Как понять что ребенок умный
Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение
По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.
Как понять, что нарушение есть
О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз «задержка речевого развития», дело не только в «говорить». Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:
В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.
Как прояснить ситуацию
Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:
Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.
Что нужно и не нужно делать?
Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:
1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.
2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.
Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:
Как разговорить ребенка?
Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:
В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.
Как распознать, что у вас очень умный ребенок? 5 важных особенностей
Уже на раннем этапе развития ребенка несколько сигналов должны вас обрадовать. Если малыш обладает феноменальной памятью, любознательный, постоянно находится в движении и все время ищет себе новые занятия, то это говорит его превосходных способностях. Психологи выделяют ряд признаков, которые помогут распознать умного ребенка. Мы упомянем здесь лишь пять основных.
Память, достойная взрослого
Уже в ясельном возрасте могут проявляться черты, свидетельствующие, как правило, о высоком интеллекте. Когда годовалый ребенок прекрасно знает, где оставили игрушку. Или, например, радуется, когда видит любимый парк. Узнает человека, которого видел лишь раз или два. В этих случаях можно предполагать, что у него очень хорошая память.
А когда дошкольник вспоминает то, что случилось несколько недель или месяцев назад, вы можете только радоваться. Ребенок имеет отличную память, а также, вероятно, высокий интеллект.
Бесконечное желание развиваться
«Мама, давай лучше порисуем?», «Папа, а что это за машина?», «Когда мы будем складывать пазлы?». Ваш ребенок все время расспрашивает о новых вещах и постоянно хочет чем-то заниматься? Особенно интересуется новыми играми? Подсматривает и повторяет то, что делают взрослые?
Отлично! Помогите вашему ребенку развиваться. Придумайте новые стимулы и поддержите малыша в таких стремлениях.
Концентрация, как у взрослого
Умные дети уже с малых лет умеют отлично сосредоточиться. Двухлетнему карапузу действительно трудно дослушать до конца сказку. Но, если получается это сделать — считайте, у малыша есть редкое качество — усидчивость. Кстати, оно чаще встречается у девочек. Поэтому в младших классах среди них больше отличниц и они имеют лучшие оценки по поведению.
Предпочитает играть со старшими, а не со сверстниками
Умные дети предпочитают общество взрослых или детей более старшего возраста. Таким образом можно познавать новые вещи, постоянно учить новые слова или выстраивать модели поведения. Они пытаются быть похожими на взрослых. Это очень хорошо!
Постоянно в движении
Умные детям никогда не скучно. К примеру, вы пришли в гости и ведёте разговоры. Они с удовольствием слушают, либо находят себе занятие и играют сами. После визита задают вопросы «А почему дядя так сказал?», «Почему тете было смешно, она что, глупая?». Сам факт таких вопросов говорит о том, что внутри мозга ребенка кипит грандиозная внутренняя мыслительная работа. По мнению детских психологов, это также свидетельствует об интеллекте.
Как понять что ребенок умный
Наверное, каждый родитель считает, что его ребенок особенно талантлив и умен. Но почему-то в обществе больше приветствуется уравнительная точка зрения: педиатры, воспитатели и учителя, скорее всего, скажут вам, что все дети по-своему талантливы, и ваш ребенок ничем не отличается от обычных детей. Но мы-то знаем, что это не так. Что наш ребенок особенный. Что он уже в два года знал алфавит, а в три мог прочитать табличку «Выход». Вот только как это доказать?
Все же профессионалы в области педиатрии лукавят: не существует детей с совершенно одинаковым развитием. И сравнительные таблицы одаренности существуют. Уровни одаренности могут сказать нам, насколько ребенок опережает по развитию своих ровесников, варьируются они от просто умного ребенка до гениального.
Зачем нужно знать интеллектуальный уровень своего ребенка? Затем, чтобы помочь ему развить свой потенциал и создать дополнительные возможности для развития талантов.
1 уровень
• Такие дети к 2 годам знакомы со многими понятиями: они различают и могут назвать цвета, перечисляют цифры до десяти в правильном порядке и могут сами собрать простую головоломку-паззл или картинку из кубиков.
• Большинство из них к 3 годам обладает развитой речью, а в 4 года знает большинство букв, может написать печатными буквами некоторые буквы, цифры, свое имя.
• К 6 годам эти дети могут читать простые книжки и печатать на компьютере, а к 7 годам читать книги, разделенные на главы.
• В обычном среднем школьном классе из 25 человек можно найти 6-8 детей этого уровня. Детей, которые на шаг опережают остальных сверстников, которые схватывают все на лету и как будто уже заранее знают то, что учитель объясняет остальному классу.
2 уровень
• Эти сообразительные дети уже к 15 месяцам любят листать книжки с яркими картинками, не отрывая страниц, и внимательно слушать, когда им читают взрослые. У некоторых даже есть любимые сказки.
• К 18 месяцам такие дети уже знают некоторые буквы алфавита, а к 20 месяцам – цвета.
• К 3-4 годам они могут сосчитать небольшую группу предметов, могут писать буквы и цифры и просто сводят с ума родителей вопросами об окружающем мире.
• К 6 годам они свободно читают и с удовольствием слушают, когда им читают книги для детей более старшего возраста.
• В школьном классе можно найти 1-2 детей этого уровня. Обычно они настолько впереди остальных детей, что им трудно бывает завести друзей.
3 уровень
• Такие дети с самого рождения активны и проявляют интерес к окружающему миру: рано начинают оглядывать комнату, реагировать на лица, звуки и речь.
• К 6 месяцам такие дети хорошо понимают обращенную к ним речь: когда вы называете игрушку или знакомого им человека, ребенок начинает искать их взглядом.
• Все то, что дети 2-го уровня делают к 15 месяцам, дети 3-го уровня начинают делать к 10-12 месяцам.
• К 2 годам такие дети знают весь алфавит, помнят наизусть простые любимые книжки и могут складывать головоломки-паззлы из 35-50 элементов.
• К 3 годам хорошо говорят, любят писать буквы, могут считать в обратном порядке и совершать простые математические действия на сложение и вычитание.
• К 5 годам эти дети обычно неплохо читают, а к 6 годам многие умеют умножать и делить простые числа.
• Большинство таких детей к 6 годам опережает сверстников на 2-4 года, находит школьное обучение слишком медленным и скучным и обычно имеет мало друзей среди ровесников.
• Из 100 детей одного возраста обычно только 1 или 2 ребенка принадлежит к этому уровню.
4 уровень
• Дети этого уровня уже в возрасте нескольких месяцев начинают проявлять интерес к книгам и любят, когда им читают вслух.
• До двухлетнего возраста они опережают детей 3-го уровня на 2-5 месяцев.
• К 2 годам они обладают довольно развитой речью и большим словарным запасом.
• Большинство начинает самостоятельно читать простые книжки в 3,5-4,5 года и может совершать базовые математические вычисления с простыми числами, а к 6 годам с удовольствием читают книги для подростков и взрослых, понимая большую часть из написанного.
• К 7-8 годам опережают сверстников на 5-8 лет.
• Из 500 детей одного возраста обычно только 1 ребенок соответствует этому уровню. Им трудно найти друзей среди ровесников, поэтому они любят находиться в одиночестве либо дружат с детьми старшего возраста.
5 уровень
• Дети этого уровня проявляют одаренность практически в любых областях. Они все делают раньше и активней, чем остальные дети.
• В возрасте 6-8 месяцев у них есть любимые телепередачи. К 10-14 месяцам они знают буквы и цифры (не могут произносить, но могут на них указать) и могут сортировать предметы по их геометрической форме.
• В 16-24 месяца могут писать буквы, цифры, свое имя и отдельные простые слова или складывать их из других предметов (палочек, камешков и т.д.).
• К 18 месяцам начинают проявлять музыкальные, драматические и артистические способности.
• К 2 годам большинство таких детей говорит практически на взрослом уровне.
• К 3 годам проявляют интерес к науке, принципам работы различных вещей, биологии и аспектам жизни и смерти. Начинают интересоваться энциклопедиями и словарями.
• К 4 годам совершают базовые математические вычисления со сложными числами. Могут играть в настольные игры, предназначенные для детей 12 лет, любят решать задачи и головоломки.
• К 5 годам, как правило, могут читать книги любой сложности.
• К 8-10 годам могут окончить курс десятилетней школы.
• Частота соответствия этому уровню примерно 1 на миллион, и в обычной школе такому ребенку делать нечего.
Нужно ли «лишать ребенка детства»?
Родители, имеющие нескольких детей, скорее всего замечали, что у каждого ребенка есть свои, присущие только ему, интересы и таланты, даже если воспитывать и развивать всех детей одинаково. Это происходит потому, что способности ребенка большей частью являются врожденными – мы можем только распознать их и помочь им развиться. Как только вы выявляете одаренность вашего ребенка, ваша задача – помочь ему развить его способности, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности: искусство, науку, математику и т.д.
Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям
Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.
Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.
логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria
Что нужно ребенку для развития речи?
Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:
Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.
Для этого необходимы:
Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?
Как распознать задержку речевого развития?
За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.
При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.
Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.
В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.
В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.
В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.
В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.
В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.
Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.
Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.
Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?
Можно начать с осмотра специалистов:
Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.
Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.
Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.
Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.
При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.
К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:
Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.
Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.
Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:
Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:
Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.
Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.
Когда поздно что-то предпринимать?
Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.
Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.
Синдром Аспергера
✪ Статья проверена экспертом
Лабутьева Ирина Сергеевна — детский психиатр, кандидат медицинских наук.
✰ Круглосуточная психиатрия ☛ 8 800 301 31 54
Синдром Аспергера — психиатрическое расстройство, проявляющееся трудностями в коммуникации. Человеку, страдающему нарушением, очень сложно взаимодействовать с социумом, его мышление стереотипно, хотя интеллектуальные способности сохраняются, часто находятся на высоком уровне. В клинике доктора Шурова в Москве проводится диагностика и лечение детей и взрослых с синдромом Аспергера.
Что это такое
Синдром Аспергера — это пожизненное заболевание, проявляющееся трудностями в общении, мировосприятии, наличием стереотипных интересов, которые практически не меняются по мере взросления. Синдром относится к общим расстройствам развития. Большинство специалистов причисляют его к расстройствам аутистического спектра, но синдром во многом отличается от аутизма.
Синдром Аспергера встречается относительно редко, на 10 тысяч детей им страдают 23 ребенка. В большинстве случаев это мальчики, у них склонность к заболеванию выше, чем у девочек. Известные люди, страдавшие патологией — Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, современный американский режиссер Стивен Спилберг.
Причины формирования
Ученым точно неизвестно, почему возникает синдром Аспергера. Большинство исследователей придерживаются гипотезы о биологических и генетических нарушениях, которые могут спровоцировать развитие патологии. Наследственная теория наиболее вероятна, поскольку известны случаи, когда сразу у нескольких членов семьи страдают синдромом Аспергера разной степени тяжести.
Известно, что у людей, страдающих синдромом Аспергера, структура головного мозга отличается от той, которая у людей без этого расстройства. Около 20% случаев синдрома обусловлены генетическими мутациями.
Повышенный риск развития патологии возникает в случае если:
Существует также недоказанная теория, связывающая возникновение синдрома Аспергера с негативным влиянием факторов внешней среды на ребенка в первые месяцы жизни.
Симптомы
Основной признак синдрома Аспергера — трудности, возникающие во время взаимодействия с другими людьми. Но ориентироваться только на них, чтобы утверждать, что человек страдает расстройством, нельзя. Достаточно часто люди не знают о своей патологии и обращаются к врачу уже во взрослом возрасте, хотя есть характерные признаки болезни уже в детстве. К ним относится:
Во взрослом возрасте заподозрить синдром Аспергера можно по таким симптомам:
Непонимание других людей, резкие прямые высказывания мешают страдающим синдромом Аспергера завести друзей, долго удерживаться в коллективе.
При патологии часто хорошо развита фантазия и воображение. Люди с синдромом Аспергера успешно занимаются творчеством, становятся художниками, писателями, музыкантами, учеными. Особенно хорошо им даются занятия, требующие логики и четкой последовательности мыслей. Очень трудно даются занятия, где требуется представить себя в роли другого человека, придумать несколько вариантов развития событий или приходится согласиться с мнением других людей.
Симптомы синдрома Аспергера часто становятся особенно заметными у женщин во время беременности. На фоне гормональных изменений, неспособность проявлять гибкость в отношении с другими и при принятии решений, психологические проблемы обостряются. Женщины становятся жестким по отношению к окружающим. Они замыкаются в себе, пребывают в состоянии страха. В такой ситуации очень важна поддержка со стороны семьи и постоянное наблюдение врача-психиатра.
Диагностика
Синдром Аспергера неспециалисту заподозрить очень трудно, поэтому диагностируется он не во всех случаях — люди просто не обращаются за этим к врачам. Но чем раньше выявлена патология и установлен диагноз, тем больше возможностей для коррекции состояния, тем менее болезненно люди переносят свою инаковость, а семья получает знания, как выстроить комфортное взаимодействие.
Диагностикой синдрома Аспергера занимается психиатр, основное направление работы которого — расстройства аутистического спектра.
Врач внимательно наблюдает за поведением и реакциями пациента, проводит оценку его психологических особенностей, когнитивных способностей.
При диагностике синдрома оцениваются:
Зачастую болезнь диагностируется у детей в возрасте 4-11 лет, но нередко за обследованием обращаются уже взрослые люди.
Методы лечения
В psychiatr.clinic доктора Шурова проводится лечение синдрома Аспергера. Опираясь на результаты диагностики, индивидуальные особенности пациента врачи подбирают оптимальный план лечения. Он включает прием медикаментов, а также коррекцию поведенческих проявлений. Проводятся:
Их цель — научить человека адаптироваться и максимально комфортно чувствовать себя в социуме.
Психолого-педагогический подход в терапии позволяет людям, страдающим расстройством, принять и научиться жить с диагнозом. Помогает налаживать продуктивную коммуникацию, расширять круг друзей, создавать семьи.
Терапия снижает уровень тревоги, страха, депрессивных проявлений и агрессии.
Преимущества лечения в клинике доктора Шурова
Специалисты клиники доктора Шурова оказывают высококвалифицированную помощь людям, страдающим синдромом Аспергера. Обращаясь к нам, вы можете быть уверены — для диагностики и лечения будут использованы самые эффективные методики.
Лечение в клиники дает множество преимуществ:
Цены на диагностику и лечение синдрома Аспергера доступные. Точная стоимость консультации доктора, диагностики, курса лечения определяется индивидуально в зависимости от состояния пациента;
Заметили у ребенка или у себя проявления аутизма? Не затягивайте с диагностикой. Запишитесь на прием по телефону или через онлайн-чат.
Часто задаваемые вопросы
Синдром Аспергера — пожизненная патология. Своевременная диагностика и правильное лечение проводится для того, чтобы ребенок или взрослый человек научился жить с этим диагнозом, приспособился к социальным требованиям, нашел способ комфортно взаимодействовать с миром и окружающими людьми, избавился от повышенной тревожности, страхов, связанных с ощущением: “Я не такой”, “Я не понимаю людей, люди не понимаю меня” и другим деструктивными мыслями, которые могут возникать на фоне болезни.
Правильное и своевременное лечение дает благоприятный прогноз при синдроме Аспергера. Медикаментозная терапия, занятия с психотерапевтом, психологом, нейропсихологом, логопедом, специалистом по ЛФК, начатая в детстве, дает возможность хорошо адаптироваться к обществу, снизить интенсивность симптомов настолько, что окружающие могут и не догадываться о проблеме. Но, главное — сам человек чувствует себя намного комфортнее.
Особенность патологии в том, что люди с синдромом Аспергера обладают сохранным интеллектом, часто намного выше среднего. Внешне они тоже мало чем отличаются от обычных людей. Но стать полностью нормальными в своем поведении они не могу. Зато без лечения могут “провалиться” на уровень, очень близкий к ярко выраженному аутизму. Это значит, что при физических, эмоциональных сенсорных перегрузках могут возникать приступы паники, истерики. Человек может замкнуться в себе, погрузиться в глубокую депрессию или испытывать приступы ярости, агрессии.