Как понять что ребенку плохо

Кризис 7 года жизни

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Источник

10 признаков стресса у ребенка

Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов. Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

Как понять что ребенку плохо. Смотреть фото Как понять что ребенку плохо. Смотреть картинку Как понять что ребенку плохо. Картинка про Как понять что ребенку плохо. Фото Как понять что ребенку плохоСлово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

1. Регресс

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

2. Страхи

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

3. Агрессивность

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признаки

Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами,ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу ), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Источник

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь

Автор: Редакция Мастерслух

По данным Минздрава, в России на 1000 новорожденных приходится один слабослышащий ребенок. В 2017 году нарушения слуха были выявлены у более чем 1,3 млн детей, и эта цифра растет.

Устойчивые снижения слуха приводят к критическим нарушениям психоречевого развития, вплоть до полного отсутствия речи с нарушениями интеллекта. Они плохо влияют на психоэмоциональное развитие ребенка, если проблема вовремя не диагностирована и не устранена. Нарушения, выявленные и устраненные до 6-месячного возраста, дают отличные шансы на то, что особенность практически не повлияет на развитие ребенка. Но именно в младенчестве проблему заметить сложнее всего.

Как понять, что у ребенка нарушение слуха

В России с 2008 года врачи проверяют слух всем детям в роддоме на 2–3-й день жизни. Это аудиологический скрининг, который, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если во время проверки выявляют проблемы, врач назначает ребенку дополнительные обследования.

Регистрацию ОАЭ выполняют с помощью специального прибора в течение нескольких минут. Процедура безболезненная и безопасная.

Как понять что ребенку плохо. Смотреть фото Как понять что ребенку плохо. Смотреть картинку Как понять что ребенку плохо. Картинка про Как понять что ребенку плохо. Фото Как понять что ребенку плохо

Положительный результат скрининга

Благодаря аудиологическому скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Однако скрининг – не окончательный диагноз, а только один из тестов. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, это повод назначить расширенное исследование. Чаще всего – это объективная диагностика КСВП (чуть ниже мы расскажем об этом).

Но в любом случае родители должны замечать тревожные признаки, которые могут говорить о проблемах со слухом у малыша, и обращаться к врачу. В первую очередь это касается детей, имеющих факторы риска по тугоухости:

Проблемы со слухом у ребенка можно заметить уже в первые дни жизни. В норме новорожденные (дети до 28 дней) реагируют на звук: поворачивают голову на голос, просыпаются из-за громких звуков, вздрагивают в ответ на хлопок в ладоши или другой резкий звук. Если реакции нет, нужно поговорить с врачом.

В возрасте 2–3 месяцев младенцы узнают голос родителей и реагируют на него. Также они прислушиваются к другим звукам: погремушкам, музыкальным игрушкам, собачьему лаю и так далее.

Как понять что ребенку плохо. Смотреть фото Как понять что ребенку плохо. Смотреть картинку Как понять что ребенку плохо. Картинка про Как понять что ребенку плохо. Фото Как понять что ребенку плохо

Младенец прислушивается к лепету другого ребенка, который слышит из динамика телефона. Источник: YouTube

В возрасте 3–4 месяцев о проблемах со слухом может сказать отсутствие гуления, а в возрасте 5–6 месяцев – отсутствие лепета. Здесь уже проявляется влияние тугоухости на психоэмоциональное и речевое развитие: оно задерживается.

Гуление и лепет – звуки, которые издают младенцы. Первый похож на «а-а-а», «у-а», «а-э-э». Второй похож на «ба-ба-та», «та-та-та», «да-ба-ба».

К концу первого года жизни ребенок понимает простые слова, например «мама», «папа», «ням-ням», «пить», «да», «нет». Если этого нет, родители должны задуматься о том, чтобы пройти проверку слуха у малыша.

Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.

Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог. Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.

Что будет делать врач

Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение. Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация.

Как сурдологи диагностируют тугоухость

Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.

Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.

Как понять что ребенку плохо. Смотреть фото Как понять что ребенку плохо. Смотреть картинку Как понять что ребенку плохо. Картинка про Как понять что ребенку плохо. Фото Как понять что ребенку плохо

Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии

Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.

Как понять что ребенку плохо. Смотреть фото Как понять что ребенку плохо. Смотреть картинку Как понять что ребенку плохо. Картинка про Как понять что ребенку плохо. Фото Как понять что ребенку плохо

Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога

Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.

На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.

Как понять что ребенку плохо. Смотреть фото Как понять что ребенку плохо. Смотреть картинку Как понять что ребенку плохо. Картинка про Как понять что ребенку плохо. Фото Как понять что ребенку плохо

Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки

Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.

Нейросенсорная тугоухость возникает из-за нарушений восприятия звука в результате поражения структур внутреннего уха или слуховых анализаторов головного мозга.

Как понять что ребенку плохо. Смотреть фото Как понять что ребенку плохо. Смотреть картинку Как понять что ребенку плохо. Картинка про Как понять что ребенку плохо. Фото Как понять что ребенку плохо

Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура

Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.

Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки. Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.

Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.

Как понять что ребенку плохо. Смотреть фото Как понять что ребенку плохо. Смотреть картинку Как понять что ребенку плохо. Картинка про Как понять что ребенку плохо. Фото Как понять что ребенку плохо

Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента

Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.

Как понять что ребенку плохо. Смотреть фото Как понять что ребенку плохо. Смотреть картинку Как понять что ребенку плохо. Картинка про Как понять что ребенку плохо. Фото Как понять что ребенку плохо

Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте

Как лечат нарушения слуха у детей

Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.

Помните, чем раньше выявлена проблема, тем проще устранить ее влияние на развитие ребенка. В идеале нарушения слуха должны выявлять в первые месяцы жизни. В этом случае правильное лечение предупреждает негативное влияние тугоухости на развитие малыша.

Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.

Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.

Для профилактики кондуктивных нарушений слуха в результате инфекционных заболеваний важно вакцинировать ребенка согласно национальному календарю прививок.

При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.

Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.

Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.

Как понять что ребенку плохо. Смотреть фото Как понять что ребенку плохо. Смотреть картинку Как понять что ребенку плохо. Картинка про Как понять что ребенку плохо. Фото Как понять что ребенку плохо

Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать

Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.

Что такое слухоречевая реабилитация

Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.

В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:

После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.

Проблемы со слухом нужно решать как можно раньше

Вот главный посыл по итогам статьи: эффективность лечения тугоухости и реабилитации ребенка зависит от сроков выявления проблемы. Чем раньше диагностированы нарушения слуха, тем менее серьезно они влияют на развитие. Поэтому в роддомах и детских поликлиниках проводят аудиологический скрининг. Если ваш ребенок по какой-то причине не прошел проверку или вы подозреваете нарушения слуха, обратитесь к сурдологу.

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (800) 775-11-07.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Как понять что ребенку плохо. Смотреть фото Как понять что ребенку плохо. Смотреть картинку Как понять что ребенку плохо. Картинка про Как понять что ребенку плохо. Фото Как понять что ребенку плохо

Отит у ребенка: как не допустить осложнений

Разбираемся вместе с врачом сурдологом-оториноларингологом «МастерСлух-Сочи» Евгением Будановым. Читать далее →

Как понять что ребенку плохо. Смотреть фото Как понять что ребенку плохо. Смотреть картинку Как понять что ребенку плохо. Картинка про Как понять что ребенку плохо. Фото Как понять что ребенку плохо

Проверка слуха у детей в первые годы жизни: гайд для родителей

Сверяемся с важнейшими точками, когда нужно обязательно протестировать слух у ребенка. Как это происходит и что делать, если какой-то этап был пропущен? На что обратить внимание дома? Читать далее →

Как понять что ребенку плохо. Смотреть фото Как понять что ребенку плохо. Смотреть картинку Как понять что ребенку плохо. Картинка про Как понять что ребенку плохо. Фото Как понять что ребенку плохо

Слушай в оба! Поговорим о бинауральном слухопротезировании

«Зачем человеку с тугоухостью два слуховых аппарата? Ведь они дорогие, можно обойтись и одним?» Если вы задавались подобным вопросом или при встрече с носителем только одного протеза на ухе удивлялись: «А что, так можно было?», ответы найдете в статье. Читать далее →

Источник

Как понять что ребенку плохо

Раздел I Как определить, что ребенок заболел? Как наблюдать за ребенком?

Как понять что ребенку плохо. Смотреть фото Как понять что ребенку плохо. Смотреть картинку Как понять что ребенку плохо. Картинка про Как понять что ребенку плохо. Фото Как понять что ребенку плохо

У маленьких детей есть одна особенность реакции организма на болезнь: общие признаки заболевания (симптомы) превалируют над местными признаками поражения того или иного органа или системы.

Скорее всего, маленький ребенок не расскажет, что у него начинает болеть горло, что у него кружится голова, появляется мышечная слабость и утомляемость и т.д. Дети, как правило, бегают и прыгают до тех пор, пока болезнь не расцветет бурным цветом. Именно это и нужно учитывать при оценке состояния здоровья ребенка.

Одним из частых признаков при возникновении болезни является вялость и нарушение аппетита. Здоровый ребенок весел и активен, хорошо ест. Если он не спит, то находится в состоянии «вечного движения».

Грудные дети улыбаются, гулят, у них обычно четкие чередования периодов сна и бодрствования, хороший аппетит.

Дети более старшего возраста бегают, прыгают, играют, их не удержать на одном месте и не привлечь внимание на длительное время.

Больной ребенок становится вялым, не улыбается и не играет, начинает «канючить» по любому поводу, его не интересуют новые игрушки и мультфильмы, он отказывается от любимого блюда, раньше обычного времени просится спать, спит больше обычного (но если только не переутомился накануне). Грудной ребенок начинает беспричинно плакать, отказывается от еды, не перестает плакать даже в сытом состоянии. Если это происходит без видимых и явных причин – необходимо быть бдительным. Возможно, это просто временные капризы. Быть может, у вас накануне были гости, и ребенок просто устал. Поход в цирк или театр (стадион, кино, длительные активные игры и т.д.) в более старшем возрасте могут служить источником избытка эмоций (и мы говорим – ребенок «перегулял»).

Но чаще всего эти признаки будут являться предвестниками болезни.

ИТАК, ВЫ ВИДИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ НЕ КАК ОБЫЧНО.

Не спешите приставать к нему с расспросами. Конечно, ребенок пяти-шести лет и старше может сам пожаловаться на недомогание. Но даже в этом случае не пренебрегайте объективным наблюдением. В младшем возрасте дети не локализуют свои ощущения и не обладают абстрактным мышлением. Поэтому на вопрос – «где болит живот» они всегда показывают на область пупка, при вопросе «голова болит?» – отвечают «болит», а при вопросе «а может, НЕ болит?» чаще всего отвечают – «не болит».

Очень важно понять, КАК правильно наблюдать за детьми. Не воспринимайте ребенка изначально как свою улучшенную копию, не отягощайте свои наблюдения какими-то ожиданиями, основанными на собственном жизненном опыте или знаниях, почерпнутых в литературе. Не пытайтесь НАЙТИ СИМПТОМЫ болезни. Просто фиксируйте наблюдения, сопоставляя их с тем, насколько все, что вы видите, характерно для ВАШЕГО ребенка.

Помните, что опыт и привычка наблюдать за ребенком без нажима, в естественной среде, поможет развитию психоэмоциональной связи между вами – ведь вы научитесь понимать язык его жестов, поймете смысл его подсознательных реакций на окружающий мир и себя в том числе. Можно с уверенностью утверждать, что ваши родительские внимание и любовь смогут реализоваться в реальной помощи развитию вашего ребенка, и вернутся в виде его ответного понимания и содействия.

НАБЛЮДЕНИЕ – НЕПРОСТАЯ ВЕЩЬ. Оно само по себе может быть как благотворным, так и пагубным. Поскольку данная книга о здоровье ребенка, этот вопрос неправильно было бы обойти. Наблюдайте за ребенком с интересом, как за самостоятельным существом, и вы сами поменяете свое мировоззрение. Вы пройдете путь от недовольства несходством между вами (почему-то родителям кажется, что дети как-то должны оправдывать какие-то их ожидания) к радости осознания вашего родства. Это понимание ребенок обязательно воспримет, хоть и не осознанно, и уже одно это избавит его от психологического напряжения, которое является самой глубокой первопричиной возникновения очень многих расстройств, которые позже развиваются до сложных системных заболеваний.

Понаблюдайте за общим эмоциональным и двигательным состоянием ребенка. Насторожить вас должны как излишняя вялость, так и повышенная активность, переходящая в истеричное возбуждение. Расстройства сна и беспокойное поведение во сне – также явления, которые достойны дополнительного внимания.

Обратите внимание на то, как ребенок ходит, не хромает ли, как двигает руками (это может быть признаком повреждения костей, связок, суставов или мышц), как говорит и насколько быстро и точно отвечает на вопросы (это может быть связано с заболеванием нервной системы или травмой), как реагирует на прикосновение. Не пытается ли отвернуться или прикрыть глаза от яркого света.

Тревожным фактором является изменение аппетита. Если ребенок ест мало и отказывается от любимых блюд, это может быть свидетельством начала заболевания, и совсем не обязательно – со стороны органов пищеварения. Расстройства стула – это также признак не только заболеваний пищеварительного тракта. Диарея может сопровождать многие инфекционные и вирусные заболевания, а также нервные расстройства и аллергические реакции. Запоры и колики могут присутствовать при повышении температуры (при любом заболевании) или даже быть первым симптомом таких серьезных острых заболеваний как аппендицит, вирусный гепатит или внутреннее кровотечение вследствие травмы. В случае изменения характера физиологических отправлений (частота стула и мочеиспускания, цвет, состав мочи и кала), болезненности при отправлениях – следует немедленно обратиться к специалисту.

Если ребенок постоянно что-то жует, не следует радоваться его здоровому аппетиту. Это может быть реакцией на психологический дискомфорт, первым признаком нарушения работы щитовидной железы или других гормональных расстройств.

Увеличение потребления жидкости часто говорит о том, что организм ребенка пытается восполнить ее недостаток (в этом случае можно обнаружить, что ребенок потеет вследствие нервного перенапряжения, при вирусных инфекциях и т.д.). То же самое происходит при кишечных расстройствах, отравлениях или аллергических реакциях – организм пытается перебороть интоксикацию, и ребенок испытывает жажду.

Изменение вкусовых пристрастий также может свидетельствовать о недомогании. Например, отказ от любимых блюд или наоборот, желание съесть что-то, от чего он ранее отказывался. Бывает даже так, что дети тянут в рот несъедобные предметы. Общеизвестен пример, когда дети и беременные женщины едят мел – их организму не хватает кальция.

Следующее – это осмотр кожных покровов на предмет изменения их состояния и появления различных сыпей. Любые необычные изменения кожи, подкожной жировой клетчатки и слизистых оболочек обязательно необходимо показать специалисту. Обратите внимание на наличие гематом (синяков), припухлостей, ограничение подвижности и изменение формы суставов (это может быть признаком их травматического повреждения).

Расспросите вашего ребенка – как он себя чувствует, не падал ли накануне, не ударялся ли головой, не принимал каких-либо таблеток, не угощал ли его кто-то необычными конфетами или продуктами. Особенно информативно это у старших детей. Обязательно проводите расспрос в доверительном тоне, не повышая голоса, объясните, что не надо ничего бояться. Иначе испугавшись, ребенок забудет или просто испугается рассказать вам что-то важное.

Если у вас появилось подозрение, что ребенок нездоров, необходимо измерить температуру телау ребенка. Повышенная температура тела – это чаще всего встречающийся признак самых различных инфекционных заболеваний. Лучше всего это делать несколько раз за день с интервалами примерно в три часа (так называемая трехчасовая термометрия). Это позволит уловить даже кратковременные и незначительные колебания температуры тела. Температуру тела лучше всего измерять ртутным термометром в подмышечной области. У грудных детей возможно использование электронных термометров, однако необходимо очень точно следовать инструкции по его эксплуатации и повторить измерение несколько раз подряд. Нормальной считается температура тела от 35,5 о С до 37 о С. У детей в возрасте до 3-х лет температура тела может в норме периодически повышаться и до 37,5 о С. Любое, даже кратковременное повышение температуры тела свыше установленных пределов необходимо расценивать как гипертермию, т.е. проявление болезни.

Необходимо обратить внимание на появление или усиление различных катаральных явлений, таких как насморк, кашель, осиплость голоса. Дети, которые посещают детский сад, довольно часто имеют это проявления, поэтому необходимо оценить не только их наличие, но и интенсивность.

Все свои наблюдения необходимо как-то зафиксировать, чтобы ничего не упустить при осмотре у врача. Каждая деталь может иметь значение, поэтому лучше не надейтесь на память – запишите или пометьте как-то все, что вызвало у вас беспокойство. Вы ведь можете что-то забыть, что-то посчитать несущественным или просто забыть рассказать, переключив внимание на что-то во время приема.

О необходимости же обращения к врачу – педиатру, а затем, если нужно, к узкому специалисту – мы будем напоминать постоянно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *