Как понять что ты суицидник тест
Тест на суицид
93/99. даже антидепрессанты с нейролептиками не действуют. Я уже не знаю что мне поможет, я уже готова сдаться..
65 и это прямая дорога к психотерапевту, но я не думаю что что- то изменится.
90% Я и правда не желаю всего этого.
57 баллов. Мне трудно оттолкнуть мысли о самоубийстве, но даже не знаю как избавиться. Только через решение проблемы физически. А если обратиться к специалистам? Думаю, мне помогут. Но как просить родителей сводить меня к ним? ведь я ещё ребёнок, они могут не так понять.
Твоя мама, в силу загруженности или усталости или просто не понимания проблемы- может не замечать того, что с тобой происходит. Она может считать что дала тебе лучшую жизнь, чем была у нее. Она просто может не понимать что с тобой происходит. А еще, может твое мнение о ней сложилось под тяжестью твоего настроения. Поговори с ней, скорее всего она захочет тебе помочь. В школе нет у вас психолога? Сходи к нему. Есть бесплатные, анонимные горячие линии помощи подросткам, есть бесплатные психологи. Найди в интернете и сделай это для себя- позвони на горячую линию. Пожалуйста! Я чужой человек, но мне очень жаль тебя, что столкнулась с такой проблемой.
Обратись в бесплатную, анонимную психологическую помощь. Горячая линия. Она есть и для детей и подростков, есть для взрослых. С этого проще начать зная, что тебя не видят и ты в безопасном для тебя месте. Там работают профессионалы, они посоветуют как лучше поступить, помогут. Погугли в своем городе или регионе.
86 баллов
Депрессия склонность к суицидальным попыткам
Без комментариев… Это правда
«Не время умирать»: как распознать и предотвратить суицид
Суицидальные мысли хоть раз в жизни посещают многих, и это не говорит о чем-либо угрожающем. Тем не менее, если эти мысли становятся настойчивыми и человек видит в совершении самоубийства способ выйти из трудной жизненной ситуации, — стоит заволноваться и предпринять действия, направленные на предотвращение непоправимого. Как можно действовать, рассказывает психотерапевт.
Алена Голзицкая, научный сотрудник Психологического института РАО, системный семейный психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter
Что такое суицид
Суицид (самоубийство) — это преднамеренное лишение себя жизни. Мировая статистика самоубийств у большинства исследователей этой проблемы не вызывает доверия. Так, по официальным данным, в России в 2017 году от суицида погибло 7529 человек, а в 2016-м — 8972. Вероятнее всего, реальные цифры в десятки раз больше, но из-за особенностей законодательства и иногда в связи с другими обстоятельствами происходит неверное установление причин смерти человека, что существенно влияет на статистические данные.
Виды суицида
Грустно осознавать, что люди могут идти на такие рискованные шаги, чтобы обратить на себя внимание тех, кто рядом.
Мысли о суициде
Как правило, устойчивые мысли о самоубийстве имеют люди, которые некоторое время находятся в трудно переносимой для себя ситуации — например, после значимых утрат (близких, положения, источника средств к существованию и так далее) или насилия (морального или физического). Таким людям может казаться, что они не справляются, все бессмысленно, они никогда не обретут почву под ногами и никогда уже не будут жить как прежде.
На самом деле, чаще всего это катастрофизирующие мысли, слишком усугубляющие ситуацию. И даже если все действительно плохо, можно облегчить страдания и найти варианты того, как сделать свою жизнь лучше. Но некоторым людям трудно увидеть позитивные перспективы, особенно если у них нет поддерживающего окружения.
Если у вас часто возникают мысли о нанесении себе непоправимого вреда и возникают они не просто так, а потому, что вы действительно запутались, отчаялись, ощущаете душевную боль, не видите иного способа справиться с тяжелыми обстоятельствами, — обратитесь к психологу, психотерапевту или к близкому человеку, если нет иной возможности. Наконец, всегда доступны телефоны экстренной психологической помощи.
