Как понять что врач хороший
7 признаков плохого врача
Обзор
Роль хорошего врача в выздоровлении неоспорима. Даже самое современное оборудование и лучшие лекарства могут оказаться невостребованными, если доктор не сможет поставить вам правильный диагноз и грамотно назначить лечение. Хорошего врача далеко не всегда удается найти сразу, поэтому, важно, как можно раньше распознать, что имеешь дело с непрофессионалом, и сменить доктора.
Признаки некомпетентности врача
Вот, базовые признаки, при наличии которых стоит задуматься, насколько компетентен лечащий вас специалист:
Признаки врачебной небрежности
Другая проблема, с которой можно столкнуться, — когда причиной некачественной медицинской помощи является не безграмотность врача, а его небрежность в отношении вашего случая. Ее можно распознать по следующим признакам:
Конечно, наличие одного из перечисленных пунктов не является достаточным аргументом, чтобы тут же сменить специалиста. Если при этом вы идете на поправку, не стоит обращать внимание — мало ли, что в жизни бывает. Но если вы наблюдаете у лечащего врача несколько из этих признаков или они встречаются с определенной периодичностью, и при этом у вас возникают сомнения в эффективности лечения, помните, что вы всегда можете сделать выбор в пользу другого врача, даже в государственной больнице или поликлинике.
Признаки хорошей работы врача
Некоторые качества врача, напротив, позволят вам распознать грамотного специалиста, которого хочется порекомендовать друзьям и знакомым. Не забудьте оставить отзыв, если были у хорошего врача — вы поможете другим людям быстрее пойти на поправку.
Конечно, главный критерий, который отличает хорошего врач от плохого — это результат: вы быстро и полноценно вы вылечитесь. Но, в целом ряде случаев, это становится ясно далеко не сразу — вам предстоит сложная диагностика или длительное лечение. При определенных заболеваниях, к сожалению, на полное выздоровление рассчитывать не приходится. Приведем несколько косвенных факторов, которые помогут вам в подобных ситуациях раньше понять, что у вас действительно хороший врач, и больше доверять его рекомендациям. Хороший врач:
Другие статьи по темам:
Все материалы сайта были проверены врачами. Однако, даже самая достоверная статья не позволяет учесть все особенности заболевания у конкретного человека. Поэтому информация, размещенная на нашем сайте, не может заменить визита к врачу, а лишь дополняет его. Статьи подготовлены для ознакомительных целей и носят рекомендательный характер. При появлении симптомов, пожалуйста, обратитесь к врачу.
5 признаков хорошего врача Как распознать специалиста, которому можно доверить свое здоровье
Не важно, обращаетесь ли вы в коммерческую клинику или выбираете услуги государственной: необходимо, чтобы врач был компетентным, а его диагнозы —обоснованными. Но как понять, хороший ли специалист перед вами? Руководитель отдела контроля качества медицинской помощи и врач-эндокринолог клиники «Атлас» Юрий Потешкин перечислил несколько признаков, по которым можно узнать хорошего врача.
Юрий Потешкин, врач-эндокринолог клиники «Атлас»
Надежность
Хороший врач выглядит опрятно: чистый медицинский халат, одежда, руки — все должно быть в полном порядке. Важно, чтобы с первой минуты знакомства врач вызывал у пациента чувство доверия и безопасности. Это обязательное условие, без которого невозможно никакое лечение. Согласно исследованиям, пациентам, которые доверяют своим врачам, проще изменить свой образ жизни — например, сбросить лишний вес или отказаться от соленой пищи при высоком риске артериальной гипертензии.
Один из важных факторов доверия между врачом и пациентом — партисипативность, участие пациента в процессе лечения и принятия решения. Варианты, когда пациент в стенах медицинского учреждения превращается в объект лечения, безмолвный и безропотный, уходят в прошлое. Теперь пациент может сам выбирать, как ему лечиться, а задача врача — предоставить ему в достаточно информации для принятия решения.
Внимание
Врач обязан опросить пациента и выяснить, что стало причиной визита и какую цель ставит перед собой пациент. Доктор задаст вопросы о самочувствии пациента, его привычках и образе жизни, истории развития симптомов, сопутствующих заболеваний и лекарствах, которые он принимает. Обязательно расспросит о случаях заболеваний среди ближайших родственников — родителей, бабушек и дедушек, родных братьев и сестер.
Некоторые вопросы могут показаться не относящимися к делу или к основной специальности врача. Это нормально: врач должен учитывать все до мельчайших подробностей и обращать внимание на детали, не обязательно очевидно связанные с жалобами пациента. Хороший специалист знает много тонкостей и проверяет все возможные варианты заболеваний.
Любой прием должен включать в себя осмотр. При этом не обязательно он будет сопровождаться пышной церемонией — пациенту не всегда нужно раздеваться и ложиться на кушетку. Для осмотра некоторым специалистам будет достаточно оценить тип телосложения, распределение подкожно-жировой клетчатки, состояние волос и кожи, пропальпировать органы, необходимые для диагностики. При этом необходимо, чтобы врач учитывал комфорт пациента и не вторгался в его личное пространство без необходимости.
Открытость
Врач должен спокойно и терпеливо отвечать на все вопросы пациента и комментировать — в необходимых пределах — каждое свое решение. Хороший доктор всегда объяснит, что происходит, раскроет все непонятные пациенту термины, даст пациенту возможность принимать решения.
Если речь идет о назначении анализа, врач объяснит, какую информацию даст исследование и почему его необходимо провести. Любой анализ не играет никакой роли до тех пор, пока его не интерпретировал специалист. По запросу пациента врач должен быть готов прокомментировать каждый показатель анализа и оценить его вклад в диагностику.
Важно, чтобы каждый осмотр заканчивался постановкой предварительного или окончательного диагноза. В некоторых случаях, чтобы заранее не тревожить пациента, врач может умолчать до определенного момента о диагнозе или причине назначения анализа. Это необходимо, например, при подозрении на онкологические заболевания — не нужно пугать пациента до получения надежных результатов исследований.
При этом, если пациент задает прямой вопрос, врачу нужно проговорить все предполагаемые варианты, а не только назвать самый негативный. Здесь от врача потребуются знания принципов этики и деонтологии (учение о проблемах морали и нравственности. — Прим. ред.).
Профессионализм
У каждого врача за спиной медицинское образование, но современная наука развивается быстрыми темпами: методы диагностики совершенствуются, постоянно обновляется база знаний о болезнях, появляются новые результаты клинических исследований. Поэтому для врача становится необходимостью знание иностранных языков: большинство статей публикуется на английском языке.
Врач не будет назначать препараты с недоказанной эффективностью — за исключением случаев, когда здоровый пациент уверен, что болен. В этом случае такие назначения работают по принципу плацебо и пациент чувствует себя лучше. Параллельно с этим, как правило, рекомендуется консультация психотерапевта — такие симптомы могут быть связаны с депрессией или неврозом.
Хороший врач не будет ставить устаревшие или коммерческие диагнозы — заболевания, которые отсутствуют в Международной классификации болезней или не соответствуют симптомам пациента, но для лечения которых может быть назначено дорогостоящее лечение. Если вы не уверены в назначенном лечении или обследовании, лучше проконсультируйтесь с другим специалистом или проверьте действия врача на UpToDate (поиск по статьям для пациентов бесплатный).
Все назначения врача должны соответствовать международным рекомендациям. Врач не может давить на пациента. Если у вас возникают сомнения, не стесняйтесь задать все вопросы своему врачу или обратитесь за вторым мнением к еще одному специалисту, если вам не удалось получить ясного ответа.
Командная работа
Не всегда для лечения пациента достаточно усилий одного специалиста — иногда нужна командная работа. В таких случаях не работают адресные рекомендации: часто проверенному врачу, о котором вы узнали от знакомых, нужно отправить вас к другому специалисту, и на этом магия рекомендации может закончиться. География лечения становится необъятной, медицинские бумаги теряются по разным учреждениям (если вы вообще получаете их на руки), анамнез заболевания приходится повторять десятки раз.
Качественное медицинское обслуживание требует комплексного подхода. За спиной врача должна быть проверенная клиника или его собственная сеть контактов. Тогда врач легко сможет собрать мультидисциплинарный консилиум или передать пациента в другую клинику.
При передаче пациента нужна преемственность помощи — передать информацию, описать и продолжить диагностическую концепцию или схему лечения. Это обеспечивает не только быструю и качественную помощь, но и сохраняет доверие пациента. Идеально, если у каждого пациента есть ведущий врач, который следит за историей лечения пациента.
Вместе с медицинской картой он передает коллегам историю болезни и всю информацию о пациенте внутри одной клиники, а при переводе в другое учреждение готовит подробную выписку и продолжает наблюдать за лечением пациента. Каждый следующий врач дополняет полученные данные и результаты лечения и позволяет точно определить диагноз и подобрать подходящее лечение.
Для эффективной работы врачу должны быть доступны все инструменты лабораторной диагностики и возможность направить пациента в другое учреждение или, при необходимости, экстренно госпитализировать.
Признаки плохого врача: как распознать хорошего и не очень специалиста? Мнения белорусов
Доктор назначает дорогие лекарства, прибегает к запугиванию пациента или слишком долго не может разобраться с диагнозом? Скорее всего, перед вами новичок. О том, что белорусы считают признаком медика-специалиста, а что нет, 103.by спросил у людей разных специальностей.
Ирина, научный сотрудник НАН Беларуси
— У меня в роду были и есть медики, но я не сказала бы, что люблю посещать врачей и в целом отношусь к ним настороженно. Ничего страшного не происходило, но был один случай в раннем детстве, который, вероятно, и определил мою будущую модель поведения с врачами.
Девушка рассказывает, что во время прививки, которую делают всем детям, кусок стекла от ампулы случайно оказался на ватке для дезинфекции. Прививку Ирине в тот день так и не сделали. Домой она вернулась с перебинтованной рукой. На долгую память остались еле заметные шрамы и наказ мамы, которая еще долго переживала, что не вовремя высказала медсестре свои опасения.
— Не надо бояться спрашивать, уточнять, если показалось, якобы что-то идет не так, до сих пор говорит мне мама. С тех пор для меня решающий фактор — максимально полно получать информацию от врача или медсестры. Я спрашиваю обо всем: процессе проведения процедуры, схеме лечения, побочных эффектах лекарств. Наверное, для меня это и есть определяющий критерий компетентности доктора.
Ирина рассказывает, что во время первого визита к врачу обращает внимание на то, что спрашивает доктор.
— Я как пациент не знаю, какие еще важные детали нужны, чтобы правильно диагностировать мое заболевание. Не люблю, когда на приеме даже не смотрят карточку, а иногда и не спросят банальное: «На что жалуетесь?». Поэтому в легких случаях, (например, ОРЗ) я предпочту заняться самолечением дома.
Девушка говорит, что признаком непрофессионализма доктора считает высказывание им собственного мнения относительно немедицинских проблем пациента.
— Была свидетелем, когда врач сказала студентке на профосмотре, мол, кто же тебя такую не сильно здоровую замуж-то возьмет? По-моему, это граничит с хамством. Уверена, врач и пациент должны быть взаимно вежливыми. Некомпетентно со стороны врача и сравнение себя с пациентом. Особенно, когда пожилым людям говорят: «Вот мне 30 лет, и у меня тоже тут болит». Еще я определенно не хочу знать больше врача и предлагать ему процедуры и лекарства для меня же самой. Иногда приходится.
Девушка говорит, что с нетерпением ждет ввода электронных медицинских карт. Тогда без проблем можно будет прочитать запись о визите к врачу и схему лечения.
— Графология не мое хобби, чтобы в свободное время расшифровывать записи некоторых врачей. Но тут, скорее, проблема в ограниченности времени для приема – врачу надо успеть заполнить карту.
Ирина говорит, что она уважает докторов и сопереживает тем, кто и после работы все еще думает о своих пациентах. Быть врачом сможет не каждый, и не только потому, что выучиться сложно.
— У хорошего врача пациент выйдет с приема с надеждой на излечение и отсутствием вопросов. Второй вариант — пациент выйдет с направлением на более детальное обследование, но тоже без дополнительных вопросов.
Анастасия, фотограф , организатор детских праздников, мама близнецов
— Профессиональный доктор, на мой взгляд, будет интересоваться историей болезни. Он пролистает медкарту, изучит анализы и эпикризы, спросит о наличии аллергии. Истинный специалист будет внимательным к пациенту. Дипломы и сертификаты, висящие на стене, только усилят мое доверие к врачу.
Анастасия рассказывает, что у нее дети-близнецы: Марк и Тима. Молодая мама часто пользуется услугами детских врачей. Чаще бесплатной медициной, но иногда обращается и к платным специалистам.
— Мои мальчики родились недоношенными, первое время лежали в реанимации, долго восстанавливались. Некоторые врачи от детей требовали многое, даже не изучив их истории. Меня всегда настораживает, если доктор прописывает дорогие лекарства, которые есть в определенной аптеке.
Анастасия рассказывает, что однажды они с малышами ходили к узкому специалисту. Тот выписал мазь, которая стоила более 70 рублей.
— Мы были в растерянности, мазь все же купили, но в следующий раз пойдем к другому доктору.
Непрофессионализмом Анастасия также считает ситуацию, когда в разговоре врач использует медицинскую лексику и не объясняет ее значение пациенту.
— Для меня важно, чтобы доктор хорошо относился к моему ребенку, знал, как с ним заговорить и что делать. Многие дети боятся людей в белых халатах. Это страх отчасти связан с докторами, которые успокаивают ребенка предложением сделать укол от крика. К счастью, нам повезло с педиатром, у нас сложились доверительные отношения, и дети ее не боятся.
Анастасия считает, что важно уважать труд врачей, быть вежливым, улаживать все вопросы тактично и не идти к докторам без очереди.
— Качественная работа медика для меня — это верное определение диагноза и грамотное лечение, которое помогает. К счастью, такие специалисты чаще всего попадались мне на пути.
— Профессионализм доктора для меня — это общительность и тактичность. Если врач задает вопросы о прошлых болезнях, спрашивает о том, где лечилась ранее и каковы результаты, — это отлично. Хорошо, когда на основании предыдущих обследований доктор делает выводы и назначает качественное лечение.
Татьяна рассказывает, что в жизни приходилось сталкиваться и с не очень профессиональными докторами. Они, как правило, не вникают в суть болезни, а лишь выписывают стандартный набор анализов.
Что касается обратной связи, то Татьяна уверена, что у пациента обязательно должен быть номер лечащего врача.
— У меня недавно появилась внучка Дарина. Номер педиатра уже записан в телефоне. Если есть какие-то вопросы, звоним и не откладываем. Считаю, это правильно.
Не менее важным качеством врача Татьяна считает доброжелательное отношение к людям. К такому доктору приятнее приходить на прием и можно без смущений задавать интересующие вопросы.
— Я стараюсь посещать врачей, о которых хорошо отзываются мои знакомые. То же самое советую своим детям.
По мнению Евгения, нет непрофессиональных докторов. Каждый, отучившись в университете и получив диплом, становится специалистом. У доктора в любом случае медицинских знаний больше, чем у пациента.
— Часто вопросы к медикам возникают не по причине их непрофессионализма, а по причине нехватки терпения, такта. Здесь надо понимать, что работа у медиков сложная, нагрузка и ответственность — высокие. Человеческий фактор есть в любой профессии. Единственное — в медицине все эмоции должны быть нивелированы. Пациент и так страдает, когда приходит за помощью к доктору.
Евгений уверен, что качество бесплатной медицины в Беларуси отличное. Есть подготовленные доктора, хорошее оборудование и инструменты. Плохая лишь организация медицинских услуг. К примеру, талонов на всех не хватает. О том, что заболеешь, нужно знать за неделю до начала болезни, в противном случае талон не возьмешь.
— Естественно у людей будут вопросы. Я их понимаю. Однако в этой системе виноваты не врачи. Нельзя потребительски относиться к медицинским услугам. Мол, я пришел, плачу налоги, мне все должны. Это на корню убивает все старания доктора.
Как найти хорошего врача: 10 признаков
Качества врача, которые важны для успеха лечения
Ольга Кашубина врач, медицинский журналист, популяризатор науки, автор канала о медицине
Если вы решили заняться своим здоровьем и обратиться в государственную поликлинику или частный медицинский центр, вам понадобятся не только навыки общения с врачами, но и умение отличать хорошего врача от неважного. Признаками настоящего профессионала, которому не страшно довериться, делится Ольга Кашубина.
Список признаков хорошего врача пригодится и в случае, когда вы пытаетесь получше узнать нового доктора, и для того, чтобы оценить профессионализм тех специалистов, которые уже давно вас наблюдают.
Возможно, если у вас нет никаких претензий к лечащему врачу, нет смысла проверять его с помощью предлагаемого ниже чек-листа. Любите его таким, какой он есть (и это не ирония).
Но если вам дискомфортно с доктором, но при этом сложно сформулировать, что именно не так, эти 10 пунктов окажутся полезными. Осторожно, есть риск, что после прочтения вам придется искать нового специалиста!
Обращение к пациенту на «вы»
Эта мелочь — первая возможность составить впечатление о докторе. Сейчас, с развитием коммерческой медицины, которая мотивирует относиться к пациенту скорее как к клиенту, врачи все реже позволяют себе снисходительное «ты». Но его все еще можно услышать как в государственной, так и в частной клинике, особенно если пациент выглядит молодо. На мой взгляд, «тыканье» при первом знакомстве — красный флажок: доктор придерживается патерналистского подхода. То есть общается со своим подопечным свысока и не готов считаться с его мнением по медицинским вопросам.
Умение слушать
В 2018 году группа ученых из США и Мексики решила проанализировать, как долго врач готов слушать пациента, не перебивая его. Они установили камеры в кабинетах у докторов и записали 112 консультаций. Выяснилось, что в среднем после того, как врач задает пациенту вопрос: «Как ваше самочувствие?» — или: «На что жалуетесь?» — он дает ему всего лишь 11 секунд на ответ. Дальше медик или перебивает пациента уточняющей репликой, или меняет направление разговора другим вопросом. Ученые отметили, что лишь один из трех врачей давал своему подопечному полноценно высказаться.
Есть много объяснений такой ситуации: и ограниченное время приема, и склонность некоторых пациентов (часто — пожилых людей) вязнуть в собственных мыслях и постоянно отвлекаться на малозначительные детали. В конце концов, именно с помощью кратких замечаний и уточняющих вопросов по ходу беседы доктор может демонстрировать свое внимание к вам.
Но иногда постоянные попытки врача перебить пациента — признак снисходительного отношения в рамках патерналистской модели общения. Останавливая вас, доктор как бы говорит: «Мне все понятно, дальше я сам». Это неправильно: исследователи, о которых я упоминала, в выводах отметили, что более терпеливое поведение врача наверняка улучшило бы качество диагностики, ведь часто пациенты не могут знать, какие из их жалоб самые важные, поэтому упоминают их в самом конце.
Любовь к вопросам
Наверняка вы хоть раз оказывались в ситуации, когда приходилось выходить из кабинета врача в сомнениях или растерянности. Что-то осталось непонятным, но спросить об этом не удалось. Если вы в общении с доктором то и дело сдерживаетесь и не спрашиваете о чем-то важном или если врач отвечает на ваши вопросы раздраженно или односложно, это сигнал тревоги.
В медицине действует то же правило, что и в педагогике: если ученик или пациент после урока или консультации ничего не спрашивает, значит, скорее всего, он ничего не понял. Замечательно, когда доктор заканчивает прием фразой: «А теперь я готов выслушать ваши вопросы». И плох тот врач, который не старается любыми средствами объяснить ситуацию пациенту или разговаривает с ним на своем птичьем языке, состоящем из сложных терминов. Это значит, что либо он не считает пациента достойным собеседником, либо сам не очень хорошо разбирается в теме, поэтому таким образом пытается скрыть неуверенность в себе. Есть и третий, самый паршивый вариант: ему попросту все равно.
Неосуждение
«Все лгут», — говорил знаменитый сериальный доктор Грегори Хаус. Именно это побуждало его проводить целое расследование за спиной у пациента, чтобы выяснить истинную причину болезни. Но почему пациенты часто искажают ситуацию или уклончиво отвечают на вопросы врачей? Например, скрывают свою зависимость от алкоголя или стесняются признаться в том, что изменяют супругу?
Причина проста: мы все боимся осуждения или порицания. Конкретный врач, которого вы видите впервые в жизни, не виноват в этом сложившемся за годы общения с медиками страхе. И, возможно, вы обманете и его «на всякий случай», чтобы не ставить себя в неловкое положение. Например, чтобы не получить замечание по поводу неправильного образа жизни.
Но хороший специалист сделает все, чтобы со временем установить с вами доверительные отношения. Такие, когда вы безо всяких наводящих вопросов будете готовы рассказать ему про опыт употребления тяжелых наркотиков или домашние эксперименты с альтернативной медициной (даже не знаю, что хуже). И честно признаетесь, что не сможете выполнять какие-то из его рекомендаций в силу лени или отсутствия денег.
Кстати говоря, про деньги: здорово, когда можно без стеснения рассказать врачу в том, что у вас нет возможности купить дорогое лекарство. Поверьте, это совершенно нормальная ситуация, и хороший доктор обязательно порекомендует вам какую-нибудь надежную альтернативу в виде препарата-дженерика.
Реальные диагнозы
К сожалению, в России часто можно оказаться в ситуации, когда очень милый и приятный в общении врач оказывается совершенно безграмотным специалистом. Или опирается на устаревшие сведения. Или все понимает, но предпочитает ставить пациентам несуществующие диагнозы, чтобы получать побольше вполне реальных денег за диагностику и лечение.
Вот список наиболее популярных в России болезней-призраков. Если увидите их в своей медицинской карточке, бегите на поиски нового доктора:
* В редких ситуациях такие диагнозы имеют право на жизнь, но если никто не спешит вас госпитализировать или вы уже не находитесь по их вине в стационаре, скорее всего, речь не про вас.
Доказательный подход
В этой книге мы говорим с вами исключительно о классических врачах — тех, которые окончили медицинский вуз, носят белый халат, работают в лицензированной клинике и в своей практике опираются на рекомендации авторитетных медицинских сообществ (преимущественно зарубежных). То есть не занимаются гомеопатией, аюрведой, акупунктурой, гирудотерапией, биоэнергетикой, остеопатией и другими нетрадиционными методами лечения.
Хороший врач знает основной недостаток альтернативной медицины: она тратит деньги и время пациента и при этом редко хоть в чем-то превосходит медицину классическую. И не готов брать на себя ответственность за шаги в этом направлении. При этом — вспомните пункт четыре, про неосуждение — с хорошим врачом всегда можно обсудить ваш личный взгляд на лечение. Это важно: доказательная медицина не панацея. и если ваше увлечение нетрадиционными методами не входит в противоречие с официальными назначениями, вы можете принять решение на этот счет самостоятельно.
Умение читать научные статьи
В слово «умение» в данном случае я вкладываю и знание английского языка, и навык анализа публикаций. Едва ли будет уместно напрямую спросить у доктора: «А когда вы в последний раз открывали медицинский журнал?» — но это не значит, что у вас нет шансов узнать, как регулярно он это делает.
Во-первых, хороший врач сам с удовольствием рассказывает о недавно приобретенных знаниях (разумеется, если они имеют отношение к вашему случаю). Во-вторых, он не прочь обсудить исследование, которое прочли вы, если в ваших привычках самостоятельно искать информацию о своем здоровье.
Наконец, если вы хотите лечиться у врача, который ведет блог в интернете, обратите внимание, на какие источники он ссылается (и ссылается ли вообще). Если ссылок нет, это плохо. Есть ссылки на научные статьи на русском языке — уже кое-что. Обилие ссылок на зарубежные ресурсы — вы на верном пути!
Организованность
Медицина не место для творческого беспорядка, поскольку ошибки и потеря времени в этой сфере обходятся очень дорого. Красными флажками могут стать мелочи — тот факт, что врач путает вас с другим пациентом, забывает о вашем визите, не может найти какие-то важные документы.
Будем реалистичны: маленькие промахи бывают у каждого, особенно в ситуации, когда у доктора выдался тяжелый день. Но если вы постоянно вынуждены ждать консультации, хотя она назначена на конкретное время, если врач в целом производит впечатление несобранного человека или постоянно во время общения отвлекается на несрочные дела (например, ведет оживленную переписку в смартфоне), задумайтесь о смене специалиста.
Признание пациентов и врачей
В отличие от фальшивых отзывов в интернете, ни один врач не сможет сымитировать хорошее отношение к себе со стороны больных и коллег. Не факт, что вам удастся заметить это во время первой же консультации, но если вам доводилось быть свидетелем того, как другие пациенты говорят вашему доктору «спасибо», а другие врачи с удовольствием обсуждают с ним профессиональные дела, вероятно, вы в надежных руках. Конечно, это косвенный признак, но вместе с другими наблюдениями он позволит оценить ваш выбор.
Вам спокойно
Напоследок назову очень важный признак, который в какой-то мере обобщает все сказанное выше. Вспомните, с каким ощущением вы выходите из клиники или закрываете входную дверь за врачом, которого вызывали на дом. Если после консультации вам стало тревожнее, чем было до нее, причин может быть две. Либо вы действительно столкнулись с очень тяжелым заболеванием и смягчить эффект от этой новости не смог бы даже лучший на свете врач, либо — что встречается чаще — доктор не сумел внушить вам, что сумеет помочь.
Речь не про какие-то фантастические обещания вернуть молодость или, наоборот, продлить жизнь на сто лет, но про четкий план действий. Общение с врачом должно упорядочить ваши дальнейшие шаги. Это может быть предварительный диагноз и список обследований для его уточнения. Или перечень лекарств, которые облегчат ваше состояние. Или сразу несколько вариантов действий, над каждым из которых стоит хорошенько подумать. Или контакт смежного специалиста, который поможет уточнить диагноз.
Состояние полной растерянности и непонимания смысла происходящего — самые главные признаки некомпетентности лечащего врача. И если ваш проводник в дремучем медицинском лесу ходит кругами или отказывается обсуждать дорогу, значит, пора с ним попрощаться. Поверьте опыту польских интервентов.
Хороших врачей — в вашу записную книжку
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.