Как понять что учитель плохой
Плохой педагог: как понять?
Как понять, что представляет из себя педагог? Конечно, дети не всегда объективным. И плохими им могут казаться, например, строгие и требовательные учителя. А хорошими – балагуры и шутники, рассказывающие байки вместо школьной программы и ставящие всем пятерки. Но есть моменты, которые должны насторожить.
Переход на личности
Такой педагог вряд ли слышал про «индивидуальный подход». Поэтому мерит всех одной меркой. Любимые его фразы: «Как ты станешь жить с таким характером?», «Пойдешь дворником работать!» и прочее в том же духе. Он умело подбирает самые обидные слова, ищет одобрения у класса, отчитывая провинившегося, несколькими шутками может довести до слёз. Обычно в начальной школе дети его не любят и боятся, а в старших классах часто вступают в открытое противоборство.
«Вот станешь учителем и будешь командовать!», или «Здесь у меня диплом, а значит, я решаю!», «Мал еще – спорить со взрослыми». Педагог должен держать дистанцию с учениками, но при этом относится к ним с уважением.
Приятельские отношения
А это – другая крайность. «Ох, ребятки, понимаю – сдалась вам эта физика. Нудятина ещё та. Но что делать – придется писать контрольную. Так и быть, можно списывать», – разрешает учительница. «Ребятки» в восторге – своя в доску. Но беда в том, что авторитет у педагога – нулевой. И как только он попытается наладить дисциплину или чему-то научить, дети взбунтуются. Еще бы, они ж – друзья, какая тут учёба!
Наличие фаворитов
У такого педагога обязательно есть любимчики – им завышают оценки, их редко спрашивают и всячески выделяют, их обидчиков – наказывают. Минусов сразу несколько. Остальные дети страдают от несправедливости, фавориты – плохо знают предмет и с трудом строят отношения с одноклассниками.
Учитель объяснит тему от корки до корки строго по учебнику. Но никогда не станет давать дополнительный материал или пытаться заинтересовать ребят связью пройденной темы с обыденной жизнью. И на вопросы детей не по теме отвечать тоже не будет. Альтернативных точек зрения и слушать не захочет – делай, что говорят, и не спорь. В результате дети учатся зубрить и при этом совсем не учатся думать самостоятельно.
Постоянные жалобы
«Поговорите с ребёнком!», «Ваня не слушается на уроке!», «Петя ходит по классу во время занятий!». Дневник вашего ребёнка просто пестрит от красных чернил? Позиция такого педагога проста: «Задача учителя – дать материал, а за все остальное отвечают родители». Поэтому у него всегда есть проблемы с дисциплиной в классе, ведь он совершенно не представляет, как заинтересовать детей. По любому поводу он будет вызывать вас в школу и искренне считать, что ваши «разговоры» с ребёнком сделают чудо, и он станет паинькой на его уроках.
6 типов учителей, которых ненавидят школьники
Мы уже рассказывали вам, почему учителя испытывают к некоторым ученикам чувства, не предусмотренные законом «Об образовании» и профессиональной этикой. Но ученикам есть чем ответить: не все кемеровские педагоги — воплощение Макаренко, Дьюи или Монтессори. Вот вам шесть типов учителей, на уроки к которым ходят, как на Голгофу.
Не устаём напоминать, что не преследуем цели оскорбить какую-либо профессию, в данном случае — педагога. Мы любим и ценим своих школьных преподавателей, и помним, сколько среди них было замечательных людей и прекрасных профессионалов. Эта же статья посвящена тем, кому в школе вовсе не место — такой вывод мы сделали из рассказов кемеровских старшеклассников и выпускников.
«Подхалим»
Отличительные особенности: пытается стать для учеников «своим», откровенно перед ними заискивая. Многое разрешает, а если и не разрешает, то с формулировкой «я бы вам позволил, но вот чёртов директор…». Другими словами, наш герой старается выглядеть хорошо, очерняя своих коллег. Поняв, кто в классе главный, он всегда занимает его сторону. В отдельных случаях даже может участвовать в травле какого-нибудь изгоя вместе со всем классом. Плохих оценок почти не ставит — боится. И ещё: «подхалим «почти всегда молод — просто его карьера надолго не затягивается.
За что ненавидят: поначалу «подхалим» классу нравится. Но у дешёвого авторитета есть и обратная сторона — он через короткий промежуток времени превращается в пыль. Дети очень быстро понимают, что перед ними — тряпка и ничтожество. И тогда атмосфера на уроках «подхалима» начинает напоминать пиратский кабак из книги Стивенсона — полная анархия и вседозволенность. Знаете, слово «ненавидят» в этом случае, пожалуй, слишком сильное. Не стоит он ненависти, дети его просто презирают, тем более, что как педагог «подхалим» в 100% случаев никакой ценности не имеет. Таких «добрячков» разносил ещё Антон Макаренко в «Педагогической поэме». Уважаемый директор, гоните его в шею!
«На контрольных мы внаглую открывали учебники — делал вид что не замечал, даже «шпоры» были не нужны. Стоишь у доски, ничего не знаешь, так историк сам за тебя всё расскажет, а потом ставит «четыре». Половина класса на урок не приходит — никаких последствий, не пожалуется и «разборок» не устроит. Вообще бесхребетный, даже противно», — делится тёплыми воспоминаниями о молодом преподавателе выпускник 2018 года Евгений Р.
«Заводчик любимчиков»
Отличительные особенности: как следует из названия, делит учеников на фаворитов и прочую «чернь». Мотивы «Заводчиков» бывают разными. Иногда дело в корысти: любимчиками становятся дети богатых и влиятельных родителей. А как же — могут подарочек сделать, деньжат подкинуть на школьные нужды или прямо заплатить за хорошую оценку. Да и вообще — полезное знакомство ведь. Впрочем, часто дело обходится и без корыстных побуждений — «заводчик» может окружить заботой и вниманием способного ученика. И даже благородными могут быть его мотивы: некоторые берут «под крыло» слабого, затюканного ребёнка. Но результат всегда один: двойные стандарты и несправедливость.
За что ненавидят: дети – существа ранимые и в большинстве своём злопамятные. И такого учителя они ненавидят уже за сам факт его существования. «Заводчик» часто становится причиной нешуточных конфликтов в классе, со всеми вытекающими последствиями. «Чернь» трясётся от ненависти — дети реагируют на явную несправедливость намного острее взрослых. А сами любимчики попадают «под пресс» из-за своего благодетеля. И в итоге теряют гораздо больше, чем получают от его забот.
«Я ненавижу людей, которые делят общество на «бедных» и «богатых». Особенно бесит, что такое в нашей школе очень даже практикуется. Наша «училка» по физике мило улыбается, хвалит и ставит хорошие оценки только тем, кто из семьи побогаче. Остальные для неё сброд, нищеброды и вообще отбросы общества. Как бы ты не старался подготовиться к уроку, а физика, это не самый лёгкий предмет, ты всё равно получишь двойку-тройку. Найдётся повод для такой оценки, уж поверьте. А исправить её потом тоже сложно» — рассказал Сибдепо ученик 9 класса одной из кемеровских школ Илья Б.
«Доминатор»
Отличительные особенности: признаёт только два педагогических приёма — унижение и злобный крик. Любимое слово — «тупой», повторяет его чаще, чем покойный Михаил Задорнов. Любит рассказывать ученику о его безрадостном будущем: все тупые мальчики будут учиться в ПТУ, а тупые девочки пойдут на «панель». И все они будут наркоманами и закончат жизнь на теплотрассе, потому что плохо подготовились к уроку математики. Подмечает «больные места» учеников и бьёт по ним с особым наслаждением, измываясь над ребёнком в присутствии сверстников. Обожает собирать нелепые ошибки и зачитывать их всей параллели, указывая фамилию оскандалившегося школьника.
Если разобраться, то «доминаторы» просто отыгрываются на детях. За какие-то детские/юношеские травмы, за тех «доминаторов», что мучили их самих или просто за свою убогую, неудавшуюся жизнь. А убогая она потому, что учитель для них — не призвание, они не любят свою работу и никогда не научатся делать её хорошо. Они — никто рядом с настоящими педагогами и прекрасно это понимают. Хорошо хоть, всегда есть на ком выместить злобу.
Но уволить «доминатора» — задачка не из простых. Стоит на пороге кабинета появиться, например, другому учителю, директору школы или родителю его обиженного подопечного, учитель-«доминант» мастерски перевоплощается и играет совсем другую роль. Дескать, у подростков гормоны бушуют, фантазия богатая, и вообще — сами виноваты. И начальство ему верит, даже считает принципиальным, требовательным педагогом.
За что ненавидят: найдите хоть один повод его не ненавидеть. Вот из-за таких учителей и пропадает желание вообще посещать школу.
«Не знаю, как у кого, а у меня руки слабеют, когда на меня начинают кричать без повода. В прямом смысле падает всё, что держу. Голос начинает или трястись, или вообще пропадает, а учителя это только злит. Он орёт ещё громче, обзывает и может указкой ударить или щелбан поставить на затылок. Может скинуть с парты учебник и наорать, что я растяпа. Приходить на уроки такого учителя вообще не хочется, а родители тоже не сразу поверили, что в нашем классе творится. Они же видели учителя неоднократно, им он показался нормальным», — рассказала Сибдепо школьница Ольга Р.
«Одержимый»
Отличительные особенности: есть только один достойный внимания предмет — тот, который он ведёт. Всё остальное — докучливая лабуда, которая только отнимает время у учеников. И отношение к ним соответствующее. Класс будет задержан на всю перемену и наплевать, что на следующем уроке у него контрольная — не может быть ничего важнее, чем (подставьте любую дисциплину). Не владея его предметом, прожить достойную жизнь нереально, об этом ученикам напоминают на каждом уроке. Согласно нашим наблюдениям, больше всего «одержимых» среди математиков, но порой попадаются даже фанатичные учителя МХК и музыки.
За что ненавидят: за высокомерие с которым он смотрит на старшеклассников, не желающих связываться с его предметом после окончания школы. За то, что повышает и без того не маленькую нагрузку, заставляя писать никому, кроме него, не нужные рефераты и конспекты. За занудство, наконец. И вообще, люди с одержимостью потенциально опасны.
«У меня была учительница по литературе, которая считала, что без её предмета невозможно выжить. Вот совсем не выжить. Если ты не читал ту же «Войну и мир» от корки до корки на три раза все тома, то ты и не человек. Изучать этот роман мы, например, начали ещё в седьмом классе, хотя по программе его проходят позднее. И литературу нам часто ставили перед большой переменой. То есть все идут в столовку есть, а ты сидишь и слушаешь учительницу, которая почти на каждое произведение приводила пример из своей жизни. Кроме письма Татьяны из «Онегина» мы учили и письмо Онегина, и другие отрывки. Ставили мини-спектакли на уроках. И всё бы ничего, но я после одиннадцатого класса планирую поступать в медицинский, поэтому пришлось перейти в другую школу, где нет таких «помешанных» на своём предмете училок», — пояснила ученица кемеровской школы Олеся С.
«Лодырь»
Отличительные особенности: как правило, молодой балбес, который не хотел и не хочет быть учителем и вообще работать. Но жить-то на что-то надо, а диплом получен и работа вроде не пыльная, если правильно подойти к процессу. Подход же у него следующий:
За что ненавидят: не все ненавидят, кстати, некоторые даже любят, за то, что не достаёт всякой там учёбой. Но в старших классах появляется понимание, что твоё время просто губят — ты просто читаешь учебник. Кроме того, на его уроках невыносимо скучно. Ничего нового и интересного такой учитель им не рассказывает.
«Вы любите, когда кто-то тратит ваше время? Вот и я нет. Я как-то даже просила маму прийти в школу и поговорить с учительницей истории, чтобы та не заставляла нас читать параграфы на уроке. Ладно дома, но на уроке, тем более на уроке истории, хочется слушать повествование учителя узнавать что-то, чего нет в учебнике. Ведь история, это интересно! Но не в нашем случае. Хотя некоторым нравится. Делают вид, что читают, а сами в мессенджерах залипают или музыку слушают», — поделилась с нами юная кемеровчанка Вероника Т.
«Ябеда»
Отличительные особенности: обидчивый до крайности, с нулевым чувством юмора. При этом влиять на дисциплину никак не может ввиду полного отсутствия авторитета у учеников. В итоге пользуется одним-единственным методом: звонит по любому поводу родителям и с завидной регулярностью отправляет учеников к завучу/директору. Причём, поводом для отправки может послужить неудобный вопрос по изучаемой теме. Пишет в электронном журнале: «Ваш Серёжа качается на стуле», «Ваш Серёжа громко хихикает и смешит весь класс, невозможно работать!». Это реальные замечания из дневника одного из наших собеседников. Иногда учитель-«ябеда» не выдерживает напора класса и приходит на урок с директором школы, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию.
«Ооооо, наша учительница по черчению прям любит жаловаться всем и на всех. Кроме того, что у неё сам предмет скучный, так ещё и истерит постоянно. То мы то не так сделали, то это не эдак. А мне вот черчение не нужно. Я юристом планирую стать», — пояснил Сергей В.
Если с ребенком что-то не так. Как узнать, что дело в учителе?
Когда в школе у чада что-то не ладится, проблемы могут быть разного происхождения. От вялотекущей простуды до низкой мотивации (так сейчас говорят, когда ребёнок – обалдуй). Но если проблемы связаны всегда с одним и тем же предметом, вполне возможно, дело в учителе.
Особенно, если в какие-то дни недели у ребёнка, как по расписанию, портится настроение вплоть до суровой истерики или панической атаки.
Учитель-придира
Кадр из фильма ” Выстоять и добиться”
Полбеды, когда у преподавателя есть любимчики. Настоящая проблема, когда у него есть нелюбимые ученики и он их всячески выделяет: занижает оценку, заваливает кучей каверзных вопросов во время ответа у доски, постоянно отпускает замечания. Всякий интерес к предмету от этого, естественно, пропадает, а успеваемость становится обидно низкой.
Как понять, что ребёнок страдает от придиры. Это очень трудно, потому что многие дети оправдываются, утверждая, что учитель к ним несправедлив. Шанс, что ребёнок говорит правду, повышается, если в день с уроками придиры у чада с утра портится настроение, если над учебниками по предмету оно сидит дольше обычного и, наконец, если с радостью соглашается на вашу личную экзаменовку.
Что предпринять. Каждый раз в конце четверти и года требовать сдачи экзамена другому преподавателю. Сменить класс или школу. В крайнем случае, поговорить с ребёнком на тему каверз судьбы и умения их перетерпеть. В крайнем, повторим, случае – не надо приучать терпеть то, с чем можно без больших сложностей справиться.
Учитель-агрессор
Кадр из фильма “Урок зла”
Преподаватель-агрессор хамит сознательно, а также зачастую проявляет агрессию другими способами: портит вещи, обнаруженные у ребёнка (например, рвёт рисунок в то время, как должен его просто забрать до конца урока), скидывает предметы с парты на пол, хватает за волосы, плечо, шею, лицо, может ущипнуть, шлёпнуть линейкой, толкнуть на пол, на парту или в стену. Такой учитель откровенно опасен и зачастую имеет некую гарантию безопасности: уверен, что никто из учеников не посмеет его выдать или что директор не предпримет никаких мер по пресечению фокусов агрессора.
Как понять, что ребёнок страдает от агрессора. Чаще всего, чем дольше ребёнок подвергается систематическим нападением со стороны учителя, тем меньше уверен, что происходит что-то неправильное и он имеет право пожаловаться. Очевидно, лучшая мера – профилактический разговор о том, что преподаватель имеет право делать с учениками и что не должен делать ни в каком случае. Такая беседа не помешает не только перед школой, но и в разгар учебного процесса – ребёнок обретает верное видение ситуации и наконец-то рассказывает о происходящем.
Что предпринять. Прежде всего, оградить ребёнка от общения с этим учителем. Например, настоять на том, чтобы ребёнок мог пропускать его занятия и сдавать экзамены другому преподавателю, либо перевести в другую школу. Далее, поговорить с родителями учеников. Возможно, им удастся разговорить детей, а затем совместными усилиями инициировать увольнение агрессора. К сожалению, только возможно. Иногда родители даже слышать ничего не хотят: “ваш ребёнок придумывает” (и сам себя за бока щиплет до синяков, да) и “наверное, только вашего бьют линейкой и, небось, за дело!” Даже не пытайся понять, почему они не хотят задумываться о безопасности детей. Просто хватай ребёнка и беги прочь.
Учитель-садист
Кадр из фильма “Эксперимент 2: Волна”
Может быть открытым агрессором, а может предпочитать тонкие издевательства. Нарочно поставить ребёнка в крайне унизительное положение совсем не учебным вопросом или замечание для него – настоящее удовольствие. Заставить коротышку стирать с доски, исписанной с самого верха, полную девочку встать возле плаката с мышечным строением человека, чтобы на её примере показать, что такое ожирение, слабого и одышливого малыша отправить бегать весь урок за разными очень необходимыми предметами или просто простоять то у парты, то у доски, пересадить очкарика в самый дальний угол класса и спрашивать: “Ты что, слепой, что ли? Вот же на доске написано”… Есть очень много способов сделать посещение занятий невыносимым.
Как понять, что ребёнок страдает от садиста. Он подавлен почти всё время, а в дни, когда ему придётся посидеть на определённом предмете, с утра не в себе, да и после возвращения из школы тоже. Как правило, ребёнку трудно понять, что с ним делают нечто непозволительное, а вам – трудно такое объяснить. Можно попробовать “между делом” рассказать о каком-то учителе-садисте из вашего детства, можно даже выдуманном – вроде как “был у параллельного класса, а нам ещё повезло”. Это может стать началом длинного ответного рассказа.
Что предпринять. Срочно оградить ребёнка от общения с садистом, лучше всего – перевести в другую школу. К сожалению, тонкого садиста вывести на чистую воду и наказать очень трудно, так что тут главное – обеспечить ребёнку безопасность.
Учитель, возглавляющий травлю
Кадр из фильма “Класс коррекции”
Практически всегда – садист и/или агрессор. Целый класс соучастников позволяет ему нападать на нескольких нелюбимчиков и не бояться противостояния и разоблачения. Такой тип всегда старается завлечь учеников в процесс, подначивает их дразнить выбранную им жертву, старается постоянно противопоставлять жертву и класс. Это очень опасно: сам учитель до уголовных правонарушений вряд ли дойдёт, а вот детей может взять азарт. Фильм “Чучело” помнишь? Так он ещё ванильный. Дети даже из благополучных семей, разохотившись и уверившись в своей правоте, доходят до нанесения тяжкого вреда здоровью и изнасилований. Даже если они ограничатся тычками, издевательствами и порчей имущества, хорошего для твоего ребёнка мало.
Как понять, что ребёнок страдает от организованной учителем травли. Всё зависит от степени открытости ребёнка, от его характера и от того, насколько его уверили в том, что он сам виноват во всём. В целом, признаки и рецепт “диагностики” те же, что в случае с обычным садистом.
Что предпринять. Срочный перевод ребёнка, если не в другую школу, то на домашнее обучение. Отличником в такой атмосфере он всё равно не будет, а последствия ситуации будут очень нехорошими и долгоиграющими.
Учитель-крикун
Кадр из фильма “Детсадовский полицейский”
Так бывает, что в учителя попадает гиперэмоциональный человек. Не хочет никого напугать, но то и дело срывается на крик, обычно соседствующий с пафосом. Ученики, как правило, быстро просекают, что крикун безобиден, но некоторые дети эмоциональнее других, и внезапные вопли им переносить трудно.
Как понять, что ребёнок страдает от крикуна. Как правило, в подавленном настроении чадо оказывается после уроков, а не перед ними. Кроме того, родители нежного ребёнка обычно знают о том, что он не переносит криков. Когда при расспросах ребёнок жалуется на вопли, важно уточнять сопутствующие обстоятельства, чтобы не спутать крикуна с более опасными видами неприятных учителей.
Что предпринять. Дать ребёнку лёгкого успокоительного или выполнить помогающий ему ритуал, например, усадить с ногами на диван, накинуть на плечи плед и вручить чашку какао с молоком. Пусть чувствует – что бы ни происходило снаружи квартиры, у него всегда есть своё спокойное безопасное местечко.
Учитель-хам
Кадр из фильма “Очень плохая училка”
Оскорбляет ребёнка в лицо, насмешливо коверкает его имя или фамилию, грубо высмеивает особенности ребёнка или его промахи. В чистом виде этот типаж встречается редко, хам очень часто заодно и садист, агрессор или провокатор травли. Но иногда бывают грубые невоспитанные учителя, которые не станут нарочно издеваться или ставить несправедливые оценки – они просто плохо воспитаны и не обращают внимания на чужие чувства.
Как понять, что ребёнок страдает от хама. На выходки хама дети открыто жалуются чаще всего, поскольку хамы не так пугают, как реально опасные виды учителей, и не вызывают чувства, что сам в чём-то провинился, как крикуны.
Что предпринять. Улучить минутку и пообщаться с хамом с глазу на глаз, указав, что подобное поведение находишь неприемлемым и готова, что называется, жаловаться в РОНО и писать в газеты. Ребёнку так и сказать, что учитель ведёт себя невоспитанно и что это бывает даже с профессионалами или в целом хорошими людьми. Если хам не выказывает готовности несколько приструнить свой характер, говори уже с завучем или директором. Не бойся и не обманывайся их уверенным видом – они сами очень боятся всяких жалоб и скандалов. По крайней мере, в больших городах, где общественный резонанс может обернуться штрафом или потерей места.
Учитель-лентяй
Кадр из фильма “Полу-Нельсон”
Многие прокрастинируют на работе, зависая в соцсетях и играя на планшетах, но делать это под взглядом учеников все уроки напролёт, время от времени поспешно хватая учебник и зачитывая из него наугад, когда завуч заглядывает – это немного слишком. Большинству учеников нравится вольница: делай, что хочешь, учиться не надо, но абсолютно все при этом понимают, что ими обидно пренебрегают, и испытывают к преподавателю неприязнь. Учитель-лентяй серьёзно снижает мотивацию учеников к обучению вообще, не говоря уж о том, что программа пролетает со свистом мимо.
Как понять, что ребёнок высиживает некоторые уроки зря. Дети младшего и среднего школьного возраста часто сами выражают возмущение поведением преподавателя. Конечно, только дома. А вообще не мешает просто время от времени проверять уроки.
Что предпринять. Жаловаться на специальном сайте или заранее договориться с родителями других учеников о коллективной жалобе. Главное, чтобы ученики не узнали, где была протечка информации – могут повести себя по отношению к ребёнку агрессивно. Ещё можно забить и проходить программу по предмету дома, а уроки лентяя воспринимать как возможность ребёнку немного отдохнуть посреди насыщенного и нелёгкого учебного дня.
Учитель-невежда
Кадр из фильма “Безумные преподы”
Рад стараться на самом уроке, но свой предмет знает откровенно плохо. Если кто-то из детей ловит на фактологической ошибке, не поправляется (в конце концов, с кем не бывает), а ведёт себя агрессивно, поскольку отлично знает, что из себя представляет, и очень боится, как бы невежество не заметили другие. Плох прежде всего тем, что мешает детям нормально осваивать программу, а любознательных эрудированных учеников ещё и расхолаживает.
Как распознать, что учитель ребёнка – невежда. Пожалуй, только случайно – не экзаменовать же его.
Что предпринять. Честно рассказать ребёнку, что мир устроен так несправедливо, что недобросовестного учителя бывает трудно отстранить от работы, а чтобы из-за него самому не остаться невеждой, придётся посидеть над учебниками и в Википедии.
Учитель-вымогатель
Кадр из фильма “Безумные преподы”
Похож на учителя-лентяя: мало объясняет, не прорабатывает программу, а “идёт” по ней, притом, как придира, спрашивает очень сурово, ставит низкие оценки. Его цель – заставить родителей оплачивать репетитора, и репетитором, конечно, будет он сам.
Как понять, что ребёнок страдает от вымогателя. Этот тип неприятного преподавателя обычно сам стремится к контакту с родителями, жалуется, что ребёнок не может освоить программу и намекает, что неплохо бы организовать дополнительные занятия.
Что предпринять. Настаивать на принятии экзаменов у ребёнка другим педагогом, можно даже из другой школы, а учиться дома. Или – переводиться. Говорят, сейчас помогает и нажаловаться на сайте госуслуг.
Учитель-педофил
Кадр из фильма “Скандальный дневник”
В большинстве случаев не склоняет детей непосредственно к половому акту, проявляя активность иного плана: слишком часто дотрагивается до детей, любит их обнимать, прижимать, хлопнуть, шутя, по попе, шутить на эротические темы (причём с “личным прицелом”, а не вообще про подростков, как часто делают обычные хамы), акцентировать внимание детей на чувственных местах в книгах или живописи. Особую опасность представляет и то, что многие родители уверены – педофилами могут быть только мужчины. На самом деле, среди женщин такое тоже встречается, но они реже переходят непосредственно к совращениям или изнасилованиям. Кроме того, у педофилов обоего пола обычно нет ориентации только на девочек или мальчиков, им нравятся дети или подростки младшего возраста вообще.
Как понять, что ребёнок страдает от педофила. Если не происходит непосредственно половых актов – очень трудно. Дети часто отлично чувствуют, что физический контакт взрослого излишен, а шутки какие-то липкие, но не понимают, что на это можно жаловаться – не бьёт же он и не обзывает. Если ты ещё не поговорила с ребёнком о личных границах человека и неприкосновенности тела каждого, то прямо сейчас – самое время. Даже если педофилов рядом не болтается, это знание должно быть одним из базовых.
Что предпринять: самое главное, удержись от действий, нарушающих УК. Обидно, согласись, если посадят тебя, а не педофила. Ещё главнее, как и в случаях с другими опасными преподавателями, моментально изолировать ребёнка от источника опасности. А дальше по обстоятельствам. Если, не дай боже, ребёнок пострадал физически, немедленно обращаться в полицию. Если нет, то наказать педофила будет трудно, но тогда стоит попробовать предупредить других родителей об опасности.