Как в древней греции называли людей отрицавших возможность что либо доказать
Тест по основам философии «Древняя Греция»
Предмет: | ИЗО, МХК |
Категория материала: | Тесты |
Автор: | Горкунова Елена Евгеньевна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
Размер: | 49.50 Kb |
ТЕСТ « Становление философии в Древней Греции»
Автором книги «Истоки истории и её цель» является…
Кто автор «Одиссеи» и «Иллиады»?
3.Кто выполнял все тяжелые работы в Древней Греции?
4.Что были обязаны посещать свободные люди в Древней Греции?
5.Воспитать гармонически развитого человека в Древней Греции было целью…
6. Это чувство, по мнению греческих мыслителей, побуждает человека трудиться с желанием, без которого он не добьётся успеха в выбранной деятельности. О каком чувстве идёт речь?
Это понятие переводится как «власть народа».
Какого древнегреческого философа К.Маркс назвал «олицетворением философии»?
10. Как называется метод, придуманный Сократом, которое означает искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов.
Кто был учеником Сократа?
Афоризм «Познай самого себя принадлежит»…
Диалог «Горкий» относится к начальному периоду творчества…
Кого Ломоносов упомянул в своей «Оде на день взошествия на престол Елисаветы Петровны»?
16.Кто из греческих мыслителей открыл школу в афинском пригороде?
17.Какой метод рассуждения ввёл Платон?
Кому принадлежат слова: «Платон мне друг, но истина дороже»?
Кто был учителем А.Македонского и написал для него книгу о том, как необходимо царствовать и что для царя необходимо быть добрым?
В 335 г. Аристотель основал в Афинах…
21.Представление о том, что всё происходящее имеет какую-либо цель, получило в философии название…
23. Кто является основоположником логики как науки?
24. Как в древней Греции называли людей, отрицавших возможность что-либо доказать? Так их и до сих пор называют повсеместно.
25. В какой стране философия достигла своей высшей точки?
Ответы на тест «Предпосылки философии в Древней Греции»:
Скептики
В древнегреческой философии всегда был силен скептический момент. Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю» — и считал, что человеку не познать окружающий его мир, а все, что он может и должен, — это познать самого себя. Слова Сократа кажутся странными. Вот стол, и я знаю, что это стол, а не стул или что-либо еще. Но стол — это предмет, который мы восприни-
1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, с. 354.
маем нашими органами чувств. А наука утверждает, что на более глубоком уровне рассмотрения это совокупность атомов, физических полей, кварков. А на самом глубоком сущностном уровне? Тут и возникает философская проблема, осложняющаяся языковой. В греческом языке несколько слов, обозначающих знание. В данном случае имеется в виду не знание как мнение, а знание конечных причин, абсолютное знание.
Главный аргумент античных скептиков в том, что существуют разные точки зрения по различным вопросам, а какая из них истинна, определить невозможно. Скептики отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений. Их девиз: «Ничего не определять, ни с чем не соглашаться».
Пройдя круг развития, философия вернулась к сократовскому «я знаю, что я ничего не знаю», но с добавлением «я не знаю даже и этого». Скептики напоминают своим релятивизмом софистов. Круг замкнулся. Однако он не был бесполезен. Именно в нем зародилась философия.
Упадок
Наступил закат древнегреческой мысли. Еще будут всплески волн, но единая творческая традиция передачи знаний от учителей к ученикам потеряна, и начинается застой.
В чем причина упадка древнегреческой философии? В соответствии с теорией циклов можно считать причину естественной: как физический плод развивается, созревает и затем начинает портиться, так и духовный. Упадок можно объяснить причиной, о которой писал П. Флоренский: отрыв культуры от исходного культа.
1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. —
С. 352.
Несомненна еще одна причина — изменение общественной ситуации. Одним из условий появления философии было утверждение демократического правления в Афинах. Гибель демократии стала одной из важнейших причин упадка философии и ее престижа.
Подведем итоги. В эпоху кризиса древнегреческих городов-государств в связи с македонским завоеванием на смену мечтам об идеальном человеке и государстве пришли вопросы: можно ли быть добродетельным в порочном мире и счастливым в мире страданий? Выше всего стало цениться личное благо — добродетель и наслаждение. Отсюда дорога к цинизму и самоубийству. Отойдя от сократовских представлений об абсолютности знания, всесилии разума и бессмертии души, философы неизбежно впали в споры о соотношении знания, блага и удовольствия. Для киренаиков и эпикурейцев добродетель лишь средство для счастья, для киников и стоиков она — цель. Эти споры велись почти 100 лет, хотя менялись названия противоборствующих школ. Модифицированные крайности стали в эпоху заката афинской демократии главенствующими и потом перешли, в качестве основных, в римскую культуру.
Большое значение имеет уникальное сочетание обстоятельств. Философия появилась в Древней Греции именно в то, и ни в какое иное, время. И она могла жить полноценной жизнью именно тогда. Один новейший философ сказал, что все, чем занимались философы после Платона, — это обсуждение проблем, которые он поставил. Философия не только появилась в Древней Греции, она достигла там своей высшей точки. Древнегреческая философия стала образцом философии как таковой, она определила ее возможные варианты развития иг в этом смысле была закончена в себе, совершив самый большой и плодотворный в истории философии круг. Конечно, и после люди определенного склада ума философствовали, но их усилия были как искры в ночи, в то время как в Древней Греции это был факел разума. Быть может, то же самое можно сказать в отношении греческой трагедии и скульптуры. Мы не можем утверждать, что трагедия и скульптура прогрессировали потом на другой почве, хотя они и возникали там. То же с философией. Мы изучаем плод, который никогда не вырастет вновь в таком же виде. Правда, плод культуры в отличие от физического плода сохраняет свое значение преемственности. Знание древнегреческой философии — ключ к философии средневековой и новоевропейской, ключ к Августину и Фоме Аквинскому, Канту и Гегелю.
1. Что такое форма, по Аристотелю, в отличие от идеи?
2. За что критиковал Аристотель платоновский мир идей?
3. Какое значение придавал Аристотель развитию и цели?
4. Что внес Аристотель в логику?
5. Как развил Аристотель античную этику?
6. Каковы сходства и различия во взглядах Эпикура и киренаиков?
7. Чем различались взгляды Эпикура и Демокрита?
8. Что, с точки зрения Эпикура, мешает человеку быть счастливым?
9. В чем сходство и различие во взглядах стоиков и киников?
10. Кто такие скептики?
11. В чем причины упадка древнегреческой философии?
Рекомендуемая литература
Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В.В. Соколов. — М., 1969. – Т. 1.
Аристотель. Сочинения: В 4 т. — М., 1976—1983.
Гончарова Т.В. Эпикур. — М., 1988.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.
Лосев А.Ф. История античной философии. — М., 1989.
Лосев А. Ф., Тахо-Годи A.A. Аристотель. — М., 1982.
Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т. — М., 1947. — Т. 2.
Материалисты Древней Греции / Под ред. М.А. Дынника. — М., 1955.
Рассел Б. История западной философии. — М., 1959.
Хрестоматия по истории философии: В 2 ч. / Отв. ред. Л.А. Микешина. — М., 1994.-Ч. 1.
Глава 7 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
После подчинения Греции Риму во II в. до н. э. на древнеримскую почву переходят учения, которые появились в Древней Греции в эпоху крушения афинского государства, — эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Древнеримские авторы подробно разъяснили и развили на протяжении пяти веков концепции, зачастую сохранившиеся от древнегреческого периода лишь в отрывках, придали им художественную завершенность и практичность римской души.
Римляне в отличие от греков были очень деятельны, и им претил созерцательный характер греческой философии. «Ведь вся заслуга доблести состоит в деятельности» — как само собой разумеющуюся роняет эту фразу Цицерон.
Практическая направленность римской души привела к тому, что в Древнем Риме интересовались не диалектикой и метафизикой, а преимущественно этикой. Ближайший по времени к Римской империи греческий философ Эпикур приобрел известность
в Древнем Риме, и у него нашлись последователи. Его взгляды очень подошли к политической обстановке Древнего Рима периода распада республики.
Тест по основам философии «Древняя Греция»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕСТ « Становление философии в Древней Греции»
Автором книги «Истоки истории и её цель» является…
Кто автор «Одиссеи» и «Иллиады»?
3.Кто выполнял все тяжелые работы в Древней Греции?
4.Что были обязаны посещать свободные люди в Древней Греции?
5.Воспитать гармонически развитого человека в Древней Греции было целью…
6. Это чувство, по мнению греческих мыслителей, побуждает человека трудиться с желанием, без которого он не добьётся успеха в выбранной деятельности. О каком чувстве идёт речь?
Это понятие переводится как «власть народа».
Какого древнегреческого философа К.Маркс назвал «олицетворением философии»?
10. Как называется метод, придуманный Сократом, которое означает искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов.
Кто был учеником Сократа?
Афоризм «Познай самого себя принадлежит»…
Диалог «Горкий» относится к начальному периоду творчества…
Кого Ломоносов упомянул в своей «Оде на день взошествия на престол Елисаветы Петровны»?
16.Кто из греческих мыслителей открыл школу в афинском пригороде?
17.Какой метод рассуждения ввёл Платон?
Кому принадлежат слова: «Платон мне друг, но истина дороже»?
Кто был учителем А.Македонского и написал для него книгу о том, как необходимо царствовать и что для царя необходимо быть добрым?
В 335 г. Аристотель основал в Афинах…
21.Представление о том, что всё происходящее имеет какую-либо цель, получило в философии название…
23. Кто является основоположником логики как науки?
24. Как в древней Греции называли людей, отрицавших возможность что-либо доказать? Так их и до сих пор называют повсеместно.
25. В какой стране философия достигла своей высшей точки?
Ответы на тест «Предпосылки философии в Древней Греции»:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс профессиональной переподготовки
Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-015202
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по основам философии Древняя Греция
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | — |
Тип | Тесты |
Автор | Горкунова Е.Е. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕСТ « Становление философии в Древней Греции»
Автором книги «Истоки истории и её цель» является…
Кто автор «Одиссеи» и «Иллиады»?
3.Кто выполнял все тяжелые работы в Древней Греции?
4.Что были обязаны посещать свободные люди в Древней Греции?
5.Воспитать гармонически развитого человека в Древней Греции было целью…
6. Это чувство, по мнению греческих мыслителей, побуждает человека трудиться с желанием, без которого он не добьётся успеха в выбранной деятельности. О каком чувстве идёт речь?
Это понятие переводится как «власть народа».
Какого древнегреческого философа К.Маркс назвал «олицетворением философии»?
10. Как называется метод, придуманный Сократом, которое означает искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов.
Кто был учеником Сократа?
Афоризм «Познай самого себя принадлежит»…
Диалог «Горкий» относится к начальному периоду творчества…
Кого Ломоносов упомянул в своей «Оде на день взошествия на престол Елисаветы Петровны»?
16.Кто из греческих мыслителей открыл школу в афинском пригороде?
17.Какой метод рассуждения ввёл Платон?
Кому принадлежат слова: «Платон мне друг, но истина дороже»?
Кто был учителем А.Македонского и написал для него книгу о том, как необходимо царствовать и что для царя необходимо быть добрым?
В 335 г. Аристотель основал в Афинах…
21.Представление о том, что всё происходящее имеет какую-либо цель, получило в философии название…
23. Кто является основоположником логики как науки?
24. Как в древней Греции называли людей, отрицавших возможность что-либо доказать? Так их и до сих пор называют повсеместно.
25. В какой стране философия достигла своей высшей точки?
Ответы на тест «Предпосылки философии в Древней Греции»:
Удовольствия и страдания
В то же время, вопреки Аристотелю, стоики считали, что истинное назначение разума состоит не в том, чтобы находить «золотую середину» между противоположными чувствами, но в освобождении от страстей. Страсть, по Зенону, есть неразумное и несогласное с природой движение души или же избыточное побуждение. Он выделял четыре основных вида страстей — желание, страх, наслаждение, скорбь. Ключевые слова для стоиков: апатия — идеальное состояние души, не подверженной страстям, и автаркия — самостоятельность, независимость от чужого и умение довольствоваться своим.
Как и киники, стоики отрицали значение наслаждения, но главным для них была не естественная жизнь, а жизнь, отданная выполнению долга, как его понимал разум. Они считали, что надо не отворачиваться от мира, а принимать его таким, каков он есть. Главное правило практической морали стоиков — покорность судьбе. Стоики были горды своей покорностью и этим отличались от христиан, которые проповедовали смирение. Над стоиками не стоял личный бог, пред которым необходимо смиряться, а было лишь безличное дыхание, к которому принадлежал и сам человек. Отсюда гордость и отсутствие жалости и сострадания к другому и к самим себе. Если же телесные страдания нарушают покой души, то
Пожалуй, учение стоиков дошло до нас в наиболее точном виде. Это свидетельствует о том, что оно подходило к условиям жизни в различные периоды истории. Следовать ему трудно, но идеал остался в памяти человечества, как помним мы имена героев (любимым персонажем стоиков был Геракл). Это модель поведения, когда потеряна власть над внешними обстоятельствами.
Для киников добродетель — в избегании наслаждений, для стоиков — в стойком перенесении страданий. Эпикур считал, что надо понять, что страхи напрасны, и пересиливать боль необходимо духовными наслаждениями. Способ стоиков: закалить человека, заставить его смотреть опасностям в лицо. Мы ничего не можем сделать с внешними обстоятельствами, но внутренне все зависит от нас: и добродетель (у стоиков), и удовольствие (у Эпикура).
В эпоху гибели древнегреческого государства-полиса наиболее умные люди начали понимать неизбежность происходящего. Для философа было два пути: удалиться от общественных дел, как Эпикур (единственное благо по отношению к миру, говорил он, быть свободным от мира), или, наоборот, несмотря на неминуемое поражение, бороться, к чему были готовы стоики, утверждавшие, что человек не может быть лишен добродетели в силу внешних причин и в любом случае должен сохранять ее. Если киники демонстрировали стойкость по отношению к природным условиям жизни, то стоики делали то же по отношению к социальным условиям.
Скептики
В древнегреческой философии всегда был силен скептический момент. Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю» — и считал, что человеку не познать окружающий его мир, а все, что он может и должен, — это познать самого себя. Слова Сократа кажутся странными. Вот стол, и я знаю, что это стол, а не стул или что-либо еще. Но стол — это предмет, который мы восприни-
1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, с. 354.
маем нашими органами чувств. А наука утверждает, что на более глубоком уровне рассмотрения это совокупность атомов, физических полей, кварков. А на самом глубоком сущностном уровне? Тут и возникает философская проблема, осложняющаяся языковой. В греческом языке несколько слов, обозначающих знание. В данном случае имеется в виду не знание как мнение, а знание конечных причин, абсолютное знание.
Главный аргумент античных скептиков в том, что существуют разные точки зрения по различным вопросам, а какая из них истинна, определить невозможно. Скептики отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений. Их девиз: «Ничего не определять, ни с чем не соглашаться».
Пройдя круг развития, философия вернулась к сократовскому «я знаю, что я ничего не знаю», но с добавлением «я не знаю даже и этого». Скептики напоминают своим релятивизмом софистов. Круг замкнулся. Однако он не был бесполезен. Именно в нем зародилась философия.
Упадок
Наступил закат древнегреческой мысли. Еще будут всплески волн, но единая творческая традиция передачи знаний от учителей к ученикам потеряна, и начинается застой.
В чем причина упадка древнегреческой философии? В соответствии с теорией циклов можно считать причину естественной: как физический плод развивается, созревает и затем начинает портиться, так и духовный. Упадок можно объяснить причиной, о которой писал П. Флоренский: отрыв культуры от исходного культа.
1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. —
С. 352.
Несомненна еще одна причина — изменение общественной ситуации. Одним из условий появления философии было утверждение демократического правления в Афинах. Гибель демократии стала одной из важнейших причин упадка философии и ее престижа.
Подведем итоги. В эпоху кризиса древнегреческих городов-государств в связи с македонским завоеванием на смену мечтам об идеальном человеке и государстве пришли вопросы: можно ли быть добродетельным в порочном мире и счастливым в мире страданий? Выше всего стало цениться личное благо — добродетель и наслаждение. Отсюда дорога к цинизму и самоубийству. Отойдя от сократовских представлений об абсолютности знания, всесилии разума и бессмертии души, философы неизбежно впали в споры о соотношении знания, блага и удовольствия. Для киренаиков и эпикурейцев добродетель лишь средство для счастья, для киников и стоиков она — цель. Эти споры велись почти 100 лет, хотя менялись названия противоборствующих школ. Модифицированные крайности стали в эпоху заката афинской демократии главенствующими и потом перешли, в качестве основных, в римскую культуру.
Большое значение имеет уникальное сочетание обстоятельств. Философия появилась в Древней Греции именно в то, и ни в какое иное, время. И она могла жить полноценной жизнью именно тогда. Один новейший философ сказал, что все, чем занимались философы после Платона, — это обсуждение проблем, которые он поставил. Философия не только появилась в Древней Греции, она достигла там своей высшей точки. Древнегреческая философия стала образцом философии как таковой, она определила ее возможные варианты развития иг в этом смысле была закончена в себе, совершив самый большой и плодотворный в истории философии круг. Конечно, и после люди определенного склада ума философствовали, но их усилия были как искры в ночи, в то время как в Древней Греции это был факел разума. Быть может, то же самое можно сказать в отношении греческой трагедии и скульптуры. Мы не можем утверждать, что трагедия и скульптура прогрессировали потом на другой почве, хотя они и возникали там. То же с философией. Мы изучаем плод, который никогда не вырастет вновь в таком же виде. Правда, плод культуры в отличие от физического плода сохраняет свое значение преемственности. Знание древнегреческой философии — ключ к философии средневековой и новоевропейской, ключ к Августину и Фоме Аквинскому, Канту и Гегелю.
1. Что такое форма, по Аристотелю, в отличие от идеи?
2. За что критиковал Аристотель платоновский мир идей?
3. Какое значение придавал Аристотель развитию и цели?
4. Что внес Аристотель в логику?
5. Как развил Аристотель античную этику?
6. Каковы сходства и различия во взглядах Эпикура и киренаиков?
7. Чем различались взгляды Эпикура и Демокрита?
8. Что, с точки зрения Эпикура, мешает человеку быть счастливым?
9. В чем сходство и различие во взглядах стоиков и киников?
10. Кто такие скептики?
11. В чем причины упадка древнегреческой философии?
Рекомендуемая литература
Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В.В. Соколов. — М., 1969. – Т. 1.
Аристотель. Сочинения: В 4 т. — М., 1976—1983.
Гончарова Т.В. Эпикур. — М., 1988.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.
Лосев А.Ф. История античной философии. — М., 1989.
Лосев А. Ф., Тахо-Годи A.A. Аристотель. — М., 1982.
Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т. — М., 1947. — Т. 2.
Материалисты Древней Греции / Под ред. М.А. Дынника. — М., 1955.
Рассел Б. История западной философии. — М., 1959.
Хрестоматия по истории философии: В 2 ч. / Отв. ред. Л.А. Микешина. — М., 1994.-Ч. 1.
Глава 7 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
После подчинения Греции Риму во II в. до н. э. на древнеримскую почву переходят учения, которые появились в Древней Греции в эпоху крушения афинского государства, — эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Древнеримские авторы подробно разъяснили и развили на протяжении пяти веков концепции, зачастую сохранившиеся от древнегреческого периода лишь в отрывках, придали им художественную завершенность и практичность римской души.
Римляне в отличие от греков были очень деятельны, и им претил созерцательный характер греческой философии. «Ведь вся заслуга доблести состоит в деятельности» — как само собой разумеющуюся роняет эту фразу Цицерон.
Практическая направленность римской души привела к тому, что в Древнем Риме интересовались не диалектикой и метафизикой, а преимущественно этикой. Ближайший по времени к Римской империи греческий философ Эпикур приобрел известность
в Древнем Риме, и у него нашлись последователи. Его взгляды очень подошли к политической обстановке Древнего Рима периода распада республики.
Лукреций
Популярности Эпикура способствовала поэма «О природе вещей» Лукреция Кара (ок. 99 —ок. 55 до н.э.) (Лукреций — имя, Кар — прозвище), уроженца Рима, жившего в эпоху гражданской войны между сторонниками Суллы и Мария и восстания Спартака. Лукреций был не теоретиком, а поэтом; даже скорее эпикурейцем, чем поэтом, потому что сам утверждал, что взялся изложить взгляды Эпикура в поэтической форме для облегчения их восприятия, следуя принципу, что главное — наслаждение, как, скажем, больному дают горькое лекарство вместе с медом, чтобы не было неприятно пить.
Лукреций разъяснил многое из взглядов Эпикура, произведения которого сохранились лишь в отрывках. Он писал об атомах, которые должны иметь другую природу, чем видимые вещи, и не разрушаться, чтобы из них постоянно возникало что-то новое. Атомы невидимы, как ветер и мельчайшие пылинки, но из них образуются (как из букв слова) вещи, люди и даже боги.
Ничто не может возникнуть из ничего по воле богов. Все происходит из чего-то и превращается во что-то в силу естественных причин. На самом же деле, все изменения происходят в мире от движения атомов, имеющего случайный, механический характер и незаметного для людей.
Лукреций рисует грандиозную картину эволюции мира как процесса, который протекает без участия каких-либо сверхъестественных сил. Жизнь, по его мнению, возникла путем самозарождения из неживой природы. Свойства всех вещей зависят от особенностей атомов, из которых они состоят, и они же определяют наши ощущения, с помощью которых человек познает окружающий мир. Душа и дух также материальны и смертны.
Общественная жизнь людей — результат их первоначального свободного договора между собой. Боги не вмешиваются в жизнь людей, о чем свидетельствует существование зла и то, что наказание может постигнуть невиновного, а виновный останется цел.
Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т. — М, 1946. — Т. 1. — II, 16.
Те же, кто в жизни себе кормилом взял истинный разум,
Тот обладает всегда богатством умеренной жизни;
В таких очень точных словах передает Лукреций суть учения Эпикура.
Эпикуреизм больше подходит для свободных людей, могущих забраться в башню из слоновой кости. А раб? Как он может жить незаметно и без страхов наслаждаться жизнью? Каждый человек в эпоху империи был под пятой тирана. В этих условиях учение Эпикура теряет жизненную силу, уже не подходит к социальным обстоятельствам Римской империи, когда человек вынуждается идти на противостояние с властью.
Стоики
У римских стоиков ведущими чертами становятся не гордость, достоинство, уверенность в себе и внутренняя непоколебимость, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Нет у них и оптимизма греков. Понятия зла и смерти выходят на первый план. Римские стоики демонстрируют стойкость отчаяния и терпения, сквозь которую прорывается мотив духовной свободы.
1 Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т. — Т. 1. — V, 1117.
2 Рассел Б. История западной философии. — М., 1959, с. 286.
3 Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. — М., 1974, с. 63.
4 Марк Аврелий. Размышления. — М., 1985, с. 195.
Сенека
С эстетической и нравственной точки зрения произведения Сенеки безупречны. Даже у Платона высокохудожественные части текста перемежаются с вполне заурядными. У Сенеки все тщательно отделано и соединено в одно целое, хотя мы имеем дело с циклом писем, по-видимому, действительно написанных адресату в разное время. Единство произведению придает цельность мировоззрения автора. Нравственная проповедь Сенеки не грешит назидательностью, дешевыми лозунгами, а тонко ведет и убеждает. Мы видим в авторе сочетание гордости, доблести, благородства и милосердия, что не встречаем ни в христианских миссионерах, отличающихся иным комплексом добродетелей, ни в философах Нового времени.
1 Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977, с. 66.
Понимая рабство в самом широком смысле и борясь против него, отражая тем самым растущие антирабовладельческие настроения и приближая гибель рабовладельческого строя, Сенека верит в то, что каждый человек свободен потенциально, в душе, которая не может быть отдана в рабство.
Мораль Сенеки отличается милосердием, человеколюбием, состраданием, жалостью, благоговейным отношением к другим людям, благожелательностью, незлобивостью. Во всесильной империи жизнь философа небезопасна, и это в полной мере испытал Сенека, обвиненный своим бывшим учеником Нероном в заговоре против него. Хотя никаких улик не нашлось, Сенека, не дожидаясь ареста, вскрыл себе вены, сохранив верность своим взглядам. Не столь важно, участвовал Сенека в заговоре против Нерона или нет. Уже то, что он принимал участие в государственных делах, говорит о том, что он готовил себе гибель. Он виноват только в одном.
Сенека — вершина нравственно-философской мысли человечества. Ему удалось синтезировать все ценное, что было в античной этике, не исключая и учение оппонента стоиков Эпикура. Он мог согласиться, что абсолютная истина невозможна, но для него не этот вопрос важен, а вопрос «как жить?». От этого вопроса не спасешься парадоксами, его надо решать здесь и сейчас.
Сенека соединил в себе судьбу трех великих древнегреческих философов. Он был воспитателем будущего императора, как Аристотель (хотя в отличие от него считал, что добродетельный чело-
1 Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию, с. 124.
2 Антология мировой философии / Ред.-сост. В. В. Соколов. — М., 1969. — Т. 1. —
С. 514.
3 Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию, с. 86.
век может быть счастлив и под пыткой); писал столь же художественно, как Платон, и умер, как Сократ, в убеждении, что по установлению природы «несчастнее приносящий зло, чем претерпевший».
Эпиктет
Эпиктет (ок. 50 —ок. 140 н.э.) — первый из знаменитых философов, который был рабом. Но для стоиков, признающих всех людей равными, это неудивительно. Издевавшийся над ним хозяин сломал ему ногу, а затем отпустил — калеку. Вместе с другими философами он был впоследствии выслан из Рима и открыл свою школу в Никополисе (Эпир). Его учениками были и аристократы, и бедняки, и рабы. В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии.
Первая ступень философского обучения — отбрасывание ложного знания. Начав учиться философии, человек испытывает состояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений. После этого новое знание становится чувством и волей человека.
Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»). Требуются ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Освобождаться от страстей надо постепенно, но последовательно. Ты привык сердиться ежедневно, постарайся сердиться через день и т.д.
1 Цит. по: Маковельский А. Мораль Эпиктета. — Казань, 1912, с. 6.
2 Цит. по: Иванов В.Г. История этики Древнего мира. — Л., 1980, с. 206.
Марк Аврелий
Необычно для философа, но полностью противоположно, чем у Эпиктета, общественное положение Марка Аврелия (121 — 180 н.э.) — император. Тем не менее его пессимизм и мужество отчаяния столь же выразительны.
Шатко стало не только положение личности, тем более раба, но и империи. Наступал период ее заката. Это не пессимизм раба или придворного, а пессимизм императора и, стало быть, империи. У Марка Аврелия были вся власть, все «хлеба и зрелища», но они не радовали его. Как ни покажется странным, именно в период максимального могущества империи человек внутри нее чувствует себя в наибольшей степени незащищенным и ничтожным, раздавленным и беспомощным. Чем сильнее государство, тем слабее человек. И не только раб или придворный, а и сам неограниченный правитель.
То был единственный случай в мировой истории, когда государством правил философ и достигнута была видимая социальная вершина торжества философии. Казалось бы, именно Марку Ав-
1 Цит. по: Иванов В.Г. История этики Древнего мира. — Л., 1980, с. 206.
4 Марк Аврелий. Размышления. — IV, 49.
5 Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию, с. 310.
релию и попытаться создать государство на тех философских принципах, которые разрабатывались в философии, начиная с Сократа и Платона. Но Марк Аврелий не только не начал кардинальных преобразований (хотя как у императора у него были все возможности для этого — не то, что у Платона), но даже не обращался к людям со ставшими модными в то время философскими проповедями, а лишь вел дневник — для себя, не для печати. Это крайняя степень разочарованности в возможности улучшить положение. Осуществилось одно из желаний Платона о философе, управляющем государством, но Марк Аврелий понимал, насколько трудное, если не безнадежное, дело — пытаться исправить людей и общественные отношения. В самоумалении Сократа была ирония, в самоумалении Сенеки и Марка Аврелия — неподдельная скорбь.
Учащий людей, как жить, бывший раб Эпиктет, философ на престоле Марк Аврелий, государственный деятель и писатель Сенека, сравнимый по художественному мастерству только с Платоном, а по пронзительности своих сочинений более близкий нам, чем Платон, — наиболее значительные имена римского стоицизма.
Всех троих объединяло убеждение, что существует разумная необходимость подчинения всеобщему высшему началу, а своим следует считать только разум, а не тело. Различие же в том, что, по Сенеке, во внешнем мире все подчинено судьбе; по Эпикте-ту — воле богов; по Марку Аврелию — мировому разуму.
Сходство между римскими стоиками и эпикурейцами, как и между греческими, заключалось в ориентации на жизнь по природе, замкнутость и самодостаточность, безмятежность и бесстрастие, в представлении о материальности богов и души, смертности человека и его возвращении в мировое целое. Но осталось понимание эпикурейцами природы как материальной Вселенной, а стоиками — как разума; справедливости как общественного договора — эпикурейцами и как долга перед мировым целым — стоиками; признание свободы воли эпикурейцами и высшего порядка и предопределенности стоиками; представление о линейности развития мира у эпикурейцев и цикличности развития у стоиков; ориентация на личную дружбу у эпикурейцев и участие в общественных делах у стоиков. Для стоиков источник счастья — разум, а основное понятие — добродетель; для эпикурейцев — соответственно чувство и удовольствие.
Секст Эмпирик
Скептики противостояли стоикам и эпикурейцам в Риме, как и в Греции, и значение их возрастало по мере ослабления творческих потенций философии. Скептицизм является неизбежным
спутником рациональной мудрости, как атеизм — спутником религиозной веры, и он только ждет момента ее ослабления, как атеизм — момента ослабления веры.
От древнегреческих скептиков остались обрывки работ. Секст Эмпирик (конец II —начало III в. н.э.) дал законченное учение с развернутой критикой представителей других направлений. Он проделал такую же обобщающую работу, как Лукреций по отношению к Эпикуру.
В представлении об относительности добра и зла Секст находит свои преимущества. Отказ от представления о всеобщем благе делает человека более устойчивым к общественному мнению, но в отсутствие главной индивидуальной цели, подчиняющей себе все прочие, человек в суете обстоятельств теряет уверенность в себе и устает от выполнения мелких целей, зачастую противоречащих друг другу и лишающих жизнь смысла. Сам скептик как философ должен считать мудрость благом.
Секст дает исчерпывающую сводку скептических выводов и учений. Мы находим у него логические парадоксы типа «я лжец», свидетельствующие о том, что мышление в принципе не может быть строго логическим и избежать противоречий. «Я лжец», — заявляет человек. Если это так, то его утверждение не может быть истинным, т.е. он не лжец. Если же он не лжет, то его слова справедливы, и, стало быть, он лжец.
Диоген Лаэртский считал скептицизм направлением, пронизывающим всю античную философию. Древние греки уделяли большое внимание логическим затруднениям, потому что для них наибольшее значение имели рациональные аргументы, и парадоксы привлекали возможностью их разрешить, что оказывалось порой безуспешным.
Однако если все отрицать, то ни о чем невозможно говорить. Это заставляет все же делать положительные утверждения. Если я не знаю, знаю ли я что-либо, то, может быть, я все же что-то знаю? Последовательный скептицизм открывает путь вере.
1 Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. — М., 1975. — Т. 1, с. 387.
Заслуга скептиков — в попытке определить пределы рационального мышления с тем, чтобы узнать, что можно ждать от философии, а чего нельзя. Недовольные рамками, в которых функционирует разум, обращались к религии. Подрывая авторитет разума, скептики тем самым подготовили наступление христианства, для которого вера выше разума. Несмотря на усилия Эпикура и стоиков, оказалось, что страх смерти не победить разумными доводами. Распространение христианства вызвано всей логикой развития античной культуры. Людям хочется счастья не только здесь, но и после смерти. Ни Эпикур, ни стоики, ни скептики не обещали этого. Встав перед дилеммой: разум или вера, — люди отвергли разум и предпочли веру, в данном случае христианскую. Отвернувшись от рациональной мудрости, более молодое и уверенное в своих силах христианство победило античную философию. Последняя почила, как мудрый старик, уступающий место новому поколению.
С конца II в. христианство завладевает умами множества людей. Можно сказать, что христианство победило самую могущественную в истории человечества империю, а единственный в истории император-философ Марк Аврелий потерпел сокрушительное духовное поражение. Почему это произошло? Ослабление творческих потенций античной философии, изменение духовного климата и социальных условий жизни тогдашнего общества привели к триумфу христианства. Философия была сначала низвергнута, а затем использована для нужд религии, превратившись на 1500 лет в служанку богословия.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные идеи поэмы Лукреция «О природе вещей»?
2. Каковы основные идеи «Нравственных писем к Луцилию» Л.А. Се
неки?
3. Что необходимо, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным?
4. Каким должен быть человек, по Марку Аврелию?
5. В чем специфика и значение древнеримской философии?
6. В чем сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами?
7. В чем сходство и различие между древнегреческими и древнерим
скими стоиками?
8. Каковы основные постулаты античной этики?
9. Каково общее значение античной философии?
10. В чем значение философии Секста Эмпирика?
11. В чем принципиальные отличия античной философии от индий
ской и китайской?
Рекомендуемая литература
Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В.В. Соколов. — М, 1969.-Т. 1.-Ч. 1.
Вундт В. Введение в философию. — СПб., 1903. Лосев А.Ф. История античной философии. — М., 1989. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I —II вв. н.э. — М, 1979. Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т. — М., 1946. — Т. 1. Марк Аврелий. Размышления. —Л., 1985. Рассел Б. История западной философии. — М., 1959. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. — М., 1975, 1976. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М., 1991.
Глава 8 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