Как понять что работа тебе нравится
Вам нравится ваша работа?
Работая в большом коллективе по найму, я каждый день слышал вот такую фразу: «Как же достала эта работа!», «Да если бы не нужны были деньги, я бы давно уже ушла». И тому подобное. Какие мысли у вас возникают, слыша эти фразы? Наверняка, полный негатив? И создается такое ощущение, что большинство людей в этом коллективе объединяет не общность дела, причастности к деятельности компании, а именно общность всей ненависти, которую они испытывают к своей работе еженедельно, ежедневно. И сплоченность возникает не на основании профессиональной квалификации и дела, которым они занимаются, а в связи с поддержкой, которую они друг другу оказывают, чтобы не умереть от безысходности на нелюбимой работе.
Возникает логический вопрос – как можно с этим жить? Каждый день утром вставать, настраиваться на то, что «снова переться на эту работу», ждать сначала обеда (полдня прошло), а потом и до вечера недалеко (ну наконец – то), а спать ложиться с тягостной мыслью о том, что завтра снова «по этапу». Получается тогда, что ты не на работе, а на отсидке какой – то.
А вам нравится ваша работа?
По итогам опроса, из 2000 человек (и мужчин и женщин) на вопрос: «По-вашему, работа должна нравиться?» из двух вариантов ответили таким вот образом:
90 % опрошенных сказали, что для них не важно, приносит ли работа удовольствие, если платят хорошо;
А 10 % опрошенных ответили, что если работа не по душе, то не важно, какая зарплата.
Конечно, вопрос денег является камнем преткновения для многих. Так, в незапамятные времена одна моя тогдашняя коллега сказала мне: «Тебе просто рассуждать, а я съездила с ребенком отдохнуть на море, а теперь уже два месяца палец сосу!»
Да, я понимаю, что думать о душе можно только тогда, когда в кармане что – то есть. Но, мы все же будем стремиться к тому, чтобы работа не только приносила деньги, но еще и моральное удовлетворение.
Когда работа в радость
Несколько историй из жизни не повредят в этой теме. В конце – концов, мы все – таки придем к определенному выводу.
«Люда окончила радиотехнический институт. После него она устроилась работать в одно НИИ. Тогда еще было распределение. В НИИ она работала сначала лаборантом, потом стала инженером. А, когда жизнь заставила переехать в другой город, занялась поисками новой работы.
Тут ей и предложили место оператора вышивальных машин в швейном цехе градостроительного предприятия. В женский коллектив она влилась быстро, изучила функции машин, модернизировала принципы работы, чтобы ускорить процесс. Так, из рядовых операторов она в скором времени выросла до начальника вышивального цеха.
Когда жизнь снова повернулась таким образом, что работу пришлось покинуть, Люде пришлось устроиться в один из отделов другого предприятия. Причем, отделов, от деятельности которого она была абсолютно далека. Поначалу она совершенно ничего не понимала, технические термины казались ей просто иностранным языком. Но, посидев за книгами, изучив все с нуля, она успешно справлялась с работой. А через пару лет стала начальницей отдела, деятельность которого поначалу была для нее темным лесом. Причем, начальницей, которой просто нет равных».
Так Люда поняла, что ее призвание не какая – то определенная деятельность, а именно должность начальника. Куда бы она ни пришла, через определенное время должность начальника отдела, подразделения плавно переходит к ней. «Наверное, из меня получился бы хороший директор, — с задумчивостью отвечает Люда, — я вообще по натуре дипломат».
«Лена училась на детского психолога. Ей всегда легко давалось находить общий язык с детьми. Когда она «выпустилась» из института, то сразу же пошла работать в школу. Молодого психолога приняли с радостью. Достаточно долгое время она проработала в школе. Но, как известно, зарплаты там не большие. Подруга предложила ей работу. В компании, где она работала, требовались рабочие. Привлекла ее зарплата. Деньги были нужны и она уволилась. Но, поработав немного на новом месте, поняла, что зря. Довольно долго она металась по разным местам работы – то подрабатывая, то увольняясь, а одно время вообще сидела без работы. Сейчас она, спустя уже семь лет, сменив 7 мест работы, снова вернулась в школу на должность школьного психолога. И все – таки это её. Но, чтобы это понять, оказывается, нужно было время».
«Тебе нравится твоя работа?» – спрашиваю я ее. «Да!» – гордо отвечает Лена. Ну что тут еще можно добавить. А, кстати, зарплата у нее теперь немного больше, что является дополнительным бонусом. А подработка на полставки в той же школе позволяет даже откладывать.
Почему работа обязательно должна приносить моральное удовлетворение?
1. Ведь один из залогов душевного равновесия, как мы знаем, заключается в фразе: «счастлив тот, кто идет на работу с радостью и с радостью возвращается домой». Если это перевести, то счастлив тот человек, который живет в гармонии с собой. А психологи говорят, что для того, чтобы жить в гармонии с самим собой, нужно избегать деятельности, которая отбирает силы, а удовольствия не приносит.
2. Если работа не нравится, то сложно добиться хороших результатов. Ведь выполнять работу качественно можно только при условии, что она нравится. Когда работа не в радость, отсутствуют стимулы и результат становится не важен. Что называется, в таком случае процесс приобретает форму «работа спустя рукава».
3. Мне понравилась фраза одного из психологов: «работать на нелюбимой работе, все равно, что жить с нелюбимой женщиной». И это действительно так. Ведь мы столько времени проводим именно за работой. А ведь жизнь у нас одна, второй уже не будет (о переселении душ поговорим позже).
4. Врачами доказано, что отсутствие жизненной цели значительно сокращает жизнь и подрывает здоровье. Ведь не зря, когда что – то вам интересно, вы можете заниматься этим на полном энтузиазме и сами не знаете «откуда только силы берутся». А силы берутся именно из желания, из стремления! Когда вам нравится то, чем вы занимаетесь, вы видите в этом перспективу, то жизнь наполнена смыслом.
Конечно, можно наполнить ее другими смыслами – любимым человеком, семьей и хобби. Но ведь мы говорим о душевном равновесии! А если оно нам нужно, то все должно быть в жизни любимым – и мужчина, и близкие, и работа!
Когда я только пришел после института работать на довольно большое предприятие бухгалтером, я изучал все с нуля. И мне действительно это нравилось. Я задерживался допоздна, обложившись бумагами, изучал азы бухгалтерского дела, сводил месяц, тасовал циферки на экране.
«Ну что, тебе нравится?» – поинтересовалась моя коллега как – то по пути домой.
«Да» — закивал я. Абсолютно искренне.
«Нравится?» — переспросила она и посмотрела на меня изумленно и даже с опаской.
Я уже не решился кивать и пожал плечами – «ну нормально».
Слово «нравится» как – то не принято произносить относительно работы. Почему – то считается, что работа должна не нравиться. Ведь только тогда ты можешь потребовать большую зарплату. А то вдруг, на основании того, что она тебе все же нравится, тебе захотят ее урезать. «Ах, тебе еще и нравится, так зачем мы тогда тебе платим? Ходи просто так!»
Поэтому, то, что работа тебе нравится, если это действительно так, было принято держать в строго секрете. И при всех говорить «сойдет» и пожимать плечами. Может быть, всеобщее настроение в коллективе все – таки заразно. И слово «не нравится» теперь стало не просто маскировочным. Поработав какое – то время, я остыл. Не пройдя испытание внутри корпоративными отношениями, измученная рутиной, я понял, что творческое начало во мне сильнее. Я стал спрашивать у близких, друзей, знакомых о том, нравится ли им их работа.
«Да, именно то, чем я занимаюсь нравится. Не нравится отношение начальства. А если бы еще и работа не нравилась сама, то вообще ушла бы»
«Зарплата могла бы быть и побольше. Но, сам процесс нравится».
«Да, нравится, особенно, когда все получается»
«Мне кажется, что да. По крайней мере, менять не хочется»
Подобного рода ответы я слышал. И стало обидно. И я занялся поисками чего – то, про что я бы тоже мог сказать «нравится». Пока возраст и жизненные силы на моей стороне. Кажется, уже нашел.
Каждому свое. Кто – то может сидеть 10-15 лет на одной операции, выполнять еженедельно, ежедневно одно и то же и не хотеть ничего менять. Кому – то нужно постоянное общение и возможность проявить себя. Кто – то не мыслит свою жизнь без творчества.
Но залог успеха и душевного равновесия именно во фразе «мне нравится то, чем я занимаюсь» и так хочется, чтобы эта фраза стала реальностью. Для каждого из нас.
10 признаков, что вам не нравится ваша работа
Парадокс течения времени
Работа плохо на вас влияет
Вы ненавидите воскресенье и утро
Если мысли о том, что скоро на работу, настолько отравляют вас, что вы начинаете ненавидеть вечер воскресенья, боитесь вставать с кровати, хотя будильник надрывается уже в пятый раз, пришло время проанализировать ситуацию. Подумайте, что именно вас пугает в вашей профессиональной деятельности, какие изменения могли бы улучшить ситуацию. Возможно, вам просто нужен отпуск. Как полюбить утро или хотя бы перестать его бояться, мы уже писали здесь.
Вы отмалчиваетесь
Вы не используете свои профессиональные навыки
Вам уже не интересно
Ваши ценности идут вразрез с ценностями компании
Вы не видите себя в этой профессии
Вы постоянно жалуетесь
Вам все равно, если вас уволят
Вы выполняете работу «спустя рукава» и вас даже не пугает мысль, что руководство заметит это и решит с вами распрощаться. Все ясно: вы морально уже подготовились к увольнению, но сами не можете решиться на последний шаг.
Бизнес по-женски: как преодолеть гендерные стереотипы
Известно множество примеров того, как женщины успешно делают карьеру и занимают первые строчки в рейтингах самых богатых или влиятельных людей. Но нам все еще приходится преодолевать такие гендерные стереотипы как «предназначение женщины – быть матерью и женой», «мужчина — главный добытчик». Разбираемся, как их преодолеть.
Дарья Герлейн, эксперт в построении бизнеса в сфере продажи
недвижимости, предприниматель, @darya.gerleyn
Очень часто проблема бывает в нас самих — в силу воспитания или под влиянием окружения многие женщины бессознательно ставят себя на ступеньку ниже мужчин. Но такая позиция в бизнесе — верный путь к провалу.
Я уверена в том, что женщина не находится на ступеньке ниже мужчины, но все-таки разница между нами есть. Это как сравнивать, кто важнее — отдел маркетинга или отдел продаж? Два равноценных по важности подразделения, у них разный конечный продукт и свои сильные и слабые стороны, но трудятся-то они на достижение общего результата. Поэтому это не соревнование между полами и не попытка занять одно вакантное место в мире бизнеса. Просто нужно признать, что у мужчин и женщин свои комфортные подходы в бизнесе.
Сильные стороны
Например, распространено мнение, что успешная бизнесвумен — это «мужик в юбке», жесткий и закаленный жизнью. Конечно, в руководителе должна присутствовать определенная жесткость. Но если мужчина с помощью силы добивается результатов, то женщина — пониманием.
У нас такая природа, что нам легче понимать все стороны участников процесса, мягко и без криков менять мнения и решения людей. Женщины более осторожны и осмотрительны, наделены природной ответственностью за своих детей. Так почему бы не использовать это в бизнесе?
На мой взгляд, это более сильные компетенции руководителя в перспективе. Команды, созданные женщинами, крепче, работают с большей самоотдачей. Планы детальнее просчитаны, их легче реализовать с меньшими потерями. И главное — во многих семьях финансами заведует жена, именно поэтому взять под контроль финансы компании, распоряжаться ими мудро и с бережливостью — это естественное занятие.
Противостояние полов
Проблемы начинаются в тот момент, когда женщина пытается полностью скопировать инструменты управления мужчины и стать им. Это всегда имеет плачевные последствия и для женщины, и для мужчин, которые с ней как-то связаны.
Ни один контрагент-мужчина не станет притеснять мудрую женщину-руководителя, у которой идеальный план, эффективная слаженная команда. Женщину, которая с помощью фактов доносит до его понимания, что действовать нужно именно так.
В начале своего пути в предпринимательстве я чувствовала, что меня не воспринимают всерьез из-за половой принадлежности, возраста и внешности. Но как только появились первые результаты моей работы, отношение стало партнерским, и никакого предвзятого отношения я больше не чувствовала. Случаи притеснений и соревнование с мужчинами были связаны с тем, что я сама пыталась занять их место, но мое-то на самом деле лучше, и со временем это становится очевидным.
Мнение, что женщине не место в определенных сферах бизнеса, я на самом деле воспринимаю как то, что женщина не должна использовать инструменты управления мужчины, так как они слишком жесткие. Мне кажется, что мужчины с удовольствием готовы пустить в свою сферу деятельности прекрасных дам.
Поэтому выход прост: бизнес — это не агрегат, выпущенный в одной комплектации. Бизнес — это и есть вы. Это ваше продолжение, и выстраивать его необходимо таким образом, чтобы вам было в нем комфортно, чтобы сильные стороны раскрывались. Все остальные компетенции можно докупить на рынке труда.
Осознав, что у вас свой путь, вы получите возможность создавать. А это то, что женщины могут делать лучше всего. Мне это понимание стоило трех лет борьбы с собой и брака. Надеюсь, что вам не придется приносить такие жертвы.
Личные границы: как научиться отстаивать свою позицию на работе
Нашу жизнь определяют отношения с людьми и самыми счастливыми нас делают тоже они. На работе вы проводите две трети своей жизни, и, если вокруг одни «тираны» — работать будет тяжело. Рассказываем, как начать отстаивать личные границы.
Ксения Телешова, наставник по личностному росту и речи
Все идет из детства
Субъективные причины — другой случай. Вы выполняете задачи корректно и вовремя, но кто-то в коллективе без конца вас «цепляет». В таком случае стоит подумать, почему вы выбрали данную работу и почему вызываете подобную реакцию. Если вы не жертва, не спасатель и не тиран, то вы можете быть просто за пределами игр и сценариев.
Приведу пример: у меня была деспотичная женщина-руководитель, и она постоянно находилась в абсолютно беспочвенном конфликте с кем-то из сотрудников. Люди хорошо выполняли свою работу, но, несмотря на это, атмосфера в компании зависела от ее настроения. Отмечу, что она никогда не срывалась на мне и, как правило, я была для нее отдушиной — человеком, которому она доверяла и могла поделиться своим негодованием по отношению к остальному коллективу.
Почему? Потому что в детстве родители научили меня укреплять свои личные границы и ставить на место тех, кто грубит и ведет себя некорректно.
Переходим к конкретным действиям: что делать?
Что для этого нужно? Подготовьтесь к новому рабочему дню максимально тщательно.
1. Выберите одежду победителя. Например, костюм или строгое платье, которое у вас вызывает ощущение уверенности, а главное, вы сами себе в этом наряде нравитесь.
2. Безупречно подготовьтесь к совещанию. Проявите активность и говорите убедительным тоном.
3. Поработайте с психологом и специалистом по речи. Львиная доля успеха в коммуникации зависит от того, как вы говорите и как расставляете акценты, четко ли формулируете свои мысли, как жестикулируете. Если вы хорошо подготовитесь, то приятно удивите коллектив и начальника.
4. Подчеркните свою экспертность. Это очень важно. Вставляйте в свои презентации фразы, связанные с вашей компетентностью: сколько лет вы занимаетесь этим делом, какое у вас образование, почему вам стоит доверять.
Что не должен позволять себе руководитель на работе?
При трудоустройстве на работу внимательно прочитайте договор и уточните, есть ли в компании свод этических норм и правил. Заранее определите свои рамки и границы.
1. Обозначьте, как к вам можно обращаться и как с вами нужно разговаривать. Например, если к вам неуважительно обращаются по имени или путают его, лучше сказать: «Я очень вас уважаю и прошу вас запомнить, что меня зовут Ксения».
2. Важно, чтобы начальник не переходил на личности и грубости. Здесь тоже нужно расставить личные границы и, например, сказать: «Я очень ценю вас и уважаю как руководителя. Я выполняю все свои обязанности и прошу корректно со мной общаться. Так я буду более эффективным».
3. Обозначьте временные рабочие границы. При ненормированном рабочем дне, на который многие перешли в том числе во время пандемии, рамки дозволенного стерлись совсем. Сейчас начальник может написать и в два часа ночи, и в выходные. Но если вас это не устраивает, обязательно обсудите это.
Ищем компромиссы!
Если вы видите, что ваш начальник тиран, а в личной жизни вам встречаются одни деспоты, которые стремятся вас ограничить, нужно идти к психологу и искать корни вашей проблемы. Это могут быть сложности с родителями, братьями, сестрами, одноклассниками, с кем угодно. Не всегда вы можете сами понять, в чем дело, но специалист найдет и выявит причины и закономерности.
Обязательно выйдите на открытый диалог. Попросите у начальника аудиенции по поводу ваших условий работы. Подготовьтесь к этой встрече заранее. Составьте «карту переговоров». Пропишите главную мысль, которую вы хотите донести до начальника. Обязательно обозначьте его выгоду. Например, «Иван Иванович, я уже 12 лет занимаюсь этой деятельностью. Я ценный сотрудник для вашей компании, поэтому вы меня и пригласили на данную должность. И вместе с тем, я могу работать еще эффективнее, если вы пойдете мне навстречу, и мы будем соблюдать несколько правил». Говорить нужно максимально вежливо, чтобы у начальника не сложилось впечатление, что вы навязываете ему свою позицию.
Здесь я бы порекомендовала заранее порепетировать с педагогом по речи или психологом этот разговор. Потому что, находясь в позиции жертвы, можно начать манипулировать и строить фразы так, что они мгновенно вызовут реакцию сопротивления у людей, склонных к деспотии. Научитесь идти на компромиссы. Например, если вы знаете, что начальник срывается, но через 5 минут становится добрым и щедрым.
Поделюсь еще одним простым психологическим методом. Посмотрите на начальника и через метасообщения пошлите ему сигнал, что вам некомфортно. Например, вы можете сказать: «Иван Иванович, я плохо соображаю, когда на меня кричат». Также важный момент: когда человек кричит, постарайтесь отделить его слова от эмоции и отвечайте только на первые, на тот конструктив, который требует руководитель. Скорее всего, у него все-таки есть какая-то рациональная часть в речи.
И швец, и жнец: основные «симптомы» трудоголизма и методы борьбы с ним
Люди, привыкшие работать безостановочно, день ото дня, часто слышат от партнеров, коллег и близких фразу: «Да ты трудоголик». Многие даже воспринимают это как комплимент. Однако действительно ли это похвала?
Анастасия Якушева, предприниматель, эксперт по продажам,
основательница собственного бизнеса, @am.yakusheva
Что может случиться с человеком, у которого, например, трое детей, несколько бизнесов и постоянная тяга к участию во всех рабочих процессах? Скорее всего, быстрое выгорание, которое может перерасти в неминуемую депрессию.
С чего все началось
Термин «трудоголизм» впервые стал использоваться относительно недавно — в 1970-х годах. Похоже, что этому понятию дали название намного позже, чем оно появилось. В самых первых научных материалах четко отмечалось сходство трудоголизма с другими видами зависимостей: пристрастием к алкоголю или азартным играм. Кто же такой трудоголик?
Это человек, который пытается убежать от реальности. Как известно, труд облагораживает человека, но не стоит забывать, что всему есть разумный предел. За бесконечной ежедневной гонкой рано или поздно последует усталость, а то и депрессия.
Откуда берутся трудоголики
Корни этой психологической особенности стоит искать в прошлом. Наиболее частыми причинами развития трудоголизма становятся следующие факторы:
1. Попытка заполнить пустоту внутри. Когда человек чувствует себя нереализованным, то идея окунуться в работу кажется вполне удачной.
2. Страх остаться без источника дохода. Без труда не выловишь и рыбку из пруда — эта фраза знакома всем. Выходит, чем больше ты работаешь, тем больше у тебя денег? Далеко не всегда.
3. Желание стать успешным. Между здоровым карьеризмом и зависимостью от работы очень тонкая грань, важно вовремя ее отследить.
4. Привычка. Она же вторая натура. В жизни могла возникнуть ситуация, когда человеку требовалось включиться в режим работы non-stop. Со временем необходимость «пахать» исчезает, а шаблон поведения остается.
Как понять, что вы трудоголик?
Вот основные «симптомы» трудоголизма:
Как бороться с трудоголизмом?
1. Осознать проблему. Не закрывайте глаза на ситуации, когда работа становится не средством, а целью.
2. Найти причину. У любого поведения есть позитивное намерение. Ваша задача понять, что хорошего вы получаете, когда отдаетесь работе с головой.
3. Обозначить личные границы. Здесь и про рабочий график, и про информационный детокс. Определите для себя правила, которым будете следовать прежде всего сами. Например, договоритесь с собой отключать гаджеты после 20:00 или согласуйте дни, которые будете проводить с семьей или друзьями.
4. Выбрать время для любимых занятий. Давно хотели заняться плаванием/вышивкой/рисованием (подставьте свой вариант)? Не стоит ждать удачного момента, сейчас самое время.
5. Поощрять себя. На каждую выполненную задачу придумайте приз, которым вы можете себя наградить.
Вы не поверите, но совсем не обязательно быть на связи 24/7, работать без выходных и отказывать детям в прогулке только потому, что «я занята». Это опасная фраза, которая может лишить многих радостей в жизни. Пусть в вашем графике остается место не только для работы, самореализации и карьеры, но и для хобби, общения с близкими и друзьями — всего того, что делает вас счастливым.
Советы эксперта: как не заикаться и не переживать во время публичных выступлений
Какой он, успешный оратор? Он говорит с аудиторией на одном языке и умеет ее мотивировать. Он уходит со сцены — и по нему уже начинают скучать. Рассказываем, как к этому прийти.
Ксения Телешова, наставник по личностному росту и речи
Залог хорошего выступления — правильная подготовка
Чтобы не заикаться во время выступления и четко произносить слова, отрепетируйте речь минимум пять раз до выступления:
1. Проговорите текст, связывая основные блоки между собой.
2. Сделайте то же самое, но записывая репетицию на камеру. После посмотрите видео и отметьте себе плюсы и минусы.
3. Запишите видео еще раз, исправив недочеты.
4. Тренируйтесь на аудиторию. Соберите мини-группу, например, из знакомых и друзей и выступите перед ними с речью.
5. Прочтите снова пункт четыре и сделайте еще раз для закрепления результата.
После такой полноценной тренировки вы выйдете на сцену и будете чувствовать себя максимально уверенно.
Упражнение для дикции:
Возьмите зубами пробку из-под шампанского и читайте тексты вслух. Через некоторое время, когда вы привыкнете к этому упражнению, добавьте скороговорки. Тогда ваша дикция будет чистой, и в момент выступления не подведет вас.
Если вы вышли на сцену и начали волноваться, добавьте улыбку, жесты и многоударность. Выведите каждое слово в начале своего выступления. Вы успокоитесь, а у аудитории сложится впечатление, что перед ней опытный, уверенный в себе оратор.
Чтобы «зацепило»: каким должно быть выступление?
1. В повествовании необходима логика.
Выпишите себе основные тезисы: главную мысль, три аргумента, иллюстрации, которые появятся во время выступления, и обязательно вывод.
2. Сокращаем до смысла.
Устная речь должна быть четкой, понятной и структурированной.
«Обязательно при подготовке я ставлю себя на позицию слушателя и пишу текст таким образом, чтобы удовлетворить запрос моей аудитории. Кроме того, огромное внимание я уделяю не только тексту, который я буду говорить, но и тому, как я буду это делать. Голос, интонации, паузы — все это я продумываю тщательно, заранее», – объясняет Ксения Телешова.
3. Подумайте над своим образом.
Еще физик Эдвард Морли сказал, что в коммуникации важны три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит. Поразмышляйте о своих ценностях как эксперта, как лидера мнений. И, соответственно, чем чаще вы выступаете, чем больше у вас опыта, тем более уверенным вы будете при выступлении.
Также важно уделять внимание репетиции и настраивать голос. Тембр и темп речи влияют на эффект, который произведет ваше выступление.
И, конечно же, текст. Он должен быть понятным и эффектным. Вы должны изначально закладывать пользу, давать интересные данные.
Как лучше начать выступление?
Если вы не знаете, о чем говорить, то вот три простых совета.
1. Возьмите ручку и листочек, напишите три жизненных принципа, которые вам пригодятся для начала выступления. Например:
«Добрый день! Меня зовут Ксения Телешова, и мой жизненный принцип: чтобы иметь, нужно быть. И вот сегодня мы как раз будем говорить об успехе. Так кто же они, успешные люди, и что их отличает от всех остальных?»
Что я сделала? Я использовала свой жизненный принцип, привязала его к теме выступления и затем захватила внимание аудитории через вопросы, которые будут раскрыты в течении нашей беседы.
2. Если вы не знаете, с чего начинать, то прочтите самые актуальные новости, которые сейчас обсуждают все. Можете начать с них. Опять же, привязав тему выступления к повестке дня.
3. Используйте фразы-выручалочки. Например, наверняка вы слышали, как опытные ораторы начинают свою речь с таких слов как: «Когда я собирался к вам навстречу или пока я ехал на свое выступление». Так вот фраза «Когда я ехал к вам, то» — тоже является приемом захвата внимания. Ведь всем интересно, что происходит за кадром, что происходит в обычной жизни с человеком. Еще одна фраза из этой же серии: «Я вышел сейчас на сцену и почувствовал». Всем интересно, что вы чувствуете. Если вы испытываете волнение, скажите: «Знаете, сейчас я волнуюсь, но не от того, что не знаю тему выступления. А потому что я очень рад вас всех видеть. Давайте друг друга поприветствуем».
Закрепляем:
Обязательно в начале выступления вводите главную мысль, а в финале обязательно повторите ее и побудите людей к действию. Плохая идея говорить в конце: «Спасибо, аплодисменты, у меня на этом все» или отдавать бразды правления своей аудитории, говоря: «Я закончил, задайте свои вопросы». Обязательно, после того как люди задали вопросы, вам нужно подвести черту. А вывод мы делаем всегда следующим образом: повторяем главную мысль и побуждаем людей к действию. Делаем это ярко и таким образом вызываем аплодисменты у своей аудитории.
Наладить контакт со своей аудиторией
1. Снимите фокус внимания с себя и перенесите его на аудиторию. Смотрите, задавайте вопросы, делайте комплименты, уберите все, что создает барьер между вами и аудиторией. Если это офлайн-выступление, то никаких кафедр, никаких столов. Если есть возможность, спуститесь со сцены или подойдите к самому краю. Ни в коем случае, нельзя смотреть на табличку выход, когда вы общаетесь с людьми. Знаете, так учили в советское время ораторов: не смотрите в глаза, смотрите на табличку выход, но это не работает. Если вы хотите установить контакт, обязательно смотрите в глаза своей аудитории, опираясь вначале на тех, кто кивает и улыбается вам. А затем уже переводите взгляд на скептиков.
2. Изучите заранее среднестатистического слушателя. Кто он, чем увлекается, какое у него образование, семейное положение — и начните говорить на его языке. Приводя примеры, которые вдохновят данную категорию слушателей.
3. Очень важно также знать психотипы людей, для того чтобы использовать приемы захвата внимания к каждой конкретной аудитории.
Например, в зале есть люди, которые воспринимают информацию зрительно, — визуалы. Есть те, для кого первичны ощущения или звук. В вашем выступлении должны быть паттерны для разных зрителей и слушателей, и тогда вы точно найдете к ним подход.