Как понять что коллектив тебя принял
К вам плохо относятся на работе: несколько явных признаков
Большинство людей ищет любви и нормального общения с окружающими. Конфликты и ссоры намеренно провоцируют единицы. Душевный комфорт и гармония помогают раскрыть потенциал, дают наслаждение каждым днем. Хорошие отношения с окружающими важны и в быту, и на работе.
Однако иногда именно в офисе возникает масса конфликтов и прений. Они провоцируют стресс, угнетают психику. Каждый рабочий день превращается в локальный филиал ада. Постоянные отвлечения на негативные моменты ухудшают производительность труда, снижают позитивный настрой. Угождать всем постоянно невозможно. Однако есть масса способов понять, что человека на работе не любят. Их разовые проявления никакой опасности не несут. Если признаки возникают постоянно, то стоит задуматься о смене рабочего места.
Игнорирование
Пропадают предметы со стола
Канцелярские мелочи пропадают со стола нередко. Тревогу стоит бить, если явление носит постоянный характер. Причин у него две. Возможно, кто-то из коллег просто обкрадывает сослуживцев. Случается это редко, так как собственной репутацией на работе люди дорожат. Однако полностью списывать со счетов указанный факт невозможно.
Гораздо хуже, если в качестве бесплатного магазина стол человека воспринимают все коллеги. Это показывает на пренебрежительное отношение. Человек, берущий без спроса чужую вещь, как бы заявляет, что ему она нужнее, а проблемы другого его не волнуют. Подобное явление может указывать на коллектив эгоистов. Однако иногда социальная группа так «наказывает» других за какое-либо неподобающее поведение. Следует проанализировать ситуацию глубже и разобраться в корне проблемы.
Никаких преференций
Иногда коллеги подсознательно помогают друг другу. Например, они могут пропустить другого сотрудника в очередь к копировальному автомату или пойти на какие-то уступки при формировании сезона отпусков. Такое поведение указывает на дружбу и хорошее расположение.
Если человек по отношению к себе этого не наблюдает, то, скорее всего, в коллективе его просто не любят. Такие мелочи идеально выдают отношение других людей. Упускать их из виду или игнорировать просто нельзя. Конечно, существует вероятность, что люди просто работают в коллективе склочников, намеренно идущих на конфликт. Однако такое случается довольно редко.
Если при виде сотрудника люди намеренно замолкают и прерывают беседу на полуслове, значит они не хотят посвящать другого человека в какие-то тайны и секреты. Возможно, они просто не планируют и не желают с ним общаться. Признак характерный и очень явный. Если приходится постоянно сталкиваться с этой проблемой, значит в коллективе возник серьезный раскол. Человеку, наблюдающему подобные действия коллег по отношению к себе, следует пересмотреть поведение. Возможно, стоит самому попытаться завести какой-нибудь интересный разговор.
Не идут на контакт
Иногда переживать из-за этого признака не стоит. Люди могут молчать, так как действительно загружены работой. Молчание иногда указывает и на нежелание поддерживать какую-то определенную тему беседы. Если такое поведение коллег проявляется очень часто, то стоит напрячься. Вероятно, назревает конфликт.
Никакой мелкой помощи
Справляться со всеми рабочими задачами довольно сложно. Иногда просто необходимо обратиться за помощью к коллегам. Чаще всего опытные сослуживцы с радостью делятся опытом и детально рассказывают какие бы то ни было важные моменты. Однако такое поведение возможно, если в коллективе любят и ценят обратившегося за помощью сотрудника.
При противоположных чувствах рассчитывать на какую-нибудь поддержку точно не стоит. Толку не будет никакого. Люди просто проигнорируют брошенный вопрос или просьбу о небольшом одолжении. Некоторые могут сымитировать какую-нибудь деятельность, но никакой поддержки не окажут. Периодически это случается со всеми. У каждого есть своя задача и набор актуальных проблем. Дополнительно рассказывать что-либо другим сослуживцам в их обязанности не входит. Если подобные ситуации возникают постоянно, то стоит задуматься об отношениях внутри коллектива.
Незначительные диалоги
Многие в таких случаях идут еще дальше. Они подчеркивают свои незначительные фразы интонацией. Голос становится раздраженным, более резким и высоким. Сложные жизненные ситуации бывают у каждого. От проблем никто не застрахован. В такие моменты вести беседу с другими людьми нет ни желания, ни моральных сил. Если же подобные диалоги повторяются со всем коллективом с изрядной периодичностью, то стоит задуматься.
Самая паршивая работа
Этот признак показывает на отношение начальства к подчиненному. Шефы часто раздают своим любимчикам простую и довольно приятную работу. Они могут отправить подчиненных в командировку в другой город на выходные, просто ради того, чтобы человек посетил новое место. Руководство часто назначает любимчиков организаторами различных праздничных мероприятий. Текущие дела этого сотрудника перекладывают на остальной коллектив.
К тем, кого не любят, начальники относятся иначе. Они готовы загрузить этих людей рутинными и несколько нелепыми задачами. О развитии в профессиональном и личностном плане придется забыть. Лучше сразу менять работу на более перспективную. О карьере и хороших знаниях на такой работе можно и не мечтать.
Изгои
Иногда люди замечают, что им приходится общаться только с изгоями или малоприятными коллегами. В каждой социальной группе есть свои лидеры и обычная массовка. Существуют и персонажи, на которых все остальные отыгрываются. Если человеку приходится часто иметь дело с такими людьми, значит большая часть коллектива уже навесила на него ярлык «изгоя». Отношения с коллективом дальше будут только ухудшаться.
Внутренний мир
Стоит проанализировать и внутренний мир. Если после работы человек чувствует себя выжатым лимоном, то вполне вероятно высокое эмоциональное давление. Необходимость трудиться воспринимается настоящей каторгой. Эти ощущения могут возникнуть из-за проблем с коллективом.
Если коллектив тебя не принял
Слаженный или спитый? (коллектив)
Психологи утверждают, что если коллектив состоит из отличных профессионалов, и в компании развита корпоративная культура, максимум, с чем вы столкнетесь в первое время на новом рабочем месте, это ледяное равнодушие. Но специально гадости вам никто делать не станет, потому что коллеги заняты работой, а не выяснением отношений. При таком раскладе психологи нам советуют качественно и спокойно выполнять свои обязанности и быть почёркнуто вежливыми и дружелюбными с новыми коллегами. И вот тогда месяца через три вы уже точно станете «своим».
Психологи советуют, если вы попали в спитый коллектив, сначала попытаться просто хорошо работать и не провоцировать конфликты, однако если такая стратегия не помогает, что скорее всего так и будет, то следует обратиться за помощью к руководству. Результат вашего визита к боссу совершенно не предсказуем: или полностью заменят коллектив на адекватных сотрудников, или вам придется искать другую работу. В любом случае нервов вам потрепят немерено.
Правильное поведение в новом коллективе
Прежде чем бежать к руководству и кричать, что все пропало, психологи предлагают нам несколько простых, но очень эффективных приемом, как вжиться в новый коллектив:
— много работать и очень мало говорить не по работе, не рассказывать о себе лишнее ( с кем живете, кого любите, с кем спите и т.д.), не обсуждать новых коллег и тем более босса;
— не проявлять эмоций, даже сгоряча не произносить «как я устала», «зачем я сюда только пришла», «как все мне надоели», «ненавижу свою работу» и т.д.;
— никогда, никогда, никогда не слушать сплетни, не обсуждать их и не становиться их источником;
— не делать скоропалительных выводов. Вполне возможно, что вон та невзрачная сотрудница в углу кабинета окажется серым кардиналом, а вот эта бойкая девчушка, которая вам первая предложила кофе, первой сплетницей в конторе;
— очень внимательно слушать о чем говорят коллеги вскользь, т.е не постановочные беседы, и наблюдать за тем, что происходит вокруг, немного отстраненно, не пропуская все через себя;
— не поддаваться на провокации, типа «а Катя сказала, что вы толстая как лошадь и очень тупая», «а отчет то вы вчера запороли, Сан Саныч сказал», «а у вас спина белая».
Как завоевать симпатию нового коллектива
Психологи уверены, что заводить дружбу на рабочем месте, это очень плохая идея, потому что дружба мешает работе. В конце концов либо вами начнут манипулировать новые друзья (ну, прекрати, я опоздала, ну проспала, ну бывает) или вы ими (я убегу пораньше, прикрой меня, мне на свидание с Виктором надо, ну ты понимаешь).
Поэтому самым оптимальным вариантом будет уважительное и теплое отношение между коллегами, которое достигается путем:
— хорошей и ответственной работы. Коллективу необходимо время, чтобы принять нового сотрудника и увидеть, как он хорошо работает (от месяца до трех);
— спокойного и вежливого поведения в офисе (ни сплетен, ни криков, ни эмоций кроме рабочих);
— дружелюбного (не путать с панибратским) отношением с коллегами.
9 советов от психолога, как прижиться в новом коллективе или компании и не показаться навязчивым
«Не так давно я поменяла работу. Устроилась в новую организацию, тут и условия получше, и зарплата повыше. Но я переживаю, ведь я не самый коммуникабельный человек, а мне как-то нужно прижиться в новом коллективе отдела. Смотрю на них – они, вроде бы, все такие дружные, много общих тем, общих интересов. Мне неловко, я чувствую себя среди них какой-то чужой. Иногда даже бывает, что я слышу какие-то смешки, и, вроде бы, понимаю, что не надо мной смеются, а некоторые сомнения все равно закрадываются. Мне очень хочется быть частью коллектива, но при этом боюсь показаться им навязчивой» (из письма в редакцию).
Ситуацию комментирует Лилия Рубцова, главный внештатный психолог Бобруйска и Бобруйского района:
– Привыкать к новому окружению, новым правилам всегда сложно. Особенно стеснительным и мнительным личностям. Коллеги для них – это настоящие агрессоры, угроза и даже препятствие.
Быстро влиться в трудовую среду – это особое качество, которым, к сожалению, обладают не все. Это навык, состоящий из нескольких факторов: умения адаптироваться, подстраиваться под окружающую атмосферу и располагать к себе незнакомцев.
Процесс адаптации имеет несколько уровней:
1. Уровень острой адаптации (длится примерно месяц, порой затягивается до двух). Обычно в это время происходит сравнение нынешней ситуации с предыдущей или со своими ожиданиями. Нередко это период тревоги, нервозности, переживаний, опасений, что сделаешь что-то не так, что все обсуждают. Иногда это может быть и период эйфории, чрезмерное очарование всем и всеми. Постепенно тревога отступает, многое в рабочих буднях становится понятным, доступным, предсказуемым. Среди коллег начинают проявляться те, кто искренне вам рад, с кем начинают формироваться дружественные отношения.
2. Уровень погружения в реальность (на 2-6-й месяц, условно, это период испытательного срока). Новичок расслабился, считая, что программа-минимум выполнена: осмотрелся, разобрался, притерся, вписался в коллектив… Но все это лишь показатели прохождения формального этапа, по окончании которого начальство и коллеги при большей нагрузке и на общих основаниях могут начать критиковать выполненную работу. Из-за этого накапливаются раздражение и злость, разочарование и обида. Это достаточно критичный момент, и прохождение этого кризиса зависит от внутренних ресурсов, эмоционально-психологической устойчивости и вашего уровня рефлексивности.
3. Уровень закрепления, обычно он начинается со второго полугодия, когда наступает фаза стабильного функционирования, обретение «своей ниши», освоение своей роли в коллективе.
Как же вести себя новичку на новом месте?
1. Лучшая позиция – нейтралитет.
Первое время присматривайтесь, наблюдайте, изучайте. Не нужно с первых дней навязывать свое мнение или устанавливать свои правила, тем более нарушать личные границы сослуживцев. Заняв позицию наблюдателя, через некоторое время вы поймете, кто есть кто в этой организации, это позволит вам найти как друзей и союзников, так и противников (не огорчайтесь, это нормально). Не исключено, что в коллективе есть старые конфликты и другие сложные отношения, о которых вы пока не знаете, и есть свои интриганы, которые могут попытаться сразу втянуть вас в историю. Наблюдайте и не делайте резких движений.
2. Не будьте чрезмерно доброжелательны.
Пытаться со всеми подружиться так же опасно, как и сразу отгородиться стеной от нового окружения. Ошибка многих новичков – демонстрировать новым коллегам чрезмерную доброжелательность. В попытках понравиться всем новый работник, порой, вынужден подстраиваться под окружение, поступать вопреки своим принципам и желаниям. Но долго изображать другого человека не получится, просто будьте собой. Ведите себя естественно.
Хорошие перспективы есть только у того, кто умеет слушать, но не идет на постоянные уступки. Ведите себя с новыми коллегами сдержанно, но приветливо, без резких перепадов настроения.
3. Подружитесь с неформальным лидером.
Постарайтесь определить неформального лидера в коллективе. Поняв, кто здесь негласно рулит, попытайтесь сблизиться с этим человеком и заручиться его поддержкой.
Но не превращайтесь в «девочку/мальчика на побегушках», не спешите стать «своим в доску». Потом от ненужных обязанностей избавиться будет сложно.
Наверняка в каждой компании найдутся сотрудники, которые сделают вид, что не замечают новоприбывшего. Успокойтесь и постарайтесь не обращать на них внимания. Спокойно переждите – рано или поздно к вам привыкнут и перестанут воспринимать настороженно.
4. Не бойтесь спрашивать.
Главное правило коммуникации: «Не знаешь – спроси». Спрашивайте обо всем, что вызывает у вас хоть малейшие сомнения, не стесняйтесь! Даже если вам кажется, что это глупые вопросы, помните, у вас индульгенция – вы тут новичок! Лучше разобраться, как правильно, чем сделать наугад. Все вокруг прекрасно понимают, что вы новый сотрудник.
Одна из главных ошибок, которая может произойти с новичком в коллективе – автоматически считать, что окружающие мыслят так же, как он. Поэтому и возникают недопонимания при передаче информации (как устной, так и письменной). Пока вы еще не на «одной волне» с коллегами, старайтесь доносить свои мысли как можно тщательнее и спокойнее.
Да, и что касается шуток. Они не всегда бывают уместны, для начала убедитесь, к какому типу юмора привыкли в этом коллективе.
6. Не стоит менять правила (по крайней мере, пока).
У каждого есть свои стандарты качества, привычки. Помимо этого, на работе может быть свой принятый свод правил и требований. Переносить в новый коллектив стандарт, к которому вы привыкли на прежнем месте, и объяснять это фразой: «А у нас вот было так…» – то же самое, что идти со своим уставом в чужой монастырь. И понятие «у нас» для вас теперь «здесь», а не на прежнем месте, хотя осознание этого появляется не сразу.
7. Поменьше о личном.
Общаясь с новыми коллегами, не расспрашивайте их про личную жизнь. Про свою тоже не особо распространяйтесь. Не участвуйте в офисных интригах и не интересуйтесь сплетнями, особенно если вы работаете в женском коллективе. Лучше обсуждайте «нейтральные» темы (например, планы на выходные или новый фильм, моду).
8. Проявляйте вежливость.
Это не только – не забывать поздороваться, когда приходите на работу, или попрощаться, когда уходите. Сказать «спасибо» в ответ на помощь. Соблюдайте ритуалы, установленные в коллективе. Если видите, что коллеги собирают на подарок кому-то в отделе, предложите свое участие.
9. Не берите на себя лишнего.
Попытайтесь сразу понять границы своей ответственности на новом рабочем месте. (См. пункты 4 и 5). Не выполняйте задачи, которыми должны заниматься другие. Бывают коллективы, где сотрудники пытаются спихнуть свои дела новичку. Научитесь говорить твердое «нет», если вы уверены, что это не ваш функционал. И, наоборот, уточняйте прямым вопросом, чья это задача, если есть сомнения.
Свой среди своих: как понять, что кандидат вольется в коллектив
⏱ Время прочтения — 4 минуты
Доверяют первому впечатлению
Александр Ложечкин, евангелист Microsoft, писал в своем блоге: «Узнать человека в течение часового интервью невозможно. Или даже двухчасового. Или даже трёхчасового. Можно только составить впечатление. А впечатление можно составить и в течение 10 минут».
С этим утверждением может не согласиться опытный рекрутер. Но для человека без профессиональных знаний о проведении интервью это оправданный подход.
Определить «своего» человека можно по образу, который он транслирует, согласен Эдуард Кубенский, издатель Tatlin Publishers: «Чаще всего я могу понять сразу по внешнему виду — наш это человек или не наш. Иногда я обманываюсь, конечно. У нас все люди подобрались абсолютно разные. Я думаю, в реальной жизни они могли бы никогда не встретиться, такое возможно только в нашем офисе. А встретились они потому, что я достаточно терпим. Я уверен абсолютно, что работать можно с любым человеком. Если человеку интересно дело, то на этом можно объединить хиппи с панком в тяжелых ботинках».
Внешний вид кандидата играет большую роль. В демократичном стартапе неуместно выглядит человек в строгом офисном костюме и кипенно-белой сорочке. С такой ситуацией столкнулась HR-эксперт, консультант «Премии HR-бренд», руководитель проектов в социальных медиа hh.ru Елена Лондарь во время поиска работы: «Однажды в день собеседования у меня был совет директоров, а сразу после — интервью в кадровом агентстве. О вакансии в телефонном интервью мне дали минимум информации.
Оказалось, что на встречу пришли заказчики — очень творческие ребята в кедах и джинсах, в то время как я была в официальном костюме. Я почувствовала предубеждение и сразу поняла, что у нас не сложится. Хотя там были интересные задачи, и атмосфера в компании мне понравилась».
Лично общаются с кандидатами
Подбор «своего» человека помогает укрепить команду. Чужак будет действовать наоборот — процессы в небольшом коллективе быстро разладятся, и руководитель потратит много времени на то, чтобы их восстановить. Интуиция руководителя и общее впечатление при собеседовании работают на предупреждение таких ситуаций. «Это что-то невербальное. Хорошо, что мы сами встречаемся с каждым, кто хочет у нас работать. При первом общении понятно — противоречит ли нашей позиции то, что человек говорит, и то, как он себя ведет», — говорит Анна Буланова, сооснователь ресторана японского стрит-фуда «Такеши&Акира». Сейчас в команде проекта пять постоянных участников.
Собеседование с начальником, который хорошо знает настрой своих сотрудников, помогает быстро определить, подходит ли кандидат. «Если коллектив не примет — делать своё дело будет труднее. И здесь я вижу плюс собеседования с начальством напрямую в маленькой фирме — можно свести к минимуму околопрофессиональные тесты и смоделировать простую рабочую ситуацию. Если за эти полчаса у вас получится поработать вместе и это будет эффективно, значит человек “свой”» — рассказывает Владислав Рыпинский, руководитель проектного бюро «СКАДО Проект плюс» из Самары. Такой подход отнимает у начальника время от других задач, но позволяет непосредственно оценивать уровень сотрудников.
Если человек хорошо знает свое дело, но не может сработаться с другими участниками команды, пострадает и его часть работы, и проект вцелом, объясняет Владислав: «В моей отрасли очень важен постоянный обмен информацией между сотрудниками. Если коллектив не принимает человека, ему сложно обмениваться с коллективом информацией. Если за этим не следить, начнут возникать ситуации взаимного непонимания. Это мешает нормальной работе и сказывается на сроках».
Понимают, кто нужен команде
Чтобы определить, какой человек впишется в команду, нужно разобраться, какие люди формируют ее сейчас. В небольших командах руководитель может сам провести такой анализ, считает Елена Лондарь. Достаточно посмотреть на тех, кто наиболее успешен и лучше всех справляется с рабочими задачами.
«Чтобы нанять того, кто точно впишется, нужно свежим взглядом посмотреть на свой коллектив. Какие люди работают? Чем отличаются менее успешный и более успешный? Составить модель успешного сотрудника — оценить, какие компетенции позволяют ему добиваться хороших результатов. Тогда можно предположить, что такие люди будут успешными в нашем бизнесе при нынешних задачах». Елена Лондарь, HR-эксперт, консультант «Премии HR-бренд», руководитель проектов в социальных медиа hh.ru
Выделив несколько ключевых качеств успешных сотрудников, руководитель увидит, по каким критериям стоит оценивать кандидата, чтобы тот точно вписался в команду и укрепил ее своими достижениями.
Важно помнить, что у каждого руководителя свой набор ценностей, которые ему нужны. В некоторых бизнесах важна высокая исполнительность — услышать задачу и выполнить ее. Здесь инициативному человеку будет работать сложно.
Хороший набор вопросов для собеседования собрал основатель ecommerce-платформы Bonanza Билл Хардинг. Те руководители, которые хорошо понимают ценности своей команды, с их помощью могут проверить, насколько соответствует этим ценностям кандидат.
Если вам некогда погружаться в секреты профессионального рекрутмента, то задачу подбора нужного кандидата можно поручить мастеру своего дела. Вы можете найти рекрутера, который выполнит вашу задачу, на HRspace.