Как понять что человек просветленный
8 признаков того, что вы достигли духовного просветления
Духовное просветление очень похоже на состояние ребенка в конфетном магазине — вы взволнованы и переполнены эмоциями. Вы хотите насладиться всем, но не знаете с чего начать. Некоторые люди хорошо знают это чувство и они неосознанно показывают его своим поведением.
Вот 8 вещей, которые вы можете делать неосознанно, если окажетесь в состоянии духовного просветления.
1. Вы не верите всему тому, что слышали или читали
Если вы услышали о каком-то событии в новостях, то вы не поверите им. Вы скорее найдете еще два или три источника, чтобы наверняка убедиться в правдивости информации.
Хотя, обычно, вы не смотрите новости, но ищете альтернативные источники получения информации. Вы склонны анализировать все происходящее в своей жизни, подвергаете сомнению и ищите лучший вариант.
2. Вы не следуете за модой
Вам больше не нужно следить за модными трендами и течениями, вы живете по своему собственному ритму.
Выйти в бар? Нет, я бы предпочел остаться и посмотреть документальные фильмы, приготовить здоровый ужин. Пойти по магазинам в Черную пятницу? Ты шутишь?
Вы независимы от общества, заботитесь о своем уме, душе и теле. А на всякие «Черные пятницы» вам наплевать.
3. Вы хотите спасти мир
Люди, которые испытали на себе духовное просветление часто задумываются о процессе мироздания, им интересно, почему все работает так, а не иначе. И не удивительно, что именно такие люди хотят спасти этот мир — остановить бессмысленные войны, загрязнение окружающей среды и другие серьезные проблемы. Для всех остальных это выглядит странным и бессмысленным, но не для вас.
4. Вам нравится проводить время в одиночестве
Когда вы приняли духовное просветление, вы начали понимать, что не согласны с этим миром. А значит, желание тратить слишком много времени на людей, которые не понимают вас — глупо. Вы предпочитаете наслаждаться своей компанией и тишиной.
5. Вы открыты для новых идей
Несмотря на то, что у вас может быть свое мнение про этот мир, вы все еще открыты к новым идеям, мыслям и перспективам. Вы не упускаете возможности научиться чему-то новому.
6. Вы всегда даете совет людям
У вас уникальный взгляд на мир и люди это чувствуют. Они знают, что могут доверять вам и получить от вас полезный совет. А вы и не отказываете, потому что открыты и добры к окружающему миру.
7. Вы склонны отвергать авторитеты
Вы можете не осознавать, но вы часто подвергаете любой авторитет сомнению, так как не чувствуете угрозы со стороны тех, кто находится на более высоком посту.
Вы знаете, что они люди и говорите с ними, как с простыми людьми. Но это совсем не значит, что вы игнорируете законы. Здесь все как раз наоборот.
8. Вы можете найти глубокий смысл во всем
Вы видите вселенную и всю ее тайну как нечто важное. То, о чем нужно думать и говорить. Вы не любите пустую болтовню, а предпочитаете сидеть часами и обсуждать квантовую физику, галактику, инопланетян и т. д. Сплетни и другие мещанские темы вас не интересуют, поэтому вы их избегаете.
Новое видео:
Просветление. Что же это такое?
П рактическая статья покажет, существует ли просветление как объективная реальность, как духовное просветление связано с практиками медитации и осознанного дыхания и есть ли другой путь для достижения просветления, кроме духовных практик.
Просветление сознания: что это значит
Что значит «просветление сознания»? Вопрос не из лёгких. Многие умы бились над тем, чтобы выразить словами то, чего нельзя выразить, т. к. не придумано для этого пока слов. Единственное слово, которое люди привыкли связывать с состоянием пребывания в высшей реальности в духовном понимании, — это просветление.
Просветление как состояние самадхи или, ещё выше, как Просветление Будды, где мы окончательно избавлены от всех страданий и страстей; процесс абсолютного очищения и перевоплощения, где эго более не имеет власти, а жизненные ситуации не провоцируют эмоциональных реакций, — тогда это можно назвать настоящим просветлением.
Его многие жаждут, ещё больше его ищут, но лишь немногие проходят долгий путь и наконец начинают жить в состоянии просветления сознания.
Существует ли просветление объективно?
В Алмазной сутре сказано: «Никогда не было Будды, который бы вступил в этот мир. И никогда не будет его, который вступит в этот мир». Он говорит: «Сорок лет я учил и ни разу ничего не сказал». Такое изречение предполагает вообще отрицание существования феномена просветления. Нет Будды, весь мир иллюзия, нет вас и вашего эго. Кто или что будет просветляться? С точки зрения некоторых философских учений эта концепция вполне оправдана, т. к. в мире нет ничего, кроме пустоты, а следовательно и наше с вами существование не может серьёзно восприниматься.
Мы оставим философские вопросы для философии и рассмотрим практический аспект феномена просветления.
Йога и просветление: духовное просветление человека
Йога и просветление напрямую связаны друг с другом. Занимаясь йогой, вы открываете путь к состояниям озарения и просветления. Выполняя дыхательные и медитативные практики, вы занимаетесь в первую очередь и со своей энергетикой, повышаете духовное состояние и уровень развития.
В учении йоги просветлению отведена особая роль — это завершающая ступень аштанга-йоги, 8-ступенчатой системы. Достижение просветления — самадхи — краеугольный камень йоги. Все ступени йоги ведут к одному — к самадхи. Занимаетесь ли вы асанами или пранаямой, практикуете ли вы направленное внимание или медитации, вы всегда занимаетесь по сути одним — подходите к озарению, причём просветление, его краткий миг может случиться еще на самых подступах. Вы можете быть не таким опытным, как другие практики; тут вся тонкость процесса заключена в выполнении техник, в отключении ума от поглощённости будничными вопросами.
Когда мы говорим о самадхи как о просветлении, избавлении от страстей, было бы ошибочным утверждать, что это окончательная стадия на пути к просветлению. Это, скорей, техническая форма обретения просветления; настоящее высшее просветление — это выход в состояние Аннутара Самьяк Самбодхи, просветление Будды. Это состояние бодхисаттвы, святого, помогающего людям. Он познал истины, полностью свободен от власти страстей, он более не связан логикой, всё постигается и всё познано не посредством интеллекта, а напрямую как получение откровения.
Единственное, чего бодхисаттва не делает, это не переходит в нирвану. Его решение — помогать людям на этой земле, поэтому он продолжает пребывать здесь в состоянии высшего Самьяк Самбодхи, свободный от эгоизма, страстей и желаний.
Если мы посмотрим на процесс просветления с более практической точки зрения, то мы поймём, что бытовые заботы отнимают много психической энергии, а для достижения просветления нам нужна свободная энергия, поэтому так важно хотя бы на время перестать думать и строить планы. Нужно отрешиться от мирских забот, задуматься над вневременным, над тем, что останется навсегда, — оно вечно. Это то же самое, что посвятить свои размышления тому, что такое Брахман, как он выражает себя в мире и что мы все и есть Брахман.
Как достичь просветления
Мы достигаем просветления не просто через выполнение практик концентрации внимания или осознавания себя. Просветление — это ежедневный процесс, когда вы узнаёте новое, меняете ваш взгляд на вещи и мироустройство. Проанализировав ситуацию, придя к новому выводу, вы начинаете по-другому воспринимать действительность.
Вы не просто достигаете просветления (можно ли его «достичь»?), мы не в спорте достижений; вы приходите к просветлению, находите себя в нём. Именно такая постановка вопроса: найти себя, познать свою сущность, настоящую сущность, духовную. Для чего вы здесь, кто вы, есть ли у вас миссия, нужна ли она вам? Вы духовное существо, так зачем вам брать на себя заботы по осуществлению миссий. Если же вашему сознанию этого хочется, то почему бы и нет. Значит, в этом и есть суть вашей жизни, вашего просветления, вы придёте к нему через свою миссию.
Для другого это будет просто самопознание через самосовершенствование. Человек так устроен, чтобы учиться, но не обязательно осваивать новые искусства или навыки, можно посвятить себя познанию себя и своего духа. Это поистине и будет вашим просветлением.
Как добиться просветления
Можно искать и добиваться просветления и другими путями, более опосредованно. Изменяя образ жизни, отказавшись от прежних взглядов, вкусов и привычек, вы подходите всё ближе к состоянию озарения. Вы как скульптор, который отсекает ненужное, безжалостно расстаётся с кусками камня, чтобы создать образ, который уже предстал перед его внутренним взором.
Уберите то, что стало для вас балластом, найдите новые интересы в жизни, займитесь созданием вашей новой реальности. Если вы поменяли что-то в одной из сфер вашей жизни и это привело к радикальным изменениям, — вот оно, постепенное просветление. Вы открываете для себя жизнь по-новому, её скрытые аспекты, эзотерическое знание. Не нужно понимать под эзотерикой странную магию вуду или что-то в этом роде. Эзотерика — это знание, которое скрыто от неопытного взгляда, но в нём и заключена суть вещей.
Однажды подняв занавес, вы поймёте, что у жизни есть не только физический аспект, но и духовный, и энергетический. Вы начнёте разгадывать загадку за загадкой; многое, что раньше было непонятно для вас или трактовалось с позиции сугубо плотной реальности, приобретёт новую окраску. Вы стали по-новому видеть.
Просветление: синонимы слова
Под понятием «просветление» мы также понимаем озарение, прозрение, новое восприятие жизни, выход сознания на новый уровень. Вы выросли в духовном плане, стали мудрее, переосмыслили свои позиции — это то, с чем связано понятие просветления и озарения. Вы начинаете видеть сквозь вуаль, так называемую майю. Наконец-то проблески другой реальности, других миров становятся видны духовному зрению.
Cимвол просветления
У просветления есть не только духовный аспект, но и его символическая репрезентация в физическом мире. Символом просветления на Востоке с давних времён стал цветок лотоса. Корни его в земле под водой, а прямой стебель и роскошный цветок возвышаются над поверхностью водной глади. Если вы видели, как растет рис на полях, то из такой же среды вырастает и лотос, — это тропическая красота.
Лепестки его цветка многочисленны; не зря говорят, что его соцветие состоит из 1000 лепестков, и наша верхняя «коронная» чакра ассоциируется с соцветием лотоса. Он чист, нежен, возвышен в буквальном смысле слова. Бутоны этого цветка можно увидеть во всех буддистских храмах, их дают в качестве подношения буддистским монахам. Цветок — символ прозрения, чистоты помыслов и высоких идей. Он воплощение духовности.
Ловушки просветления
Ловушки просветления: в них могут попасть как новички, так и опытные практикующие медитацию буддизма или йогические практики. Даже если вы не занимаетесь ни одной из древних практик, всё-таки даже у обычного человека, занятого самосовершенствованием, внутренним поиском или познанием тайн нашей планеты и всего существующего на ней, есть риск попасться в ловушку сознания, более известную как ловушка просветления.
Признаки просветления: псевдопросветление
Это такие состояния, когда вам кажется, что вы уже оторвались от этой бренной действительности, вас и вправду больше не волнуют интересы, которыми живёт большинство, телевизор много лет как выкинут на свалку, интернет — единственная связь с миром, да и то вы используете его не с целью просмотра новостей, т. к. они больше вас не интересуют, а скорей как средство для связи с единомышленниками или нахождения новой информации, адекватной вашему духовному развитию.
Небольшой список признаков ищущего человека, близкого к просветлению:
Хоть и трудно это порой признать, но, когда мы стали умней и даже просветлённей во многих вопросах бытия, наши эмоции по-прежнему сильны. Это, пожалуй, тот оплот, который трудней всего преодолеть, — эмоции, связанные с нашим отношением к самим себе.
Как не заметить, что мы действительно поднялись над толпой, что мы умнее и добрее, что мы лучше понимаем других, что у нас развита эмпатия и высокий уровень эмоционального интеллекта. Мы, быть может, даже не выглядим гордецами и хорошо представляем то, что тщеславие и гордость — самые трудные эмоциональные состояния в плане избавления от них.
Мы их загнали в подполье и сознаём, как мы скромны и просты по отношению к другим, но само это осознание выступает хорошим индикатором того, что разъедающие эмоции эгоистического плана до сих пор с нами, живут в нас. Они лишь сменили своё амплуа и теперь выступают в роли кротких, будто бы говоря нам: «Посмотри, каким смиренным и простым ты стал, таких на земле мало».
Эмоции — вот в чём загадка просветления
Так, само осознание того, какие мы новые, усовершенствованные, с улучшенной гаммой интересов и многое другое, — это всего лишь обратная сторона медали. Вы ведь знаете, что у каждой эмоции есть вторая сторона; быть может, она выглядит приятней, но поверни её — и откроется всё та же нелицеприятная картина: за смирением — нахальство, за скромностью — гордость, за отрешённостью — вовлечённость в суету дел.
Это не просто сравнения, это правило дуальности. Мы лишь перевернули монетку, а монетка всё та же. Что делать, чтобы поистине избавиться даже от скрытых замаскированных эмоций? Нужно в первую очередь понять, что пока есть контроль, пусть и минимальный, то это эго проделывает свою работу. Уберите эго — и не останется никаких эмоций, которые нужно было бы контролировать. Без явного присутствия эго исчезает даже само понятие эмоции. То, что выходит на замену, — это чувство благости, непоколебимого спокойствия, ведь мы не можем сказать, что у просветлённых нет эмоций, хотя в реальности их и нет так, как мы их понимаем.
Отличие эмоций просветлённого человека от обычного
Такого рода спокойствие и есть основа «эмоциональности» просветлённого человека. Его ничто не может возмутить, вывести из равновесия, потому что с эго покончено. Только эго реагирует на внешние стимулы, поэтому мы и получаем эмоцию на выходе. Те эмоции, которые нам нравятся, мы считаем положительными и не хотим от них избавляться, а отрицательные — конечно, мы хотим побыстрей прийти в себя, заместить их, выбросить.
Мы опять забыли, что и положительные, и отрицательные эмоции — это часть одного целого: ответной реакции на раздражители. Не будет реакции «Я» на внешнее — исчезнут и все эмоции, в том числе и положительные! Да, и нам нужно это признать.
Мы должны перестать охотиться за положительным эмоциональным состоянием, это такой природный наркотик: съел вкусное — положительная эмоция, съел горькое, противное — отрицательная эмоция. Здесь работает механизм — и точка. Для того чтобы стать свободным от эмоций, если вы этого по-настоящему хотите, нужно оставить все эмоциональные привязки — тогда эго ослабеет, оно растворится, а то, что останется, и будет состояние покоя и блаженства.
Состояние просветления
Трудно выразить словами то, что произойдёт, т. к. в нашем словаре нет подходящих для этого слов: ведь большинство из них, описывающих психологическое состояние человека, связаны с эмоцией. В случае, когда мы ушли от эмоции, только такие слова, как «покой» и «отрешённость» хотя бы приблизительно могут описать такое состояние, в котором нет «Я». Его трудно уловить, но когда вы впервые проживёте это состояние, — нельзя сказать «почувствуете», его нужно только прожить — то вы поймёте, о чём идёт речь.
Причём интересно заметить, что это чистое безэмоциональное состояние доступно и без выполнения специальных практик медитации или дыхательных упражнений. Техники и методы могут помочь вам достигнуть покоя, ускорить процесс, но это не единственный путь. Вполне возможно, не занимаясь постоянно какими-то определёнными практиками, обрести внутреннее спокойствие — духовное.
Однако следует помнить, что такие факторы, как правильное питание — растительная пища, — определённые физические нагрузки, взгляд на мир под новым углом, меньшая сосредоточенность на своём «Я» и его потребностях — отличные составляющие того, чтобы достичь озарённого состояния разума, даже не выходя из социума.
Средства на пути к просветлению
Хорошо действует в этом направлении пребывание в одиночестве, чтение мудрых книг, написанных хотя бы век назад, а лучше и раньше. Тогда авторов гораздо меньше заботили вопросы вознаграждения, а то и вовсе не волновали. Они творили, потому что хотели что-то донести до читателя, по-настоящему передать знания. Они создавали работы от переизбытка опыта, желания открыть миру новое, это было их самовыражение, и поэтому, когда читаешь такие книги, то поневоле вовлекаешься в процесс, становишься частью него, и это определённо сказывается и на психологическом состоянии.
Книги, музыка, правильные фильмы, даже художественные, могут послужить отличным средством по изменению вашего психологического состояния, переключению духовного модуса на более высокий уровень.
Возможно, поначалу это трудно себе вообразить, но произведения искусства и источники мудрости, в качестве которых выступают книги, путешествия в различные уголки земного шара, приобщение к миру искусства, могут служить рычагом для изменения вашего духовного состояния.
Здесь важно помнить одно: не делать из этого самоцель. Самоцель — это работа эго. Оно из всего сделает цель и соревнование. Нам важен процесс, поэтому живите так, как если бы вас не волновали вопросы самопознания и просветления, и тогда это придёт само собой.
Что дает просветление?
Опять вопрос с позиции «Я». После всего вышенаписанного вы и сами поняли, что постановка такого вопроса не то что некорректна — она исходит из эгоистических представлений: «А что же Я буду с этого иметь? К чему я приду? Когда я обрету просветление, что дальше?»
Нашему «Я» всегда мало. Вот оно жаждет просветления, и если ему покажется, что мы достаточно просветлились, то нужно опять бежать к новой цели и достижениям. Быстрее, выше, озарённей — это кредо всемогущего эго на ежечасных олимпиадах разума.
После просветления есть ли жизнь?
Так как узнать, просветлились вы или нет и что нас ждёт после просветления? Когда вы достигнете просветления, эти вопросы не будут вас интересовать. Их просто не станет. Вы будете жить в состоянии внутреннего покоя. Вы перестанете взвешивать на внутренних весах, устраивает ли вас такая жизнь, что вы ведёте, какая она по сравнению с прошлым. Для вас настанет новая жизнь, где нет сравнений ни с прошлым, ни с предполагаемым будущим.
В этот момент, о котором говорят многие мистики и учителя, вы найдёте для себя всё. Это не означает, что не нужно строить планов на отпуск или поездку в путешествие. Нужно, так как это реальные постепенные движения, которые необходимо совершить в физической реальности. Но во время совершения действий вы будете находиться в согласии с собой: с конфликтом частей покончено. То, что вы делаете в моменте, чему посвящаете свое время в жизни, и будут для вас единственной и лучшей деятельностью, которую вы только могли вообразить для себя.
Вы найдёте гармонию в себе, а она отразится и на окружающем вас мире. Вы перестанете задаваться вопросом, живу ли я для других или для себя. Вы будете жить и для себя, и для других, потому что даже понятие «другие» для вас сольётся с собой. Вы по-прежнему будете понимать, что есть Маша, Вася и Коля, но вы не будете мыслить о них как об отдельных и независимых от вас существах. Многое приобретёт для вас новый смысл, вы поймёте, что ваше действие имеет энергетический отклик в мире, не существует одного без другого; вы поймёте, что духовные и энергетические связи правят миром.
Признаки просветления
Автор: Руслан Жуковец
Верить словам просветлённых о том, что они действительно просветлены, бывает довольно сложно, ведь в культурах, где просветлённым оказываются почести, возникает сильный соблазн объявить себя таковыми, а люди слабы. Жуликов от духовности хватало во все времена, как, собственно, хватает их и сейчас. Поэтому необходимы были некие критерии, которые позволяли бы простым людям понять, кто перед ними: очередной ли пройдоха с претензиями на особенность или же настоящий стопроцентно просветлённый человек. Нужны были признаки, отделявшие первых от вторых и описывавшие вообще какие-то качества и способности просветлённых. Поэтому их начали собирать и в какой-то степени систематизировать, преследуя при этом две цели: с одной стороны, дать представление всем страждущим о том, что же они получат после просветления, а с другой – помочь обнаружить мошенников среди претендентов на гордое звание просветлённых людей.
Идрис Шах, например, в притче «Человек, у которого была необъяснимая жизнь» указывает на то, что признаком просветлённого человека является способность исцелять больных. И хотя в суфизме нет явно обозначенного понятия просветления, Шах тем не менее решил указать на один конкретный признак, который может подтвердить просветлённость человека. Мы знаем, что святые могут исцелять людей с помощью молитвы и наложения рук. Таких случаев в истории описано немало. То есть признак может считаться достоверным. С другой стороны, нам известно немало целителей, которые исцеляют людей примерно теми же способами, что и святые, при этом не обладая иными признаками святости, да и просветления тоже. Целители не столь уж редки в нашем мире, хотя они могут иметь далеко не одинаковую силу исцеления, но это, как говорится, вопросы индивидуальной одарённости и развитости. Принимая во внимание данные факты, мы не можем сказать, что дар целительства является уникальным признаком просветления.
Поскольку нет никакой достоверной статистики ни в том, что касается целительства, ни в том, что касается исцеления людей святыми и просветлёнными, мы не можем говорить о том, что, может быть, просветлённые лечат какие-то недуги, которые неподвластны даже сильным целителям. Об этом, прямо скажем, ничего никому неизвестно. Можно пытаться брать отдельные примеры и на них строить суждения, но всё это будет попытка с плохими средствами. При этом факт остаётся фактом – лечить людей энергетическими, молитвенными и прочими «ненаучными» способами могут не только мистики высокого порядка. И полагаю, что профессиональные целители успешно работают с большим спектром болезней, чем просветлённые, исцеляющие кого-то «по случаю».
Ещё одним признаком просветлённости считается обретение силы знания, которую можно ещё называть ясностью видения и которую иногда путают со знанием всего на свете. Действительно, высший опыт обеспечивает высшее понимание, неплохо работающее в ситуации «здесь и сейчас», но плохо помогающее там, где требуется наличие хорошей памяти и разносторонних знаний.
Другими словами, в конкретной ситуации просветлённый может, используя своё видение, обнажить её суть, проявив некую мудрость. Причём видение может раскрывать как внешние, так и внутренние обстоятельства ситуации человека. Хотя просветлённые редко говорят всё, что видят, потому что практической пользы в этом знании для большинства людей нет, а бессмысленное эмоционирование тоже никому не нужно. Смотреть на внешнее тоже нет смысла – особенно в тех ситуациях, когда человеку хочется узнать будущее или причины того, почему именно сейчас ему не везет и не сбываются его желания или даже необходимости. В большинстве случаев нет мистических или им подобных «приятных» объяснений, вроде кармических причин или злого сглаза, который можно быстренько снять, чтобы жизнь наладилась, а кармические причины так же быстренько отработать. Чаще всего происходит несовпадение желаний с реальностью, и в ней просто нет сейчас того, чего тебе хочется. Нет такой работы, которую ты готов делать за определённую зарплату. Нет женщины или мужчины, который подходил бы под твои требования и тонкие ожидания. Нет такого Божественного внимания или Воли, явленной именно для тебя. И если ты не готов принять данную ситуацию и посмотреть на свои внутренние обстоятельства, осознав и изменив их, то, возможно, того, чего тебе хочется, не появится никогда.
Знание просветлённых исходит либо из опыта, либо из видения. У непросветлённых есть свой опыт, есть и видение. Только оно искажено проекциями ума и всеми видами его завес, а потому это видение почти всегда ошибочно или неполно. Ну и тонкого восприятия, присущего просветлённым, у них тоже нет, зато есть обильное не своё знание, которое берётся из книг, новостей, сплетен и прочих живительных источников информации. При этом просветлённые склонны ошибаться в оценках текущей ситуации и даже в оценках ближайших перспектив развития, например, человечества. Ошибаются все – и ладно, если ошибка просветлённого касается предсказания того, что в двадцать первом веке четверть планеты вымрет от СПИДа; куда хуже, если ошибка стала частью учения, в которое, как и положено, свято верят последователи данного конкретного просветлённого. Так что речи о всезнании нет, как нет речи и о безошибочности; каждый просветлённый видит не всё.
Никто не может стать всезнающим, полностью уподобившись Творцу. Никто не может всего предвидеть там, где Узор Творения меняется с той или иной степенью регулярности. В это упирается вопрос всех предвидений и вообще знания будущего. Знание настоящего – вот чем сильны просветлённые, да и то, в общем, не все. Так или иначе, картина выглядит несколько удручающе, потому что теперь, когда есть возможность смотреть видео с выступлениями лиц разной степени просветлённости, их неспособность знать большую часть вещей стала совсем очевидной. Тем не менее и здесь можно выкрутиться, говоря, например, то же самое, что говорили до тебя – твой учитель или просветлённые одной с тобой ветви духовного учения. Последователи недвойственности, используя этот приём, неплохо держатся на плаву. Примерно так же поступают просветлённые ученики Ошо. Мало ли, что там Ошо говорил о попугаях, надо говорить его словами, и все, кто им начитался досыта, примут твоё просветление и поймут его.
Идентичности опыта на практике не бывает. Суть произошедшей трансформации бывает одинаковой, это да, но опыт переживания её всё равно получается разным. И это не просто описание того, как ты стал просветлённым – это ещё и сам процесс изменения, и видение, которое формулируется оригинально и индивидуально. С просветлением приходит расцвет индивидуальности, а потому повторение чужих слов словно под копирку никому из истинно просветлённых не нужно, они находят свои собственные слова. Конкретная Истина и конкретный опыт при выражении окрашиваются уникальной индивидуальностью того, кто их пережил. Иначе не бывает. Я постоянно общаюсь с людьми, проходящими через одинаковый, по сути, опыт. Все они находят свои слова, да и опыт никогда не бывает полностью идентичным. Наша способность ощущать энергии и реагировать на их вхождение – совсем неодинаковая, и потому опыт многообразен.
Тем не менее если знать, что ты хочешь имитировать, и какие именно признаки просветления, связанные с познанием Истины и вообще знанием, тебе нужно демонстрировать людям, то подготовиться и выучиться правильным словам и поведению вполне возможно. Можно выучить терминологию, усвоить основные положения данной ветви учения (знания) и потом объявлять себя достигшим. Так сейчас многие делают.
Здесь кроется ещё одна объективная трудность, связанная с определением подлинности состояния очередного кандидата на просветление. Дело в том, что просветлённые – всегда самозванцы. Бывают исключения, которые, как правило, случились в прошлом, во времена Будды или ещё раньше. Есть, конечно, дзен, где просветлённые проверяют друг друга на изменённость ума, устраивая этакие внутренние проверки, до которых посторонним нет дела. Но это – тоже исключение в современном мире, в котором традиции до какой-то степени утратили своё влияние на широкие человеческие массы.
Так вот, просветлённые теперь объявляют себя таковыми сами; впрочем, в дзене сначала идёт самообъявление, потом проверка – просто большую часть новых просветлённых теперь и проверить некому. Не будут же они ходить по сатсангам друг друга, чтобы сравнить степень взаимного постижения недвойственности? Поэтому надо либо верить им на слово, либо проверять истинность их просветления, опираясь на наличие его признаков, что, как мы уже поняли, не так-то просто сделать.
Знание запредельного можно имитировать; отсутствие особого Света внутри легко компенсируется личной харизмой и артистизмом; приёмы, с помощью которых оказывается дополнительное воздействие, впечатляющее людей, известны уже сотни лет. Но если новоиспечённый просветлённый может исцелять людей, то от него уже есть какая-то практическая польза. Хотя некоторые считают, что просветлённые вполне могут быть бесполезными – в утилитарном смысле слова – и что их присутствия уже достаточно, чтобы дать миру и людям нечто очень полезное в ином смысле. Вроде Божественного Света, или чего-то такого.
Сила присутствия просветлённого – это особый разговор и очередная скользкая тема. Что должен ощущать человек, оказываясь рядом с просветлённым? Есть ли какое-то общее для всех ощущение, которое обязательно появляется, если оставаться бдительным и настроиться как следует? Никакого однозначного ответа на данные вопросы нет. Конечно, если вы настроитесь и дадите уму задачу ощущать и чувствовать энергию просветлённого, то шансы на то, что ощущения появятся, возрастают в геометрической прогрессии. Ум всегда старается выполнить поставленную перед ним задачу. Если же никак ни на что не настраиваться, то ощутить что-либо будет трудно. Если вы сами не практикуете осознанность и не являетесь натурами с острым восприятием эфирных энергий, тогда, скорее всего, ничего вам и не почувствуется.
Восприятие – вещь субъективная, и здесь нет единого критерия. Чувствительность одного и того же человека будет разной в зависимости от его физического состояния, эмоционального фона и настроения. Ученики Ошо в большинстве своём испытывали блаженство или любовь в его присутствии. Другие люди, в это же время находясь рядом с ним, не ощущали ничего особенного. Такое случается сплошь и рядом, и так, собственно, и происходит естественный отбор людей в ученики – через их особое, обострённое восприятие энергии Мастера.
Те, кто ничего не ощущают, пробуют использовать своё видение, а оно соответствует уровню их бытия, и тогда возникают странные, но вполне предсказуемые выводы о состоянии того или иного просветлённого. Выводы эти наполнены проекциями, которым сопутствуют осуждение или восторженность – в зависимости от того, на какой ступени нафса находятся люди, применившие своё видение. (Примечание: о нафсе человека и ступенях его развития я подробно писал в книге «Истинные чудеса»). Как говорится: вор, глядя на святого, будет видеть только его карманы. Так человек, знающий только свои эгоистические проявления, будет видеть то же самое в действиях и словах просветлённого. Алчный увидит алчность, хитрый – хитрость; эта история снова и снова повторяется в оценках одних людей другими, и субъективный момент в них всегда берёт верх, а проекции отражают состояние смотрящего.
Считается, что просветлённый окружён полем Сознания, которое будет прямо воздействовать на тех, кто рядом, усиливая их осознанность. Однако воздействие этого поля настолько тонкое, что неосознанному человеку его просто-напросто не ощутить, а если он на некоторое время и выйдет из отождествления с умом, то свяжет это изменение с погодой, расположением планет или общим своим самочувствием. Путаница в понимании причин и следствий своих состояний или придумывание самых странных объяснений их возникновения очень свойственно для «спящих» людей. Поэтому они «не ощущают» прямых энергетических воздействий, считая, что их самочувствие и самоощущение изменились не в связи с посещением встречи с просветлённым, а, как обычно, сами собой. И тут всегда существуют крайности между теми, кто в принципе не готов признать, что на них может быть осуществлено некое энергетическое воздействие, и вообще того, что существуют энергии, отличные от тех, что им уже известны; и теми, кто таких воздействий ищет и жаждет всем своим существом. Такие люди хотят получить шактипат, бараку, благодать или что-нибудь ещё – продвигающее, обеспечивающее здоровье, меняющее жизнь к лучшему и приносящее удачу.
Раздача благодати и благословений – работа, подобная целительству, только здесь исцеляются не внутренние, а внешние обстоятельства человека. И эта (возможная) функция просветлённых – самая любимая у людей. Они живут желаниями, и от того, способен ли данный конкретный святой или не святой человек помочь им в их осуществлении, зависит его ценность. Если появляется чудотворец (то есть тот, кто помогает в осуществлении желаний), тогда к нему будут ходить даже после его смерти, ожидая чудесного превращения своей жизни из несчастливой в счастливую. И если ты можешь дать людям то, чего они хотят, то тебя готовы признать кем угодно, лишь бы ты оставался дающим.
Самое забавное в этой истории, что мистические силы или сиддхи, как их называли в индуизме, не являются признаком просветления. Это как способность исцелять, которая может быть и у просветлённого, и у почти обычного человека. Первые силы могут появиться на стадии умиротворённого нафса или, говоря по-другому, задолго до полного просветления. Они меняются и исчезают, если человек продолжает меняться и проходит новые этапы Пути, или могут зафиксироваться, подобно несгораемой сумме на счёте, если он решил, что ему достаточно и этого. То же самое, кстати, происходит со стадиями просветлённости – если тебе хочется остановиться и приступить к просветлённому наслаждению жизнью, тогда так и произойдёт, и твоя просветлённость не будет углубляться, а Свет оставит тебя таким, каким тебе хочется остаться. Но так ты никогда не узнаешь, что ждёт тебя за следующим поворотом Пути, и какие качества Света ты так и не познал.
Так что наличие впечатляющих сил тоже не подтверждает просветлённости человека, скорее – наоборот. Истинно просветлённые никогда не станут выпячивать своих способностей, используя их только для целей совершаемой ими Работы, и ни для чего больше. Если же никакой Работы они не ведут, тогда использование своих возможностей становится совсем бессмысленным, а уж встать на поток чудотворения можно только из желания славы, которого у просветлённого по определению быть не может. И не надо вспоминать о сострадании, потому что помощь в бизнесе, удачной женитьбе и даже выздоровлении – то есть в том, чего люди чаще всего ждут и просят – не имеет отношения ни к истинному состраданию, ни к тому, на что вообще имеет смыл тратить высшие энергии. Для помощи в неудовлетворённости существует молитва и Милость для всех, и брать на себя функция Бога (если на то нет Его Воли) глупо, бессмысленно и вредно. Хотя люди будут тебя любить, это точно. Так что, без явленной Воли на помощь такого рода, просветлённые подобной ерундой не занимаются. Но для стремящихся к просветлению эгоистические желания, связанные с почестями и значимостью для окружающих, могут стать большим искушением и ловушкой.
Существует мнение, что просветлённый может вообще не уметь творить никаких чудес, исцелений, энергетических воздействий и прочего. Он просто видит реальность такой, какая она есть, и в этом заключается его главная сила и пробуждённость. Не вижу смысла в обсуждении этой позиции, скажу только, что она очень удобна для имитаторов просветления.
Нередко высказывается мнение, что просветление является истинной природой человека, которая была утрачена в силу накопления иллюзий ума, создания эго – и всего, что нас отделяет от своей сути. Очень характерная для традиционалистов история, в которой мы всегда сначала утрачиваем совершенство, чтобы путём усилий обрести его вновь. Обычно совершенство относится в прошлое человечества, когда имелось знание Истины, а также гармония между людьми и Богом, и гармония вообще. И тогда здесь, в настоящем, в котором всё исказилось, а Истина и гармония оказались утраченными, нужно поработать над собой, чтобы вернуть себя в исходное правильное состояние, в котором всё было прекрасно. Но если традиционалистам есть куда помещать счастливые деньки человечества, то для теории истинной природы человека такой возможности не существует. То есть, получается, ребёнок рождается в просветлении, а потом, так сказать, проходит через грехопадение, попадая в иллюзии, позже возвращаясь назад к утраченному состоянию. Этакая традиционалистская история развития человечества в миниатюре. Развиваться не нужно, нужно вспомнить забытое и вернуться к нему. Избавиться от ложного, и тогда истинное проявит себя.
Всем хороша и красива эта теория, кабы не была она очевидно ложной. Но хорошее и красивое всегда привлекает людей, а потому поклонники у неё не переведутся. А ещё – каждый имеет право верить в то, что ему нравится. В конце концов, очищение ума от иллюзий само по себе может поспособствовать просветлению, пусть даже в малой его форме.