Как понять что ребенку нужен психолог
Как понять что ребенку нужен психолог
Педагог–психолог с семилетним стажем. Специализируется на возрастной психологии.
Вот тревожные звоночки, говорящие о том, что нужно обратиться с специалисту.
Отсутствие интересов. Обычно для детей характерна любознательность и желание открывать мир вокруг. Если у ребёнка нет хобби, он не знает, чем себя занять, его не увлекает ни один школьный предмет — стоит проконсультироваться с психологом. Вероятно, когда-то его хобби высмеяли. А, может, ему навязывают интересы родители, и он боится протестовать.
Агрессивное поведение. Если ребёнок регулярно выступает агрессором, скорее всего, ему нужна помощь психолога. В совсем юном возрасте — около трёх лет — истерики и злость могут быть своеобразными «исследованиями»: что можно и что нельзя, как отреагируют родители. Но если ребёнок продолжает проявлять чрезмерную агрессию в возрасте постарше, обижает животных или сверстников — психолог поможет разобраться с причинами.
Неумение правильно осмыслять негативные эмоции. Часто выражается в истериках, скандалах, драках с родителями или другими детьми, или наоборот — замкнутости в себе, нежелании разговаривать. Когда ребёнок злится, расстраивается, чувствует обиду — это нужно признавать и выражать экологичными способами: «Я понимаю, что ты сейчас чувствуешь… Ты чувствуешь то-то и то-то, потому что… Давай сейчас сделаем то-то и то-то». Психолог научит ребёнка понимать свои эмоции и справляться с ними.
Проблемы в общении со сверстниками. Иногда дети стесняются вливаться в социум, не умеют заводить друзей, ни с кем не общаются и всегда остаются в стороне. Если ребёнок — белая ворона, то ему поможет разговор с психологом.
Низкая учебная мотивация. Проблемы с учёбой — частый запрос у детского психолога. Иногда дело не столько в конкретных пробелах по предметам, сколько в конфликте с педагогом или одноклассниками. Специалист поможет выяснить, в чём заключается реальная причина и как исправить ситуацию. Иногда помогает и смена формы обучения.
Резкая смена настроения. Эмоциональные перепады говорят о том, что ребёнок находится в напряжённом и растерянном состоянии. Часто дети реагируют так на сложные изменения в жизни: например, развод родителей или переезд в другой город. Психолог поможет справиться с нестабильным настроением.
Частые болезни. Если дети регулярно болеют, скорее всего, что-то не в порядке с их эмоциональным состоянием. Внешние психологические факторы — скандалы в семье, унижения от учителя в школе, травля сверстников, равнодушие родителей — влияют на физическое самочувствие ребёнка. Все психологи работают с этим, но можно обратиться к тому, кто специализируется конкретно на психосоматике.
Как объяснить ребёнку поход к психологу
Часто родителей беспокоит, как предложить сыну или дочери встречу со специалистом. Ребёнок может испугаться, что он «не такой, как все», и отказаться идти. Это связано со стигмой на психотерапию: не только дети, но и взрослые бывают уверены, что сеанс у психолога нужен только тем, у кого «едет крыша».
На самом деле это не так. Подростку можно объяснить, что психолог — в каком-то смысле тоже врач, только лечит не физическое, а ментальное здоровье. Нормальная практика — пойти к психологу, даже если «ничего не болит».
Занятия с детским психологом направлены на развитие эмоционального интеллекта и самооценки ребёнка. Встреча будет полезна, даже если у родителей нет конкретного беспокоящего запроса.
Сейчас психотерапия становится всё популярней, особенно среди тинейджеров. Возможно, подросток и сам осознаёт необходимость встречи со специалистом, но стесняется попросить об этом родителей.
Но если ребёнок пока недостаточно взрослый, используйте другую тактику: не говорите о походе к психологу напрямую. Не стоит преподносить психолога как серьёзного специалиста, который «поможет тебе» и «решит твои проблемы» — в этом случае ребёнок заупрямится.
Когда ребёнку нужен психолог, преподнесите это как игру. Сделайте акцент на том, что ребёнку будет интересно, и он здорово проведёт время.
Важно: будьте готовы, что на первой встрече присутствие ребёнка вообще не понадобится. Часто работать надо с «внутренним ребёнком» родителя, а не с реальным ребёнком.
Если специалист считает, что нужна работа непосредственно с детьми, есть два варианта. Ребёнок младшего школьного или дошкольного возраста → родители смогут присутствовать на сеансе (но всё индивидуально — обсуждайте заранее с психологом). Ребёнок учится в средней или старшей школе → на сеансе будет только он и специалист. Так ребёнок сможет легче раскрыться и доверить какие-то секреты, которыми не поделился бы с родителями.
Встречи с психологом полностью конфиденциальны. Специалист не имеет права выдавать родителям подробности встреч с ребёнком — это нарушение этического кодекса. Но есть и исключения: когда речь идёт о жизни и смерти. Например, психолог обязан сообщить родителям и правоохранительным органам, если речь пойдёт о совершенном в отношении ребёнка преступлении.
Как родителям вести себя с психологом
Вот несколько советов.
Обращайте внимание на поведение психолога. Если вы привели к специалисту юного ребёнка, то взрослый должен садиться так, чтобы находиться на его уровне. Например, на корточки. Отношение и умение идти на контакт считывается через детали.
Спрашивайте мнение ребёнка. Если ребёнок отказывается от встречи с психологом через несколько занятий, попробуйте мягко узнать, что именно ему не нравится. Ставьте желание ребёнка в приоритет и попробуйте сменить специалиста. Не рекомендуется настаивать на занятиях, если у вас возникают сомнения в том, что психологу удалось найти контакт с ребёнком.
Разговаривайте с психологом. Задавайте любые вопросы по поводу занятий с ребёнком — как проходит, в чём трудность, есть ли прогресс. Хороший специалист заинтересован в том, чтобы помочь, а если он называет ваши вопросы глупыми, то он недостаточно квалифицирован.
Будьте честны. Если психолог работает в том числе и с вами — говорите правду, не пытайтесь казаться «более хорошим» родителем, чем вы есть. Абсолютно все хотя бы раз в жизни кричали на ребёнка, шлёпали и вели себя неправильно. Специалист не станет осуждать и тыкать пальцем, но ему необходимо понимать ситуацию.
5 неочевидных признаков того, что вашему ребенку нужен психолог
Иногда в грамотной помощи психолога нуждаются не только взрослые, но и дети — рассказываем, как понять, что ребенка необходимо показать специалисту.
Детское восприятие мира сильно отличается от взрослого — довольно часто именно взрослые своим воспитанием, отношением, поступками, действиями и даже брошенными вскользь словами причиняют тот или иной вред психике ребенка. Что должно насторожить в поведении ребенка, как понять, что у него есть проблемы и ему пора посетить специалиста, разбираемся вместе с психологом Ольгой Романив.
Конечно, сегодня уже меньшее количество людей думает, что проходить терапию у психолога стыдно или неправильно — за грамотной помощью специалиста все чаще обращаются не только женщины, но и мужчины. Тем не менее обращение к детскому психологу для многих родителей равносильно признанию того, что они не справляются со своими базовыми обязанностями по воспитанию, допускают или допускали в прошлом какие-то ошибки. На самом деле стесняться или стыдиться чего-либо в этом плане не стоит. Никто не учит нас, как выполнять свои родительские обязанности — по этой причине никто из нас не застрахован от ошибок. Более того, с собой во взрослую жизнь мы, как правило, несем груз ошибок наших родителей, какие-то старые травмы и обиды, так что порой мы, сами того не осознавая, травмируем пережитым опытом собственных детей.
