Как понять что ребенок перегружен занятиями
Как понять, что ребенок перегружен (и не допустить выгорания)
Рассказываем о тревожных признаках того, что вашему ребенку не хватает свободного времени.
С началом учебного года дети возвращаются не только к школьным занятиям, но и к кружкам и дополнительным секциям. Современные школьники нередко посещают не один, а несколько кружков, могут ходить к репетиторам и заниматься плаванием, музыкой или другими видами деятельности. Кажется, такая практика приносит только пользу: ребенок развивает разные стороны своей личности и готовится к успешной взрослой жизни. Но у детей, как и у взрослых, может случаться выгорание. Даже если вы работаете на любимой работе и занимаетесь вещами, которые вам безумно интересны, от переизбытка обязанностей вы можете потерять все силы и эффективность. Чтобы избежать таких последствий, нужно верно распределять нагрузку и устраивать своевременный отдых — разбираемся в вопросе вместе с руководителем департамента разработки олимпиад Учи.ру Гаянэ Симонян.
Для детей учеба и секции — то же самое, что для взрослых работа. Если нагрузить ребенка слишком многими занятиями, пусть даже увлекательными, со временем он может начать хуже учиться и отставать по некоторым или даже по всем предметам. К тому же может ухудшиться его самочувствие и пропасть желание вообще чем-либо заниматься. И если даже взрослым иногда сложно отследить момент, когда они начинают морально уставать от нагрузки, то ребенку, в силу возраста и отсутствия опыта, это сделать еще труднее. Чтобы ребенок не переутомился, родителям стоит внимательно следить за его расписанием и не допускать излишних перегрузок — любую проблему легче предотвратить, чем искать ее решения, поэтому составлением грамотного режима стоит заняться с самого начала учебного года.
Не перегрузи!
Наталья Алешина журналист, психолог, эксперт по вопросам воспитания детей
«Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота. «
Все хорошо в меру
Но тут возникает вполне логичный вопрос: «Как же определить эту меру?». Однозначного ответа дать невозможно. Все зависит от характера, темперамента и самое главное желаний ребенка. Поэтому постарайтесь трезво оценивать способности своего ребенка и не требуйте от него невозможного. Ведь плата за всестороннее развитие может оказаться слишком высокой.
Признаки переутомления у детей
Диагностировать переутомление у ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Как правило, родители замечают, что здоровье их ребенка пошатнулось только тогда, когда уже срочно требуется помощь врачей. А ведь первые признаки переутомления появляются задолго до возникновения серьезных проблем. Вот несколько факторов, которые свидетельствуют о том, что вы слишком перегрузили ребенка.
Вредные привычки. Ребенок начинает грызть ногти, ковырять в носу и т.д., хотя раньше ничего подобного не делал.
Нарушение памяти. Если ребенок постоянно что-то ищет (то карандаш, который лежит на столе, то ручку, которую он держит в руках, то тетрадку, которую сам только что убрал в портфель), это свидетельство того, что ребенок слишком перегружен. Перегруженный ребенок затрудняется выполнять манипуляции, которые раньше не вызывали сложностей. У дошкольников и младших школьников могут появиться запинки в речи.
Большие физические усилия при малом КПД. Утомленный ребенок действует менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки. Например, если до переутомления ребенок играл на фортепиано лишь движениями пальцев, то при истощении запасов организма у него постепенно включается в движение вся рука, а затем он начинает двигать еще и корпусом.
Многие родители не обращают внимания на первые признаки переутомления. Полагая, что польза от дополнительных занятий с лихвой покроет все побочные эффекты. Это наиболее распространенное заблуждение. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому переутомлению. А это уже довольно серьезный диагноз.
Индивидуальность важнее всего
Чтобы избежать перечисленных выше проблем, необходимо правильно планировать дополнительные занятия. Не считайте, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с вашим малышом, «с максимальной пользой». Если постоянно думать о том, что необходимо чем-то с ребенком заняться, то ваши отношения с ним неминуемо станут нездоровыми. Поймите, что моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения, чем моменты напряженного внимания и сосредоточения.
Пусть в четыре года мой сын говорил и читал только на родном русском языке, пусть он многого не знает, пусть где-то есть более развитые детишки. Зато я точно знаю, что мне удалось не отбить у ребенка тягу к знаниям и не поплатиться детским здоровьем за весьма сомнительные успехи.
Опасные уроки: как определить перегруженность школьника и почему психологи против гаджетов
Начался новый учебный год, а это значит, что на детские плечи снова ложится груз из уроков, дополнительных занятий, кружков и секций. С одной стороны, развивать ребенка нужно. А с другой — как сделать это так, чтобы не переусердствовать с количеством занятий и не навредить здоровью? Эти и другие волнующие родителей вопросы журналисты ИА «Столица» разбирали с клиническим нейропсихологом, руководителем детского центра нейрокоррекции Ириной Хвингия.
Фото: Архив АП
Не спешите со спецшколой
— Ирина Сергеевна, есть ли у сообщества нейропсихологов какая-то позиция по поводу нагрузок у современных школьников?
— Дети на самом деле очень сильно перегружены — у них огромное количество уроков, домашних заданий и кружков. И это большая проблема.
— Насколько постоянные перегрузки вредны для здоровья?
— Регулярные перегрузы дают устойчивые нарушения в виде раздражительности, плаксивости, нарушения сна. Иммунитет ослабляется, ребенок начинает много болеть. Появляются мигрени. В подростковом возрасте у таких детей чаще случаются депрессии. Да и в школе ребенок занимается всем, чем угодно, только не учебой.
— То есть это не от лености идет, не от желания побаловаться?
— Нет, здесь имеет место быть истощение произвольной деятельности, и вести себя иначе у ребенка просто не получается.
— Что же делать, чтобы дети не уставали? Сокращать школьную программу?
— Это достаточно сложный вопрос, потому что, с одной стороны, школьная программа перегружена, а с другой — то количество знаний, которые она дает, наоборот, нужно увеличивать. По-хорошему нужно выяснить: за счет чего у детей перегруз? Зачастую не только потому, что много уроков. Сейчас в школах стали использовать электронные доски, электронные учебники — все это дополнительно активирует центральную нервную систему. Естественно, за пять-семь уроков глаза устают, мозг перегружается.
Дети очень сильно перегружены — у них огромное количество уроков, домашних заданий и кружков. И это большая проблема.
— Тогда стоит ли отдавать детей в лицеи, ведь там нагрузка еще больше?
— В начальных классах я бы в принципе не рекомендовала учиться в спецшколах, потому что мы еще не понимаем, к чему склонен этот ребенок. Ведь можно его отдать в математическую школу, а позже выяснится, что у ребенка склонность, например, к языкам. А вот уже после четвертого класса, когда станет понятно, действительно ли ему хорошо дается математика, можно выбрать физико-математический лицей или математический класс. Но если родители отдают ребенка в спецшколу, а после вся семья вместе с кучей репетиторов делает уроки до 11 ночи, то здесь появляется вопрос: а стоит ли оно того? Ведь зачастую родители отдают детей в подобные заведения только лишь для того, чтобы удовлетворить свои амбиции и похвастаться перед родственниками: какой у них замечательный ребенок, раз учится в рейтинговой школе. Тем более что сейчас это очень модно.
Игры, а не смартфоны
— Многие считают, что только так и растят гениев: ежедневные многочасовые занятия, строгий контроль — иначе они бы не стали тем, кем стали.
— Здесь есть тонкий момент. Ведь что такое гениальность? Это высшая степень проявления таланта. У талантливого ребенка что-то очень хорошо получается — лучше, чем у других. А гениальный ребенок сделает все то же самое, но намного быстрее и нестандартным способом. Поэтому совсем не обязательно водить детей везде, по всем кружкам. Свою гениальность ребенок может проявить в чем-то одном и получить за это потом Нобелевскую премию.
— Получается, гениальность все равно никуда не уйдет, раз она уже есть?
— Совершенно верно! Для того чтобы ребенок был гениальным, нужно развивать мышление. Мы многое недодаем своим детям именно за счет электронных развивающих методик. Ведь почему мы, психологи, против гаджетов? Да, можно найти хорошие развивающие программы, но творческое мышление там не разовьешь. На планшете все ограничено инструкцией разработчика — если есть условие нарисовать котенка, то рисуется только котенок. А если ребенок рисует котенка на простом листе бумаги, то к этому котенку можно подрисовать миску с едой, или бантик на хвосте, или рядом он нарисует собачку, с которой этот котенок будет играть. Именно в такие минуты начинается процесс творческого мышления. Если мы действительно хотим развить у ребенка нестандартное мышление, то ничего лучше настольных и активных игр, где развиваются ловкость и координация, еще не придумали. И это касается не только детей, но и взрослых.
Ирина Хвингия, руководитель детского центра нейрокоррекции:
— Мамы часто говорят: вы знаете, надо составить график занятий таким образом, чтобы ребенок успевал на английский три раза в неделю, и в бассейн, и на шахматы. Глядя на такую маму, хочется спросить, как в том анекдоте: вам нужны шашечки — или ехать? Прежде чем загружать детей, я бы предложила для начала определиться с главными приоритетами.
— Некоторые «продвинутые» мамы и папы считают, что до школы ребенка вообще не надо трогать — пусть-де он растет как сорная трава. Как вам такое утверждение?
— Как сорная трава — это уже другая крайность. Есть такое понятие, как педагогическая запущенность — когда ребенок не знает то, что должен знать к определенному возрасту: времена года, элементарный математический счет. Сам по себе он это не выучит. Но отчасти я согласна с таким мнением: для развития дошкольника не требуется многого — достаточно организовать ему пространство с правильными играми. А в кружки дети успеют всегда. Более того: глядя на других детей, они обязательно попросят и их куда-то отдать.
— Желание сделать из ребенка суперчеловека напоминает философию китайцев, которые сегодня просто помешаны на образовании, а их дети учатся в очень жестком режиме. Не ждет ли и наших детей такая перспектива?
— К сожалению, все возможно — учитывая моду на успех. У нас ведь как часто происходит? Мы постоянно сталкиваемся с тем, что, когда начинаем планировать график занятий по коррекции, мамы часто говорят: вы знаете, надо составить его таким образом, чтобы ребенок успевал на английский три раза в неделю, и в бассейн, и на шахматы. Глядя на такую маму, хочется спросить, как в том анекдоте: вам нужны шашечки — или ехать? Прежде чем загружать детей, я бы предложила для начала определиться с главными приоритетами.
Не водите ребенка на 10 кружков
— Что же тогда делать с кружками, секциями? Ведь и они отнимают и время, и силы.
— Если у ребенка нет жалоб и у него остается личное время на себя — то пусть ходит. А вот если из школы он приходит уставший и нет сил даже делать уроки, то стоит разобраться, что происходит, и провести диагностику. Специалист посмотрит, насколько у ребенка сформирована произвольная деятельность и переключение произвольного внимания — все ли с этим в порядке. И если есть проблемы — заниматься лечением.
«Совсем не обязательно водить детей везде, по всем кружкам. Свою гениальность ребенок может проявить в чем-то одном и получить за это потом Нобелевскую премию».
— Хорошо, но если ребенок отказывается бросать кружок?
— Если со здоровьем проблем нет, тогда просто помогаем ему правильно выстроить режим. Или, если ребенку нравится, допустим, играть на фортепиано — убираем другие кружки. То есть нужно убрать то, что дополнительно дает нагрузку, и сфокусироваться на важном. Но опять повторюсь, что чаще всего инициаторами выступают родители. Примерно 25—30 лет назад было модно, чтобы ребенок учился в музыкальной школе. И у меня был одноклассник, у которого дома стояло фортепиано. На фортепиано стояли часы, а рядом висел ремень. У мальчика действительно был талант, но как только он получил диплом об окончании музыкальной школы, он больше ни разу не сел за инструмент!
Почему дети перегружены кружками и секциями? 3 причины
Как мы превращаем детство в соревнование. Зачем родителям успехи детей
Марина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии
Психолог Марина Мелия работает с состоятельными людьми и их семьями. Но тенденции воспитания детей, которые она описывает в новой книге «Наши бедные богатые дети», заметны не только в кругу крупных бизнесменов и топ-менеджеров. К чему могут привести попытки максимально заполнить время детей полезными занятиями, начиная со студий раннего развития и заканчивая кружками, секциями и репетиторами?
О том, какие мы родители, судят по достижениям наших детей. Поэтому во многих состоятельных семьях ребенок воспринимается как инвестиционный проект, с которого надо как можно быстрее получить дивиденды.
В последние десятилетия в общественном сознании закрепились три основных воспитательных тренда. Назовем их так:
Мы всячески стремимся им соответствовать, иначе, как нам кажется, и мы, и наши дети рискуем оказаться «на обочине жизни».
Как можно больше: кружки, секции, репетиторы
Говорят, самые надежные вложения — это вложения в детей. И родители выкладываются по полной. Школьная программа — всего лишь фундамент, над которым возвышается мощная образовательная конструкция: у одних — в несколько этажей, у других — размером с небоскреб.
Иностранные языки — обязательно! Хорошо бы три: английский знают все, значит, нужен еще один европейский и, к примеру, китайский. Без спорта тоже никак: плавание — для здоровья, шахматы — для интеллекта, теннис — это престижно и аристократично, приедешь в отель и сразу на корт.
Мальчику просто необходима борьба — воспитывает характер, смелость, цепкость, упорство. К девочкам требования даже выше: они должны демонстрировать не только интеллект, образованность и воспитание, но и быть внешне привлекательными, стройными, с горделивой осанкой. Поэтому добавляем художественную гимнастику.
Естественно, в обязательный набор входит музыка — классическое фортепиано, скрипка, вокал, а также танцы и рисование. Еще хорошо бы закончить школу экстерном — тогда можно раньше поступить в какой-нибудь престижный вуз, а лучше сразу в два, чтобы учиться в них параллельно и к двадцати годам иметь уже два диплома.
Когда речь заходит о каникулах, ни о каких «поваляться на травке» и «погонять с друзьями» не стоит и мечтать. «Расслабляться» будем где-нибудь на Мальте на языковых курсах, в путешествии по музеям Европы, в лагере для молодых программистов — чтобы совместить приятное с полезным.
Справиться с необъятной программой поможет четкий график и жесткое администрирование. Как правило, во главе «офиса» встает мама. Она следит за тем, чтобы все шло по плану, чтобы «проект» развивался, а ребенок все успевал.
Что нами движет, почему мы так бьемся за количество предметов и перегружаем детей? Конечно, хочется, чтобы наш ребенок был всесторонне развит. Не стоит сбрасывать со счетов и родительские амбиции — мы с гордостью перечисляем все, чем занимается наш наследник, и с удовольствием выслушиваем комплименты.
Когда-то будущее казалось более предсказуемым, мы двигались по обкатанным, проверенным сценариям. Сегодня все иначе, жизнь меняется очень быстро. Тревога за детей рождает желание подстраховаться — не просто подготовить их к взрослой жизни, а вооружить до зубов, чтобы они смогли выстоять в конкурентной борьбе. Мы пытаемся предугадать сегодня, чтó понадобится детям завтра, и очень боимся чего-нибудь недодать.
Как можно раньше: раннее развитие и контейнерные дети
Чтобы перещеголять остальных, надо включаться в гонку на «нулевой стадии». И мы превращаем детство в соревнование: с ползункового возраста водим ребенка на развивающие занятия, читаем ему умные книги, вместе смотрим мультики на английском, слушаем Моцарта и гоним, гоним, гоним вперед без остановок.
Дух соперничества буквально витает в воздухе. Мамы ревниво наблюдают за чужими отпрысками: «Другие только переворачиваются с боку на бок, а мой уже ползает». Но вдруг соседский малыш заговорил раньше нашего. Поражение! Ведь мы с шести месяцев занимаемся по карточкам, развиваем речь — может, обратиться к логопеду?
Мы не готовы ждать, мы не даем детям времени и возможности созревать постепенно, плавно, без рывков переходя со ступени на ступень. В два года наш ребенок уже читает, в три считает, в пять болтает по-английски, в шесть прилично играет в теннис и хорошо держится на лошади. Но нам все мало: мы хотим, чтобы он выглядел маленьким взрослым, соответствовал имиджу и стилю родителей, особенно на публике.
