Как понять оперу о чем поют
Саморазвитие без фокусов
Трезвый подход к личностному росту и популярной психологии
Как слушать оперу: советы для людей, которые побаиваются классического искусства
Недавно я опубликовала пост «Как слушать классическую музыку«. Несмотря на свою простоту (я — человек без музыкального образования) статья многих заинтересовала.
Думаю, стоит продолжить тему. Расскажу о своём первом знакомстве с оперой и объясню, почему её не надо бояться.
Голос как музыкальный инструмент
Раньше я считала музыкально-драматические произведения чем-то… противоестественным. Разве нельзя нормально петь, без этих дрожаний в голосе, без накладывающихся друг на друга повторов, без постоянно вклинивающегося хора? Пытаешься разобрать слова, а тебе будто нарочно мешают!
В подобном ключе я рассуждала ровно до того момента, когда впервые послушала оперу по-настоящему.
Сейчас я понимаю, что голос — уникальный инструмент. Использовать его по стандартам попсовой песенки — всё равно что играть на фортепиано учебные упражнения вместо концерта Бетховена (не хочу обидеть любителей поп-музыки — свои достоинства есть и у неё).
Понимать слова на слух, кстати, оказалось возможно — талантливые исполнители всегда следят за чёткостью артикуляции.
Четыре способа прослушивания оперы для новичков
Просто включать для фона подборку «10 лучших арий», которую предлагает какая-нибудь группа из соцсети — пустая затея. В лучшем случае вам попадётся ария, которую за счёт прилипчивого мотива можно слушать как благозвучную иностранную песню — например, «La donna è mobile», она же в самом известном переводе на русский — «Сердце красавицы склонно к измене».
Чтобы получать удовольствие от фрагментов опер, надо или глубоко разбираться в музыкальной науке (быть в состоянии сходу оценить технику исполнения, оригинальные модуляции и т.п.), или уже знать эти фрагменты, понимать, о чём в них речь.
С какого же бока подступиться?
Предлагаю четыре варианта на выбор.
1.Раздобыть фильм-оперу с субтитрами.
2. Найти видеозапись спектакля из театра — опять же по возможности с субтитрами. Если таковых не имеется, придётся предварительно прочитать либретто в оригинале/переводе. Либретто — словесный текст произведения. Обычно он воспринимается очень легко, куда свободнее, чем собственно литературные шедевры.
3.Воспринимать оперу только на слух, предварительно ознакомившись с её содержанием. Увы, некоторые редкие произведения удаётся найти лишь в таком виде — старая аудиозапись плюс короткий пересказ сюжета.
Ах, да — я обещала четыре способа… Последний, идеальный — отправиться в оперный театр за компанию с его завсегдатаем. Далеко, дорого, но незабываемые впечатления гарантированы.
Для первого знакомства с жанром
Начните с оперы, которая не требует перевода — скажем, с «Евгения Онегина» Петра Ильича Чайковского. Кто такие Евгений Онегин и Татьяна Ларина, вы знаете. Текст либретто основан на пушкинском тексте, части которого школьникам задают выучить наизусть из поколения в поколение.
Чтобы получить произведение о старых классических образцах оперы-трагедии с античным сюжетом, послушайте «Дидону и Энея» английского композитора 17-го века Генри Пёрселла. Чтобы понять это произведение, необязательно глубоко разбираться в истории и мифологии Древней Греции. Опера очень доступна, поскольку она была создана для учениц школы-пансиона. Впрочем, маститые знатоки музыки отнюдь не смотрят на неё свысока. «Дидона и Эней» — стопроцентный шедевр. Конфликт долга и чувства под музыку ангелов… По творению Пёрселла, кстати, снят исключительно красивый одноимённый фильм (Hampton Court House, England, 1995 г.; режиссёр — Питер Маньюра).
Из более поздних великих опер рекомендую для начала «Риголетто» итальянца Джузеппе Верди (19-й век). Здесь сюжет уже не только и не столько любовный. Главный герой — шут при дворе герцога. Шут уродлив, его презирают и вообще не считают за человека. Он лишён всего, даже права сохранять собственное достоинство. Единственное, что у него осталось — прекрасная дочь, которую он пытается спрятать от придворной своры и своего хозяина…. «Риголетто» неоднократно экранизировали, в том числе и у нас (1987 г., реж.Виктор Окунцов). Упомянутый выше классический шлягер про склонное к измене и перемене сердце красавицы, кстати, именно из этого произведения Верди.
Обратите внимание и на так называемую оперу-буфф — не трагическую, а, напротив, комедийную. Начать советую с оперы, которая положила начало этому ответвлению — со «Служанки-госпожи«, автор Джованни Баттиста Перголези. «Служанка-госпожа» написана в 18-м веке, но заставляет людей смеяться до сих пор. Представьте хотя бы первую сцену: человек проснулся, ему надо выбираться из тёплой постельки и плестись куда-то по делам, а тут ещё служанка никак не подаёт горячий шоколад. Горе-то какое!
Эх, ну всего не перескажешь. Лучше послушайте сами!
Как и зачем слушать оперу
Декорации к опере Моцарта «Волшебная флейта», акт I, сцена XV. 1793 год Принц Тамино играет на флейте, чтобы отпугнуть диких чудовищ.
Опера, самый сложноустроенный театральный жанр, полна парадоксов и противоречий, которые одновременно восхищают и отпугивают. Но чтобы понимать и любить оперу, может быть достаточно усвоить базовые знания об истории и специфике жанра и посмотреть несколько образцовых спектаклей.
1. С чего начать
Классический набор оперных названий невелик: он включает канонических 20–25 опер. В разных частях света он разнится минимально и исключительно в силу местных предпочтений. К примеру, в России «классическими» и «широко известными» считаются несколько опер, которые за ее пределами появляются в репертуаре не так уж часто. Если сузить этот список до пяти-десяти опер, в него обязательно войдут сочинения Верди («Травиата», «Риголетто»), Пуччини («Богема», «Тоска»), Моцарта («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта») и Бизе («Кармен»).
Многие названия из оперного хит-парада увековечены в экранизированных версиях классических спектаклей, созданных режиссерами в 1970–80-х годах — Жан-Пьером Поннеллем, Франко Дзеффирелли, Франческо Рози, Гетцем Фридрихом, Отто Шенком. Эти фильмы-оперы до сих пор не утратили свежести и благодаря участию выдающихся певцов стали образцовыми в музыкальном отношении. А вот многие постановки следующих десятилетий требуют знания сюжета конкретной оперы и некоторого зрительского опыта.
Альтернативный путь «вхождения в оперу», не ограниченный представленным выше списком, предполагает хорошую ориентацию в смежных видах искусств и литературы. Любители театральной драматургии первой половины ХХ века наверняка с удовольствием откроют для себя Яначека, Берга, Пуленка и Стравинского. Романтизм в живописи и литературе, особенно английской, созвучен эстетике бельканто (одновременно техника пения и обширный период в истории оперного искусства) (Беллини, Доницетти, серьезные оперы Россини); более ранний европейский сентиментализм — французской лирической опере (Гуно, Массне, Тома). Шекспиром, Гюго и Шиллером вдохновлены многие опусы Верди; от барочной и классицистской драматургии — кратчайший путь к операм Монтеверди, Генделя, Вивальди, Рамо, Люлли, Глюка и раннего Моцарта.
2. Как появилась опера
Оперу называют самым элитарным и дорогим театральным жанром. Второе определение абсолютно точно отражает реальность: стоимость оперного спектакля не идет ни в какое сравнение с другими зрелищами, он значительно дороже драмы и балета, уступая только мюзиклу. При этом с первым утверждением можно и нужно спорить.
Первый оперный спектакль, как считают историки, состоялся в 1598 году. Это было закрытое представление, организованное во Флоренции кругом итальянской аристократии. Уже через 40 лет после этого опера стала народным достоянием: в 1637 году в Венеции открылся первый публичный оперный театр, и на спектаклях могли присутствовать все, кто купил билет. Только что изобретенная архитекторами ярусная система постройки зала (в отличие от прежней амфитеатральной, когда зрительские ряды располагались веером вокруг сцены) позволяла разместить все социальные классы по разным этажам, то есть ярусам. Центральная ложа принадлежала монарху, ложи на том же или соседних уровнях были выкуплены близкой к нему знатью; чем дальше от монарха — тем скромнее было социальное положение зрителя.
До конца XIX века опера занимала в системе развлечений фактически то же место, которое сейчас занимает кино. Чем больше был успех той или иной новинки, тем больше представлений давал оперный театр. Высокие сборы позволяли финансировать дальнейшие постановки, существовала система звезд, в оперу приходили семьями, публике предлагались напитки и еда, при желании в ложу можно было заказать ужин и там же уединиться с дамой сердца. Оперный театр являлся местом встреч высшей знати и высокопоставленных гостей, поэтому здесь назначались деловые встречи, обговаривались важные сделки и заводились новые полезные связи. И все это — параллельно тому, что происходило на сцене. Лишь в конце XIX — начале ХХ века опера стала уходить в элитную резервацию, становясь высокоинтеллектуальным развлечением, жанром со сложной драматургией и еще более сложным музыкальным языком: развлекательную функцию она оставила оперетте и позже — мюзиклу. Но классический оперный репертуар — от Генделя и Моцарта до Верди и Пуччини — был и остается рассчитан на самую разную публику.
3. О чем рассказывает опера
Эстетика оперного жанра на протяжении трех столетий, вплоть до начала ХХ века, не ставила задачу отображать реальность — она преломляла ее особенным образом, с помощью аллегорий и аллюзий. Герои и боги на сценах барочного театра олицетворяли царствующих монархов (так, в генделевских Юлии Цезаре и Ричарде I современники, конечно же, узнавали английских королей Георга I и Георга II соответственно), а патриотические пассажи в вердиевском «Набукко» без труда считывались зрителями, мечтавшими об объединении раздробленной на мелкие государства Италии. Вплоть до второй половины XIX века большая временная дистанция между происходящим на сцене и датой в календаре была нормой, и редкие исключения в виде опер на современные автору сюжеты («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Травиата» Верди) только подтверждали это правило. Лишь на стыке XIX и ХХ веков опера стала стремиться к реалистичному искусству — с результатами разной степени убедительности: произведения композиторов-веристов (направление, возникшее в итальянской литературе конца 1870-х, получившее продолжение в оперном жанре. Композиторы-веристы воплощали в своих произведениях преимущественно сюжеты из современной жизни, сосредотачиваясь на социальных проблемах), от Пуччини до Масканьи и Леонкавалло, неизбежно романтизируют реальность (тем и хороши); более сурова и приближена к драматическому театру эстетика Берга, Яначека и (отчасти) Рихарда Штрауса.
Возникнув как вестник новой барочной эстетики с ее подчеркнутой театральностью, опера возвела условность в абсолют, создав свою собственную реальность — мир оптической и слуховой иллюзии. И сохранила ее на долгие века вперед, вплоть до двадцатого. В опере свои законы коммуникации и свой отсчет времени: герои изъясняются между собой с помощью пения, размышляют вслух (арии и сольные сцены), могут говорить друг с другом в параллель об одном и том же или о разном (ансамбли), в массовых сценах единодушно поют хором, иногда взаимодействуют с непоющими персонажами (балет или миманс (мимический ансамбль, группа артистов, участвующих в различных сценах оперных и балетных постановок) ). Даже в ХХ веке опера, восприняв эстетику реализма, не утратила любовь к сюжетным источникам, которые питали этот жанр в прошедшие века, — сказкам («Турандот» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), античному мифу («Царь Эдип» Стравинского; «Ариадна на Наксосе», «Дафна» и «Любовь Данаи» Рихарда Штрауса), библейской тематике («Моисей и Аарон» Шёнберга), историческим и псевдоисторическим сюжетам («Диалоги кармелиток» Пуленка, «Глориана» Бриттена).
4. Зачем нужно либретто
Литературная основа оперы — либретто — в отсутствие музыки не имеет самостоятельной художественной ценности. Поэтический или прозаический текст полностью подчинен музыкальным законам жанра. Законы эти могли меняться или корректироваться с течением времени. Но они всегда подразумевали наличие сольных и ансамблевых сцен и определенную субординацию между главными и второстепенными персонажами. Кардинально важен музыкальный пульс оперы, выражающийся в чередовании эпизодов, драматически более насыщенных (где происходят некие события либо о них идет рассказ) и более нейтральных (где внешнее действие фактически останавливается и герои получают возможность осмыслить его и дать ему некую эмоциональную оценку). Сугубо второстепенная роль драматической составляющей оперы объясняется тем, что, как и в балете, перед началом спектакля вы уже осведомлены о самом сюжете и его развязке — как и в XVII, в XXI веке к вашим услугам краткое содержание оперы и полный текст либретто. Оперного зрителя гораздо меньше интересует, о чем опера, гораздо важнее — как реализован конкретный сюжет. Различия в интерпретации (музыкальной, сценической) оперных текстов позволяют много раз пересматривать одну и ту же оперу и открывать новые грани уже знакомого произведения.
5. Кто главный в опере
Ответ на этот вопрос в каждую эпоху звучал по-разному. В XVII и XVIII веке —во времена Монтеверди, Генделя, Рамо, Моцарта — огромное значение имели певцы. Профессиональная школа пения, развивавшаяся в Италии невероятными темпами, позволила многим ведущим певцам (прежде всего легендарным кастратам — Фаринелли, Сенезино, Каффарелли, Гваданьи и др.) достигнуть статуса суперзвезд, аналогии с сегодняшним шоу-бизнесом абсолютно приемлемы. Даже при авторитете и мастерстве ведущих оперных композиторов приоритет певца был незыблем: под певцов подбирались сюжеты, писались (а затем по желанию певца и многажды переписывались) арии и целые сцены, в зависимости от статуса певца в труппе определялось количество арий и т. д. Подобная ситуация сохранилась и в первой половине ХIX века, когда свои оперы для ведущих звезд (Паста, Малибран, Давид, Виардо-Гарсиа, Рубини, Нурри) создавали Беллини, Доницетти, Россини, Мейербер, Берлиоз и другие авторы.
Как и сегодня, публика ценила в певцах красоту тембра, широту диапазона (когда голос звучит ровно и без изменений и в низком грудном регистре, и на самых высоких нотах), контроль дыхания и плавность вокальной линии (легато), подвижность и чистоту голоса (проявляющуюся в колоратурах и фиоритурах — спетых в быстром темпе и на одном дыхании многочисленных украшениях), а также драматическую выразительность и хорошую дикцию.
Пожалуй, только начиная с Верди и Вагнера, успех оперного спектакля стал определяться именем не певца, а композитора — музыкально-драматическое содержание вышло на первый план, опередив индивидуальные достижения отдельно взятых исполнителей. Культ певца был окончательно повержен Вагнером и Рихардом Штраусом: вокальный голос при всей своей исключительности воспринимается в эстетике этих авторов как непременная, но не доминирующая составляющая звукового облика оперы. Исключительно важную роль начинают играть оркестр и дирижер, ведущий за собой всех участников спектакля, создающий в реальном времени его структуру и задающий ему определенный музыкальный темпоритм.
6. Что произошло с оперой в конце XX века
В последней четверти ХХ века в оперной эстетике произошла еще одна революция. Приход в оперу из смежных театральных жанров нового поколения режиссеров-экспериментаторов (Патрис Шеро, Питер Селларс, Роберт Уилсон) ознаменовал кардинальное переосмысление жанра. Во многих классических оперных сюжетах режиссеры увидели актуальные смыслы, стали смело переносить действие в современность или в принципиально другой исторический или социальный контекст; к певцам начали предъявлять требования как к драматическим актерам. Классическая опера приобрела остроту актуального искусства. Нескольким выдающимся режиссерам разных поколений наследовало множество эпигонов (особенно в немецкоговорящих странах, где и родился «режиссерский театр»), превративших актуализацию классических опер в клише. Эти постановки стали не менее обыденными, чем «концерт в костюмах», как называли оперу ее критики в дорежиссерскую эпоху.
Хорошим оперным спектаклем считается тот, в котором идеально выдержан баланс между всеми его составляющими — певцами, оркестром, режиссурой, сценографией, светом, костюмами. Подобное идеальное (или близкое к идеальному) сочетание всех элементов оперного спектакля Рихард Вагнер называл емким термином Gesamtkunstwerk («гезамткунстверк») — совокупное художественное произведение.
7. Что происходит с оперой сейчас
В новом столетии оперный жанр продолжает быть в центре творческих интересов как композиторов, так и их заказчиков: ведущие театры и фестивали Америки и Европы регулярно включают в репертуар новые произведения или заказывают их сами; сформировалось целое поколение исполнителей, прекрасно справляющихся с текстами любой сложности. Тем не менее доля новой музыки в оперных афишах сравнительно невелика по сравнению с операми из классического списка — который, в свою очередь, постоянно расширяется (масштабное возрождение оперы барокко, наметившийся интерес к французской опере первой половины XIX столетия, оперному репертуару начала ХХ века). За исключением избранных сочинений нескольких признанных авторов (классики второй половины ХХ столетия — Оливье Мессиан, Дьёрдь Лигети, Джон Адамс, Лучано Берио, Филип Гласс, Ханс Вернер Хенце, Ариберт Райман, Харрисон Бёртуистл; cледующее за ними поколение — Кайя Саариахо, Джудит Уир, Унсук Чин, Томас Адес, Джордж Бенджамин, Джейк Хэгги.), новые оперы не закрепляются в репертуаре (возможно, вследствие предубеждений публики). В Германии, самой большой оперной индустрии мира (более 90 оперных театров), отсутствие возобновлений новых опер после премьерной серии показов называют основной проблемой современного музыкального театра. Возможно, для процесса вхождения новых текстов в постоянный репертуар нужна определенная временная дистанция, как это произошло с операми Моисея Вайнберга (его музыка, высоко ценимая в профессиональном сообществе, с огромным трудом находила путь на большую сцену), чьи сочинения переживают второе рождение спустя 30–40 лет после своего создания.
8. Где слушать оперу
Легионы оперных записей на дисках и сотни DVD в крупнейших магазинах Европы и США, как и регулярные кино- и интернет-трансляции из крупнейших театров мира (нью-йоркская Мет, лондонский Ковент-Гарден, Парижская национальная опера), легко доступны, но живых впечатлений от спектакля не заменит ничто. Навигация по оперным театрам, учитывая их количество, не самая легкая, но традиционно все оперные театры США, во главе с Метрополитен-опера, считаются оплотом традиционализма — консервативной в большинстве случаев режиссуры и больших голосов, так же как и Венская государственная опера и большинство итальянских театров (Турин, Венеция, Неаполь, Палермо). Крупные оперные дома Европы (лондонский Ковент-Гарден, Парижская национальная опера, Баварская государственная опера, театры Цюриха, Мадрида, Барселоны, Брюсселя, Амстердама, Лиона) предпочитают актуальные и модные имена — как певцов, так и режиссеров. Оперные фестивали (Глайндборн, Экс-ан-Прованс, Оранж, Санта-Фе) особое внимание уделяют общему качеству спектакля — певцы подбираются индивидуально, в соответствии с режиссерской концепцией, которая, в свою очередь, рассчитана на фестивальную публику, состоящую из множества знатоков и ценителей.
Получить представление о спектакле, еще не купив билет (и, соответственно, принять решение, покупать ли его) сегодня достаточно легко: даже самые маленькие театры в немецкой или французской провинции размещают на своих сайтах или ютьюбе трейлеры, создают подкасты с фрагментами сценических репетиций и интервью с певцами, режиссером и т. д. Дальше — дело вкуса и определенный процент везения: даже в небольшом провинциальном театре можно увидеть очень качественную постановку, так же как и нарваться на дорогой и бессмысленный спектакль в одной из признанных оперных столиц. Громкое имя певца на афише не всегда гарантия превосходного результата, а радикальное и новаторское режиссерское прочтение не всегда лучше консервативного и традиционного «концерта в костюмах».
9. Как одеваться
Времена норковых манто и обязательных смокингов ушли в прошлое — более или менее парадно принято выглядеть только на премьерах в самых крупных театрах мира и на нескольких престижных фестивалях (Глайндборн, Зальцбург). Оптимальный вариант — smart casual, причем чем дальше вы сидите от партера и лож бенуара, тем менее обязательны галстук и костюм-тройка. Во многих театрах система кондиционирования оставляет желать лучшего, поэтому надевать на себя три слоя одежды излишне. На летних фестивалях под открытым небом (Брегенц, Оранж, веронская Арена) можно запросто прийти в шортах и майке — но тут как раз лучше запастись чем-то теплым, чтобы не промерзнуть к финалу.
10. Когда аплодировать
Доверьтесь большинству: в публике всегда есть процент профессионалов и знатоков. По окончании увертюры (оркестрового выступления), арии или дуэта принято награждать исполнителей аплодисментами — иногда продолжительно и бурно, с криками «bravo» («brava» — если аплодисменты относятся к даме, или «bravi» — если к группе исполнителей). Не очень вежливо аплодировать поверх музыки, если она продолжает звучать, но после некоторых популярных арий (в которых композиторы «не предусмотрели» паузу для аплодисментов) регулярно случается и такое. Дирижера и оркестр принято награждать овацией перед последним актом спектакля: свет софитов в этот момент направлен на оркестровую яму. Знаменитое оперное «бу», выражающее неодобрение того или иного исполнителя (или чаще — режиссера), имеет место только на финальных поклонах и чаще всего на премьерах; особенно любят «буканье» в Италии (этим славится миланский Ла Скала) и Германии (везде).
Как слушать оперу🎼
Если при упоминании оперы, у вас вырывается инстинктивный зевок, то вы просто не умеете ее слушать. Опера — один из самых сложных музыкальных и театральных жанров. Чтобы проникнуться действием оперы, мало просто этого хотеть.
Неискушенный зритель на опере чаще всего скучает и хочет поскорее уйти домой. Сложно винить его в этом, ведь иногда даже люди, имеющие музыкальное образование, откровенно скучают во время прослушивания оперы. Чтобы получить хотя бы минимальные знания в этой сфере, можно пройти онлайн-курсы по изучению истории искусств.
Опера — один из самых сложных музыкальных и театральных жанров
В древние времена опера считалась развлечением для элиты. Билеты в оперу стоят на порядок больше, чем на обычные спектакли. В 1598 году во Флоренции был поставлен первый оперный спектакль. Спустя 40 лет опера прочно вошла в культурную жизнь большинства продвинутых стран мира.
Сборы с покупки билетов вносили приличный вклад в будущие постановки. Вскоре публике стали предлагать напитки и еду, а в ложе даже можно было уединиться со своей дамой. В оперном театре встречалась знать, политики, звезды. Здесь назначали встречи, обсуждали вопросы политики и бизнеса. Со временем классическая опера стала развлечением для всех слоев населения.
Если вы идете в оперу впервые, то для вас это может стать настоящим стрессом. Необходимо внимательно следить за историей, понимать то, о чем говорят персонажи и слушать музыку. Но от оперы можно и нужно получать удовольствие. Расскажем, как это делать правильно в нашей статье.
Что послушать новичку в первую очередь?
Мы не будем пугать вас длинным списком из непонятных названий, ведь классический набор новичка включает в себя около 20 опер. Но, естественно, для жителей разных стран — разные оперы. То, что любят слушать в России, могут не признавать на Западе и наоборот. Если максимально упростить этот список, то ТОП опер для новичка звучит так:
Также мы рекомендуем начать прослушивание с произведений, не требующих перевода. Это может быть “Евгений Онегин” Чайковского. Если со времен школы вы забыли все перипетии сюжета, то советуем немного освежить память, прочитав хотя бы краткое описание.
Рекомендуем начать знакомиться с оперой, которая не требует перевода
Из опер на русском языке стоит также выделить произведение “Борис Годунов” Мусоргского. Действие оперы происходит в 1598—1605 годах и охватывает период царствования Бориса Годунова.
Если вы хотите узнать о старых классических произведениях в жанре “трагедия”, то вам следует обратить внимание на оперу “Дидон и Энея”. Опера написана композитором XVII века Генри Перселлом. Для понимания этого произведения не надо углубляться в античную историю и тщательно изучать мифологию. В произведении Перселла все просто и старо как мир.
Для тех, кто хочет послушать более поздние произведения, рекомендуем оперу “Риголетто” Джузеппе Верди, написанную в XIX веке. Сюжет крутится вокруг шута при дворе герцога. Он некрасив, его все ненавидят и то и дело норовят обидеть. Но у шута есть красивая дочь, которую он тщательно скрывает от окружающих. Дабы не портить впечатления от произведения, мы не будем раскрывать дальнейшего сюжета. Оперу обязательно стоит посетить тем, кто только открывает для себя этот жанр.
Если жанр трагедии вам не близок, то рекомендуем посетить оперу-буфф. Этот жанр представляет собой комическое изложение истории. В данном жанре безусловным лидером является “Служанка-госпожа” Баттиста Перголези. Опера написана в XVIII веке, но даже в наше время шутки сохранили свою актуальность.
Конечно, мы не ограничиваем вас в выборе произведений. Если вы хорошо ориентируетесь в смежных видах искусств и литературе, то сами можете составить свой личный ТОП произведений, которые стоит послушать в первую очередь. К примеру, если вам нравится театр начала XX века, то вам стоит обратить внимание на оперы Яначека или Стравинского. Для любителей романтической живописи и литературы мы посоветуем оперы Беллини и Россини. Прислушивайтесь к своим вкусам и предпочтениям, они и помогут вам определиться с оперным произведением, которое станет началом пути в этом удивительном музыкальном мире.
Что такое либретто?
Либретто представляет собой основу любой оперы. Текст оперы полностью подчиняется законам жанра, которые с течением времени менялись все больше и больше. Но несмотря на значительные изменения в жанровой составляющей, опера всегда состояла из сольных и ансамблевых сцен.
Основу либретто составляют литературные произведения. Это может быть народная литература, поэмы, романы и другие жанры. Либретто может и вовсе не иметь жанра. Ярким примером служат следующие произведения: “Роберт-Дьявол” (либретто Э. Скриб), “Хованщина” (либретто Мусоргского) и другие. Когда литературные произведения перерабатывают в либретто, они претерпевают значительные изменения. Очень часто меняется даже вся концепция произведения, как это было в “Пиковой даме”, написанной А. С. Пушкиным и переработанным в оперу П. И. Чайковским.
Кто на сцене считается главным?
В разные эпохи лидером на сцене были разные люди. В момент зарождения этого театрального жанра (XVII-XVIII вв) главными на сцене были исполнители. Эта ситуация сохранилась и в начале XIX века, когда мир явил зрителям таких культовых певцов, как: Малибран, Рубини, Нурри и др.
Зрителям был важен тембр исполнителя, его диапазон, чистота голоса, хорошая дикция. Не менее важным фактором была и остается харизма артиста, которая позволяет проникнуться персонажем и наблюдать за ним на протяжении всего представления.
С конца XIX века на первое место встал композитор. Все это благодаря таким громким именам, как Верди и Вагнер. Содержание произведения стало во главе всего представления, обогнав вокальные данные исполнителя. Певец перестал быть центральной фигурой на сцене, уступив свое место композитору. Также важную роль в осмыслении оперы стал играть оркестр и дирижер, которые помогают всем участникам спектакля достичь нужного уровня накала эмоций.
Я первый раз пришел на оперу, но не прочитал о чем произведение. Будет ли мне все понятно?
Никто не заставляет вас перечитывать все произведение, по которому поставлена опера, от начала и до конца. Даже если вы не прочитали краткую аннотацию к опере, вы не так много потеряете. Самое главное на опере — внимательно слушать и следить за всем происходящем на сцене.
Хорошую оперу отличает то, что зрителю не обязательно знать сюжет. Музыка должна говорить то, что скрыто между строк. Под музыкой мы подразумеваем также и вокал. Кстати, если опера на иностранном языке, не страшно, если вы не будете понимать текст. Обычно перевод можно увидеть на специальном экране или в буклете.
Хорошую оперу отличает то, что зрителю не обязательно знать сюжет
Если вы слушаете оперу в романтическом или классическом жанре, то вам необязательно знать перевод. Но, если герой произносит напевную речь, важную для понимания сюжета, необходимо тщательно прочитать текст, т. к. в дальнейшем он поможет разобраться во всех тонкостях, происходящих на сцене. А вот в ариях все внимание должно быть сосредоточено на эмоциональном изложении текста. Здесь абсолютно все доводится до предела, и тексты арий, в основном, состоят из нагромождений различными устойчивыми выражениями. Одна и та же фраза может повторяться несколько десятков раз, поэтому не обязательно вслушиваться в текст и искать скрытый смысл — наслаждайтесь голосом исполнителя и погружайтесь в его эмоциональный мир.
Вагнер же первый ввел прозаический текст без повторений речевых конструкций. В таких произведениях очень важно понимать все, о чем говорят персонажи. Здесь вам необходимо подключить всю вашу внимательность.
Если опера поставлена по известному роману, должна ли она полностью совпадать с написанным автором?
Нет, это не обязательно. Мы живем в то время, когда границы между прошлым и настоящим стираются. Почитание традиций это, конечно, замечательно, но в современном прочтении классики нет ничего плохого. Опера не обязательно должна точно воспроизводить литературное произведение. На сцене очень трудно отобразить все сюжетные повороты того или иного произведения. Оставаясь в рамках своего жанра, композитор отражает многие моменты в произведении с помощью музыки.
Важно понимать, что оценивать оперу надо без сравнения с оригиналом, а в соответствии со своими ощущениями и замыслом композитора. Чайковского в свое время не принимали и осуждали за вольную интерпретацию романа Пушкина “Евгений Онегин”. Сейчас же опера великого композитора считается культовой, и с этим трудно поспорить.
Это же относится к нарядам и эпохам. В опере обозначение определенной эпохи — всего лишь условность. Да, в опере XVII века вы вполне можете увидеть персонажа в современном одеянии. Но не стоит делать на этом акцент. В опере на первое место ставятся вечные темы: дружба, любовь, предательство. Кстати, именно поэтому в оперных произведениях так часто прослеживаются сказочные темы — именно этот жанр может с легкостью рассказывать о самом важном.
В современном оперном театре на первое место ставится диалог со зрителем. Если на сцену выходит персонаж в грандиозном историческом костюме, то зрителя уже не так сильно будут волновать его переживания и заботы. Зачем переживать за персонажа, чья трагедия произошла более 300 лет назад? Другое дело, когда перед зрителем выступает такой же человек, как и они сам. Со своими проблемами, тревогами, сомнениями. Ему проще сопереживать, ведь он испытывает те же трудности, что и каждый из нас. Даже в легендарной опере “Травиата” на сцене выступала современница публики, чей внешний вид не отличался от вида знатных дам того времени. Публика не простила Верди подобную наглость, но спустя столетие такой смелый ход признали гениальным и теперь современные наряды активно используют в оперных концертах.
Мне не хватает действия на сцене. Актеры только поют и ничего не происходит. Это очень скучно.
Опера — это не совсем привычный для обычного зрителя жанр. Время и история здесь текут совсем не так, как мы привыкли. Когда начинается ария или дуэт, время останавливается. Герои имеют возможность рассказать о том, что творится у них на душе, о своих переживаниях и эмоциях. Им необходимо осмыслить происходящее и, что важно, — донести это до зрителя. Эмоциональное состояние героев преподносится в виде музыки и именно ради таких мощных и сильных моментов мы и приходим на оперу.
Именно поэтому оперу трудно воспринимать новичкам. Чтобы на опере не было скучно, необходимо уметь копить свой зрительский опыт, проникаться каждым произведением и когда вы войдете во вкус, трудно будет не восхищаться происходящим на сцене.
Эмоциональное состояние героев преподносится в виде музыки
А когда аплодировать?
Очень важно понимать, когда приходит время аплодисментов. Если в опере есть оркестровое вступление, то аплодировать необходимо после него, в конце каждого акта и после окончания самой оперы. Также необходимо аплодировать после сольного номера вокалиста, но не все произведения предусматривают паузу для аплодисментов.
Зрители — народ простой. Чаще всего, мы подвержены рефлексам и аплодируем в нескольких случаях:
Многие композиторы отрицательно относятся к аплодисментам во время действия. Например, Вагнер убедительно просил зрителей не аплодировать на протяжении всей оперы. По его словам, именно в такой тишине можно добиться целостности всего спектакля и не нарушить магию действия на сцене.
Мне не понравилась опера. Как я могу это выразить?
Аплодисменты выражают восхищение произведением, а как же выразить свое недовольство? Вы сможете сказать о своем разочаровании произведением во время поклона артистов. Например, итальянские и немецкие зрители обычно кричат “фу” певцам, дирижерам или режиссеру. Как правило, такое происходит, когда всем известную оперу переделывают на современный лад и ставят зрителей в неловкое положение.
В нашей стране не принято таким образом высказывать свое недовольство, собственно, как и вольные трактовки классических оперных произведений.
Вы можете выразить не только радость по отношению к опере, но и недовольство
Как одеться?
В современном мире уже не принято наряжаться на оперу пышно и роскошно. Норковые шубы и смокинги уже не актуальны, но, тем не менее, необходимо соблюдать определенные нормы в одежде.
Идеальный вариант — повседневная одежда с элегантными компонентами официального костюма. Чем дальше вы сидите от лож и партера, тем менее официальной может быть ваша одежда. Для мужчин — белая рубашка и брюки. Для дам — элегантное однотонное платье. Идеально подойдет «маленькое черное платье» и аккуратный клатч.
Не забывайте, что во многих театрах, которые находятся в старых зданиях, проблемы с проветриванием. Не стоит надевать на себя несколько слоев одежды, иначе прослушивание оперы превратится в мучительное испытание.
Как правильно слушать оперу?
Если вы решили подойти к прослушиванию оперы основательно, то вам точно не поможет подборка “5 самых красивых опер” из очередной группы “Вконтакте”.
Вам необходимо понимать этот непростой музыкальный жанр, уметь различать виды исполнения или хотя бы знать фрагменты, которые прозвучат в опере, чтобы понимать, о чем поют герои.
Так что же делать, если вам очень хочется сделать поход в оперу продуктивным и увлекательным событием?
Опера — тот самый жанр, который очень трудно понять и полюбить. Опера может заставить вас восхищенно ахнуть и разочарованно уйти в середине действия. Чтобы научиться любить этот жанр, вам необходимо действительно захотеть этого. Надеемся, что мы немного помогли вам в освоении этого непростого театрального жанра. Делитесь в комментариях своими любимыми оперными произведениями и слушайте лучшие подкасты о культуре.