывах между турами и после игры.

Игра традиционно начинается с «Матрицы», затем 3 тура ЧГК, по 10 вопросов. Для кого-то, может, и слишком просто, но мне в самый раз. Наша команда называется «Veeam_Software_cz», в целом играем достаточно неплохо – в весенней серии поучаствовали в 5 играх, из которых в 2 поделили первое место. Вот один из «призовых подиумов» нашего маленького, но гордого филиала:

Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда

Очень надеюсь, что с приездом еще ребят из Питера наш состав станет стабильным, а победы – регулярными.

«Нет места, кроме первого!»

В начале марта в рамках чемпионата IT Challenge (спартакиады «по всякой всячине» среди IT-компаний Питера) прошла игра «IT Brain Battle». Естественно, на нее заявилась и сборная Veeam. Вообще у нашей команды непростые отношения с этим турниром: в первый год его проведения опоздали с заявкой, затем остались за чертой призеров, хотя и показали неплохой результат. В этом сезоне очень хотелось реабилитироваться.

За стол в конференц-зале гостиницы «Азимут» сборная садилась в полном составе и с очень серьёзным настроем.

Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда

Как оказалось, это не всегда было кстати — ведь пакет вопросов, как предупредил сам ведущий, все тот же Михаил Скипский, «был проверен на детях», и делать ставку на мудрёные ответы не было надобности. В итоге до «золота» нашим знатокам не хватило всего 2 баллов. Капитан был расстроен, да и все остальные на себе прочувствовали, что значит остановиться в шаге от победы. Второе место, даже при наличии вкусных призов, цветочков и медалек – совсем не то, что первое. Поэтому на фоточках мы не очень-то весело выглядим:

Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда

Но рефлексировать было особо некогда – ведь в начале мая сборная должна была участвовать в Чемпионате Мира среди любительских команд. Времени для тренировок вне работы становилось все меньше, так что пришлось набирать форму через игры.

И вот мы в игровом зале, где за час до того проходили поединки Чемпионата России по спортивному ЧГК – а там играли все сильнейшие команды страны.

Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда

Но и среди «любителей» то и дело мелькают известные лица: вот команда Елены Потаниной «Маршак Начеку», а вот и сборная клуба «60 секунд» под предводительством его президента Леонида Эдлина. Вот представители Казахстана, Латвии, Израиля, Швеции — всего 46 команд, более 270 участников. Вёл турнир Магистр ТВ-клуба «Что? Где? Когда?» Максим Поташев, он же был редактором одного из туров.

В ходе двух дней чемпионата было сыграно 6 туров по 12 вопросов, причем во двух из них Veeam набрал наибольшее число очков. (Фото по качеству, конечно, плохое — зато оно хорошо передает настроение парней после выигранного тура.)

Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда

К сожалению, не совсем удачная игра в первом туре оставила команду за чертой призеров. В итоге ребята в зеленых футболках, набрав 48 баллов, заняли 9е место в общем зачете и 4е – в корпоративном.

Наверное, войти в десятку лучших команд ЧМ – неплохой результат?

Кирилл: У меня немного странные впечатления от турнира — я думал, там не наш уровень, нам будет сложно, а оказалось, что там можно и нужно побеждать.То есть мы вроде бы в целом нормально играли, но первый тур, например, «слили» — причем непонятно, из-за чего.

Денис: Мы, можно сказать, остановились в шаге от третьего общего места и от первого в корпоративном зачете, всего 3 баллов не хватило. Там чисто на моих неправильных выборах можно было больше набрать. Две команды были чуть сильнее — и всё. А мысли «не наш уровень» по дефолту — не совсем правильные. Уровень ведь и мыслями тоже определяется. Вполне реально было третье место занять. И сыграли моментами просто хорошо, а в сумме да, получилось средне.

Какие, по-твоему, есть резервы у знатоков, чтобы расти?

Денис: Один из резервов, чтобы выигрывать – нужно не стесняться озвучивать версии. Перед игрой я регулярно напоминаю: говорите версии, а если вас не услышали, то повторяйте. Не стараться «донести» свою версию – это ошибочное поведение игрока, но мы стараемся над этим работать, исправляться.

Даша: Перед турниром мы с моей командой собирались на небольшие тренировки, которые организовывали сами. Было бы интересно и полезно организовать общие тренировки для нескольких команд, с рассказом, какие роли могут быть в команде, какого плана могут быть вопросы… Можно сделать скайп-колл или собрать брошюру с полезными советами, сделать тренировки регулярными – вот это было бы очень здорово!

Вместо послесловия

Вот пост на Хабре о том, с чего все это начиналось. Рассказ о Кубке Veeam в корпоративном паблике. И, само собой, благодарности и респекты:

Источник

Принципы формирования команды в «Что? Где? Когда?»

Общие положения
«В начале было слово. «
Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда
На каждом фестивале подходят к нам ребята поговорить «за жизнь». Любой разговор, в конечном счёте, сворачивает на турнирное положение команд и состояние дел в команде. Но когда начинаешь спрашивать о целях игры, профессиональном составе, победительности и прочих вещах, для нас элементарных, обнаруживаешь «tabula rasa». Приходится долго рассказывать о принципах построения команд, правилах поведения в команде (с анализом, примерами и т.п.). Эта статья появилась потому, что я устал на каждом турнире рассказывать одно и то же.
Теперь беседа будет начинаться после чтения этой статьи.
Эти принципы — не мои. Фамилия вверху, над заголовком, лишь в малой степени может считаться фамилией автора, скорее собирателя и систематизатора. Десятки людей, с которыми я разговаривал, высказывали мне свои соображения о принципах формирования команд, случаях, подтверждающих или опровергающих (как им казалось) некоторые из них. К сожалению, эти принципы не выдуманы. Опыт тех, кто создавал, тренировал, или участвовал в командах, достигавших высоких результатов, показывает, что существуют объективные законы природы (человеческой, нарушение которых. Тот, кто по неведению или глупости делает это — потом долго удивляется, глядя на результат).
Нельзя сказать чтобы эти законы выполнялись на 100% наглядно, так сказать E=mc 2 , они, как и все законы психологии, очень сложны, с массой привходящих обстоятельств, но, тем не менее, они выполняются в большинстве случаев с поразительной точностью, а в тех случаях, когда кажется — они не работают, при более тщательном рассмотрении находятся следы тех самых привходящих.
Я сознательно выбрал тон наукообразной статьи. Он позволяет не растекаться «мыслью по древу», а сформулировать «кратенько сущность», что мне удобней, а заодно и послужит примером к одному из принципов. Кстати, хотя у меня есть масса примеров из других областей, приводить буду из жизни команд ЧГК, благо для них написано (но большинство примеров из жизни других команд — в частных беседах, т.к. это моё мнение, и оно не бесспорно, а обижать игроков других команд не входит в мои планы. Свои же давно привыкли).
P.S. 1997 г.: Как оказалось, свои тоже не привыкли, очень обижаются, и попытки иллюстрировать статью примерами из жизни нашей команды, стоили мне очень многого.

«Трамвай» или «самолёт»
Два этих слова обозначают два различных подхода к составу, т.е. переменен он или постоянен. Хотелось бы отметить, что под «трамваем» подразумевается команда, в составе которой 7–9 игроков, и от турнира к турниру состав играющей шестёрки у которой меняется. Если же команда от турнира к турниру выгоняет одних игроков и набирает новых, то речь уже идёт не о «трамвае», а о «поезде», поскольку эти игроки в этой команде вряд ли встретятся когда-нибудь ещё.
Либо игроки, как в трамвае, входят в команду и выходят из неё (на разных остановках), либо как в самолёте: взлетели — и одним составом до конца. Лично я придерживаюсь «самолёта» — приятно думать, что ты незаменим. Человек в такой ситуации чувствует себя уверенно, играет раскованно, «подводных течений» в команде заметно меньше.
С другой стороны есть резон и у «трамвая»: нет расслабухи у игроков, подпирают запасные, полный состав на всех турнирах (но разборки — кому сегодня играть. ). Думайте, ребята, думайте — есть выбор, ну а мы свой выбор сделали, и наш «самолёт» пока в полёте.
P.S. 1997 г.: Оказалось, что с «самолёта», даже для улучшения результата (а его, в случае с нашей командой, не случилось), нельзя ссадить полкоманды, можно только поломать «самолёт». И хотя мы его потом склеили, так высоко, как раньше, нам уже не взлететь.

Снимаем видеоклип
P.S. 1997 г.: Формулировку этого принципа придумал я. И в осуществлении его принимал активное участие, за что и страдаю, но не раскаиваюсь.
Согласно этому принципу организация ответа на вопрос похожа на съёмку видеоклипа. Есть режиссёр, сценарист, оператор, осветитель (и т.д.), и наконец, актёры. За одну минуту (а в брейне и раньше) эта слаженная группа должна снять видеоклип на тему: «Правильный ответ на заданный вопрос». Для этого каждый должен делать свою работу, причём, желательно, делать её хорошо. Конечно, каждый хочет выглядеть красиво, быть на виду у всех, но каждый игрок должен сделать для себя выбор: он хочет быть звездой в команде, или играть в команде-звезде. Конечно, в команде-звезде есть свои звёзды, но в данном случае (я говорю о нашей команде) у нас есть чёткий договор: каждый делает свою работу (ту, которую он делает лучше других).
P.S. 1997 г.: Главное — не забывать, что такой договор есть, и не подумать всерьёз, что одна, какая-нибудь профессия, может сделать всё сама.
Чёткие формулировки Бориса Бурды не позволяют ведущим придираться к ответу. Он спикер команды, большая часть ответов (итог работы всей команды) его. Кроме того, это ещё мини-спектакль, сыгранный талантливым актёром. Медленная речь и поглаживание бороды Вассерманом и «красивая женщина с железной логикой» Ирина Морозовская позволяют команде прикрыть

99% ответов. Виктор Мороховский чаще всего говорит слова: «Отвечает. » и далее идёт фамилия. Я и Татьяна Богатырёва отвечаем в случаях, когда совсем «аут», когда знаем только мы и кнопка брейна уже нажата. Главное — результат, а славой мы всегда сочтёмся.
P.S. 1997 г.: Если.
Выбор, который каждый игрок должен сделать для себя, должен быть осознанным. Ведь придётся личное самолюбие спрятать в задний карман, выслушивать от зрителей вопросы типа: «А что делают в команде эти. ну. кроме Бурды?» И молча делать дело.
P.S. 1997 г.: С ним, или без него.

Postscriptum
Кроме того, что было сказано выше, есть ещё наука соционика, которая расскажет о психологической направленности человека и совместимости разных типов людей, методы психологических тренировок, тесты и многое другое. Не будьте слепыми, стройте осознанно свои команды, разбирайте свои ошибки, и может быть, эти принципы вам помогут. Удачи вам!

Источник

Как подготовить команду к игре что где когда

Подготовка к турнирам по интеллектуальным играм

Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда

Методика проведения первых тренировок

Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда

Как правило, тренировочный сезон совпадает с учебным годом: начинается во второй половине сентября и заканчивается в середине мая следующего года. Таким образом, получается (с учетом каникул) около 35—40 занятий. Обычно занятие длится 1,5—2 часа, без перерыва.

В группу пришли новички, и тренеру необходимо познакомиться с каждым из них, оценить уровень подготовки, коммуникабельность, лидерские способности, раскованность, быстроту реакции и т. п. Кроме того, дети в тренировочную группу обычно приходят из разных школ — по 2-3 человека, часто даже незнакомых друг с другом. Поэтому на первых трех-четырех занятиях надо снять с детей напряженность, постараться втянуть в игровые мероприятия, «разговорить» каждого, порой даже «вытягивая» из него или нее ответ на свой вопрос или задание.

Для более быстрого знакомства тренера с детьми и детей между собой очень полезно на первых занятиях использовать карточки с именами, прикрепленные к груди детей. Обычно хватает одного-двух занятий, чтобы дети запомнили имена своих партнеров.

Итак, группа собрана, и надо сразу же так заинтересовать всех, чтобы на каждое следующее занятие они приходили как на праздник, обсуждали его в классе и еще спрашивали разрешения привести на очередное занятие своих друзей.

Ниже мы приводим примерную методику проведения тренировок в начале сезона, принципы формирования команды и методику тренировки на вопросы «Что? Где? Когда?» и «Брэйн ринга».

Тренер рассаживает детей полукругом перед собой или за круглым столом, представляется, опрашивает детей и записывает их данные (имя, фамилия, класс, школа, ФИО директора школы, домашний телефон, день рождения). Так происходит первое знакомство. После этого тренер предлагает поиграть в самые простые игры, например в «Контакт», объясняет правила и начинает игру.

Правила очень просты: ведущий загадывает слово и называет первую букву, например «П»; дети должны задавать ему вопросы, в которых описывается какое-либо существительное. Ведущий должен его назвать в течение 15 секунд. Если он не может это сделать, то сообщает играющим очередную букву загаданного слова.

Вопрос. Это насекомое?

Ответ. Это не ПЧЕЛА.

В. Это то, что часто используют женщины?

В. Это снегопад с сильным ветром?

В. Это термин, который использовали американцы по отношению к первопроходцам?

Ответа нет (правильный ответ — пионеры, ведущий сообщает вторую букву загаданного слова, например «ПА»).

В. Это млекопитающее?

В. Это геометрическое тело?

О. Это не ПАРАЛЛЕЛОГРАММ…

Игра заканчивается тогда, когда кто-то из играющих сформулирует свой вопрос так, что ответом однозначно является загаданное слово. После этого отгадавший становится ведущим и игра продолжается.

Эта игра стимулирует детей давать правильные формулировки, толкующие множество понятий. В процессе игры тренер ненавязчиво исправляет грамматические и стилистические ошибки.

Игру надо проводить в достаточно быстром темпе и на первом этапе загадывать самому и предлагать детям загадывать простые, широко известные понятия. (Со временем игру «Контакт» можно проводить в более сложном варианте, когда задавший вопрос должен получить подтверждение от одного из играющих, что тот понял, что именно спрашивает первый игрок. В этом случае второй игрок говорит слово «контакт», и ведущему надо за 15 секунд найти ответ. Без слова «контакт» ведущий может не отвечать на такой вопрос. Если ведущий не сможет найти ответ на вопрос, то второй игрок должен назвать то слово, которое он «сконтактировал», а первый игрок — подтвердить, что именно это слово он хотел услышать от ведущего. Этим стимулируется взаимопонимание детей, четкость в определениях, быстрота реакции и т. п.) Таким образом, тренер может оценить игровые и интеллектуальные возможности игроков, особенности характера — раскованность, застенчивость, лидерские качества, словарный запас, грамотность и т. п. Желательно задействовать в качестве ведущего как можно больше детей.

После этого без всякого перерыва надо перейти к какой-либо другой массовой игре (никакого разбиения на команды по 6 человек пока нет), например «Аукцион».

Суть этой игры также чрезвычайно проста: нужно называть некие понятия до тех пор, пока никто из присутствующих не сможет привести понятие из заданного ряда до момента, пока ведущий досчитает до трех. Побеждает тот, кто называет последнее понятие, как и в настоящем аукционе. Здесь можно использовать практически любую тему: столицы любого континента или всего мира, города или имена на одну букву, названия цветов, станции метро (в основном для москвичей или петербуржцев), названия кинофильмов, в которых встречаются числа и многое-многое другое. (В этом конкурсе можно разбить детей на несколько групп, которые должны будут работать как единое целое). Такая игра вызывает ажиотаж даже у самых тихих и скромных детей.

Основная задача тренера на первых занятиях — «завести» детей, заставить их активно участвовать в игре и одновременно дать им понять, что никто не будет их ругать, наказывать или жестоко высмеивать за неправильный ответ. Необходимо установить атмосферу праздника, когда нормой считается беззлобное подтрунивание тренера над забавным ответом, над не очень удачной шуткой, жестом и т. п. В свою очередь тренер должен адекватно относиться к шуткам и подтруниванию в свой адрес со стороны детей. Никаких обид, изгнания с занятия, оргвыводов и т. п. Однако сразу необходимо установить и держать дистанцию, чтобы дети не переходили грань допустимого.

На первом занятии надо как можно интенсивнее задействовать детей во всевозможных, очень простых конкурсах.

После «Аукциона» можно поиграть в «Персонажей»,

когда ведущий, загадавший персонажа литературного произведения, песни, мультфильма и т. п., отвечает на наводящие вопросы играющих только двумя словами: «да» и «нет».

Например, ведущий загадал персонаж мультфильма крокодила Гену и отвечает на вопросы с позиции своего героя. Тогда игра может пойти следующим образом.

В. Подобные ему есть?

В. Он может говорить?

В. У него есть друзья?

В. Он с Чебурашкой знаком?

Игра закончена. Следует предложить тому, кто отгадал, самому загадать какого-либо персонажа. Очень часто многие дети отнекиваются и кивают на более активных товарищей. В этом случае необходимо мягко настоять на своем и попросить ребенка стать ведущим. Если же отказ выражен в категорической форме, дальнейший нажим может привести к тому, что ребенок окончательно замкнется, следует выбрать другого ведущего, а «отказника» попросить к следующему разу продумать, какого персонажа он загадает. Как и в предыдущих конкурсах, на первых порах стоит выбирать общеизвестных персонажей, постепенно усложняя задания. (Однажды на тренировке один молодой человек 14 лет загадал ту самую денежку, которую нашла Муха-Цокотуха, а другой — на год моложе — пулю, которую выпустил по картине герой пушкинского «Выстрела» Сильвио!).

Основная задача этой игры состоит в том, чтобы приучить детей идти кратчайшим путем к цели — отгадать загаданное. Постепенно отпадают вопросы типа «кто ты?», «как тебя зовут?» и т. п. Метод последовательных приближений приучает игроков продумывать задаваемые ведущему вопросы, минимизировать их количество и время, затрачиваемое на разгадку. Во время игры ведущий не должен допускать «хоровых» вопросов, должен отслеживать повторы, каждый раз призывая играющих не только обдумывать свой вопрос, но и следить за ходом обсуждения.

Тренировку необходимо закончить на максимально высокой ноте, когда аудитория «завелась» иактивно участвует в игре. Когда тренер предлагает закончить занятие, как правило, следуют громкие протесты — «еще»! Тогда следует задать еще один-два вопроса и перейти к резюме: похвалить наиболее отличившихся на занятии, сказать добрые слова в адрес практически каждого ребенка, напомнить, когда состоится следующее занятие.

Очень рекомендуется наиболее ответственного, наваш взгляд, ребенка назначить «связным» — у него должен быть ваш номер телефона и возможности связи с остальными детьми. Обычно следует договориться с ним о контрольном телефонном звонке накануне тренировки, чтобы в случае болезни или форс-мажорных обстоятельств он предупредил группу об отмене очередной тренировки.

Следующее занятие начинается с «мозговой разминки»: в быстром темпе проводятсяигры, описанные выше, — «Контакт», «Аукцион», «Персонажи».

Такая разминка длится примерно 40-45 минут, после чего всей группе задают 10—12 достаточно простых вопросов, призывая всех включиться в обсуждение. В общем гвалте или тишине, если вопрос оказался сложен, тренер может выделить для себя потенциальных лидеров будущих команд. По истечении отпущенного времени (обычно 2—3 минуты) необходимо спросить, кто будет отвечать. Здесь начинается самое любопытное: большинство из-за боязни показаться смешными в глазах группы будут указывать на того или тех, кто проявил хоть какую-то активность во время обсуждения. Последние либо начинают отнекиваться, либо сразу отвечают. Причем при любой заминке вся группа начинает подсказывать. Тренеру необходимо сразу же пресечь этот процесс и разговаривать только с отвечающим, задавая уточняющие, наводящие и даже сбивающие вопросы — вам необходимо «разговорить» ребенка, «выудить» из него всю информацию, которой он располагает. Но делать это надо в очень дружелюбной форме, с легкой иронией, так, чтобы ребенку очень захотелось рассказать вам все, что он знает на эту тему.

После этого опять проводится общая развлекательная игра, например «Города» — вся группа против тренера: дети и тренер по очереди называют города Земли или какого-то континента, причем следующий город должен начинаться с той буквы, которой закончился предыдущий. Например: МосквА—АрхангельсК-КостромА—Антверпен… В этой игре также очень ярко выявляются те дети, которые станут формальными или неформальными лидерами новых команд.

В оставшиеся 30—40 минут тренировки тренер предлагает разбиться на команды по 5—6 человек (обычно в группе одновременно занимаются 14—18 детей). Перед началом игры тренер спрашивает у команды, кто будет капитаном, предупреждая, что именно капитан выбирает отвечающего или отвечает сам. Если с выбором капитана возникают сложности, тренер сам предлагает кому-то попробовать себя в роли капитана.

После выбора капитанов тренер объясняет их игровые обязанности и права:

капитан ведет обсуждение, отслеживает все высказываемые игроками версии;

капитан назначает отвечающего, причем обязан знать, что тот будет отвечать;

если команда не находит ответа, капитан отвечает сам;

капитан следит за временем и за 5—10 секунд должен добиться от команды общего решения по ответу.

После этого каждая команда рассаживается вокруг своего стола, и тренер предлагает присутствующим блок из 12 «очень серьезных взрослых вопросов, которые были заданы на фестивале в таком-то городе в таком-то году, а лучший результат составил 9 правильных ответов». Обычно такое заявление заставляет детей проникнуться мыслями о приобщении к серьезному состязанию, в котором принимали участие известные им по телевизионным программам персоны, о причастности к некоему сообществу, где они могут на равных соперничать с корифеями.

Безусловно, отдельные вопросы в процессе игры надо упрощать, прерывать обсуждение и пытаться растолковать логику вопроса или подтолкнуть обсуждение на правильные рельсы, но ни в коем случае не стоит подсказывать правильный ответ — игроки (а дети уже стали игроками) сами должны найти его, остановитесь за полшага до правильного ответа, но дайте произнести его хотя бы одной из команд.

Тренер подходит к каждой команде и выслушивает ответ. Если он слышит фразу типа «Ответа нет», то необходимо спросить, какие версии были, настоять на любом ответе — вдруг случайно попадут в «яблочко». В диалоге с отвечающим надо «подтолкнуть» его в правильном направлении. Очень часто кто-то из команды догадывается, что надо было отвечать, но тут уже надо только принести команде соболезнования…

Параллельно ведется подсчет правильных ответов у каждой команды. Это соперничество стимулирует желание команды найти правильный ответ, причем подсчет осуществляют и тренер, и сами команды.

После окончания блока вопросов тренер подводит итоги, хвалит наиболее отличившиеся команды и отдельных игроков. Можно немного поиронизировать на тему неправильных ответов, но без персональной привязки к их авторам (кому надо, тот сам вспомнит), и укорить команды, но не капитана и игроков (!), которые не выбрали правильную версию или не ответили ничего, хотя в обсуждении все было.

Занятие заканчивается информацией о дате и времени следующей тренировки.

Уже на этом занятии дети начинают рассаживаться даже за круглым столом или в зале по тем командам, которые были сформированы на предыдущей тренировке, но начинается все с общей разминки

Снова «Контакт», «Персонажи», но к этому следует добавить новые игры. Например, каждый по часовой стрелке называет существительные на одну букву, причем на размышления времени не дается, опоздавший пропускает ход и получает штрафное очко. Каждый должен назвать не менее 10 слов, но параллельно надо следить, какие слова уже названы (повторы не разрешены). Эта игра проста только на первый взгляд: игроку мешают обдумать, какое слово он назовет в свою очередь, так как каждый называет свое слово, отвлекая и путая мысли. Но со временем возникает привычка слушать и думать одновременно, и дети все лучше и дольше без перерывов играют в эту игру.

Если дети еще не «разогрелись», следует провести игру в «Эрудит-лото» (эту идею плодотворно используют создатели телепрограммы «О, счастливчик!»). Суть игры в том, что на заданный тренером ответ даются 4 варианта ответа, причем только один из них правильный. Игроки и должны его выбрать А чтобы всех расшевелить, тренер делает участникам игры такое предложение: те, кто согласны с ответом «а», проходят, например, в северную часть помещения; те, кто согласны с ответом «б» — в восточную часть и т. п. Выбравшие неправильный ответ возвращаются на место. Беготня по залу приводит всех в возбужденное состояние, которое и требуется для удачного проведения одного из первых занятий.

Вскоре можно будет легко выделить потенциальных лидеров, за которыми идут, не зная правильного ответа, а только потому, что те уже несколько раз сделали правильный выбор.

Можно играть в «Эрудит-лото» и при помощи карточек:

Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда

Каждый игрок получает такую карточку и должен отметить те ответы, которые он считает правильными. Примерные вопросы «Эрудит-лото» по книге о Буратино:

1. В стране дураков смертная казнь не предусмотрена только за одно из следующих преступлений:

а) отсутствие паспорта;

б) отсутствие работы;

в) отсутствие жилища;

г) отсутствие денег.

2. В стране дураков смертная казнь производится через:

в) отрубание головы;

г) затравливание собаками.

3. Именно за столько монет продал свою азбуку Буратино:

4. В заклинание не входит слово:

5. Сиротой назвался:

а) Джузеппе-Сизый Нос;

6. Роль Дуремара в знаменитом кинофильме сыграл:

б) Сильвестр Сталлоне;

7. Артемон — собака породы:

8. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» написал:

9. Польку на лужайке в ранний час танцевала:

а) девочка Мальвина;

в) черепаха Тортилла;

10. На зайце скакал:

Правильные ответы соответственно 1г, 2а, 36, 4в, 56, 6г, 76, 8а, 9г, 10в.

После окончания разминки команды снова рассаживаются вокруг своих столов и тренер предлагает поиграть в «Испорченный телефон» (некое подобие телевизионной программы «Пойми меня»). Все игроки зажимают уши, кроме одного, которому сообщается некое слово. Это слово, не называя, он должен растолковать соседу, который затем, не повторяя ни одной услышанной от первого игрока части речи, растолковывает заданное слово следующему игроку. Учитывается время, за которое загаданное слово будет «донесено» до последнего игрока, и количество повторов. (Игрок, который сначала пытался отгадать слово, а затем объясняет его сам, не имеет права повторять слова, услышанные им. Но повтор слов через игрока вполне допустим.) Например:

Ведущий. Слово «ПОТОЛОК».

Игрок 1 (2-му). В комнате напротив пола.

Игрок 2 (стучит по плечу 3-го, у которого пока заткнуты уши, последний опускает руки и слушает). Есть стены, а есть…

Игрок 3 (стучит по плечу 4-го, у которого пока заткнуты уши, последний опускает руки и слушает): есть пол, а напротив…

Игрок 3. Да, быстрее…

В ходе игры первый участник переходит на последнее место. Слова можно загадывать любые, со временем даже такие достаточно абстрактные понятия, как вечность, мироощущение, адекватность и т. п. Эта игра существенно увеличивает активный словарный запас участников, заставляет быстро подбирать адекватные слова для объяснения загаданного понятия. Особое внимание следует обратить на желательность использования для объяснения крылатых фраз, строк из известных песен, стихотворений:

Ведущий. Слово «ПЕСНЯ».

Игрок 1 (2-му). «Нам… строить и жить помогает».

Игрок 2 (стучит по плечу 3-го, у которого пока заткнуты уши, последний опускает руки и слушает): «А где мне взять такую…»

После такого «разогрева» аудитории проводится вопросная игра с обязательным соблюдением тех принципов, которые были упомянуты в описании Занятия 2.

Занятие заканчивается информацией о дате и времени следующей тренировки.

На этом занятии следует полностью отказаться от вопросов «Что? Где? Когда?» и провести так называемое «развлекательное занятие»: набор конкурсов, в которых команды соревнуются между собой.

Лучше всего начать с «Типографии» — из букв одного длинного слова составить как можно больше слов. Например: слово «электрификация» — фикция, трафик, тариф, критика и т. п. Игроки каждой команды должны за 15—20 минут написать как можно больше таких слов. Задание можно усложнить, наложив запрет на использование двух— и трехбуквенных слов. (Если на тренировку пришли 6—9 человек, стоит объединить их в одну команду, а тренеру выступить в этой игре оппонентом, что вызывает у детей прилив необычайного азарта).

После этого можно устроить командный «Аукцион» — когда понятия называют не отдельные игроки, а команда. Очень любопытен аукцион, когда надо называть произведения А. С. Пушкина — сначала идут прозаические вещи, затем поэмы и, наконец, стихи. Но если «Я помню чудное мгновенье» можно принимать сразу, то при названии стихотворения «К Чаадаеву» стоит потребовать процитировать первые строки. И так далее…

Также очень любопытно провести «Аукцион» по стихотворным строчкам — команды по очереди читают 2-4 строки, причем каждый следующий стихотворный фрагмент должен начинаться с той буквы, на которую закончился предыдущий.

Я вас любил. Любовь еще быть может
В душе моей угасла не совсем…

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог…

Гром победы раздавайся,
Веселися храбрый росс…

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром
Французу отдана…

Постепенно игроки переходят на строки из песен, частушек, мультфильмов. Это отнюдь неплохо. Не следует прерывать игры, даже стоит поощрить игроков — игра приобретает новый темп и интерес.

После такой разминки команды уже достаточно разогреты, чтобы можно было перейти к следующим, более сложным конкурсам. Один из них — «Реалии». Этот конкурс идеально отражает метод последовательных приближений, который уже использовался в конкурсе «Персонажи». Суть его состоит в том, что ведущий, предварительно сообщив, о чем или о ком пойдет речь, начинает постепенно — за 4-5 попыток — давать играющим информацию. Причем те, кто ответит раньше, получают большее количество условных очков.

Рассмотрим пример: ведущий сообщает тему — литературное произведение, 4 попытки, команды в случае готовности заявляются поднятием руки. Ведущий подходит к ним и фиксирует ответ и номер попытки, с которой они были готовы отвечать, причем на одну «реалию» можно отвечать только один раз. Итак:

1. О герое однозначно сказано, что он хороший.

2. Однако его судьба незавидна — она приносит ему целый ряд испытаний, в том числе физическое увечье.

3. А в самом начале произведения сообщается о каком-то событии, после чего героя роняют, причем на пол.

4. И хотя автор заверяет, что не оставит героя никогда, веры этому мало.

Это стихотворение Агнии Барто «Уронили мишку на пол, / Оторвали мишке лапу…». Команда 1 угадала с третьей попытки — 2 очка, команда 2 с четвертой — 1 очко, команда 3-е первой же попытки! Целых четыре очка.

Далее зачитываются еще 5—7 «реалий» и определяется победитель в этом конкурсе, второе и третье места.

Это делать совершенно необходимо, так как равнение только на победителя убивает интерес у остальных команд. Надо подвести итоги, похвалив тех, кто рискнул ответить с меньшего числа попыток и оказался прав, немного поиронизировать над неудачными попытками других команд ответить раньше, чтобы заработать больше очков, а в результате не получивших за эту «реалию» вообще ни одного очка. И обязательно подбодрить всех фразой типа: «Я совершенно не ожидал, что вы так здорово соображаете и столько знаете. Молодцы!»

После этого стоит провести конкурс «Веришь — не веришь» (эту игру с успехом используют в финальной части телевизионной программы «Блеф-клуб»). Командам по очереди зачитывают некие утверждения, а игроки должны в своей команде выработать ответ типа «верим» или «не верим» (в ходе игры отдельные игроки имеют совершенно противоположное мнение по каждому утверждению, но в этом случае ведущий должен потребовать от команды только один ответ — это очень важно для последующей игры в «Что? Где? Когда?», когда из многих версий, выдвинутых во время обсуждения, требуется выбрать только одну — правильную; в этом конкурсе выбор намного проще — всего лишь из двух ответов). Обычно в конкурсе 14—16 вопросов. Подсчет проводится по относительно сложной схеме: правильный ответ приносит команде 1 очко, так же как и неправильный ответ на другой вопрос команды соперников. Приведем примеры.

1. Верите ли вы, что на самом деле Красная Шапочка несла в корзинке для бабушки красное вино, которое при переводе на русский язык, чтобы не приучать детей к алкоголю даже мысленно, заменили на горшочек масла?

2. Верите ли вы, что когда Наоми Кэмпбелл не смогла из-за болезни участвовать в демонстрации мод, на подиум вышла ее мама?

3. Верите ли вы, что знаменитый тенор Лучано Паваротти принял вызов шестикратного чемпиона Италии по поеданию спагетти на скорость Джанфранко Пуцци и проиграл в двухчасовом поединке всего лишь 2 порции?

4. Верите ли вы, что победителем в конкурсе на звание лучшего Деда Мороза 1996 года был признан Нельсон Мандела?

5. Верите ли вы, что самым популярным ведущим России в 1998 году считался Леонид Якубович, чью программу «Поле чудес» смотрело 56% зрителей?

Ответы: 1. Да. 2. Да. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет (Валдис Пельш, «Угадай мелодию»), 6. Да.

Закончить занятие следует индивидуальной игрой — в «Покер». Суть этой игры состоит в том, чтобы ответить на большее количество вопросов подряд, набирая за каждый правильный ответ по 1 очку. Особенность игры состоит в том, что каждый раз ведущий предлагает играть дальше, но при неправильном ответе все очки «сгорают». Играющий должен вовремя остановиться и отказаться от игры, сохранив тем самым все набранные очки. Победителем становится тот, кто к концу игры наберет больше всех очков. Если одинаковый показатель у 2 и более игроков, то побеждает тот, кто первым набрал победную сумму.

В этой игре очень важно и вовремя остановиться, и вовремя рискнуть. Если уже у кого-то есть Зочка, то, чтобы победить, надо ответить уже на 4 вопроса подряд. Ведущий должен убедить игрока в том, что надо бороться за первое место, но одновременно и не рисковать просто так. Игрок, который уже набрал некое количество очков, принимает участие в игре на общих основаниях. Он даже может занять несколько призовых мест.

Первый вопрос задают всем, отвечает тот, кто раньше поднял руку, и при правильном ответе следующие вопросы (до первого неправильного ответа) задают только ему. При неправильном ответе ведущий снова обращается ко всем. Покажем этот конкурс на примере «Покера» «Сказочные герои».

Ведущий. Кто своим рождением обязан носу синего цвета? Пожалуйста…

Ведущий. Верно. Одно очко. Играем дальше?

Ведущий. Хорошо. У нас уже появился абсолютный лидер — 1 очко. Теперь, чтобы победить, надо ответит на 2 вопроса подряд. Вопрос ко всем — какой герой всегда носил с собой масленку?

Игрок 2. Железный Дровосек.

Ведущий. Верно. Дальше играем?

Ведущий. А зачем тогда отвечать? Пока у тебя второе место, ведь у нас уже есть 1 очко. Подумай, играешь дальше или нет?

Ведущий. Молодец. Итак, вопрос только к тебе — кто самый лучший рисовальщик петухов?

Игрок 2. Карлсон, который живет на крыше.

Ведущий. Верно. 2 очка и у нас новый лидер. Дальше играешь?

Ведущий. А вот сейчас правильно. Чтобы тебя обогнать, надо ответить на 3 вопроса подряд. Итак, следующий вопрос для всех: «Кто был так труслив, что боялся даже выходить на середину комнаты?»

Игрок 3. Крыса Чучундра из сказки «Рикки-Тикки-Тави».

Ведущий. Правильно. Дальше играем?…

В одном блоке должно быть не менее 30—35 вопросов. И провести стоит не более 2 «покеров». Ниже дается пример одного из возможных «покеров».

Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть фото Как подготовить команду к игре что где когда. Смотреть картинку Как подготовить команду к игре что где когда. Картинка про Как подготовить команду к игре что где когда. Фото Как подготовить команду к игре что где когда

Тренер подводит итоги закончившегося «Покера» и традиционно заканчивает занятие информацией о дате и времени следующей тренировки.

Прошел месяц с начала занятий, и уже совершенно четко просматривается тенденция, когда на менее сложных конкурсах более старшим играть малоинтересно (слишком просто), а при усложнении заданий более младшие просто не могут с ними справиться из-за недостатка знаний. Таким образом созрел момент разделения группы на две подгруппы — младшая (6-9 классы, 11-14 лет) и старшая (10-11 классы и студенты, 15-20 лет), занятия с которыми надо проводить раздельно. Конкурсные задания и вопросы по форме практически всегда совпадают, но по содержанию (сложности) отличаются уже существенно.

Для старшей группы, например, можно предложить конкурс «Бескрылки», который для младших еще слишком сложен. Суть этого конкурса чрезвычайно проста — надо закончить самодельное стихотворение очень известной строкой, которая представляет собой либо крылатую фразу, либо прозаическую или стихотворную строку, либо цитату из очень известного произведения… Хотя родился этот конкурс сравнительно недавно, популярность он завоевал практически сразу.

Образцы таких «Бескрылок» взяты нами из творчества симферопольских и московских авторов (Алексей Алексапольский, Алексей Самулёв, Сергей Шоргин, Евгения Канищева).

1. Тайком в энциклопедию природы

Один остряк-ученый, бывший зек,

Вписал определенье корнеплода:

2. Забыв про страх, трудясь на совесть,

Сэр Дарвин сотворил навеки

3. Первый луч коснулся гор, и чайка реет,

Белый парусник скользит, с волною споря.

И смирился с жизнью Стёпа Лиходеев:

4. Не вышло поцарствовать юному Ване —

Убит; а за что — я сейчас доложу.

За то, что по глупости брякнул папане:

5. Что за погода нам грозит? Жара или туманы?

Где дождь, где снег, где солнышко — узнать

Над частью территории — большой циклон

6. «Ох, Карлсон, — говорит Малыш, —

Дай отдохнуть немного, что ли…

Тут за день так устанешь в школе,

7. Хмур и мрачен Саврасов с похмелья.

Ох, не видеть бы белого света!

«И почто вы, грачи, прилетели?!

8. «Пойми, — Улисс твердит Сирене, —

Мне плыть пора домой, к жене!

Так ты уж сделай одолженье —

1. Редиска— нехороший человек. (Из кинофильма «Джентльмены удачи».)

2. Повесть о настоящем человеке. (Повесть Бориса Полевого.)

3. Лучше жить в глухой провинции у моря. (Из стихотворения Иосифа Бродского.)

4. Уж больно ты грозен, как я погляжу! (Из стихотворения Николая Некрасова)…

5. Над всей Испанией безоблачное небо. (Сигнал к мятежу генерала Франко.)

6. Придёшь домой — там ты сидишь! (Из песни Владимира Высоцкого.)

7. Возвращаться — плохая примета. («Юнона и Авось» Андрея Вознесенского.)

8. Не пой, красавица, при мне… (Стихотворение Пушкина).

Несмотря на кажущуюся сложность задания, этим конкурсом очень хорошо начинать занятия в старшей группе — сразу же происходит включение в игровую ситуацию, которая в дальнейшем плавно перетекает в классическую игру «Что? Где? Когда?», во время которой за ограниченное время надо найти правильный ответ на вопрос.

Постепенно все большее и большее место на занятиях отводится непосредственно «натаскиванию» команд на игру «Что? Где? Когда?», на каждом занятии отыгрываются 12—30 вопросов с обязательным разбором каждого. Тренер объясняет азы игры:

обязательное фиксирование формы вопроса (что спрашивают, что нужно ответить);

обязательное фиксирование основной информации (даты, имена и фамилии, географические и исторические термины, прозвучавшие в вопросе…) — здесь необходимо, чтобы хотя бы один игрок записывал эту информацию;

привязка даты и места события к знаниям команды о конкретной исторической эпохе;

рассмотрение вопроса в целом — порой та информация, которая прозвучала в начале вопроса, забывается и обсуждаются только последние его фразы;

зацикливание только на одной версии — надо ее запомнить и перейти к другим;

не стесняться высказать самую невероятную версию: оценить ее должны все игроки;

не стесняться повторять свою версию до тех пор, пока ее не услышит команда…

Одновременно начинается селекционная работа по формированию боеспособных команд: надо внимательно отслеживать складывающиеся в коллективе отношения — зачастую игрок, демонстрирующий блестящую игру в одной команде, полностью замолкает в другой, и наоборот. Путем перестановок можно значительно усилить каждую команду. Но при этом необходимо помнить о том, что создание комфортного игрового климата в команде порой является решающим, а очень сильный игрок, перемещенный в эту команду, не только не усиливает, но ослабляет игру.

С младшей группой лучше всего в течение 4—5 месяцев проводить конкурсы типа «Аукцион», «Покер», «Реалии», «Персонажи», «Веришь— не веришь», «Контакт», «Эрудит-лото», которые позволяют незаметно для детей приучить их достаточно продуктивно работать в коллективе, расширить их кругозор, незаметно заставить заниматься самообразованием (чтобы не быть хуже других), более вдумчиво относиться к учебе в школе, так как ряд конкурсов должен быть нацелен именно на реалии текущей школьной программы, повторение уже пройденных тем (особенно по истории и литературе). Параллельно на каждом занятии стоит задавать небольшой блок вопросов «Что? Где? Когда?», чтобы приучить детей к основной направленности дальнейших тренировок.

Этот блок должен постепенно увеличиваться и к концу 6-го месяца тренировок занимать 75% времени занятия.

Со старшей группой этот процесс проходит значительно быстрее, и основной упор на вопросы «Что? Где? Когда?» можно делать уже с третьего-четвертого месяца занятий.

Заканчивать учебный год желательно специальным занятием, когда детям предлагается отыграть вопросы престижного «взрослого» чемпионата, например пакет вопросов «Что? Где? Когда?», который был подготовлен еще в 1989 году для I телефонного Чемпионата СССР и вызвал тогда определенные затруднения даже у взрослых игроков, а теперь даже школьники легко берут 6-8 вопросов из него.

Вопрос 1. Стремясь построить сильный военный флот, царь Петр I не жалел денег. После успешного спуска на воду очередного корабля корабелам выдавалась премия, размер которой напрямую зависел от одного из параметров корабля. Уважаемые знатоки, через минуту вы должны сказать, как определялся размер вознаграждения?

Ответ. Размер вознаграждения определялся количеством пушек, которое мог нести построенный корабль.

Вопрос 2. Пошел мужик на базар покупать лошадь. Купил за 50 рублей и вскоре заметил, что лошади подорожали, и продал ее за 60 рублей. Потом вспомнил, что пахать не на чем, и купил за 70 рублей ту же лошадь. Купил и задумался: не получить бы от жены нагоняй за такую цену, и продал лошадь за 80 рублей. Сколько мужик денег потерял или выиграл от такой купли-продажи?

Ответ. Мужик получил 20рублей прибыли.

Вопрос 3. Как известно, Шота Руставели был государственным казначеем царицы Тамар и хранителем ее сокровищ и драгоценностей. Известно и собрание драгоценных камней и самоцветов, принадлежащих самому Руставели. Где в настоящее время находится это собрание?

Ответ. В библиотеке, в поэме «Витязь втигровой шкуре» 203раза упоминаются различные драгоценные камни и самоцветы.

Вопрос 4. Во Франции существовала монета в 60 су, которую разменивали на 4 монеты по 15 су. А за что можно было получить эти 60 су?

Ответ. За победу в теннисном гейме— 4удара, по 15су каждый, так как игра шла на деньги.

Вопрос 5. В начале XVII века в России с успехом прошли выступления талантливого актера. Слава его нарастала столь стремительно, что он даже сменил имя и стал уважительно называться Петром Ивановичем. А как его звали на родине?

Ответ. Пульчинелла (или Полишинель), перебравшись в Россию, стал Петром Ивановичем Уксусовым— Петрушкой.

Вопрос 6. Старинная итальянская загадка: чем впереди короче, тем позади длиннее. Что это? Дайте самый общий ответ, не забывая классической латинской фразы.

Ответ. Дорога, жизнь, жизненный путь.

Вопрос 7. Запишите, пожалуйста, следующие цифры: 1863 год — (1+10); 1958 год —? Замените знак вопроса цифрами.

Ответ. (1+4+2+4) — знаменитая бразильская система расстановки футболистов, примененная впервые на чемпионате мира 1958 года.

Вопрос 8. Современники говорили о нем: «Уж ближе его к особе Государя никого нет. Он, единственный в государстве, может сидеть и перед сидящим, и перед стоящим государем императором». Чин его соответствовал чину полковника и назывался императорский лейб… Назовите его чин полностью.

Ответ. Императорский лейб-кучер.

Вопрос 9. Известно, как остра сейчас в большом спорте проблема допинга. В Древней Греции, оказывается, также существовала эта проблема. Были и свои виды допинга, был и свой допинг-контроль. А как могли судьи на Олимпиадах проверить, употреблял ли атлет непосредственно перед началом соревнований одно из самых сильнодействующих средств того времени?

Ответ. Обонянием, так как запах чеснока трудно заглушить.

Вопрос 10. Марии 24 года. Она вдвое старше, чем была Анна, когда Марии было столько лет, сколько Анне теперь. Сколько лет Анне теперь?

Вопрос 11. В 1762 году англичанин Джеймс Додсон создал так называемые «таблицы жизни», исследовав записи церковных книг и изучив немало сельских кладбищ. Этим он положил начало бизнесу, который стал сейчас на Западе одним из самых прибыльных занятий (естественно, для тех, кто им занимается, а не для тех, кто этим пользуется). А какой вид бизнеса возник в результате исследований Джеймса Додсона?

Ответ. Страхование жизни (сначала по старости, а затем и другие виды).

Вопрос 12. Всего их пятьдесят две, или 4 по 13. Иногда к ним добавляют еще две, иногда отнимают 16, а то и 20. О чем идет речь?

Ответ. Игральные карты— 52листа, 4масти по 13карт, к которым добавляются 2 джокера.

Игра должна быть проведена по всем правилам — ответы на вопросы команды сдают в письменном виде, очень строго осуществляется контроль времени, жестко требуется формулировка ответа, совпадающая по форме с заданным вопросом.

После окончания игры необходимо провести итоговый разбор вопросов и ответов, подвести итоги сезона, похвалить команды, капитанов, игроков и попрощаться до следующего сезона.

Невозможно в столь короткой статье передать весь накопленный в нашем клубе опыт организации занятий, тем более что у каждого тренера свой почерк, свои взгляды на тренировочный процесс, своя методика создания и подготовки команд, но надеюсь, что отдельные рекомендации помогут вам начать занятия с детьми, которые хотят играть в интеллектуальные игры. Потому что для этого нужно только желание детей. А все остальное решают личные качества тренера: общение с детьми на равных, открытость, искренняя заинтересованность, профессионализм, артистизм…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *