Как понять что у ребенка стресс
Как понять, что у ребенка стресс?
Стресс — это защитная реакция организма на неблагоприятные факторы. Дети подвержены стрессам сильнее, чем взрослые, из-за неокрепшей нервной системы, впечатлительности, уязвимости и еще не сформировавшегося навыка самоподдержки.
Каковы же симптомы детского стресса?
Нужно сказать, что часто дети переживают события не так, как взрослые, например, ребенок, у которого умер дедушка, может активно играть и веселиться, а не плакать и грустить, но при этом симптомы стресса проявиться могут, например, в психосоматическом заболевании или ночном энурезе. Родители не всегда могут оценить «логику» такого поведения ребенка, поскольку воспринимают реальность с точки зрения взрослого.
Итак, признаки стресса у ребенка:
При появлении признаков стресса у ребенка важно вовремя выяснить причину и устранить ее, помочь ребенку справиться с травмой и нагрузкой на психику, а также скорректировать тип воспитания или детско-родительские отношения, если данные факторы привели к возникновению психоэмоциональных трудностей. Детские психологи в нашем центре используют проективные и игровые методики: сказкотерапию, песочную терапию, арт-терапию. Данные методы позволяют как провести эффективную психодиагностику, так и нейтрализовать последствия негативных событий для психики ребенка. Также специалист обязательно работает с родителями, чтобы помочь им создать благоприятную обстановку в семье и улучшить коммуникацию с ребенком, скорректировать воспитательный подход.
Если вы подозреваете, что у ребенка стресс, запишитесь на консультацию в наш центр: (812) 642-47-02. Квалифицированные психологи вам обязательно помогут!
Стресс у детей
Считается, что стресс появляется у нас, взрослых, занятых своими «взрослыми» проблемами. Однако стресс может появиться даже у детей. Чрезмерные нагрузки, посттравматическое состояние, неблагоприятная обстановка в семье – все это ведет к детскому стрессу. От чего же у ребенка стресс?
Определить наличие стресса у ребенка можно по резким изменениям его поведения, ребенок становится «неузнаваем» и «неуправляем». Признаком стресса может быть частая и резкая смена настроений ребенка, какие-то психосоматические расстройства (общая слабость, быстрая утомляемость, тошнота, рвота и т.д.).
Стресс у ребенка в разном возрасте может быть вызван разными причинами и проявляться по-разному. Так, у грудных детей и у детей до двух лет стресс может быть вызван болезнью, разлукой с близкими, пусть даже кратковременной. Также дети очень остро реагируют на переживания родителей и могут «заразиться» их стрессом.
Симптомами стресса могут выступать: повышенная раздражительность, резкие изменения аппетита вплоть до отказа от пищи, нарушения сна.
Прятки учат ребенка верить в то, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются.
В возрасте от 2 до 5 лет необходимость разлуки с близкими, например, при посещении детского сада, перемены в привычном укладе жизни, посещение врача или парикмахерской – эти факторы также могут вызвать стресс.
Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушаться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями.
Хорошо помогает снять стресс быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Необходимо ограничивать время просмотра ребенком телевизора – важно, чтобы ребенок хотя бы пару часов в день проводил за тихими спокойными играми, за книгой.
С началом посещения ребенком школы начинаются новые нагрузки, к ребенку предъявляются новые требования. В этот период дети очень уязвимы для стресса. Высокие (иногда даже чересчур) ожидания родителей и огромное желание ребенка соответствовать этим ожиданиям, конфликты с одноклассниками или учителями – все это может привести к стрессу.
Распознать стресс в этом возрасте можно по необъяснимым болям и расстройствам без видимых причин, по нежеланию ребенка посещать школу или общаться с другими детьми. Нервные движения, низкая самооценка, нарушения аппетита и сна, отставание в учебе – это тоже могут быть признаки стресса.
Как выяснить причину стресса? Можно сходить с ребенком в кино или на прогулку – вдали от домашней (возможно, опостылевшей) обстановки ребенок может разговориться. С помощью ролевых игр, рисования можно «переиграть» стрессовую ситуацию. В игре или на рисунке ребенок может представить, как бы он повел себя в том или ином случае.
Ребенок подросткового и старшего школьного возраста – это уже практически сформировавшаяся взрослая личность. Неудивительно, что и переживания его приближаются к переживаниям взрослого человека: озабоченность своим будущим, взаимоотношениями с окружающими…
Признаки стресса у подростка также практически не отличаются от «взрослых». Подросток может чувствовать себя безмерно одиноким, неуверенным в себе, у него пропадает желание общаться с людьми. Он становится чрезмерно раздражительным, вспыльчивым, настроение резко меняется от приподнятого до глубокой депрессии, появляется необъяснимое беспокойство, навязчивые действия.
Как помочь подростку справиться со стрессом? Важно «разговорить» ребенка. Если он не хочет сам рассказать о своих проблемах, можно «зайти издалека», т.е. начать разговор на какие-то посторонние темы, осторожно переведя беседу в нужное русло. Можно «проиграть» с ребенком то, что произошло, но в Вашей «пьесе» будет счастливый конец.
Не следует говорить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным» заставляют ребенка чувствовать себя без вины виноватым. Родители должны дать ребенку возможность понять, что они его любят несмотря ни на что. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что при необходимости родители всегда рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.
Стресс у ребенка
Что такое стресс
Стресс – это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Это реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители.
Сам по себе стресс важен с точки зрения эволюции и выживания человека. Но не стоит путать такой вид стресса с хроническим, который может стать первопричиной ряда физических и психических заболеваний.
Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Но сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей – школьные домашние задания, важные контрольные, подготовка к которым происходит в режиме запугивания от учителей и, порой, родителей, необходимость соответствовать навязанным нормам по успеваемости и многое другое. В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу.
Иногда симптомы бывают маловыраженными, поэтому важно быть внимательным по отношению к своему ребенку, чтобы не допустить хронический стресс.
В этой статье мы рассмотрим, чем опасен стресс и каковы причины его возникновения. А также попробуем разобраться, как помочь детям, которые уже подверглись стрессу.
Стадии стресса
Стресс проявляет себя не сразу, а состоит из трех стадий, которые проявляются по нарастающей.
1. Первичная тревога (на этой стадии дети часто замыкаются в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство, физические изменения еще не затрагивают ребенка, но проявляется недоверие к окружающим людям).
2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).
3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).
Каждой стадии характерно все более угнетенное эмоциональное состояние, а затянувшийся стресс может в конечном счете перейти в депрессию.
Причины возникновения детского стресса
Самыми распространёнными источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы:
— Переезды и расставания с близкими людьми
— Невнимание со стороны родителей (настоящее или мнимое)
— Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей
— Буллинг (травля со стороны сверстников)
— Резкая смена режима или распорядка дня
— Начало и конец учебного года
— Экзамены и подготовка к ним
— Увлечение агрессивными компьютерными играми
— Нехватка важных витаминов и микроэлементов (определяется лечащим врачом на основании ряда анализов)
Стресс может возникнуть даже у детей до года. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.
Признаки стресса у детей
Очень важно распознать стресс на ранних этапах и не игнорировать его признаки. Стресс у детей можно выявить по ряду симптомов:
— Частая смена настроения
— Нарушение режима сна
— Впадение в детство (ребенок семи лет может начать вести себя как младенец – сосать палец, есть с ложечки только при помощи родителей и т.д.)
— Частые головные боли, боли в животе и другой физический дискомфорт
— Пониженная концентрация внимания и падение успеваемости
— Кошмарные сны и фобии
— Стремление все контролировать
— Побег от реальности (избегание встреч с неприятными людьми и ситуациями, симулирование болезней на этом фоне)
У малышей к этим опасным признакам можно добавить вредные привычки – сосание пальца, грызть ногти, беспричинное ковыряние в носу и т.д. У ребят постарше – это часто неадекватная агрессивная реакция.
Последствия стресса у ребенка
Как влияет стресс на ребенка? Под влиянием стресса в 4 раза увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Обостряются различные хронические заболевания, ухудшается самоконтроль.
Хронический стресс в детском возрасте может спровоцировать ряд различных психических заболеваний во взрослом возрасте. Ведь большинство расстройств у взрослых людей связаны с детскими фобиями и психологическими травмами.
Лечение стресса у детей
Как справиться со стрессом ребенку? Самостоятельно справиться со стрессом ребенок не сможет. Помощь родителей и специалистов является обязательной. Лечение бывает разнообразным, в зависимости от состояния ребенка и возможностей родителей.
Профилактика стресса у ребенка
Очень важно развивать стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.
Необходимо соблюдать гигиену сна – пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.
Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе (особенно в лесу и парке), плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д. Также становятся популярны занятия йогой для детей, которые помогут укрепить опорно-связочный аппарат, улучшат растяжку и осанку. Самое главное, сделать занятия регулярными.
Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.
Если мама счастлива и спокойна, ребенок скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу и вести ребенка к специалисту.
Примечание: Улучшит коммуникативные навыки, творческое мышление робототехника для детей. Купить курсы по разработке и оживлению роботов легко в образовательном центре POLYCENT. Проводим курсы авиамоделирования, где ребята обучаются основам технического моделирования.
Консультация «Основные признаки стрессового состояния ребенка»
«Основные признаки стрессового состояния ребенка»
Здравствуйте, Уважаемые родители!
Немного вспомним тему прошлого общесадиковского собрания «готовность ребенка к школе». Это психологические процессы (память, внимание, речь и т. д., что их нужно начинать развивать в дошкольном возрасте, так как у младших дошколят развита произвольная память…
Психолог Лев Семенович Выготский говорил : «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»
Дошкольное развитие – должен стать фундаментом, а школа зданием.
Тема сегодняшнего собрания ни меньше важнее «Основные признаки стрессового состояния ребенка»
Стрессу подвержены не только взрослые люди. Но и дети, которые только познают мир, учатся общению со сверстниками и преодолению проблем, испытывают не меньший стресс, чем их родители. Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, требуется время и терпение.
Сгладить стрессовое состояние или даже полностью нейтрализовать можно в дошкольном возрасте.
Прежде всего, родителям следует узнать точную причину стресса. Ребёнок в таком возрасте, скорее всего, ещё не способен к разговорам по душам. Поэтому действенным методом подслушивание бесед с игрушками.
У детей достаточно нелегко определить присутствие стресса. Ведь до 7 лет, находясь в постоянном развитии, они часто изменяются. Стрессовое состояние легко отнести за присущие растущему организму недомогания.Тем более что переживания детей скрыты очень глубоко: это помогает им оставаться незамеченными и разрушает детскую душу.
Каждый взрослый, воспитывающий ребенка должен знать основные признаки возникновения у него стрессового состояния.
1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется» к ним.
5. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, появление дефектов речи, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.
Причины стресса у детей условно можно разделить на возрастные и связанные с семейной обстановкой.
Правда, эти категории причин постоянно переплетаются, и их следует рассматривать в совокупности.
Стрессом для дошкольников может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребёнок обычно пребывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружён только своими родными и близкими, которые души в нём не чают. А вот в возрасте 2 – 3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.
Конечно, самой частой причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребёнок находится в стрессовом состоянии,
во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей,
во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении,
в-третьих, потому, что ребёнок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того, причиной стресса у детей от 2 до 5 лет могут стать конфликты с другими детьми.
Другими причинами стрессау детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду и т. д.
Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами, постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.
Предупредить стрессы у детей в дошкольном периоде поможет живое общение, проявление интереса к ребенку, его чувствам и поступкам. Следует больше разговаривать с малышом, чтобы он имел возможность высказать все, что его интересует, беспокоит, чем заняты его мысли. При этом необходимо обнимать малыша, гладить по головке и спинке, брать за ручку, усаживать на колени.
Прекрасной профилактикой для стрессов является тишина. Надо давать возможность детям по несколько часов ежедневно находиться в тихой обстановке. Для этого требуется выключать все приборы, издающие шум.
Великолепными профилактическими мероприятиями по борьбе со стрессами у детей станут:
• регулярные пешие прогулки;
• постоянное позитивное общение со сверстниками и взрослыми людьми;
• посильная помощь родителям;
• адекватные физические нагрузки;
• расслабление с помощью выполнения массажа, просмотра веселых мультиков, передач о природе;
• посещение развлекательных детских центров или кафе, небольшие подарки.
Следует быть внимательным к детям. Это всегда поможет избежать стрессов и их последствий
Родители должны сохранять спокойствие и самообладание даже тогда, когда ребёнок капризничает на протяжении нескольких недель. Нельзя повышать на него голос, ругать, угрожать. Вы должны продолжать демонстрировать свою безграничную любовь и заботу.
Вот некоторые приемы, которые могут оказаться полезными для преодоления психоэмоционального напряжения у детей.
* Постарайтесь понять, что именно и как ощущает в этот момент ваш ребенок. Только прочувствовав, пропустив через себя его состояние, вы сможете правильно смоделировать свое поведение по отношению к нему.
* Будьте рядом с ребенком, постарайтесь поймать момент, когда он захочет выговориться. Не усугубляйте состояние ребенка собственными переживаниями.
* Постарайтесь определить источник стресса вашего ребенка. Обсудите с ним ситуацию,которая вызывает напряжение:
— дайте знать ребенку, что вы готовы ему помочь,
— помогите понять, что он уже может сделать самостоятельно, каковы его возможности,
— вместе определите, какие варианты действий были бы наиболее эффективными в этой ситуации,
— обсудите, какие меры в будущем следует предпринять, чтобы избежать подобных ситуаций.
* Избегайте высказываний «надо было быть осторожнее!», «сам виноват!» так как это только усиливает ситуацию растерянности.
* Постарайтесь научить ребенка не терять оптимизма ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!» — такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка.
* Поговорите с ребенком о том, как любимый герой фильма или книги справился бы с этой ситуацией.
* Подготовьте его к тому, что стрессы в его жизни еще будут, важно, чтобы стрессовая ситуация не заставала его врасплох. Ребенок должен понимать и всегда помнить о том, что встречающиеся трудности и проблемы обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов решения, а рядом всегда есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать.
* Если вы знаете о какой-либо стрессовой ситуации, через которую ребенку предстоит пройти, обсудите с ним разные варианты поведения.
* Позвольте ребенку принимать самостоятельные решения. Поскольку стресс часто заставляет ребенка чувствовать себя беспомощно, можно помочь ему, продемонстрировав, что он контролирует определенные области жизни.
* Помогайте ребенку ставить цели, которых он может достичь.
* Очень хороший прием для предотвращения стресса — это недолгий разговор перед сном, позвольте ребенку рассказать все, что с ним произошло за день, что его беспокоит, так может быть, вы успеете предотвратить наступающий стресс. Также это поможет ребенку научиться рассказывать о своих чувствах по отношению не только к себе самому, но и окружающему его миру.
Специалисты советуют обнимать детей как можно чаще (не менее 4-5 раз в день). Полезно играть с ними в ролевые игры, читать книги. Устранению стресса благоприятствует совместное проведение свободного времени. Очень полезно купание в реке, катание на роликах или велосипеде, пешие прогулки. Во время прогулок нельзя запрещать детям кричать и быть активными. Это поможет им выплеснуть негативную энергию. Избавиться от нее также поможет рисование яркими красками.
Консультация «Дисграфия. Признаки» Продолжаем про этого страшного зверя «дисграфия». Как же определить, есть ли у ребенка «дисграфия» или элементы дисграфии? Первое, на.
Консультация «Отслеживание и стабилизация эмоционального состояния детей посредством уголков настроения в группах ДОУ» Отслеживание и стабилизация эмоционального состояния детей посредством уголков настроения в группах ДОУ Стабильное эмоциональное состояние.
Основные формы помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ Основные формы помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или.
Основные закономерности развития ребенка как личности Основные закономерности развития ребенка как личности. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных.
План сопровождения ребенка, имеющего признаки одаренности по изобразительной деятельности Фамилия имя ребенка: Н. А. Возраст: 6 лет Краткая характеристика. Проявляет признаки одаренности по изобразительной деятельности: рисовать.
Приемы гармонизации эмоционального состояния ребенка как способ формирования навыков поведения в общественных местах Тема мастер-класса: «Приемы гармонизации эмоционального состояния дошкольников как один из способов формирования навыков поведения в общественных.