Как понять что ребенку плохо в садике
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду
Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится — и пора принимать меры?
Ребенок плачет.
Утром он начинает плакать еще до того, как вы вышли из дома, в садике плачет и не хочет вас отпускать. Когда вы за ним приходите, вы снова застаеет его заплаканным, а воспитатель сообщает, что малыш был расстроен и в течение дня. Слезы в первые две-три недели посещения детского сада — это нормально, и хороший воспитатель обязательно найдет способ успокоить малыша и вовлечь его в общие игры и занятия (разумеется, без угроз и запугиваний). Если прошло уже больше месяца, а каждый поход в детский сад означает расстройство и плач, стоит поискать причину: может, малыш очень привязан к маме и не готов оставаться в садике полный день, или ему тут скучно, или воспитательница слишком строгая?
Ребенок разучился делать то, что раньше умел.
Например, он категорически отказывается есть самостоятельно, ложкой или вилкой, хотя еще вчера вполне успешно это делал. Он сообщает вам, что еще маленький, и предлагает покормить его с ложечки — ведь малышам не нужно ходить в садик! Или, например, ребенок вдруг разучился одеваться, путается в штанинах и рукавах, не может сам надеть носки. Могут появиться «туалетные» промахи или сосание пальца. Конечно, он не издевается и не делает это специально, просто в состоянии стресса действительно происходит регресс. Постарайтесь не обращать на такое поведение внимания, не ругать и не стыдить за него.
Ребенок дерется.
В садике воспитательница жалуется, что малыш агрессивный — задирает других детей, отнимает у них игрушки, не может спокойно играть — сразу начинаются конфликты. Да и дома вы заметили изменения: он может замахнуться на вас или бабушку, часто сердится, кричит. У маленьких детей пока маловато опыта, и им сложно разобраться в своих эмоциях, так что агрессия и драки — просто доступный способ выразить свои разочарование, злость и бессилие.
Он отказывается рассказывать, что было в садике.
Вы спрашиваете, что было интересного, он отвечает односложно. Вкусный ли был обед? С кем играл? Какие были занятия? Похоже, ребенок совсем не хочет обсуждать с вами события дня, даже кажется, что он не говорит про садик, потому что хочет поскорее забыть о нем. Скорее всего, что-то интересное все-таки происходило, но он так занят своими переживаниями, что просто не успевает этого заметить.
У него не появились друзья.
Ребенок ходит в садик уже около двух месяцев, но, похоже, так и не обзавелся там компанией. По крайней мере, когда вы спрашиваете, с кем ему нравится играть, он может буркнуть «ни с кем» или «со всеми», но не называет никаких конкретных имен. Когда вы забираете его с прогулки, вы можете заметить, что он и правда играет в стороне от других детей, а утром одногрупники не прибегают его поприветствовать.
Ребенок стал часто болеть.
Конечно, осень. возрастает риск простуд, но, похоже, у малыша что-то с иммунитетом: он часто простужается, у него постоянно то насморк, то кашель. Дома он жалуется на боль в животе, голове, ноге, выглядит при этом бледным и утомленным. Приходится часто оставлять его дома — похоже, это именно то, к чему он и стремится? Скорее всего, он не притворяется, а правда легко простужается, для периода адаптации это нормально, дети «обмениваются» вирусами и бактериями. Но и стресс от новых остоятельств тоже играет важную роль.
Ребенок стал хуже спать.
Вы стараетесь придерживаться режима, класть его спать в одно и то же время, но это не помогает: малыш стал хуже засыпать, просит подольше посидеть с ним перед сном, а утром встрает с большим трудом. Он может жаловаться на плохие или «странные» сны, приходить к вам в постель среди ночи. Возможно, его пугают тени или «монстры» — так выражается неосознанная тревога.
Что делать?
Иногда достаточно будет попросить воспитателя уделить ребенку больше внимания. Например, привлекать его к подготовке занятий — раскладывать материалы для творчества, наливать воду для занятий рисованием. Вовлекать малыша в общие игры, стараться его заинтересовать — это тоже задача воспитателя: он может предложить групее детей какую-то совместную игру, но убедиться, что ваш ребенок тоже в ней задействован и не остался в стороне. Если воспитатель замечает, что малыш загрустил — он тоже предложит ему какое-то занятие, игру, или, скажем, нарисовать для мамы рисунок.
Попросите воспитателя наблюдать, как ведет себя ребенок в течение дня, какие занятия ему нравятся, а в какие периоды он особенно расстроен. Может быть, стоит вернуться к сокращенному дню в детском саду, или, например, приводить ребенка во время прогулки, чтобы он мог сразу включиться в игру.
Привлеките садовского психолога: попросите его провести диагностику и дать рекомендации по адаптации.
Дома задавайте ребенку вопросы про детский сад. Лучше не спрашивать «Кто тебя обижает?» или «А воспитательница строгая?», а, например, «Что у вас обычно делает воспитательница, если Миша и Витя дерутся?».
Если адаптация и правда затянулась, и улучшения ситуации вы не замечаете, возможно, стоит сделать перерыв, или сменить группу или детский сад.
Читайте также:
Фото: Ekaterina Pokrovsky, Anastassiya Bezhekeneva/Shutterstock
Как узнать, хорошо ли ребенку в детском саду?
Детский сад – первое место для социализации маленького человека. Отдавая детей в дошкольные учреждения, где им предстоит познакомиться с новыми правилами и требованиями, все родители беспокоятся: хорошо ли их чадам в детском саду?
Детсадовский возраст
По закону один из родителей может находиться в декретном отпуске до трех лет, но ситуации бывают разные, и если ребенка отводят в сад раньше, то в большинстве случаев ему там не нравится: согласно возрастным нормам, эти малыши очень болезненно переживают разрыв с мамой, а потребность в напарнике для игр еще не сформирована. Пик привязанности к матери психологи определяют от года до полутора лет, и уменьшается он к концу второго года жизни.
На готовность к посещению детского сада влияет не столько реальный возраст ребенка, сколько его психологический возраст и элементарные умения. Чтобы ребенку легче было привыкнуть и увереннее чувствовать себя, надо научить его самостоятельно кушать, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться. Часто дети боятся детского сада потому, что не могут самостоятельно решать элементарные проблемы, а обращаться за помощью стесняются.
Адаптация
Адаптация – сложный период, и в это время нельзя судить о том, хорошо или плохо ребенку в саду, ведь все реакции малыша связаны с переживаемым стрессом. В большинстве своем дети плачут и отказываются идти в садик не из-за того, что там плохо, а просто после знакомой домашней обстановки им там некомфортно. В такие моменты очень важно обсуждать, что с ним происходит, почему он так себя ведет, что он чувствует.
Ситуации бывают разные
Бывает, что утром малыш устраивает истерику, отказываясь идти в сад, а вечером ситуация меняется на 180 градусов: он, довольный, играет с детьми, и вытащить его из группы нелегко. Что это? Возможно, малыш просто не высыпается, и ранний подъем дается ему слишком тяжело, но после дневного сна он бодр и хочет играть. В этом случае нужно пересмотреть режим ребенка.
Обратная ситуация: ребенок не сопротивляется походам в сад, не плачет и не истерит, но выясняется, что ему там совершенно некомфортно. Такое бывает, когда малыш старается угодить родителям, ведь «хорошие дети ходят в садик». Старайтесь заранее избегать таких установок, не приучайте ребенка к социально-желательному поведению и попыткам угодить страшим, пусть лучше он буйно проявляет свои эмоции, зато вы всегда будете знать правду – хорошо ему или плохо.
Способы диагностики
Один из лучших способов диагностики состояния ребенка в саду – наблюдение. Придите за малышом пораньше (или, наоборот, приведя ребенка утром, незаметно для него останьтесь) и понаблюдайте за его поведением: чем малыш занят – самозабвенно играет с детьми или сидит один в уголке и ждет вашего прихода. Поговорите с воспитателем, с психологом, ведь они наблюдают вашего ребенка на протяжении всего дня.
Предложите дома ребенку поиграть в детский сад. Пусть он сам руководит процессом, тогда вы сможете увидеть, какие сюжеты он проигрывает и что его волнует. Задавайте вопросы, но будьте осторожны: от допроса с пристрастием ребенок может насторожиться и продемонстрировать не реальную, а желательную ситуацию.
Можно использоваться арт-методы – садик можно нарисовать, слепить из пластилина, главное – обсудить потом с ребенком его произведение, выяснить, кому на рисунке хорошо, а кому – плохо, что нужно сделать, чтобы тому, кому плохо, стало лучше, и т. д.
Узнав причину детской печали, надо работать либо над устранением этой причины, либо над отношением малыша к сложившейся ситуации.
Любые резкие изменения в поведении ребенка настораживают, но не всегда проблема в садике. Они могут быть связаны с нарушением привычного жизненного уклада – переездом, разводом, появлением брата или сестры, смертью собаки и т. д.
Тем не менее, если ребенок стал более агрессивным, тревожным, пугливым, появились соматические проявления стресса (энурез, частые простудные заболевания, головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта), ребенок стал более капризным и плаксивым, то следует обратиться за помощью к психологу, чтобы выяснить, что происходит в садике, почему пребывание малыша там стало стрессогенным фактором.
Для детей свойственно фантазирование, приукрашивание, но не стоит пренебрежительно относиться к его словам. Если малыш честно говорит, что боится воспитательницу, не умаляйте его переживаний: «ой, да что ты ее боишься, перестань, она не страшная!», проработайте этот страх вместе с ребенком, помогите ему с ним справиться. Будьте внимательны к своему ребенку, помогайте ему и идите навстречу, если он просит пропустить один день садика или уйти после обеда, ведь у него есть на то свои причины.
«Апай тебя бьет?» Как понять, что ребенку плохо в садике
Как проходит адаптация к садику
Адаптация ребенка к новым условиям бывает очень болезненной. Она может сопровождаться тяжелыми переживаниями, изменениями в поведении, расстройством сна, аппетита, снижением речевой и игровой активности. Все это сказывается и на здоровье ребенка.
В процессе привыкания к садику некоторые дети худеют, иногда повышается температура, появляется рвота, чувство страха, истерики, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых. Адаптация, помимо возраста, состояния здоровья и уровня развития, зависит и от индивидуальных особенностей ребенка и типа характера.
При этом у детей бывает разный уровень адаптации. Кто-то легко привыкает к новым условиям, а есть дети, которые тяжело приспосабливаются. В некоторых случаях начальный период адаптации к детскому саду может затянуться и перейти в дезадаптацию.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка ухудшается аппетит вплоть до полного отказа от еды, нарушается сон. Малыш может писаться по ночам, родители могут заметить у него резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. При тяжелой адаптации возможен срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка. Из-за нежелания идти в садик он начинает часто болеть. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.
Лучший возраст для детского сада
Отдавать детей в сад в 1,5-2 года детские психологи не советуют. В этом возрасте навыки самообслуживания слабо развиты. Ребенок до двух лет еще слишком привязан к матери, очень тяжело переносит ее отсутствие. Кроме того, у детей до двух лет нет острой потребности в общении со сверстниками и незнакомыми людьми.
Кроме того, как считают специалисты, посещать сад в раннем возрасте вредно: хуже развиваются речь и умение выражать свои мысли. Все потому, что ребенок много общается со сверстниками с такой же неразвитой речью и мало со взрослыми людьми. Также из-за того, что малыш много времени проводит вне дома, нарушается контакт с семьей, что может повлиять на общение с родителями в будущем.
С 2-3 лет дети должны научиться свободно общаться с родителями, составлять целые фразы и предложения. Дети, которых до трех лет отдавали в детский сад, склонны утаивать свои переживания, они неохотно делятся ими с родителями.
Как считает профессор, при решении вопроса с детским садом нужно учитывать и темперамент ребенка. К примеру, сангвиник активен, коммуникабелен, всегда в хорошем настроении. Его можно отдать в садик и в два года.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Флегматик готов влиться в новый коллектив в три года. Он будет спокойно вставать утром и идти в детский сад без истерик и капризов, при прощании помашет ручкой.
Холерика можно отдать в детский сад в 3-4 года. Но он будет выплескивать свои эмоции на сверстников и воспитателя. Холерик безболезненно привыкнет к посещению детского сада.
Меланхолика лучше отдать в детский сад в пять лет. Он быстро устает, не проявляет интереса к играм и детям, не любит перемен, к детскому саду привыкает очень медленно и тяжело.
Как легче пережить адаптацию ребенка
Для того чтобы ребенок успешно адаптировался к детскому саду, его нужно готовить к новой обстановке заранее. Эксперт дала советы о том, как подготовить ребенка к садику.
Как понять, что ребенку плохо в садике из-за воспитателя
Есть несколько способов узнать, что ребенка бьют или на него повышают голос.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Отдавая ребенка в детский сад, помните, что психологические травмы полученные в детском возрасте остаются и влияют на дальнейшую жизнь человека. Поэтому нужно очень серьезно подходить к выбору как детского сада, так и воспитателей, которым вы доверите своих чад. Если все же неприятности в детском саду произошли по вине воспитателей, нужно решать проблемы со специалистами, не откладывая в долгий ящик.
Подготовила Айдана Усупова
«Детский ад»: как понять, что ребёнку плохо в саду
Временные трудности
Нежелание идти в детский сад вполне нормально – взрослые ведь тоже не всегда хотят на работу, даже интересную и любимую. Но обычно именно утренние истерики родители считают главным признаком проблем. Психологи отмечают, что дети могут отказываться идти в сад в период адаптации и после длительного перерыва, например, болезни или отпуска.
Психолог «Интересного детского сада» Павел Тарунтаев в этом случае советует обратить внимание на то, как ребёнок ведёт себя после расставания. Будет неплохо, если воспитатель сможет прислать фото или видео, как малыш играет и занимается в течение дня. «Если вы видите, что ребенок бодр, весел и активно включается в занятия и игры, то переживать не стоит – просто ему немного грустно, что вы уходите, и это нормально, – рассказывает специалист. – А если в саду почти весь день ребёнок грустный и отрешённый, то стоит начать разбираться в ситуации».
Но что если долгих перерывов не было, а ребёнок ни с того ни с сего вдруг несколько дней подряд отказывается идти в сад? Стоит обратить внимание на то, как он ведёт себя в обычной жизни. Важно всё: хорошо ли ест и спит, занимается ли любимыми делами, с охотой ли ходит в кружки и секции. Становится ли ребёнок менее жизнерадостным, активным и открытым, более боязливым, тревожным и агрессивным?
«Если эти изменения довольно растянуты во времени – это серьёзный повод побеседовать как с ребёнком, так и с педагогическим составом, – подчёркивает Павел Тарунтаев. – Возможно, конечно, ребенок проходит через «кризисные» моменты развития. Но лучше как можно раньше и точнее определить причины изменений. В таком случае я настоятельно рекомендую посетить психолога».
С няней хорошо, в саду – плохо
Не всегда ребёнок плачет перед походом в сад, потому что ему там плохо. Иногда он просто не готов расстаться с мамой. «Это признак сформированной привязанности к маме и отсутствия привязанности в детском саду, – рассказывает директор по развитию демократической школы НОС Лика Крючкова. – Возможно, ребёнок ещё не дорос до стадии, когда он готов на долгое время оставаться без значимого взрослого».
Отличить одну ситуацию от другой мама двоих детей предлагает, оставив малыша под присмотром бабушки или няни, в детском клубе или игровой комнате. Если ребёнок «липнет» к взрослому и занимается только вместе с ним или хотя бы в его присутствии, это значит, что общество детей ему пока не так важно и интересно. Поэтому по возможности лучше не идти в детский сад, а найти няню.
Общение с воспитателем
Самый простой способ узнать, как себя чувствует ребёнок в детском саду – поддерживать доверительные отношения с воспитателем. Но на практике именно этим родители зачастую и пренебрегают. Действительно, как доверять сотрудникам детского сада, если именно они и видятся источником опасности? Недоверие родителей обязательно передастся и ребёнку. «На этом этапе крайне важны реакции взрослых, – говорит психолог, медиатор, генеральный директор «Школы Душевного Равновесия» Юлия Гусева. – Если мама, приводя ребёнка в сад, тревожится, переживает, не хочет расставаться с ним или, наоборот, «незаметно убегает, пока отвлекли» – это скажется на отношении к детскому саду».
Педагог Лика Крючкова отмечает, что в детском саду должны работать «тёплые» принимающие взрослые: «И это нельзя рассматривать как приятный бонус детского сада, это необходимое условие. Конечно, это не значит, что у ребенка никогда не будет конфликтов с персоналом. Но стоит обращать особое внимание на поведение взрослых в этих конфликтах».
По мнению психолога Павла Тарунтаева, жаловаться на воспитателя ребёнок может и для того, чтобы «сломать границы», например, если педагог по объективным причинам что-то не разрешает или делает корректные замечания. Поэтому в любой сложной ситуации начинать стоит с разговора с воспитателем.
Игры, сказки и другие диагностические методики
Оценить атмосферу в группе помогут некоторые простые психологические методы. Поиграйте в детский сад, пусть в него идут все звери и куклы. В процессе игры ребёнок почти наверняка повторит те слова, которые слышит от воспитателя и других работников. Чтобы выявить скрытые проблемы в жизни ребёнка директор по развитию демократической школы НОС Лика Крючкова советует использовать и сказкотерапию. «Этот приём настолько интуитивно понятен, что его легко применит и непрофессионал, – подчёркивает педагог. – Предложите ребёнку сочинить общую сказку, бережно направляя сюжет. Смоделируйте ситуацию, когда герой остаётся без семьи. В совместном сочинении сказки ребенок обязательно предъявит образы, которые владеют его сознанием. Можно не только проговаривать, но и рисовать или лепить образы».
Психолог Анна Быкова в книге «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад» рассказывает, что можно предложить нарисовать воспитателя и других детей… в виде цветочков. Если в этом упражнении все цветочки будут тёмными, это недобрый знак. Если бы ребёнок рисовал реалистичные картинки, можно было бы предположить, что воспитатель просто предпочитает одежду тёмного цвета. Но чёрных цветочков не бывает, а значит, ребёнок считает взрослого опасным и боится его.
Допрос с пристрастием
А вот чего делать не стоит, так это устраивать допрос с пристрастием. Если родители видят, что с детьми что-то неладно, то обычно начинают настойчиво расспрашивать: «Что случилось? Как дела в садике?». Но в ответ слышат только короткое и сухое: «Всё нормально». «Возможно, субъективно ребёнок не воспринимает ситуацию как неблагополучную, – говорит Павел Тарунтаев, – Или хочет попытаться справиться сам, или пока не готов этим делиться. И здесь вытягивать информацию – некорректно». Психолог советует попробовать задать те же вопросы позже, в другой обстановке, переформулировать их. Но настойчивость и навязчивость могут только напугать малыша.
Обращаемся к специалисту
Увлекаться диагностическими методиками на дому не стоит. Конечно, игра в детский сад поможет определить, насколько серьёзна проблема, и заслуживает ли она повышенного внимания. Но принимать решения на основе такой игры опрометчиво. «Без специального образования правильно трактовать результаты крайне затруднительно, – говорит психолог Павел Тарунтаев. – Можно поиграть с ребенком в детский сад, тщательнее обращая внимания на моменты сна, игры, занятий и пр. Но и здесь тоже необходимо быть очень осторожными, потому что фантазию никто не отменял».
Большую часть проблем или сложностей в детском саду решает общение с воспитателями. Но в равной степени не стоит как безоговорочно доверять педагогу, так и быть уверенным в своей правоте. Истина всегда где-то посередине. Бить тревогу стоит только в случае, когда пребывание в детском саду действительно опасно, например, на теле ребёнка появляются синяки и ссадины, он рассказывает о случаях физического или психологического насилия. Специалисты сходятся во мнении, что безопаснее сменить детский сад, а уже потом разбираться в ситуации. Но во всех остальных случаях достаточно обращения к детскому психологу.
Как понять, что ребёнка обижают в саду
Период адаптации в детском саду
Поход в садик поначалу может быть стрессом для ребёнка. Пройдет некоторое время, прежде чем малыш привыкнет к режиму, детям и воспитателям, перестанет бояться, что мама уйдет и не вернется. Период адаптации очень индивидуален: один быстро вливается, другому нужно время. В среднем привыкание длится до трех месяцев. В этот период малыш может много капризничать, не хотеть ходить в садик, плакать, устраивать истерики. Так происходит потому, что ему сложно отказаться от привычного уклада жизни. Раньше он был всё время с мамой, а теперь нужно ходить в сад и слушаться воспитателей. Но отделение от матери необходимо для полноценного развития. Через время подобные реакции проходят.
Как понять, что ребёнка обижают в детском саду?
Ребёнок отказывается идти в сад, плачет — такое поведение может обеспокоить родителей. Как узнать, он манипулирует, ещё не привык к новой ситуации, или его там обижают и запугивают?
Поговорите с ребенком
Задайте ему вопросы, которые требуют развернутого ответа и не касаются малыша напрямую. Например, «Что воспитатель делает, если Миша плачет и хочет к маме?», «Если Маша уронила чашку с водой, как воспитатель отреагирует?». Не подсказывайте ответов, и не задавайте вопросов, на которые малыш просто может ответить «да». Вопросы вроде «Тебя обижает воспитательница?» или «Тебя бьют и наказывают в садике?» не помогут приблизиться к истине. Скорее всего ребёнок скажет то, что вы хотите услышать.
Наблюдайте за поведением, разговорами, телесными проявлениями
Если ребёнок не говорит, психиосоматические и поведенческие проявления помогут выявить проблемы. Также это относится к детям с особыми потребностями, которые могут испытывать трудности с общением и ответами на вопросы.
Появление пяти и более признаков свидетельствует о неладном:
Проверить наверняка
Если дома вы не заметили проявлений, но опасения все же есть, можно постараться выяснить по-другому:
Другие причины
Причин изменений в поведении ребёнка может быть множество. Поэтому прежде, чем бить тревогу, обратите внимание на следующие варианты:
Всё можно решить миром!
Если вы исключили все возможные причины и убедились, что малыша обижают именно в садике, для начала пообщайтесь со всеми участниками инцидента, мамами и администрацией и постарайтесь решить ситуацию мирно.
Не нужно настраивать ребенка против садика, воспитателей и детей. Это не поможет решить проблему. Для полноценного развития, малыш должен доверять воспитателю и чувствовать себя в безопасности в дошкольном учреждении.
Если ребёнка обижают другие дети
Если проблема в воспитателе
Не принижайт значение слов ребёнка, но и не доверяйте слепо. Неговорящие дети и малыши с особыми потребностями могут испытывать дополнительные сложности в адаптации к режиму и воспитателям. Главное — не делайте поспешных выводов и доверяйте своей интуиции.
Автор: Мария Лабырина
Год 2021
Детский клуб-сад Виктории Мироновой