Чувствуют ли младенцы боль на самом деле? Как и где ее отыскать? – рассказывает директор департамента педиатрической службы клиники, член Международной ассоциации по изучению боли, член Европейской федерации неврологов, MD, MBA, PhD, детский невролог из Алматы Константин ПУШКАРЕВ.
– Когда мы назначаем малоинвазивные медицинские манипуляции, например, такие, как общий анализ крови, – говорит доктор, – мамы всегда просят: сделайте так, чтобы не было больно.
Мы все с вами боимся боли. Она для нас не просто физическое явление. Боль может запечатлеться в нашей памяти и периодически напоминать о себе. Это многокомпонентное переживание.
Бывает, например, боль социальная: “А как общество воспримет меня, если у меня болит вот тут?”. Затем формируется боль душевная. Есть еще такой тип боли, как нейропатическая, связанная с повреждением самой нервной системы.
Есть психологический компонент боли. Например, когда берут анализ крови, и как психологически я восприму его результат. Плохим он будет или хорошим? Поэтому, согласно определению Международной ассоциации по изучению боли, боль – это комплекс, который является неприятным сенсорным и эмоциональным переживанием, связанным с действительным или возможным повреждением тканей.
Удар, слово, потрясение, душевная неприязнь – все это формирует восприятие организмом компонентов боли.
– Но мы, врачи, – продолжает Пушкарев, – чаще встречаемся с ноцицептивным типом боли, то есть связанным с повреждением самой ткани и активацией болевых рецепторов (ноцицепторов). Например, боль от удара молотком по пальцам, от пореза чем-то острым или боль при аппендиците, когда такое ощущение возникает вследствие повреждения аппендикса.
И вот мне, как педиатру-невропатологу, не совсем понятно, почему некоторые теоретики считают, что дети не воспринимают боль, якобы не чувствуют ее, особенно в первые три месяца жизни. На самом деле это не так.
Младенцы не могут рассказать о ней и просто плачут. А что делает мама, когда ребенок плачет? Она прижимает его к себе, начинает укачивать, потом дает грудь. Если он не успокаивается, начинает ощупывать его. Замечает, что он горячий, значит, у него температура. То есть мама опять же апеллирует к разным компонентам боли.
Когда она прикладывает малыша к груди и начинает его кормить, у него подключаются вкусовые рецепторы, он отвлекается, ведь в молоке еще есть вещества, которые в этот момент его обезболивают.
К тому же добавляется запах мамы. Она начинает разговаривать с ребенком, пытаясь его успокоить.
Но у мамы в данном случае стресс. И этот адреналин, гормоны возбуждения, которые женщины копят в течение дня, передаются через молоко. И степень возбуждения ребенка может возрасти. Потом домой приходит папа. А у него нет выраженного родительского инстинкта. Днем папы заняты совсем другими делами. Они более уравновешены и спокойны.
Кроме того, папа в течение дня накапливает определенный процент тестостерона, который потом через дыхание, через общение передается ребенку. И когда за малыша берется папа, что тут происходит? Ребенок успокаивается.
И через некоторое время снова переходит в руки к маме. А у нее к тому времени уже ушли все стрессы, и она кормит малыша спокойным, без адреналина и других стрессовых гормонов, молоком. Такой этап домедикаментозного лечения боли называется саморегуляцией.
Взвешенность во всем
Итак, успокоили малыша и, кажется, незачем ему что-то еще давать. Но тут вы отмечаете, что у него осталась температура. Начинаете его отпаивать, измерять температуру. От грудного молока и спокойного общения она уже несколько снизилась. И теперь вы имеете возможность трезво оценить, насколько критична на самом деле ситуация. Здесь уже, наверное, можно применять медикаментозное лечение, согласно протоколу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Однако, как показывает практика, обезболивающее действие парацетамола у многих детей, особенно грудничков, бывает слабо выражено, а противовоспалительный эффект иногда вовсе отсутствует.
В таких случаях неоспоримым преимуществом обладает единственный разрешенный у детей с трехмесячного возраста препарат – ибупрофен. Его тройной эффект обеспечивает снижение температуры тела, обезболивание и уменьшение проявления воспаления
– И в нашем случае, – говорит доктор Пушкарев, – я бы хотел говорить преимущественно именно о группе ибупрофенов по сравнению с парацетамолом. Хотя и те и другие относятся к категории ненаркотических анальгетиков, которые отпускаются без рецепта врача при болях воспалительного характера.
Но я считаю, что парацетамол более нефротоксичен. Он может влиять на желудочно-кишечный тракт и чреват передозировкой по сравнению с ибупрофенами и не обладает противовоспалительным эффектом.
А ведь боль, как правило, сопровождается воспалением. Вот если ребенок ударился, у него это место будет не только болеть, но и воспаляться.
Согласно рекомендациям ВОЗ, парацетамол детям можно давать с любого возраста. Но в имеющихся на рынке Казахстана разновидностях препарата в среднем достаточно большая концентрация парацетамола, при которой применение в раннем детском возрасте также будет запрещено.
Нельзя, например, до двух месяцев давать панадол, а до одного месяца не рекомендуется популярный эффералган. Запрещен до двух месяцев тайлол. Заметьте, что все эти препараты отпускаются без рецепта врача! Вот в чем проблема!
И любая мама может прийти в аптеку и. Тут уже дело за компетенцией провизора, который может порекомендовать ей именно этот препарат или нет. Провизору ведь надо продать препарат. Поэтому я за то, чтобы детям такие препараты выписывал врач и в строго определенной дозировке. Как правильно лечить малышей при высокой температуре
И считаю применение ибупрофена более безопасным, поскольку этот препарат достаточно быстро накапливается в крови и сохраняется там продолжительное время – до 24 часов.
Мама видит его эффект быстрее. А насколько это важно, объясню на примерах.
Ректальные свечи – это куда?
В отделение токсикологии Центра детской неотложной медицинской помощи г. Алматы слишком часто привозят детей с передозировками от любых препаратов со всего города и из Алматинской области. А связано это чаще всего с беспорядочностью применения мамами препаратов.
Вот дала один, подождала 10 минут – как будто не действует, дала второй, третий. Забыла сказать врачам “скорой”, те поставили еще какой-то укол. В итоге ребенку совсем плохо.
И его с кровотечениями привозят в клинику, а мы начинаем лечить его и снимать интоксикацию. Так вот, при применении ибупрофенов, действие которых обнаруживается сразу и надолго, можно избежать этого беспорядочного применения прочих лекарств. Есть доза, есть часы. Пожалуйста, соблюдайте. А не помогает, всегда надо обратиться к врачу, рекомендует Константин Пушкарев.
Ну а мы, врачи, детские неврологи, основываемся на трех основных принципах. Первое – если у ребенка есть болевой синдром, анальгетик следует давать через равные промежутки времени, по часам, согласно инструкции препарата, а не по необходимости. При этом строго наблюдая за побочными эффектами. К сожалению, эти эффекты бывают. Допустим, аллергическая реакция. И это не является ошибкой врача. Организм каждого человека индивидуален. Кто-то может и от банальной валерьянки получить анафилактический шок просто потому, что у него, грубо говоря, аллергия на нее. Поэтому, давая препарат, мы следим за реакцией ребенка и только потом, постепенно, начинаем его лечить.
Какую боль испытывает ребенок
Боль может быть острой, стреляющей, монотонной, хронической, прогрессирующей, вызывающей болевой синдром. А к нему, кстати, человек потом привыкает. В этом случае надо выписывать ему еще антидепрессанты, если мозг человека запомнил эту боль и периодически ее повторяет.
– Но это у взрослых, – комментирует невролог, – а как же определить вид боли у ребенка? Ведь это непросто.
Именно поэтому была разработана популярная шкала оценки боли у детей. Это такие смайлики. Когда малыш испытывает боль, он показывает на соответствующий смайлик, как ему эта боль не нравится.
До сих пор не могу понять, как удалось разработать такую шкалу, чтобы ребенок указал именно конкретную картинку. Но в действительности это работает. И применяется детям старше 7 лет.
Как принимать лекарства детям
Препараты детям вводят разными способами: внутривенно, ректально, внутримышечно и через кожу. При оценке клинической ситуации выбирается наиболее доступный из них. При этом внутримышечный путь введения по теории ВОЗ не должен применяться у детей, потому что он очень болезненный. Педиатры его избегают. Лекарственные формы внутривенно или внутримышечно малышам вводят только в экстренных ситуациях.
А вот пероральный способ приема растворов лекарственных средств, то есть через рот путем проглатывания, в педиатрической практике наиболее актуален, и он стоит на первом месте. Потому что это наименее безболезненный, простой и эффективный способ. Однако пероральные растворы не должны содержать сахара и алкоголя, чтобы не вызывать негативных последствий.
Еще очень удобен для детей ректальный способ введения лекарственных средств (в прямую кишку через задний проход, где они поглощаются системой кровообращения). Это ректальные свечи, при которых ребенок не испытывает дискомфорта. Только при назначении ректальных свечей врач-педиатр, конечно, должен объяснить маме, куда их ставить.
– У нас же в теле много разных отверстий. Некоторые родители при этом начинают тихонько посмеиваться, – рассказывает Пушкарев. – Но нам бывает не до шуток. У меня в практике был случай в отделении патологии новорожденных в первой детской клинике.
Я объяснил маме: “Ставьте по одной свечке два раза в день”. Мы там обходы делали каждые три часа. И вот смотрю, а у ребенка в носу что-то торчит! А отделение-то довольно тяжелое. Беру ушную палочку и вытаскиваю ректальную свечку.
И тут мне вспоминаются все байки и анекдоты на эту тему. Как пациенты начинают глотать такие свечки или сжигать. И все это в реальной жизни. Поэтому мы, врачи, действительно должны объяснять каждому пациенту, что ректальная свеча ставится в задний проход, а прием лекарства перорально – это через рот.
– Есть еще одно заблуждение, – продолжает доктор, – что мы должны назначать препараты согласно дозировкам. Но если мы видим, что ребенок худой и маленький, то и дозировку ему снизим. За 7 лет работы в отделении патологии новорожденных меня хорошо обучили этому неонатологи. Они все делают из расчета на массу тела. То есть 500-граммовому ребенку нужна одна дозировка, а крупному – другая. В педиатрии это так и определяется – на массу тела и на год жизни. Для каждого ребенка лечение должно подбираться индивидуально. Малыши травятся очистителями канализации и казанов десятками
И вот еще мамам на заметку.
Популярный аспирин – хороший препарат, имеет анальгезирующее, жаропонижающее, противовоспалительное действие. Но только не для маленьких детей! Его применять можно лишь после 15 лет. Или такой препарат, как анальгин, обезболивает и снижает жар, но не является противовоспалительным.
И последнее, о чем хотел бы сказать. С 2003 года в Казахстане запущена программа ВОЗ – Интегрированное ведение болезней детского возраста до 5 лет (ИВБДВ), которая действительно помогла снизить смертность и стимулировать детскую саморегуляцию. Так вот в ней говорится: если ребенок не может пить или сосать грудь, если у него кашель и затрудненное дыхание, рвота или диарея, лихорадка, которая потом будет сопровождаться судорогами, или уже имеются судороги, то нужно не просто давать препараты, а вызывать “скорую помощь”! Или приглашать на дом врача, который оценит состояние ребенка и ответственно скажет, как надо его лечить.
Причины болей в животе у детей, характерные симптомы и что делать взрослым
Причины болей в животе у детей многообразны, их развитие связано преимущественно с функциональными расстройствами или воздействием инфекционного фактора. Появление симптомов заболевания требует проведения обследования и установления причины жалоб пациента.
Причины боли у ребёнка
К наиболее распространенным причинам болей в животе у ребёнка можно отнести:
Основные причины и их симптомы
Таблица 1. Самые частые причины возникновения боли в животе у ребенка.
Появление колик наиболее характерно для пациентов в возрасте 3—4 месяцев. Они сопровождаются ухудшением самочувствия с выраженным беспокойством ребёнка, плачем, подгибанием ножек, напряжением и постоянным изменением положения тела. После занятия вертикального положения, укрывание тёплой пеленкой области живота или принятия укропной воды выраженность симптомов снижается и ребёнок успокаивается.
Развитие метеоризма сопровождается беспокойством ребёнка. Несмотря на первоначально хороший аппетит, он может резко отказываться от пищи. Лежит преимущественно с подогнутыми коленями. Также появляется частое срыгивание, бурление в животе и болезненное отхождение газов с последующим облегчением самочувствия.
Для появления дизентерии характерно выраженное ухудшение самочувствия. Повышение температуры тела сопровождается нарастающей интоксикацией, слабостью вплоть до потери сознания. Кишечные симптомы выражены однократной рвотой и обильным частым стулом, который первоначально носит зелёный оттенок со слизью или прожилками крови. На 2—3 болезни стул становится крайне скудным. Может быть лишь урчание и тенезмы.
Наиболее часто подвергаются развитию вирусной инфекции дети старше пятилетнего возраста. Для заболевания характерно появление симптомов интоксикации с обезвоживанием, слабостью, вялостью и потерей аппетита. Температура повышается незначительно. Диспепсические симптомы характеризуются частым стулом и рвотой, которые не приносят облегчения. Стул обильный с непереваренный кусочками пищи и неприятным запахом. Пациента может также беспокоить постоянное урчание в животе, метеоризм и появление трещин в области заднего прохода. Наиболее опасными являются признаки обезвоживания, развивающиеся в короткие сроки.
Развитие запоров проявляется появлением тяжести в нижних отделах живота, болевым синдромом ноющего характера. Последнее испражнение при этом отмечается несколько дней назад. Симптомы интоксикации ещё не развиваются. Диарея проявляется частыми испражнениями, которые не всегда приносят облегчение. При этом может развиваться урчание в животе, боль спазматического характера. Из-за частого стула в области прямой кишки развивается раздражение.
Для заболевания характерно появление болей спустя полчаса после приема пищи. Они носят спазматический характер, сопровождаются метеоризмом, коликами, выраженным вздутием живота и срыгиванием.
Гастрит язвы желудка
Патологии проявляются болями первоначально ноющего характера, которые могут сменяться на острые в области верхних отделов живота. Кроме того, возникает тошнота, рвота, потеря аппетита и слабость.
Наиболее частой причиной развития болей в животе у ребёнка становятся аскариды. Симптомы могут напоминать колики, но их выраженность значительно меньше. При этом они носят регулярный характер. Возможно появление головных болей, метеоризма и зуда в заднем проходе, возникающего преимущественно в вечерние или ночные часы.
Симптомы диспепсии развиваются спустя один или два часа после приема пищи, сопровождаются болями в животе, метеоризмом, учащением стула с неприятным запахом, непереваренными частичками пищи, слизью. Кроме того, возможна потеря аппетита, частые срыгивания и рвота.
Заболевание сопровождается появлением ноющих болей в правой подвздошной области или нижних отделах живота с повышением температуры и нарастанием интоксикации. На начальных стадиях возможна однократная рвота. По мере прогрессирования заболевания боли становятся более интенсивными и острыми.
Развитие панкреатита наиболее характерно для детей в возрасте 13—15 лет. Пациента беспокоит болевой синдром в верхних отделах живота опоясывающего и ноющего характера. Температура тела повышается незначительно. Возникает рвота, тошнота, которые усиливаются после приема пищи, а также диспепсические проявления, вызванные нарушением выработки ферментов.
Непроходимость характеризуется появлением боли разлитого характера в различных отделах живота, преимущественно в околопупочной области. Однократно может возникать рвота, отхождение газов или стула. По мере прогрессирования заболевания нарастает вздутие, интоксикация с отсутствием испражнений.
Инвагинация сопровождается появлением резкой приступообразной боли в животе, которая усиливается спустя 10—15 минут. Ребёнок ведёт себя беспокойно, кричит, подгибает ноги к животу и покрывается холодным потом. На фоне непроходимости кишечника возможно появление рвоты, срыгивания и однократного отхождения каловых масс.
Менструальные боли у девочек
Развитие менструальных болей наиболее часто беспокоит в первые дни кровянистых выделений. Может возникать дискомфорт или болевой синдром, имеющий ноющий характер, с иррадиацией в крестец или копчик. Кроме того, возможно головокружение, слабость, снижение давления и появление холодного липкого пота.
Резкая приступообразная боль, усиливающаяся при ходьбе может быть связана с растяжением мышц передней брюшной стенки. Ее возникновение возможно после физического перенапряжения, кашля или рвоты. У пациента отмечается хороший аппетит, отсутствие рвоты и нарушения стула.
