Как понять что организация прибыльная
Уровень доходности предприятия: оценка и методы увеличения
Доходность предприятия — показатель, напрямую влияющий на прибыль, т. е. конечный результат деятельности любого предприятия. Увеличение доходности предприятия — одна из основных целей руководства любого предприятия. Способов увеличения доходности много, каждое предприятие выбирает наиболее пригодное для конкретного предприятия. Рассмотрим основные методы увеличения доходности и посмотрим, какое влияние они оказывают на конечный результат финансово-хозяйственной деятельности.
Для того чтобы предприятие было доходным и занимало устойчивую позицию на рынке, необходимо:
Оцениваем уровень доходности
Оценка доходности предполагает анализ абсолютных и относительных показателей, характеризующих ее уровень.
Абсолютным показателем является прибыль. За счет нее предприятие может увеличить фонд оплаты труда, расширять и наращивать обороты производства, финансировать другие направления деятельности и проч. В общем виде прибыль представляет собой разницу между стоимостью реализации продукции и ее себестоимостью (суммой всех издержек, затраченных на изготовление этой продукции).
Размер прибыли можно узнать из данных бухгалтерской отчетности, а именно из отчета о финансовых результатах (форма № 2).
Рассмотрим фрагмент из бухгалтерской отчетности за 2016 г. ООО «Альфа», занимающегося производством стульев (табл. 1).
Таблица 1 Отчет о финансовых результатах за 2016 г.
Показатель
Значение
Объем продаж, шт. (ед.)
Издержки (себестоимость продаж), руб.
Валовая прибыль (убыток), руб.
Прибыль (убыток) от реализации, руб.
Прочие расходы, руб.
Прибыль (убыток) до налогообложения, руб.
Текущий налог на прибыль (20 %), руб.
Чистая прибыль (убыток), руб.
Итак, выручка ООО «Альфа» за 2016 г. от реализации 4640 стульев по цене 24 000 руб./ед. — 111 360 тыс. руб. Затраты на производство и реализацию составили 89 494 тыс. руб.
Вычитаем из выручки полную себестоимость и получаем прибыль от реализации — 21 866 тыс. руб. Чистая прибыль (за вычетом налогов и прочих расходов, основной показатель эффективного функционирования предприятия) равна 17 493 тыс. руб.
При анализе абсолютных показателей чистая прибыль — не единственное, на что стоит обратить внимание. Не менее важно отношение выручки от реализации к себестоимости продукции.
Если значения уровня себестоимости продукции и выручки от ее реализации приблизительно равны, предприятие получит немного прибыли, поэтому надо стремиться к получению большей выручки при меньших затратах. Таким образом, можем сделать вывод, что предприятие можно считать доходным, если его выручки от реализации продукции достаточно для покрытия всех расходов на производство и реализацию продукции и для образования разницы, т. е. прибыли.
После абсолютных показателей доходности анализируем показатели относительные — рентабельности, т. е. показатели экономической эффективности деятельности предприятия.
Рентабельность реализации продукции (ROM, Returnon Margin) — отношение прибыли (убытка) от реализации к себестоимости.
В нашем случае ROM = 21 866 258,36 / 89 493 741,64 x 100 % = 24,43 %.
Важно!
Чем выше показатель рентабельности реализации продукции, тем более эффективны производство и реализация продукции, а значит, выше конкурентоспособность предприятия. Чтобы повысить этот показатель, необходимо снижать себестоимость производства и реализации продукции, наращивать объемы продаж.
Рентабельность продаж (ROS, Margin on sales) — отношение прибыли (убытка) от реализации к выручке.
В рассматриваемом примере ROS = 21 866 258,36 / 111 360 000,00 x 100 % = 20 %.
Как видим, значения показателей прибыльности и конкурентоспособности анализируемого предприятия достаточно велики (предельно минимальный размер рентабельности — 5 %).
Далее рассмотрим структуру себестоимости продукции.
В состав себестоимости входят все затраты, которые понесло предприятие для производства данной продукции и ее реализации. Их группируют в две крупные категории: условно-постоянные и условно-переменные.
Первые (табл. 2) не зависят или слабо зависят от объема производства (например, амортизационные отчисления, арендная плата за помещения, заработная плата персонала не связанного с производством продукции, приобретение канцелярии, информационные и консультационные расходы, расходы на телефонию, интернет и проч.), вторые (табл. 3) напрямую зависят от объема, т. е. либо увеличиваются с ростом объема производства, либо уменьшаются с его снижением (например, затраты на сырье и материалы, оплата труда основных производственных рабочих и др.).
Таблица 2 Условно-постоянные расходы за 2016 г.
Показатель
Значение, руб.
Расходы на телефонию и интернет
Расходы на оплату труда
Итого
16 850 180,04
Размер условно-постоянных расходов за 2016 г. — 16 850 180,04 руб. Вне зависимости от изменений объема производства он будет оставаться на таком же уровне.
Таблица 3 Условно-переменные расходы
Показатель
Расход на ед., руб.
Итого
Объем реализации, шт. (ед.)
Материальные расходы, руб.
Расходы по оплате труда основных производственных рабочих, руб.
Итого
15 655,94
72 643 561,60
С учетом норм расходования материалов и затрат на оплату труда основных производственных рабочих на один стул рассчитан размер условно-переменных расходов на весь объем производства (4640 ед.) — 72 643 561,60 руб.
Сумма условно-постоянных (16 850 180,04 руб.) и условно-переменных расходов (72 643 561,60 руб.) дает стоимостную оценку полной себестоимости (89 493 741,64 руб.; см. также табл. 1).
Рассчитаем допустимый объем производства, при котором предприятие перестанет быть прибыльным, но не станет убыточным — точку безубыточности.
Безубыточный объем продаж составляет 2019 стульев. При таком количестве предприятие не получит ни прибыли, ни убытка, и только начиная с 2020 ед. предприятие начнет получать прибыль. В данном случае сумма условно-постоянных (16 850 180 руб.) и условно-переменных расходов (15 655,94 x 2019 = 31 609 342 руб.) приблизительно равна размеру выручки от реализации (2019 x 24 000 = 48 456 000 руб.), именно при таком раскладе не будет ни прибыли, ни убытка.
Разница между планируемым объемом продаж и безубыточным называется порогом прочности. В нашем примере это 2621 ед. Необходимо следить за этим показателем и не допускать его приближения к нулевому значению.
В этой точке мы покрываем все расходы — как условно-постоянные, так и условно-переменные, и каждая следующая проданная единица продукции будет приносить приблизительно 8344 руб. прибыли (24 000,00 – 15 655,94).
Для большей наглядности составим график безубыточности на основании исходных данных (табл. 4).
В данном графике по вертикали располагаются значения затрат (суммарных, переменных) и выручки, а по горизонтали — значения объема продаж. Из графика видно, что при значении 2019 ед. пересекаются линии выручки и суммарных затрат, что говорит о том, что в этой точке их значения равны.
При всех значениях объема продаж ниже 2019 ед. линия затрат превышает линию выручки, следовательно, предприятие убыточно; при значениях свыше 2019 ед. линия выручки превышает линию затрат — предприятие приносит прибыль.
Методы увеличения уровня доходности
Основные факторы, на которые предприятие может повлиять, — это увеличение объема продаж, увеличение стоимости продажи единицы товара и снижение себестоимости.
Вариант 1
Увеличим объем продаж с 4640 ед. в год до 5000 стульев при условии востребованности такого количества на рынке сбыта и сохранения нынешней численности сотрудников без расширения производства.
Выручка = 5000 x 24 000 = 120 000 000 руб.
Условно-постоянные расходы = 16 850 180,04 руб.
Условно-переменные расходы = 5 000,00 x 15 655,94 = 78 279 700 руб.
Прибыль от реализации = 120 000 000 – 16 850 180,04 – 78 279 700 = 24 870 119,96 руб.
Вывод
Увеличив объем реализации на 360 стульев и сохранив стоимость продажи за единицу, мы получили дополнительную прибыль в размере 3 003 861,60 руб.
Вариант 2
Увеличим стоимость за единицу продукции до 25 000 руб. При прочих равных условиях ситуация будет аналогичной предыдущей. Выручка увеличится и составит 116 000 000 руб. (25 000,00 x 4640) при сохранении на прежнем уровне условно постоянных и условно переменных затрат.
Вывод
В этом случае прибыль составит 26 506 258,36 руб. (116 000 000 – 89 493 741,64), что превышает значение прибыли при стоимости единицы в 24 000 руб. на 4 640 000 руб.
Как в случае с увеличением объема продаж, так и в случае с ростом цены необходимо учитывать нюансы. Нет гарантий, что, например, предприятие сможет реализовать увеличенный объем производства — вполне возможно, что рынок не нуждается в таком количестве. И тогда предприятие, которое уже затратило средства на производство большего количества продукции, которое к тому же не смогло продать, вынуждено будет нести затраты на организацию/аренду большего по площади склада готовой продукции. А в случае, если продукция скоропортящаяся, предприятие еще и убытки понесет с таким ростом производства. Чтобы не возникало таких ситуаций, нужно тщательно анализировать рынок и потенциальных покупателей.
Что касается роста цены на единицу продукции: когда при прочих равных свойствах товара (качество, оформление и т. д.) растет его стоимость, покупатели могут отказаться от приобретения товара. Усугубиться такая ситуация может еще и сравнением с ценами конкурентов.
Мы выяснили, что на доходность любого предприятия влияет изменение остатков нереализованной продукции, как в случае с увеличением объема производства при неизменном объеме реализации. Остатки (360 ед., которые не будут реализованы) — это неполное поступление выручки, следовательно, непоступлению прибыли при уже затраченных средствах на производство этих 360 стульев.
Для увеличения уровня доходности и рентабельности предприятию необходимо сокращать остатки нереализованной продукции.
И наконец, переходим к самому распространенному способу увеличения доходности — сокращение издержек производства. Чтобы снизить себестоимость продукции, на предприятиях часто разрабатываются методики и программы для реализации определенных мер. Но сначала необходимо изучить структуру себестоимости постатейно и определить удельный вес каждой статьи (табл. 5).
Таблица 5 Состав и структура себестоимости
По какой формуле и как рассчитать рентабельность?
Рентабельность — цель расчета
Конечная цель деятельности любой коммерческой компании — прибыль, то есть положительная разница между полученными доходами и понесенными расходами. Прибыль — это абсолютный финансовый показатель. Посчитав его, мы можем увидеть, что за определенный период наши доходы покрыли расходы. Однако оценить эффективность деятельности он все-таки не позволяет.
Например, возьмем 2 компании одной отрасли — одна крупная, с большими оборотами, другая — маленькая. Допустим, что обе фирмы за год сработали в прибыль. У большого предприятия прибыль в абсолютном выражении может существенно превышать финансовый результат, полученный малым. Однако это вовсе не означает, что оно работает эффективнее. Ведь большая прибыль может достигаться за счет масштабов деятельности, а не за счет грамотного ведения бизнеса, то есть за счет количества, а не качества. А это далеко не лучший вариант.
Между тем просто на основании сведений о прибыли мы не можем давать оценку деятельности таких разных компаний, поскольку показатели несопоставимы. И здесь нам на помощь приходит рентабельность.
Рентабельность предприятия: формула расчета
Рентабельность — это относительный показатель прибыльности, отношение прибыли к тому показателю, отдачу от которого требуется узнать. Если объяснять «на пальцах», то рентабельность показывает нам, какую прибыль приносит организации каждый вложенный в нее и потраченный ею рубль.
В общем виде для рентабельности формула расчета выглядит так:
R = П / Х * 100%,
Х — показатель, рентабельность которого мы считаем.
Об этих показателях речь пойдет далее.
Рентабельность выражают в процентах, поэтому результат деления нужно умножить на 100.
Виды рентабельности
Расчет рентабельности многоаспектен. Можно посчитать рентабельность практически всего: любых ресурсов, источников их приобретения, затрат. Мы остановимся на расчете основных видов рентабельности. Они следующие:
Этот вид рентабельности призван показать, какую сумму прибыли возвращает каждый рубль, который компания вложила в имущество. Для его расчета прибыль соотносят с активами. Формула рентабельности предприятия в этой сфере будет такова:
Rакт — рентабельность активов;
Пр — прибыль (как правило, берут либо чистую прибыль, либо прибыль от продаж, в зависимости от целей расчета);
Ак — средняя стоимость активов организации за расчетный период.
Так же, как и рентабельность продаж, рентабельность активов имеет детализацию. Можно посчитать рентабельность суммарных, внеоборотных или оборотных активов. При необходимости можно определить даже рентабельность отдельных видов имущества, например, основных средств.
Об особенностях расчета рентабельности активов можно узнать из статьи «Определяем рентабельность активов (формула по балансу)».
Например, для собственников компании интерес может представлять рентабельность собственного капитала. Она дает информацию о том, эффективно ли работают инвестиции.
Вид формулы рентабельности здесь будет таков:
Rск — рентабельность собственного капитала;
Пр — чистая прибыль (рентабельность собственного капитала считают только по чистой прибыли);
СК — средняя величина собственного капитала за расчетный период.
В аналогичном порядке можно рассчитать рентабельность заемного капитала:
Rзк — рентабельность собственного капитала;
Пр — чистая прибыль;
ДО — долгосрочные обязательства;
КО — краткосрочные обязательства организации.
Этот показатель покажет доходность на каждый рубль заимствований.
Это отношение прибыли к объему продаж, которое показывает, сколько копеек прибыли «сидит» в каждом рубле выручки. Формула рентабельности продаж следующая:
Rпрод — рентабельность продаж;
Оп — объем продаж (выручка).
Всем известно, что прибыль тоже подразделяется на виды (валовая, операционная, чистая и т.п.). Для рентабельности продаж можно использовать каждый из них в зависимости от того, что требуется узнать.
Подробнее о нюансах расчета рентабельности продаж читайте в статье «Формула для расчета рентабельности продаж по балансу».
Это также очень важный показатель прибыльности, который говорит об эффективности затрат, показывает долю прибыли в каждом рубле, затраченном на производство продукции. Формула расчета рентабельности в данном случае представляет собой отношение прибыли к себестоимости:
Rпр — рентабельность продукции;
С учетом целей анализа эту рентабельность продукции рассчитывают:
Рентабельность «налогового» значения — такое возможно?
Итак, мы выяснили, что по рентабельности можно судить об эффективности работы компании. Отсюда следует круг лиц, которым этот показатель может быть полезен. Очевидно, что к ним относятся:
На первый взгляд, это всё. Между тем в круг заинтересованных следует включить также налоговиков. Да-да, инспекции тоже интересна ваша рентабельность, а именно показатели рентабельности продукции и активов. Они отслеживают среднюю рентабельность по отраслям — данные можно найти в приложении № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ежегодно сведения дополняются). И сравнивают с ними вашу рентабельность. Отклонение больше 10% может стать сигналом для включения компании в план выездных проверок (см. 11-й из общедоступных критериев самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков налоговой проверки). А это значит, что уделять внимание рентабельности стоит и работникам бухгалтерских и налоговых служб организаций.
Подробности сравнения рентабельности организации со среднеотраслевыми показателями, в том числе с помощью интернет-сервиса налоговой службы, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите его бесплатно и переходите к указаниям.
Где взять данные для расчета рентабельности деятельности предприятия?
Мы знаем, чтобы рассчитать рентабельность деятельности, формула должна содержать сведения о прибыли, выручке, активах, капитале и заимствованиях предприятия. Всю эту информацию можно почерпнуть из финансовой отчетности: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Но на их основе можно посчитать лишь достаточно укрупненные, общие показатели. Более детальный и глубокий анализ требует и более подробной информации. Например, для расчета рентабельности отдельного вида продукции нужны цифры прибыли и себестоимости конкретного изделия, рентабельность продаж можно посчитать не в целом по организации, а по виду деятельности, а для этого нужно знать сумму выручки и прибыли именно по интересующему нас направлению бизнеса. А значит, чтобы подсчитать рентабельность деятельности предприятия, формула должна пополниться данными из бухгалтерской аналитики или управленческого учета.
Итоги
Нерентабельно — значит невыгодно. Это известно каждому. Но не каждый знает, о чем конкретно может сказать рентабельность. Используя приведенные нами формулы рентабельности, вы легко рассчитаете ее уровень по организации и выясните, эффективна ваша компания или нет. А бухгалтерам мы настоятельно рекомендуем уделять внимание рентабельности продукции и активов. Вдруг это убережет вас от излишнего внимания налоговиков?
Что такое рентабельность компании
Иногда предприниматели думают: если они зарабатывают много денег — значит, всё хорошо. Но высокая выручка может быть и у нерентабельного бизнеса
Нерентабельным бизнесом называют компании, в которые вкладывают деньги, но получают мало прибыли. Или прибыль растет, но траты растут еще быстрее. Чтобы такого не случилось, важно рассчитывать рентабельности компании — отношение прибыли к расходам.
Если вложений много, а прибыли мало — рентабельность низкая, и бизнес может прогореть. Запомните общее правило: чем выше рентабельность, тем успешнее компания.
Зачем нужно считать рентабельность
Рентабельность — основной показатель, который важно считать всем, от небольших компаний до крупных холдингов. Рентабельность нужна, чтобы:
Можно сказать, что нерентабельный бизнес — это провальный бизнес. Это как потратить все деньги на продукты, чтобы приготовить ужин, а в итоге получить сгоревшую запеканку.
Как рассчитать рентабельность компании
Общую рентабельность компании считают по формуле: прибыль разделить на себестоимость и умножить на 100.
Разберемся, из чего складывается формула:
прибыль — это чистый доход компании до вычета налога на прибыль. Ее еще называют балансовой прибылью, мы об этом писали;
себестоимость — все затраты компании на производство товара или оказание услуг. Это стоимость сырья и материалов, аренда помещения, зарплаты сотрудникам, амортизация и другие расходы;
100 — на эту цифру умножают, так как рентабельность считают в процентах.
А теперь рассмотрим рентабельность компании на примере:
Прибыль ООО «Вареник» за полгода — 100 000 рублей. Чтобы заработать эти деньги, компания потратила 5 000 000 рублей.
100 000 делим на 5 000 000 и умножаем на 100 = 2%.
А теперь компания, которая заработала больше «Вареника»:
Прибыль ООО «Пельмень» за полгода — 200 000 рублей. При этом компания потратила 12 000 000 рублей.
200 000 делим на 12 000 000 и умножаем на 100 = 1,6%.
Получается, «Пельмень» заработал больше, но рентабельность его ниже, а значит, дела у компании хуже. Мы привели две компании в сравнении, чтобы было понятнее, как работает рентабельность. Но чтобы оценить свою компанию, не нужно смотреть на других.
Каждый год налоговая составляет таблицу рентабельности по видам деятельности. В ней пишут средние показатели — по нашей формуле нужно смотреть первую колонку. Если у вас эти показатели заметно ниже, то и рентабельность низкая.
Что еще можно считать
Рентабельность может быть нескольких видов. Главное — общая рентабельность бизнеса, о ней мы рассказали выше. Еще бывает рентабельность активов, продаж, персонала, собственного и привлеченного со стороны капитала.
Любую рентабельность считают по общему принципу: прибыль делят на затраты или использованные ресурсы. Например, для рентабельности продаж прибыль от основной деятельности нужно разделить на выручку и умножить на 100.
Вот из чего складывается формула:
прибыль от основной деятельности — это чистый доход компании до вычета налога, но только от продажи товаров или услуг. Сюда не входят проценты от вкладов, деньги от продажи имущества и любые прочие доходы;
выручка — это доход компании от основной деятельности без учета расходов.
Считаем на примере:
Выручка ООО «Лосось» за полгода — 3 000 000 рублей. Когда из этой суммы вычли все расходы, получилась прибыль в 60 000 рублей.
60 000 делим на 3 000 000 и умножаем на 100 = 2%.
Нет точных критериев, какая цифра — хорошо, а какая — плохо. Но можно ориентироваться на такие показатели:
В подсчетах рентабельности не стоит смотреть только на таблицу налоговой и общепринятые цифры — еще нужно сравнивать со своими результатами за предыдущий период. Например, в первые полгода рентабельность была 2%, а следующие полугодия — 2,5 и 3%. В целом она может быть ниже цифр по отрасли, но для вашей компании это неплохо.
А будет ли прибылен ваш бизнес?
Перед открытием любого бизнеса у будущего собственника должно быть понимание, что бизнес этот затевается ради денег. Притом от бизнеса получать вы должны в итоге гораздо больше, нежели если бы работали в найме. Иначе все это не имеет смысла и бизнесом не является. Как понять, стоит ли открывать свое дело, рассчитать его реальную доходность и что важно помнить начинающему предпринимателю, рассказал в своей колонке генеральный директор компании FinHelp Павел Вешаев.
С чего начать
Самый первый, точнее, даже нулевой шаг, с которого я рекомендую начать движение в сторону своего бизнеса, — это определиться, чего вы на самом деле хотите. Будет ли то дело, которое вы затеваете, самозанятостью, когда вам просто нужно перекрыть свою зарплату в найме, либо же вы будете строить бизнес, пусть и небольшой. В самозанятости нет ничего плохого, если этот вариант и эти доходы вас устраивают. Важно понимать, что в таком формате вы будете ограничены потолком своего времени, а соответственно, иметь и потолок в деньгах. Вы вполне можете его рассчитать. Например, вы планируете консультировать клиентов. Ваша планируемая стоимость часа — 2 тыс. рублей. При максимальной загрузке вы можете работать в среднем 165 часов в месяц. Это значит, что вы заработаете 330 тыс. рублей. Отсюда вычитаем налоги, затраты на необходимые сервисы/подписки/продвижение и т. д. И получаем ваш максимум, если вы будете работать постоянно. Но вам еще придется решать вопросы с поиском клиентов, продажами, обслуживанием и т. д. В любом случае вы ограничены этой верхней суммой. Ваш единственный выход как самозанятого, чтобы зарабатывать больше, — повышать стоимость часа. Но вы так или иначе будете ограничены. Если же вы решите организовать консалтинговое бюро, это будут уже совсем иные суммы заработка.
Бизнес, даже самый малый, сложнее в реализации и требует иного подхода — к персоналу, финансам, продажам, маркетингу, бизнес-процессам. Готовы ли вы к этому, решите, ответив себе на несколько вопросов. Сможете ли вы эффективно управлять другими людьми, принимать сложные решения и нести за них ответственность, находить деньги, когда они нужны для текущих расходов или развития? Действительно ли вы хотите больше денег и готовы на первых этапах посвящать почти все время своему делу? Если ваши ответы в основном «да», то, возможно, свое дело — это ваш путь.
Алгоритм расчета
Если вы точно решились на создание своего бизнеса, предлагаю дальше двигаться по следующему алгоритму.
1. Продумать концепцию
Еще раз зафиксируйте для себя, что вы затеваете свое дело ради денег. При этом вы от бизнеса должны получать гораздо больше, чем получали бы в найме. Понятно, что не на этапе старта, но с горизонтом в несколько лет.
Кратко сформулируйте концепцию бизнеса — что вы продаете, кто у вас и почему будет это покупать. Оцените предварительно перспективы, посмотрите рынок, конкурентов, посчитайте, какова емкость рынка, какую долю вы можете от нее получать и каков при этом будет ваш личный доход.
Если вы изначально не видите в бизнесе перспектив, если не понимаете, как и за счет чего будет его растить и развивать, то лучше не начинайте эту историю, потому что иначе или бизнес будет неконкурентоспособен, или вы все риски будете оплачивать из своего кармана, или откроете дело и сразу закроете.
2. Рассчитать финмодель
У 99% малых и средних бизнесов в России нет финансовой модели бизнеса. И это удивительно, потому что финмодель для собственника — это одновременно и карта, и компас для движения к собственным целям. Ключевое, что вы должны сделать до открытия бизнеса и привлечения под него любых средств, — это рассчитать финмодель, которая позволит ответить на все ключевые вопросы по деньгам: будет ли бизнес доходным, где вы будете зарабатывать, а на чем терять средства, стоит ли привлекать инвестиции, каких результатов ожидать в случае изменения ситуации. Оцифровка бизнеса с помощью финмодели позволит вам увидеть реальную сводную картину бизнеса, в том числе понять, куда бизнес будет двигаться в шаге 3—5—7 лет.
Где взять финмодель?
1. Найти/купить/скачать готовую.
Этот вариант подходит микробизнесам, у которых нет достаточно средств, чтобы вложиться в разработку финмодели, но есть желание понимать, что происходит с бизнесом в тот или иной момент времени. Если выбираете такой вариант, проверяйте, что за формулы прилагаются в таблицах, смотрите на примеры коэффициентов, оценивайте, актуально ли это для вашей отрасли и вашего бизнеса.
2. Отдать на аутсорс.
Оптимальный вариант, если вы хотите получить качественный работающий на ваш бизнес вариант финмодели. Привлекайте тех специалистов, у которых есть опыт в вашей отрасли и которые во главу угла будут ставить не цифры, а ваш бизнес.
Самую первую финмодель вы можете рассчитать и сами, а уже потом уточнять и детализировать ее с профессиональными финансистами.
Что должно быть в хорошей финмодели?
Главное в хорошей работающей финмодели — это акцент на бизнесе, бизнес-процессах и нефинансовых показателях, то есть тех, через которые вы как собственник понимаете, что сейчас происходит в вашем бизнесе, оцениваете, какой объем при каких условиях сможете вытянуть. Если в финмодели есть только финансовые показатели (выручка, объем продаж за период и т. д.), то это не даст вам в моменте понимания, как пойдут дела в вашем бизнесе. Загрузка производства, количество смен, доставок, проектов, часов и т. д. — более нужные показатели, чтобы вы через модель увидели и почувствовали свой бизнес, что это реальность, а не абстрактная история.
Минимальная финмодель на старте содержит следующие элементы:
1. Сводный лист с ключевыми выводами и показателями для моделирования.
В нем вы видите общую картину вашего бизнеса при заданных параметрах и в нем можете подвигать цифры, посмотреть, что на что и как влияет.
2. План продаж (и не только в деньгах, но и в штуках и единицах проданной продукции или услуг).
3. План закупки/производства и переменных затрат.
4. Постоянные затраты.
5. Затраты на фонд оплаты труда.
6. БДДС (бюджет движения денежных средств).
7. БДР (бюджет доходов и расходов).
8. План-график инвестиций.
9. Налоговая нагрузка.
В финмодели вы должны оцифровать то, что планируете делать, то есть перевести концепцию и идею в цифры, понять, есть ли там ваша прибыль. Это позволяет заранее скорректировать свои действия. Например, если вы видите, что при таких данных не достигаете прибыли в запланированные сроки, то сразу можете решить, что можете делать по-другому.
Есть вероятность, что когда вы разработаете финмодель, то поймете, что в этот бизнес идти не стоит. И это тоже плюс — так вы сэкономите себе деньги и несколько лет жизни и сможете спокойно искать другие, более выгодные варианты.
3. Протестировать
Когда вы сделали уже все расчеты и убедились в потенциальной прибыльности своего бизнеса, не ныряйте в него с головой, обрубая все концы. Если есть возможность снизить риски и протестировать гипотезы, пока работаете в найме — по вечерам, по ночам, по выходным, — то начните с этого. И только когда гипотезы подтвердятся, когда получите не просто первые, а постоянные, пусть и небольшие доходы, тогда уже уходите в это полностью. Возможно, вам потребуется протестировать не одну гипотезу, и тогда хорошо иметь подстраховку в виде регулярных доходов. Помните, что все ваши первые действия должны идти в сторону продаж и маркетинга — до определенного объема выручки это самое важное, чем стоит заниматься. Не будет продаж, не будет клиентов — и тогда никто не узнает о самом лучшем, вылизанном на 100%, но никому не интересном продукте.
Пять советов начинающему предпринимателю
· ваша зарплата как руководителя, которую вы бы платили, если бы нанимали сюда человека;
· если обеспечиваете продажи, поддержание технологии, занимаетесь финансами — платите себе за этот функционал, иначе вы искусственно будете повышать доходность своего бизнеса, не учитывая реалий;
· дивиденды, которые накопил бизнес.
Да, в финмодели вы можете получить отрицательный результат с учетом этих затрат, но зато это четко покажет, сколько вы сами инвестируете в проект. И тогда вы пойдете в честную доходность бизнеса, а не будете тешить себя иллюзиями о прибыли, просто не заплатив себе.
5. Будьте готовы к ошибкам. У вас будут ошибки в бизнесе, и это нормально. Ваша задача как собственника — детально разбираться в них и брать из этого уроки на будущее.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t