Как понять что батарейка разрядилась
Как проверить работоспособность батарейки мультиметром
Батарейка — универсальный портативный элемент питания, от которого работает большинство переносных девайсов. Существует множество разновидностей батареек — от простых солевых, до мощных литий-ионных аккумуляторов. При работе они имеют свойство разряжаться, да и новые батареи не всегда поставляются полностью заряженными. Поэтому нужно знать о том, как проверить батарейку мультиметром.
Что такое мультиметр
Аккумуляторные элементы в домашних условиях легко проверить мультиметром. Это измерительный прибор, который может выполнять несколько задач:
Удобным в этом приборе является то, что все измерения проводятся им одним, без необходимости иметь множество различных измерителей. К тому же в большинстве случаев он является портативным, то есть измерить параметры электроцепей можно как в полевых, так и в домашних условиях.
Большинство мультиметров (их еще называют тестерами) сами работают от батареек.
Виды батареек
Портативные элементы питания различаются как по принципу работы, так и по внешнему виду. Основные типы батареек:
Все цилиндрические типы накопителей заряда имеют рабочее напряжение от 1,2 до 1,6 вольт. Напряжение элементов типа Крона равно 9 В, а плоских 4,5 В. Работоспособность элемента зависит от нагрузки, к которой он подключен.
В маломощных приборах уменьшение вольтажа батарейки долго не сказывается на работоспособности, а в мощных, типа фотоаппаратов или электродвигателей, даже небольшое проседание напряжения вызовет отказ оборудования.
По типу внутреннего наполнения элементы питания также различаются. Выделяют такие виды:
Также все батареи делятся на два типа: первичные, то есть гальванические элементы и вторичные, то есть перезарядные или аккумуляторные. Первые обычно дешевле, но после использования их необходимо утилизировать. Вторые часто имеют меньшую емкость, более дороги, но могут быть перезаряжены зарядным устройством.
Проверка тока
Чтобы понимать, как проверить батарейку тестером, нужно знать параметры накопителя заряда, коим являются и аккумуляторы, и любые переносные элементы питания.
У полностью заряженного источника питания должно быть заданное производителем напряжение на выходных контактах с погрешностью ±5%, и он должен выдавать определенный ток, достаточный для питания нагрузки той мощности, для которой его предполагается применять.
Для того чтобы проверить ток батареек, важно правильно настроить и подключить тестер. Нужно выполнить действия:
Если величина тока находится в пределах 4 — 6 ампер, то элемент «свежий» и может использоваться по назначению. При показаниях от 3 до 3,9 А ресурс батарейки снижен, но какое-то время она еще будет работать. Если ток равен 1,3 — 2,9 А, такой элемент сможет питать только маломощную аппаратуру. При более низких показателях батарейку лучше заменить, а аккумулятор с такими параметрами нужно зарядить.
Тест на напряжение
Менее опасным методом проверки элементов питания будет тест на напряжение. При проверке важных портативных источников питания необходимо проверять и напряжение, и силу тока. Для того чтобы узнать напряжение нужно:
Например, для аккумулятора типа 18650, если все сделано верно, измеритель выдаст значения от 0 до 3,7 В. Если получены цифры более 3,5 В, значит, батарея вполне работоспособна. При значениях от 3,0 до 3,5 В — ресурс элемента понижен, но его можно разрядить в устройствах меньшей мощности. Если напряжение ниже 2,9 В — источник питания нужно зарядить. Минимально допустимым для таких аккумуляторов является напряжение 2,4 В, меньшее значение будет способствовать деградации электролита аккумулятора.
Определение емкости
Емкость элемента питания — это величина, определяющая, сколько времени он сможет работать как энергоноситель для цепи при определенном токе. Выражается она в ампер-часах для мощных аккумуляторов и миллиампер-часах для небольших. Для примера: если на пальчиковом аккумуляторе написано 1000 мА ⋅ ч, то, при выдаваемом токе в 1000 мА он разрядится за час.
Определить, как замерить емкость батарейки мультиметром, можно только при наличии аккумуляторной батареи, так как для измерения нужно будет ее полностью разрядить. Использование гальванического элемента после этого будет невозможно. Для определения емкости аккумулятора методом контрольного разряда нужно:
Измерение параметров аккумулятора телефона
Часто бывает, что телефон быстро разряжается. При этом нужно проверить параметры его батареи на предмет уменьшения емкости. Знать о том, как проверить емкость аккумулятора телефона мультиметром, необходимо не только специалистам салонов по ремонту портативной техники, но и обычным пользователям, задумавшимся о замене батареи смартфона.
Для проверки нужно определить напряжение, выдаваемое аккумулятором, и его ёмкость, определяемые методом контрольного разряда. На батарее телефона или в инструкции по эксплуатации эти параметры должны быть указаны. Если полученные при эксперименте значения отличаются более, чем на 20% в меньшую сторону — возможно, стоит заменить аккумулятор.
Зная, как проверить аккумулятор телефона мультиметром, можно оперативно выявить неисправность этого элемента, узнать его состояние, если он уже не новый, и определить примерный срок службы.
Знания о проверке емкости аккумулятора с помощью тестера пригодятся во многих ситуациях: от вопроса замены элементов питания фотоаппарата до теста емкости АКБ автомобиля.
Originally posted 2018-04-18 12:14:01.
Как проверить батарейку на работоспособность — с мультиметром и без него?
Как с помощью мультиметра или тестера узнать, заряжена батарейка или нет? Как ее проверить в полевых условиях, когда под рукой вообще нет никаких приборов?
И как при этом разобраться — пора ли ее выбрасывать или она еще прослужит какое-то время? Сколько на исправном элементе питания должно быть вольт?
В детстве самым универсальным способом проверки было попробовать батарейку на вкус. Щиплется – значит еще заряжена.
Особенно удобна в этом плане крона.
Для пальчиковых, язык нормального здорового человека не годится. Слишком далеко друг от друга разнесены плюс и минус.
Одно время довольно популярны были модели Duracell со специальной сигнальной полоской, которая показывает уровень заряда.
Достаточно было нажать на две кнопочки и полоска окрашивалась в разные цвета, демонстрируя оставшуюся емкость.
На самом деле никакую емкость она не измеряла. Данная полоса изготавливается из термокраски и меняет свой цвет в зависимости от температуры.
Паяльник не даст соврать.
Умельцы зачастую вырезали с негодных батареек этот датчик и применяли его в других целях. Сейчас подобные устройства встречаются почему-то довольно редко.
Еще одним оригинальным способом проверки является метод компаса.
Подносите компас к батарейке и проводите им вдоль корпуса. Если стрелка выстраивается строго по одной оси и не отклоняется в разные стороны, значит заряд еще есть.
Красный участок стрелы должен тянуться к минусу, белый – к плюсу.
Чем больше гуляет стрелка, тем меньше заряда осталось в банке.
Обратите внимание – на панели мультиметра есть две шкалы:
Нам понадобится “постоянка”. Устанавливаете переключатель в положение 20V.
Два щупа вставляете в следующие разъемы:
Находите на батарейке плюсовой и минусовой контакт и прикладываете черный щуп к минусу, а красный к плюсу.
Если перепутаете плюс и минус, то на экране просто высветятся показания с отрицательными значениями (перед цифрой будет стоять значок “минус”).
Номинальное напряжение батарейки обычно указывается на ее корпусе.
Значения, которые покажет мультиметр должны соответствовать этим данным, либо быть чуть больше.
Например, алкалиновая (щелочная) батарейка типоразмера АА (пальчиковая), имеет номинальное напряжение 1,5 вольт. На исправном и заряженном элементе мультиметр должен показать 1,5 – 1,6V.
Если батарея будет немного разряжена, то и значения будут чуть меньше чем 1,5В.
Здесь действует следующее правило:
- когда мультиметр показывает напряжение 1,35V и выше – элемент питания считается еще более-менее рабочим
Если значение меньше – от 1,2 до 1,35V, не стоит его сразу выбрасывать в мусорку. Батарейки вполне сгодятся для маломощных устройств:
Можете тут же вставить их в пульт и проверить работоспособность, направив глазок в камеру смартфона. На экране телефона должен быть виден инфракрасный сигнал.
Правда современные смартфоны сплошь и рядом оснащены инфракрасным фильтром, плюс многие TV уже управляются по Wi-Fi без всякого ИФ сигнала, поэтому подобный фокус работает не всегда.
У них будут разные токи отдачи и в дальнейшем произойдет окисление контактов.
При напряжении менее 1,2V батарея считается прилично севшей. При 0,9V полностью разряженной.
Ее следует выкинуть или утилизировать (что в наших реалиях одно и то же).
Обратите внимание, если у вас аккумуляторные устройства и они при подобной проверке дают околонулевые значения, это однозначно говорит о том, что АКБ хлам и подлежит утилизации.
Есть грубая методика подсчета процента разряда батарейки в зависимости от ее напряжения.
Для элементов питания 1,5V нужно отнять от фактического остаточного напряжения величину в 1,1V и умножить результат на 200. В итоге вы получите примерную цифру в процентах остаточного заряда.
В батарейке осталось 70% заряда от первоначальной величины.
При значениях 1,35В будут следующие результаты:
Для кроны в 9V нужно отнимать 6,6V и умножать результат на 33,33. Пример расчета:
Как-то так. Еще раз напоминаем, что это очень грубый расчет и ориентироваться на него не стоит.
По такому же принципу проверяется напряжение у плоских таблеток типа CR 2032. Их используют в брелках, материнских платах, электронных игрушках.
Щупы прикладываете вот таким образом и смотрите на результат.
3В – хорошая, менее 2,5В – в мусорку.
С плоскими таблетками на 1,5В (LR44, G13, A76, LR357 и т.д.) то же самое.
1,5В – хорошо, менее 1,25В – плохо.
Фактически вы замерили величину напряжение без нагрузки (ЭДС). Поэтому обязательно проверяйте двумя методами.
Для следующего способа проверки переключатель мультиметра нужно установить в положение – измерение постоянного тока (10А).
Также меняется и положение щупов. Черный остается в разъеме COM, а красный переставляете в гнездо для замеров тока – 10А MAX.
Для измерения тока черный щуп прикладываете к минусу батарейки, красный – к плюсу.
Чего делать не рекомендуется. Для нормального замера желательно иметь дополнительное сопротивление хотя в 10 Ом и более. Провода щупов имеют гораздо меньшее значение.
Даже на дешевой китайской модели есть предупреждающая надпись (не более 10 секунд с перерывом в 15 минут).
Гальванические элементы подобного обращения не любят. Если батарея уже немного разряжена, то после нескольких таких “коротких замыканий” ее придется выбросить.
Это как в анекдоте с ежиком и спичками 😊
Да и мультиметр может выйти из строя при превышении тока на особо емких банках. Чаще всего сгорает встроенный предохранитель.
Для замера тока достаточно всего пары секунд. После чего убираете щупы и запоминаете показания на табло.
На новой исправной батарейке (1,5V) ток должен быть от 4 до 6А.
Показания от 0 до 3А говорят о том, что батарейка села.
При значениях от 3 до 4А ее можно поставить в маломощные устройства.
Например, сборки для аккумуляторного инструмента, батареи эл.самокатов, велосипедов и уж тем более автомобильные АКБ.
Самым правильным способом является замер параметров под нагрузкой. Так называемый нагрузочный тест.
Раньше, когда еще не были распространены цифровые мультиметры, а использовались по большей части стрелочные (типа Э4304), у них у всех был специальный режим для проверки батареек 1,5В.
Ориентироваться нужно было по самой верхней шкале. Если при замыкании щупов стрелка прибора отклонялась максимально вправо – батарейка считалась исправной (держала нагрузку без особого падения напряжения).
На современных устройствах редко, но все же можно встретить подобный режим. Вот например, моделька от ProSkit.
На ней можно проверить как батарейки 1,5В, так и крону на 9В.
Есть такая функция и на некоторых электронных девайсах (тип DT830E).
Также продаются специальные тестеры нагрузочники. Как для пальчиковых элементов, так и для плоских таблеток.
Хорошо заряженный элемент 1,5V на мультиметре с функцией нагрузочника будет давать ток в 4мА, а новая крона на 9V – 25мА.
Такой тестер работает только с щелочными элементами, на литий-ионных АКБ его использовать не получится.
Самой простой способ проверки любого типа батареек – вставить их в заведомо исправный прибор. Чаще всего фонарик.
У него хороший ток потребления и в случае неисправности элемента питания, все сразу станет ясно-понятно.
По силе свечения лампочки или светодиода определяется ПРИМЕРНАЯ степень заряда или разряда. Для точных измерений без мультиметра не обойтись.
Плоские батарейки таблетки CR2032 (3V) удобно проверять маленьким единичным светодиодом.
Достать его можно практически из любой китайской игрушки, которая моргает, светится и переливается разными цветами. Например, из машинки или куклы.
Находите на светодиоде плюсовую и минусовую ножку и касаетесь ими корпуса батарейки, вот таким образом.
Как найти на подобном светодиоде плюс и минус? Та ножка, где находится большая пластинка – это минус. Там, где маленькая – плюс.
Если перепутаете полярность, ничего конечно, не сгорит, просто светодиод не будет светится. Те батарейки, где свечение будет еле-еле, можете смело выбрасывать, даже если при замерах напряжения они показывали хорошие результаты.
При этом красный светодиод очень критичен к току. И там, где зеленый, синий и другие загорятся, красный может и не работать!
Поэтому, когда горит красный, батарейка однозначно исправная.
А как отличить хорошую батарейку от разряженной, если под рукой в данный момент нет ни фонарика, ни тестера?
Элементарно. Просто ориентируйтесь насколько высоко будет отскакивать батарейка после ее падения на ровную твердую поверхность.
Новые заряженные банки после того, как вы их бросаете на твердое основание, практически не отскакивают вверх. А вот “севшие”, подпрыгивают как теннисные мячики (БУМ-БУМ-БУМ).
По высоте отскока можно попытаться определить, насколько она разряжена – наполовину или полностью.
За счет чего это происходит?
Это далеко не так. Да, по весу можно узнать о качестве новой банки.
При всех одинаковых параметрах более качественная будет весить немного больше.
Но так можно ориентироваться только при покупке и выборе новых элементов питания.
Что касается подпрыгиваний, то научное объяснение здесь следующее.
Щелочная батарейка имеет положительный анод (цинк) и отрицательный катод (диоксид марганца).
При постепенном разряде цинк превращается в оксид цинка (твердое вещество). Чем больше разряжена батарейка, тем больше в ней оксида цинка, который заполняет все внутреннее пространство банки.
Между частичками оксида цинка возникают мостики, напоминающие множество пружинок.
Такой химический элемент (оксид цинка) даже специально добавляют в мячики для гольфа.
Данный тест хоть и самый простой, но ориентироваться на 100% по нему не стоит. По возможности обязательно перепроверяйте полученные результаты тестером.
Дело в том, что нередко прыгучесть зависит от формы “днища” батарейки. Если оно будет плоским и идеально ровным, то и прыгать такому элементу будет проблематичнее.
В случае выпуклого основания, повышается и прыгучесть.
Более того, подобный фокус применим не ко всем батарейка. Все зависит от их начинки.
Если там изначально набор из нескольких “таблеток”, а не гелеобразная масса, то и вести себя они будут совсем иначе.
Плохо что нельзя проверить на прыгучесть аккумулятор от машины 😊 Хотя и здесь у автолюбителей есть свои оригинальные методы.
Признаки скорой разрядки батареи автобрелока
3 признака скорой «смерти» батареи автобрелока.
Чтобы сесть в современный автомобиль, как правило, необходим брелок, который идет в комплекте с авто. В этот брелок «вшито» множество функций: от разблокировки дверей до дистанционного запуска двигателя. Питание устройство получает от небольшой плоской батарейки, находящейся внутри, которую рано или поздно придется заменить, чтобы сохранить работоспособность брелока.
Смотрите также: Если не работает брелок сигнализации
Всякий раз, когда владелец использует свой брелок, батарея теряет часть своего заряда, которого, в большинстве случаев, достаточно на 3-4 года работы. Если батарея будет полностью разряжена, владелец рискует в некоторых случаях даже не попасть в автомобиль. Да, при самом драматичном развитии событий может произойти полная разрядка микросхемы брелока, в результате чего она потеряет работоспособность, перестанет подключаться к охранной системе вашей машины. В этом случае функционал может быть восстановлен только с помощью замены батарейки. А где ее найти в трассе или в деревне, когда вы находитесь у любимой бабушки? Именно поэтому важно следить за работой брелока и не упустить момент полной разрядки его батареи.
Извлечение источника питания из брелока может стать проблемой для неопытного владельца автомобиля: некоторые устройства при вскрытии могут расколоться, другие снабжены винтом, и чтобы его выкрутить, нужна специальная отвертка. Попытки самостоятельного разбора устройства могут привести к повреждению брелока и, как следствие, к затратам на ремонт или приобретение нового устройства. Многие автобрелоки из-за своей технологичности имеют высокую цену.
Ниже перечислены несколько признаков разрядки батареи автобрелока, по которым можно спрогнозировать скорую полную потерю ее функциональности:
1. центральный замок автомобиля не открывается после нажатий на брелок, либо владелец замечает, что он перестал срабатывать на расстоянии, с которого безотказно работал ранее (например, с 20-30 метров);
2. требуется несколько нажатий, чтобы брелок все-таки сработал (это также верный признак скорой «смерти» батареи);
3. кнопки срабатывают от случая к случаю либо работают некорректно, упавший уровень заряда батареи может подавать неправильные команды с брелока.
Заметив перечисленные признаки, позаботьтесь о замене батареи. Выполнить процедуру необходимо максимально корректно, самостоятельно либо обратившись к опытному механику, специалисту по обслуживанию электроники.
Совет по замене батареи
Если вы оконательно убедились, что пора заменить батарею автобрелока и собираетесь это сделать самостоятельно, то сначала аккуратно извлеките старую батарею, чтобы использовать ее в качестве образца при покупке новой, либо найдите в руководстве к автомобилю информацию о типе вашего источника питания.
У нас вы можете прочитать, как заменять батарейки в некоторых видах брелков. Возможно из списка вы найдете искомый девайс и узнаете как в нем менять батарею: