Как понять что веришь в бога
Православная Жизнь
Можно ли убедиться в существовании Бога, или же вера — это дар Божий? Как быть, если верить не получается? Кто и что может помочь?
Через убеждение прийти к вере
Самый простой ответ на этот вопрос, какой приходит в голову, — это выйти на улицу весной, когда цветут сады. Вдохнуть аромат цветов, рассмотреть их красоту, послушать жужжание пчёл. Или же увидеть пушкинскую зиму — «мороз и солнце, день чудесный». Как говорит нам псалмопевец царь Давид: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Самый простой способ убедиться в существовании Творца — это наблюдение за окружающей нас действительностью.
Убеждение — элемент процесса познания. Человек с чем-то незнаком, но постепенно убеждается в его существовании. Получается это обычно либо из личного опыта, либо в диалоге с тем, кто уже имеет знания в этом вопросе. Например, маленький ребёнок не знает, что такое лошадь. Ему рассказывают, какая она, показывают в книжечках, и только спустя время он может увидеть лошадь вживую. Тогда он будет знать и верить, что лошадь существует, убедится, что это не вымысел человека, который ему о ней рассказал, или художника, который её нарисовал. Высшей степенью убеждённости становится вера. Вера — это абсолютное убеждение. В вопросе познания Бога мы должны через убеждение прийти к вере.
Путь любознательных
Апостол Павел говорит, что вера — это дар Божий: «Вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8). А как же тогда убеждённость? Для её обретения нам надо пройти определённый путь. Для этого прежде всего нужно быть любознательными.
Думаю, убедиться в существовании Бога нам может помочь наука. Я имею в виду естественные науки, которые мы изучаем со школы, с которыми сталкиваемся каждый день. Мне очень близки слова нобелевского лауреата по физике Макса Планка, который говорил, что вера в Бога для верующего человека — это начало пути: он принимает её как истину и на этом фундаменте строит своё мировоззрение. А для человека, который идёт путём науки, это конец пути, его вершина. Учёный приходит к убеждённости в существовании Бога как причины всего происходящего.
Как убедиться в существовании Бога человеку неверующему?
Я бы посоветовал ему сначала обратиться внутрь себя, и тогда он ощутит, что религиозное чувство заложено в нём самом. Это ощущение — первый камешек в фундаменте веры. Как говорят учёные, нерелигиозных народов не бывает. Любое племя, которое затерялось в лесах Амазонки или на островах Тихого океана, имеет веру в какое-то сверхъестественное существо или силу. Это заложено в нас, и то, что человек хочет убедиться в существовании чего-то высшего, — первый шаг в понимании, что Бог существует. Об этом говорил и Тертуллиан, утверждая, что душа человеческая по природе своей христианка.
Итак, помочь убедиться в существовании Бога нам поможет познание естественных наук: биологии, физики, химии. Однако не только эти предметы, но и литература, и история религиозны в своём содержании. Изучая их, мы приходим к убеждённости, что существует Бог. Мы видим Его проявления с разных сторон: с точки зрения устройства мира — и с точки зрения Его общения с человеком, влияния на жизнь человечества в целом. Как говорили древние греки, от философии до теологии недалеко. Нужно только не бояться признать, что есть первопричина всего сущего, есть Тот, Кто управляет этим чудесным миром.
Например, один физик обращает наше внимание на расстояние, отделяющее Землю от Солнца, и предлагает осознать: если бы оно было хоть немного больше, мы бы умерли от жары, меньше — погибли бы от холода. Кто рассчитал это расстояние? Или другой пример: последние сто лет активно развивается генетика. Человек из ДНК выделил ген. Ген — это материя, но в то же время он — носитель информации. А информация это что? Она нематериальна, её пощупать нельзя. И хоть сейчас учёные говорят, что могут перенести информацию с одной ДНК на другую, они не могут создать какую-то новую информацию, которую могли бы туда вложить. Мы оперируем только придуманной кем-то информацией. Кем? И откуда она появилась? Я не могу сказать, что информация на моей флешке появилась сама собой — это я её туда записал. Так и с генами. Человек через познание таких вещей обязательно придёт к познанию Творца, иначе не получится.
Учёные только открывают законы, а не придумывают их. Эти законы существовали до них и будут существовать после. Кто же создал их? Кто следит, чтобы они работали множество тысячелетий неукоснительно? Когда эти вопросы накопятся, человек должен смело признать, что существует Господь Бог, и преклониться перед Ним — как в своё время апостолы, которые просили: «Господи, умножь в нас веру!» То есть убеждение должно переходить в веру, оно не должно существовать само по себе. Человеку, жаждущему такой убеждённости, надо понять, что это необходимо для его жизни, для правильного восприятия окружающего мира, выстраивания своих отношений с ним, с людьми, его населяющими, и его Творцом.
Если человек хочет убедиться в существовании Бога, ему нужно иметь не просто любопытство или жажду знания, но жажду познания Истины, познания первоисточника всего сущего. Он должен также хотеть понять, кто он есть, почему появился в этом мире, где его место в нём.
Мы должны идти к Богу, но порой Он идёт навстречу
Обратимся к истории религии. В Месопотамии жил Авраам, которому Господь однажды сказал: «Выйди из этой страны!» — то есть обратился к нему напрямую. Из этого следует, что есть ещё один путь убедиться в существовании Бога: откровение. Однажды человеку приходится осознать, что действовать разумом может быть ошибочно. Надо включать иррациональные способы познания. В частности — принимать на веру то откровение, которое Сам Бог принёс нам, потому что понять сущность Божества мы не можем, мы ограничены. В этом случае следует смириться и понять, что мы можем узнать о Боге только то, что Он нам открыл. Мы бы никогда не знали о Его существовании, если бы Он этого не хотел.
Мы можем подойти к процессу познания Бога как к научному предмету — есть же такая наука, как богословие, которая изучается на теологических факультетах учебных заведений, — и как к иррациональному откровению, сошедшему свыше. Если откровения не случилось, мы можем идти по первому пути. Для этого будем опираться на духовные авторитеты — людей, которые имели опыт общения с Богом, — и на Священное Писание, которое рассказывает о Нём. На этом пути нам также нужны терпение, воля, время, жажда познания и хорошие учителя, которые будут помогать нам задавать вопросы и формулировать правильные выводы. Отмечу, что по этому пути нужно идти с положительным настроем, то есть нам нельзя сомневаться в правильности действий Творца, в Его любви к Своему творению и в благой конечной цели существования человечества на земле. Мы должны сразу принять постулат, что Бог есть любовь. Если будем допускать сомнение — почему всё так или этак, — мы можем очень серьёзно запутаться, как запутались многие философы.
Все шаги должно делать с любовью к Тому, к Кому идёшь, ведь идёшь ты к источнику любви, её первопричине, к Тому, Кто любит тебя больше всех на свете. Ты идёшь к Личности, благодаря любви Которой мы существуем. На этом пути мы восхищаемся природой, устройством мира, прекрасными человеческими качествами — жертвенностью, любовью, взаимопониманием, честностью, милосердием, состраданием, — и чем дальше идём, тем больше убеждаемся в Его существовании.
А если я не чувствую Божьей любви? Как любить Того, кого я не знаю?
Все, кто верит в Бога, в той или иной степени бывали в такой ситуации. Я думаю, что есть разнообразные пути, по которым человек приходит к окончательному убеждению. Окончательное убеждение — это любовь как таковая. Ведь бесы тоже верят в Бога, но не любят Его и не желают Ему подчиниться. Может быть, изначально, когда мы становимся на этот путь, надо как аксиому принять, что Бог есть любовь, и всё, что в дальнейшем откроется, воспринимать только через её призму.
Есть два фактора: любовь Бога к нам и наша любовь к Богу. Первая существует однозначно, но мы можем её не понимать. А наша любовь к Богу нам понятна, мы можем определить, насколько любим Его. Но и в этом случае есть вопросы. С одной стороны, мы любим Бога, с другой — в Евангелии написано: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23), — то есть исполняет заповеди. А я не могу их соблюдать, я падаю, я соблазняюсь, я слаб и греховен — значит, я не люблю Бога? Ещё сказано: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). И как быть, если у меня в жизни всё не так?
Вечный вопрос: что делать?
А если человек не любит Бога? Признал Его существование, но не может полюбить? Значит, ему нужно что-то изменить в своей жизни. Обычно человек винит Бога в том, что Он какой-то не такой. Это вообще свойственно людям — винить не себя, а кого-то. Посмотрите, как происходят конфликты в отношениях: редко кто признаёт свою вину, как правило, все винят противоположную сторону. Но если разобраться, окажется, что наша вина очень значительна…
В этом вопросе человеку нужно проявить смирение и осознать, кто он — и кто такой Творец. Нужно преклониться перед Его величием, идти к Нему не с гордо поднятой головой, но хотя бы с почтением. Неплохо бы, чтобы к нему присоединились восхищение, благодарность. Ведь мы живём в чудном мире, в котором всё устроено для нас. У нас есть наше бытие, и оно вечно, мы это чувствуем и понимаем.
Ещё нужно общаться с людьми, у которых получилось любить Бога, и спрашивать об их опыте. Ведь о семейной жизни мы не будем говорить с человеком, у которого она не удалась. Какую сферу ни возьми, мы не будем искать в ней совета у того, кто в ней не преуспел. Нас будет интересовать опыт успешных людей. Человек, желающий познать Бога, должен общаться с людьми воцерковлёнными, читать книги, написанные святыми отцами, жития, обратиться к церковной истории — чтобы как можно больше узнать о жизни людей, которые обрели любовь к Богу во время своей жизни.
Ещё я посоветовал бы людям обратить внимание на своё отношение к миру. Сейчас оно у всех очень негативное, что неудивительно: во всех СМИ десять из десяти новостей, как правило, плохие. Люди привыкают видеть негатив, у них складывается впечатление, что им не за что благодарить Бога, они не видят Его благого промысла. Нам надо учиться у пчёл, которые пролетают многие километры в поисках нектара. Будем искать новости, которые сформируют у нас иное отношение к миру — доброе и благодарное.
Нужно молиться. Не вычитывать какие-то акафисты — человек неверующий этого, конечно, не будет делать. Но если вы хотите убедиться в существовании Бога, можно попросить Его помочь вам в этом. И вы не будете первым, кто это сделает: молился же отец бесноватого отрока: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24), молились даже апостолы: «Умножь в нас веру» (Лк. 17:5).
Нужно общаться с теми, кто убедился в существовании Бога, принял Его, полюбил и готов делиться своим опытом. Господь не случайно отправлял к людям апостолов и говорил им: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). То есть нужны знания о Боге и нужны люди, которые будут их давать. Ищите таких людей.
Нужно искать возможность расширения своих познаний, размышлять о смысле жизни. Почаще спрашивать себя: «Ради чего я живу?» Надо понять, что познание Бога вам крайне необходимо, потому что без Него жизнь не будет обладать смыслом. Если Его нет, если нет вечности, то ты самый несчастный человек.
Почему Стив Джобс был атеистом?
Мне кажется, многие лучшие умы человечества, даже позиционирующие себя как атеисты, такими не были. Они знали, что Бог есть, но не хотели Ему подчиниться. Они хотели общаться с Ним на равных, но это невозможно. Они нередко крайне горделивы, а гордым Господь противится.
Возможно, трагедия этих людей в их окружении, которое не давало возможности высказать то, что теплилось в их душах. Может, даже не высказать, но разобраться в том, что это было — а это была вера.
В заключение нашего разговора мне вспомнилась сцена из фильма «Чародеи», когда один из героев рассказывает, как ему удаётся проходить сквозь стены: «Я ставлю перед собой цель и не вижу препятствий!» Если человек хочет убедиться в существовании Бога, ему нужно идти тем же путём: поставить цель — понять первопричину всего происходящего в мире, — и идти к ней. Не надо опасаться трудностей. Нужно познавать, задавать сложные вопросы — и он обязательно получит на них ответы. Господь поможет ему в этом и пошлёт бесценный бисер веры. Я советую не бояться этого пути, он прекрасен, ведь мы имеем возможность обращаться к Творцу всего сущего. Думаю, человек, ищущий Бога, всегда будет счастлив и радостен, потому что однажды ему откроется, что «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее» (Пс. 23:1-2).
Как научиться доверять Богу?
Ответы пастырей
Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.
Нам, кроме Бога, некому доверять
Лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда он решается, по слову Спасителя, пойти по воде
– Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу – поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит.
Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает.
Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет.
– Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!
Чувствовать Бога, служа ближнему
– По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу – это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия.
Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки.
Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном – о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него.
Доверие Богу – дар Божий, который подается как плод молитвы
Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру
– Нужно понимать, что добродетели (а вера – это добродетель) – это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу – это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь – но, опять-таки, понимание – это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком – так вот, если ты понимаешь, что Господь – это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь о каждом из нас промысляет, Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями – это просто говорит о том, что наши представления искаженные, – но ты готов идти этим путем, – это и значит доверие Господу.
О таком доверии нужно молить Господа. В Псалтири у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» – «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу – это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу – а она должна быть, конечно, искренней – Господь даст тебе это.
Быть внимательным к своей жизни
– Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере.
Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем?
И нужно учиться это замечать.
Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании.
Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики… И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.
Доверие Богу укрепляется духовной жизнью
– Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.
Доверие Богу укрепляется по мере духовной жизни. Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни.
Мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать, а просить Бога помочь, если Ему угодно
И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас.
Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.
Научить смирять свой ум
– Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель – античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле – это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры.
А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни.
И следующий и очень важный шаг к обретению веры – это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина – это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний – всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.
Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше… если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте.
Это осознание – что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину – очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть – Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере.
Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безоговорочно принять – даже вопреки голосу «здравого рассудка»
Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу – нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек.
Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера.
Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.
Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным – просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так – через разум – действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению.
Постоянство в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть путь к доверию
Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно – мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры.
Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры – это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви… когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, – растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.
Утвердить в сознании, что Бог – любящий
– Рассудочное доверие возникает из исследования Писания, из углубленного изучения истин веры, из утверждения в своем сознании, что Бог – любящий, благой и премудрый. Он всё ведет к лучшему. Он не допускает испытания сверх сил.
Опытное доверие формируется, как у детей, методом проб и ошибок. Мама запретила трогать горячий утюг, но я ведь любопытный, взял да потрогал. В результате – ожог пальца. Папа потребовал не отставать в супермаркете, а я не принял это всерьез и потерялся в толпе. И так далее. Постепенно мы понимаем, что лучше слушаться Бога, а не себя.
Но глубинное, незыблемое доверие – дар, о котором нужно молиться.