Болит живот—первая помощь
При появлении боли в животе, связанной с отравлением необходимо обеспечить обильное питье. Для этого используют только чистую питьевую воду, а также жидкости, предупреждающие развитие обезвоживания.
С целью выведения токсинов разрешается воспользоваться энтеросорбентами, например, активированным углём. Они снизят выраженность диареи, а также помогут вывести источник инфекции и токсины.
При неясной причине, а также сохранении симптомов с ухудшением самочувствия нельзя заниматься самолечением. В ближайшее время требуется вызвать скорую помощь или обратиться самостоятельно в лечебное учреждение.
Симптомы для срочного вызова скорой помощи
Окружающим и особенно родителям необходимо знать о симптомах, которые являются показанием для срочного обращения за медицинской помощью. К ним относят:
Первая помощь до приезда врача
К основным мероприятиям которые должны проводиться окружающими или родителями до приезда скорой помощи относят:
Профилактика болей в животе у детей
Профилактические мероприятия, направленные на снижение выраженности болевого синдрома у лиц детского возраста заключаются в:
Функциональные боли—как помочь ребёнку?
Развитие функциональных болей является частым явлением для детей в возрасте от 7 до 15 лет. Данное состояние сопровождается выраженным ухудшением самочувствия, но даже при проведении тщательной диагностики и полном обследовании пациента, причину выяснить не удаётся. Их появление не связано с наличием патологии хирургического или инфекционного характера.
К предполагаемым причинам, которые могут вызвать появление функциональных болей, относят:
Несмотря на то, что функциональные боли не несут опасности для жизни и здоровья пациента, они в значительной степени могут ухудшать качество жизни. Поэтому, для облегчения состояния ребёнка, необходимо:
Что не надо делать если у ребёнка болит живот?
При появлении болей в животе у ребёнка родителям необходимо придерживаться основного плана действий. Первоначально, необходимо установить возможную причину развития данных симптомов.
Для этого важно уточнить у ребёнка данные анамнеза и динамику самочувствия, это поможет в дальнейшем врачу подобрать наиболее эффективное лечение.
К основным запретам, которых следует придерживаться относят:
Можно ли давать обезболивающее
Приём обезболивающих средств при болях в животе у ребёнка неясной этиологии запрещён специалистами. Данные препараты снижают выраженность болевого синдрома, тем самым искажая клиническую картину заболевания.
В дальнейшем, при поступлении в стационар сложнее будет поставить диагноз и подобрать необходимую тактику диагностики и лечения. Поэтому, при появлении болей в животе необходимо в срочном порядке обратиться в лечебное учреждение не занимаясь самолечением.
Несмотря на то, что причины болей в животе у детей могут быть разнообразными, не допускается самостоятельное лечение. Это связано с высоким риском развития осложнений и угрозы для жизни пациента.
Головная боль у ребенка — это не редкость. Подобные симптомы могут проявляться у пациентов любого возраста, в том числе у новорожденных. Основная задача родителей — вовремя распознать первые признаки и обратиться за медицинской помощью, поскольку болезненность может возникать по разным причинам. Врачи Клинического института мозга проведут полное обследование и назначат максимально эффективную схему терапии, с учетом всех особенностей детского организма. Попытки подобрать лечение самостоятельно могут приводить к опасным последствиям, поэтому здоровье ребенка стоит доверить профильным специалистам.
Как распознать головную боль у ребенка?
Диагностика головной боли у ребенка младшего возраста и у новорожденных проводится профильным специалистом. В домашних условиях определить ее сложно, поскольку дети еще не могут точно описать, что их беспокоит. Существуют косвенные признаки, которые позволят родителям понять, что у ребенка болит голова, но они практически не отличаются от боли любой другой локализации. К ним относятся:
Дети дошкольного и младшего школьного возраста уже могут пожаловаться на головную боль и указать, в каком участке ощущается дискомфорт. У пациентов данной возрастной категории хронические боли возникают не более, чем в 3—8% случаев, а у подростков этот показатель может достигать 50 и даже 80%.
Причины головной боли у детей
Головная боль может проявляться в любом возрасте. Острая или хроническая, она может возникать в определенном участке либо распространяться на всю поверхность головы. Ее точная локализация, а также время возникновения и условия, при которых она обостряется, имеют важное диагностическое значение. Один из первых критериев — расположение головной боли, в зависимости от этого можно предварительно предполагать, что стало ее причиной.
Врачи Клинического Института Мозга специализируются на диагностике и лечении детей любого возраста, в том числе новорожденных, у которых наблюдаются признаки головной боли. Методики подбираются индивидуально, с учетом особенностей каждого пациента.
Головная боль у новорожденного
Головные боли могут быть причиной родовой травмы или нарушениями развития плода непосредственно перед родами. Они возникают при недостаточном поступлении кислорода в головной мозг новорожденного, из-за чего наблюдается повреждение отдельных клеток и крупных нервных структур. Даже если развитие плода происходит нормально в течение всей беременности, во время родов и в первые несколько месяцев жизни могут наблюдаться следующие нарушения:
Одна из опасных причин головной боли у новорожденных — это гидроцефалия, или водянка головного мозга. Болезнь представляет собой нарушение циркуляции ликвора (спинномозговой жидкости) и приводит к повышению внутричерепного давления, а также постоянному сдавливанию тканей центральной нервной системы.
Бытовые причины
Голова может болеть и у здорового ребенка. Постоянная усталость, высокие нагрузки в школе и на дополнительных занятиях, стрессы и неправильный образ жизни — это частые причины хронической головной боли. Несмотря на то, что головной мозг ребенка способен усваивать и обрабатывать огромное количество информации, процесс обучения должен проходить в комфортном темпе. Для того, чтоб исключить наиболее простые факторы, которые могут вызывать головную боль, следует придерживаться основных правил:
Головная боль напряжения — одна из наиболее распространенных ее разновидностей. Она возникает не только у взрослых, но и у детей в любом возрасте. Наиболее часто подвержены первоклассники (во время адаптации к новому графику), а также подростки 13—15 лет. Ее причинами становятся нервное напряжение, а также длительное пребывание в малоподвижном положении. Сидячий образ жизни и недостаток физических нагрузок также могут спровоцировать постоянный дискомфорт.
Нарушения показателей давления
Хроническая, давящая боль, которая часто возникает в передней части головы, часто свидетельствует о нарушении различных видов давления. Эти показатели отражают сопротивление всех видов жидкостей, которые присутствуют в организме человека, в том числе крови, спинномозгового ликвора, водянистой влаги глаз. Если их баланс нарушается, это приводит к постоянному дискомфорту и сдавливанию окружающих тканей.
При выявлении признаков головной боли проводится обследование с определением следующих показателей:
Гипертония — повышение артериального давления. Если показатели изменяются незначительно, это редко приводит к острой головной боли и другим клиническим проявлениям. Однако, от 13 до 15% случаев болей в области головы являются следствием гипертонического криза, который может возникать в том числе у детей. Постоянное наполнение артерий кровью приводит к нарушению механизмов регуляции мозгового кровообращения. У пациента развивается гиперемия (усиленное кровенаполнение) головного мозга, в результате чего возникают головная боль, тошнота, ухудшение остроты зрения и даже потери сознания. Приступы обычно завершаются в течение суток, но они опасны сдавливанием нервных тканей и снижением поступления к ним кислорода.
Повышенное внутричерепное давление диагностируется у большей части населения, в том числе у детей любого возраста. Этот показатель представлен сопротивлением нескольких веществ: крови мозговых артерий, ликвора желудочков и собственно тканей головного мозга. Измерить его в домашних условиях невозможно, а точные данные получают только при строгой необходимости, с помощью инвазивной процедуры определения скорости тока спинномозговой жидкости. Стоит понимать, что незначительные колебания внутричерепного давления не представляют опасности.
Глазная гипертензия у детей может быть следствием врожденных или приобретенных заболеваний зрительного аппарата, а также травм или неправильного подбора очков и линз. Боль возникает непосредственно в глазах, а затем распространяется по ходу тройничного нерва, на височную и лобную области. Также проявляются другие симптомы: слезотечение, снижение остроты зрения, которые особенно заметны при ярком освещении. При подозрении на глазную гипертензию у ребенка следует обратиться к офтальмологу.
Мигрени у детей
Мигрень — это острая головная боль, которая особенно часто возникает у подростков. Установить ее причины сложно, а лечение заключается в своевременном использовании системных анальгетиков. Она возникает в форме приступа и может усиливаться в любое время суток. Определить ее можно по основным признакам:
Приступы мигрени сложно отличить от других проявлений головной боли. Если они возникают часто и длятся более 60 минут, следует обратиться за медицинской помощью. Мигрень может начинаться в подростковом возрасте и часто прекращается со временем. Единственный способ борьбы с ухудшением самочувствия во время приступов — это прием обезболивающих препаратов. Выбрать подходящее средство, максимально эффективное и одновременно безопасное для ребенка, сможет только врач.
Сосудистые патологии
Заболевания сердца и сосудов у детей младшего возраста часто имеют врожденный характер. У подростков они уже могут быть связаны с неправильным образом жизни и питания, дефицитом физическом активности и избыточным весом. При диагностике головной боли в Клиническом институте мозга обязательно проводятся исследования дл исключения следующих патологий:
В нашей клинике есть все условия для полноценной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы, в том числе у новорожденных и детей младшего дошкольного возраста. Следует понимать, что таким пациентам показан ряд ограничений в повседневной жизни, которые позволят болезням не прогрессировать, поэтому их важно обнаружить на ранней стадии.
Психогенные головные боли у ребенка
Психогенные головные боли чаще встречаются у детей старше 8—10 лет, но могут возникать и в более раннем возрасте. Они связаны с эмоциональным напряжением, конфликтной обстановкой в семье либо коллективе, психологическим давлением и любыми другими стрессовыми ситуациями, часто в сочетании с недостаточной физической активностью. Дети жалуются на давящую головную боль и дискомфорт, в некоторых случаях — тошноту или нарушения зрения. Приступы могут продолжаться от нескольких часов до нескольких дней, выделяют также хроническую психогенную головную боль. Они менее интенсивные, чем мигрень, но могут продолжаться сутками. Наблюдается четкая взаимосвязь между головной болью и обострением стрессовой ситуации, которая ее провоцирует.
Заболевания позвоночника
Шейный отдел позвоночника — подвижная и одновременно уязвимая структура. Здесь проходят артерии, которые несут в головной мозг кровь, насыщенную кислородом и питательными веществами. Они частично защищены костными фрагментами позвонков, и ток крови возможен только при условии сохранения их целостности и правильного расположения. При нарушении одного из этих условий сосуды сдавливаются, и ток крови замедляется, что приводит к острой или хронической ишемии. Боль, которая возникает в затылочной части и может распространяться на всю поверхность головы, может быть спровоцирована одним из следующих изменений:
Диагностика шейного отдела позвоночника входит в обязательную схему обследования при головной боли. Также в Клиническом институте мозга есть возможность проанализировать уровень кровообращения в сосудах, которые проходят на этом уровне.
Другие причины
Важно определить причину головной боли у ребенка, поскольку от этого будет зависеть назначенная схема лечения. В домашних условиях сделать это невозможно, но врачи нашей клиники всегда готовы провести полную информативную консультацию для родителей. Болезненные ощущения не всегда являются показателем серьезных нарушений и периодически возникают и у здоровых детей. Их причинами могут становиться:
Постоянные головные боли также могут указывать и на опасные проблемы, которые требуют немедленного лечения. Опухоли и гематомы в тканях головного мозга, повреждение сосудов, травмы либо инфекционные заболевания (менингит) — эти состояния диагностируются редко, но также учитываются во время обследования.
Методы диагностики и лечения
Диагностика головных болей у ребенка в Клиническом институте мозга — это современное оборудование и команда профильных специалистов. При появлении первых симптомов стоит обратиться к педиатру, а далее может понадобиться консультация офтальмолога, невролога, хирурга, отоларинголога. Для постановки точного диагноза проводится ряд обследований:
Лечение подбирается индивидуально. В большинстве случаев головная боль проходит с возрастом, но у некоторых пациентов она сохраняется в течение всей жизни. В домашних условиях следует предоставить ребенку полноценный отдых и необходимый уровень физической активности, минимизировать провождение времени за монитором, обеспечить полноценное питание. Медикаментозное лечение включает прием анальгетиков (обезболивающих препаратов), спазмолитиков, витаминов и средств для коррекции мозгового кровообращения. В нашей клинике можно получить более подробные рекомендации по лечению головной боли у детей разного возраста, в зависимости от результатов обследования.