Как понять что ребенок скоро поползет
Как понять что ребенок скоро поползет
Умение ребенка ползать – навык, который с нетерпением ждут все родители.
Бесплатные занятия с логопедом
Умение ребенка ползать – навык, который с нетерпением ждут многие родители. Возможность самостоятельно перемещаться с помощью ползания появляется у деток в норме с 5,5 до 9 месяцев. Если ваш ребенок пополз, это говорит о том, что у него правильно развиваются мышцы спины и позвоночник. Но не все малыши проходят этап ползания, некоторые и вовсе его пропускают, переходя сразу к ходьбе. Допустимо ли это, какие есть нормы развития навыка и во сколько месяцев начинает ползать грудничок, рассмотрим в нашей статье.
С какого возраста ребенок начинает ползать?
Осознанная двигательная активность появляется у малыша не раньше, чем он научится хорошо держать головку и освоит переворачивание со спины на живот. Когда ребенок будет способен самостоятельно, безо всякого усилия, поворачиваться в положении спинка/животик и обратно, крутить высоко поднятой головой, то его мышцы уже окрепли и готовы к освоению следующего важного этапа – навыка ползания.
На формирование данного умения также могут влиять некоторые факторы, которые обязательно нужно брать во внимание при оценке развития малыша. Среди них можно выделить самые значимые:
Развитие этапов ползания у грудничка
У каждого грудного ребенка может быть свой “индивидуальный стиль” ползания, но в целом специалисты выделяют несколько этапов, через которые малыш постепенно проходит для полноценного формирования навыка. Последовательность этапов можно рассмотреть в таблице, где пошагово расписано двигательное развитие младенца в определенном периоде.
Возраст ребенка | Этап развития | Характерные признаки |
5-7 месяцев | Ползание на животе | Грудничок сам переворачивается на животик и пытается активно передвигаться вперед с помощью мышц рук (активная нагрузка на плечи и локти). Передвижения могут напоминать активность “гусеницы”. У малыша еще не получается двигаться вперед, чаще у него получается ползать назад или даже в сторону. |
6-8 месяцев | Ползание по-пластунски | Ребенок уже пытается подтягивать поочередно ножки в попытке продвинуться к предмету или маме. Опора приходится на ладони, что упрощает процесс ползания. Поначалу малышу будет удаваться ползать задом наперед, это нормальный ход развития навыка. Постепенно “пластунские” движения должны привести к способности вставать на четвереньки |
7-9 месяцев | Ползание на четвереньках | Научившись держать вес на четвереньках, ребенок будет учиться переставлять ножки и ручки. Процесс может выглядеть как раскачивание, еще неловкое и неуклюжее, но с каждым днем навык будет укреплять мышцы. Примерно к концу 9-ого месяца дети осваивают ползание в полноценном понимании и начинают ползать на четвереньках. |
В большинстве случаев ребенок проходит все этапы развития ползания. Некоторые груднички предпочитают действовать по собственному “плану”, выбирая наиболее удобный для себя способ передвижения и долгое время пользуясь им. Активные с рождения малыши могут миновать первые этапы и сразу учатся ползать на четвереньках. Другие же могут до 8-9 месяцев передвигаться по-пластунски, а затем, научившись сидеть и вставать без поддержки, стараться сделать первые шаги.
Упражнения для развития навыка ползания у детей
Стремление к самостоятельному движению и познанию окружающей ребенка среды заложено природой. Если у ребенка есть возможность ползать в часы активности и имеется подходящая поверхность, то многие родители просто пускают процесс “на самотек”. Если у вас есть желание помочь своему малышу научиться управлять своим телом и улучшить его координацию движений, можно выполнять с ним простые упражнения.
Развиваем мускулатуру рук
Хорошее упражнение для ребенка возраста 5,5-6 месяцев с развивающим ковриком. Выложите младенца на коврик положением на живот. Яркие игрушки на коврике должны быть подвешены на уровне глаз. Кроха будет пытаться дотянуться до игрушки, опираясь на одну руку, чтобы другой коснуться её.
Занятия на мяче
Специальный мяч – фитбол поможет укрепить ребенку мышцы спины и живота. На первом занятии нужно выложить кроху спинкой на мяч, придерживая его подмышками. Легко покачивайте мяч вперед/назад. Достаточно 3-5 минут. На втором занятии выкладываем ребенка на мяч положением лежа на животе, придерживая за спинку и стопы. Перед мячом кладем игрушку. Ребенок будет пытаться её достать, передвигая ладонями по мячу.
Ежедневный массаж
Многие неврологи рекомендуют делать массаж, чтобы ребенок начал ползать. Массаж усиливает кровоток в области позвоночника, стимулирует мышцы спины. Легкие поглаживающие движения от плеч к пояснице нужно чередовать с более интенсивными.
Малыш не ползает – стоит ли бить тревогу?
В редких случаях бывает, что ребенок вообще не начинает ползать. Вместо ползания он пользуется альтернативным способом перемещения, например, пытаясь подпрыгивать в сидячем положении, раскачиваясь на четвереньках и подпрыгивая, или же скользя на животе. Переживать по этому поводу не стоит, если:
Самое важное для ребенка – иметь возможность самостоятельно изучать окружающую его среду и укреплять своё тело, готовя его для ходьбы. Поощряйте малыша в его первых попытках ползать, развивайте навык в игровой форме. При должном подходе ваши усилия будет вознаграждены, и ребенок с помощью ползания будет преодолевать любые дистанции.
Как понять что ребенок скоро поползет
Первые осознанные движения малыша, в том числе и старательные попытки ползать, всегда приносят огромную радость родителям.
Бесплатные занятия с логопедом
Первые осознанные движения малыша, в том числе и старательные попытки ползать, всегда приносят огромную радость родителям. Но очень часто мамы и папы торопят события и начинают беспокоиться, если их ребенок стал делать это намного позднее своих ровесников. Необходимо понять, что малыш начинает ползать только тогда, когда он сам захочет и будет к этому готов. Для того чтобы ребенок стал перемещаться в пространстве, ему надо приложить немало усилий. И не только физических, но и умственных. Родитель может ему помочь, регулярно выполняя с ребенком специальные гимнастические упражнения и проводя ему массаж.
Во сколько месяцев дети начинают ползать самостоятельно?
Не существует четко установленной нормы, когда дети должны уметь ползать. Первое самостоятельное ползание ребенка может произойти с трехмесячного до девятимесячного периода. Такой большой временной интервал обусловлен тем, что на развитие навыка передвижения влияет множество факторов, среди которых степень развитости мышечной системы, масса тела, темперамент. Обычно маленький ребенок может ползать «по-пластунски» уже в 6 или 7 месяцев, а попытки отталкиваться ручками, лежа на животике, появляются в 4 или 5 месяцев.
Во сколько месяцев ползают девочки
Семимесячный ребенок уже может начать ползать на четырех конечностях, это является самым ранним сроком. Считается, что на это склонны именно девочки. Однако эта теория больше основана на наблюдениях самих мам и пап, чем на физиологической разнице развития мальчика и девочки.
Во сколько месяцев ползают мальчики
Обычно половая принадлежность не влияет на скорость развития. Однако даже десятимесячные мальчики могут даже не интересоваться передвижением в пространстве. Пугаться этого не стоит.
Как понять, что ребенок начинает ползать?
Когда малыш понимает, что вокруг него большой и еще непознанный мир и предметы, он понимает, что ему необходимо двигаться, поэтому сначала пытается начать ползать. Ведь иначе не увидишь и не узнаешь, что же тебя окружает.
Предвестниками попыток ползания у детей являются активные попытки переворачиваться на животик. После успешного освоения переворота малыш рефлекторно начинает вовлекать в процесс руки.
Поэтапно: как грудной ребенок учится ползать
Нормой, когда ребенок умеет ползать именно на четырех конечностях, в среднем считается восьмимесячный возраст. Предыдущие стадии чадо проходит еще до этого. Условно можно разделить поэтапный прогресс на несколько периодов развития:
Надо ли учить ребенка ползать?
Если немного переформулировать вопрос и спросить, есть ли польза от способности ползать – ответом будет однозначное «да». А специально учить этому необходимости нет, так как это заложенный с рождения рефлекс. Со стороны родителей потребуется создание комфортных для этого условий и помощь в укреплении мышц с помощью гимнастики и массажа.
Проявление такой способности как ползание – важнейший этап в развитии ребенка. Именно поэтому практически каждый родитель стремится к тому, чтобы их малыш скорее начал ползать. Итак, главные преимущества, которые дает эта способность:
Виды ползания у детей до года
Поэтапный прогресс ребенка в самостоятельном передвижении условно подразделяют на несколько стадий, для которых характерен свой вариант ползания.
На животе
Это важнейшая стадия, на которой ребенок осваивает свой самый первый метод передвижения. Самостоятельно переворачиваться на животик он будет уметь уже в трехмесячном возрасте, а передвигаться на нем ближе к четырем-пяти месяцам. Происходить это будет так: при помощи рук малыш будет как бы подтягиваться, стараясь продвинуться вперед. Конечно, быстро перемещаться таким образом не получится, но зато значительно укрепятся мышцы спины, плеч и шеи, ведь ребенок выгибается, пытается приподнимать голову и отталкиваться руками от твердой поверхности.
Очень часто у малыша при таком варианте перемещения получается передвижение не вперед, а назад. Корректировать и исправлять это не нужно.
По-пластунски
Когда малыш осознает, что лежать на животике и стараться оттолкнуться недостаточно, он пускает в ход свои ноги. Условные сроки освоения такого способа – шестимесячный-восьмимесячный период. Ребенок широко расставляет ноги, сгибая их, а затем усилием усердно отталкивается от твердой поверхности, тем самым двигаясь вперед. Опорой при этом являются локти. Со стороны это выглядит очень забавно и мило. Некоторые дети отталкиваются не двумя, а только одной ногой, и в этом нет ничего страшного.
На четвереньках
Это довольно сложный вариант, требующий умения сидеть, равномерно переносить вес тела на руки и ноги и держать равновесие тела. Обычно это происходит с семимесячного по девятимесячный период. Всемирная организация здравоохранения установила верхнюю границу нормы, когда ребенок уже должен ходить на четырех конечностях – это тринадцатимесячный срок.
Чтобы помочь малышу научиться более уверенно ползти на четвереньках, можно поиграть с ним в такую игру: взять мягкую простыню или легкий плед, свернуть его в неширокую плоскую ленту и подхватить малыша за грудь, тем самым родитель будет регулировать процесс и помогать ему передвигаться на четырех конечностях (точках опоры), координироваться в пространстве.
Также полезным будет упражнение «стойка на коленях». Осторожно и аккуратно нужно поставить малыша согнутыми ногами на пол и придерживать либо позволить ему держаться за диван. Чуть позже он научится уже самостоятельно регулировать равновесие в таком положении, не нуждаясь в опоре.
Заставлять ребенка передвигаться через силу нельзя, потому что, если он не чувствует равновесия, рефлекторно включается инстинкт самосохранения и он просто перестает ползти. Поэтому нужно быть ласковыми и терпеливыми, не оказывая лишнего давления.
Обязательно нужно позаботиться о том, чтобы в квартире были мягкие напольные покрытия, так как ребенок первое время будет неизбежно падать из-за того, что еще не освоил правильную синхронную перестановку ручек и ножек и не научился балансировать.
На коленях
Ходить таким методом маленький ребенок сможет после того, как сначала научится регулировать свое ползание на четырех конечностях. Именно из этого положения он сможет подняться на колени. Навык такой ходьбы является предпосылкой к скорому хождению на ногах.
В первое тренировочное время нужно вставать перед ним и держать его за руки. Легонько тянуть малыша на себя, чтобы он рефлекторно стал передвигать ноги по направлению к родителю.
Если регулярно выполнять с ребенком «стойку» на согнутых ногах, ему будет намного проще начинать передвигаться таким способом, ведь он уже будет знать и чувствовать, как держать равновесие.
В чем лучше ползать малышу?
Нужно надеть на ребенка удобный, не стесняющий движения комбинезон или боди. Необходимо проследить, чтобы одежда была подходящего размера и не волочилась по полу. В слишком свободной свисающей одежде ребенок может запутаться.
Если на улице лето и погода очень теплая, то лучше всего будет оставить малыша в одних подгузниках.
Что делать, если ребенок начал рано ползать?
Под возрастом «раннего передвижения» имеется в виду пятимесячный, а порой даже и четырехмесячный срок. Конечно, новорожденный ребенок в один-два месяца ползать не начнет. Ведь в два-три он только научится держать головку.
Раннее начало передвижения не имеет никаких негативных последствий для детей. Однако некоторые педиатры все-таки считают, что если ребенок рано стал ползать, то это не означает, что он скоро сам пойдет, а совсем наоборот. Это связано с тем, что ему будет комфортно передвигаться именно таким образом. Но все зависит только от ребенка и от степени участия взрослого человека в его развитии.
Что делать, если ребенок отказывается ползать?
Родители очень сильно расстраиваются и волнуются, если их малыш не начинает ползать и не проявляет к этому интерес, ошибочно считая это отклонением в развитии или даже болезнью. А некоторые и вовсе просто пропускают этот этап, переходя сразу к ходьбе.
Не нужно допускать паники по этому поводу. Необходимо внимательно понаблюдать за малышом. Если он активно играет, лежа в кроватке, и использует при этом каждую из левых и правых конечностей в равной мере, то беспокоиться не следует. Возможно, у ребенка флегматичный темперамент или он редко находится вне кроватки, не зная, что вне ее существует огромный интересный мир. А если мамы и папы изначально чересчур опекают своего новорожденного ребенка и не дают ему совершить что-то самому, то у него может не появиться потребности в передвижении. Лишняя масса тела тоже является препятствием для развития навыка активного передвижения.
Ребенок должен сам захотеть ползать. Поэтому надо простимулировать появление у малыша этого желания: начинать чаще класть его на пол, интересовать и приманивать движущимися предметами или яркими игрушками, хвалить. Вдобавок к этому можно наглядно показать ему каким образом надо правильно ползать. Не нужно забывать следовать расписанию специальной гимнастики и регулярного массажа.