В идеале прежде, чем заводить детей, нужно пройти терапию у психолога (причем и папе, и маме), но в настоящий момент не все осознают эту необходимость, а потому вопрос чаще всего решается уже на стадии возникновения тех или иных проблем. Рассказываем о пяти признаках, указывающих на то, что ребенку необходима помощь психолога.
Разговор по душам: как понять, что ребенку нужен психолог
ELLE выяснил: кто и как лечит юные души?
Помните, как, будучи школьницей, с подозрением поглядывали на крошечный неприглядный кабинет с табличкой «Психолог» на первом этаже школы? Кроме преподавателей, которые регулярно ходили «на прием» выпить чаю, за таинственную дверь чаще других попадали второгодники и страдающие от неразделенной любви старшеклассницы. Сегодня времена изменились — детские психологи выходят из тени, и вряд ли кто-то осмелится назвать их роль в жизни ребенка второстепенной.
Первый звонок
«О чем бы я ни спросила свою дочь, любой разговор она сводит к еде! Кажется, что обед и полдник в ее частной английской гимназии — главные события школьной жизни». «Старший брат ненавидит младшего. Мне страшно, что в свои неполные три и семь они поубивают друг друга!». «Моя дочь влюбилась. Разве для четырехлетней девочки это нормально?» И это лишь сотая доля запросов, которые ежедневно обрушиваются на детских психологов. Но так ли страшны чертенята, как их малюют, и можно ли назвать опасения современных родителей глупыми, надуманными или напрасными?
Если верить официальной статистике, как минимум каждому десятому ребенку в России для правильного развития и формирования высшей нервной деятельности требуется регулярная помощь специалиста. При этом речь идет не о серьезных отклонениях. «В регулярных встречах с психологом нет ничего страшного. В большинстве случаев мы не говорим о специально проводимых обследованиях, коррекционных или терапевтических занятиях. Такие встречи, например, необходимы ребятам чувствительным, склонным к рефлексии, испытывающим чувство тревоги», — спешит успокоить взволнованных мам и пап Анастасия Михеева, кандидат психологических наук, доцент, руководитель психологической службы Международной гимназии «Сколково». И в доказательство приводит основные показания к посещению специалиста:
«Наиболее частый посыл, с которым приходят родители, — беспокойство, соответствует ли развитие возрасту ребенка. «Звоночком» могут служить и необоснованные смены настроения, излишняя замкнутость или агрессивные реакции, отказ ходить в школу, частая заболеваемость (психосоматический путь развития), — перечисляет психолог Михеева. — Практикуется обследование детей, например, на готовность идти в школу. А еще это могут быть и профилактические тренинги по тем или иным ключевым этапам взросления. Часто родители обращаются к психологу просто потому, что, как им кажется, ребенок отличается от всех остальных и это их тревожит».
«Моя девятимесячная дочь — слишком ручная, — жалуется утомленная подруга с младенцем в «кенгурушке». — Я не могу оставить ее ни на секунду — и это не преувеличение. Стоит мне только выйти из комнаты после того, как она заснула, Лиза тут же чувствует подвох и моментально открывает глаза». И далее звучит коронная фраза: «Хочу показать ее психологу».
«Действительно, детей младенческого возраста родители могут по ряду причин показать психологу. Например, в случае сложного течения такого феномена, как привязанность, — комментирует Анастасия Михеева. — Но активно работать с малышами специалисты начинают примерно лет с трех».
Поиграть от души
«То, как будут выстраиваться взаимоотношения в паре «врач—ребенок», во многом зависит от проблемы и возраста пациента. Психолог обладает различными формами, техниками, методами работы, которые подбираются очень индивидуально, — объясняет Анастасия. — Бывает так, что за время встречи психолог может менять тактику взаимодействия с ребенком. Например, если малыш неохотно говорит о тех трудностях, которые он испытывает, врач может предложить нарисовать, как это выглядит, и описать историю».
Исследователи отмечают: игра для детей — не праздное времяпрепровождение, а способ самовыражения и обучения. Неслучайно в детской психотерапии игра как способ лечения возникла одной из первых, еще в начале XX века, когда сложный метод психоанализа нужно было адаптировать под восприятие ребенка. Для многих детей, обделенных по тем или иным причинам вниманием родителей, возможность играть со взрослым уже успех. А для специалиста — это отличный диагностический инструмент, который лучше любых тестов расскажет о состоянии ребенка, уровне его развития, переживаниях и тревогах. Важный момент: игра — безопасная модель мира, с ее помощью можно заглянуть в лицо своим страхам.
Другой популярный метод — арт-терапия, или «скажи мне, что ты рисуешь — лепишь — творишь, и я скажу, кто ты». Или, скажем, «песочная тактика» — это не игра в куличики в классическом понимании: ребенок строит в специальной песочнице картины, а психолог, наблюдая за этим, проводит параллели.
Помогают юным клиентам и с помощью сказок, например, предлагают вместе с врачом подумать над волшебной историей, обсудить ее и разыграть. Новые повороты сюжета могут стать новыми поворотами в реальной жизни малыша.
Под присмотром
Стоит ли родителям присутствовать на лечебных сеансах детей, ведь сами знаете по себе — открыть душу при близком человеке бывает гораздо сложнее? Анастасия Михеева парирует: «Все очень индивидуально. Конечно, в большинстве случаев на встречу с психологом вместе с малышами приходят родители — так ребенок чувствует себя более защищенным. Кроме того, врач может понаблюдать за взаимодействием семьи, и для него это будет очень важная информация понимания проблемы и ситуации в целом. А вот подростки, наоборот, не пойдут на контакт в присутствии мамы или папы. Кстати, любой гражданин России имеет право с 15 лет самостоятельно обратиться к психологу».
Каждому родителю, который приводит на прием сына или дочь, нужно прежде всего осознать несколько важных аспектов. Во-первых, у современных детей все процессы переключаются быстрее. Они легче «подстраиваются» к ситуации и приспосабливаются к ней. Кроме того, их ценностный ряд выглядит иначе — новое поколение, без преувеличения, более рационализированно. Поэтому не спешите паниковать, если ребенок отвергает семейные традиции или поступает не так, как бы вам того хотелось, — у него и правда иные приоритеты. Во-вторых, за «монстрами» и «драконами» малыша часто скрываются проблемы и страхи самих родителей. «Выходит так, что проблема либо вообще не в ребенке, либо родители поведенчески влияют на ее формирование», — отмечает психолог Международной гимназии «Сколково». Будьте готовы к тому, что сын или дочь послужат для вас лакмусовой бумажкой и, переступив порог кабинета психолога, вы встретитесь лицом к лицу со своими страхами. Поэтому, заботясь об эмоциональном комфорте своего ребенка, помните о том, что начинать перемены необходимо с себя.
Как понять, что ребёнку нужен психолог
Психолог может скорректировать поведение ребёнка, помочь с избавлением от страхов, стеснительности, неуверенности в себе и даже улучшить отношения между членами семьи. Разбираемся, в каких ситуациях ребёнку нужен психолог и на что обратить внимание при его выборе.
Когда стоит проконсультироваться со специалистом
Американский Институт детского мозга выделяет несколько вопросов, которые родители могут себе задать, чтобы понять, нужна ли их ребёнку помощь психолога.
Важно чётко, без обобщений сформулировать, что именно в поведении ребёнка вас волнует. Формулировки типа «он постоянно капризничает» или «он слишком застенчивый и необщительный» не подойдут, потому что в них мало конкретики. Постарайтесь сформулировать точнее. Например, «он расстраивается, когда приходится нарушать режим и отклоняться от привычного плана действий». Или «на детской площадке он боится знакомиться с другими детьми, а когда к нему кто-то подходит — не идёт на контакт и предпочитает дальше играть один».
Если вас беспокоят, например, истерики, вспомните, как часто они происходят. Каждый день, пару раз в неделю или реже? Как долго длится истерика? Насколько бурно она обычно проходит? То же самое относится к любым другим беспокоящим вас особенностям поведения: страхам, вспышкам гнева и агрессии, непослушанию и так далее. Может оказаться, что бурные истерики вашего ребёнка — на самом деле редкость.
Некоторые особенности поведения ребёнка могут быть неприятны для окружающих, но при этом являться возрастной нормой. Например, истерики трёхлетнего малыша. Хорошей идеей будет посоветоваться со специалистом, который много работает с детьми: воспитателем в детском саду, учителем, педиатром. Он может подсказать, являются ли особенности поведения вашего ребёнка поводом обратиться к психологу.
Если беспокоящие вас особенности поведения появились несколько дней назад, то это может быть реакция на какие-то изменения в жизни и связанный с этим стресс. Например, если вы переехали в новую квартиру и малышу стало страшно засыпать по вечерам, это может пройти через несколько дней, когда он освоится. Но лучше быть внимательными: серьёзный стресс может быть причиной обратиться к помогающему специалисту.
Пожалуй, это вопрос главный: даже если поведение вписывается в возрастные нормы, но при этом мешает жизни ребёнка и его близких, это повод обратиться к специалистам. Если ребёнку сложно учиться в школе, он испытывает трудности в общении со сверстниками, а близкие вынуждены подстраиваться под его особенности в ущерб интересам остальных членов семьи — можно сходить к психологу и узнать, есть ли способ решить проблему.
На что обратить внимание при выборе помогающего специалиста
Наличие диплома о профильном образовании
Важно, чтобы у психолога было профильное высшее образование. Выпускникам кратковременных курсов может не хватить компетенций в решении проблем. При выборе специалиста с высшим образованием тоже есть свои особенности.
Педагог-психолог имеет педагогическое образование. Его специализация — организация учебного процесса. К специалисту такого профиля можно обратиться, когда есть проблемы с обучением и мотивацией, выбором будущей профессии и налаживанием отношений в учебном коллективе.
Профессию психолога общего профиля также получают в гуманитарных вузах. Такие специалисты глубоко знакомы с теорией личности, занимаются вопросами внимания, памяти и проблемами коммуникации. Они могут консультировать, но не ставят диагнозы и не назначают лекарств.
Психолог, который окончил университет по специальности «клиническая психология», может называть себя психотерапевтом. Такой специалист тоже может консультировать, но не имеет права назначать медицинские препараты.
Врачи-психотерапевты — специалисты с высшим медицинским образованием. Они окончили ординатуру по специальности «Психотерапия» или прошли переподготовку по психотерапии. Они не только консультируют, но также могут поставить диагноз и назначить лекарства. Если есть подозрение, что у ребёнка проблемы, которые могут потребовать медикаментозного вмешательства, лучше сразу обратиться к специалисту с медицинским образованием.
Опыт работы с детьми с подобными проблемами
Терапия детей отличается от терапии взрослых. Специалист, который работает с детьми, сможет учесть возрастные особенности, владеет техниками работы с малышами и подростками, умеет расположить их к себе и эффективно провести консультацию.
В инструкции по выбору психолога американского Института детского мозга рекомендуют убедиться, что у психолога был опыт работы с проблемами наподобие вашей. Обычно на сайте психологи указывают, с какой группой проблем они работают. У такого специалиста большой арсенал инструментов и упражнений. Он сможет подобрать именно то, что подойдёт вашей семье.
Личное доверие
Чтобы прорабатывать психологические проблемы, важно доверять специалисту и легко находить с ним общий язык. Чтобы убедиться, что психолог разбирается в вопросе, и понять дальнейший план действий, специалисты Института детского мозга рекомендуют задать психологу во время первой встречи следующие вопросы:
Важно, чтобы между родителем и психологом установился контакт.
Как могут проходить консультации
Доктор Уеди Нэш, психиатр Института детского мозга, говорит, что «эффективные отношения между доктором и родителями должны быть в первую очередь прозрачными».
Первая консультация обычно проходит в виде беседы. Придя на встречу, нужно быть готовым честно рассказать об отношениях внутри семьи и проблемах, которые беспокоят. Можно записать их заранее, чтобы ничего не забыть во время встречи. Доверие поможет специалисту лучше разобраться в проблеме, а родителю — способствовать успеху терапии.
Психолог может расспросить об устройстве семьи, круге общения ребёнка, разобраться в ситуации. Ориентировочно такая беседа-знакомство занимает около часа. Бывает, что уже на первой консультации удаётся найти решение проблемы и дать рекомендации.
У сына очень бурно проходил кризис трёх лет. Ребёнка как подменили: он закатывал истерики по любому поводу, дрался, царапался, когда я пыталась его успокоить. Советы из книг и интернета — обнять, пожалеть, озвучить чувства ребенка — не помогали вообще. Он заводился ещё больше. Казалось, что в состоянии истерики сын ничего не слышит и не понимает. Мы жили как на пороховой бочке. Не знали, что вызовет очередной скандал.
Записались на приём к психологу в районной детской поликлинике. На консультацию пришли втроём с мужем и сыном. Я описала психологу нашу проблему, пока муж с ребёнком ждали в коридоре. Потом психолог беседовала с сыном. Она показывала ему рисунки, задавала вопросы. Например, было задание рассадить нашу семью за столом. Кого он пригласит за стол, кто сядет слева от сына, кто справа? Сейчас понимаю, что так она проверяла отношения в нашей семье.
Никаких проблем в поведении ребёнка психолог не нашла. Он быстро пошёл на контакт, охотно отвечал на вопросы, адекватно рассказал про нашу семью — нас с мужем, старшую сестру, часто приходящих в гости бабушек и дедушек.
Она объяснила нам, что с сыном всё в порядке, а бурные истерики связаны с нашей реакцией. Действительно, эти ситуации выбивали меня из колеи. Я чувствовала себя растерянной, перестала быть «взрослой» в отношениях с трёхлетним мальчиком, а это его пугало.
По совету психолога мы стали внимательнее следить за режимом: вовремя укладывали сына спать, много гуляли. Благодаря помощи старших родственников убрали некоторые раздражающие факторы. Например, перестали таскать сына в школу забирать старшую сестру.
Во время первой же попытки устроить истерику я крепко взяла сына за руки и уверенно сказала ему, что я тут главная и взрослая и я не люблю скандалы. Если он хочет — может продолжить в своей комнате, без зрителей. Он немного поплакал один, но быстро успокоился. Буквально пары таких разговоров хватило, чтобы истерики прекратились.
Психолог помогла мне разобраться в проблеме. Во-первых, она успокоила меня, сказав, что с сыном всё в порядке. Во-вторых, помогла увидеть ситуацию со стороны. Буквально одной консультации хватило, чтобы понять, как действовать. Уже через пару месяцев поведение сына окончательно наладилось, и истерики больше не повторялись.
Может потребоваться несколько занятий. Сразу сказать, сколько понадобится встреч, чтобы избавить ребёнка, например, от страхов, невозможно. Это становится понятно в процессе работы. Продолжительность и содержание дальнейших встреч зависят от вида терапии, которую использует психолог, от глубины проблемы и возраста ребёнка.
Поведение маленьких детей корректируется в основном через родителей, потому что чаще всего проблемы в поведении формируются в результате их непродуктивной реакции. Возможно, родители чем-то закрепили нежелательное поведение. Или используют некомфортные для ребёнка педагогические приёмы. Тогда психолог и родители разбираются, что не так, и находят другие способы взаимодействия с ребёнком. Например, раньше пытались остановить истерику криком, а мы находим, как сделать это правильно: обнять, пожалеть, проговорить чувства, оставить на некоторое время одного, без зрителей.
Часто достаточно работы только с родителями, ребёнок вообще не привлекается. Но есть проблемы, которые имеет смысл прорабатывать напрямую с дошкольником. Например, страхи, агрессивность. Но эффективность терапии будет выше, если подключить родителей к решению проблем. Обычно приблизительно с семи лет работаем параллельно: и с ребёнком, и со взрослыми членами семьи. Чем старше ребенок — тем меньше работаем с родителем и больше с ним самим. С 15 лет подросток может обратиться к психологу самостоятельно.
Чем младше ребёнок, тем глубже участие родителей в терапии. Иногда основная работа ложится именно на их плечи. Иногда психолог может давать специальные упражнения по коррекции поведения.
На консультации родителям могут даваться домашние задания для отработки требуемых форм поведения и их закрепления в обычной жизни. Это игры по специальным сценариям, сказки.
Например, если речь идёт о возрастных страхах, характерных для детей от пяти до десяти лет, с ними можно поработать следующим образом. Для начала стараемся лучше узнать страх: рисуем его, лепим, придумываем про него историю. Как его зовут, сколько ему лет, где он живёт, с кем дружит, что любит делать? И на основе этих данных строим историю про страх с хорошим концом: страх оказался, например, смешным. Или с ним удалось подружиться, расколдовать, победить.
Конечно, от однократной коррекционной процедуры страх не уйдёт, и поведение внезапно не изменится. При спокойном отношении родителей, с регулярными правильными коррекционными мероприятиями ситуация улучшится примерно через две — четыре недели и уйдёт за пару месяцев.
Домашнее задание обговаривается на встрече. Обычно я прошу членов семьи выполнить те или иные упражнения, а потом обсуждаю с участниками, насколько им подошли задания. Нельзя оставлять людей с задачей, которую они заведомо не выполнят. Если упражнение не идёт, можно подобрать другое. К одной цели можно прийти разными путями.
Иногда для оказания помощи нужна длительная терапия, периодические встречи с психологом. В отдельных случаях может быть необходимо решать не одну конкретную проблему, а целый блок задач. Например, у подростка могут быть вопросы, касающиеся выбора будущей профессии. Но ещё у него могут возникнуть проблемы, связанные с отношениями в семье и со сверстниками, с изменениями собственной внешности, восприятием и принятием себя.
Пятнадцатилетняя дочь ходила к психологу примерно полгода. У нас в семье околопсихологическая тема так или иначе звучит. Моя мама — детский психолог. Я сама хожу к психологу. У нас один из детей с особенностями развития, что тоже подразумевает постоянное общение с психологами, нейропсихологами и психиатрами. Дочь в теме и сама по себе достаточно осознанный человек. В её картине мира обращаться к психологу в случае сложностей — норма.
Дочь сама попросилась к психологу. Сказала, что ей трудно и нужна помощь. Проблемы были в основном из-за того, что мы с её отцом уже много лет разведены и не можем найти общий язык. Он регулярно сливает на неё негатив в мой адрес. Есть дополнительные сложности из-за того, что много ресурса в семье уходит на особого ребёнка. Плюс подростковый возраст со всеми вытекающими последствиями.
Психолога искали по знакомству. Мой запрос был помочь дочери прожить ситуацию, чтобы ей легче стало. За полгода я была на консультациях два или три раза — знакомилась с психологом и описывала свой взгляд на ситуацию в семье. Работа дочери с психологом проходила без меня. Подробностей, конечно, не знаю. Но легче стало и ей, и мне. Появилась возможность разговаривать, не уходя в ссору каждый раз.
На лето сделали перерыв. Будем ли продолжать дальше, не знаю. Проблемы пока никуда не исчезли. Вопрос, хватит ли у дочери сейчас внутреннего ресурса с ними справляться? Пока не знаю.
Бывает, что проблема находится вне сферы компетенции психолога. Тогда он может направить на консультацию к другим специалистам: неврологу, дефектологу, психиатру. Бывает, что с ребёнком работает несколько врачей одновременно, и это приводит к положительным результатам.
❤️Больше полезного о ментальном здоровье