Как понять что ты нежеланный ребенок в семье
О том, что число больных, несчастных, неудачников по большей части пополняют нежеланные дети, лучше других знают психологи и психотерапевты, которые практически каждый день сталкиваются с ними. Статистики нежеланных детей, понятно, никто не ведет, но их не счесть во все времена и во всех странах. Они есть среди богатых и бедных, знаменитых и простых людей.
Кто же не знает, кто такие нежеланные дети? Нежеланные дети — это дети, рождение которых было нежелательно для обоих или одного из родителей. Но в обыденной жизни мало кто связывает нежеланность рождения человека, особенно если он уже взрослый, с его несчастной судьбой.
А для психолога, психотерапевта нежеланность рождения — это своего рода диагноз. Многие проблемы клиента, пациента становятся сразу понятными и объяснимыми, когда мы узнаем, что ребенок родился нежеланным. Дело в том, что такие люди на весь мир склонны смотреть через призму нежеланности своего рождения, чувствуя себя обделенными безусловной любовью, незащищенными. Для них ощущение нежеланности рождения равнозначно потере любви, а значит, потере базисного чувства безопасности и доверия к миру.
Нежеланных детей можно разделить на 2 категории: первая — это дети, рождения которых не хотели вообще, а также незапланированные по времени так называемые «нечаянные» дети; вторая категория — это дети, нежеланные по полу.
К первой категории можно причислить детей, рожденных вне брака, после изнасилований, несовершеннолетними родителями, в климактерическом периоде (когда беременность вначале считают просто полнотой). Сюда можно отнести детей женщин, которые не хотели рожать от определенного человека, а также детей, из-за появления которых родители были вынуждены жениться. В эту же группу входят незапланированные дети, которые родились в тот же или следующий год после рождения предыдущего ребенка, и те дети, в отношении которых были попытки аборта (просто намерения или действия).
По степени нежеланности по полу самые нежеланные, конечно, это третьи, четвертые (и далее) девочки или мальчики, рожденные подряд. Часто таких детей в России называют именами, которые имеют и женский, и мужской варианты. Например, дочь Александра, Валерия или сын Валентин, Евгений Не так редки случаи, когда, например, разочарованный отец отказывается забирать из роддома пятую дочь, а мама впадает в депрессию от третьего сына.
Особенно тяжело переносится рождение дочерей в венценосных и титулованных семьях в странах, где по закону корона или титулы передаются только по мужской линии.
Однако не всегда нежеланные дети — это нелюбимые дети. Довольно часто они становятся самыми любимыми. Чаще всего, по наблюдениям, становятся самыми любимыми младшие, больные или болезненные дети, похожие на родителей или очень красивые.
Как показывает практика, несмотря на разность судеб, для многих, если не для всех, нежеланных детей свойственны повышенная тревожность и чувство вины за то, что они пришли в этот мир, не оправдав ожиданий своих близких.
Им могут быть присущи чувства одиночества, брошенности и неприкаянности. Они чаще желанных детей испытывают депрессию, аффективные расстройства, немотивированную агрессивность или аутоагрессию (от грызения ногтей до попыток самоубийства), склонность к алкоголизму и другим зависимостям. Согласно некоторым исследованиям, попытками аборта, то есть нежеланностью рождения, объясняются причины некоторых психических заболеваний.
Нежеланные дети чаще желанных бывают ревнивы, обидчивы, неуспешны в любви, семейной жизни. Это происходит потому, что они не могут поверить в то, что заслуживают любовь и своим поведением провоцируют ссоры и расставания, выбирают заведомо неподходящих партнеров.
Важно подчеркнуть, что у нежеланных детей, которых любят родители, особенно оба, перечисленные переживания и свойства характера менее выражены, а перспективы будущего более благоприятны.
Нежеланные дети обычно всю жизнь пытаются, как могут, доказать своим родителям, что они лучше своих братьев-сестер.
В худшем случае одни бессознательно делают это, привлекая внимание родителей болезнями, попытками самоубийства. За желанием получить свою порцию жалости у них может стоять попытка получить от них хоть толику любви. Другие, потеряв надежду на получение любви и внимания родителей, просто становятся несчастными, неудачниками. Некоторые нежеланные дети, не простив родителей, начинают ненавидеть и их, и своих братьев-сестер.
В благополучных вариантах нежеланные дети — самые упорные борцы, которые во что бы то ни стало добиваются успехов ради своей основной цели: доказать родителям, что они ошибались, причислив их к нежеланным. Им важно добиться большего, чем братья-сестры, им кажется, что только так можно заслужить любовь родителей. Нежеланность рождения для таких людей является мотивацией для достижения успеха, своего рода «золотым пинком», стимулом для достижения успехов. Однако при всей своей успешности они могут продолжать ощущать себя одинокими, неприкаянными или агрессивными.
Между тем, известно любопытное наблюдение, что нежеланные дети чаще всего самые заботливые, старательно ухаживающие за больными и престарелыми родителями. Часто родители умирают на руках у нежеланных детей. Таким образом они еще раз доказывают, насколько они были достойны любви и признания. К слову сказать, наследство, однако, достается, как правило, желанным детям.
Что касается нежеланных детей по полу, они, кроме всех перечисленных проблем, могут иметь проблемы половой и сексуальной идентичности, то есть иметь склонность к гомосексуализму, транссексуализму, трансвестизму, страдать различными сексуальными расстройствами.
О том, как нежеланность рождения может негативно влиять на судьбу человека, говорит такой пример из психотерапевтической практики.
Молодая, глубоко несчастная женщина жалуется на то, что все мужчины ее бросают. Оказалось, что она по рождению вторая дочь. Отец так хотел сына, что до 5 лет называл ее сынком и старался, вопреки ее протестам, воспитать из нее «настоящего мужчину». В результате такого воспитания его любимая дочка стала нервной, неуверенной, несчастной женщиной, которая до психотерапии даже не могла родить. Она всегда жила с чувством вины перед отцом и любимыми мужчинами, боялась потерять их любовь. И всегда ее все бросали, кроме отца, которого она и любила, и ненавидела одновременно.
А вот насколько сильно нежеланность рождения ребенка влияет на его судьбу, зависит от многих факторов. Кроме любви родителей, это и воспитание, и социальное окружение, а также особенности нервной системы и способы реагирования организма на стрессы, психотравмы. Так что нельзя сказать, что нежеланные дети — всегда несчастные люди, хотя нежеланность рождения всегда в какой-то мере влияет на судьбу.
Иногда только осознание того, что все их проблемы объясняются всего лишь нежеланностью рождения, некоторым людям помогает по-новому оценить свои поступки, отношения, прошлую жизнь и настоящее. В сложных случаях, конечно, не обойтись без психотерапии.
Психологические особенности нежеланного ребенка в семье
Екатерина Силивертстова
Психологические особенности нежеланного ребенка в семье
Нежеланный ребенок в семьепоявляется по множеству причин: желание одного из супругов, способ сохранения семьи, удержания спутника рядом; незапланированная беременность, насилие; материальный мотив. Еще случай, когда чувства матери к ребенку изменяются под влиянием постродовой депрессии. Все это приводит к тому, что ребенок рождаясь испытывает непреодолимую потребность в материнской любви, но не чувствует, не получает обратной связи. Ребенок растет как будто в вакууме. В окружении ребенка нет проявлений любви и заботы, мать не испытывает к нему никаких нежных, теплых чувств.
Не обязательно, эта семья будет из разряда «социально неблагополучных». Внешне это будет обычная семья, где родители обеспечивают своих детей, осуществляют уход за ними, по мере сил занимаются воспитанием. Но почему-то реакция ребенка не соответствует желаемой. Родители не понимают причин бесконечного детского непослушания, частых капризов, истерик, проявления агрессии к другим детям, к матери, отцу, братьям и сестрам.
А все почему? Потому что базовая потребность ребенка в любви и привязанности никуда не делась. Она осталась не удовлетворена.Ответьте себе на вопрос: что происходит с Вами, когда Вы не получаете длительное время то, что хотите? А что если это еда или вода, сон, отдых?. Возможно Вы впадаете в отчаяние или начинаете наоборот усиленно искать удовлетворение своих потребностей, начинаете замещать это другим, злитесь, кричите.
Что же происходит с ребенком, который не получает принятия, любви, внимания и признания своих родителей, в детском саду?. Его потребность в принятии и внимании никуда не исчезает, а часто еще и усиливается, когда ребенок начинает замечать, как другие родители относятся к своим детям. Появляется зависть и злость, нетерпимость к детям, которые в отличие от него растут в условиях полного принятия, любви их родителями и другими членами семьи. Ревность к воспитателю, который распределяет свое внимание на других детей в группе, выделяет кого-то из детей за работу на занятиях. И вот именно здесь мы наблюдаем «беспричинные» вспышки гнева, детского раздражения. Ребенок может сломать неожиданно игрушку, поделку, толкнуть другого ребенка, вступить в драку, кинуть что-то в воспитателя или выразить свою агрессию вербально.
В итоге мы наблюдаем ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы, трудностями в коммуникативной сфере, негативизм, эмоционально-обусловленное снижение интеллектуальных способностей. В этом случае психологической работы с одним только ребенком будет крайне недостаточно, подобным образом мы можем лишь заглушить на какое-то время проявления детской агрессии в саду, но не решить истинную проблему, которая запускает механизм. Для полноценной работы обязательна работа с родителями, необходима коррекция детско-родительских отношений в семье.
Консультация для родителей «Психологические особенности материнства» Как отечественные, так и зарубежные психологи изучали отношения матери и ребенка. Например, исследования Д. Винникотта и Р. Шпица делают.
Консультация «Особенности формирования у ребенка старшего дошкольного возраста представления о семье» Консультация «Особенности формирования у ребенка старшего дошкольного возраста представления о семье» Современные научные данные доказывают,.
Консультация «Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста 2–7 лет» Консультация. Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста (2-7 лет). 2-3 года: В этом возрасте ребенку важно:.
Памятка для родителей и педагогов «Влияние порядка очередности рождения в семье на личностные особенности ребенка» Влияние порядка очередности рождения в семье на личностные особенности ребенка Личностные особенности – это те самые внутренние и глубинные.
Презентация «Психологические особенности возраста старшего школьника» Родительское собрание в 10 классе МОУ СОШ № 51 Психологические особенности старшего школьного возраста «Мы и взрослые» Одна из важных.
Консультация «Психологические особенности детей 6–7 лет» Психологические особенности детей 6-7 лет. Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах,.
Семинар для родителей «Особенности и психологические новообразования у ребенка 3–4 лет» Семинар для родителей Особенности и психологические новообразования у ребенка 3-4 лет В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за.
Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и.
Основные возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста Основные возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста Хронологические границы возрастно-психологических особенностей.
«Нежеланные дети» – кто они? или Для чего нужно сохранять жизнь
Обитель традиционно помогает людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: одиноким женщинам, сиротам, родителям детей-инвалидов. Ежедневно матушка становится свидетелем тому, что каждую, даже самую трудную жизнь можно наполнить радостью и прожить достойно. А это значит, что у каждой жизни есть смысл. А потому наши вопросы к ней о самом главном: почему нужно дарить жизнь и сохранять жизнь даже тогда, когда близкие люди и обстоятельства оказываются против?
— Матушка, словосочетание «нежеланный ребенок» прочно вошло в лексикон современного светского человека. Этот термин активно используют врачи, которые дают женщинам направление на аборт. Но что, по Вашему мнению, на самом деле означают эти слова? Имеет ли, образно говоря, право на жизнь такое определение?
— Для меня словосочетание «нежеланный ребенок» — очень страшные слова. В нашей семье все дети были очень желанными. Одно из ярких воспоминаний моего детства: возвращаясь каждый день домой — с занятий ли, с прогулки ли, — я видела светящиеся окна своей квартиры на 9-м этаже. Глядя на них, всегда становилось спокойно: там тебя любят и ждут. И мне всегда хотелось идти домой, где бы я ни была. И, если мне приходилось где-то задерживаться, я переживала только об одном — что дома ждут и волнуются.
— Вам, наверное, нередко приходится отвечать на вопросы, почему нельзя делать аборты и зачем нужно рожать детей. Что Вы говорите женщинам, которые их задают?
— Ко мне с такими вопросами обращаются крайне редко: ведь мы живем в монастыре. Для любого православного человека понятно, что дети рождаются не потому, что нам этого захотелось или не захотелось, — жизнь дает Господь. И если женщина пытается воспрепятствовать своему ребенку родиться, она нарушает заповедь «не убий».
— Современная медицина развивается стремительно, и сегодня беременная женщина по анализам может понять, здоров ли ее ребенок. Может и избавиться от него, если ребенок болен. Подобный поступок не считается безнравственным в современном светском обществе, и порой такие решения принимают совестливые в других жизненных вопросах люди. Как Вы думаете, почему это происходит?
— На этот вопрос по-разному отвечают люди, имеющие разное мировоззрение. С точки зрения православного человека, как мы уже говорили, детей дает Бог. Господь не делает ошибок и дает каждому из нас именно то, что ему нужно. Это очевидно для христиан. Наверное, это также очевидно для людей, которые любят друг друга и понимают, что ребенок — это плод их любви, и каким бы он ни был, они готовы полюбить его и сделать дни или годы его жизни счастливыми и наполненными радостью. Для православных очень важно окрестить ребеночка. Пусть он проживет несколько дней или несколько лет, но в его появлении на свет всегда есть смысл. Но если человек отказывается преодолевать трудности, то он лишает себя возможности развиваться духовно.
Очевидно, что один из факторов, подталкивающий родителей сделать аборт по результатам анализов или отказаться от больного ребенка в роддоме, — это социальная незащищенность инвалидов. Хотя сейчас много делается для того, чтобы помочь семьям вырастить таких детишек, тем не менее пока этого недостаточно. Мама ребенка с инвалидностью не должна оставаться одна со своей бедой, она не должна погружаться в вакуум, ей жизненно необходимо понимать, что вокруг нее есть люди и организации, которые готовы ей помочь.
Проблемы у мам возникают еще в роддоме. Узнав о рождении ребенка-инвалида, женщина оказывается в состоянии шока, которое возникает независимо от того, знала она об этом заранее или нет. Именно в этот период ей нужна поддержка, на которой должны сконцентрироваться окружающие ее люди, чтобы донести до нее очень важную мысль: не стоит принимать поспешных решений. «Не только у тебя такой ребенок, — надо сказать маме. — Каким бы он ни был, он все равно замечательный, он твой, такого тебе дал Господь. Давай мы тебе поможем. Поедем в реабилитационный центр, найдем хороших врачей, может быть, сделаем операцию. Но даже если ничего нельзя сделать, давай потрудимся вместе, чтобы то время, которое он проживет на свете, ему было хорошо». И если мама услышит эти слова, есть вероятность, что она не откажется от своего ребенка. Хотя бы даже потому, что люди сопереживают ей и поддерживают ее.
— Марфо-Мариинская обитель милосердия традиционно занимается социальной и благотворительной деятельностью. В поле Вашего зрения много людей, чьи дети больны, однако родители не избавились от таких детишек, не бросили их. Скажите, есть ли радость в общении с больным ребенком?
— Любая мать, любящая свое дитя, любит его несмотря на все его недостатки — ее любовь не зависит от того, каков ее ребенок. А мать, воспитывающая ребенка-инвалида, любит его даже больше, поскольку больше уделяет ему времени, больше о нем заботится.
Когда видишь впервые некрасивого человека, в глаза бросаются внешние его недостатки. Но достаточно скоро, познакомившись с этим человеком, ты вовсе перестаешь их замечать, поскольку общаешься с его душой, которая может быть прекрасна. Так бывает и с детьми инвалидами: те, кто общается с ними, очень скоро перестают замечать их внешние недостатки и подпадают под воздействие их чистоты и радости.
Задача привить ребенку-инвалиду какой-нибудь навык по сути ничем не отличается от задачи научить здорового ребенка, например, танцевать. Единственное отличие — в отсутствии быстрого результата. Со здоровым ребенком иногда достаточно совсем немного позаниматься, и результат станет заметен. А если мы возьмемся учить ребенка-инвалида, например, держать в руках ложку — это может быть очень долгий процесс. Бывает так, что мы пытаемся научить ребенка-инвалида сидеть, но он научится только переворачиваться. Однако для него это будет огромный результат, очень важный и для его физического состояния: ведь если он научился сам менять положение своего тела, у него уже не будет пролежней. И этот небольшой результат становится поводом для большой радости, ведь это еще одна маленькая победа.
Любая мама, у которой ребеночек с особенностями, может рассказать очень много хороших и добрых историй, поделиться радостными переживаниями от жизни. И ни одна семья не может быть счастлива, если родители отказались от больного ребенка.
Надо только заметить, что большинство мам ведь не хотят отказываться от больных детей, но уже в роддоме их начинают к этому подталкивать. Это удивительно, но такое происходит в наши дни. Мы работаем с детишками с синдромом Дауна, и могу сказать, что 90% детей остались в роддоме по той причине, что матерей уговорили отказаться от них. Причем уговорили, используя самые нечистоплотные методы: их убеждали, что ребенок умрет, не проживет и нескольких дней, что он никогда не встанет на ноги, будет, как сейчас говорят, «овощем» (ужасное слово!). Хотя дети с синдромом Дауна имеют огромный потенциал.
У нас был такой случай: как-то мы написали одной семье, чей ребенок находился у нас, и родители, узнав, что девочка жива, буквально примчались сюда. Они были в полной уверенности, что их дочь умерла. В слезах, держась за руки, муж и жена пришли с непоколебимым желанием забрать своего ребенка и рассказали нам жуткую историю. Оказалось, что, когда девочка родилась, врачи сказали маме, что ребенок очень слаб и что он не выживет, поэтому лучше его оставить в роддоме. Мама находилась под действием информации, что у нее родился ребенок с синдромом Дауна и он скоро умрет, а отца почему-то к ней не пускали. Ему тоже сказали, что ребенок болен, и заставили подписать заявление об отказе. Это было всего четыре года назад.
После приезда к нам эти родители буквально в считанные недели собрали все документы и взяли девочку домой. Сейчас они счастливы, присылают нам замечательные фотографии. В семье есть еще старший ребенок, который опекает свою сестричку и радуется, тому, что она у него появилась. Он просил маму с папой родить ему братика или сестренку, и вот теперь это счастливая семья.
Для православных людей выбор в таких ситуациях более очевиден. Как это? Целых два дня он будет жить! Да мы же можем его покрестить, похоронить по-христиански; конечно, отдайте нам ребенка. Пусть хоть два часа проживет!
— Скажите, куда может обратиться за помощью женщина, которая, вопреки обстоятельствам и мнению близких, принимает решение сохранить ребенка? Есть ли своя горячая линия в церковной структуре?
— Да, конечно. Можно обратиться за помощью через сайт Синодального отдела по благотворительности и социальному служению «Милосердие.ру». На сайте есть полная информация. В нашей обители также есть справочный телефон Службы милосердия, куда любой человек может позвонить и рассказать о своей беде. Операторы переадресуют звонок профильному специалисту.
Звонки мам, находящихся в кризисных ситуациях, сразу поступают в «Дом для мамы», где женщина может проконсультироваться со специалистом, который объяснит, что необходимо делать. Действительно, бывают вопиющие случаи, когда маму, желающую сохранить ребенка, не поддерживают родственники, и она вынуждена уйти из семьи, чтобы выносить и родить ребенка. «Дом для мамы» принимает таких женщин, и они живут там до рождения ребенка. Им помогают и после родов, да и потом стараются каким-то образом устроить жизнь этих семей.
— И даже мест на всех хватает?
— Нет, мест недостаточно, но сейчас, к счастью, и во многом благодаря пристальному вниманию к этой проблеме Святейшего Патриарха подобные дома открываются практически во всех регионах. Поэтому, когда к нам обращаются кризисные мамочки, а места в московском «Доме для мамы» заняты, мы имеем возможность перенаправить их в Иваново, Владимир, Кострому. Оплачиваем переезд, договариваемся с региональной организацией, и мамы едут туда и получают помощь.
— Еще одна важная проблема — это малообеспеченные семьи. Мы знаем, что в православных семьях родители не пользуются средствами контрацепции. Государство, декларируя необходимость улучшения демографической ситуации в нашей стране, к сожалению, пока не помогает или недостаточно помогает многодетным семьям. Христиане, конечно, дают возможность появиться на свет и третьему, и четвертому ребенку. Но если человек не имеет веры, то едва ли можно адресовать ему запрос общества о необходимости участия в увеличении численности населения. И получается, что на нужды общества откликаются православные люди, но общество (читай — государство) их нужды оставляет без внимания. Как можно помочь таким семьям?
— Конечно же, таким семьям нужна государственная поддержка. Проблемы, которые перед ними стоят, только за счет церковной благотворительности в полном объеме решить невозможно. Мы работаем с просителями и стараемся помогать всем, но мы не можем качественно изменить положение многодетных семей. Таким семьям, как правило, не хватает жилплощади, им нужны денежные средства, няни. Перед мамой в многодетной семье стоит очень непростая задача: одного ребенка нужно отвезти в школу, другого — на секцию, третьего — на музыку, четвертого — к врачу. При этом у мамы на руках есть еще и младшие дети: может быть грудной ребенок и ребенок постарше, который только что научился ходить и стремится залезть всюду, куда у него получится. Со всеми детьми мама должна погулять, всех накормить (сходить в магазин за продуктами, приготовить обед), за всеми постирать; кому-то мама должна помочь выучить урок по музыке, кому-то — по английскому, с кем-то разобрать задачу по физике. Когда старшие дети подрастут, конечно, они помогают маме в ее заботах, но и им тоже мама должна уделять не меньше времени, чем младшим. Когда с работы вернется муж, его тоже нужно встретить, накормить ужином — ведь на его плечах лежит задача прокормить большую семью, и иногда для этого приходится совмещать два или три места работы, так что домой он приходит очень усталый. Я не понаслышке знаю, как живут многодетные семьи. Многие из них экономят каждую копейку, выкручиваются, приспосабливаются, но это очень тяжело как для родителей, так и для детей.
Мы, со своей стороны, насколько можем, конечно же, пытаемся помогать многодетным. Помимо оказания продовольственной и материальной помощи, помогаем решать проблемы со здоровьем, через Православную службу помощи «Милосердие» подбираем нянь. В этой службе есть особые курсы по подготовке нянь.
Было бы хорошо, чтобы таким семьям помогали прихожане того храма, в который они ходят. У кого нет возможности помогать финансово, могут помочь погулять с детьми, отвезти кого-то из детей на занятие.
— Церковь призвана оказывать, прежде всего, духовную поддержку людям, которые несут свой крест, сохраняя жизнь детям, не отказываясь от больного ребенка. В чем конкретно она заключается, расскажите, пожалуйста.
— Когда к нам приходят родители больного ребенка, мы на самом деле очень мало что можем сделать: мы не можем ни вылечить ребенка, ни удовлетворить все нужды семьи. Однако мы можем сделать другое — указать им путь в Церковь, путь к Богу. Здесь семья может научиться правильно понимать происходящее, понимать смысл страдания как средства для очищения души, понимать, для чего оно посылается. Ведь любую ситуацию легче перенести, когда ты понимаешь, зачем так случилось. Например, если человек теряет ногу на войне, ему легче принять это, чем если он потерял ее в результате какой-нибудь бестолковой оплошности. Поэтому если человек начнет понимать, для чего Господь посылает ему то или иное испытание, ему гораздо легче будет его принять и понести.
Церковь всегда поддерживала, утешала тех, кто в этом нуждался, а в наше время всем людям нужны утешение и любовь — не только тем, у кого какие-то большие сложности.
Одна из проблем, которая всегда мучает родителей детей-инвалидов, — неустроенная будущность их детей. Что станет с ребенком, когда ты умрешь? Скорее всего, он попадет в интернат, где о нем некому будет позаботиться. Эта безысходность тяжелым камнем ложится на плечи семьи, и кажется, что нет никакого выхода. Только в Церкви человек может понять, что есть Божественный Промысл и Господь устроит все так, как для нас полезнее.
Нужно понимать, что социальная деятельность Церкви не может и не должна заменить государственную помощь и поддержку, в первую очередь, материальную, поскольку у Церкви — иные задачи. Церковь призвана помогать человеку в его духовной жизни.