Как понять что не работает компрессор кондиционера

Как определить, что компрессор кондиционера пришёл в неисправность?

Безусловно, компрессор кондиционера является незаменимым и в то же время самым уязвимым элементом в системе охлаждения. Для того чтобы данная деталь прослужила долго и безотказно, нужно внимательно придерживаться определённых правил эксплуатации, но к сожалению так случается не всегда. И в один прекрасный момент автолюбитель замечает, что его кондиционер плохо работает или не работает вообще. В таких случаях не нужно надеяться на то, что поломка сама собой устранится, нужно сразу же действовать.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Как узнать, что данная деталь пришла в неисправность?

Первым признаком неисправности компрессора является то, что кондиционер не выполняет свои функции. Как это определить? А определить это можно следующим образом: в то время как заданный режим охлаждения находится во включенном состоянии, вы заметите, что на наружном блоке не запускается компрессор кондиционера. BMW и многие другие немецкие марки авто также могут сломаться из-за отсутствия фреона в системе охлаждения. Ещё одной причиной поломки компрессора может послужить сгоревшая обмотка или же заклинивший поршень. Также поломку данной запчасти стоит поискать в питании (то есть определить, подсоединена ли эта деталь к аккумуляторной батарее). Во всех случаях, кроме поршня и отсутствия фреона, ремонт кондиционера можно осуществить самостоятельно с использованием минимального набора инструментов. В случае с отсутствием фреона нужно обязательно обратиться за помощью к специалистам.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Отдельно стоит выделить такую причину поломки, как вода. Определить проникновение воды в компрессор кондиционера можно при виде зелёного оттенка масла. В таком случае нужно немедленно обратиться на СТО и произвести ремонт (лучше, конечно, замену детали). В противном случае вся влага, накопившаяся в системе охлаждения, превращается в лёд и после этого температура кондиционера существенно возрастает. Так продолжается до тех пор, пока не сгорит компрессор.

Что делать, если при включении системы охлаждения возникает посторонний шум?

Иногда бывают случаи, что компрессор кондиционера автомобильный при включенном состоянии издаёт какой-либо шум или даже свист, но при этом нормально выполняет свои функции. Причиной этому вовсе не является утечка хладагента или сгоревшая обмотка. И замена компрессора здесь точно не нужна.

Источник

Основные неисправности кондиционера и способы их устранения – как решить проблемы домашней сплит-системы

Современные бытовые сплит-системы – достаточно сложные устройства, функционирование которых зависит от нескольких узлов. Выход из строя любого из них приводит если не к полному отказу климатической техники, то к невозможности исполнения части основных функций.

Некоторые неисправности кондиционеров, способы устранения которых не требуют специальной подготовки, можно ликвидировать самостоятельно, более сложный ремонт проведут в сервисном центре.

Типовые признаки неисправностей кондиционера

Основных признаков отказа какого-либо из узлов кондиционера немного. При появлении любого из них следует немедленно отключить оборудование от питающей сети и попытаться выяснить причину сбоя (или же вызывать специалистов сервисного центра):

Вариантов, которые можно включить в список еще множество, и каждый из них имеет собственные причины такой реакции (точнее, ее отсутствия) со стороны оборудования:

Термин «не включается» обычно понимают в широком смысле.

К этому варианту неполадок основная масса пользователей относит отсутствие:

Такая ситуация, как правило, описывается однозначно. При включении кондиционера работа узлов не отличается от обычной – запускаются вентиляторы и компрессор, устанавливаются в заданное положение или совершают качания жалюзи, нагнетается поток воздуха. Однако температура воздуха на выходе остается такой же, как и в помещении или отличается от нее крайне незначительно. Именно с таким проявлением неисправностей пользователи бытовых сплит-систем сталкиваются наиболее часто.

В этом случае кондиционер либо включается с задержкой от нескольких секунд до минут, либо после перехода в активную фазу охлаждения/обогрева отключает компрессор и вентиляторы через несколько секунд/десятков секунд. При этом времени в этой фазе недостаточно, чтобы набрать нужные параметры температуры в помещении.

Без детальной диагностики определить неисправность, которая стала причиной такого поведения оборудования практически невозможно. Частично ее можно провести самостоятельно, но лучше поручить эту задачу специалистам сервисных компаний. В их распоряжении есть соответствующее оборудование и контрольно-измерительная аппаратура, более детальная документация на каждую модель климатической техники.

Разобраться пользователю в проблеме самостоятельно поможет система диагностики кондиционера. Сегодня она работает практически на всех, даже самых бюджетных, моделях. Электронный блок проводит опрос установленных в системе датчиков и по их показателям, в случае возникновения неполадок, выдает коды ошибок на сервисном дисплее или в виде комбинации светодиодных индикаторов.

Как правило, их можно найти в документации на сплит-систему, как и возможные причины их появления, и методы устранения неполадок. Следует отметить, что в большинстве случаев для ремонта потребуется вмешательство квалифицированного специалиста.

Оснащенные новыми электронными блоками с функциями «Интернета вещей» или Bluetooth-контроллерами системы могут выдавать сообщения об ошибках непосредственно в пользовательское приложение.

Диагностика и устранение неисправностей кондиционеров

Диагностировать сбои в работе кондиционера, если они не выдаются при самодиагностике – задача непростая, требующая представления о деталях и узлах в составе оборудования.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционераУстройство сплит-системы, при всей его кажущейся сложности, легко понять даже без специальной подготовки. В него входят:

Охлаждающий контур

Пожалуй, единственной аварийной ситуацией в охлаждающем контуре следует считать разгерметизацию, вызывающую утечку хладагента.

Поскольку все элементы системы соединяются металлическими трубопроводами, обеспечить полную герметичность контура практически невозможно. В местах соединений происходит т.н. «штатная» утечка фреона, за счет которой кондиционер теряет около 8% хладагента в течение года. Такая ситуация не представляет проблем и требует только периодической дозаправки системы фреоном в ходе регулярного обслуживания.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

При некачественном монтаже, разрушении герметизирующих и монтажных деталей (например, при появлении трещины в фиксирующей патрубок гайке), коррозии магистралей появляются дополнительные места утечек. Расход фреона превышает штатные показатели, кондиционер теряет производительность и скорость набора температуры, проявляется обмерзание деталей и т.д.

Однозначно диагностировать течь хладагента конечному пользователю сложно:

Для этого применяются различные методы:

Устраняют протечку хладагента в следующем порядке:

При наличии необходимого оборудования выполнить все работы можно самостоятельно. Однако в сервисном центре ремонт будет выполнен качественнее и быстрее.

Все необходимые материалы можно приобрести в том же сервисном центре. Там также предоставляют оборудование (вакуумные станции, манометрические коллекторы и пр.) напрокат.

Вентиляторы

К основным неисправностям вентиляторов наружных и внутренних блоков сплит-систем относят:

Источник

Как проверить автомобильный кондиционер своими руками

С проверкой автомобильного кондиционера приходится сталкиваться каждому автовладельцу. Проще всего процедуру выполнить в автосервисе, где специалисты оценят и устранят возникшие проблемы. Но при желании работу можно провести своими руками. Для этого нужно знать, что делать и в какой последовательности.

Когда нужно проверять работу кондиционера в машине

Автомобилем, оснащённым кондиционером, управлять гораздо комфортнее, ведь в салоне можно установить желаемую температуру в жаркую погоду. Но поскольку система кондиционирования состоит из нескольких механизмов, которые со временем изнашиваются и выходят из строя, важно знать и уметь проверять их работоспособность. На том, как это сделать, стоит остановиться детальнее.

Проверка работоспособности кондиционера из салона и под капотом

Диагностику автокондиционера можно выполнить следующим образом:

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Видео: диагностика кондиционера своими руками

Визуальная проверка трубок кондиционера

При визуальном осмотре трубок и шлангов преследуется цель выявить утечку. Нарушение герметичности может быть вызвано коррозией алюминиевых трубок, механическим повреждением шлангов, трубок, а также радиатора. Наиболее часто алюминиевые трубки повреждаются коррозией в местах крепления к кузову. Бывают случаи, когда разгерметизация происходит по причине перетирания трубок и шлангов, что зависит от конструктивных особенностей компоновки подкапотного оборудования. В этом случае алюминиевые элементы восстанавливают путём заваривания аргонной сваркой, а резиновые шланги меняют на новые.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Визуально определить утечку далеко не всегда возможно, но в условиях сервиса процедура упрощается.

Проверка утечек

Утечки в большинстве случаев проявляются в виде снижения эффективности охлаждения. В этом случае проверке подвергают:

Видео: поиск утечки фреона в автокондиционере

Проверка компрессора автокондиционера

Компрессор представляет собой насос с электромагнитной муфтой и шкивом. С его помощью обеспечивается циркуляция фреона в системе при включении кондиционера. Чаще всего с ним возникают следующие неполадки:

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Если после включения кондиционера появляется шум, нехарактерный для нормальной работы системы, то наиболее вероятной причиной является поломка подшипника шкива. Происходить это может по ряду факторов: низкое качество дорог, неправильная работа электроники и отсутствие работоспособности отдельных узлов. При выявлении такой поломки её нужно устранять в минимально короткие сроки, поскольку она приводит к повреждению электромагнитной муфты. Для проверки последней запускают мотор и нажимают кнопку кондиционера. Обороты двигателя при этом немного снизятся, а также будет слышен характерный щелчок, свидетельствующий о включении муфты. Если этого не произошло, нужно разбираться, чем вызвана неисправность.

Видео: проверяем компрессор кондиционера, не снимая его с автомобиля

Проверка радиатора кондиционера

Конденсатор или радиатор системы кондиционирования располагается перед основным радиатором системы охлаждения силового агрегата. Эксплуатация автомобиля неразрывно связана с загрязнением радиатора насекомыми, пылью, пухом и т. п. В результате теплообмен ухудшается, что приводит к снижению эффективности работы кондиционера. Проявляется это в виде слабого потока холодного воздуха в салоне. Диагностика радиатора сводится к внешнему осмотру устройства. Для этого оценивают его состояние через нижнюю радиаторную решётку. В случае сильного загрязнения очищают его сжатым воздухом либо кисточкой.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

При подаче струи сжатого воздуха давление не должно превышать 3 bar.

Если радиатор имеет серьёзные повреждения, которые могут быть получены в результате попадания камня, следует посетить автосервис для оценки проблемы и дальнейшего ремонта.

Проверка испарителя

Испаритель системы кондиционирования располагается, как правило, в салоне под панелью. Добраться до этого устройства в случае необходимости довольно проблематично. При сильном загрязнении узла при включении кондиционера в салоне будет присутствовать неприятный запах. Очистить кондиционер можно самостоятельно либо в сервисе.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Проверка на повреждения, загрязнения, следы масла

Во время диагностики рассматриваемой системы в первую очередь внимание обращают на следующие неисправности:

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Исходя из обнаруженных дефектов, предпринимают те или шаги по устранению неисправности.

Проверка автокондиционера на работоспособность зимой

Кондиционер автомобиля оснащён специальным датчиком, который не даёт запуститься устройству, если температура за бортом ниже нуля. Обусловлено это увеличением вязкости масла, которое при низких температурах практически утрачивает свои свойства. Поэтому, если возникает необходимость выполнить диагностику кондиционера в зимний период, следует найти тёплую стоянку и, оставив там на некоторое время автомобиль, отогреть агрегаты рассматриваемой системы. Через некоторое время можно проверить кондиционер из салона и под капотом, описанным выше способом.

Как проверить, заправлен ли кондиционер

Важной составляющей в работе автокондиционера является его заправка фреоном. Недостаток этого вещества приводит к неправильному функционированию системы и недостаточному охлаждению. Поэтому важно знать, как определить уровень хладагента, чтобы при необходимости дозаправить его. Проверка выполняется следующим образом:

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Видео: проверка заправки кондиционера

Зная, как проводится диагностика системы кондиционирования, можно самостоятельно разобраться с возникшими нюансами и определить, чем вызвана та или иная неисправность. Для проведения проверки своими руками не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Достаточно ознакомиться с пошаговыми действиями и следовать им в ходе работы.

Источник

Диагностика неполадок компрессора кондиционера сплит системы и советы по их устранению

Холодильный компрессор — один из самых важных элементов сплит системы. Именно он отвечает за охлаждение воздушных масс, а также насыщение их влагой. Если компрессор выходит из строя, то сплит система перестает выполнять возложенную на нее функцию. Фактически она превращается в ветряную «мельницу». Оборудование не производит желаемого эффекта, в связи с чем владелец решается отдать его в ремонт.

Но перед устранением неполадок желательно убедиться, что причина неисправности сплит системы кроется именно в компрессоре. Ниже мы рассмотрим самые частые виды поломок, а также приведем советы по ремонту, которые подарят кондиционеру «вторую жизнь».

Как устроен компрессорный модуль

Электромеханическое устройство — важная часть кондиционера. Его особенность — герметичность внутреннего содержимого. Другими словами, при возникновении неполадки нельзя разобрать модуль, чтобы заменить испорченный узел. Такая конструкция значительно усложняет ремонт. В особо сложных случаях приходится демонтировать всю сплит систему. Именно поэтому при серьезных поломках проще заменить испорченный компрессор новым, чем пытаться его отремонтировать.

С точки зрения механики холодильный компрессор работает по традиционной схеме, присущей обычному воздушному устройству. Механическая система включает следующие узлы:

Все элементы заключены в корпус из металла, который заваривается наглухо. Внутри него монтируется электропривод. Его система устроена так, чтобы провода, не имеющие доступа к воздуху, охлаждалась за счет фреона.

Такое охлаждение считается достаточно эффективным. Его применение гарантирует бесперебойную работу мотора компрессора в течение длительного времени. На практике проблемы с электродвигателями возникают очень редко. Этот механизм отличается высоким уровнем надежности.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Признаки поломки компрессора

Основной фактор, говорящий о неисправности компрессора, — это невозможность обеспечить температурные показатели, заданные пользователем. Кроме того, о поломке может сигнализировать характерный шум, издаваемый агрегатом во время работы. Звук может быть и не слишком сильным, но он четко прослушивается в процессе функционирования оборудования.

Исходя из характера шума можно определить тип неисправности компрессора. Так, если он издает щелкающие или скрежещущие звуки, то, скорее всего, проблема кроется в клапанах.

Неисправность проявляется в резком уменьшении производительности компрессора и чрезмерном нагревании кондиционера. В конце концов тепловое реле блокирует агрегат.

Еще одна распространенная проблема — прекращение функционирования компрессора почти сразу после его запуска. Сам аппарат сохраняет работоспособность.

Причина неисправности заключается в дефиците или переизбытке хладагента. Работу устройства прекращает тепловое реле. Кстати, этот элемент также может сломаться.

Нередко компрессор не запускается после активации сплит системы. Тогда как все остальные элементы кондиционера работают в штатном режиме.

При этом внешний вид компрессора не дает повода определить причину. Чаще всего проблема кроется в поломке пускового конденсатора, емкость которого превышает 10 мкФ.

С точки зрения восстановления работоспособности агрегата самой сложная проблема — это замыкание мотора привода. Устранить проблему практически невозможно, гораздо проще заменить испорченный компрессор на новый. Стоит отметить, что владельцы современных моделей кондиционеров с герметичной конструкцией очень редко сталкиваются с замыканием.

Как проверить компрессор

Порядок действий мастера определяется характером неисправностей сплит системы. Но прежде, чем приступать к ремонту, нужно учесть ряд моментов:

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Самое правильное решение для проверки работы сплит системы — это обращение к профессионалам. Квалифицированный мастер быстро определит и устранит причину поломки.

Вместе с тем, если у владельца кондиционера имеются соответствующие навыки, то он может попытаться решить проблему своими силами.

Проблема первая: механический шум

Если в процессе работы агрегат издает посторонний шум, то это говорит о неполадках внутренних элементов:

Единственный способ устранить проблему — замена аппарата.

Также повышенный шум может производить избыток хладагента. При этом шум не имеет явно выраженного механического характера. Система автоматически отключит компрессор после достижения давлением критической черты.

Чтобы определиться с характером неполадки, нужно выполнить ряд действий:

Если неисправность кроется в клапане, то шум станет громче. При этом давление останется практически неизменным. Также оно может начать незначительно возрастать. При неисправности подшипников рост уровня шума сопровождается нарастанием давления.

Переизбыток хладагента также провоцирует увеличение давления и шума. Но реле давления автоматически прекратит работу компрессора спустя недолгое время после его запуска.

Проблема вторая: дефицит или переизбыток фреона

Для определения неисправности потребуется «помощь» манометрической станции. Нужно отключить кондиционер от сети, немного подождать, подключить станцию и активировать сплит систему. Дальнейшая проверка сводится к наблюдению за приборами.

Нормальное давление для определенной модели агрегата обозначено в табличке на корпусе устройства. Там указаны граничные параметры для нагнетания и всасывания. Если наблюдается превышение предельных границ, то система переполнена хладагентом. Следует учитывать, что в таблице указаны только верхние значения.

Поэтому для определения дефицита хладагента нужно использовать другую схему. Согласно норме, давление всасывания для бытовых кондиционеров составляет около 4-6 Бар. Конкретные значения зависят от особенностей модели.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Если уровень давления существенно ниже нормативного диапазона (4-6 Бар), то наблюдается явный дефицит заправки. Компрессор не сможет корректно функционировать: он будет издавать во время работы посторонний шум или периодически будут срабатывать защитные механизмы, отключающие устройство.

Проблема третья: не запускается компрессор

Это довольно распространенный дефект, суть которого сводится к невозможности заставить компрессор работать. Причем сам прибор успешно переходит в режим охлаждения, а системы автоматики функционируют нормально. Все, кроме вентилятора конденсатора.

Последний работает в необычном режиме. В момент запуска вентилятор начинает вращение, но практически сразу прекращает его. Внутренний блок запускается нормально, в отличие от компрессора.

Данный дефект характерен для сплит систем, которые проработали более пяти лет. Причина кроется в пусковом конденсаторе, подключенном к системе питания электродвигателя. Ниже будет рассказано, как диагностировать эту неполадку.

Проблема четвертая — межвитковое замыкание

Определить эту неисправность достаточно сложно. Например, если замыкание происходит на небольшом участке на 2 или 3 витке обмотки, то для обнаружения неисправности необходимо использовать специальный инструмент.

Другой вариант заключается в замыкании участков, расположенных довольно далеко друг от друга. В принципе, неполадку можно определить путем измерения сопротивления в обмотках статора. Обычно в «проблемном» месте с коротким замыканием наблюдается меньший уровень сопротивления по сравнению с другими участками. Однако для корректного решения задачи нужно иметь доступ к схеме мотора.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Особенности ремонта

Дефекты внутренних компонентов компрессора можно исправить исключительно в условиях мастерской. Дома выполнить такой сложный ремонт практически невозможно. Как показывает практика, владелец кондиционера только зря потратит время и силы, ведь процент успешного завершения работы очень низкий.

Если проблема заключается в недостатке или, наоборот, переизбытке хладагента, то задачу вполне можно решить самостоятельно, при условии наличия минимальных технических навыков.

В первом случае необходимо заправить в систему требуемый объем газа. Во втором — удалить избыток хладагента.

Если компрессор не работает по причине поломки пускового конденсатора, то нужно выполнить следующие действия:

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Выводы

В заключение стоит отметить, что современные сплит системы отличаются надежностью. Они способны бесперебойно работать в течение достаточно длительного времени.

При возникновении неисправности нужно определить ее характер. Даже в простом случае ремонт займет немало времени. Серьезные дефекты наподобие межвиткового замыкания устраняются еще дольше. При этом стоимость работы будет довольно внушительной.

Учитывая, что серьезный ремонт обойдется практически в ту же сумму, которую придется потратить на приобретение нового кондиционера, самым разумным будет заменить старую сплит систему.

Источник

Не холодит: типичные поломки кондиционера, и что с ними делать

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Не так давно я рассказал, как появились кондиционеры в автомобиле. Далеко не сразу инженеры смогли скомпоновать все компоненты системы таким образом, чтобы система была компактной, производительной и удобной в работе. Но схема, придуманная добрых 70 лет назад, пока держится. И неплохо справляется работой – если, конечно, она работает. В стационарных устройствах, вроде бытовых холодильников, и тем более промышленных, особенных проблем с ресурсом нет, система работает десятки лет без перерыва в импульсном режиме. Но в машине почему-то уже после трех-четырех лет службы начинаются сложности, падает производительность, и, как показывает практика, ремонт оказывается дорогим. Почему так происходит, и как снизить издержки?

Как это работает?

Схема работы любого кондиционера очень проста, посмотрите на картинку:

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

C хема может немного различаться в зависимости от того, применяется ли терморегулирующий вентиль (ТРВ) или же просто дросселирующая вставка, но отличия минимальны.

Компрессор с электромагнитной муфтой на большинстве автомобилей приводится от двигателя ремнем. На гибридах и электромобилях он может иметь привод от электродвигателя. Конструкция этого узла может быть достаточно разнообразной. Задача компрессора – сжимать газ, при этом он разогревается.

– это наш «радиатор кондиционера», который расположен перед основным радиатором двигателя. Это просто большой радиатор, но работающий под большим давлением. Разогретый и сжатый газ поступает в конденсатор, охлаждается и выходит уже в виде жидкости.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Ещё в схеме встречается фильтр-осушитель, в нем находится некоторое количество влагопоглощающего состава – например, цеолит ХН-9. Эта деталь является расходным материалом, ее требуется менять по регламенту раз в 5-6 лет. В фильтре задерживается влага, которая способствует коррозии, а заодно и механические загрязнения.

– это небольшой радиатор, в котором фреон испаряется и отбирает тепло у воздуха. Располагается он непосредственно в корпусе системы климат-контроля автомобиля.

В системах с терморегулирующим клапаном (ТРВ) последний часто выполнен отдельным элементом, но может быть конструктивно неотделим от испарителя. В корпусе ТРВ жидкий фреон проходит через миниатюрное отверстие. Проходное сечение и давление в контуре регулируются иглой. В действие она приводится от небольшого термостата, в котором в качестве рабочего тела обычно используется газ R 12, хотя привод может быть и электрическим, и механическим. Клапан регулирует поток жидкости и, следовательно, хладопроизводительность системы.

Можно поступить проще – поставить дросселирующую вставку. Это просто клапан с отверстием постоянного диаметра. Но тогда для нормальной работы системы придется циклически включать и выключать компрессор и использовать аккумулятор жидкости после испарителя. Но КПД такой системы будет немного выше, примерно на 10%. И потому именно ее используют в бытовой технике и в гибридах. В автомобилях она тоже встречается все чаще.

– это узел, который доиспаряет хладагент и препятствует попаданию в компрессор фреона в жидкой фазе. А датчик в нем регулирует хладопроизводительность системы. В него также встроены осушитель и фильтр, так что в системе с аккумулятором отдельный фильтр-осушитель обычно не используется.

Остальные компоненты системы – это трубки. Их количество обычно колеблется между шестью и дюжиной. Также в систему входят один-два датчика для определения давления у систем с ТРВ и как минимум два для систем с аккумулятором и дросселирующей вставкой.

Управляющая электроника обязательно нужна в системах с дросселирующей вставкой для эффективной работы, но фактически применяется даже на системах с ТРВ для предохранительных функций и более удобного управления системой.

Поломка первая: утечка

В большинстве случаев поломка кондиционера ассоциируется с утечкой фреона. На практике потеря рабочей жидкости – действительно самая частая неисправность системы. Причин может быть много: механические повреждения трубок, конденсатора, корпуса фильтра-осушителя или просто нарушение соединений. Даже совершенно исправная система не рассчитана на эксплуатацию без дозаправки газом более 5-7 лет. При таком количестве быстроразъемных соединений это попросту неизбежное зло.

Запаять все трубки наглухо мешают особенности конструкций автомобилей. Так, на многих моделях снятие пакета радиаторов – обязательная процедура при регламентных работах по замене ремня или цепей ГРМ, доступе к турбинам, помпам и другому навесному оборудованию спереди.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Механические повреждения от вибраций, ударов камней или попросту перетираний тоже встречаются регулярно. Объясняется это легко: большая часть системы расположена открыто в моторном отсеке и ничем не защищена от пыли и грязи, рядом работает вибрирующий мотор, машина ездит по ямам, испытывая знакопеременные ускорения. Да еще и камни летят в радиаторы с хорошей скоростью. Неудивительно, что «чистая» утечка встречается не так уж редко, и это действительно одна из основных причин отказа системы.

Диагностируются утечки достаточно хорошо. Если проблема не выявлена при визуальном осмотре, то вакуум-тест покажет наличие течи, и зачастую место утечки можно будет определить на слух. Если же нет, то заправка системы хладагентом с краской или УФ-компонентом поможет выявить проблему.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

К сожалению, иногда встречаются случаи действительно медленной утечки, возникающей только при рабочей разнице температур и длящейся неделями. С такой течью уже ездить не будешь, заправлять придется слишком часто, и найти простыми способами ее может быть очень сложно. В этом случае в ход идут варианты, как при диагностике «наобум». Мастера начинают менять компоненты последовательно. Чаще всего виновниками утечек являются или конструктивно слабые места системы, что не редкость у автомобиля, либо просто утечки трубок в передней части или с конденсатора, как наиболее крупной и уязвимой детали.

Перегрев и аварийный сброс

В системе есть множество предохранительных систем. Например, датчики давления отключат компрессор при превышении рабочей температуры, а если давление все равно растет, аварийный клапан сброса в компрессоре или фильтре выбросит фреон при аварийном превышении. И это правильно: соединения всех трубопроводов рассчитаны на работу до определенного давления и дальше просто начинают пропускать газ наружу.

Причина повышения давления в контуре до аварийного обычно проста: это перегрев. Реже давление набирается компрессором до аварийного предела. Виноваты в этом могут быть как остановки вентилятора радиаторов, так и повышенная теплопередача от вентилятора системы охлаждения, неправильно выбранный газ или его объем, поломка ТРВ или дросселирующей вставки или забитый осушитель или аккумулятор. Ну и наконец, возможен перегрев самого компрессора.

Таким образом, отсутствие газа в системе может говорить не только о механическом повреждении контура, но и о проблемах в его работе, в результате которых произошел перегрев и аварийный сброс давления. И потому при каждой заправке кондиционера обязательно контролируйте чистоту всего пакета радиаторов, работоспособность всех вентиляторов во всех режимах, особенно на максимальной производительности, а также работу датчиков давления системы.

Неисправность компрессора

Даже при наличии газа в системе кондиционер может не охлаждать воздух и не развивать нужного давления. Причин не так уж много. Наиболее частая проблема – это разрушение самого компрессора.

На большинстве машин он поршневой аксиальный, но встречаются и рядные, и роторно-поршневые конструкции. В любом случае, в механической его части встречаются такие проблемы как задиры, прихваты, разрушения шатунов и других механических узлов. Бывает, что заклинивают или текут клапаны, штуцеры и даже соединения корпуса.

Если компрессор разрушен, он поставляет в систему много мусора, часто это повреждает еще один узел.

К счастью, самой распространенной проблемой всех компрессоров является банальный отказ электромагнитной муфты, в которой порой подгорает и изнашивается простенькое «сцепление», а электромагнит сгорает. Также муфта часто выходит из строя по вине подшипника.

Наиболее простые внешние конструкции легко меняются на месте, даже без снятия компрессора с машины. Более сложные конструкции со встроенной герметичной муфтой надежнее, но для замены неисправных элементов потребуют серьезной переборки самого компрессора.

Замена опорного подшипника муфты также зачастую потребует применения пресса, и ее не получится выполнить, не снимая сам компрессор с машины. Впрочем, иногда достаточно подрегулировать зазор или удалить грязь из муфты, и узел восстанавливает работоспособность.

К поломкам чаще всего приводит или длительный перегрев и перегрузка системы при отключенных предохранительных датчиках, или недостаток или неправильно выбранный тип смазки и попадание продуктов разрушения фильтра-осушителя в поршневую группу компрессора.

Неисправности терморегулирующего вентиля и дросселирующей вставки

Об этих деталях слишком часто забывают, но, тем не менее, это одни из самых тонких узлов всей конструкции. Их задача – создать перепад давления в системе и спровоцировать испарение хладагента.

Основная проблема в том, что это очень тонкие устройства. Отверстия очень маленькие, а у ТРВ его пропускная способность еще и регулируется иглой. Мусор забивает эти отверстия и нарушает работу системы. При вакуумировании перед заправкой система может очиститься, но вероятность этого невелика. Повышенное сопротивление ТРВ и дросселирующей вставки приводит либо к полной неработоспособности системы, либо к очень низкой ее производительности. Часто компрессор просто не может прокачать фреон, и происходит скачок давления с последующей его утечкой.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Системы с ТРВ устроены несколько проще, поскольку работают в постоянном режиме и с полным испарением хладагента перед испарителем, а системы с аккумулятором и дросселирующей вставкой имеют более простую механическую часть. Но при этом требуют контроля работы компрессора с помощью электроники, благодаря чему их испаритель «затопленного типа» примерно на 10% более эффективен, чем обычный. Но есть и еще один нюанс. Аккумулятор должен препятствовать попаданию хладагента в жидкой фазе снова в насос, иначе он выйдет из строя в результате гидроудара. И при непрогретом моторе или при включении зимой появляется шанс загубить компрессор еще и таким способом.

Приводить к неработоспособности системы могут и сбои в работе электронной системы регулирования.

Неисправности системы управления

Собственно, электроника и электрика машины не так уж редко являются причиной неработоспособности системы. Список возможных неисправностей довольно большой, но все сводится к нескольким критичным: неисправность системы подачи питания на муфту кондиционера, неисправность системы регулирования работы электровентиляторов радиаторов и, наконец, некорректная работа системы датчиков-предохранителей.

Как определить самостоятельно, что не работает

Если при включении вы не слышите характерного звука и нет изменения оборотов двигателя, то проверьте наличие фреона. Можно «неправильным» способом, просто нажав на клапан заправочной горловины, хотя этот метод не даёт возможность оценить количество фреона. Зато он работает и при отключенном компрессоре. Если «пшик» есть, то вы потратили немного фреона, но убедились, что контур под давлением. Количество фреона можно оценить либо по рабочему давлению, либо при работающем компрессоре через «глазок». Если давления нет совсем, то вам придётся ехать к мастеру, проверять трубки и радиатор.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Второй на очереди стоит электрика. Проверьте провода на датчики давления, они расположены на радиаторе кондиционера, а в случае системы с аккумулятором – еще и на нем. Они должны быть целы. Проверьте предохранители муфты кондиционера и системы климат-контроля и вентиляторов радиатора. Визуально попробуйте оценить работоспособность муфты, если есть возможность. Проверьте наличие ремня на шкиве кондиционера.

Если компрессор включается, но холода нет, то полезно определить количество фреона. Обычно на трубках есть глазок для визуальной оценки состояния контура. Если при включении сначала проходят пузырьки, а потом их почти не остается, значит, компрессор качает, и фреона достаточно. Проблема кроется либо в клапане ТРВ, либо в работе конденсатора и вентиляторов. Если пузырьки идут постоянно, то есть беда с количеством фреона, нужно просто дозаправить систему. Если в глазке просто белая взвесь, то фреона почти нет, нужно срочно выключить систему и дозаправить ее.

Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть фото Как понять что не работает компрессор кондиционера. Смотреть картинку Как понять что не работает компрессор кондиционера. Картинка про Как понять что не работает компрессор кондиционера. Фото Как понять что не работает компрессор кондиционера

Можно для гарантии потрогать трубки рукой. Магистраль низкого давления к компрессору должна быть холодной. Если она ледяная, а в салоне жарко, то что-то не так с системой смешения потоков воздуха, или испаритель просто забит грязью снаружи. Трубка высокого давления на радиатор кондиционера должна быть горячей. Это означает, что компрессор работает, хотя бы частично.

Собственно, дальше без манометра и специальной заправочной станции сделать что-то не получится. Если компрессор слабо качает, фреона немного, но есть, или если система регулирования работает некорректно, то придется диагностировать систему у специалиста. И помните: не бывает неремонтируемых узлов, трубки сваривают даже алюминиевые, радиаторы чинят и меняют, компрессоры стоят не миллионы.

О «правильных» ценах на типичный ремонт поговорим в следующем материале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *