Как понять что у ребенка недостаток магния
Первые признаки и последствия дефицита магния
Жили мы себе, не тужили. И тут здоровье пошатнулось. Благодаря активной рекламной кампании лекарственных средств в интернете, по теле- и радиовещанию мы уже знаем, где и как искать ответ на свой вопрос. Итак, набираем: «чем я болею и что нужно принимать».
– Тревога, беспокойство, страх. Пишут, что это лечится успокаивающими, анксиолитиками (противотревожными), даже антидепрессантами. Нужно к неврологу и его рецепт.
– Бессонница – сразу информация про снотворное. Есть безрецептурные, попрошу помощь провизора.
– Повышение артериального давления – сотни антигипертензивных средств в большом разнообразии. Темный лес, надо идти к врачу.
– Нехватка сил, усталость – о, красиво звучит – астеническое состояние, скорее лечиться, пишут, что возможно, это депрессия и понадобятся антидепрессанты.
– Тошнота, проблемы со стулом – это вообще проще простого. Дома все есть, сейчас сам полечу.
– Беспричинное обострение бронхиальной астмы – наверное, врач опять гормоны назначит. А что делать.
– Спазмы мышц, судороги? О, это магний, нужен магний! Это я знаю.
Признаки дефицита магния
Вот что это. Товарищи! Все вышеперечисленное – тоже может быть магний (Mg). А точнее, его нехватка. Не стопроцентная причина, но очень распространенная. Ужасно?
– Да. Лечим симптомы, но причина остается. И что будет дальше? Снова вернутся симптомы?
– Вполне вероятно. Итак.
Почему возникает дефицит магния
По разным данным, от 70 до 90% взрослого населения страдает дефицитом магния.
Магний – основной клеточный компонент, находящийся на втором месте по содержанию в клетке.
до 60% его содержится в костях и зубах – это такое своеобразное депо магния; 20% – в составе мышц и органов; 20% приходится на нервы и мозг.
Причины дефицита магния
Абсолютно разные. Но при недостатке он сразу высвобождается из своего депо, из костей, где его много, а потому даже при появившихся признаках дефицита лабораторные показатели магния крови могут быть в норме.
Как определить дефицит магния в организме
Помимо лабораторных данных анализов крови, диагноз устанавливается на основании симптомов.
Mg крайне важен для здоровья и взрослого человека, и ребенка. Он принимает участие в десятках и сотнях реакций:
Mg поступает в наш организм с едой. Им богаты овощи, злаковые и крупы, бобовые, орехи и семена, рыба и морепродукты, тыква и какао, кисломолочные продукты. Производители минеральной воды обогащают магнием свою продукцию.
Почему в еде его мало?
Нехватка магния причины
Общие факторы:
– Обеднение почв микроэлементами, включая магний, в результате активного земледелия. Соответственно, снижение количества его в крупах, овощах, семенах.
– Загрязнение почв промышленными отходами предприятий также снижает его уровень
– Термическая обработка и рафинирование пищи снижает исходное количество микроэлемента до 80%.
Причины недостатка магния в организме также скрываются в обработке питьевой воды фтором и хлором, связывающими магний
Индивидуальные факторы:
– повышенная потребность в магнии увеличивает риск развития дефицита (беременность, физические нагрузки, инфекции, стресс)
– заболевания желудочно-кишечного тракта, на фоне которых усвоение магния из пищи снижено
– заболевания почек и эндокринной системы также могут стать причиной
– употребление некоторых лекарственных средств
– снижение усвоения Mg из-за приверженности к белковой, жирной пище, алкоголю, кофе
– мода на прием кальция (Са) и кальцийсодержащих продуктов питания. Кальций – антагонист магния, это его противовес в клетке, при превышении допустимой нормы Са уровень Mg сразу снижается.
Симптомы дефицита магния в организме человека
Мышечные клетки составляют скелетную мускулатуру, из них также состоят стенки наших органов и стенки сосудов.
Самая важная мышца нашего организма – сердечная, это миокард, образующий сердце.
Магний отвечает за расслабление мышечной клетки. Когда его не хватает, то сократившись, клетка не в состоянии полноценно расслабиться. Противовес магния – кальций, в это время накапливается в клетке.
Отсюда возникают повышение артериального давления, коронароспазм, нарушение ритма сердца, мышечные судороги, кальцификация артерий и тромбообразование, спазмы сосудов и стенок органов (бронхиальная астма и др.).
Магний препятствует повышению тонуса матки во время беременности.
При снижении его возникает риск невынашивания, преждевременных родов, гипоксии плода и последующей задержке развития ребенка.
Магний способствует внутриутробному формированию костной и соединительной ткани у плода.
При стойкой нехватке возникает риск врожденных пороков развития
Магний выводит лишний кальций из почек. При его нехватке кальций в почках начинает накапливаться.
Отсюда образование камней. При соединении кальция с мочевой, фосфорной и щавелевой кислотами образуются соли ураты, фосфаты, оксалаты. Из них формируются камни.
При дефиците магния он высвобождается из своих запасов – из костей, нарушая их химический состав и стабильность.
Начинается опосредованное разрушение костей и зубов.
Магний входит в состав фермента, понижающего уровень холестерина и триглицеридов. А значит участвует в обмене жиров. При нехватке происходит формирование холестериновых бляшек.
Отсюда возникает атеросклероз. Из-за атеросклеротических бляшек в сосудах идет сужение просвета и нарушение кровообращения. А в перспективе – ишемическая болезнь сердца, стенокардия, ишемия головного мозга с дальнейшим риском развития инфаркта или инсульта.
Способствует выработке инсулина и транспортировке его к клеткам
При снижении Mg увеличивается концентрация глюкозы в крови и может возникнуть сахарный диабет
Отвечает за синтез антител (иммуноглобулинов)
При нехватке – снижение иммунного ответа организма к вирусным и бактериальным агентам
Участвует в энергетическом обмене в клетке
При снижении – беспричинная усталость, даже после сна. Также нехватка сил
Участвует в передаче нервных импульсов
При снижении повышается нервно-мышечная возбудимость с появлением раздражительности, депрессии, мигрени, нарушением сна, бессонницы, ночными кошмарами.
Также магний участвует в синтезе белка и минеральном обмене, регулирует выработку гормонов, деятельность мочеполовой системы, нормализует работу почек.
снижает проявления ПМС, корректирует дисменорею (боли во время месячных), участвует в регуляции гормонального фона, предотвращает ожирение, остеопороз, (к которому больше склонны женщины), снижает неприятные проявления при наступлении климакса, но главное – помогает стать мамой здорового ребенка.
помогает в наращивании мышечной массы, а через снижение уровня молочной кислоты устраняет боли в мышцах, повышает подвижность сперматозоидов, повышает либидо, предотвращает заболевания предстательной железы, стимулирует выработку тестостерона.
помогает расти и преодолевать нагрузки, связанные с учебой и спортом. Улучшает внимание, память, работоспособность, снижает раздражительность, плаксивость. Корректирует симптомы вегето-сосудистой (нейро-циркуляторной) дистонии.
Магний для детей: для чего нужен?
Детство должно быть счастливым и беззаботным — и каждые мама и папа прикладывают усилия, чтобы оградить ребенка
от любых переживаний
и дискомфорта. Но будем откровенны: жизни
без стрессов не бывает
ни у взрослых, ни у малышей.
Со стрессом время от времени сталкиваются даже здоровые дети
из совершенно благополучных семей. Грустное лицо или резкие перемены
в настроении у ребенка — конечно,
не повод для паники и срочного визита к врачу. Но месяцами игнорировать такие симптомы тоже не следует.
Вряд ли ребенок сумеет осознать и уж тем более сообщить родителям, что с ним происходит что-то неладное. Но внимательная мама поймет это и без слов.
Что тревожит малыша
Переживания у ребенка могут спровоцировать многие события — новая воспитательница в детском саду, потерянная игрушка, ссора
с лучшим другом, двойка
за контрольную в школе, выступление перед полным залом или первый
в жизни авиаперелет.
Перестройки, происходящие
с растущим организмом, также играют роль в развитии стрессов.
Дефицит биологически значимых элементов, например магния, может усиливать восприимчивость детей к тревогам
и волнениям. 3
Дефицит биологически значимых элементов, например магния, может усиливать восприимчивость детей к тревогам и волнениям. 3
Учащенное сердцебиение, боли в области сердца
Повышенная температура тела, озноб
Тошнота, рвота, отрыжка, вздутие и боли в животе
Частые мочеиспускания — в том числе по ночам
Ощущение наступающего обморока
Учащенное сердцебиение, боли в области сердца
Повышенная температура тела, озноб
Тошнота, рвота, отрыжка, вздутие и боли в животе
Частые мочеиспускания — в том числе
по ночам
Детский стресс — недетские последствия
Длительные тревога и волнение могут быть связаны с нехваткой
в организме ребенка различных биологически значимых элементов,
в том числе магния. Восполнить недостаток этого элемента
и поддержать ребенка в период стресса могут магнийсодержащие препараты.
В таких случаях нужно обратиться к педиатру — он определит причину такого состояния и поможет с ним справиться.
Зачем детскому организму магний
Магний наряду с кальцием, натрием
и калием относится к жизненно необходимым элементам. Магний присутствует в каждой клетке —
он участвует в синтезе энергии. 4
Более трехсот ферментов, контролирующих различные химические реакции
в организме, действуют только в присутствии магния. Поэтому, ежедневные потребности в этом элементе высоки [3].
Но, увы, в детском рационе не всегда содержится достаточное количество магния.
Суточная потребность
в магнии
у детей разного возраста 3
Как распознать дефицит магния у ребёнка.
В детском возрасте, особенно в период активного роста, магний помогает правильно формироваться нервной, сердечно-сосудистой и костной системам, нормализует кровяное давление и помогает бороться со стрессом (адаптация к садику, контрольные в школе, переезд, взросление).
В стрессовой ситуации увеличивается выброс норадреналина и адреналина, способствующих выведению магния из клеток. При этом и происходит истощение внутриклеточного пула Mg2+, приводящее к высокой концентрации магния в первичной моче и потерям магния с мочой. Стресс и магниевая недостаточность являются взаимообусловленными процессами, усугубляющими друг друга.
9 ПРИЗНАКОВ ДЕФИЦИТА МАГНИЯ У РЕБЁНКА:
КОРРЕКЦИЯ ДЕФИЦИТА
Коррекция дефицита магния включает диетическую и фармакологическую составляющие.
Для подбора диеты, обогащенной магнием, следует учитывать не только его количественное содержание в продуктах питания, но и биодоступность.
Так, свежие овощи, фрукты, зелень ( шпинат, брокколи, петрушка, укроп, зеленый лук и т.д.), орехи нового урожая ( миндаль, фундук, кешью, семена подсолнечника) обладают максимальной концентрацией и активностью магния. При заготовке продуктов для хранения (сушка, вяление, консервирование, соление) концентрация магния снижается незначительно, но его биодоступность резко падает. Вот почему «летняя» диета насыщена магнием.
Фармакологическое лечение назначает невролог. Так как избыток магния также вреден, как и его недостаток.
Важно контролировать потребление магния, поскольку его хронический дефицит может вызывать такие серьезные заболевания.
Автор статьи — Кишкина Анна Александровна (Врач-гастроэнтеролог, детский гастроэнтеролог, педиатр, гастроэнтеролог по вопросам питания ).
Наши специалисты
Дорогие пациенты, берегите себя. Желаю всем крепкого здоровья и оптимизма.
Для чего детям назначают Магне В6?
Нехватка в организме любого микроэлемента или другого полезного вещества всегда сказывается на самочувствии и функционировании определенных органов. Особенно чувствительны к этому дети, нервная система которых не сформирована окончательно. К элементам, необходимым для поддержания вещественного обмена, относятся магний и B6-витамин. Они отвечают за сокращение мускулатуры, передачу нервных импульсов и усвоение кальция.
Почему магний и B6 важны для детей?
Магний и Б6 невероятно важны для всех детей. В норме малыши должны получать микроэлемент в достаточном количестве:
Магний вместе с Б6 у детей способствует нормальной работе всех клеток. Вещества нужны для многочисленных процессов обмена, протекающих на клеточном уровне. Особенно они важны для работы ЦНС и опорно-двигательной системы.
В детстве нервная система только формируется и совершенствуется, поэтому любой врач вам ответит, для чего детям нужен магний и Б6. Без них ребенок будет развиваться не так быстро, как должен.
Признаки нехватки магния и B6 у детей
Многие дети до 10 лет страдают от нехватки магния, который трудно восполнить обычными продуктами питания. Всасывание микроэлемента ухудшается употреблением животных жиров, кальция и газировки. Нехватка магния и B6 у детей после 1 года проявляется следующими признаками:
Малыши до 1,5 года из-за нехватки магния могут ходить на носках, в ногах возникают судороги, а также у них могут происходить приступы паники.
Особенно важен Магний Б6 детям в стрессовых ситуациях, например, при адаптации к детскому саду в 2-3 года или при попадании в первый класс в 7 лет.
Дозировка Магния B6
Какой Магний Б6 лучше давать ребенку, поговорите с педиатром. Годовалым детям может подойти один препарат, а малышам 7-10 лет может потребоваться совершенно другой. Выпускается лекарство в двух формах: таблетки и раствор.
Существуют обычные таблетки и Магний B6 Форте, которые отличаются более высокой концентрацией активного компонента. Определять дозировку должен опытный врач-педиатр, так как она всегда зависит от возраста и типа препарата:
Иногда педиатры прописывают Магний Б6 и аналоги даже малышам в 2-4 месяца, но в этом случае препарат должна употреблять кормящая грудью мама. Через грудное молоко полезные компоненты попадут в организм грудничка.
Побочные влияния с противопоказаниями
Зачем детям назначают Магний Б6 и в каких дозировках теперь понятно, но еще осталось разобраться с противопоказаниями. Иногда у малышей до 4-5 лет проявляются аллергические реакции, тошнота и рвота, а также возможны запоры и вздутия. Особенно неприятно это в случае с грудничками до 9-10 месяцев.
Проявляться эти неприятные симптомы могут в случае почечной недостаточности и при других нарушениях, поэтому доверять назначения Магния Б6 детям до 7-10 лет лучше хорошим педиатрам.
Снизить всасывание препарата у детей могут комплексы с содержанием фосфатов и кальция. В связи с этим их нужно назначать с определенным интервалом, иначе Магний и Б6 не успеют усвоиться. Оболочка таблеток содержит сахарозу, поэтому они не подходят детям с диабетом. В этом случае лучше подойдет раствор (особенно это касается детей младше 2 лет).
Мнение эксперта
Врач-педиатр высшей категории
Невропатологи любят назначать детям магний сначала в жидком виде, а потом переходят на таблетированные формы. Если говорить про нехватку магния и дозировку, лучше это делать индивидуально, с учетом всех жалоб и показаний.
Магний принимает участие в энергетическом обмене клеток, правильном регулировании обменных процессов, для снятия возбудимости нервной системы у детей. Магний работает вместе с кальцием, это основа опорно-двигательной системы, и эти элементы должны быть в балансе. Тогда ребенок будет активен и правильно развиваться. Все витамины группы Б нужны для полноценной работы мозга и нервной системы, помогают организму получать энергию из углеводов, белков и жиров, которые мы едим. Также элементы группы Б необходимы для иммунной и пищеварительной систем, для здоровых волос и кожи.
И очень ценно, что сейчас современные комплексы микроэлементов позволяют беременным и кормящим женщинам восстановить правильный баланс микроэлементам и улучшить и свое состояние, и ребенка.
Кальций, магний, кремний, медь, железо, цинк, йод, калий, фосфор и другие элементы очень важны и играют большую роль в построении клеток. Поэтому важно, чтобы ребенок питался правильно и разносторонне.
Дефицит магния как проблема стресса и дезадаптации у детей
*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г.
Читайте в новом номере
Введение Стресс у детей? А разве детство не является беззаботным? К сожалению, для большинства детей нет. Стресс может быть не только у взрослых – это часть человеческой природы с самого раннего детства. Он начинается в тот момент, когда мы совершаем свое первое опасное путешествие, покидая чрево матери и появляясь в этом холодном, ослепительном и шумном мире. Можно отметить особые периоды в жизни ребенка, когда к адаптационным системам организма предъявляются повышенные требования: начало посещения яслей, детского сада, школы, сдача экзаменов, неурядицы в семье, заболевание ребенка, пребывание в стационаре и др.
Стресс у детей? А разве детство не является беззаботным? К сожалению, для большинства детей нет. Стресс может быть не только у взрослых – это часть человеческой природы с самого раннего детства. Он начинается в тот момент, когда мы совершаем свое первое опасное путешествие, покидая чрево матери и появляясь в этом холодном, ослепительном и шумном мире. Можно отметить особые периоды в жизни ребенка, когда к адаптационным системам организма предъявляются повышенные требования: начало посещения яслей, детского сада, школы, сдача экзаменов, неурядицы в семье, заболевание ребенка, пребывание в стационаре и др.
Концепцию стресса сформулировал канадский исследователь H. Selye (Г. Селье) в 1936 г. Сам термин «стресс» Г. Селье произвел от инженерного «stress», что в переводе с английского означает, в частности, «величина нагрузки на мост» [12]. В последующем учение о стрессе успешно развили и дополнили отечественные ученые, например Л.Х. Гаркави и соавт; были введены понятия стрессоустойчивости, адаптационного синдрома и болезней адаптации и т.д. [2].
Слова «стресс» и «адаптация» прочно вошли в повседневный лексикон. Однако следует помнить, что под стрессом могут пониматься по меньшей мере два феномена:
1) стресс–реакция, т.е. физиологическая реакция организма на внешний раздражитель, включающая резкое повышение выработки адреналина (в 10–100 раз) и глюкокортикоидов, активацию симпатического отдела вегетативной нервной системы (повышение частоты сердечных сокращений, артериального давления (АД));
2) стрессор, т.е. сам внешний раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию организма.
Под адаптацией понимается приспособительная деятельность организма, направленная на поддержание гомеостаза, нормальной работоспособности, продолжительности жизни, сохранение репродуктивной функции в неадекватных условиях среды. Стресс–реакцию часто называют «синдром адаптации», или «дезадаптация». Как и у взрослых, адаптация к стрессу у детей достаточно индивидуальна. Один ребенок может легко проноситься через дни учебы в школе безо всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются боли в животе или головные боли и другие признаки стрессового состояния уже при виде школьного автобуса, подъезжающего к остановке.
Проявления стресса у детей характеризуются значительным разнообразием. Некоторые дети могут вернуться к младенческому поведению: держать большой палец во рту или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. Другие проявляют стресс «трудным поведением», приступами раздражения, вспышками ярости, которые показывают, что дети теряют контроль над собой. Нередко дети под влиянием стресса приобретают нервные привычки или у них возникает судорожный тик: мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание.
Причины и типичные проявления стресса у детей отличаются в различных возрастных группах. Например, у грудных детей и детей в возрасте до 2–х лет стресс проявляется как повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна. Причинами стресса являются, как правило, болезнь ребенка, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями. В этом возрасте снятию стресса лучше всего способствуют игры, в особенности в прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где–то рядом. И конечно, депрессия или агрессия родителей самым негативным образом сказывается на детях, так что от родителей требуется больше внимания, им следует быть быть добрее, ласковее и заботливее.
В возрасте от 2–х до 5 лет стресс типично проявляется как поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое. Причинами стресса чаще всего являются необходимость разлучаться с близкими людьми (посещение яслей, детского сада, переезды, работа родителей), напряженная ситуация в семье.
В возрасте от 5 до 10 лет типичными проявлениями стресса у ребенка являются необъяснимые боли и расстройства (включая рвоту), повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи (фобии), стереотипные нервные движения, низкая самооценка, нарушения сна и питания. Причинами стресса являются, как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто–то умнее, кто–то сильнее, а кто–то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Однако причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и другие социальные и семейные факторы.
Выделяют четыре стадии стресса у детей. На первой стадии ребенок испытывает прилив сил, повышение умственной и физической активности. На этом этапе стресс благотворен, он помогает мобилизовать силы для разрешения проблемы. Например, ребенок восторженно рассказывал о первых днях в школе, как сам просыпался, чтобы поскорее бежать туда.
На второй стадии у ребенка отмечаются «активные» отрицательные эмоции. В этой стадии возможны раздражительность, гнев и даже агрессия. Эти эмоции позволяют ребенку «разрядиться». Родители могут припомнить случаи, когда малыш наотрез отказывался делать уроки или идти в школу, дерзил. На этой стадии организм ребенка продолжает активно сопротивляться действию стрессорного фактора и сохраняет работоспособность.
На третьей стадии наблюдаются «пассивные» отрицательные эмоции. На этой стадии ребенок перестает «выступать» и «покорно» расстраивает родителей «тройками» и «двойками». Действие внешнего стресс–фактора продолжается, но адаптация организма к комплексу стрессовых факторов падает, наступает стадия истощения, или дистресса (от англ. distress – горе, бедствие, расстройство).
На четвертой стадии стресс проявляется различными заболеваниями. Статистика свидетельствует: у половины учеников средней школы уже есть вполне определенный диагноз, в старших классах страдающих различными заболеваниями – 95%. В детском возрасте последствия неконтролируемого стресса включают неврозы, хронические головные боли, гастриты, язвенные колиты, астму, нейродермит, непроизвольное мочеиспускание, заикание. Порочный круг замыкается: ведь болезни еще более ослабляют организм и способствуют утяжелению стресс–реакции [9,11].
Почти всегда стрессовые состояния сопровождаются дефицитом магния. В стрессовой ситуации увеличивается выброс норадреналина и адреналина, способствующих выведению магния из клеток. При этом и происходит истощение внутриклеточного пула Mg2+, приводящее к высокой концентрации магния в первичной моче и потерям магния с мочой. Дефицит магния в ряде случаев ведет к снижению внимания, памяти, нарушению сознания, судорожным припадкам, проявляется нарушениями координаторной сферы в виде атаксии, тремора, нистагма. Возможно повышение сухожильных рефлексов, развитие парестезий. Стресс и магниевая недостаточность являются взаимообусловленными процессами, усугубляющими друг друга [4,6,10,13].
У детей и подростков дефицит магния, так же как и стресс, приводит к повышению АД – одного из существенных компонентов стресса [4], сдвигает цереброваскулярную реактивность сосудов в сторону констрикторного ответа [1]. И наоборот, прием препаратов магния значительно сдерживает рост АД в ответ на альдостеронстимулирующий эффект ангиотензина II. Метаанализ клинических исследований указал на дозозависимый эффект уменьшения АД при терапии магниевыми препаратами [18].
Молекулярные механизмы антистрессорного и антидепрессантного воздействия магнийпиридоксиновых препаратов были проанализированы нами ранее [5,8,13]. Проведенный систематический анализ позволил определить белки, абнормальные уровни активности которых на фоне дефицита магния влияют на стрессовые состояния и депрессию (рис. 1). К ним относятся катехол–О–метилтрансфераза (регуляция уровней катехоламинов), рецепторы N–метил–D–аспартат (активность гиппокампа) и аденилатциклазы (реакция клетки на гормональные и другие стимулы). Следует также обратить внимание на антистрессорные эффекты пиридоксина, обусловленные активацией ряда В6–зависимых белков.
Таким образом, прием магния является одним из эффективных патогенетических методов управления стрессом (т.е. стресс–реакцией организма), существенно повышающим адаптивные резервы организма ребенка. Более того, являясь естественным, эндогенным субстратом, магний не вызывает побочных эффектов, в т.ч. привыкания и зависимости.
Оценка стресса у детей и подростков
Вследствие упомянутого ранее разнообразия индивидуальных проявлений стресса у детей его оценка должна проводиться опытным специалистом, способным учесть индивидуальные особенности не только личности ребенка, но и его физиологии. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому, например, рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как он повел бы себя в той или иной ситуации. Очевидно, что такой индивидуальный подход требует искусства и опыта педагога, которым владеют далеко не все взрослые, работающие с детьми. Поэтому необходимо введение некоторых унифицированных оценок состояния ребенка.
Сразу после формулировки концепции стресса Гансом Селье в 1930–х гг. начались активные исследования по изучению проявления стресса у взрослых. Только с начала 1970–х гг. исследователи обратили внимание на необходимость оценки уровня стресса и у детей. Данная область имеет свою специфику, т.к. дети часто не осознают, что пребывают в стрессе. В настоящее время приняты два основных подхода к оценке стресса у детей: опрос ребенка и опрос родителей. Существующие шкалы представляют собой либо опросники психологического толка, либо т.н. «шкалы стрессовых событий». Интересно рассмотреть фрагмент подобного рода шкалы, опубликованной в 1972 г. и широко известной как шкала Коддингтона (табл. 1).
Очевидно, что подобного рода шкала, несмотря на ее достаточно частое использование в таких странах, как США, характеризуется значительным количеством недостатков. Во–первых, совершенно очевиден произвол как в выборе «стрессовых» событий, так и в назначении «веса» этих событий. Заметим, что балловые оценки стрессовых событий отличаются претензией на точность: например, «потеря работы родителями» оценена именно в 23 балла (а не в 22 или 25), а «изменение финансового положения родителей» – именно в 21 (а не 22 или 27) балл. Здравый смысл подсказывает, что гораздо более научным было бы использовать баллы с шагом в 5 или 10 единиц.
Во–вторых, даже мимолетного взгляда на представленные в таблице примеры достаточно, чтобы понять, что события указывают на социальную специфику какой–то конкретной культуры. Поэтому данная шкала будет давать полностью неадекватные оценки стресса при использовании в любой другой культуре. Приведем пример: событие «смерть бабушки/дедушки» у детей среднего школьного возраста оценивается в 30 баллов, а событие «появление третьего взрослого (дедушка/бабушка)» – в 41 балл. Другие примеры подобного рода становятся очевидными при более подробном рассмотрении таблицы. Например, для ребенка среднего школьного возраста «выдающиеся личные успехи» (39 баллов) и «активное посещение церкви/синагоги» (25 баллов) дают суммарную оценку стресса в 64 балла. Этот «стресс» выше, чем стресс от «употребление наркотиков или алкоголя» (61 балл) или же «госпитализация ребенка» (62 балла).
Рассматривая эти и другие примеры, по меньшей мере можно сказать, что подобного рода шкалы имеют отчетливую социальную окраску той страны, в которой они были разработаны. При этом речь идет даже не столько о стране, а о конкретной социальной прослойке в этой стране. Описанные выше ситуации вполне типичны для англосаксов в США, но совершенно неуместны, например, для испанцев или негров, проживающих в той же стране. Подтверждением этого является тот факт, что для детей испанцев, проживающих в США, была разработана специальная, адаптированная версия этой шкалы [21].
В–третьих, исследования, проводимые в тех же США, показывают, что имеющиеся шкалы оценки стресса у детей отличаются крайне низкой надежностью даже при использовании в различных выборках одной субпопуляции – детей белых американцев англосаксонского происхождения. Такие шкалы, как шкала Коддингтона (Coddington’s Life Events Scale–Children), шкала Чандлера (Chandler’s Stress Response Scale), шкала Вебба–ван Девере–Отта (Webb, VanDevere, and Ott’s Structured Pediatric Psychosocial Interview), шкала Филлипса (Phillips’ Children’s School Questionnaire), шкала Уиггинса–Маккрани–Бейли (Wiggins, McCranie, and Bailey’s Psychological Stress Evaluator) не прошли разностороннего тестирования, и их достоверность не установлена [21]. При совместном использовании нескольких шкал часто наблюдаются взаимоисключающие результаты (одна шкала указывает на «высокий уровень стресса», другая «стресс отсутствует» и т.д.).
Чрезвычайно важно отметить, что низкая надежность упомянутых выше шкал во многом обусловлена тем, что они являются опросниками, составленными психологами и педагогами, и совершенно не учитывают клиническую симптоматику стресса. На практике бывает весьма трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что–то другое?
С медицинской точки зрения стресс (точнее, стресс–реакция) характеризуется универсальным физиологическим ответом: усиление сердцебиения, вазоконстрикция, повышение АД вследствие повышения уровней катехоламинов, снижение уровней магния в крови, повышение уровней глюкозы, глюкокортикоидов, катехоламинов и магния в моче и др. Эти физиологические процессы приводят к характерной симптоматике и изменениям в поведении ребенка, переживающего стресс.
Симптоматика:
• учащенное сердцебиение;
• повышение АД;
• сухость во рту;
• потные ладони;
• мышечная напряженность в области шеи или головы;
• быстрая утомляемость;
• головные боли;
• нарушение сна: повышенная сонливость, частые ночные кошмары;
• боли в животе, проблемы с пищеварением;
• чрезмерный или пропавший аппетит;
• трудности с концентрацией внимания;
• эмоциональная неустойчивость;
• частые простуды или другие легкие недомогания;
• обострение астмы.
Изменения в поведении:
• повышенная плаксивость;
• плохое настроение: раздраженность, апатия;
• возврат привычек более раннего возраста: сосание пальца, энурез, сюсюканье;
• неспособность сосредоточиться, рассеянность при приготовлении уроков;
• отчужденность от семьи, друзей;
• проблемы в общении с младшими братьями и сестрами;
• отказ идти в детский сад или в школу.
Кроме того, упомянутые выше шкалы учитывают фактически только социальные источники стресса и практически полностью пренебрегают источниками стресса вследствие повышенных физических и умственных нагрузок, вынужденной гиподинамии и т.д. [2,12]. Таким образом, разработка адекватных комплексных шкал для оценки стресса у детей является актуальным направлением исследований.
Магний и стресс у детей
Стрессовое состояние организма представляет собой значительный дисбаланс между внешними условиями и способностью организма ребенка адекватно реагировать на них. В соответствии с МКБ (диагноз F43) состояние острой реакции на стресс характеризуется первоначальным сужением внимания, неспособностью осознания стимулов и дезориентацией. За этим может последовать либо дальнейшее отстранение от окружающей ситуации (ступор F44.2), либо чрезмерная активность. Вегетативные признаки панического беспокойства (тахикардия, потливость, покраснение кожи) обычно появляются в течение нескольких минут стрессорного стимула или события и в основном исчезают в течение нескольких часов. При продолжительном стрессовом воздействии состояние тревожной готовности поддерживается в соответствии с адаптационными возможностями организма. При превышении стрессом адаптационных возможностей организм ребенка не в состоянии поддерживать нормальные функции: происходит повреждение надпочечников, иммунной и других физиологических систем.
Повышение адаптационных резервов организма ребенка имеет большое значение для формирования устойчивости к стрессу. Как было отмечено выше, достаточная обеспеченность организма магнием способствует увеличению резервов адаптации при стрессе. И наоборот, дефицит магния снижает адаптацию к стрессу, причем возникающий стресс способствует существенным потерям магния организмом.
Стресс и магниевая недостаточность являются взаимообусловливаемыми процессами, обоюдно усугубляющими друг друга. Состояние острого и хронического стресса ведет к истощению внутриклеточного пула магния и его потерям с мочой, т.к. в стрессовой ситуации выделяется большое количество адреналина и норадреналина, способствующих выведению магния из клеток. Известно, как быстро дети утомляются под воздействием громких звуков – крика, грохота, гула автомобилей и прочих шумовых воздействий. В работе I. Sendowski и соавт. (2006 г.) показано, что стрессовая ситуация, вызванная интенсивным шумовым воздействием, приводит к значительному повышению экскреции магния с мочой (p=0,017), также при этом значимо повышается уровень магния в крови (p
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.