Признаки, позволяющие заподозрить вероятность совершения суицида
Как говорить с человеком, который собирается совершить суицид
Не бойтесь, что спровоцируете человека на активные действия. Чаще всего люди стараются не делиться своими тяжелыми мыслями о суициде, боясь напугать близких. Обнаруживая свои подозрения, вы снимаете сильную напряженность вокруг этой темы.
Помните, что, если человек действительно думает о нанесении себе непоправимого вреда, вы сможете ему помочь, только если откровенно поговорите и услышите об этом от него самого.
Во время такого разговора не пытайтесь обесценить тяжелые переживания, стоящие за мыслями о суициде. Говорите с близким в поддерживающей манере, не стремитесь сразу же переубедить его — это, скорее всего, невозможно сделать здесь и сейчас.
Подтвердите, что сочувствуете его состоянию, ни в коем случае не стыдите близкого и не выражайте открытую агрессию.
Постарайтесь дать близкому понять, что вы рядом, готовы его поддержать, что поможете ему как минимум найти нужного специалиста — психотерапевта или психолога, с которым он сможет обсудить свое состояние и получить профессиональную помощь.
Существуют ситуации, в которых ваша помощь может быть критична, например:
В таких ситуациях постарайтесь не оставлять человека одного. Если он наблюдается у психотерапевта, вы можете побудить близкого вам человека позвонить или написать специалисту или сделать это самостоятельно, если близкий это сделать не в состоянии. В России существует скорая психиатрическая помощь, позволяющая госпитализировать человека в случае, если он опасен для себя или окружающих.
Подростковый суицид
В чем особенности подросткового суицида? В том, что подросток, в отличие от взрослого, не в состоянии адекватно оценить возможные последствия своего поведения. Подростки часто ждут от суицида «второго рождения», подразумевающего, что окружающие переоценят свое отношение к нему, «все поймут и пойдут навстречу», «пожалеют о своем отношении или поведении».
Еще одно отличие — в том, что категоричность и импульсивность, часто свойственные подросткам, могут вести к тому, что причинами суицидальных попыток становятся несущественные (особенно с точки зрения взрослых) причины. Например, конфликт с одноклассниками или учителями, невзаимная влюбленность, проблемы в отношениях с родителями.
Также особенностью подросткового возраста является склонность к рискованному поведению — подростки пытаются нащупать для себя границы дозволенного, иногда переходя их. В результате они могут рисковать жизнью, и этот риск зачастую фатален.
Основные причины, побуждающие подростков к совершению суицида:
Депрессия и суицид
Одной из самых частых причин совершения суицида в мире является депрессия. Люди, страдающие этим психическим расстройством, предрасположены к частым и настойчивым размышлениям об отрицательных сторонах реальности, к тому, что они начинают ненавидеть себя, не стремятся общаться с окружающими, не обращаются к ним за помощью, чувствуют бессмысленность происходящего и, как результат, — всерьез задумываются о добровольном уходе из жизни.
Особенностью суицида депрессивных больных является то, что они часто совершают попытку самоубийства в первые недели после назначения медикаментозного лечения. Это происходит потому, что к человеку, ранее не имевшему сил для самоубийства, они, наконец, начинают возвращаться. Именно поэтому рекомендуется обязательно сочетать лекарственную терапию с психотерапией и иметь возможность экстренно обратиться к специалистам в случае, если вы или ваш родственник начали лечение от депрессивного расстройства.
Доведение до суицида
Доведение до самоубийства является уголовно наказуемым преступлением. Среди наиболее распространенных причин — длительные конфликтные ситуации в семейных и партнерских отношениях, которые приводят человека к ощущению безысходности. Поводом к совершению самоубийства нередко является преступное, аморальное поведение кого-то из родственников. Подавляющее большинство (87%) преступлений, связанных с доведением до суицида, совершено в ходе жестокого обращения в семье и систематического унижения человеческого достоинства.
Среди факторов, способствующих доведению до самоубийства, можно отметить и систематическую травлю в коллективе (учебном или рабочем), а также намеренное влияние на еще формирующуюся детскую психику материалов «групп смерти» в интернете.
В последнем случае родителям очень важно всегда быть в курсе происходящего в жизни ребенка, особенное внимание уделять возможным резким перепадам настроения, навязчивым страхам, стремлению подростка к резкому обособлению или особой скрытности. Общение с ребенком в доверительной манере на повседневной основе может быть хорошей профилактикой возникновения, в том числе, суицидального поведения.
Почему самоубийство — не выход
Самоубийство никогда не может быть выходом из сложной ситуации, хотя бы потому, что всегда есть несколько возможных вариантов того, как ее можно разрешить. Даже если речь идет об огромной потере — например, близкого или дорогого человека, жизнь без которого не представляется возможной, — все равно когда-нибудь наступит день, когда станет легче и ситуация не будет выглядеть беспросветно.
Это актуально и для всех остальных жизненных трудностей. Суицидальным мыслям и попыткам очень способствует ощущение, что позитивных изменений никогда не случится. Но это неправда. Человеческие эмоции имеют волнообразную конфигурацию: если вы испытали чувство отчаяния, рано или поздно оно обязательно потеряет свою насыщенность. В нашей природе заложено умение приспосабливаться ко всему — даже самому ужасному. Это значит, что со временем неизбежно произойдет адаптация и человек научится жить в новых условиях.
Если вам или кому-то из ваших близких необходима срочная помощь психолога, вы можете воспользоваться этими телефонами или найти горячую линию экстренной психологической помощи в вашем городе.
Служба экстренной психологической помощи МЧС России: +7 (495) 989-50-50
Круглосуточный телефон доверия для пострадавших от насилия центра «Анна» (включен в реестр НКО, выполняющих функцию иноагента): +7 (800) 700-06-00
Бесплатная экстренная психологическая помощь «Ярославна» при Институте практической психологии и психоанализа: +7 (495) 120-16-60
И помните: абсолютно ничего нельзя изменить лишь в одном-единственном случае — если нас физически не стало. Пока мы живем, можно найти множество выходов и путей развития. Наша жизнь и без того быстротечна, а мир — слишком интересен и разнообразен, чтобы покидать его раньше срока.
«Диагностические методики суицида» Педагог-психолог
Технология диагностики суицидального поведения
Диагностика опасности СУИЦИДА
Разработанный план и метод суицидальных действий
Наличие попыток самоубийство в прошлом
Наличие события, побудившего к выбору аутоагрессивного поведения
Наличие подготовительных процедур к концу жизни
В диагностическом плане специалисту важно (Касен Г.А. с.83-85):
Подобрать конкретные методики для обследования подростка.
Организовать наблюдение за состоянием и развитием подростка.
Проводить сравнение показателей.
Вывести определенные нормативы по различным отслеживаемым психологическим параметрам развития подростка.
Подбирая диагностический инструментарий, важно изучить по следующим параметрам (с.91):
Внутреннюю позицию подростка.
Систему социальных отношений.
Положение в системе социально-экономических отношениях.
Положение в системе внутрисемейных отношений.
Положение в системе внутригрупповых отношений со сверстниками (статус, роли, наличие друзей).
Особенности поведения в ситуации взаимодействия
Особенности познавательной деятельности
Особенности системы отношений подростка к миру и самому себе.
Диагностические методики по выявлению суицидального риска
Методики для определения степени выраженности суицидальных намерений:
Цветовой тест М. Люшера. Позволяет определить психоэмоциональное состояние и уровень нервно-психической устойчивости, степень выраженности переживаний, особенности поведения в напряженных ситуациях и возможность самостоятельного выхода, склонность к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Предназначен для взрослых и детей с 5-ти лет. Выраженным признаком риска суицидального поведения является выбор группы +7+4 – «Старается избавиться от проблем, трудностей и напряжения с помощью непоследовательных и неожиданных действий. Отчаянно ищет пути избавления, способен на опрометчивые поступки вплоть до самоубийства».
Тест выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич. Используется для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся 5-11 классов.
Методика ПСН В.Войцех, А.Кучер, В. Костюкевич (детский вариант) ( Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер)
Методика «Незаконченные предложения», вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева. Может использоваться для учащихся с 1-го класса. Позволяет оценить отношение к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным целям.
Методика диагностики суицидального поведения Горской М.В. Предназначена для подростков 16-17 лет.
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е. Предназначен для выявления акцентуаций характера у подростков 14-16 лет. Риск развития саморазрушающего поведения характерен для неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным.
Опросник Басса-Дарки. Позволяет определить выраженность аутоагрессии, самообвинения, чувство угрызения совести. Предназначен для детей подросткового возраста.
Для определения стратегий психологической помощи в рамках комплексного сопровождения учащихся кроме вышеперечисленных методик также могут использоваться:
Диагностическая анкета определения критических ситуаций подростков
Шкала социально-психологической адаптации (СПА)
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К.Роджерса и Р.Даймонда
Проективный вектор суицида. А.Н. Моховиков
Тест «Ваши суицидальные наклонности» З. Королёва
Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой
Методика «Тревога и депрессия»
Методика определения уровня депрессии В.А.Жмуров
Тест школьной тревожности Филипса
Методика «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально- ситуативной тревоги» Кондаша (1973).
Характерологический опросник К. Леонгарда
Метод незаконченных предложений
Диагностическая анкета определения критических ситуаций подростков
Шкала социально-психологической адаптации.
Методика «Дерево с человечками» Д. Лампенов
Шкала суицидальных мыслей А.Бека
Шкала выраженности суицидальной активности А.Г.Амбрумовой
Метод Роршаха в рамках Интегративной системы Д.Экснера
Проективная методика «ВАШИ СУИЦИДАЛЬНЫЕ НАКЛОННОСТИ»
Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Задание такое: закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам понравилась.
Психодиагностические методики должны использоваться выборочно, соответствовать возрасту несовершеннолетних и задачам обследования.
Ключ к тесту «Ваши суицидальные наклонности»
Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.
Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.
Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля.
Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, — это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности.
Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.
Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.
Тест «ВАШИ МЫСЛИ О СМЕРТИ»
Перед вами фигура, несущая в себе символическое значение смерти. Эта картина явно не закончена, в ней не хватает каких-то важных деталей.
Дорисуйте недостающие Фрагменты, завершите картину смерти.
Ключ к тесту «Ваши мысли о смерти»
Если вы НЕ СТАЛИ ПРОРИСОВЫВАТЬ ДЕТАЛИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы не любите размышлять о смерти, для вас это пока отвлеченная тема, философская. Вы гоните от себя черные мысли, предпочитая держать в голове радости жизни, а не горести смерти.
Если вы ТЩАТЕЛЬНО ПРОРИСОВАЛИ ВСЕ ДЕТАЛИ ДАННОЙ ФИГУРЫ, превратив ее в СТАРУХУ С КОСОЙ, ИЛИ ЖЕНЩИНУ В БЕЛОМ САВАНЕ, или в другого подходящего персонажа, то это говорит о том, что вы не боитесь смерти, вы понимаете, что так устроена жизнь и все живые существа когда-нибудь умрут. Разумеется, подобные мысли вас не радуют, однако печалиться по этому поводу вы тоже не желаете. У вас здоровое отношение к вопросу смерти.
Если вы ПОЛНОСТЬЮ ЗАКРАСИЛИ СИЛУЭТ И ПРИРИСОВАЛИ К НЕМУ КАКИЕ-ТО ДЕТАЛИ (КОСУ ЗА СПИНОЙ ИЛИ ПРОФИЛЬ), то это выдает ваше болезненное отношение к смерти. Вы часто размышляете на эту тему и нервничаете. Возможно, у вас были в жизни тяжелые утраты, которые не прошли для вас бесследно, вы боитесь смерти и ненавидите ее.
Если вы ПРИЧУДЛИВО РАСКРАСИЛИ СИЛУЭТ (УЗОРЫ, ПОЛОСКИ), то это значит, что вы одержимы мыслью о смерти, она представляется вам желанной и загадочной, таинственной и влекущей. Вы все время задаетесь вопросом: существует ли загробная жизнь? Ваш ищущий ум не остановился пока ни на одной из вер, вы находитесь в постоянном поиске, анализируете все сведения, хотите приподнять завесу над этой тайной. Пока вы заняты теоретическими изысканиями, все нормально, для вас нет никакой опасности. Только не переходите к практическим опытам.
Чем подробнее и четче нарисованный вами ФОН, тем больше времени вы проводите в размышлениях о смерти. Если вы ФОН НАРИСОВАЛИ ЯРЧЕ, ЧЕМ ОСНОВНУЮ ФИГУРУ, то это значит, что вы настроены пессимистично, возможно, размышляете о своей горькой участи и несправедливости жизни.
Если вы РАЗДЕЛИЛИ ЗАДАННУЮ ФИГУРУ НА НЕСКОЛЬКО ФИГУР ПОМЕНЬШЕ, передав их во ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (ЛУНА НАД ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА, СТОЯЩЕГО НА СВЕЖЕВЫРЫТОЙ МОГИЛЕ, и т. д.), то это выдает в вас творческого человека. Вы даже к вопросу смерти подходите с оригинальных позиций, вам нравится разговаривать на эту тему, выслушивать разные точки зрения. Вы еще не составили окончательного мнения на этот счет. Вы не боитесь смерти, но уважаете ее.
«Где Вы на этом дереве?»
«Где Вы на этом дереве?»
Закрасьте свою позицию
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают люди с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
Позицию № 16 люди не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Что у вас получилось? У вас какая позиция?
Методика «Окна возможностей» (Истории моей жизни)
Арт-терапевтический тест для анализа текущего психологического состояния.
Вариант 1. Изучить психологический климат в классе.
Картина «Чем вы довольны». 2 картина «Чем вы недовольны» к картина «К чему вы нейтральны».
Варианты анализа рисунков
1 вариант. Н икакого обсуждения. Рисунки «сдаются» Ведущему, который был в них заинтересован, а Ведущий анализирует полученные рисунки самостоятельно.
2 вариант. Все собираются в круг (сидя на полу) и каждый по очереди кладёт свою картину в центр этого круга. Остальные пытаются угадать «зашифрованные» на картине мысли. Автор картины в то время молчит, не имея права голоса. После того, как обсуждение картины заканчивается, Автор картины даёт свои собственные комментарии.
Вопросы для шеринга, завершающего арт-терапевтический тест:
Что было самым важным?
Как я себя сейчас чувствую? (Вопрос к каждому)
Что я ещё хочу сказать?
Техника «Пуговичная терапия» (Мадалиева З.Б.) (работа в парах. Расскажите о семье).
Техника снимает напряжение, развивает головной центр.
Варианты. 1. Выберите героя и расскажи о нем. 2. Сочините сказку. 3. Найди пуговицу, которая похожа на тебя. 4. Расскажи о своей семье (В плане диагностики можно вытащить большой пласт). 5. Создайте мандалу. 6. Символ горы. Расписываются пошаговые шаги восхождению к успеху. 7. Коврик массажный. 8. Пуговица талисман на счастье и удачу.
Сделайте подборку диагностических методик по выявлению суицидального поведения подростка
Проективная методика «Человек под дождем»
Этот простой и очень красноречивый тест был разработан двумя психологами — Е. Романовой и Т. Сытько. Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать:
возможности человека к адаптации и
его устойчивость к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций.
Предложите человеку нарисовать два рисунка на двух листах бумаги.
«Человек под дождём».
Ничего не объясняйте, никак не стесняйте фантазию «художника». Просто попросите нарисовать две картинки на свой вкус. Эти картинки могут быть объединены общим сюжетом, а могут быть и никак не связаны между собой по смыслу.
То есть рисовать можно как историю из двух частей про одного и того же персонажа, так и двух разных людей, двух разных героев.
Чем свободнее будет художник — тем точнее будет тест.
Ну а теперь — приступаем к анализу полученного материала.
Рисунки рассматриваются в сравнении.
Дождь — это та самая стрессовая ситуация, выраженная на языке символов.
Смотрим внимательно на двух человечков. По тому, как меняется персонаж от первого рисунка ко второму, мы делаем выводы об
— отношении художника к жизненным трудностям,
— о способах, которыми он эти трудности обычно преодолевает.
Обычно картинки получаются настолько красноречивыми и символичными, что понять их и проинтерпретировать способен даже неспециалист.
Некоторые рисунки показывают — насколько не сформированы у тестируемого навыки конструктивного реагирования на стрессовые ситуации.
Часто приводят в качестве примера следующую серию рисунков.
На картинке « Человек » автор рисует весело улыбающегося славного морячка, твёрдо стоящего на ногах.
Однако на второй картинке, « Человек под дождём », Автор изображает следующую сценку: лежащая под скамейкой фигура, укрытая газетой, в фигуре угадывается типичный бомж.
Рисуя эту сценку, человек (как ему кажется) просто пошутил! Однако в этой шутке есть только доля шутки.
Сравнивая два рисунка из серии, обратите внимание на следующие характерные изменения:
Как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены дождевые капли);
Изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Это укажет нам на способ реагирования — по «женскому» или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности;
Изменяется ли возраст человечка? Соответствует ли примерный возраст человечка возрасту самого художника? Регресс в детство — покажет изображённый на картинке взрослого человека ребёнок. Если на картинке ребёнка или подростка изображён взрослый человек или старик — это расскажет о том, кому из старших родственников склонен подражать ребёнок, решая свои проблемы.
Изменяется ли размер фигуры? Очень миниатюрная фигура во второй картинке говорит о низкой стрессоустойчивости, о ранимости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности.
Очень много могут рассказать и прочие важные детали рисунка.
Появление на картинке — туч, скажет нам о том, что человек хорошо знаком с основным источником своего стресса и постоянно о нём думает.
Лужи — скажут нам о том, что человек уже давно пребывает в стрессовой ситуации, о том, что его стресс принял хроническую форму.
Обратите внимание на средства защиты от дождя — зонт, плащ, дом, остановочный комплекс и т.п.
Это либо признак чрезмерного невротического желания защищаться от жизненных невзгод («человек в футляре») либо продуманность в подходе к жизни — продуманность до мелочей.
Ну и, наконец, обратите своё внимание на стиль поведения «человека под дождём», на эмоции фигурки — радостный ли человечек, удручённый ли, активный, прячущийся.
Этот тест можно рисовать как цветными карандашами, так и упрощённо, в чёрно-белом варианте. В этом последнем случае Ваша задача как интерпретатора облегчается — Вам не нужно будет дополнительно изучать цвета этой спонтанной проекции.
Методика «Человек под дождем» помогает определить силу характера человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Как человек справляется с трудностями, какие защитные механизмы применяет? Насколько он устойчив к стрессам?
Тест не стоит применять к ребенку, слабо владеющему графическими навыками.
На листе бумаги предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
Интерпретация
При интерпретации рисунков следует оценить сначала общее впечатление от рисунка: атмосферу изображенного пейзажа, настроение персонажа. Только после этого можно перейти к анализу специфических деталей с точки зрения логики интерпретации.
В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются отличия. Важно посмотреть, что изменилось. Так, например, если на втором рисунке человек изображен уходящим, это может быть связано с привычкой уходить от трудных жизненных ситуаций, избегать неприятностей.
Если на втором рисунке человек смещен в верхнюю часть листа, можно предположить склонность к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.
Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.
Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.
В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.
Если рисунок расположен преимущественно в верхней части листа, это может означать, что у человека высокая самооценка, он недоволен своим положением в обществе, ему не хватает признания. Если при расположении в верхней части листа фигура очень маленькая, то человек считает себя своего рода непризнанным гением.
Если рисунок располагается большей частью в нижней части листа, то у его автора может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, страхи, связанные с самопредъявлением, незаинтересованность в своем положении в обществе.
Положение рисунка по горизонтальной оси (лево-право): — если рисунок расположен больше в левой части, человек больше опирается на прошлый опыт, склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пассивен; — если большая часть рисунка располагается в правой части листа, то перед нами человек действия, который реализует задуманное, активен и энергичен.
Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.
Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.
Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).
Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.
Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.
Направление фигуры человека
В проективной методике «Человек под дождем» немаловажно, как изображена фигура человека: — повернута влево — внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом; — повернута вправо — автор рисунка устремлен в будущее, активен; — виден затылок, человек изображен спиной — проявление замкнутости, уход от решения конфликтов.
Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем. Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке стоит неустойчиво, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.
Средства защиты от дождя.
Зонт, головной убор, плащ и т.д. — это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.·
Очень большой зонт означает созависимость с родителями, желание в трудной ситуации получит поддержку от авторитетных лиц. Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.
Признаки эмоциональной холодности — схематичная фигура; лицо частично или полностью не прорисовано
Признаки импульсивности — много движений у фигуры; взлохмаченные волосы; несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточность одежды
Признаки конфликта в семье — ограничение пространства для фигуры; явное несоответствие качества рисунка другим; на лице прорисованы явно положительные эмоции.
Признаки инфантильности — человек в сказочной или праздничной одежде; на лице выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок переместился вверх по сравнению с другими; уменьшение возраста человека, по сравнению с другими рисунками.
Искажение и пропуск деталей. Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.
Сравнивая два рисунка из серии, обратите внимание на следующие характерные изменения:
* Как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены дождевые капли);
* Изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Это укажет нам на способ реагирования — по «женскому» или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности;
* Изменяется ли возраст человечка? Соответствует ли примерный возраст человечка возрасту самого художника? Регресс в детство — покажет изображённый на картинке взрослого человека ребёнок. Если на картинке ребёнка или подростка изображён взрослый человек или старик — это расскажет о том, кому из старших родственников склонен подражать ребёнок, решая свои проблемы.
* Изменяется ли размер фигуры? Очень миниатюрная фигура во второй картинке говорит о низкой стрессоустойчивости, о ранимости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности.
После рисования можно провести обсуждение.
Примеры вопросов психолога
Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?
Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?
Kакое у него настроение?
Что ему больше всего хочется сделать?
Дождь пошёл неожиданно или по прогнозу?
Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это неожиданность?
Любите ли Вы дождь? Почему?
В какой момент времени мы его застали?
Kакие у него перспективы?
Если человеку под дождём дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь?
Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?
О том же говорит фигура в движении.
(ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА)
Слабый нажим – пассивность, депрессия.
Сильный нажим – импульсивность.
Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей цели.
Легкие линии – недостаток энергии, скованность.
Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность.
Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ, КОТОРЫМИ РИСУЕТСЯ КОНТУР ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Разрыв контура – сфера конфликта.
Неотрывные линии – изоляция.
Много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Двойные линии – тревога, страх, подозрительность.
Штриховка – зона тревожности.
1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.
Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом.
Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен.
Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.
Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Человек лежит или сидит – пассивность.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.
Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта.
Маленькая голова – низкая значимость интеллекта
Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.
Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.
Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.
Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.
Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.
Уши очень большие – подозрительность.
Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.
Волосы сильно зашрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.
Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм.
Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки расположены близко к телу – напряжение.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
Руки расставлены в разные стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Большие пальцы – грубость, агрессия.
Ноги широко расставлены – потребность в общении.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног большие – потребность в опоре.
Средства защиты от дождя
Зонт, головной убор, плащ и т. д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.
Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц.
Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.
Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде.
Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.
Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.
Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.
Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».
Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.
Если справа – предвидит их в будущем.
Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.
Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности.
Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.
Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т. д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.
Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ
Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.