Обратиться к врачу необходимо в следующих случаях:
Упражнения и массаж для закрепления навыка ползания
Существует много простых и полезных гимнастических упражнений, позволяющих правильно укрепить суставы и мышцы ребенка или закрепить уже привитый навык. Это позволяет дать малышу гармоничное и правильное развитие.
Упражнения для гармоничного развития ребенка:
Помимо специальной гимнастики, необходимо проводить маленькому ребенку регулярные сеансы массажа. Прежде чем приступить к самой процедуре, нужно проветрить комнату и убедиться, что у малыша хорошее настроение. В первое время сеанс не должен длиться больше десяти минут. Постепенно можно увеличивать это время на одну-две минуты, дойдя до двадцати пяти или тридцати минут в день.
Нужно чередовать разминающие и поглаживающие движения ладонями следующих областей: спины, стоп, рук и плеч. Каждое действие повторять пятнадцать-двадцать раз, можно чуть больше.
Всему свое время
Каждый малыш – это неповторимое и чудесное создание. И вовсе не следует беспокоиться, если ребенок стал ползать очень рано или, наоборот, начинает позднее, чем его ровесники. Это не является отклонением или патологией, и ни в коем случае не означает задержку в развитии. Нужно всегда быть рядом и стараться показать, что поддерживаете его во всех начинаниях, терпеливо и постепенно разрабатывая малышу мышцы. И самое важное правило – необходимо дождаться, когда ребенок сам захочет начать ползать. Не нужно оказывать лишнего давления и насильно обучать его. Только так можно добиться устойчивых результатов.
Ребенок ползает по-пластунски
Одним из важных двигательных навыков у грудного ребенка является ползание по-пластунски. Передвижение на животе конечно не такое симметричное или правильное, как мы это привыкли наблюдать в разных сценах из жизни, но для детей важно само перемещение. Навык полезный, до определенного возраста, потом должны придти на смену четвереньки. Если ребенок начал ползать по-пластунски, это говорит о его хорошем психо-физическом развитии, если мы говорим о возрасте около 5-6 месяцев. Потребность ползти обусловлена стремлением ребенка к изучению окружающего его пространства, со всем его наполнением. На животе начинают ползать практически все дети, есть лишь небольшие отличия в “стилях”, кто-то боком начинает, кто-то назад ползет, а кто-то себя руками подтягивает и т.д. Период ползания по-пластунски у малышей обычно длится 1-2 месяца, потом ему на смену приходят четвереньки, но есть и предшественники, сначала ребенок должен научиться переворачиваться на живот. Перемещения на животе по полу это переходный период между переворотами на животик и позой четверенек. Поэтому, как только ребенок начал ползать по-пластунски, это означает начало подготовительного этапа к подъему на четвереньки. Периодические подъемы на прямые ручки, поджимание под себя коленок, подтягивание себя руками скользя по полу, все это укрепление мышц, которое важно для следующего этапа.
2. Во сколько месяцев ребенок начинает ползать по-пластунски?
Все дети так или иначе начинают ползать. Возраст, в котором ребенок этому научится может отличаться до нескольких месяцев. Чаще всего дети начинают ползать по-пластунски в 5-6 месяцев. Этому предшествуют частые повороты по кругу лежа на животе. Надо сказать, что задержка в физическом развитии встречается также часто, и не ползающие дети могут быть и 7-9 месяцев. С этим желательно работать и малыша нужно укреплять вовремя. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок делал все в свое время, то делайте курс общеукрепляющего массажа с гимнастикой в 3,6, 9, 12 месяцев, бывает, что требуется чаще, но большинству этого хватает. Назначение врача для проведения общеукрепляющей гимнастики с массажем не обязательно, если у ребенка нет никаких диагнозов. Если же у малыша есть проблемы со здоровьем, то можно у доктора убедиться в отсутствии противопоказаний, а дальше, как развивать и чему учить ребенка, это ваш выбор.
Когда ребенок начинает ползать по-пластунски им движет интерес приблизиться к окружающим его предметам, но также он может просто изучать возможности своего тела. К 5-6 месяцам дети не готовы уже просто лежать и разглядывать все вокруг, они стремятся к передвижению.
3. Как научить ребенка ползать по пластунски?
В отличии от ползания на четвереньках, по-пластунски ползать детей не учат. Дело в том, что здесь не отработаешь двигательные навыки. Конечно можно использовать рефлекторное ползание, но это же рефлекс, который угаснет, а от ребенка требуется осознанное усилие.
Чтобы малыш пополз на животе нужно обеспечить:
— “физику” т.е. ребенка нужно укрепить физически, чтобы хватало сил сдвинуть себя с места, в некоторых случаях приходится наоборот устранять излишнее напряжение в мышцах, гипертонус, который может сковывать движения.
— среду, которая благоприятна для формирования навыка, это твердая поверхность, ковер на полу, а не родительские пирины.
— “психику” т.е. по началу можно подманивать ребенка игрушками, выкладывать их на расстоянии, чтобы малыша мотивировать.
Практика показывает, что дети быстрее осваивают ползание по-пластунски, если их с 3-4 месяцев выкладывают на пол, это в том числе полезно и для переворотов. Как научить ребенка ползать по-пластунски? Его надо просто к этому подготовить, как описано выше, главное это физическая готовность и место.
4. Если ребенок в 7,8,9 месяцев ползает по-пластунски.
Вообще с 7 месяцев уже малышу пора осваивать четвереньки, т.е. к этому времени он уже должен отползать по идее месяца 2 на животе. Физические возможности грудничков в этом возрасте не у всех на одном уровне, но для этого есть массаж и гимнастика. Если у ребенка задержка моторного развития, то желательно, чтобы с ним поработал массажист, лучше конечно если это будет вовремя, т.е. курс массажа с гимнастикой в 3 и 6 месяцев, тогда скорее всего задержек не будет.
Помним, что для малышей с “отягчающими обстоятельствами” такими как недоношенность, заболевания, операции и т.д., нужно делать скидку и не перегрузить их всевозможными развивашками.
Ребенок может быть с ленцой, и не хотеть себя особо нагружать особенно если мама ему все подаст и на руки по первому писку возьмет. Но практика показывает, что после курса укрепляющей гимнастики даже излишне спокойные дети становятся более активными, появляются новые навыки, одним словом прогресс в развитии. Поэтому, если, ребенок в 7,8,9 месяцев все еще ползает по-пластунски, то принимайте меры по укреплению малыша, ему уже пора ползать на четвереньках.
5. Полезно ли малышам ползать по-пластунски?
Конечно же это очень полезный навык, как в физическом плане, так и в умственном. При ползании на животе работают множество мышц, особенно нам интересны в этом периоде плечевой пояс, мышцы таза, брюшной пресс, и грудные. Ребенок постепенно крепнет к следующему важному навыку. Параллельно с укреплением идет развитие интеллекта, малыш изучает все, до чего доползет. Мозг развивается постоянно, появляются новые нейронные связи между органами чувств, принятием решения, действием, получением информации, ее обработкой, памятью и т.д. Не держите малышей во всяких лежанках, с 3 месяцев ребенка можно отпускать на пол. Этап ползания по-пластунски длится 2-3 месяца, он очень важен для ребенка, к слову 2-3 месяца для 5-6 месячного малыша, это половина его жизни на тот момент. Что бы вы успели сделать за полжизни?
Иногда дети ползают по пластунски одной ногой в сторону,как раненый боец, желрательно конечно более менее симметричную работу и ног и рук. Скорее всего такая позадья малыша является вынужденной, потом перерастает в привычку. Делайте своевременно массаж, чтобы не было асиммерий тонуса.
Читайте также:
Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?
С 6 до 12 месяцев
Может ли ребенок с помощью оттенков плача объяснить вам, что именно ему нужно? Иными словами, плачет ли он по-разному? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Повторяет ли он за вами простейшие слоги? Отвечает ли вам на своем языке, если вы с ним говорите? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Плачущий ребенок успокаивается и расслабляется, когда вы берете его на руки? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Дает ли он трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Он тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас? Оказавшись на руках в вертикальной позиции, он сам обвивает вас ногами. Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
На руках он либо слишком расслаблен, «как тряпочка», так, что вам самой приходится «придавать ему форму» (расставлять его ноги по вашим бокам и обвивать его руками вашу шею), либо скован в напряжении, словно пульсирует и не может расслабиться. Да — «красный флаг».
Ребенок дает себя подмывать, мазать кремом, массировать? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг». (Мой сын, например, при попытке смены памперса всегда вытягивал ноги и сопротивлялся. Приходилось надевать его вдвоем. Он вообще не давал согнуть ему ноги, из-за этого я долго искала дисплазию и даже ездила на рентген. Но оказалось, что это гиперчувствительность к прикосновениям: он весь напрягался, будто по нему пробегал электрический ток).
Ребенок проявляет пищевой интерес к прикорму, если просто положить нарезанный овощ или фрукт на столик? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Если опустить малыша, умеющего ползать, на пол, будет ли он проявлять интерес к игрушкам, которые находятся на расстоянии от него? Будет ли он мотивирован поползти и посмотреть? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Будет ли он следовать за вами по квартире, если он умеет ползать, и искать вас? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Активно ли он интересуется тем, что вокруг него, и тянет ли руки, чтобы все потрогать, подергать и попробовать? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Смотрит ли малыш на вашу реакцию, оглядывается ли на ваше лицо, если что-то происходит? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Любит ли ребенок самостимуляции: стоять на четвереньках и раскачиваться, биться спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас; бурно и подолгу мотать головой? Если да, то «красный флаг».
Есть ли на его личике широкий спектр эмоций? Испуг, удивление, бурная радость, любопытство, отвращение? Да — все в порядке, нет — «красный флаг».
Есть ли у него резкие ночные крики, когда он словно не узнает вас? Или крики сразу после сна? Да — «красный флаг».
С 12 до 24 месяцев
Говорит ли ребенок «мама»? Есть ли к полутора годам в его речи десять первых слов или их части (попытки сказать и повторить): мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Если он говорит на «эльфийском» языке — стремится ли он перейти на ваш? Да — все в порядке. Нет, его не беспокоит, что его не понимают — «красный флаг».
Отвечает ли он на вопросы кивками или мотанием головой, «да» или «нет»? Да — норма. Нет — «красный флаг».
Если вы покажете ему пальцем на что-то отдаленное, будет ли он следить за вашей рукой? Да — норма. Нет (например, вам приходится поворачивать его голову руками) — «красный флаг».
Понимает ли он вашу речь, когда вы просите его совершить простейшее действие («дай мяч», «сядь», «идем за мной»)? Да — норма. Нет — «красный флаг».
Интересуется ли он первыми детскими книгами, особенно изображениями детей и животных? Да — норма. Нет — «красный флаг».
Пытается ли он жевать еду? Да — все хорошо. Нет — «красный флаг».
Если вы зеваете, глядя на ребенка, ребенок зевнет в ответ? Если покашляете, покашляет ли тоже? Да — все хорошо. Нет — «красный флаг».
Есть ли у него здоровая настороженность к чужим людям (период «боязни чужих» и прятанья за спину мамы)? Да — все хорошо. Нет (идет к любому взрослому) — «красный флаг».
Вы чувствуете, что его тяжело учить новому, потому что он не слушает вас и не смотрит на вас? Да — «красный флаг».
Проявляет ли он беспокойство от мокрых трусов? Подходит ли к вам, когда описался или обкакался, стремится ли это показать? Да — норма, нет — «красный флаг».
Может ли он показать свой нос, ушки, ручки, ножки? А у вас? А у мишки? Да — норма. Нет — «красный флаг».
Узнает ли он вас и членов вашей семьи на недавно сделанных фотографиях? Да — норма. Нет — «красный флаг».
Заметили ли вы утрату каких-либо навыков у ребенка в период от полутора до двух с половиной лет? Да — «красный флаг».
Вы чувствуете, что ребенок ближе к двум годам начал словно отдаляться от вас и предпочитать играть сам по себе? Да — «красный флаг».
Есть ли у него слишком сильное стремление к порядку и чистоте (например, боится уронить даже кусочек еды или плачет и требует мыть руку при соприкосновении с песком)? Да — «красный флаг».
Как он реагирует на вашу злость в случае проступка или на любую фрустрацию? Похожа ли эта реакция на здоровую, или, например, он наносит самоповреждения (кусает сам себя, бьет сам себя). Или не реагирует вообще? Реакция самоповреждения или отсутствие реакции — «красный флаг». Здоровый ребенок расстраивается, может испугаться, заплакать, но не будет наносить себе повреждения. И, конечно, не будет игнорировать вашу реакцию.
С 24 до 36 месяцев
Есть ли у него чувство опасности и чувство страха? Например, он смотрит на вас и останавливается перед дорогой. Да — норма, нет — «красный флаг».
Забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на человека (врача, педагога, Деда Мороза…), а бросается к случайному стимулу, который его зацепил? Да — «красный флаг».
Он не боится убегать от вас и не отзывается на имя на прогулках. Ему не важно, если вы сделаете вид, что ушли. Да — «красный флаг».
Если вы позовете его по имени из кухни (без приставки «иди есть» и без каких-либо других стимулов), а он играет в комнате — он придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали? Да — норма. Нет — «красный флаг».
Если он обнаружил что-то интересное, он подбежит к вам, чтобы поделиться впечатлением? Да — норма. Нет — «красный флаг».
У него проблемы с тем, чтобы спуститься по ступенькам и с бортика. Вы видите, что он плохо держит равновесие и плохо скоординирован. Да — «красный флаг».
Он не следует за вами автоматически, и вам приходится учить ходить его по тротуару или следовать за вами. Да — «красный флаг».
Он избегает ходить с вами за руку и выдергивает ее. Да — «красный флаг».
Он «залипает» на лестницы, кнопки, лифты, однообразные действия и кружения. Да — «красный флаг».
Интересуется ли ребенок новой едой? Да — все хорошо. Нет — «красный флаг».
Если вы передвигаете мебель, достаете из шкафа новую одежду или делаете еще что-то сильно заметно новое — проявляет ли ребенок тревогу и стремится ли вернуть все «как было»? Да — «красный флаг».
Понимает ли он смысл совместной игры в мяч? Интересно ли ребенку возвращать мяч вам? Да — хорошо, нет — «красный флаг».
Ребенок отказывается надевать одежду определенного цвета или определенной текстуры, предпочитает ходить голым или, наоборот, только в колготах всегда и везде, потому что хочет ощущения «стянутости», чтобы лучше почувствовать свое тело. Да — «красный флаг».
Если вы предложите ему понятный и интересный ему по возрасту вариант игры — будет ли он слушать объяснения и включится ли в игру по вашим правилам? Да — норма. Нет — «красный флаг». Пример: ребенок выстраивает рядок из машин. Вы берете машинки и начинаете катать в них зверей. Норма: ребенок в большинстве случаев заинтересуется другим сценарием игры. «Красный флаг»: ребенок закричит и отберет машинку в свой рядочек.
Ребенок не играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал для рядочка. Да — «красный флаг».
Ребенок любит лежать на полу и подолгу играть одной игрушкой (например, вращать колесо от машинки или катать ее туда-сюда). Да — «красный флаг».
Просыпаясь утром, он зовет вас? Да — норма. Нет — «красный флаг».
У вас возникает впечатление, будто навыки ребенка нестабильны, и он забывает то, что знал вчера. Вчера он говорил: «Дай пить», сегодня просто кричит, словно забыл, как пользоваться речью. Да — «красный флаг».
Словарный запас накапливается медленно и неравномерно. Он знает сложные названия предметов, при этом не знает, как попросить «дай» или ответить «да». Да — «красный флаг».
Малыш говорит сам с собой (возможно, на «эльфийском» языке) или говорит так, что вам неясно, обращается ли он при этом к вам (он может смотреть в стену или говорить безэмоционально или шепотом). Да — «красный флаг».
Он не может повторить за вами слово. Возможно, пытается, но переворачивает буквы: например, вместо «сок» произносит «кос». Да — «красный флаг».
Он плохо чувствует настоящую боль и никогда не жалуется на больное горло. При этом на ваши прикосновения может реагировать так, будто ему очень больно. Да — «красный флаг».
Он своеобразно решает задачи: какие-то моментально, а какие-то самые простые решить не может. Вам кажется, что его мышление подобно урагану, пролетевшему над свалкой, в результате чего вдруг собрался самолет, а потом ураган улетел — и самолет рассыпался. Да — «красный флаг».
Ребенок кажется чересчур самостоятельным и предпочитает все делать сам, очевидно избегая взаимодействия. Ему проще сделать самому, чем попросить помощи. Да — «красный флаг».
Ребенок, наоборот, ничего не пытается делать сам, стремясь оставаться младенцем. Например, не стремится сам раздеться, а «впадает в младенчество» и ложится на пол, приходя с прогулки, и словно «отключается», и это повторяется во многих ситуациях и регулярно, словно что-то мешает ему осваивать новые навыки. Вам кажется, что это что-то — перманентно повышенная тревога. Да — «красный флаг».
Норма — если малыш понемногу стремится к самостоятельности и даже настаивает на ней, но периодически «откатывается назад» и кричит «помоги». То есть вот такая «переменчивость» — то «я сам», то «помоги» со слезами — это хорошо.
Ребенок не просится в туалет. Либо он делает свои дела правильно, но сам, не озвучивая потребность вербально, либо вам еще не удалось приучить его к горшку из-за того, что он плохо чувствует сигналы своего тела. Да — «красный флаг».
Может ли он ответить на вопросы «как тебя зовут?», «сколько тебе лет»? Да — норма. Хотя бы на пальчиках и шепотом.
Если вы спрашиваете его: «Что ты хочешь кушать?», ответит ли он вам понятным для вас образом (скажет хотя бы часть слова или откроет холодильник и покажет пальцем)? Да — норма. Нет — «красный флаг».
Повторяет ли он за вами слова как попугай, без понимания смысла? Например, вы просите ему «дай мяч», а он повторяет «дай мяч», но не подает мяча? Или на вопрос «сколько тебе лет?» — отвечает: «Лет». Да — «красный флаг».
Ребенок чересчур долго задерживается на оральной стадии развития: не уменьшает количество грудных кормлений, слишком много и долго тянет в рот несъедобное, словно «не насосался», и всячески показывает, что нуждается в оральной стимуляции. У него текут слюни, как у грудничка. Да — «красный флаг».
Или, наоборот, зона его оральной чувствительности настолько низка, что он плохо шевелит языком и губами, не умеет жевать и ничего и никогда не тянул в рот. Да — «красный флаг».
Норма: ребенок постепенно уменьшает потребность в сосании, легко переходит на твердую еду, периодически пробует несъедобные предметы, но не зациклен на этом. Оральная стимуляция важна для развития речи. Если ребенок не чувствует свой рот, губы, язык, у него будут проблемы с речью и не будут налажены взаимоотношения с едой. Но избыточная оральная стимуляция может свидетельствовать о постоянной тревоге, которая характерна для некоторых детей с РАС.
Ребенок не чувствует личных границ других людей и детей: если идет к цели, врезается и расталкивает всех, любит этим баловаться. У вас возникает ощущение, что другие люди словно кегли для него. Да — «красный флаг».
Беда с различением поведения для «своих» и «чужих» людей: может спокойно подбежать и обнять чужого человека, которого видит в первый раз, может забраться на колени к чужому человеку, если увидит что-то интересное в его руке. Да — «красный флаг».
Вы избегаете посещения детских площадок, потому что вам тяжело контролировать его поведение. Либо ребенок сам избегает детских площадок. Да — «красный флаг».
Они существуют
Если после прочитанного вы чувствуете облегчение, очень хорошо. Мне хотелось бы, чтобы часть родителей, столкнувшихся с вышеназванными «красными флагами», перестали винить в них себя или отрицать их. Нет, это не из-за того, что у вас было кесарево, вы кормили из бутылочки или вышли на работу. Мой сын родился естественным путем, был на грудном вскармливании и получал от меня достаточно внимания и тепла, но до поры до времени не имел возможности корректно на него ответить. Его словно пришлось «приручать», как детдомовца. Это состояние бывает врожденным, словно такие дети появляются на свет уже с колючками и выстраивают слишком жесткие границы. Вы не виноваты в этом.
Нередко мама, не видя эмоционального отклика от ребенка, который не успокаивается на руках и все время кричит, впадает в депрессию. Ей кажется, что это она не привязана к ребенку, и она переживает. На самом деле, не видя ожидаемой «обратной связи» от младенца, который, возможно, находится в риске аутистического спектра, мама начинает отстраняться от ребенка и сама. Такой младенец становится ей неприятен по простой причине: наше социальное мышление отвергает белых ворон, то есть тех, кто реагирует непривычным образом. Этот эволюционный механизм взращивался веками, поэтому мама испытывает совершенно нормальные эмоции: ей неприятно общение с ребенком, который дает некорректную обратную связь. Жаль, что психологи часто винят в этом маму, не глядя на возможные проблемы ребенка. Если это расстройство аутистического спектра, то оно не может быть вызвано психологическими проблемами родителей. Скорее наоборот: под влиянием сложного поведения ребенка отношения в семье и самооценка мамы начинают рушиться.
Мама устает сильнее, эмоционально отстраняется, и ее поведение дает ребенку меньше шансов на восстановление и излечение. Я прошла этот путь и хочу сказать: с этим можно и нужно работать еще до того, как будет или не будет поставлен какой-то диагноз. Нужно перестать винить в этом маму и стойко продолжать давать ребенку образец правильного эмоционального отклика со стороны всех членов семьи.
Важно! Не все описанные выше «красные флаги» будут сигнализировать о проблемах в дальнейшем (например, проблемы с плачем по ночам). Кроме того, не все, что является «красным флагом», указывает на диагноз «аутизм» (например, о том, что ребенка сложно успокоить, рассказывают многие родителей детей с СДВГ без РАС).
Если «красных флагов» вы насчитали много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Однако раньше двух лет сделать это будет проблематично. Не всегда выявленные проблемы говорят о расстройстве аутистического спектра или другом стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и с возрастом уйдут сами по себе. Но до этого доставят серьезные неприятности и будут тормозить развитие. Например, сенсорная дезинтеграция и алекситимия. Первое понятие означает, что ребенок некорректно обрабатывает сигналы своего тела и окружающего мира. Он может не замечать, когда пописал или когда ему надо в туалет, в итоге у вас будут проблемы с приучением к горшку. Алекситимия — это когда ребенок не может по возрасту правильно выражать свои эмоции и чувства. Со временем он может научиться, но если нужная ступень развития не пройдена вовремя, и ему, и вам будет сложно взаимодействовать.
Загвоздка в том, что при наличии многих проблем из этого списка ребенок может казаться окружающим вполне обычным. Он смеется, что-то говорит, играет, ест, активен, любит общаться с вами (хотя и по-своему, но все-таки общается) и развивается. Поэтому может возникнуть ложное впечатление, что недостающие навыки он доберет сам. Либо что у него и так все в порядке. Не хочет играть по вашим правилам? Может, эта игра ему не интересна. Бежит к любому дяде и не боится потерять маму? Это трактуется как хорошее качество, потому что обычно родители жалуются, что ребенок пуглив и слишком привязан (Боже, дай привязанность всем детям, а если она есть у вашего ребенка — радуйтесь!).
Если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы и не откладывать поход к грамотному специалисту. Многое успешно компенсируется, если коррекция была начата своевременно.