На фотосессиях дети публичных персон одеты солидно, «как большие». К сожалению, не только перед фотокамерой детям навязывают не свойственные им роли. Молодая мама с удовольствием рассказывает подругам, что после развода с мужем шестилетний сын «заменил ей спутника» — каждую неделю он «водит ее ужинать». Мальчик открывает перед мамой двери ресторана, пододвигает стул, изучает меню, рассказывает, как прошел его день, расспрашивает о ее делах, успокаивает, если она расстроена. С ним она советовалась, когда разводилась, а теперь спрашивает, выходить ли ей замуж. Он сам оплачивает счет кредитной карточкой и даже оставляет чаевые официанту.
Стремясь опередить время, с самого рождения мы начинаем тренировать в ребенке мобильность: всюду берем его с собой — в ресторан, на шумную вечеринку к друзьям, в другие города, страны, — не задумываясь о том, как сказывается на нем бесконечная череда новых лиц и ритм жизни, подходящий скорее активному взрослому. Одна мама хвасталась: «У моего малыша за первый год — 14 перелетов, и ничего, все в порядке, вон как улыбается».
Дети проводят все больше времени не в игре, а в автомобильных креслах (ребенок засыпает тут, а просыпается там) или упакованными в детскую коляску. Появилось даже такое выражение — «контейнерные дети».
Нарушение режима сна, отдыха, приемов пищи даром не проходит — организм ребенка подвергается постоянному стрессу. Он засыпает не потому, что сыт и убаюкан колыбельной, а потому что сон — это единственная возможность отключиться от суеты, света, звуков и запахов.
Получается, мы с пеленок возлагаем на детей недетские задачи, торопим, подгоняем, принуждаем к слишком раннему взрослению, наполняем их жизнь впечатлениями и событиями, которые они пока не способны ни осмыслить, ни переварить.
Как можно лучше: успехи детей — любой ценой
У состоявшихся людей «все должно быть супер». Ребенок превращается в атрибут успеха, статусный символ — по отношению к нему формируются особые ожидания. Обычный, ничем не выдающийся ребенок — это совершенно недопустимо! Он непременно должен иметь талант — рисовать или играть на музыкальных инструментах, быть сообразительным и уверенным в себе, уметь достигать поставленной цели, чего бы это ни стоило. А еще он просто обязан побеждать всегда и везде, будь то математическая олимпиада или музыкальный конкурс. В крайнем случае сгодятся спортивные рекорды.
Воспитание все больше напоминает «выращивание выставочных экземпляров», назначение которых — производить фурор. Где бы мы ни были — в ресторане, в гостях, в фитнес-клубе, мы всегда говорим об успехах наших детей. Причем эти успехи должны быть не эфемерными, а вполне осязаемыми, конкретными, «конвертируемыми» — в медали, оценки, дипломы.
Мы связываем успехи и неудачи детей с собственными действиями или бездействием. Если нет заметных достижений у ребенка — значит, мама плохо справляется со своей работой: «Раз уж она больше ничем не занимается, могла бы, по крайней мере, следить за тем, чтобы из ребенка что-то путное вышло!» — возмущается папа-бизнесмен.
Мы даже гипотетически не допускаем, что ребенок будет расти не таким, как было запланировано. И если у ребенка от природы нет такой же энергии, способностей или просто желания взять заявленную родителями высоту, он будет выполнять навязанную нами «чемпионскую программу» только с помощью постоянного давления.
Мы подсознательно отдаляемся от детей, меньше общаемся. Мы не спрашиваем, что ребенок чувствует, думает, что его волнует, радует, огорчает — нам важно, чего он достиг и как выполняется наш план. Мы ведем себя, как инвесторы и контролеры, а не как любящие родители.
Зачастую в качестве инструмента давления мы используем условную любовь. Хочешь, чтобы тебя любили, — достигай, становись, совершенствуйся. Любовь — как приз, а наказание за неуспех — лишение родительской любви: взрослые вдруг превращаются в агрессивных, раздражительных, холодных, неприступных.
На консультации мама девочки, будто оправдываясь, сказала мне: «В разговорах с дочерью я все время повторяю, что не перестану ее любить, даже если она проиграет соревнования». В сознании этой мамы любовь к дочери крепко-накрепко связана с ее достижениями. Она не готова в этом признаться, но ребенок все чувствует и легко считывает скрытое послание: «проиграешь — перестану любить».
Бывает, что мама в присутствии ребенка жалуется на него подругам. Или ведет к психологу: «Сделайте что-нибудь! Он какой-то не такой». Слишком торопливый, слишком медлительный, слишком упрямый, слишком покладистый. За словами «какой-то не такой» скрывается претензия: не такой, каким мы его себе представляли, а значит и не достойный любви.
В конце концов дети оказываются в изоляции — и физической, и психологической. Физической — потому что редко видят родителей, ведь каждый живет по собственному графику. А психологической — потому что нет эмоционального контакта, нет поддержки, зато есть давление, требования, критика. «У меня такое странное чувство, будто мама одновременно везде и нигде», — жалуется подросток из состоятельной семьи. «Везде» означает ее назойливое вмешательство, постоянный диктат, «нигде» — отсутствие контакта.
Вред раннего развития. Чем мы рискуем?
Устраивая ребенку «эффективное детство», подталкивая, подгоняя, нагружая, не давая топтаться на месте, мы рассчитываем, что он в конце концов поймет и оценит наши усилия. Да, он устает, ему бывает трудно, но ведь все это ради него самого, ради его будущего. Однако вместо понимающего и благодарного мы получаем ребенка с целым букетом психологических проблем. Здесь и неспособность переживать радость, и отсутствие креативности, и подверженность чужому влиянию, неврозы и тревожность. Подробнее об этом — в следующий раз.
Медицинский ликбез. Как понять, что ребенок переутомился и что сделать для сохранения детского здоровья
Дозируемая с учетом сил и возможностей детского организма, умственная деятельность стимулирует развитие нервной системы, речи, анализаторов, усиливает энергетические процессы в организме, способствует нормальному росту и развитию. Однако активность ребенка не беспредельна: при интенсивной или длительной умственной деятельности у детей развивается утомление. Помимо этого, дети утомляются при длительной неподвижности или ограничении двигательной активности.
О начале утомления ребенка свидетельствуют следующие внешние признаки :
♦ двигательное беспокойство,
♦ частые смены позы и отвлечения,
♦ рассеянность внимания,
♦ кривляние,
♦ крик, плач и т.п.
Утомление не представляет опасности для организма детей, так как вызванные им изменения функционального состояния организма исчезают после сна и достаточного отдыха детей. Однако, если нагрузка чрезмерная, а отдых недостаточный, восстановление нормальных функций не наступает и у ребенка может развиться переутомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Переутомление проявляется в изменении поведения, снижении успеваемости, расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, вегетативных расстройствах, снижении сопротивляемости организма ребенка.
Переутомление может стать виновником многих патологических состояний, возникающих у детей и подростков.
Как избежать переутомления ребенка?
Профилактика переутомления у детей включает в себя ряд мероприятий, основанных на гигиеническом нормировании деятельности: обеспечение оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания, умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей, деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.
Что необходимо знать родителям и педагогам для сохранения здоровья ребенка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в процессе обучения:
♦ Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством занятий, поскольку его резервы ограничены. Не нужно заставлять ребенка учить большие объемы, лучше перенесите акцент на развитие внимательности, сообразительности, логики, способности обобщать и делать выводы.
♦ Если ребенок занимается спортом, то очень важно подобрать оптимальный режим тренировок, которые обеспечат гармоничное развитие, а не истощение с последующим переутомлением.
♦ Установите для ребенка режим дня и требуйте его неукоснительного соблюдения. Не разрешайте школьникам ложится спать позднее 22 часов и делать уроки допоздна.
♦ Осуществляйте контроль за время препровождением ребёнка за компьютером, регулируйте время просмотра телепередач.
♦ Обеспечьте ребенку двигательную активность, вместе занимайтесь спортом, ходите в походы или хотя бы просто гуляйте. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями.
♦ Укрепляйте иммунитет. Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.
♦ Будьте для ребенка примером! Откажитесь сами от вредных привычек и не допускайте их у детей. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет.