Как понять что пришло время сменить работу
Опасная зона: 10 признаков необходимости сменить работу
Сегодня на работе вы дошли до точки кипения, чувствуете несправедливость по отношению к вам со стороны начальства? Или провалили проект, ловите осуждающие взгляды коллег и хотели бы больше никогда не открывать дверь офиса? Такие моменты бывают, и не обязательно, что они станут концом вашей карьеры на этом месте. Возможно, это временные трудности, вам просто нужно выдохнуть и посвятить пару недель отпуску, чтобы переключиться с негативной волны. С другой стороны, бывают ситуации, когда второй шанс работе давать не стоит и настало время пойти дальше. Мы рассказываем о 10-ти распространенных ситуациях, когда стоит задуматься о смене работы. Дополнительный бонус — уровень токсичности каждой из них по 10-бальной шкале. Максимальное количество баллов говорит о том, что делать вам на этом рабочем месте больше нечего!
Вы ложитесь спать, опасаясь наступления завтрашнего дня. С содроганием думаете о критике начальства, невыполненном задании, штрафах и, возможно, даже увольнении. Не можете уснуть много часов.
Токсичность: 8 баллов
Решение: возможно ваш страх от того, что вы замахнулись на работу, которая вам не по плечу, и вы объективно не справляетесь. Тогда стоит присмотреться к другому месту. Если же ваши страхи возникли на пустом месте, попробуйте оценить, что вы делаете действительно хорошо, почему руководство вас ценит (ведь до сих пор не уволили!). Напоминание самому себе о своих заслугах и сильных сторонах поможет обрести уверенность и взглянуть на ситуацию шире.
На работе вы больше «просиживаете штаны», листаете Facebook или прокручиваете Youtube. Скука — показатель того, что в этом офисе вы только растрачиваете свою жизнь.
Токсичность: 5 баллов.
Решение: проявите инициативу, подумайте, есть ли в компании проекты, которые вам интересны. Увольняться не стоит, оглядитесь для начала по сторонам: возможно, вы давно хотели перейти в соседний отдел, или готовится к запуску новый проект, которым вы хотели бы заняться, или, может быть, ваш руководитель идет на повышение и перед вами открываются новые перспективы. Если же ситуация как в пустыне Сахара — меняйте работу.
На работе мы проводим 80% своего времени, и от того, в какие эмоциональные цвета окрашено это время, зависит общий уровень самочувствия. Если вы постоянно жалуетесь на сотрудников, начальство, свое рабочее место, свои проекты — вы на ложном пути.
Токсичность: 6 баллов.
Решение: не спешите увольняться сразу, но подумайте, почему вас так многое беспокоит и раздражает. Есть ли возможность что-то изменить. Возможно, вы просто слишком вовлечены. Начните с себя — новое хобби, увлечения, фитнес снимут зацикленность на одном предмете.
4. Вас привлекают другие компании
Вы уверены, что где-то лучше и интереснее. Например, есть компании, где пригодится ваш превосходный английский язык. Или где-то предлагают заграничный командировки и больше общения с клиентами. Вы хотите выступать на крупных конференциях и писать статьи. Возможно, вы правы и стоит двигаться вперед.
Токсичность: 7 баллов.
Решение: не стоит переходить абы куда, нужно четко выстраивать свою карьерную стратегию, видеть не только конечную цель, но и промежуточные — этапы, которые помогут вам стать ближе к основной цели. Начните с оценки своих сильных сторон, выделите зоны роста. Можно уже сейчас начать ходить на курсы языка или программирования — чтобы сразу шагнуть на ступеньку выше на новом рабочем месте и не заскучать.
5. Вы мало времени уделяете семье
Бывает, что когда вы запускаете новый проект, ваши дети не видят вас по несколько дней. Но если вы срываетесь на них из-за стресса на работе, если босс и нервные клиенты звонят вам по вечерам и выходным, и ущерб для вас и семьи больше, чем профит, задумайтесь, на правильные ли вещи вы тратите свое время.
Токсичность: крайне токсичный признак. 10 баллов.
Решение: попробуйте пересмотреть свой график. Но если работа вас не отпускает — она того не стоит.
Из-за стресса у вас болит спина, иногда дергается глаз и ноет рука. Еще хуже, если вы выпиваете несколько бокалов вина, только чтобы не думать о плохом дне в офисе. Или вы работаете так много, что у вас нет времени заниматься спортом, хорошо питаться или спать.
Токсичность: ни одна работа не стоит таких жертв, поверьте. Токсичность зашкаливает, 10 баллов.
Решение: как правило, психосоматические проявления часто являются следствием высокого уровня стресса на работе. Возьмите отпуск, займитесь своим здоровьем, попробуйте поменять свое отношение к работе. Если ситуация не улучшится — пишите заявление об увольнении.
Коллеги постоянно жалуются, а ваш босс недоволен всем вокруг. Не стоит окружать себя негативом, особенно если вы эмоциональный и восприимчивый человек. Такое окружение существенно снижает уровень VQ (коэффициент жизненной энергии), вызывает апатию и безразличие.
Токсичность: 10 баллов.
Решение: увольняйтесь.
8. Вам сложно высказывать свое мнение по рабочим вопросам
Свобода выражать открыто свои мысли — один из ключевых показателей лояльной среды. Если этого нет — повод задуматься: «А что, собственно говоря, я тут делаю?»
Токсичность: 9 баллов.
Решение: репрессивную среду не стоит терпеть. Скорее всего, лучше поменять компанию.
9. Вы оправдываете свою работу
«Босс невыносимый, зато обеды оплачивают». «Мои коллеги сплетники, но, по крайней мере, есть медстраховка». Вы оправдываете работу, но в глубине души знаете, что минусы перевешивают плюсы. В психологии это называют «комплекс жертвы»: человек оправдывает свое бездействия на первый взгляд объективными причинами, выставляя себя жертвой обстоятельств. Такая позиция часто приводит к состоянию депрессии.
Токсичность 10 баллов.
Решение Если объективно негативных сторон больше — уходите. Помните, всегда можно найти работу, которая предложит больше положительных, чем отрицательных моментов.
Почему вы решили прочитать этот материал? Видимо, тема близка вам.
Итак, посмотрите на эти пункты. Даже если вам подходят почти все тезисы, не спешите принимать решение о смене работы. Поговорите с начальником — конструктивный разговор о том, что вас не устраивает, внесет ясности. Но подготовьтесь: не стоит высказывать свои претензии категорично. Если вы кипите от недовольства, хотите ставить ультиматумы — «или будет по-моему, или ухожу» — перенесите разговор на следующий день. После беседы с боссом попробуйте оценить, действительно ли компания пойдет вам навстречу или беседа ни к чему не привела. В любом случае, работа не стоит того, чтобы рисковать здоровьем и благополучием семьи (пункты 5 и 6). Поверьте, работа, при которой вы тратите все заработанное на лечение или растите обделенных вниманием детей, вряд ли принесет вам истинное счастье в долгосрочной перспективе.
9 признаков того, что пора менять работу
Их не стоит игнорировать
Если каждый день вы повторяете фразу «На работе все бесит!», возможно, на то есть веская причина, и это не банальная усталость.
Вот 9 сигналов того, что работу пора менять.
Маленькая зарплата
Чаще всего люди меняют работу из-за низкой зарплаты. Перед увольнением стоит зайти на «Хедхантер» и посмотреть, сколько платят людям вашей специальности с похожими навыками и опытом. Если больше на 10—20%, это не повод рассылать резюме: в другой компании придется заново осваиваться, доказывать, что вы хороший специалист, да и коллеги могут попасться недружелюбные.
Сравните соцпакеты, если они у вас были: чтобы получить ДМС в новой компании, придется отработать минимум три месяца, а то и год, не везде оплачивают дополнительное образование. Спрашивайте на собеседовании, от чего зависит оклад, какие есть бонусы, есть ли штрафы и за что их могут наложить. Сравните ситуацию с текущей работой: возможно, увольняться бессмысленно и лучше попросить прибавки и взять новые обязанности на нынешнем месте.
Отсутствие перспектив
Задайте себе вопрос: а точно ли нет перспектив для роста, или вы слишком нетерпеливы? Руководитель может уволиться или уйти в декрет: тогда его место может достаться вам. Стоит поговорить с начальством о том, какие есть пути развития у вашей карьеры.
Рост не всегда должен быть вертикальным, он может быть и горизонтальным: расширение компетенций в рамках отдела или подразделения. Например, вы работали дизайнером, а стали арт-директором. Специалисту на производстве повысят разряд, водителю или преподавателю — категорию. У горизонтальной карьеры есть свои плюсы: нет «потолка», так как все зависит исключительно от ваших профессиональных стремлений, не придется участвовать в склоках за руководящую должность, самообразование нужно только в рамках профессии.
Конфликты с коллегами
Универсального способа выйти из рабочего конфликта нет — люди и ситуации разные. Лучше обратиться за помощью к специалисту отдела кадров или руководителю. Не замалчивайте ситуацию, обсудите конфликт открыто с незаинтересованной стороной: пусть каждый выскажет свою позицию и выслушает противоположную.
Часто смягчить конфликт помогают «я-высказывания». Говорите о своих чувствах: например, что вы ранимый и эмоциональный человек, что вам трудно разговаривать на повышенных тонах. Вместо «Не перебивайте меня» скажите: «Мне трудно говорить, когда кто-то разговаривает параллельно со мной».
Не хочется идти на работу
Это симптом профессионального выгорания, которое наступает после сильных перегрузок, напряжения и стресса. Если сложно сосредоточиться на работе, выдавать идеи, общаться с коллегами и вообще белый свет стал не мил, лучше не увольняться, а сделать перерыв: взять отгул или отпуск.
В некоторых иностранных компаниях ценному сотруднику, который «выгорел на работе», дают частично оплачиваемый отпуск на срок вплоть до года. Например, в Израиле специалист во время такого перерыва получает 75% от своей средней зарплаты.
Если с отпуском не срослось, попробуйте изменить обстановку на рабочем месте. Сидите в середине комнаты? Постарайтесь подвинуть стол ближе к окну, чтобы было светлее, а глаза меньше уставали. Спиной к дверям? Отодвиньте стол к стене — организм примет это за защищенность, а вам станет психологически комфортнее работать. Переставьте мебель, повесьте смешные или мотивирующие постеры на стены, принесите из дома фотографии детей или домашних животных.
Почаще выходите из помещения хотя бы на несколько минут. В обеденный перерыв гуляйте, слушайте музыку. Вечером сходите на массаж или поплавайте в бассейне. И обязательно предупредите руководителя, что хотите уйти в отпуск, когда будет возможность.
Руководитель ведет себя не так, как раньше
Если начальник внезапно перестал считаться с вашим мнением, стал ставить слишком жесткие или заведомо невыполнимые задачи и прилюдно отчитывать за малейшие промахи, поговорите с коллегами.
Лучший всего — с теми, кто общается с ним по работе более тесно: с секретарем или заместителем. Возможно, руководитель теперь ведет тебя так со всеми из-за семейных неурядиц, проблем с поставщиками или падения курса рубля. Если дело не в вас, продолжайте спокойно работать. Если под раздачу попадаете только вы, возможно, вас подталкивают написать заявление по собственному на эмоциях.
Можно проверить так: предложите руководству несколько идей, которые не требуют затрат, а в обозримом будущем сэкономят деньги компании и время сотрудников. Если он отреагирует вяло, спросите прямо, почему такая реакция. Уклончивый ответ или отказ от разговора — повод задуматься.
В компанию взяли сотрудника, которому передали львиную долю ваших задач
Если раньше вы жаловались руководству, что ничего не успеваете и неоднократно просили нанять еще одного человека, пропускайте этот пункт. Опасно, когда нового сотрудника взяли без видимых причин, а вы все делали вовремя, качественно и даже с энтузиазмом. Возможно, работодатель хочет от вас избавиться, потому и нашел вам замену. И когда новый сотрудник постепенно заберет все ваши задачи, придется увольняться. Лучше открыто обсудить свои страхи с руководителем — возможно, он просто решил вам помочь.
Компания на грани банкротства
Тревожный звонок — задержка зарплаты. Обратите внимание, как ведет себя руководство, не замалчивает ли происходящее.
Идеальный руководитель выступит перед коллективом, расскажет, как планирует решать проблемы, настроит на работу или открыто признается в кризисе. Но идеальных людей нет, руководителей тем более, поэтому обратите внимание еще на один момент: не уходят ли сотрудники с ключевых постов — начальники юридического и финансового отделов или главбух.
Нет ощущения важности своего труда
Руководство не замечает ваших усилий и не одобряет их, вам непонятно, ценят ли ваш труд. Компания сама по себе, вы сами по себе, обратной реакции нет. Это нередкий повод для увольнения.
Если это ваша ситуация, попробуйте посмотреть на нее с другой стороны: возможно, вам не нужно одобрение начальника, если вас обожают коллеги и клиенты. Важен любой труд, не только врача, учителя или пожарного. Курьер, который вовремя привез важный документ, так же ценен, как и специалист, который без брака изготовил дорогостоящую деталь.
Хобби начало приносить прибыль
Если шкатулки, которые вы расписываете по ночам после сдачи отчетности, на сайте хендмейда мгновенно раскупают за сумму, равную месячной зарплате, задумайтесь. Нет, не о том, как начать расписывать их в обеденный перерыв или под столом на планерке, а о том, на то ли вы тратите время.
Обсудите с близкими возможное увольнение. Определите плюсы, минусы и возможные последствия: вы не будете тратить час на дорогу, но останетесь без пенсионных отчислений. Зарабатывать станете больше, но сидеть дома придется в одиночестве.
Попробуйте для начала договориться с руководством о неполной рабочей неделе. Убьете двух зайцев — и на работе останетесь, и хобби больше времени посвятите.
Совет: не увольняйтесь с работы во время кризиса, даже если достал руководитель, бесят коллеги и не отпускают в отпуск. Негативные моменты есть в любой компании. Если все же решили, расскажите руководству, почему приняли такое решение. Возможно, чтобы вас удержать, предложат лучшие условия или даже повысят зарплату.
ЖизньЧеклист: 9 признаков того, что вам пора увольняться
Уйти нельзя остаться
В конце недели мы склонны думать не о работе, а о грядущем отдыхе. И всё же выходные — лучшее время, чтобы понять, подходит ли вам то, чем вы занимаетесь, довольны ли вы своей должностью и позицией. Если вам кажется, что выходные — единственный период, когда вы чувствуете себя счастливыми, возможно, пришло время задать себе неприятный вопрос. Рассказываем о признаках, которые указывают на то, что вам стоит задуматься о смене работы.
Вы несчастливы на работе
Иногда все мы считаем минуты до конца рабочего дня — это нормально, пока не становится постоянной практикой. По данным опроса Crunch Accounting, 46 % опрошенных британцев считают привычку с нетерпением смотреть на часы в ожидании конца рабочего дня одним из явных признаков того, что пора менять работу. Конечно, будни редко похожи на ежедневный праздник — но если вы не можете вспомнить, когда в последний раз испытывали радость или удовлетворение от того, что делаете, это повод задуматься. Если вы понимаете, что проводите всё больше времени в соцсетях вместо того, чтобы работать, если вам скучно, если вы уже не знаете, что раньше привлекало вас в нынешней должности, или вам кажется, что вы достигли потолка и рабочие обязанности доведены до автоматизма — пора разобраться с тем, что происходит. Вероятно, будет достаточно поговорить с руководителем о расширении ваших обязанностей, повышении или дополнительном обучении. Если и это не сработает, возможно, пришло время для более радикальных мер.
Ваши навыки не пригождаются вам в работе
Иногда мы вынуждены соглашаться на должность, которая не даёт нам раскрыть все наши навыки и способности — например, чтобы иметь возможность расти и развиваться в перспективной компании и со временем получить работу мечты. Но если вы чувствуете, что ситуация затянулась и вы явно не задействуете весь свой потенциал, стоит задуматься о переменах.
Коуч Кэти Каприно предупреждает ещё об одной опасности, связанной с вашими рабочими навыками: «Часто люди не понимают, что навыки, которые у вас есть, и навыки и способности, которые вам нравится использовать каждый день, — это не одно и то же, — говорит она. — То, с чем мы хорошо справляемся, — это не обязательно то, что нам нравится делать. Если ваша работа требует, чтобы вы делали что-то, что для вас сложно или не приносит вам удовольствия, вы будете чувствовать себя несчастным и опустошённым каждый день».
В воскресенье вы с ужасом думаете о работе
В английском есть фраза «Sunday night blues» — грустное настроение, которое охватывает в воскресенье вечером, когда вы понимаете, что завтра придётся возвращаться на работу или в школу. Это ощущение знакомо всем: какой бы прекрасной и любимой ни была ваша работа, снова выходить на неё после двухнедельного отпуска тяжело — просто потому, что отдыхать всегда лучше, чем работать. Если вы время от времени чувствуете, что не хотите идти в офис, например, потому что вас ждёт трудная неделя — ничего страшного. Но если в воскресенье при одной мысли о работе вас охватывают паника и ужас, возможно, стоит потратить выходной на то, чтобы обновить резюме. Специалист по выгоранию Бен Фаннинг считает, что если вам кажется, что выходные — единственное время, когда вы наконец освобождаетесь от тяжёлой повинности, это может быть признаком выгорания.
Как понять, что пора менять работу? Эксперты рассказывают, как разобраться в себе и отделить временную хандру от карьерного кризиса
The Village с помощью экспертов продолжает находить ответы на рабочие вопросы. На этот раз мы узнали о том, как понять, что настало время менять работу, как отличить накопившуюся за год без отпуска усталость от кризиса в карьере и стоит ли все резко менять, если вам перестала нравиться ваша работа.
управляющий партнер кадровой компании AVRIO Group Consulting
Три признака, что это просто хандра:
Вы стали быстрее уставать, скучать, особенно когда делаете нелюбимую часть работы. Но при переключении на другие виды работ это состояние быстро проходит.
Вы все с большим удовольствием и все чаще готовы сходить попить с коллегами кофе, отвлечься, лишь бы не заниматься текущими задачами.
Просыпаясь утром, вы очень расстраиваетесь, что еще только вторник, среда и далее по списку и нужно идти на работу.
Три признака, что, скорее всего, пора менять работу.
Вы стали быстрее уставать, когда делаете любые виды даже привычных и понятных вам работ. И при переключении на другие задачи это ощущение не проходит, а иногда и усиливается.
Походы с коллегами за кофе, на обед, вообще не вызывают энтузиазма. Вам кажется, что все разговоры об одном и том же и ничего нового не происходит. Вы не развиваетесь.
Вам постоянно кажется, что вас недооценивают, не понимают, что руководство делает все не так, как надо.
И в первом, и во втором случае лучше всего сначала взять по возможности небольшой отпуск и обязательно куда-то съездить для смены обстановки. Лучше всего на природу, в не очень людное место. Первые два-три дня лучше вообще ни о чем не думать, просто отдыхать, разгрузить мозг. Потом, постепенно восстанавливаясь, проанализировать причины утомляемости и недовольства.
Постараться быть честным с самим собой: найти внешние и внутренние причины. Внешние почти всегда можно изменить. Если причины внешние (например, руководитель не дает мне обещанного повышения, и это меня постоянно демотивирует и отравляет настроение), то обязательно поговорить с руководителем, получить обратную связь по своей работе и дальнейшим шагам. Если причины внутренние (например, не нравится функционал на рабочем месте, давно хочется заняться другим, и это невозможно в рамках этой компании), то, возможно, вам пора в путь, на поиски новой работы! Еще один важнейший индикатор, если после отличного отпуска вашей батарейки хватает на несколько дней, а дальше снова апатия и тоска, то это уже серьезные симптомы. И возможно, дело не только в желании сменить работу, а причины поглубже.
Я всегда советую встречи и общение с друзьями, близкими людьми, чтобы лучше разобраться, а в некоторых случаях и визит к психологу, это также поможет лучше понять, что именно с вами происходит. Также полезны встречи с не самыми близкими, но с успешными и, самое главное, позитивными людьми, общение с такими людьми всегда дает новые мысли и импульсы к развитию. Поиск новой работы — это также энергетически затратный процесс, и если вы будете ходить по интервью уставшим и подавленным, то маловероятно, что будете кому-то интересны.
Марина Мелия — младшая
гендиректор консалтинговой компании «ММ-Класс»
К нам часто обращаются люди, которые находятся на профессиональном перепутье. Кто-то чувствует эмоциональное выгорание, кому-то кажется, что он достиг потолка и развиваться уже некуда, кто-то хочет спастись от офисного рабства и стать вольным художником.
Часто мы не понимаем факторов, из которых возник этот снежный ком. Пробуем их осознать. Сначала мы разбираем текущую ситуацию, анализируем, что нравится в работе, а что делает жизнь невыносимой. И думаем, что предпринять. Постараюсь обобщить вопросы, на которые я всегда прошу ответить клиентов, чтобы составить универсальный чек-лист собственного профессионального аудита.
— Нравится ли мне то, что я делаю каждый день?
— Соответствует ли моя зарплата рынку?
— Готов ли я расширить спектр своих обязанностей, взять больше ответственности?
— Хочу ли я продолжить работу с этим руководителем?
— Комфортно ли мне с коллегами, а им со мной?
— Все ли мне удобно на моем рабочем месте, в кабинете?
— А может, мне пора в отпуск?
Ответы на эти семь вопросов могут стать отправной точкой для понимания необходимости перемен — и, главное, каких.
Ситуацию может исправить разговор с руководителем о перспективах роста, смена офиса, который находится ближе к дому, перевод в другой отдел или просто перестановка в кабинете — подальше от кондиционера или поближе к окну. А иногда действительно переход в другую сферу или реализация своего предпринимательского или творческого потенциала является оптимальным революционным решением. Звучит просто, но, чтобы к этому прийти, требуется время и откровенный разговор в первую очередь с самим собой.
бизнес-тренер Русской школы управления по личной эффективности и управлению персоналом
Время от времени у каждого из нас происходят кризисы, которые могут внести коррективы в ваши жизненные планы. Такие кризисы часто связаны с нашей профессиональной деятельностью. Например, кризис профдеформации, который часто наблюдаются у людей, которые 10 лет в профессии. Бывают и небольшие циклы, когда раз в три года у нас возникает желание что-то изменить. Такое состояние само по себе говорит о том, что сейчас вы готовы к трансформациям и изменениям.
Но стоит ли все кардинально менять, даже если очень хочется? На протяжении всей своей карьеры мы нарабатываем определенные компетенции и богатый профессиональный опыт. Но случается кризис, и люди принимают необдуманные решения. К сожалению, таких финансовых директоров, которые уходят в косметологи и психологи, довольно много. Однако лишь у единиц действительно что-то получается. Остальные же терпят фиаско, и желаемых положительных изменений в их жизни не происходит.
Если и вы загорелись идеей кардинально изменить свою профессиональную деятельность, постарайтесь умерить пыл и выключить это состояние неудовлетворенности. Может быть, проблема кроется не в работе, а лучше внести изменения, например, в вашу личную жизнь? Но если вы чувствуете, что без решительных действий все же не обойтись, тогда проще всего попробовать себя на новом поприще в компании, где вы уже работаете. Это менее опасно, чем уходить в свободное плавание. Здесь вы знаете специфику деятельности, у вас больше экспертизы, вас лучше знает руководство и коллеги. Или можно погрузиться в новую сферу деятельности в формате обучения или хобби, чтобы понять, ваше это или нет. Такой горизонтальный переход пройдет с минимальными потерями.
Нужно готовиться к тому, что если вы планируете поменять абсолютно все кардинально, то вам за это придется серьезно заплатить. Ведь, несмотря на наработанный годами опыт и профессиональную ценность, в новой сфере деятельности вы начнете конкурировать с теми людьми, которые только вышли на рынок труда, со студентами, у которых уровень зарплатных ожиданий на порядок ниже.