Как понять что говорят дети
В каком возрасте ребенок должен заговорить?
Время на чтение: 6 мин
Речь — один из важных навыков ребёнка, и её формирование начинается задолго до того, как малыш самостоятельно заговорит. Младенец воспринимает речь родителей и окружающих его взрослых, подражает ей и впоследствии опирается на приобретённый опыт. Когда ребёнок должен начать говорить и как ему помочь?
Нормы развития речи у детей
Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и родители мальчиков не всегда понимают, нужно ли беспокоиться или можно просто подождать. Причина в физиологических особенностях: созревание некоторых структур головного мозга девочек происходит быстрее. Из-за этого они лучше пополняют словарный запас в раннем возрасте. Но не только количество слов, но и другие признаки имеют значение для оценки речевого развития ребёнка. Они универсальны и для мальчиков, и для девочек.
До года
В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых. Он различает голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребёнок овладевает гласными звуками, затем к трём-четырём месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.
От одного года до двух лет
В год малыш повторяет слова, которые часто слышит, в речи появляются прилагательные. Ребёнок использует звуки и жесты для привлечения внимания, пропускает или заменяет сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя, например: «плохой — пахой». Малыш больше двигается, начинает перемещаться самостоятельно и накапливает знания об окружающем мире. Словарный запас активно пополняется: до полутора лет ребёнок использует 30-40 слов, ближе к двум годам – 300-400. У девочек к полутора годам, у мальчиков к двум годам начинает формироваться фразовая речь. Она возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей («Дай пить»).
От двух до трёх лет
В этом возрасте активно развивается способность говорить предложениями из 2–3 слов. Ребёнок начинает использовать местоимения, и предлоги. Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне». Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц. В два-два с половиной года малыш задаёт вопросы: «Почему?», «Куда?» и т.п.
Три года
Как помочь ребёнку заговорить
Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно. Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т.п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами. Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.
По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.
Читать книги и петь песни. Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках. Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.
Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.
Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.
Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.
Игры на развитие артикуляционного аппарата
Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:
Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.
Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:
Когда стоит обратиться к врачу
Развитие речи у каждого ребёнка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев заговорили мама или папа. Для того чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра.
Если во время очередного приёма врач выявит признаки речевого расстройства, следует обратиться к неврологу и к логопеду. Специалисты составят план коррекции. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе лечения и оказывали поддержку ребёнку — от этого будет зависеть эффект занятий.
Рекомендации родителям
1. Выготский Л. С., Психология развития ребёнка, М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)
Плач, жесты и «агу». Как понять язык новорождённых?
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Можно ли понять, чего хочет ребёнок, который ещё не научился говорить? Можно. Исследователи из разных стран утверждают, что о желаниях ребёнка родителям может рассказать очень многое: плач, да-да, он бывает очень разный; позы малыша – то, как он сжимает ручки или болтает ножками; звукосочетания, которые он издаёт.
Детский язык Данстон
Оказывается, все эти «агу», «ня» и «эу» таят в себе специальные сигналы к действию родителей. Австралийская исследовательница Присцилла Данстон привела весомые доказательства в пользу этой теории и даже разработала собственный язык – детский язык Данстон. Этот «словарь» рассчитан на малюток до 4 месяцев. Педиатр посвятила его созданию более 20 лет, начав работать со столь сложными сигналами в 1998 году. В соответствии с ним:
«Ау», «оу», «эу» и все сочетания гласных, которые кончаются на долгий звук «у», говорят о том, что малыш устал и, возможно, уже готов ко сну. Это звукосочетание напоминает зёв по форме рта малыша и по воспроизводимому звуку.
«Ня», «ни», «ню» и всё, что начинается на «н», – о том, что малютка голоден и таким образом требует еды. Такой звук получается в том же случае, когда ребёнок воспроизводит сосательный рефлекс, то есть его язык пристаёт к нёбу, будто во рту уже есть мамина грудь или соска с молоком.
«Хе» – этим звуком ребёнок сообщает о дискомфорте. Речь идёт о тактильных ощущениях: о полных памперсах, о неудобной одежде, об опрелости, о духоте или, наоборот, о том, что малышу холодно.
Протяжным звуком «э» или «и» малыш предупреждает родителей о том, что вот-вот срыгнёт. Дело в том, что в пищеводе скапливается воздух, и когда ребёнок рефлекторно его выталкивает, что предшествует отрыжке, получается именно такой звук.
Звуком «иэу» малыш сообщает взрослым о газах. Как правило, в таких ситуациях ребёнок сжимается от боли, его живот напрягается, выдавливая этот жалобный стон о помощи.
Источник фото: Photo by Brytny.com on Unsplash
Язык плача
Совершенно естественным является тот факт, что нередко малютки пытаются общаться с взрослыми за счёт плача. Дети так делают, когда хотят, чтобы их взяли на ручки, покормили, когда у них болят животики или они чувствуют себя усталыми. Учёные заявляют, что родители, бесспорно, должны придавать значение любому плачу, и даже пытаются классифицировать его, чтоб точнее понять, что конкретно требует малыш.
Голодный плач. Как правило, он начинается тихо и монотонно. По мере усиления голода нарастает – становится громче и ритмичнее. Не прекращается, пока малыш не получит требуемую еду.
Плач от боли. Он начинается резко и громко. Его прерывистость, как правило, говорит о том, что боли усиливаются, отступают и снова усиливаются. Если же он переходит в истерический, то это говорит о том, что боль становится очень сильной. Такой плач игнорировать нельзя ни в коем случае. Если у малыша выпуклая спина и твёрдый живот – скорее всего, он мучается от газов. Если у него сильно покраснели глаза – возможно, в них что-то попало и раздражать и царапать может ресница или соринка. Особое внимание при таком виде плача у новорождённых вызывает высокая температура – нужно немедленно обратиться к врачу.
Сонный плач. Это тихие, монотонные звуки, больше напоминающие ровное хныканье. Малыш мается в кроватке, периодически дёргая руками и ногами и ёрзая в поисках удобного места. Сопровождается зевотой.
Суетливый плач. При нём малыш кричит не больше 6-7 секунд, потом затихает, секунд на 20, а потом снова кричит. Часто дети плачут таким образом, требуя родительских рук. Новорождённые, по мнению исследователей, очень любят, когда их обнимают, потому что привыкли к замкнутому пространству. Этим видом плача дети также просят о смене подгузника, так как полный памперс доставляет им дискомфорт, о смене температуры – малышу может быть жарко или, наоборот, холодно, о ликвидации посторонних звуков или яркого света. Педиатры уверяют, что в первые три месяца жизни дети особенно суетливы, так что этот вид плача знаком всем новоиспечённым родителям. Часто такой плач сопровождается выгибанием тела и ёрзаньем.
Плач от физиологических процессов. При мочеиспускании, дефекации или газах ребёнок может издавать звук, похожий больше даже на писк, чем на плач. Малыш ещё не научился справляться с этими делами по-взрослому, поэтому сначала они могут приносить ему неприятные ощущения или даже пугать.
Язык тела
То, как ребёнок сжимает кулачки, поджимает ножки и подаёт сигналы телом, конечно, может многое рассказать родителям о его потребностях. Вот некоторые из этих позывных:
Когда ребёнок плотно сжимает кулачки – это сигнал к тому, что он хочет есть.
Когда ребёнок поджимает под себя ноги – вероятнее всего, он борется с коликами. Это рефлекс для снижения болевых ощущений.
Когда ребёнок выгибает спину, особенно в связке с твёрдым животом, как правило, он говорит родителям о коликах или газах. Также дети до двух месяцев, выгибая спину, показывают, что наелись, а после двух, что устали.
Когда ребёнок крутит головой, он успокаивается. Часто малыши делают такое движение перед сном.
Когда ребёнок резко дёргает руками и ногами – это значит, что он испугался. Рефлекс защиты от звука, света и любого непонятного, резкого ощущения.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации