Как понять что бог тебя услышал
Слышит ли Бог молитвы верующего? Как убедиться в этом?
Церковь неустанно напоминает верующим о необходимости как можно чаще говорить с Господом, обращаться к Нему в молитвах. Каждый, кто исполняет это указание, получает взамен возможность духовно расти и развиваться, однако, это еще не значит, что человека не мучает вопрос «А слышит ли Всевышний каждое мое слово? Если да, то, как в этом можно убедиться?». Наверное, каждый православный спрашивал себя это, но не каждый смог найти верный ответ, докопаться до самой сути. Попробуем сделать это в данной статье.
Слышит ли Господь наши молитвы?
Каким образом человеческая молитва доходит до ушей Отца Нашего людям знать не положено. Смертным просто не дано понимать подобные вещи. Многое для них будет оставаться тайной до того момента, пока им не будет даровано место в Царствие Небесном. И с этим нужно смириться! Что же еще остается человеку кроме смирения? Конечно, же вера. А вере, как известно, знание не нужно.
Бытует мнение, что молитвенные обращения доходят до Господа благодаря работе ангелов-хранителей, посланников свыше, приставленных к людям для их защиты. Так ли это – сказать однозначно нельзя. В одном можно не сомневаться – люди всегда хотят знать, что их слова были услышаны. Знание это приносит им чувство умиротворения, спокойствия, облегчения.
Одного лишь многие православные понять не могут – получить все это реально путем искренней молитвы. Творите ее от всего сердца, не воспринимайте ее, как заклинание, способное сотворить магнию здесь и сейчас. Просьба человека может претвориться в жизнь только при условии, что тот умеет ждать и терпеть.
Не будет также лишним чаще молиться в храме. Обращение к Господу в намоленном месте будет иметь особую силу. И дело не только в атмосфере, царящей в Доме Божьем, но и в большом количестве людей, посещающих его, одновременно транслирующих веру во Всевышнего, принятие Его.
Кроме этого, священнослужители рекомендуют бороться с сомнениями относительно того, что Господь вас не слышит. Подобные мысли и страхи – проделки дьявола, которым нужно противостоять всеми силами.
Признаки того, что Бог услышал ваше молитвенное обращение
Несмотря на то, что одного способа убедиться в том, что Бог услышал ваши молитвы, нет, существуют признаки, указывающие на то, что так оно и есть. Это в частности:
На то, что ваши молитвы были услышаны, может указывать и простое ощущение легкости на душе. Помните, что иногда ответ Господа на ваше прошение приходит не в удовлетворении ваших потребностей, а в укреплении связи между вами двоими. Это куда ценнее, чем воплощение в жизнь того или иного желания, озвученного в разговоре со Всевышним.
Подобное событие учит нас тому, что сомневаться в Боге нельзя, а в обращении к Нему нужно быть осторожным. В частности, необходимо с осторожностью формулировать свои мысли, убеждаться в том, что они не противоречат христианскому учению.
«Как мне понять, что Бог слышит мои молитвы?»
Задумайтесь вот о чем: Бог либо слышит вас, либо нет. Если Он не слышит вас, то, безусловно, нет смысла молиться. Но если Он слышит (а Он действительно слышит!), нам нужно выяснить, как по-настоящему общаться с Ним в молитве, понять Его ответы и преданно продвигаться вперед.
Если вы ответили отрицательно на один из этих вопросов, никогда не бывает слишком поздно! Внесите необходимые изменения в свою жизнь, чтобы Дух мог пребывать с вами. Будьте готовы действовать в соответствии с полученными побуждениями Духа.
И не забывайте, что все люди получают ответы по-разному. Молитесь, чтобы Святой Дух научил вас, как вы можете получить ответы. Возможно, сначала вам будет нелегко узнать их, но, подобно любому другому навыку, он совершенствуется при постоянной практике. Проявляйте веру и уповайте на то, что Небесный Отец всегда слушает вас.
Прислушивайтесь к Духу
Учитесь слушать Святого Духа. Люди слышат Святого Духа по-разному. Возможно, вы ожидаете услышать тихий, мягкий голос, а ответ приходит через чувства. Я знаю, что Святой Дух скажет вам все, что вам нужно знать – вам просто нужно слушать.
Элиза Дж., 13 лет, провинция Альберта, Канада
Ответы в церкви
Однажды я очень сильно сомневалась, стоит ли идти на свидание с человеком, не принадлежащим к Церкви. Однажды в воскресенье на причастном собрании выступила сестра, которая словно обращалась прямо ко мне. В тот момент я получила подтверждение того, что Господь ответил на мою молитву. Раньше я сомневалась, не зная, как поступить, но после этого я получила утешение от Святого Духа, наполнившего мое сердце радостью и мужеством. Бог отвечает нам через чувства, мысли, Священные Писания и даже выступающих в церкви!
Кэрен В., 19 лет, Минас-Жерайс, Бразилия
Ищите
Однажды я стал сомневаться, что Бог слышит мои молитвы, и затем я ощутил ответ в своем сердце. Я услышал, как кто-то поделился свидетельством о молитве, и ощутил влияние Святого Духа. Мой второй совет – обратиться к родителям, епископу или другому члену прихода. Вы даже можете молиться о помощи в этом вопросе.
Джошуа С., 13 лет, штат Орегон, США
Помните о том, кто вы
Я знаю, что Бог слышит нас, поскольку молитва приносит в мое сердце чувство покоя, облегчения и любви. Я вижу, что Он изо дня в день бережет меня от опасности и защищает мою семью; я чувствую, что Он меня любит. Перед тем, как идти на занятия, я всегда повторяю девиз Общества молодых женщин; это помогает мне помнить, что я – дочь Небесного Отца, Который любит меня.
Николь М., 19 лет, Лима, Перу
Детская молитва
Я знаю, что Небесный Отец слышит мои молитвы, благодаря этим словам из песенки Первоначального общества «Детская молитва» (Сборник песен для детей, стр. 12): «Отче Небесный, Ты со мной иль нет? Дашь ли на детскую молитву Свой ответ? Может, далёк дом Небесный Твой, но если молюсь я, рядом Ты со мной». Вспоминая эту песенку, я знаю, что Он слушает нас, поскольку чувствую влияние Духа и Его бесконечную любовь ко мне. Вспоминая о том, что Он любит меня, я чувствую утешение и знаю, что Он слышит мои молитвы.
Элейн Б., 16 лет, штат Северная Каролина, США
Доверяйте Ему
Небесный Отец всегда слушает наши молитвы, но иногда возникает чувство, что Он не отвечает нам так, как мы хотим, и тогда, когда нам удобно. Нам нужно быть готовыми подчинить свою волю Его воле и верить, что Он знает, что будет лучше для нас. Небесный Отец любит нас и всегда будет стараться помогать нам учиться и расти, когда Он отвечает на наши молитвы.
Мосия М., 17 лет, штат Юта, США
Искренне молитесь
После молитвы можно прислушаться к чувствам и намерениям, которые приходят в ваше сердце. Одно из них может оказаться ответом на вашу молитву. Если мы молимся с истинным намерением и искренним сердцем, наш Небесный Отец ответит нам согласно нашей вере в Него. Он не станет отвечать, просто чтобы удовлетворить наше любопытство.
Джин-Клауди Н., 16 лет, Центральное Касаи, Демократическая республика Конго
Просите, и получите
Священные Писания учат нас, что Бог всегда будет слушать наши молитвы и ответит на них, если мы обращаемся к Нему с верой и истинным намерением. В своем сердце мы ощущаем подтверждение того, что Он действительно слышит нас, а также испытываем чувства покоя и умиротворения. Кроме того, мы можем чувствовать, что все будет хорошо, если мы следуем воле Отца. Если мы сомневаемся, что Он слышит нас, необходимо искать руководства в Священных Писаниях и спрашивать, истинно ли то, что мы прочитали.
Констанца Л., 20 лет, Био-Био, Чили
Ответы имеют целью оказать помощь и дать повод для размышлений, не претендуя на изложение официальной позиции Церкви.
«Будьте послушны, помните то время, когда вы чувствовали влияние Духа в прошлом, и просите в вере. Ваш ответ придет, и вы ощутите любовь и покой, посылаемые Спасителем. Он может прийти не так скоро или не так, как вы того желаете, но ответ придет. Не опускайте руки!»
Старейшина Джеймс Б. Мартино, член Кворума Семидесяти, «Обратитесь к Нему, и ответы придут», Лиахона, ноябрь 2015 г., стр. 59.
«Как мне попросить своих друзей не говорить о других недоброжелательно или неуважительно?»
В письме должно быть указано следующее: (1) ФИО, (2) дату рождения, (3) название прихода или небольшого прихода, (4) кола или округа, (5) ваше письменное разрешение и, если вам не исполнилось 18 лет, разрешение одного из ваших родителей на публикацию вашего ответа и фотографии.
Редакция оставляет за собой право редактировать письма для их сокращения или для большей ясности.
Как молиться, чтобы Господь услышал?
Этот вопрос, пришедший в нашу редакцию, определил тему новой беседы с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.
— Владыка, мы с Вами уже говорили: молитва — это наше общение с Богом, для христианина она должна быть необходимой как дыхание. Но мы знаем и из собственного опыта, и из опыта наших читателей, у которых много вопросов на эту тему, что научиться молиться и любить молитву очень трудно. Даже святые говорили: молиться — значит кровь проливать; молитва требует труда до последнего дня человека. Владыка, почему молиться бывает так трудно?
— Действительно, молитва —это труд, об этом говорили многие святые. А русский народ сложил очень точную поговорку: самое трудное на свете — это Богу молиться и старых родителей кормить.
Почему же молиться трудно, хотя многие святые имели навык постоянной непрестанной молитвы? Надо напомнить себе, что такое молитва. Это предстояние Богу, можно сказать, разговор с Богом, общение с Ним. А что нужно для того, чтобы в нашей обычной жизни постоянно хотеть общаться с человеком?
— Любить его…
— Совершенно верно. Например, вот жених и невеста —они все время хотят общаться друг с другом, 24 часа в сутки. Потому что есть любовь, влечение друг к другу. Так и с Богом: должно быть стремление к Нему для того, чтобы молитва не была нудной обязанностью. Знаете, как иногда говорят: «вычитал правило»? Как будто яму копал… Конечно, молиться постоянно, живя в миру, сложно, но, по крайне мере, можно обращаться к Богу часто и с любовью.
Я вспоминаю свою юность, когда я просто бежал в храм. Знаю и других своих ровесников, тех, кто приходил в Церковь еще в советское время. Для нас это было самым главным, что может быть на земле, и заслоняло абсолютно всё: и учебу, и работу, и какие-то семейные связи. Мы буквально «утреневали» ко храму (как сказано в молитве: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему»), то есть с самого раннего утра постоянно хотелось быть в храме, видеть, слышать то, что там происходит. Я помню это чувство, до сегодняшнего дня память о нем в моем сердце.
Такое живое чувство к Богу должно быть у человека для того, чтобы ему хотелось молиться. Но, конечно же, оно есть не всегда. Человек —существо крайне непостоянное, и даже когда он достигает в своей жизни каких-то вершин, потом у него бывают периоды охлаждения и падения. Но память о том, что было — о прежних вершинах, будь то отношения с Богом или людьми — должна согревать человеческое сердце, когда пик чувств постепенно проходит. Тогда вместо охлаждения будет ровное горение, и потом оно будет разгораться все ярче. Есть ведь такие случаи, когда супруги, прожив друг с другом многие десятилетия, в конце своей жизни любят друг друга ничуть не меньше, а наоборот, даже сильнее, глубже, чем это было в юности.
Примерно такие же отношения могут быть у человека с Богом. Возможно, кому-то этот пример покажется не совсем корректным, но он понятен. Не надо забывать, что общение человека и Бога — это общение двух личностей, и оно требует того, чтобы человек постоянно возгревал, подпитывал свои чувства памятью о тех моментах, когда Господь Сам являлся человеческому сердцу. Вообще, каждый человек, который ходит в храм,— я в этом глубоко убежден — хотя бы однажды увидел Бога, почувствовал Его близость и еще здесь, на земле, испытал то чувство, о котором говорил апостол: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Память об этом дает человеку силы, когда приходит охлаждение.
Когда одна из духовных чад жаловалась в письме святителю Феофану Затворнику на свою холодность, на то, что она никак не может молиться, хотя еще вчера радовалась всему и Бога благодарила, он ответил так: посмотрите за окно — вчера солнышко светило, а сегодня дождик пошел. Это не зависит от нас с вами. Так же, говорит, и в человеческом сердце — то одно состояние, то другое. Но нужно научиться претерпевать периоды охлаждения, уныния, забвения о Боге и вновь к Нему возвращаться.
— Владыка, мы хотели бы задать Вам вопросы о молитве, которые есть у многих прихожан наших храмов. «У меня сложная жизненная ситуация. Молюсь, но она не разрешается, а становится все хуже. Что делать, как молиться, чтобы Господь услышал?» — спрашивает Сергей.
— Молиться надо неотступно. Но кроме того, нужно обязательно разбираться в ситуации, пытаться понять, почему она так складывается. Ведь иногда Господь хочет он нас, чтобы мы в чем-то изменились, чтобы мы потрудились сами. Допустим, мы просим Бога о чем-то, и Он ставит нас в такие обстоятельства, в которых мы можем волю Божию исполнить, сделав что-то своими собственными руками. Господь очень редко действует в человеческой жизни напрямую, с помощью какого-то явного чуда. Обычно люди исправляются людьми же.
Поэтому, я думаю, Сергею и тем, кого волнуют похожие вопросы, надо прежде всего очень внимательно разобрать эту сложную ситуацию, может быть, посоветоваться с кем-то из духовно опытных людей, чтобы понять: в чем именно моя вина в случившемся? Что я могу изменить не в окружающих людях, а в самом себе? И если мы что-то в себе изменим, то и ситуация после этого начнет меняться.
— Еще вопрос, скажем так, о действенности молитвы: «Хотел бы выяснить важные для меня вопросы. Как лучше (эффективней) исполнять молитвенное правило: мысленно или вслух? Если вслух, то шепотом или громко? К какой интонации при этом стремиться: церковной или своей собственной? Игорь»
— Вообще, подходить к молитве с точки зрения «эффективности» неправильно. А исполнять правило нужно так, чтобы это было наиболее полезно для нас. Все мы люди очень разные: у нас разные навыки, привычки, характеры. Кому-то удобнее читать про себя, кому-то вслух. Главное,чтобы тексты молитвословий, которые мы читаем, проходили через наше сердце, наше сознание. А темп молитвы, способ ее произнесения зависят от того, как человеку легче ее воспринимать. Лично у меня есть одна проблема с юности: в свое время я прочитал множество книг и читаю очень быстро. Скажем, молитвенное правило (три канона с акафистом) я могу прочитать про себя минут за пятнадцать, причем вполне осознанно. Поэтому, когда я служу, я всегда произношу молитвы вслух для того, чтобы это было чуть медленнее. Другой человек, может быть, наоборот, вслух читает по слогам, и ему удобнее читать про себя.
Что касается интонации, которую Игорь называет церковной (это чтение на одной ноте, спокойное, без эмоциональных всплесков),—я думаю, она предпочтительнее, потому что так человек лучше привыкает и к чтению в храме, ему потом легче в нем разбираться. Такое чтение в церкви на самом деле является более правильным, потому что в словах молитвословий должна звучать сама молитва, а не наши личные эмоции. Хотя относительно домашнего правила повторю — все это очень индивидуально и не имеет большого значения, лишь бы молитва была понятна человеку и проходила через его сердце.
— «Около десяти лет я молюсь и обращаюсь со своими нуждами к святой Матронушке. Просила, конечно, о земном: здоровья, замужества, чтобы дочь на бюджетное отделение поступила и т.д. Потому что еще перед смертью она сказала: “Все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях”. Я слово “скорби” понимаю как земные трудности, проблемы, печали, неудачи. Но в лекциях богослова профессора А.И Осипова говорится, что мы неправильно молимся, прося земные блага. Мы должны молиться, просить помощи в избавлении от грехов. А когда избавимся от греха, то Господь, видя наши нужды, Сам даст необходимое. Я теперь в сомнениях: и Матронушке верю, и профессору А.И. Осипову тоже верю. Поясните, как правильно молиться? Надо ли исповедоваться в том, что просила о земных благах? Ангелина»
— Нет, каяться в этом не надо. Профессор Осипов говорит о высоких вещах. Но мы пока живем в этом мире, и поэтому нас беспокоят, в том числе, и вещи житейские, о которых Вы пишете. Я всегда в таких случаях вспоминаю эпизод из жизнеописания преподобного Амвросия Оптинского. Однажды к нему пришла крестьянка из соседнего села и пожаловалась, что у нее мрут индюшата. И старец слушал, сочувствовал, объяснял ей, что и как делать. Крестьянка ушла утешенная. Было ли такое отношение правильным? У каждого есть какие-то нужды и скорби, и я думаю, что это нормально, когда человек обращается с ними к Богу.
Другое дело —и здесь я согласен с профессором Осиповым, сам часто об этом говорю,—чтонаши отношения с Богом ни в коем случае не должны ограничиваться только вот этим «дай, дай, дай»… Если мы христиане, нужно, чтобы мы думали и о каких-то более глубоких вещах, сами старались что-то принести Богу в жертву. «Сыне, даждь ми твое сердце»,— говорит Господь. Он ждет от нас нашего сердца, думаю, что это важнее всего.
Поэтому при видимой противоречивости позиций, которые приводятся в письме, правы обе стороны. Просить у Бога земных благ можно, и в этом нет ничего ни преступного, ни плохого. Но ограничиваться только этим нельзя, потому что наша земная жизнь — это подготовка к вечности. Самое главное —спасение нашей души. Именно этого надо просить у Бога и самим делать все, что от нас зависит.
— Еще один вопрос из числа тех, что часто можно услышать: «Говорят, чтобы понять волю Божию, надо помолиться. А как правильно молиться и как понять, что ответ действительно от Бога?»
— Есть такое правило: следовать тем обстоятельствам, в которые Господь тебя поставляет. Особенно если человек от сердца помолится и попросит Бога о помощи. А вообще надо во всех жизненных ситуациях руководствоваться Евангелием, и тогда ты исполнишь волю Божию, потому что в Евангелии воля Божия о нас совершенно четко определена.
— Следующие несколько вопросов, Владыка, опять об охлаждении в молитве. Это очень распространенный недуг… «Если сердце на молитву не отзывается уже продолжительное время, с этим надо смириться и принять? Например, молятся в храме, а я хочу, но не могу, а потом молитвы даже начинают раздражать: “Сколько же можно одно и то же. ” Ирина».
— Нет, смиряться с этим не надо, а нужно, как сказано у святителя Феофана Затворника, которого я только что цитировал, это состояние как-то переждать. В древнем Патерике есть интересный эпизод. Один новоначальный монах спрашивает более опытного: что делать, если нет желания молиться, наоборот, расслабление, уныние пришло? Старец советует: вставай, пересиливай себя, пытайся разогреть свое сердце. Монах жалуется, что не получается. Тогда, говорит старец, возьми свою мантию, завернись в нее и спи.
Этот совет, хоть он и выглядит шутливым, на самом деле очень мудрый. Потому что иногда бывает так, что человеку нужно просто прийти в себя, взять паузу. Но ни в коем случае не соглашаться с таким состоянием, а, отдохнув, постепенно возвращаться к молитве. И здесь, как я уже сказал, очень важное значение имеет память о том периоде, когда человек молился и был услышан Богом, когда ощущал единение с Ним, Его близость.
— «Уже много лет читаю вечерние и утренние молитвы, но встаю на правило с огромным трудом. Чем бы ни заниматься — лишь бы не молиться… Как изменить свое отношение к молитве, как полюбить ее? Татьяна»
— Бывает, что человек просто, что называется, осуетился, то есть обычные дневные заботы и хлопоты заняли слишком большое место в его жизни. Но при этом остался такой рудимент: надо встать на молитву утром и вечером. Конечно, когда живого отношения к Богу нет, через какое-то время этот рудимент начинает раздражать: ну зачем, спрашивается, тратить время на то, чтобы одни и те же слова повторять, когда сердце молчит? Нужно опять же остановиться и разобраться в себе. Причина всегда в самом человеке.
Еще бывает, что человек перестает молиться, держать пост, ходить в церковь, когда его образ жизни становится далеким от христианского. Мы ведь какие? Согрешили в одном, в другом, в третьем — но нам ведь тяжело, и времена такие, все так живут… Все мы знаем этот набор самооправданий. И постепенно, когда накапливаются какие-то недостатки, грехи, может быть, даже пороки, молиться становится невозможно. Попытки молиться вызывают только отторжение.
Причиной может быть все что угодно. Поэтому Татьяне и всем, у кого похожее состояние, надо подумать, разобраться в себе, в своей жизни и постараться внести коррективы. Тогда человек снова сможет молиться внимательно.
— Вы как-то говорили, Владыка, об опыте непрестанной молитвы. Но эти дела, хлопоты, о которых пишет наша читательница, они же не всем мешают молиться, по слову преподобного Серафима Саровского, который говорил, что молитва делу не помеха?
— Непрестанная молитва — это все-таки делание монашествующих, да и то не всегда в наше время это встретишь. В миру к этому стремиться не надо, но молиться часто можно и нужно. Знаете, есть непрестанная молитва, а есть ее противоположность —непрестанная суета… Вот эту непрестанную суету надо все-таки отодвинуть в сторону. Кроме того, молитва — это память о Боге. И хорошо приобрести такой навык: вот я хожу, разговариваю, что-то делаю —и все время помню, что есть Бог, Он над всеми моими делами. А обычно мы живем так, как будто Его нет, и вспоминаем о Нем редко. На самом деле, надо о Нем помнить всегда.
— «Подскажите, пожалуйста, как правильно поступать, если во время молитвы в голову лезет все что угодно, кроме самой молитвы. Читала два совершенно полярных мнения: перестать молиться, так как Бог все равно такую молитву не слышит,— или понуждать себя, молиться через силу. Инна»
— Останавливаться ни в коем случае не надо, следует понуждать себя. Чтобы восстановить внимание на молитве, можно время от времени делать такое упражнение: когда вы читаете правило и вдруг понимаете, что внимание «улетело», надо вернуться назад и читать уже со вниманием. Это сложно, и не нужно это делать постоянно, но пробовать надо, чтобы наладить в себе навык внимательного чтения.
Еще у того же святителя Феофана есть замечательный ответ на похожий вопрос. Одна из его духовных чад спросила: «Иногда я понимаю, что постояла на молитве и ничего в моем сердце не шевельнулось. Что делать?». Он ответил: «Тогда встаньте перед иконами, перекреститесь, вздохните, и скажите: “Господи, я не смогла Тебе сегодня принести мое сердце, прими от меня хотя бы ноги”». Он много говорит в своих письмах, что надо приучаться держать себя в порядке, быть собранным. Например: вот ты лежишь на диване, вспомни, что это неправильно, и вместо этого сядь, как полагается, выпрямись. Такие вроде бы мелкие внешние вещи помогают человеку держать себя в необходимых рамках, потому что, когда мы эти рамки упраздняем, мы растекаемся, теряем свою собранность. А без этого многое невозможно, не только Богу молиться — например, учиться. Посмотрите, многое из того, что мы говорим о молитве, можно сказать студенту, который не умеет учиться, потому что там точно то же самое: нет внимания. Поэтому многое в жизни человека изменится, многое станет делать легче, человек будет достигать больших успехов, если он настроит себя на правильную внимательную молитву.
Хочу посоветовать авторам этих вопросов и всем нашим читателям обязательно прочитать книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это ответы на подобные вопросы в форме писем. А тем, кто любит читать и не боится толстых книг, я рекомендовал бы собрание писем святителя Феофана, в которых содержатся исключительно глубокие, очень ценные, вполне современные материалы. Святитель отвечает на вопросы своих духовных чад, которые не так уж отличаются от тех, которые задаются сегодня. В свое время мне самому эти книги очень помогли.
Фото Алексея Лузгана и Андрея Гутынина
Как понять, что Бог услышал мою молитву?
Люди обращаются к Господу с разными молитвенными словами, однако далеко не всегда молитвы бывают услышаны. Как понять, Бог услышал молитву или нет? Вот какой ответ на этот вопрос даёт православие.
Почему, когда нам плохо, молитва не всегда помогает?
В жизни каждого человека случаются минуты отчаяния, особых страданий, когда человеку кажется, что Господь не слышит молитву, не хочет помочь в трудной ситуации. Даже если молящийся произносит искренние слова перед иконой, просит, обращается со слезами, ответа не следует и этому есть несколько объяснений. Такая ситуация не означает, что Бог не слышит нашу молитву, ведь Ему доступны все наши мысли и чувства, не говоря уже о словах. И, если верующему человеку в минуту отчаяния кажется, что Бог его не слышит, этому может быть несколько причин:
Преподобный старец Паисий Святогорец, говоря о молитве, своим духовным чадам советовал: «Для преуспеяния нужно без остатка довериться Богу». Также патриарх Сербский Павел говорил:
Всё устраивается, если умеешь терпеть и доверяешь Богу.
Если кажется, что Господь не слышит нашу молитву, не стоит отчаиваться, так как уныние в православии считается большим грехом. Он рождается от маловерия и неверия Богу, слишком большой уверенности в непобедимости злых сил или собственном бессилии, гордости. Не стоит поддаваться этому состоянию – Господь слышит молитву каждого человека, в любом состоянии, но не всегда сразу дарует просимое.
Как понять, что Господь услышал молитву?
Бог слышит молитвы всегда, но иногда, знаком того, что просьба услышана являются следующие признаки:
Иногда молящийся, после молитвенных просьб перед иконами, начинает замечать, что у него наступает лёгкость, меняется отношение к произошедшему. Это может означать, что вера восстанавливается, как и доверие к Богу и что Он слышит молитвы. Правда, в некоторых случаях стоит проявить осторожность к новым мыслям, так как они могут оказаться не от Бога, особенно если противоречат христианскому учению.
Фото: Flickr.com
Отец Георгий Кочетков в газете «Кифа» №3(109) февраль 2010 года на вопрос о молитве отвечает так:
Есть внутреннее свидетельство того, что Господь слышит молитвы, и внешнее. Молитва – это не аутотренинг, не самовнушение, а диалог с Богом.То, что Всевышний услышал просьбу молящегося, проявляется не только во внезапно возникших мыслях и действиях, но и во внешнем изменении обстоятельств. Господь всегда помогает тем, кто к нему обращается, но Он может вести человека не прямыми, а косвенными путями к благополучной и благодатной жизни. В некоторых случаях это требует терпения, доверия Богу, умения преодолевать трудности, а не роптать и на практике сделать это действительно непросто.
Мысли о том, что Господь не слышит молитв – дьявольские, ломающие стержень веры в каждом человеке, ввергая его в пучину отчаяния и страданий. В таком состоянии страдающий может сделать всё, что угодно, вплоть до самоубийства, крайне безрассудных поступков. Даже если кажется, что помощь не поспевает быстро, Господь всё видит и слышит, Он обязательно поможет, когда молящийся обретет трезвость мыслей, способность контролировать чувства.
Поэтому не стоит думать, что Бог нас не слышит, если не исполняет просьбы, когда мы тонем в неопределённости и страданиях. Всё устраивается, если набраться терпения, следовать Воле Божьей и доверять Всевышнему.