Как понять что организация некоммерческая
Как зарегистрировать некоммерческую организацию
1. Что такое некоммерческая организация?
Некоммерческая организация (НКО) — это организация, основной целью деятельности которой не является извлечение прибыли и которая не распределяет прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других целей. Некоторые виды деятельности НКО могут осуществлять только на основании лицензий.
Действующим законодательством закреплен следующий перечень организационно-правовых форм НКО, регистрацию которых осуществляют Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) и его территориальные органы:
2. Что такое социально ориентированная некоммерческая организация?
3. Как некоммерческая организация может зарабатывать и тратить деньги?
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и другую приносящую доход деятельность только для достижения целей, ради которых она создана. Эта деятельность должна соответствовать целям организации и должна быть указана в ее учредительных документах.
Такой деятельностью признаются :
Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и другое имущество.
Источниками формирования имущества НКО могут быть:
Некоммерческие организации не могут распределять полученную прибыль между участниками. Целевые поступления они могут тратить на заявленные цели, а доходы организации — на развитие и поддержку текущей деятельности.
4. На какую поддержку могут рассчитывать некоммерческие организации?
Органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать НКО экономическую поддержку, в том числе закупать у них товары, работы и услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Также они могут предоставлять гражданам и юридическим лицам, оказывающим НКО материальную поддержку, льготы по уплате налогов и сборов.
В приоритетном порядке поддержку оказывают социально ориентированным некоммерческим организациям. Это может быть:
Некоммерческие организации — исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки.
Кроме субсидий, можно получать федеральные гранты. Гранты на конкурсной основе выделяют различные организации, например Фонд президентских грантов. Подробнее о грантах Президента Российской Федерации можно узнать на сайте Фонда президентских грантов.
Социально ориентированные НКО, зарегистрированные в Москве, могут получить гранты Мэра Москвы. Подробнее об этом можно узнать на сайте грантов Мэра Москвы.
5. Какую отчетность должны готовить некоммерческие организации?
Некоммерческие организации должны подавать отчетность в Федеральную налоговую службу, Министерство юстиции РФ, Федеральную службу государственной статистики, Пенсионный фонд РФ. Перечень отчетности зависит от организационно-правовой формы организации и системы налогообложения, которую она применяет. Подробнее об этом можно прочитать в инструкции.
Если НКО входят в Реестр негосударственных НКО, взаимодействующих с органами исполнительной власти города Москвы, и Реестр благотворительных организаций города Москвы, они также подают отчетность в Комитет общественных связей и молодежной политики города Москвы. Подробнее об этом можно узнать из инструкции.
6. Какие документы нужны для регистрации некоммерческой организации?
Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании потребуются:
Список документов для регистрации отличается для следующих видов НКО:
Размер государственной пошлины за регистрацию составляет:
Иностранная некоммерческая неправительственная организация в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства должна уведомить об этом Минюст России. Подать документы можно в центральный аппарат Минюста России:
Минюст России не позднее 30 дней со дня получения документов внесет сведения о филиале или представительстве в соответствующий реестр и выдаст руководителю филиала или представительства выписку из него. Не позднее семи дней со дня внесения в реестр сведений о филиале или представительстве его руководитель должен уведомить Минюст России об адресе и контактном телефоне филиала или представительства.
7. Как зарегистрировать некоммерческую организацию?
Для регистрации некоммерческой организации нужно собрать пакет документов и представить его в центральный аппарат Минюста России или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании организации.
Подать документы в центральный аппарат Минюста России или в его территориальный орган можно:
Если оснований для отказа в регистрации НКО не найдут, Минюст России примет решение о регистрации и направит в Федеральную налоговую службу необходимые сведения и документы. Федеральная налоговая служба внесет в ЕГРЮЛ соответствующую запись, и Минюст России выдаст заявителю свидетельство о государственной регистрации.
Срок регистрации обычно не превышает:
Если вам отказали в государственной регистрации некоммерческой организации, вы можете повторно подать документы после устранения причины отказа.
8. У меня остались вопросы. Куда обратиться?
Вы можете обратиться в центральный аппарат Минюста России или в его территориальные органы за консультацией по вопросам:
Консультации предоставляются при личном обращении (в часы приема заявлений), по телефону, по обычной и электронной почте.
Если вы хотите узнать больше о государственных мерах поддержки организаций, реализующих социальные проекты, вы можете позвонить по телефону горячей линии для некоммерческих организаций Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы: 8 (495) 212-19-57 (в будние дни с 10:00 до 19:00).
Что такое некоммерческие организации и зачем они нужны
И где они могут взять деньги
В 2016—2019 годах я был начальником муниципального отдела по работе с общественностью в одном из регионов. В числе прочего занимался сотрудничеством с некоммерческими организациями — НКО.
Я ушел из чиновников, а сейчас состою сразу в двух местных экологических НКО. Я помогаю им взаимодействовать с властью, вести отчетность и получать гранты. В этой статье я расскажу, как устроены такие организации, где и для чего они могут взять деньги.
Что такое НКО и чем они занимаются
Если несколько человек хотят заниматься каким-то общественно полезным делом, они могут объединиться и создать некоммерческую организацию. С точки зрения закона, НКО — это юридическое лицо, которое должно иметь свой устав и отчетность. Отмечу, что юрлица тоже могут создать НКО: например, некоммерческое партнерство или ассоциацию.
Главное отличие такой организации от коммерческой фирмы в том, что НКО создают не для заработка, а чтобы делать добрые дела: помогать бездомным, заботиться об экологии, защищать права человека, проводить культурные мероприятия и даже продвигать какую-то политику или религию. Юридически Русская православная церковь — это тоже некоммерческая организация.
Составить полный перечень всех направлений работы некоммерческих организаций невозможно: общественная жизнь и потребности людей могут быть самыми разными. Например, НКО «Друзья океана» занимается защитой морских животных, а объединение «Космопоиск» ищет инопланетные цивилизации.
В этой статье я расскажу о формах существования и способах поддержки не всех НКО: садоводческие и огороднические товарищества, товарищества собственников недвижимости, потребительские кооперативы и политические партии — это тоже НКО, но их деятельность регулируют отдельные законы, и здесь о них я говорить не буду.
Как зарегистрировать НКО
Регистрацией некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции. Если вы живете не в Москве, то в само министерство в столице ехать необязательно: в каждом регионе есть отделения Минюста.
Для регистрации придется собрать пакет документов. Главный — устав. Прежде чем его писать, необходимо решить, как, где и чем будет заниматься организация.
Сформулировать цель организации лучше максимально широко. Если потом захотите получить грант, может оказаться, что цель в уставе слишком узкая, и в конкурсе ваша организация участвовать не сможет. Поэтому лучше писать не конкретно «поддержка матерей», «защита женщин от домашнего насилия» или «обучение женщин вождению автомобиля», а указать более абстрактную формулировку «поддержка женщин».
Целей может быть несколько, но лучше, если они будут каким-то образом связаны между собой. Заявку на регистрацию НКО, которая хочет сохранять памятники архитектуры и развивать городские пространства, Минюст, скорее всего, одобрит. Если же организация планирует сохранять памятники и одновременно учить детей играть на виолончели, то документы вернут и скажут создать две разные НКО. Еще я советую не употреблять размытые формулировки вроде «иные цели» или «иные виды деятельности»: как показывает мой опыт, такое в Минюсте не любят.
Выбрать организационно-правовую форму. Полный список всех видов НКО перечислен в профильном законе. Я советую отталкиваться от того, как именно будет работать организация. Если вы планируете собирать деньги, а затем распределять их среди нуждающихся, то лучше регистрировать фонд. Если хотите оказывать какие-то услуги, например учить женщин водить автомобиль или детей — играть на виолончели, создавайте автономную некоммерческую организацию. Если будете защищать памятники, регистрируйте общественную организацию.
Определиться с географией вашей организации. Если зарегистрировать Общество любителей вязания крючком Краснодарского края, то в последующем получить субсидию из бюджета другого региона не получится. Организация может быть и всероссийской, и региональной, и местной. Я советую исходить из того, где вы действительно планируете работать.
Придумать название, которое будет отражать организационно-правовую форму, уставные цели и географию деятельности. Если хотите защищать редких животных в рязанских заповедниках, то название может звучать так: «Рязанская региональная экологическая общественная организация защиты животных “Цапля”».
Определиться, где возьмете деньги, помещение и другое имущество. Организация может собирать членские взносы или пожертвования, получать субсидии из бюджета, участвовать в конкурсах на гранты, оказывать услуги и даже зарабатывать на своем имуществе: например, владеть акциями и получать с них дивиденды. Организация «Ночлежка», которая помогает бездомным в Москве и Санкт-Петербурге, живет главным образом на пожертвования, а многие спортивные секции — за счет оказания услуг: так зарабатывает школа айкидо в Омске.
Провести учредительное собрание, если организацию создают несколько человек или юрлиц. Факт того, что собрание действительно было, нужно подтвердить протоколом. Если НКО создает один участник, то он должен написать решение единственного учредителя. Четких требований к этим документам закон не предъявляет.
В итоге в Минюсте потребуют четыре документа:
Все документы нужно отнести в местный Минюст. Можно зарегистрировать НКО и по почте, но тогда заявление придется заверять у нотариуса.
По закону документы на регистрацию общественных организаций и движений обязаны рассмотреть за 28 календарных дней, религиозных организаций — за 6 месяцев, так как может понадобиться религиоведческая экспертиза. Для других форм НКО срок составляет 12 рабочих дней.
Часто чиновники Минюста отказывают в регистрации и возвращают документы даже из-за незначительных ошибок вроде опечатки или поставленной не в том месте точки. Я знаю про случай, когда НКО не зарегистрировали, потому что в устав вкралась опечатка «ПредседательПредседатель». Если документы вернут, ошибки можно исправить и сдать снова. Второй раз пошлину оплачивать уже не надо.
Во многих регионах существуют специальные организации для помощи НКО: ресурсные центры. Здесь посоветуют, что надо написать в уставе, помогут подобрать название и собрать документы для регистрации. Есть ли ресурсный центр в вашем городе, подскажут в муниципалитете.
Как только НКО зарегистрируют, у учредителей сразу появится обязанность вести бухгалтерию организации и отчитываться Минюсту каждый год до 15 апреля. Отчетность ничего сложного из себя не представляет, важно только помнить, что она отличается для разных организационно-правовых форм НКО.
Отчеты в Минюст
Общественные организации сдают два отчета. Первый — уведомление о продолжении деятельности, в котором необходимо указать название руководящего органа организации, место его нахождения и сведения о руководителях. Второй — отчет о финансировании из иностранных источников по утвержденной министерством форме.
Религиозные организации должны сдавать специальный отчет в Минюст, где надо указать виды деятельности и способы формирования имущества.
Прочие НКО без иностранного участия с годовым доходом меньше 3 млн рублей должны также предоставить два документа: уведомление о продолжении деятельности и уведомление об отсутствии иностранного финансирования. Строгих форм нет, все можно сдать в произвольном виде.
Прочие НКО с годовым доходом более 3 млн рублей или с иностранным участием сдают два отчета:
Несмотря на то что для небольших НКО отчеты не вызывают особых трудностей, иногда они все же бывают. Если возникнут сложности, советую обратиться в ресурсный центр в вашем городе или к юристам. Например, ассоциация «Юристы за гражданское общество» может бесплатно помочь консультацией.
Отчеты в налоговую
НКО облагаются налогами. По умолчанию все организации попадают под основную систему налогообложения — в этом случае придется платить по общей ставке НДС, налог на доходы и на имущество. Поэтому я советую во время регистрации в Минюсте вместе с пакетом документов подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Упрощенная система налогообложения существенно облегчает жизнь НКО: если выбрать объект налогообложения «Доходы», то платить придется всего 6%. Если выбрать систему «Доходы минус расходы», ставка составит 15% от прибыли.
Чтобы перейти на УСН, в организации должно работать меньше 100 сотрудников, а годовой доход не должен превышать 150 млн рублей. Кроме того, нельзя пользоваться упрощенной системой, если больше 25% учредителей организации — другие юридические лица.
При расчете налоговой базы НКО могут не учитывать некоторые виды доходов. Например, членские взносы, пожертвования, гранты. Полный список перечислен в статье 251 налогового кодекса.
Где НКО может найти деньги
Совсем без денег некоммерческая организация работать не может: ей нужно оплачивать аренду, где-то брать транспорт, печатать листовки или брошюры. Поэтому заниматься деятельностью, которая приносит доход, НКО не запрещено. Главное, чтобы заработанные деньги тратили на достижение прописанных в уставе целей, а не распределяли между членами организации.
Деньги и другое имущество, например недвижимость, мебель или ценные бумаги, НКО могут получать от членских взносов, продажи товаров или услуг, пожертвований, грантов, а также из местных бюджетов.
Если с пожертвованиями, предпринимательством и членскими взносами все понятно, то с грантами, в том числе государственными, немного сложнее.
Кто может получить помощь от государства
Для того чтобы претендовать на бюджетные деньги, организация должна соответствовать нескольким требованиям. Главное — быть социально ориентированной организацией. В эту категорию попадают только те НКО, у которых в уставе прописаны определенные виды деятельности.
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита. К этому типу относят общества людей с инвалидностью, хосписы или организации, которые помогают незащищенным категориям граждан: например, центр помощи жертвам домашнего насилия «Насилию-нет».
Центр «Насилию-нет» внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать
Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и других катастроф. Такие организации могут обучать правильно себя вести во время землетрясения или при пожаре.
Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, военных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. Самая известная подобная НКО — Красный Крест.
Охрана окружающей среды и защита животных. Это не только крупные НКО вроде Всемирного фонда дикой природы, но и мелкие экологические организации и приюты для животных. Например, сочинская НКО «Дельфа» занимается спасением черноморских дельфинов.
Охрана объектов исторического, культурного или природоохранного значения. К примеру, в Татарстане работает Объединенная природоохранная дружина имени Фаи Мухамадеевой.
Оказание юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям, деятельность по защите прав и свобод человека. В Воронеже работает Центр защиты прав СМИ, который консультирует журналистов и представляет их интересы в судах.
Благотворительность и волонтерство. Как правило, подобной работой занимаются различные фонды, которые собирают деньги на лечение или организовывают добровольцев для социальных проектов. Например, фонд «Вера», который помогает хосписам.
Образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, спорт. В эту категорию попадают всевозможные кружки, спортивные секции и даже театры. Московский театр мюзикла — тоже НКО.
Борьба с коррупцией. Самая известная такая организация — Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального. В России она признана иностранным агентом.
Развитие межнационального сотрудничества, а также сохранение и защита культуры, языков и традиций народов России. Сюда относят все национальные организации, общины и диаспоры.
Патриотическое воспитание — это различные союзы ветеранов, военные клубы и даже просто краеведческие кружки.
Поиск воинских захоронений и установление имен погибших и пропавших без вести — такие поисковые отряды, которые ищут и перезахоранивают солдат времен Великой Отечественной войны, есть практически в каждом регионе.
Профилактика и тушение пожаров — это, например, добровольческие дружины. Самая известная организация — Всероссийское добровольческое пожарное общество.
Адаптация и интеграция мигрантов — эти организации помогают приезжим с жильем и работой, обучают языку, оказывают правовую помощь. В Москве такой деятельностью занимается комитет «Гражданское содействие».
Увековечение памяти жертв политических репрессий. Такие организации изучают архивные документы, собирают информацию о репрессированных, публикуют ее, устанавливают мемориальные таблички и памятники. Самая известная подобная НКО в России — «Мемориал». Она относится к иностранным агентам.
Международный Мемориал внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать
Как государство помогает НКО
Финансовую помощь от власти НКО обычно получают в виде субсидий из бюджета на реализацию социально значимых проектов. Это значит, что деньги дают не просто на то, чтобы организация продолжала работу, а под конкретное мероприятие, которое решает какую-то социальную проблему. От НКО требуют обосновать существование этой проблемы, описать, как проект поможет в ее решении и какие результаты будут достигнуты, и составить смету расходов. В нее можно включить и зарплату сотрудников, которые задействованы в проекте.
Например, в Перми НКО могут получить субсидии от местной администрации на военно-патриотическую подготовку, проведение семинаров и фестивалей и даже на празднование Первомая.
Иногда можно получить субсидию на покупку имущества, необходимого НКО. Я помогал обществу слепых получить деньги на мебель. Субсидию провели как социально значимый проект: за новым столом члены устроили серию чаепитий. Один шахматный клуб закупил наборы шахмат для проведения турниров. Соревнования прошли, а шахматы остались у клуба.
Кроме субсидий, из муниципальных и региональных бюджетов можно получать и федеральные гранты. Самый крупный грантодатель в России — Фонд президентских грантов. Требования к участникам суровые: заявку оценивают независимо друг от друга сразу несколько экспертов, форма сметы для конкурсных проектов очень сложная, а в случае победы фонд получает право контролировать расчетный счет НКО и все имущество, приобретенное за счет гранта.
Зато объем возможных субсидий в разы больше, чем можно получить от муниципалитета. Формально размер гранта не ограничен, но для новичков и небольших организаций, планирующих реализовать проект в пределах одного поселка или города, лучше просить не больше 500 тысяч рублей. Критерии оценки проектов от НКО на такие суммы менее жесткие, чем для тех, кто хочет миллионы.
Кроме Фонда президентских грантов, деньги на конкурсной основе выделяют и другие организации. Православные НКО могут подать заявку на грант в фонд «Соработничество», популяризаторы русского языка — в «Русский мир», экологи — в российское отделение Всемирного фонда дикой природы. Недавно Фонд Владимира Потанина объявил конкурс на поддержку НКО, работающих с социально незащищенными и уязвимыми группами людей в условиях распространения коронавируса.
По своему опыту знаю, что обычно чиновники заинтересованы в том, чтобы НКО участвовали в грантовых конкурсах. Количество заявок от каждого муниципалитета в Фонд президентских грантов — один из критериев оценки работы администрации с гражданами. На языке чиновников это называется конструктивной общественной повесткой. Если из города не было ни одной заявки, значит, мэрия не работает с общественностью. Поэтому муниципалитеты и региональные администрации периодически устраивают семинары для НКО, где рассказывают, как правильно оформить заявку на грант, на что обращают внимание эксперты Фонда, как отчитываться за полученные деньги.
О чем нужно помнить, если НКО выдали бюджетные деньги
Надо контролировать все расходы. Советую нанять бухгалтера, который будет следить за финансами. Я сталкивался с обидными ситуациями, когда по невнимательности сотрудники организации теряли чеки или направляли деньги на нужные для проектов, но не указанные в заявке расходы. Я знаю историю, когда корейская диаспора в Приморье получила субсидию на проведение Чхусока — национального праздника. За бюджетные деньги арендовали концертный зал, пригласили музыкантов, сшили костюмы. А еще купили продукты для национального блюда сонпхён. Кулинарной статьи расходов не было в смете, и деньги за продукты пришлось возвращать в бюджет.
Вовремя платить налоги. Отсутствие долгов перед налоговой — обязательное условие для НКО, которые подают заявки на гранты или бюджетные субсидии. Я знаю случаи, когда организация вовремя вносила все платежи в бюджет, но из-за ошибки налоговой у нее появлялись долги. Чтобы избежать таких ситуаций, советую перед подачей заявки на грант поинтересоваться в налоговой, все ли в порядке.
Внимательно читать договор на предоставление субсидий. Иногда в этих документах пишут странные вещи. Например, в договоре может быть указано, что НКО не имеет права покупать товары и заказывать услуги для проекта за пределами конкретного региона.
Сначала читать, потом подписывать
Соблюдать сроки отчетности по грантам и субсидиям: из-за просрочки в один день могут потребовать вернуть все деньги, хотя они уже потрачены.
Сохранять все чеки и договоры. Неиспользованные средства придется вернуть в бюджет, а если на какую-то вещь нет чека, то государство сочтет, что вы ничего не покупали.
Трижды подумать, прежде чем получать гранты или пожертвования из-за границы. Это не запрещено, но такая НКО автоматически получает статус иностранного агента. Это влечет за собой массу неприятных последствий: например, организации придется везде указывать, что она иностранный агент. А еще к таким НКО предъявляют жесткие требования по ежегодной отчетности, которую надо сдавать в Минюст.
Ассоциация «Юристы за гражданское общество» провела исследование и выяснила, что содержание такой НКО обходится дороже в среднем на 273 тысячи рублей в год. Это деньги, которые организация тратит на подготовку всех требуемых Минюстом документов. Кроме того, если обычную НКО могут в течение года не проверять вообще, то иностранного агента ждут постоянные визиты контролеров.
В следующей статье расскажу про личный опыт получения субсидии для НКО.
Общие положения о некоммерческих организациях
1. Что такое некоммерческая организация? В чем отличие некоммерческой организации от коммерческой?
В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса РФ, все юридические лица делятся на две группы:
— коммерческие организации – юридические лица, определяющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
— некоммерческие организации – юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Понятие некоммерческой организации дано в статье 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Таким образом, можно выделить два основных отличия некоммерческой организации от коммерческой: это направленность деятельности на достижение нематериальных целей и нераспределение полученной прибыли между участниками.
Выделенные различия между коммерческими и некоммерческими организациями налагает определенный отпечаток на их правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности.
Коммерческие организации обладают общей, или универсальной правоспособностью, т.е. они могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной, целевой) правоспособностью, т.е. они могут иметь только те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены в ее учредительных документах и соответствуют целям ее деятельности.
2. Какие цели деятельности может указывать некоммерческая организация в своих учредительных документах?
В пункте 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержится примерный перечень целей создания некоммерческих организаций.
Так, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а так же в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
3. Может ли некоммерческая организация заниматься предпринимательской деятельностью?
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Занятие некоммерческой организацией предпринимательской деятельностью представляется законным при наличии одновременно двух условий:
— такая деятельность служит достижению целей некоммерческой организации, т.е. укрепляет ее материально-техническую базу, является источником формирования имущества, используемого для целей организации;
— предпринимательская деятельность не выходит за рамки ее специальной правоспособности, т.е. не противоречит предмету и целям деятельности, указанным в ее учредительных документах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
4. Какими видами деятельности может заниматься некоммерческая организация?
Деятельность некоммерческой организации должна соответствовать целям ее создания.
В пункте 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» говорится, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.
Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
5. Какими нормативными актами регулируется деятельность некоммерческих организаций?
Правовое положение некоммерческих организаций, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12 января 1996 года определяет правовое положение, порядок создания, деятельность, реорганизацию и ликвидацию некоммерческих организаций как юридических лиц, порядок формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Действие данного закона не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
Действие указанного закона не распространяется также на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и на государственные (муниципальные) учреждения, если иное не установлено самим законом.
Деятельность некоммерческих организаций регулируется также следующими законами и подзаконными нормативными актами:
— Федеральный закон от 08.01.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» граждан»;
— Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;
— Приказ Минюста России от 31.03.2009 № 96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»;
— Приказ Минюста России от 31.03.2009 № 90 «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации»;
В определенных сферах деятельность некоммерческих организаций может регулироваться также следующими актами:
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 11.08.1996 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;- Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»
Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».
Ряд вопросов деятельности некоммерческих организаций может регулироваться законами субъекта Российской Федерации.
6. В каких организационно-правовых формах может быть создана некоммерческая организация?
В отличие от организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые исчерпывающе определены в статье 50 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не содержит закрытого перечня таких форм. Вместе с тем перечень организационно-правовых форм нельзя считать абсолютно открытым в том смысле, что сверх указанных в Законе дозволено избрать любую форму по собственному усмотрению. Допустимо выбрать лишь такую организационно-правовую форму некоммерческой организации, которая предусмотрена федеральными законами.
Согласно Гражданскому кодексу некоммерческие организации создаются в формах общественных и религиозных объединений, потребительских кооперативов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), учреждений, благотворительных и иных фондов.
К числу организационно-правовых форм некоммерческих организаций, названных в ФЗ «О некоммерческих организациях» относятся: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, государственные корпорации, государственные компании, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества.
7. Какие требования предъявляются к учредительным документам некоммерческой организации?
Согласно статье 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации действуют на основании устава, утвержденного учредителями, для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации, либо на основании учредительного договора, заключенного их членами, и устава, утвержденного ими, для ассоциации или союза.
В учредительных документах некоммерческих организаций, как установлено в статье 52 Гражданского кодекса РФ, в обязательном порядке должны быть определены конкретные предмет и цели деятельности. Кроме того наименование некоммерческих организаций в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.
Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.
Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
8. Кто может быть учредителем некоммерческой организации?
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).
При этом, как установлено в статье 15 указанного федерального закона Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.
Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:
иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.
Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.
Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.
9. Что является местом нахождения некоммерческой организации?
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ, место нахождения юридического лица, в том числе и некоммерческой организации, определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Место нахождения некоммерческой организации должно быть указано в ее учредительных документах.
10. Могут ли некоммерческие организации открывать филиалы и представительства?
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом установлено, что филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть из них, в том числе функции представительства.
Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.
Следует учитывать, что филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.
Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.
Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.
11. Какие требования установлены законом к органам управления некоммерческой организации?
Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (статья 28) установлено, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с вышеназванным Федеральным законом и иными федеральными законами.
При этом статьями 29-30 указанного федерального закона установлена следующая классификация органов управления некоммерческой организацией:
— постоянно действующий коллегиальный орган управления;
Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:
— коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;
— общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).
Для фонда этот орган определяется в соответствии с уставом.
Как установлено законом, основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией – обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.
К компетенции высшего органа управления отнесено решение наиболее важных вопросов деятельности некоммерческой организации:
— изменение устава некоммерческой организации;
— определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
— образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
— утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;
— создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
— участие в других организациях;
— реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого могут быть отнесены следующие вопросы:
— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
— утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;
— участие в других организациях.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы на разрешение другим органам, в том числе постоянно действующему коллегиальному органу управления.
Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.
К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.
12. Какова ответственность учредителей некоммерческой организации и ее должностных лиц?
В Гражданском кодексе РФ (ст.56) закреплено общее правило, согласно которому учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя. Исключение из этого правила может быть предусмотрено самим Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Это объясняется тем, что юридическое лицо имеет обособленное имущество (т.е. отделенное от имущества учредителей) и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.
Примером ответственности учредителей (членов) некоммерческой организации является предусмотренная ст.123 Гражданского кодекса РФ (ст.12 ФЗ «О некоммерческих организациях») субсидиарная (дополнительная) ответственность члена ассоциации (союза) по обязательствам юридического лица, в случае его выхода.
Субсидиарная ответственность предусмотрена и для собственника учреждения. Это объясняется тем, что учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества. Учреждение полностью или частично финансируется собственником и отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность будет нести собственник имущества учреждения (ст. 120 Гражданского кодекса РФ, ст.9 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В случае принудительной ликвидации некоммерческой организации решением суда обязанности по осуществлению ликвидации этой организации могут быть возложены на учредителей этой организации (ст.61 Гражданского кодекса РФ).
Должностные лица некоммерческой организации на общих основаниях несут ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации. Они могут нести гражданско-правовую, налоговую, административную, а также уголовную ответственность.
Лицо, которое выступает в силу закона или учредительных документов от имени некоммерческой организации (например, лицо, являющееся его исполнительным органом), должно действовать от имени организации добросовестно и разумно. В противном случае учредители вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных недобросовестными действиями (бездействием) такого лица.