Как понять что меня вербуют
Как понять, что вас вербуют. Советы эксперта
В большинстве своем люди во время разговора с незнакомым человеком не сразу понимают, что их вербуют, и, как правило, даже самый опытный специалист не сразу это поймет.
Эксперт по дерадикализации Юлия Денисенко, поделилась несколькими советами, как распознать человека с не благими намерениями и не оказаться на крючке.
Основные признаки вербовки человека:
— Это самый дружественный человек, которого вы когда-либо встречали;
— Это человек слишком заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать;
-Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру;
— Тот, у кого есть все ответы на вопросы.
По словам эксперта, предполагаемый «клиент» для вербовщика выглядит восприимчивым, он предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его беседу, разжечь его интерес и увлечь.
«Он показывает заботу о благополучии «клиента», его чувствах, что заставляет человека поверить, что его действительно понимают. Демонстрируют острый, объединяющий интерес к идеям человека, удерживая контакт глазами, поддерживая физическую близость «нападая» (в психологическом смысле). Когда вербуемые люди считаются готовыми, а это может быть после 15 минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединится или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Для наивного или неинформированного наблюдателя вербовщики кажутся озабоченны благополучием тех, с кем они вступают в разговор», – рассказала Денисенко.
Эксперт вспомнила случай, когда родители женщины, попавшей под влияние мужа-экстремиста, не захотели предпринимать никаких действий, объяснив, свою позицию тем, что они в зяте видят только положительные качества мол, «он не курит, не пьет, хороший и всегда вежливый». В итоге они потеряли свою дочь…
Эксперт добавила, что настоящее намеренье вербовщика гораздо менее привлекательное – быстро оценить, будет ли вербуемый человек ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей, если нет, то эти люди не будут просто терять время на вас.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Пять признаков, что вас вербуют, разводят или подставляют в Сети
В Алматы в коллективе Форте Банка прошла просветительская работа по профилактике и борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, организованная Информационно-разъяснительной группой Управления общественного развития города Алматы, сообщает Zakon.kz.
Как проинформировала аудиторию лектор, член ИРГ, преподаватель Алматинского университета энергетики и связи, кандидат философских наук, доцент Зарема Абдуллина, по данным казахстанских исследователей доля активно верующих в молодежной среде достигает 15,5 процентов. Наибольшее количество в Атырауской, Кызылординской и Туркестанской областях.
К сожалению, среди молодых могут быть потенциальные представители деструктивных религиозных течений, которые по неопытности и незнанию жизни и нетрадиционных религиозных направлений попадают в ловушку вербовщиков и становятся их жертвами. Зачастую вербовщики предстают перед своими потенциальными жертвами как добрые порядочные люди, готовые бескорыстно помочь морально и материально. То есть входят в доверие неискушенной молодежи, а затем шаг за шагом вовлекают их в деструктивные течения, откуда порой очень сложно выбраться.
Как узнать, что вас вербуют? Профессор Зарема Абдуллина рассказала о пяти признаках того, что вас вербуют, разводят или подставляют в Сети.
Первый – переход на личность. Ключевая фраза вербовщика: «Я знаю, что тебе делать…». Обычно это происходит после того, как потенциальная жертва, поверив в бесхитростность нового знакомого и не понимая, что перед ним фактически коварный вербовщик, начинает входить в контакт с ним, рассказывать о себе, о своих проблемах и так далее. А тот, в свою очередь, начинает якобы жалеть его, говорить ему, что он прав, а все остальные неправы, что его никто не любит, не уважает, дает советы, прогнозы, утешает. Показывает, что он понимает вашу ситуацию и проблемы, начинает предлагать всяческую помощь.
Третий – высокопарный стиль или умничанье. Ключевое выражение: «Я что-то знаю, чего ты не знаешь…». Речевое поведение агрессора направлено на подавление собеседника собственными «знаниями», «важностью», «влиятельностью». Цель – что-то ему внушить или получить. Это маскировка попытки получить информацию от вас, втянув вас в дискуссию.
Четвертый – жаргон, подчеркнутое просторечие. Ключевое выражение: «Ты кто такой, давай, до свидания…». Жаргон подразумевает грубость. Просторечие облегчает словесное выражение агрессии. Это намерение разжечь национальные противоречия.
Пятый – двусмысленность, подмена понятий и демагогия. Ключевая фраза: «Если кто-то кое-где у нас порой…». То есть здесь присутствует неопределенность в адресованной лично вам речи. Мысль собеседника мутная, но при этом он упорно желает ее выразить. Либо это неинтересный собеседник, либо не хочет, чтобы вы поняли его истинные намерения. Это попытка манипулирования.
Средства правильного реагирования
1. Самоконтроль. Надо быть всегда настроенным на диалог и не вестись на провокации – не впадать в агрессию, не отвечать на оскорбления и так далее.
2. Желание перевести беседу в рациональное русло. По крайней мере, надо пытаться.
3. Чтение и знание законов о печатном слове и слове вообще.
Методы, которыми можно направить беседу в нужное вам русло
1. Перевести разговор на другое, и сфокусировать интерес собеседника на новой теме.
2. Скорректировать или смягчить слова собеседника и предложить свой вариант решения вопроса.
3. Всегда четко оговаривайте, что это «мнение», а не «утверждение».
4. Ссылка на источник информации. Но здесь возможен другой риск – невольно войти в цепочку распространителей ложной информации.
Поэтому будьте всегда бдительными и осторожными при знакомстве с новыми подозрительными людьми, особенно, если заметите с их стороны повышенный интерес к себе. Думайте, анализируйте, не говорите ничего лишнего, а при сомнениях делитесь ощущениями с близкими людьми и специалистами – теологами, имамами, сотрудниками центров консультации и реабилитации, которые могут оказать вам своевременную необходимую помощь и дать дельные советы.
Как понять что меня вербуют
Инструментарий
Программы обучения
Прикладные аспекты телесной терапии: системный подход
Хоровод и его сакральные смыслы в практике танцевально-двигательной терапии
Телесно-ориентированная психотерапия: системный подход
Скоро
I Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»
8-й Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Психотерапия как метафизика любви»
Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Памятка «Как понять, что тебя вербуют в ИГИЛ*?»
По различным данным, только в России за последнее время было завербовано в ИГИЛ* более 2500 человек, включая женщин и подростков. Своих жертв представители запрещенной в России ИГИЛ* ищут в Интернете: соцсетях и, конечно, на сайтах знакомств. Рассказываем, как вычислить вербовщика и не поддаться его влиянию.
Если вы пользователь социальной сети
Предварительно, перед знакомством для последующей вербовки ведется выбор жертвы путем исследования страничек в соцсетях — это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей. Фотографии, записи на стене, комменты, участие в группах дают представление об интересах человека, круге его общения, комплексах и проблемах. Ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете, с помощью соответствующих настроек!
Вербовщик вычисляет свою жертву путем анализа переписки в различных группах: мусульманских группах, группах, посвященных восточной культуре, группах брошенных жен, людей, находящихся в депрессии или испытывающих какие-либо трудности, например, имеющих задолженность перед банком, группах знакомств, группах по интересам, например, среди поклонников компьютерных стрелялок и даже на популярных городских форумах. Не слишком откровенничайте в общедоступных группах и на форумах, ведите себя осторожней! Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице: «Хочу посоветоваться, с моим знакомым был такой случай. »
Наметив себе несколько жертв, вербовщик начинает знакомиться с ними. Будьте внимательны, когда к вам «стучится» новый знакомый! Не принимайте в друзья всех подряд! Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы! Ведь это может быть бот или вербовщик!
В последнее время для вербовки также используются мессенджеры: WhatsApp, Telegram и Viber.
Если вам пришло сообщение непонятного содержания с незнакомого номера, не отвечайте на него!
Как может вести переписку вербовщик?
1. Как правило, новый знакомый начинает активно интересоваться вашей личной жизнью, увлечениями, проблемами, заботами, финансовым положением. Он делает это для того, чтобы найти нужную «кнопку», чтобы в будущем надавить на человека.
2. Выяснив, чего или кого человеку не хватает, вербовщики стараются занять пустующую нишу в жизни человека. Он стремятся стать Вам другом, любовником, соратником, учителем, спасителем и пр. Старается помочь решить ваши проблемы (даже если Выего об этом не просите), чтобы в дальнейшем Вы чувствовали себя обязанным ему. Вот фразы, которые должны насторожить: «я хочу тебе помочь», «ты себе даже не представляешь, как тебе сейчас нужна помощь».
3. Вербовщик будет стараться изменить Вашу привычную жизнь: «порвать с людьми, которые тебя не ценят», «обрести новых друзей», «игнорировать родителей и родственников, которые не понимают твоей уникальности, твоего таланта», будет рекомендовать читать книги или статьи, которые «изменят твою жизнь, твои представления об окружающем мире».
В ходе переписки он будет манипулировать эмоциональным состоянием для того, чтобы запрограммировать на определенное поведение. Он может либо соглашаться с вами: «Ты все правильно говоришь. Я с тобой полностью согласен. Все, о чем ты только что рассказала, помню, было и у моей знакомой». Либо резко осуждать ваше мнение: «Все, что ты говоришь, нелогично! Вот у тебя есть психологическое образование? Тогда будь добра молчать».
4. Главная задача вербовщика — сделать человека беззащитным перед манипуляцией, заставить человека усомниться в своѐм мировоззрении, в своих жизненных принципах, идеях.
5. Потом он пообещает решить все проблемы разом, но при условии выполнения некоего задания. В качестве теста может попросить о любой, самой простой услуге. Если жертва соглашается, то она попала к вербовщику на крючок.
6. После этого обычно следует приглашение познакомиться лично, посетить какое-нибудь собрание или встречу, чтобы найти новых друзей.
Это общая схема ведения переписки. Тематика и повод для нее могут быть самыми разными: любовная переписка, помощь в решении жизненных и финансовых проблем, помощь в изучении восточной культуры, религиозная солидарность (в случае переписки с мусульманином: «ты должен помочь своим братьям, страдающим от кровавого режима Асада», «твой религиозный долг совершить хиджру /переселение/ в страну, которая живет по законам шариата, где нет алкоголя, наркотиков и разврата», «давай совершим никях /мусульманское бракосочетание/ и уедем туда, где будем жить праведной жизнью» и т.д.).
Те, кто наиболее уязвим для вербовки:
Одинокие люди, ищущие вторую половину; люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии; имеющие серьезные нерешенные проблемы; романтики; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди, подвергающиеся различного рода дискриминации.
Как противостоять технологиям вербовки
Общаясь с новыми людьми, особенно онлайн, соблюдайте три правила:
1. Сохраняйте осознанность, понимание, что с вами происходит сейчас. Вырабатывайте навык наблюдателя, задавайте вопросы: «Зачем вы мне это говорите?», «Для чего вам это нужно?»
2. Перепроверяйте любую информацию, исследуя предмет полностью, начиная с отзывов в Интернете и заканчивая сводками МВД.
3. Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни один ИГИЛ*, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идете вы для достижения намеченных планов.
Если вы посетитель мечети:
Многих мусульман вербуют во время посещения мечетей, халяль-кафе, на рынках и базарах, где большая концентрация приезжих и где существуют своеобразные «биржи труда», где человек может найти работу. Как правило, вербовщик безошибочно видит свою потенциальную жертву. Это может быть молодой человек растерянного вида, приезжий, который ищет своих земляков, который пришел за моральной либо материальной поддержкой. С ним заводят разговор, проявляют внимание и благосклонность, стараются помочь в решении текущей проблемы, например, дают денег в долг, делают фиктивные разрешительные документы и потом начинают промывать мозги: пропагандируют «чистый ислам», дают читать соответствующие книги, предлагают не ходить в мечеть, «т.к. тут неправильно молятся», а посещать собрания «истинно верующих» на квартире или в доме. Могут откровенно предложить поехать на войну за серьезное вознаграждение или начинают чем-нибудь шантажировать, угрожая раскрыть какой-то секрет, проступок или вредную привычку родным и друзьям.
Помните, что участие в террористической деятельности является тяжким преступлением (УК РФ, статьи 205-208, 280-284), которое карается различными сроками лишения свободы. Если вы уедете в ИГИЛ*, вы навсегда разрушите собственную жизнь и жизнь своих близких!
Если вы чувствуете, что вас вербуют, незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы, тем самым вы окажете содействие борьбе с терроризмом.
Телефоны доверия ГУ МВД России по Свердловской области: (343) 358-71-61, (343) 358-70-71, Почта доверия ГУ МВД России по Свердловской области: mvd66_request@mvd.ru телефон доверия УФСБ России по Свердловской области (343) 371-37-51 Почта УФСБ России по Свердловской области:sverdlovsk@fsb.ru
Памятка разработана кафедрой теологии УГГУ при поддержке ЦРО «Духовное управление мусульман Свердловской области (Центральный муфтият)»
По материалам: Страшная сказка ИГИЛ*. – М.: Общественная палата РФ, 2015. – 21 с.; сайтов http://www.yaplakal.com; http://психоаналитик-матвеев.рф; http://www.aif.ru; http://18-81.ru и собственных методических разработок.
* организация, запрещенная на территории Российской Федерации.
5 признаков, что вас вербуют, разводят или подставляют в Сети
Провокаторов легко узнать по словам и «речевой походке»
Фото: Наталья Мущинкина
В современной коммуникации как в разговорной, так и в интернет-переписке широко применяются эвфемизмы (смягчающее переименование) сказанного и дисфемизмы (усугубляющее). Абстрагируясь от научных терминов, это вроде вкусовых приправ к нашей речи: эвфемизм — чтобы подсластить горькую пилюлю (или замаскировать под конфету несъедобную гадость), а дисфемизм — соль и перец — чтобы невозможно было проглотить, не заметив и не поперхнувшись. Все эти «пряности» широко используются в применяемых сегодня техниках уговаривания, в приемах комплиментов, оскорблений и «обесцениваний»— все это так называемые «речевые стратегии», направленные на достижение целей того, кто ими владеет.
В разговорной речи наличие эвфемизмов объясняется желанием сделать коммуникацию комфортной (хотя нередко эвфемизация связана как с вежливостью, так и с ханжеством). А дисфемизмы нужны, чтобы, напротив, усилить и подчеркнуть негативные характеристики чего-либо — ведь можно сказать «украли», а можно и «одолжили». В языке художественных произведений «приправы» в виде и эвфемизмов, и дисфемизмов служат для усиления образности и являются инструментом. А вот в разговорной письменной (интернет-общение) и публицистической речи они могут быть инструментами влияния на сознание, провокации и манипулирования.
Вот основные сигналы.
3. Высокопарный стиль или умничанье (снабжение своей речи тяжелыми псевдонаучными оборотами, сознательное использование узкопрофессиональной терминологии, навязчивая демонстрация энциклопедических знаний, так называемый «чиновничий» язык). Ключевая словоформа: «Я что-то знаю, чего не знаешь ты. » Такое речевое поведение агрессора направлено на подавление собеседника собственными «знаниями», «важностью» и «влиятельностью» с целью что-то ему внушить или получить. Обычно такая демонстрация маскирует отсутствие истинной информации и попытку получить ее от вас, втянув в вас в дискуссию (даже если вы приметесь возражать по сути вопросов, в дискуссию вы уже втянулись).
4. Жаргон, подчеркнутое просторечие и использование локальных диалектов вкупе с затрагиванием национального вопроса. Ключевая словоформа: «Ты кто такой, давай, до свидания. » Жаргон подразумевает грубость, просторечие облегчает словесное выражение агрессии, а локальные диалекты призваны, употребляемые не к месту, призваны разжечь некие национальные противоречия.
А теперь сравните с термином «демагогия» (от др.-греч. δημαγωγία «руководство народом; заискивание у народа») — набор ораторских и полемических приёмов и средств, позволяющих ввести аудиторию в заблуждение и склонить её на свою сторону. Чаще всего применяется для достижения политических целей, в рекламе и пропаганде.
Смысл у этих явлений практически один — закамуфлировать истину с той или иной конкретной целью. Однако тут следует учитывать и некоторые национальные особенности: например, в Иране, где считается верхом неприличия прямо отказать человеку или «рубануть» ему в лицо «правду-матку», так называемая «языковая ложь во благо» включена в этикет, соблюдаемый абсолютно всеми воспитанными людьми — тааруф. На тааруже и основана знаменитая иранская дипломатия, славящаяся тем, что может решить любые вопросы, не повышая голоса, не изрекая неприятных вещей и угроз и с улыбкой на лице.
Стратегия реагирования на словесные атаки.
Специалисты предлагают применять два вида реакции — строгая (ответить, но не поощрять продолжение беседы) и игровая (реагировать с юмором, что вовсе не значит приятия, а наоборот — обесценивание слов собеседника до уровня шутки).
Средства правильного реагирования:
1. Самоконтроль. (Надо быть всегда настроенным на диалог и не вестись на провокации — не впадать в агрессию, не отвечать на оскорбления и т.д.).
2. Желание перевести беседу в рациональное русло (по крайней мере, попытаться)
3. Чтение и знание законов о печатном слове и слове вообще..
А вот методы, которыми можно направить беседу в нужное вам русло:
1. Перевести разговор на другое и сфокусировать интерес собеседника на новой теме.
2. Скорректировать ((или смягчить) слова собеседника и предложить свой вариант решения вопроса.
Профессор МГУ Ольга Фролова рекомендует опираться в анализе письменной речи (своей и чужой) на следующие признаки: 1) Соответствие/несоответствие истине; 2) Наличие/отсутствие оскорблений; 3) Наличие/отсутствие призывов к изменению государственного строя насильственным путем; 4) Наличие/отсутствие нецензурная лексики и оскорблений; 5) Наличие/отсутствие отрицательной информации в форме утверждения.
А по большому счету, вопрос остается риторическим: маскировать нельзя обозначать? Ведь от того, что мы деликатно скажем, что «русский язык стремится к пятой точке и скоро окажется в мягком месте», его горькая судьба, увы, не изменится.
Как понять что меня вербуют
Как узнать вербовщика?
С каждым новым годом, с каждым новым днём изощрённые умы приверженцев деструктивных культов по всему миру находят всё новые способы, используют новые форматы работы по привлечению новых адептов в свои сети. С сожалением стоит отметить, что зачастую у них это получается. В результате – разрушенная судьба молодого человека, разбитая семья и мрачное будущее впереди.
Чтобы не попасться на удочки приверженцев террористических и экстремистских организаций, не разрушить свою жизнь, мы предлагаем вам поближе познакомиться с тем, какие методы вербовки и контроля сознания использую в деструктивных культах.
Вербовщики в первую очередь обращают своё внимание на тех, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении.
Также отдельную группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся «к полной и абсолютной Истине», а также индивиды с художественным складом мышления.
Находясь в таком состоянии, человек стремится поменять своё окружение, ища поддержки и понимания среди совсем незнакомых людей. Если же горюющий человек до смерти близкого был далеким от веры, то в период траура он часто испытывает огромную потребность в поисках доказательств бессмертия души, часто ищет и соглашается на любую возможность узнать о загробной участи родного человека. В связи с этим горюющие часто становятся лёгкой мишенью для психологической обработки вербовщиками культом.
Как же распознать вербовщика?! Есть ли какие-либо признаки такого человека?
— Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.
— Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что вам нравится делать.
— Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т. п.
— Тот, у кого есть все ответы на все вопросы.
Давайте более детально остановимся на применяемых адептами деструктивных культов тактиках вербовки.
Вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь свою потенциальную жертву в беседу, разжечь в собеседнике интерес и увлечь имеющимися в своём арсенале средствами:
— показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента;
— выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: «Ты был в дороге два месяца. Должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?»;
— демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: «О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов. »;
— удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле);
— извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: «что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?» или «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?».
Тактические приемы, используемые деструктивными культами:
Контроль времени и деятельности (поведения), то есть подчинение потенциальных новообращённых рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряжённой деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления.
Такой график может включать: лекционный марафон, длительные заседания – встречи группы, интенсивные консультации один на один, энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчётливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еда.
В результате: пониженная психологическая защита, снизившееся внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, которые часто являются отвлекающими и делают человека в высшей степени поддающимся внушению со стороны.
Информационный контроль. Здесь речь идёт об ограничении источников получения информации или же вовсе их полнейшем отсечении, сопровождая при этом клеветой на такие средства получения информации, как телевидение, радио, газеты, связь с людьми за пределами группы.
Сюда ещё стоит добавить «бомбардировку» вербуемых культовой литературой, записями и лекциями по идеологической обработке. Также происходит классифицирование определённой информации о культе как «секретной» (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательстве требуются от адептов культа; на что уходят деньги), искажение («Мы собираем деньги для детей, лишённых благоприятных условий») и открытая ложь. В результате получается человек, лишённый способности к критическому мышлению.
Манипуляция языком. Это может быть осуществлено путём приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Также вербовщики часто используют специализированную лексику, внедряют в разговор с потенциальным новым членом культа иностранные языки, стремясь при этом отбить охоту к «банальному» разговору о некультовой деятельности, интересах и идеях. Всё это делается для того, чтобы ограничить выражение личных мыслей и чувств, полностью дистанцировать человека от прошлого.
В результате вербуемые чувствуют себя посвящёнными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя в своей тарелке и, при общении с людьми вне культа, чувствуют себя заторможено. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет «мы-они», причём потенциальные новообращённые сторонники экстремистской организации начинают больше отождествлять себя с культом и меньше – с некультовым миром, бывшем когда-то их жизнью.
Отучивание от критического, рационального мышления. К примеру, многие культы отделываются от сомнений, критики и вопросов культистов утверждениями типа «Всё станет ясно со временем» или угрозами типа «В корне всякого сомнения Сатана», или увещеваниями вроде «Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности».
Всё это приводит к тому, что человек начинает испытывать чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа. Многие даже начинают рассматривать свой разум как нарушителя спокойствия, генератор ядовитых сомнений.
Обучение методикам, вызывающим транс. Это может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (иными словами, произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности). Стимуляция трансов может быть очень действенна для подавления сомнений и возрастания внушаемости к дальнейшей идеологической обработке.
Исповедальные сессии, во время которых культистов принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых. Вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а после признания – ощущение облегчения.
Они могут даже стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.
Подобная методика рассчитана на то, что вербуемые могут поддаться групповому давлению, несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, противоречащие культовым верованиям и практике. Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт.
Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам потенциального адепта организации. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в «духовную дискуссионную группу», в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на «семинар по человеческому потенциалу».
Задача вербовщика состоит в том, чтобы максимально быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если его считают заслуживающим «вложения», на вербуемого будет обрушиваться ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот момент первоначальная забота вербовщика перемещается на других вероятных кандидатов.
К несчастью, новый рекрут часто слишком охвачен энтузиазмом своей новой преданности, чтобы заметить, что этот хороший приятель и вербовщик покинул его для кого-то другого.