Как понять что у ребенка кочерга

Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет

Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет

САМЫЕ ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У НОВОРОЖДЕННОГО

— соблюдайте правильный температурный режим, не перегревайте ребенка (оптимальная температура +22);
— ежедневно купайте (при отсутствии противопоказаний);
— увлажняйте кожу ребенка при возникновении сухости;
— обрабатывайте естественные складки кожи;
— устраивайте малышу воздушные ванны при каждом переодевании;

Если опрелости все же возникли:

1.Тщательнее проводите гигиенические процедуры:
— максимально ограничивайте контакт кожи ребенка с мокрыми и испачканными пеленками или подгузниками
— меняйте их до 12 раз в день.
2. Готовьте ванны для малыша с отварами лекарственных трав (ромашка, череда, кора дуба).
3. Применяйте лечебные косметические средства (мази, кремы, лосьоны).

ГИГИЕНА ПОЛОСТИ НОСА

Важно помнить, что только при достаточном увлажнении слизистой носа нормальная работа ее защитных механизмов.

Если воздух в помещении становится сухим (при работе обогревателя), то снижается и увлажненность слизистой носа. В результате у малыша закладывает нос, затрудняется дыхание. Ребенок может отказаться от еды, поскольку ему трудно сосать. У него повышается восприимчивость к вирусным инфекциям.

Есть несколько способов добиться того, чтобы ребенок как следует, дышал носом:

1. Повышайте влажность воздуха в помещении:
— положите на батарею влажное полотенце и поставьте в комнате емкость с водой;
— используйте увлажнитель воздуха;

Причиной возникновения колик может быть:

— чувствительность к продуктам, съеденным матерью;
— спазмы кишечника;
— проглоченный во время кормления воздух;
— темперамент малыша.

— чаще выкладывайте малыша на живот;
— после кормления поднимите и подержите малыша вертикально, чтобы он избавился от воздуха, попавшего во время кормления;
— не начинайте кормить малыша, если заметили вздутие живота; сначала помогите ему избавиться от возникших газов.

Это можно сделать с помощью таких приемов:
— поносите ребенка на руках, прижав животом к своему телу;
— приложите к животу малыша теплую пеленку или сделайте ему теплую ванну;
— легкими движениями помассируйте живот ребенка ладонью по часовой стрелке.

Помогут и лекарственные средства:

— травяные чаи;
— гомеопатические капли;
— детские препараты на основе симетикона.

Важно помнить, что стул новорожденного должен быть желтым, однородным, кашицеобразным, без примесей слизи или сгустков крови.

Причинами запоров могут быть:

— недостаточное употребление воды ребенком и/или матерью;
— несбалансированное питание ребенка и /или матери;
— дисбактериоз кишечника;
— несвоевременное или неправильное введение прикорма;
— перевод на искусственное вскармливание;
— заболевание ребенка (рахит, гипотиреоз и др.)

Методы лечения запоров у детей грудного возраста

1. Диета:
— достаточный по возрасту прием жидкости;
— своевременное введение прикорма с содержанием пищевых волокон (фруктовое, овощное пюре, соки);
— уменьшение потребления продуктов с крепящим действием (творог, рис, мучное, чай);
— коррекция диеты кормящей матери;
— включить в рацион кисломолочные продукты;
— уменьшите употребление животных жиров, заменив их растительными;
— употребляйте продукты, содержащие пищевые волокна,- овощи, фрукты, крупы, хлеб грубого помола.

2. Общеукрепляющие меры:
— массаж;
— физические упражнения;
— соблюдение режима дня.

3. Применение слабительных средств.
-Высокая температура

Оказание помощи при повышенной температуре:

— уложить ребенка в постель;
— давайте обильное теплое питье;
— снимите лишнюю одежду, оботрите тело ребенка теплой водой;
— при ознобе помогите малышу согреться (укрыть одеялом).
— проветривайте помещение, в котором находится ребенок.

Жаропонижающие средства следует применять при температуре выше 38,5 С, если ребенок старше 3 месяцев, и при температуре выше 38,0 С у детей до 3 месяцев. Если у вашего ребенка ранее случались судороги, имеются заболевания сердца или нервной системы, то жаропонижающие средства применяйте уже при температуре 38,0 С.

Источник

Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей грудного возраста: роль диетотерапии

Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) представляют одну из наиболее широко распространенных проблем среди детей первых месяцев жизни [1].

Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) представляют одну из наиболее широко распространенных проблем среди детей первых месяцев жизни [1]. Отличительной особенностью данных состояний является появление клинических симптомов при отсутствии каких-либо органических изменений со стороны ЖКТ (структурных аномалий, воспалительных изменений, инфекций или опухолей) и метаболических отклонений. При функциональных нарушениях ЖКТ могут изменяться моторная функция, переваривание и всасывание пищевых веществ, а также состав кишечной микробиоты и активность иммунной системы [2–4]. Причины функциональных расстройств часто лежат вне пораженного органа и обусловлены нарушением нервной и гуморальной регуляции деятельности пищеварительного тракта.

В соответствии с Римскими критериями III, предложенными Комитетом по изучению функциональных расстройств у детей и Международной рабочей группой по разработке критериев функциональных расстройств в 2006 г. [5], к функциональным нарушениям ЖКТ у младенцев и детей второго года жизни относят:

У детей грудного возраста, особенно первых 6 месяцев жизни, наиболее часто встречаются такие состояния, как срыгивания, кишечные колики и функциональные запоры. Более чем у половины детей они наблюдаются в различных комбинациях, реже — как один изолированный симптом. Поскольку причины, приводящие к функциональным нарушениям, оказывают влияние на различные процессы в ЖКТ, сочетание симптомов у одного ребенка представляется вполне закономерным. Так, после перенесенной гипоксии могут возникнуть вегетовисцеральные нарушения с изменением моторики по гипер- или гипотоническому типу и нарушения активности регуляторных пептидов, приводящие одновременно к срыгиваниям (в результате спазма или зияния сфинктеров), коликам (нарушения моторики ЖКТ при повышенном газообразовании) и запорам (гипотоническим или вследствие спазма кишки). Клиническую картину усугубляют симптомы, связанные с нарушением переваривания нутриентов, обусловленным снижением ферментативной активности пораженного энтероцита, и приводящие к изменению микробиоценоза кишечника [6].

Причины функциональных нарушений ЖКТ можно разделить на две группы: связанные с матерью и связанные с ребенком.

К первой группе причин относятся:

Причины, связанные с ребенком, заключаются в:

Частыми и наиболее серьезными причинами, приводящими к возникновению срыгиваний, колик и нарушений характера стула, являются перенесенная гипоксия (вегетовисцеральные проявления церебральной ишемии), частичная лактазная недостаточность и гастроинтестинальная форма пищевой аллергии. Нередко в той или иной степени выраженности они наблюдаются у одного ребенка, поскольку последствиями гипоксии являются снижение активности ферментов и повышение проницаемости тонкой кишки.

Под срыгиваниями (регургитацией) понимают самопроизвольный заброс желудочного содержимого в пищевод и ротовую полость.

Частота синдрома срыгиваний у детей первого года жизни, по данным ряда исследователей, составляет от 18% до 50% [7, 8]. Преимущественно срыгивания отмечаются в первые 4–5 месяцев жизни, значительно реже наблюдаются в возрасте 6–7 месяцев, после введения более густой пищи — продуктов прикорма, практически исчезая к концу первого года жизни, когда ребенок значительную часть времени проводит в вертикальном положении (сидя или стоя).

Степень выраженности синдрома срыгиваний, согласно рекомендациям группы экспертов ESPGHAN, предложено оценивать по пятибалльной шкале, отражающей совокупную характеристику частоты и объема регургитаций (табл. 1).

Как понять что у ребенка кочерга. Смотреть фото Как понять что у ребенка кочерга. Смотреть картинку Как понять что у ребенка кочерга. Картинка про Как понять что у ребенка кочерга. Фото Как понять что у ребенка кочерга

Нечастые и необильные срыгивания не расцениваются как заболевание, поскольку они не вызывают изменений в состоянии здоровья детей. У детей с упорными срыгиваниями (оценка от 3 до 5 баллов) нередко отмечаются осложнения, такие как эзофагит, отставание в физическом развитии, железодефицитная анемия, заболевания ЛОР-органов. Клиническими проявлениями эзофагита являются снижение аппетита, дисфагия и осиплость голоса.

Следующим, часто встречающимся функциональным расстройством ЖКТ у детей грудного возраста являются кишечные колики — это эпизоды болезненного плача и беспокойства ребенка, которые занимают не менее 3 часов в день, возникают не реже 3 раз в неделю. Обычно их дебют приходится на 2–3 недели жизни, достигают кульминации на втором месяце, постепенно исчезая после 3–4 месяцев. Наиболее типичное время для кишечных колик — вечерние часы. Приступы плача возникают и заканчиваются внезапно, без каких-либо внешних провоцирующих причин [9].

Частота кишечных колик, по разным данным, составляет от 20% до 70% [9, 10]. Несмотря на длительный период изучения, этиология кишечных колик остается не вполне ясной.

Для кишечных колик характерен резкий болезненный плач, сопровождающийся покраснением лица, ребенок принимает вынужденное положение, прижав ножки к животу, возникают трудности с отхождением газов и стула. Заметное облегчение наступает после дефекации.

Эпизоды кишечных колик вызывают серьезное беспокойство родителей, даже если аппетит ребенка не нарушен, он имеет нормальные показатели весовой кривой, хорошо растет и развивается.

Кишечные колики практически с одинаковой частотой встречаются как на естественном, так и на искусственном вскармливании. Отмечено, что чем меньше масса тела при рождении и гестационный возраст ребенка, тем выше риск развития данного состояния.

В последние годы большое внимание уделяется роли микрофлоры кишечника в возникновении колик. Так, у детей с данными функциональными расстройствами выявляются изменения состава кишечной микробиоты, характеризующиеся увеличением количества условно-патогенных микроорганизмов и снижением защитной флоры — бифидобактерий и особенно лактобацилл [11, 12]. Повышенный рост протеолитической анаэробной микрофлоры сопровождается продукцией газов, обладающих потенциальной цитотоксичностью. У детей с выраженными кишечными коликами нередко повышается уровень воспалительного белка — кальпротектина [13].

Функциональные запоры относятся к числу распространенных нарушений функции кишечника и выявляются у 20–35% детей первого года жизни [14, 15].

Под запорами понимают увеличение интервалов между актами дефекации по сравнению с индивидуальной физио­логической нормой более 36 часов и/или систематически неполное опорожнение кишечника.

Частота стула у детей считается нормальной, если в возрасте от 0 до 4 месяцев происходит от 7 до 1 акта дефекации в сутки, от 4 месяцев до 2 лет от 3 до 1 опорожнения кишечника. К расстройствам дефекации у младенцев также относятся дисхезия — болезненная дефекация, обусловленная диссинергией мышц дна малого таза, и функциональная задержка стула, для которой характерно увеличение интервалов между актами дефекации, сочетающихся с калом мягкой консистенции, большого диаметра и объема.

В механизме развития запоров у грудных детей велика роль дискинезии толстой кишки. Наиболее частой причиной возникновения запоров у детей первого года жизни являются алиментарные нарушения.

Отсутствие четко очерченной границы между функциональными нарушениями и патологическими состояниями, а также наличие отдаленных последствий (хронические воспалительные гастроэнтерологические заболевания, хронические запоры, аллергические заболевания, расстройства сна, нарушения в психоэмоциональной сфере и др.) диктуют необходимость внимательного подхода к диагностике и терапии данных состояний.

Лечение детей грудного возраста с функциональными нарушениями ЖКТ является комплексным [3, 16] и включает ряд последовательных этапов, которыми являются:

Наличие срыгиваний диктует необходимость использования симптоматической позиционной (постуральной) терапии — изменение положения тела ребенка, направленного на уменьшение степени рефлюкса и способствующего очищению пищевода от желудочного содержимого, тем самым снижается риск возникновения эзофагита и аспирационной пневмонии. Кормить ребенка следует в положении сидя, при положении тела младенца под углом 45–60°. После кормления рекомендуется удерживание ребенка в вертикальном положении, причем достаточно продолжительно, до отхождения воздуха, не менее 20–30 минут. Постуральное лечение необходимо проводить не только на протяжении всего дня, но и ночью, когда нарушается очищение нижнего отдела пищевода от аспирата вследствие отсутствия перистальтических волн (вызванных актом глотания) и нейтрализующего эффекта слюны.

Ведущая роль в лечении функциональных нарушений ЖКТ у детей принадлежит лечебному питанию. Назначение диетотерапии, прежде всего, зависит от вида вскармливания ребенка.

При естественном вскармливании в первую очередь необходимо создать спокойную обстановку для кормящей матери, направленную на сохранение лактации, нормализовать режим кормления ребенка, исключающий перекорм и аэрофагию. Из питания матери исключают продукты, повышающие газообразование в кишечнике (сладкие: кондитерские изделия, чай с молоком, виноград, творожные пасты и сырки, безалкогольные сладкие напитки) и богатые экстрактивными веществами (мясные и рыбные бульоны, лук, чеснок, консервы, маринады, соленья, колбасные изделия).

По мнению ряда авторов, функциональные расстройства ЖКТ могут возникать в результате пищевой непереносимости, чаще всего аллергии к белкам коровьего молока. В таких случаях матери назначается гипоаллергенная диета, из ее рациона исключаются цельное коровье молоко и продукты, обладающие высоким аллергизирующим потенциалом.

В процессе организации диетотерапии необходимо исключить перекорм ребенка, особенно при свободном вскармливании.

При отсутствии эффекта от выше­описанных мероприятий, при упорных срыгиваниях используют «загустители» (например, Био-рисовый отвар), которые разводят грудным молоком и дают с ложечки перед кормлением грудью.

Необходимо помнить, что даже выраженные функциональные расстройства ЖКТ не являются показанием для перевода ребенка на смешанное или искусственное вскармливание. Сохранение симптоматики является показанием к дополнительному углубленному обследованию ребенка.

При искусственном вскармливании необходимо обратить внимание на режим кормления ребенка, на адекватность выбора молочной смеси, соответствующей функциональным особенностям его пищеварительной системы, а также ее объем. Целесообразно введение в рацион адаптированных молочных продуктов, обогащенных пре- и пробиотиками, а также кисломолочных смесей: Агуша кисломолочная 1 и 2, NAN Кисломолочный 1 и 2, Нутрилон кисломолочный, Нутрилак кисломолочный. При отсутствии эффекта используются продукты, специально созданные для детей с функциональными нарушениями ЖКТ: NAN Комфорт, Нутрилон Комфорт 1 и 2, Фрисовом 1 и 2, Хумана АР и др.

Если нарушения обусловлены лактазной недостаточностью, ребенку постепенно вводят безлактозные смеси. При пищевой аллергии могут быть рекомендованы специализированные продукты на основе высокогидролизованного молочного белка. Поскольку одной из причин срыгиваний, колик и нарушений характера стула являются неврологические нарушения вследствие перенесенного перинатального поражения центральной нервной системы, диетологическая коррекция должна сочетаться с медикаментозным лечением, которое назначается детским неврологом.

Как при искусственном, так и при естественном вскармливании между кормлениями целесообразно предлагать ребенку детскую питьевую воду, особенно при склонности к запорам.

Особого внимания заслуживают дети с синдромом срыгиваний. При отсутствии эффекта от использования стандартных молочных смесей целесообразно назначать антирефлюксные продукты (АР-смеси), вязкость которых повышается за счет введения в их состав специализированных загустителей [17, 18]. С этой целью используются два вида полисахаридов:

Как понять что у ребенка кочерга. Смотреть фото Как понять что у ребенка кочерга. Смотреть картинку Как понять что у ребенка кочерга. Картинка про Как понять что у ребенка кочерга. Фото Как понять что у ребенка кочерга

КРД, безусловно, является интересным компонентом в составе продуктов детского питания, и на ее свойствах хотелось бы остановиться подробнее. Основным физиологически активным компонентом КРД является полисахарид — галактоманнан. Он относится к группе пищевых волокон и выполняет две взаимосвязанные функции. В полости желудка КРД обеспечивает более вязкую консистенцию смеси и препятствует возникновению срыгиваний. Вместе с тем КРД относится к нерасщепляемым, но ферментируемым пищевым волокнам, что и придает этому соединению классические пребиотические свойства.

Под термином «нерасщепляемые пищевые волокна» понимается их устойчивость к воздействию панкреатической амилазы и дисахидаз тонкой кишки. Понятие «ферментируемые пищевые волокна» отражает их активную ферментацию полезной микрофлорой толстой кишки, прежде всего — бифидобактериями. В результате такой ферментации происходит ряд важных для организма физиологических эффектов, а именно:

Положительное влияние КРД на состав кишечной микрофлоры у детей первого года жизни описано в ряде исследований [19]. Это является одним из важных аспектов применения современных АР-смесей в педиатрической практике.

Смеси, включающие КРД (камедь), обладают доказанным клиническим эффектом и при функциональных запорах. Увеличение объема кишечного содержимого за счет развития полезной кишечной микрофлоры, изменение рН среды в кислую сторону и увлажнение химуса способствуют усилению перистальтики кишечника. Примером таких смесей являются Фрисовом 1 и Фрисовом 2. Первая предназначена для детей с рождения до 6 месяцев, вторая — с 6 до 12 месяцев [20]. Эти смеси могут быть рекомендованы как в полном объеме, так и частично, в количестве 1/3–1/2 от необходимого объема в каждое кормление, в сочетании с обычной адаптированной молочной смесью, до достижения стойкого терапевтического эффекта.

Другая группа АР-смесей — продукты, включающие в качестве загустителя крахмалы, которые действуют только в верхних отделах ЖКТ, причем положительный эффект наступает при использовании их в полном объеме. Эти смеси показаны детям с менее выраженными срыгиваниями (1–3 балла), как при нормальном стуле, так и при склонности к разжиженному. Среди продуктов этой группы выделяется смесь NAN Антирефлюкс, обладающая двойной защитой против срыгиваний: за счет загустителя (картофельного крахмала), увеличивающего вязкость желудочного содержимого и умеренно гидролизованного белка, повышающего скорость опорожнения желудка и дополнительно профилактирующего запоры.

В настоящее время на Российском потребительском рынке появилась обновленная антирефлюксная смесь Хумана АР, в состав которой одновременно введены камедь рожкового дерева (0,5 г) и крахмал (0,3 г), что позволяет усилить функциональное действие продукта.

Несмотря на то, что АР-смеси являются полноценными по составу и призваны обеспечить физиологические потребности ребенка в пищевых веществах и энергии, согласно международным рекомендациям они относятся к группе продуктов детского питания «для специального медицинского назначения» (Food for special medical purpose). Поэтому продукты данной группы следует использовать строго при наличии клинических показаний, по рекомендации врача и под медицинским контролем. Продолжительность применения АР-смесей должна определяться индивидуально и может быть достаточно длительной, около 2–3 месяцев. Перевод на адаптированную молочную смесь осуществляется после достижения стойкого терапевтического эффекта.

Литература

*НЦЗД РАМН, **РМАПО, Москва

Источник

КОЧЕРГА или ЩЕТИНКА у МЛАДЕНЦЕВ

Что такое КОЧЕРГА? И чем она отличается от ЩЕТИНКИ?

Щетинка — это, как правило, твёрдые, жёсткие волосы (собственно, щетина!), которые растут под кожей младенца, причиняя тем самым боль и неудобство малышу.

Кочерга — это местное название того же самого явления — так называют щетинку на Урале и в некоторых областях Сибири. Так что — когда вам говорят, что «кочергой болеют» только в Перми — имеется в виду именно специфичное название этого недуга, а не его уникальность в принципе, ибо выводят бабки щетинку по всей России — от южный областей, до Дальнего Востока.

ГДЕ, КОГДА и У КОГО ЕЁ ИСКАТЬ? КАКИЕ СИМПТОМЫ

Кочергу (щетинку) выводили в старину в самом раннем возрасте, в первые недели жизни малыша. Но заявление о том, что позже щетинку выводить бесполезно — неправда!

По опыту — самый БЕЗОПАСНЫЙ и комфортный период для этой правки — ВОЗРАСТ от 40 дней до 3 месяцев ребёнка, когда малыш уже способен переносить все манипуляции, но кожа ещё очень подвижная, нежная, которая способна «выпустить» щетину легко. Часто приходится выводить щетинку и у более старших деток (5-8 месяцев), а вот с детками после года работать очень сложно во всех отношениях. И всё же — есть свидетельства, что однажды щетинку вывели ребёнку 8 лет!

ЧТО ГОВОРИТ МЕДИЦИНА?

Все знакомые мне медики отвечали примерно так. В медицинской академии этому не учат, так что наверняка ответить на этот вопрос нельзя, но можно только предположить, что щетинку (кочергу) путают в народе с себорейным дерматитом или какими-то другими младенческими особенностями, либо это какой-то атавизм, паразит, не описанный наукой.

КАК ОНА ВЫГЛЯДИТ?

Щетинку часто путают с самым обычным родовым пушком — тоненькими волосиками, покрывающими спинку, плечики, даже ушки малыша. Но! Они не имеют НИЧЕГО ОБЩЕГО с щетинкой.

Родовой пушок — тонкий, мягкий, он не причинит никакого неудобства ребёночку. Щетинка же — ЖЁСТКАЯ, грубая, её НЕВОЗМОЖНО увидеть обычным глазом, потому как она СКРЫТА под верхним слоем кожи малыша, и определить её наличие можно только после специальных манипуляций.

Путать щетинку можно с чем угодно, но кто её хоть раз видел — ни с каким дерматитом или пушком спутать её не сможет. Чтобы хорошо представить её вид — возьмите детскую кисточку для клея, сделанную из щетины — именно так выглядят эти «волоски».

Как понять что у ребенка кочерга. Смотреть фото Как понять что у ребенка кочерга. Смотреть картинку Как понять что у ребенка кочерга. Картинка про Как понять что у ребенка кочерга. Фото Как понять что у ребенка кочерга

Иногда эти щетинки начинают упираться в верхний слой кожи и загибаются, тогда они показываются на поверхности в крючковатом виде.

Цвет у щетинок бывает разный — и белый, и чёрный (чаще — тёмные).

Самое распространённое МЕСТО, где появляется щетинка — это шее-плечевая зона, а также спинка, попа, ножки, ручки. Наиболее редко она бывает на передней части тела. Волос щетинки друг от друга располагается на разном расстоянии — от пары миллиметров — до полутора сантиметров.

У ВСЕХ ЛИ ОНА ЕСТЬ?

Бывает этот недуг отнюдь НЕ У ВСЕХ младенцев. Говорят, что чаще всего он встречается у смуглых мальчиков, реже — у светлых девочек, но… Как вы понимаете, точные статистические исследования никто не проводил.

В ДРЕВНОСТИ — каждому младенцу делали после рождения ладки, в том числе проверяли и на наличие этой самой щетинки. Однако не у каждого младенца она вылезала, о чём говорят сами бабушки.

Практика это подтверждает: у тех малышей, что мне приносят «посмотреть, на всякий случай» — чаще всего никакой щетинки нет (по крайней мере, в ближайших слоях кожи). Хотя существует свидетельства и о том, что даже у довольно спокойных малышей выводят кочергу в больших количествах.

Но! Если щетинка начинает беспокоить по-настоящему, то младенец это обычно очень хорошо ПОКАЗЫВАЕТ: начинает елозить плечиками, не даёт себя укладывать на спинку (спит только на животике, на ручках), страшно кричит, бросает грудь — вот тогда стоит задуматься о том, чтобы вас посмотрел специалист. Только учтите, что, к сожалению, врачи вам в этом вопросе не помогут…

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛИЧИЕ ЩЕТИНКИ — ДОМА?

Искупайте малыша в хорошо прогретой ванной или в бане (температура в бане — не более 40 градусов!) Выложите на животик, а на спинку капните несколько капель грудного материнского молока. Начните растирать молоко по спинке малыша до тех пор, пока волоски-щетинки не начнут выступать наружу. Но не усердствуйте — если щетинка не проявилась в течение 3-5 минут такого массажа, скорей всего, у вашего малыша никакой кочерги нет.

Если же под руками появились ощущения покалывания, «песочка» — продолжайте массирующие движения. Когда волосок покажется наружу — можно вытащить его пальцами, ногтями или даже пинцетом.

Это самый простой способ определения и выведения щетинки, когда малыш ещё маленький и щетина расположена очень близко к поверхностному слою кожи.

Если же щетинка располагается глубже (или возраст малыша более 2-3 месяцев), то лучше воспользоваться более сложным вариантом ладки.

СПОСОБЫ ВЫВЕДЕНИЯ КОЧЕРГИ (ЩЕТИНКИ)

Замечу, что абсолютно ВСЕ способы выведения кочерги состоят из ЧЕТЫРЁХ-ПЯТИ этапов.

1) Парение. 2) Раздражение кожи. 3) Выминание-массаж. 4) Стирание волосков. 5) Купание с заговорами

ВАРИАНТЫ и ОСОБЕННОСТИ каждого этапа

Выминают как руками, так и тряпочкой (чаще — красной, льняной), либо самим тестом. Катаясь по спинке, ножкам, ручкам, тесто создаёт микровакуум, который выталкивает щетину из-под кожи. Во многих деревнях (из-за распространённого использования именно этого метода) так и говорят — «выкатывать щетинку».

Редко, но бывает, что этот этап пропускают, когда щетинка начинает вылезать уже при парении.

Или заменяют этот этап эдаким «обёртыванием» — намазывают опарой, мёдом, заворачивают в пелёнку и 10-15 минут так держат малыша. Если такое обёртывание не сопровождалось хоть каким-то массажем, то потом последует обязательно стирание волосков тряпкой (иначе часть волосков может остаться внутри).

Часто спрашивают — почему? Дело в том, что красный цвет — это цвет СИЛЫ и ЗАЩИТЫ. На мой взгляд, есть и очень практичный момент в этом, ведь на красном цвете видны волоски как белого, так и чёрного цвета.

Иногда стирание тряпкой заменяли простым выщипыванием.

В стирании тряпкой может не быть необходимости, если щетина лезет легко и прилипает к тесту, на которое она катается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *