Как понять что ребенок глупый
Первые признаки аутизма
Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.
Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:
Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.
Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:
Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.
Поведение маленького аутиста
Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.
Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.
Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.
Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.
Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.
Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.
Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.
Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.
Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.
Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:
— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;
Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции
Умственная отсталость у детей – это низкие интелектуальные и познавательные способности, обусловленные патологиями головного мозга. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях при выраженной умственной отсталости, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, как правило страдает эмоциональная и волевая сфера.
Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.
Признаки умственной отсталости у детей:
Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.
Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.
Формы заболевания
Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению.
Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.
Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.
Дебильность или легкая степень умственной отсталости
При легкой умственной отсталости наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.
Дебильность может быть нескольких типов
Легкая умственная отсталость иногда сопровождается поведенческими и личностными расстройствами.
В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.
Умеренная и тяжелая степень умственной отсталости
Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает мало развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.
Внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам.
Своевременная коррекция позволит детям овладеть такими навыками:
В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Во взрослом состоянии признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных интернатах.
Глубокая степень умственной отсталости
Глубокая умственная отсталость является наиболее выраженной формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции не развиты. Сильно нарушена координация движений, отмечаются эмоциональные расстройства. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.
В свою очередь, идиотия делится на три вида:
Умеренная и тяжелая умственная отсталость
Такие дети медлительны формирование отвлеченных понятий недоступно. Память, внимание, восприятие реальности резко снижены. К школьному обучению и труду неспособны. Обучаются лишь элементарным навыкам самообслуживания. Речь представленна отдельными словами и короткими фразами (при умеренной умственной отсталости), либо отстутствует.
Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.
Причины
Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний, а также генетический причины.
Обучение и воспитание
Способными к обучению являются дети с такой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.
Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.
Синдром Аспергера
✪ Статья проверена экспертом
Лабутьева Ирина Сергеевна — детский психиатр, кандидат медицинских наук.
✰ Круглосуточная психиатрия ☛ 8 800 301 31 54
Синдром Аспергера — психиатрическое расстройство, проявляющееся трудностями в коммуникации. Человеку, страдающему нарушением, очень сложно взаимодействовать с социумом, его мышление стереотипно, хотя интеллектуальные способности сохраняются, часто находятся на высоком уровне. В клинике доктора Шурова в Москве проводится диагностика и лечение детей и взрослых с синдромом Аспергера.
Что это такое
Синдром Аспергера — это пожизненное заболевание, проявляющееся трудностями в общении, мировосприятии, наличием стереотипных интересов, которые практически не меняются по мере взросления. Синдром относится к общим расстройствам развития. Большинство специалистов причисляют его к расстройствам аутистического спектра, но синдром во многом отличается от аутизма.
Синдром Аспергера встречается относительно редко, на 10 тысяч детей им страдают 23 ребенка. В большинстве случаев это мальчики, у них склонность к заболеванию выше, чем у девочек. Известные люди, страдавшие патологией — Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, современный американский режиссер Стивен Спилберг.
Причины формирования
Ученым точно неизвестно, почему возникает синдром Аспергера. Большинство исследователей придерживаются гипотезы о биологических и генетических нарушениях, которые могут спровоцировать развитие патологии. Наследственная теория наиболее вероятна, поскольку известны случаи, когда сразу у нескольких членов семьи страдают синдромом Аспергера разной степени тяжести.
Известно, что у людей, страдающих синдромом Аспергера, структура головного мозга отличается от той, которая у людей без этого расстройства. Около 20% случаев синдрома обусловлены генетическими мутациями.
Повышенный риск развития патологии возникает в случае если:
Существует также недоказанная теория, связывающая возникновение синдрома Аспергера с негативным влиянием факторов внешней среды на ребенка в первые месяцы жизни.
Симптомы
Основной признак синдрома Аспергера — трудности, возникающие во время взаимодействия с другими людьми. Но ориентироваться только на них, чтобы утверждать, что человек страдает расстройством, нельзя. Достаточно часто люди не знают о своей патологии и обращаются к врачу уже во взрослом возрасте, хотя есть характерные признаки болезни уже в детстве. К ним относится:
Во взрослом возрасте заподозрить синдром Аспергера можно по таким симптомам:
Непонимание других людей, резкие прямые высказывания мешают страдающим синдромом Аспергера завести друзей, долго удерживаться в коллективе.
При патологии часто хорошо развита фантазия и воображение. Люди с синдромом Аспергера успешно занимаются творчеством, становятся художниками, писателями, музыкантами, учеными. Особенно хорошо им даются занятия, требующие логики и четкой последовательности мыслей. Очень трудно даются занятия, где требуется представить себя в роли другого человека, придумать несколько вариантов развития событий или приходится согласиться с мнением других людей.
Симптомы синдрома Аспергера часто становятся особенно заметными у женщин во время беременности. На фоне гормональных изменений, неспособность проявлять гибкость в отношении с другими и при принятии решений, психологические проблемы обостряются. Женщины становятся жестким по отношению к окружающим. Они замыкаются в себе, пребывают в состоянии страха. В такой ситуации очень важна поддержка со стороны семьи и постоянное наблюдение врача-психиатра.
Диагностика
Синдром Аспергера неспециалисту заподозрить очень трудно, поэтому диагностируется он не во всех случаях — люди просто не обращаются за этим к врачам. Но чем раньше выявлена патология и установлен диагноз, тем больше возможностей для коррекции состояния, тем менее болезненно люди переносят свою инаковость, а семья получает знания, как выстроить комфортное взаимодействие.
Диагностикой синдрома Аспергера занимается психиатр, основное направление работы которого — расстройства аутистического спектра.
Врач внимательно наблюдает за поведением и реакциями пациента, проводит оценку его психологических особенностей, когнитивных способностей.
При диагностике синдрома оцениваются:
Зачастую болезнь диагностируется у детей в возрасте 4-11 лет, но нередко за обследованием обращаются уже взрослые люди.
Методы лечения
В psychiatr.clinic доктора Шурова проводится лечение синдрома Аспергера. Опираясь на результаты диагностики, индивидуальные особенности пациента врачи подбирают оптимальный план лечения. Он включает прием медикаментов, а также коррекцию поведенческих проявлений. Проводятся:
Их цель — научить человека адаптироваться и максимально комфортно чувствовать себя в социуме.
Психолого-педагогический подход в терапии позволяет людям, страдающим расстройством, принять и научиться жить с диагнозом. Помогает налаживать продуктивную коммуникацию, расширять круг друзей, создавать семьи.
Терапия снижает уровень тревоги, страха, депрессивных проявлений и агрессии.
Преимущества лечения в клинике доктора Шурова
Специалисты клиники доктора Шурова оказывают высококвалифицированную помощь людям, страдающим синдромом Аспергера. Обращаясь к нам, вы можете быть уверены — для диагностики и лечения будут использованы самые эффективные методики.
Лечение в клиники дает множество преимуществ:
Цены на диагностику и лечение синдрома Аспергера доступные. Точная стоимость консультации доктора, диагностики, курса лечения определяется индивидуально в зависимости от состояния пациента;
Заметили у ребенка или у себя проявления аутизма? Не затягивайте с диагностикой. Запишитесь на прием по телефону или через онлайн-чат.
Часто задаваемые вопросы
Синдром Аспергера — пожизненная патология. Своевременная диагностика и правильное лечение проводится для того, чтобы ребенок или взрослый человек научился жить с этим диагнозом, приспособился к социальным требованиям, нашел способ комфортно взаимодействовать с миром и окружающими людьми, избавился от повышенной тревожности, страхов, связанных с ощущением: “Я не такой”, “Я не понимаю людей, люди не понимаю меня” и другим деструктивными мыслями, которые могут возникать на фоне болезни.
Правильное и своевременное лечение дает благоприятный прогноз при синдроме Аспергера. Медикаментозная терапия, занятия с психотерапевтом, психологом, нейропсихологом, логопедом, специалистом по ЛФК, начатая в детстве, дает возможность хорошо адаптироваться к обществу, снизить интенсивность симптомов настолько, что окружающие могут и не догадываться о проблеме. Но, главное — сам человек чувствует себя намного комфортнее.
Особенность патологии в том, что люди с синдромом Аспергера обладают сохранным интеллектом, часто намного выше среднего. Внешне они тоже мало чем отличаются от обычных людей. Но стать полностью нормальными в своем поведении они не могу. Зато без лечения могут “провалиться” на уровень, очень близкий к ярко выраженному аутизму. Это значит, что при физических, эмоциональных сенсорных перегрузках могут возникать приступы паники, истерики. Человек может замкнуться в себе, погрузиться в глубокую депрессию или испытывать приступы ярости, агрессии.