Как вам кажется считает ли кандель что человеческая память лучшее хранилище информации
Дорогая аплизия! Расскажи мне о работе памяти
Кто такая аплизия? Это милый моллюск, изучение которого помогло раскрыть физиологические механизмы памяти и обучения.
В 2000 году американский нейробиолог Эрик Кандель совместно с двумя своими коллегами, Полом Грингардом и Арвидом Карлссоном, получил Нобелевскую премию по физиологии или медицине — «за открытия, связанные с передачей сигналов в нервной системе».
В книге «В поисках памяти», выпущенной на русском издательством Corpus, Кандель подробно описывает свою жизнь и научную карьеру, посвящённую исследованию памяти. Важнейшим моментом этой карьеры, на десятилетия определившим её развитие, стал выбор объекта для эксперимента.
Идеальный организм
В конце пятидесятых годов Канделя, совсем ещё молодого учёного, больше всего интересовал вопрос биологических основ процесса обучения, запоминания. Он был убеждён, что исследовать их нужно на уровне отдельных клеток, работая с простейшими формами поведения — рефлексами.
У Канделя ушло полгода на поиски идеального организма. Млекопитающие не подходили — слишком сложная нервная система. Нужно было выбирать из беспозвоночных. Но если коллеги Канделя экспериментировали с раками, омарами, пчелами, мухами, червями или улитками, то он выбрал для себя моллюска аплизию.
Для Канделя это был радикальный инстинктивный выбор. На тот момент аплизию подробно изучали всего двое биологов, причём оба жили во Франции. Их опыт был Канделю необходим, так что ему пришлось уйти из Национальных институтов здоровья в США, где он на тот момент успешно работал, и переехать на другой континент.
Но решение было оправданным. Дело в том, что нервная система аплизии проста и состоит из небольшого числа клеток. При этом клетки очень крупные — некоторые видны даже невооружённым глазом. Таким образом, учёный мог составить карту всей системы нейронных цепей, управляющих той или иной формой поведения моллюска.
Кандель нашёл объект, на котором ещё долгие годы проводил важнейшие исследования процессов обучения и формирования памяти:
Читайте также :
Выяснялось, что работа с аплизией в качестве экспериментального объекта не только удивительно информативна, но и доставляет массу удовольствия. Мои отношения с аплизией, которые начались со страстного увлечения, порожденного надеждой найти подходящее для исследований животное, перерастали в серьёзную связь.
В этой статье мы расскажем об основных открытиях и экспериментальных подтверждениях нейрофизиологических теорий, которые удалось совершить благодаря исследованию аплизии.
Под действием обучения изменяются даже простейшие формы поведения
Читайте также :
Канделя в полной мере можно считать последователем знаменитого отечественного физиолога Ивана Петровича Павлова. Первые его эксперименты с аплизией были схожи с павловскими — с помощью искусственных сенсорных раздражителей Кандель добивался от моллюска изменения поведения. С той лишь разницей, что поведение млекопитающего, даже рефлекторное, устроено гораздо более сложно, чем у моллюска — и на простом организме Кандель смог показать, что изменение поведения происходит на уровне отдельных нейронных связей.
Аплизия дышит с помощью жабр и для их защиты рефлекторно втягивает их. У всех аплизий за это отвечают одни и те же нейроны. Казалось бы, уж такое простое поведение у здорового организма всегда одинаково. Но выяснилось, что это не так:
при неоднократных прикосновениях к поверхности кожи моллюска амплитуда рефлекса втягивания жабр постепенно уменьшается, а связь между нейронами, задействованными в рефлексе, ослаблялась — это эффект привыкания;
при ударах тока, вызывающих повышенную чувствительность (сенсибилизацию) у моллюска, рефлекс втягивания жабр усиливался, также усиливалась связь между нейронами;
чередуя прикосновения и удары током (слабые и сильные раздражения), Кандель добился того, что у аплизии произошла их ассоциация — моллюск начал сильно втягивать жабры даже при слабом раздражении — это классический условный рефлекс.
Что это означает? У моллюска есть простые поведенческие аналоги сложных форм поведения, которые характеризуют научение у млекопитающих, в том числе человека. Аплизия запоминала свой опыт, и её рефлекс втягивания жабр работал по-разному в зависимости от предшествующего раздражения.
Обучение и память — это изменения связей между нейронами
Как именно работает рефлекс втягивания жабр у моллюска? Благодаря простому строению аплизии, Канделю удалось понять механизм этой реакции. Оказалось, что за неё отвечают два разных типа нейронов — сенсорные нейроны, в которых при раздражении возникает потенциал действия, и моторные, в которых возникают ответные потенциалы, что приводит к втягиванию жабр.
В результате привыкания к раздражителю или, наоборот, повышения чувствительности изменялась связь между сенсорным нейроном и мотонейроном — эффективность передачи сигналов между ними снижалась или усиливалась.
Процесс обучения у живых существ происходит не в каком-то конкретном нейроне, а внутри устойчивой связи между двумя нейронами. Такая связь, соединение нейронов, называется синапсом.
В своих простейших формах обучение осуществляет выбор из широкого репертуара заранее заданных связей и изменяет силу определенного подмножества этих связей.
Подводя в журнальной статье итоги первым экспериментам с аплизией, Кандель подчеркнул, что использование методов выработки условных рефлексов может позволить исследовать и более сложные формы изменения поведения. И оказался прав.
Обучение приводит к физиологическому изменению нервной системы
Читайте также :
Наша память делится на кратковременную и долговременную. У первой довольно небольшой объём — это то, что мы восприняли за последние, скажем, полминуты, и затем благополучно забыли. То, что мы запоминаем, откладывается в долговременной памяти, для чего в мозгу синтезируется новый белок.
Но, как оказалось, дело не только в белке. Эксперименты на аплизии показали, что в процессе обучения в нервной системе изменяется число нейронных связей.
При формировании долговременной памяти нейроны отращивают новые окончания, приобретают новые связи, усиливают старые. А если многократно вызывать у нервной системы привыкание, то нейроны, наоборот, втягивают имеющиеся окончания, а их связи становятся неактивными.
Таким образом, обучение приводит к постоянным физиологическим изменениям нервной системы. На примере с аплизией это выглядело так: в ходе эксперимента моллюск научился усиленно реагировать на прикосновения одинаковой силы, и если сначала только втягивал жабры, то теперь начал ещё и выпускать чернила.
Это значит, что под влиянием раздражения усиливалась связь сенсорного нейрона не только с мотонейроном, отвечающим за жабры, но и с мотонейроном чернильной железы. Поскольку у аплизии была память об усиленной реакции на прикосновение, сенсорный нейрон при очередном раздражении начал давать усиленный сигнал сразу двум мотонейронам — и животное стало вести себя по-другому.
В 90-е годы были проведены эксперименты, которые зафиксировали постоянные изменения соматосенсорной коры головного мозга в результате обучения сначала у обезьян, а затем и у человека.
В частности, было обнаружено, что у скрипачей и виолончелистов область коры, отвечающая за пальцы левой руки, которыми они зажимают струны, в два раза больше, чем в мозге немузыканта. Кроме того, у тех, кто играет на струнных с детства, эта область развита лучше, чем у тех, кто начал играть в подростковом возрасте и позже — в детстве наш мозг более пластичен. Кстати, область, отвечающая за пальцы правой руки, так не развивается, ведь они выполняют более простую работу — держат смычок.
Формировать память помогают нейромедиаторы
По словам Канделя, он и его коллеги, исследуя аплизию на уровне синаптических связей, только «прокладывали путь по наружным кругам научного лабиринта». Новой задачей учёного было определить, как именно происходят эти синаптические изменения на молекулярном уровне.
К сожалению, формат этой короткой статьи не позволяет нам объяснить результаты исследования во всех подробностях. Даже схематическое описание механизма запоминания выглядит непросто:
Сильно упрощая, можно сказать, что благодаря новым экспериментам был обнаружен третий участник процесса формирования воспоминаний — модуляторный интернейрон. Он выделяет серотонин — нейромедиатор, известный в народе как «гормон счастья» за своё успокаивающее воздействие на области мозга. Есть серотонин и у аплизии, и это именно с его помощью происходит то самое усиление синаптической связи между сенсорным и моторным нейроном, о чём мы говорили ранее.
В остальном схема на молекулярном уровне примерно такова. Окончание сенсорного нейрона вырабатывает сигнальное вещество, которое активизирует регуляторный белок — протеинкиназу А. Этот белок создаёт условия для выброса ещё одного нейромедиатора — глутамата, оказывающего возбуждающее воздействие в нашем мозгу. Пока эта реакция активна, у нас (как и у дорогой аплизии) возникает эффект кратковременной памяти.
Читайте также :
Когда реакция повторяется постоянно (например, постоянное раздражение у аплизии), протеинкиназы А становится очень много, она проникает в ядро сенсорного нейрона. С помощью этого активизируется последний важный элемент формирования памяти — белок CREB. Этот белок регулирует экспрессию генов и меняет структуру нервных клеток на генетическом уровне. Отсюда и происходит рост новых нейронных окончаний, что обеспечивает изменение поведения и долговременную память.
В ходе экспериментов учёные блокировали работу белка CREB, и одного этого было достаточно, чтобы помешать формированию долговременной памяти, при этом кратковременная работала как и прежде.
Многократные удары током — это важный опыт для аплизии, точно так же, как умение играть на фортепиано или спрягать французские глаголы может быть важным опытом для нас: повторение — мать учения, потому что оно необходимо для долговременной памяти.
Конечно, подчёркивает Кандель, у этого принципа много исключений. Например, травмирующий или необычайно эмоциональный опыт позволяет обойти привычную схему и записать всю картину воспоминаний быстро.
По секрету: это происходит потому, что в организме есть белки, которые отключают механизмы подавления экспрессии генов и позволяют проводить генетические изменения быстрее. Но об этом, пожалуй, в следующий раз.
Эрик Кандель: «Расстроенная психика. Что рассказывает о нас необычный мозг». Рецензия
Автор
Редакторы
Эрик Кандель написал не только и не столько прекрасный путеводитель по неврологическим расстройствам, в котором кратко суммированы современные представления о причинах и механизмах таких заболеваний как депрессия, деменция, шизофрения, но предпринял попытку взглянуть на мышление человека через призму биологической психиатрии. «Сломанный» мозг даёт исследователям уникальную лазейку к нашим психическим функциям и позволяет лучше понять человеческое поведение.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 9/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: книга написана для широкого круга читателей, но в первую очередь адресована всем, кто живо интересуется современной нейробиологией.
Эрик Кандель — выдающийся нейробиолог, за свои исследования клеточных и молекулярных механизмов памяти удостоенный множества престижных наград и премий, в том числе Нобелевской премии по физиологии и медицине 2000 года (совместно с Полом Грингардом и Арви Карлссоном). На русском языке уже изданы две его научно-популярные книги — «В поисках памяти» и «Век самопознания».
Если имя Эрика Канделя ассоциируется у вас только с моллюском аплизией, исследуя которого, он отыскал биологические основы памяти, и был по праву награждён Нобелевской премией, то спешу развеять это заблуждение. Кандель — редкий образец современного исследователя-энциклопедиста, демонстрирующего невероятную широту мысли, способного убедительно говорить и об отдельных молекулах в нейронах, и о тонкостях абстрактного искусства. Достаточно взглянуть на список статей, в которых Кандель является автором и соавтором, и сразу понятно, что ему интересна нейробиология в целом, а не какие-то частности, в которых иные исследователи замыкаются на долгие годы и становятся специалистами столь узкого профиля, что эта узость переселяется и в само их мировоззрение. Пусть это утверждение покажется резким, но на деле «сужение» взглядов не так уж и редко в научном мире. Однако повторюсь, Кандель — это редкий представитель класса учёных-мыслителей.
Горячо рекомендуем почитать на эту тему нашу заметку Модельные организмы: моллюски.
Сегодня изучение болезней мозга позволяет нам лучше, чем когда-либо, понять, как функционирует нормальная психика. Например, знания об аутизме, шизофрении, депрессии и болезни Альцгеймера помогают нам выяснить, какие нейронные сети вовлечены в социальные взаимодействия, мышление, чувства, поведение, память и творческие процессы, равно как и изучение этих сетей способствует пониманию болезней мозга. Говоря образно, подобно тому как комплектующие компьютера показывают, за что именно они отвечают, только при их поломке, функции нейронных сетей мозга становятся очевидными именно тогда, когда эти сети формируются неправильно или сбоят.
— пишет Кандель в книге «Расстроенная психика».
Содержание книги полностью базируется на фундаменте того, что называется биологической психиатрией. Сама книга получилась очень доступно написанной и, что очень важно, предлагающей взгляд на биологическую психиатрию с позиций исследователя, который не только отметился фундаментальными открытиями в прошлом, но и до сих пор «держит руку на пульсе». Поэтому свежесть, достоверность и подробность информации никаких вопросов не вызывают. Книгу будет интересно прочитать даже профессиональным нейробиологам (особенно если они давно засиделись в какой-нибудь узкой-преузкой области).
вернее, целый спектр расстройств под этим собирательным названием.
Имеется в виду широко известная цитата, приписываемая Зигмунду Фрейду «Иногда сигара — это просто сигара» (так по легенде Фрейд оправдывал свою страсть к курению сигар, предлагая не искать в этом скрытого сексуального подтекста). Впрочем, надёжных подтверждений того, что Фрейд такое когда-либо говорил, нет.
Амбициозная задача по поиску основ человеческого мышления через призму заболеваний мозга, поставленная Эриком Канделем в книге, по большому счёту им достигнута. Хоть автор и не дал исчерпывающего ответа на вопрос о механизмах нашего поведения или природе сознания (едва ли сейчас кто-то вообще может это сделать), но он открыл «окно» в удивительную, манящую область нейробиологии, и из этого «окна» повеяло свежим, головокружительным воздухом новых идей.
«Нормальность может трактоваться по-разному»: нейробиолог Эрик Кандель — об изучении головного мозга
— Добро пожаловать на «Шоу Ларри Кинга». Сегодня у нас в гостях первопроходец современной нейробиологии — профессор Эрик Кандель, удостоенный Нобелевской премии за изучение механизмов памяти. Недавно вышла его новая книга «Беспорядок в голове: что необычный мозг может рассказать нам о нас самих». Господин Кандель, какой мозг можно назвать необычным?
— Такой, которым, к примеру, обладаете вы. (Мозг. — RT) людей, которые делают что-то выдающееся, либо тех, кто испытывает необычные проблемы. В медицине мы очень многое узнаём благодаря механизму функционирования органов. Я, к примеру, изучаю работу мозга, чтобы понять, какую информацию нам это может дать.
— Почему вы написали эту книгу?
— Чтобы показать, что, как и в случае с остальными органами, нарушения работы мозга могут о многом нам рассказать. Кроме того, я хотел, чтобы больше людей заинтересовались этой темой. Многие считают, что мозг настолько сложен, что понять, как он функционирует, невозможно. Я же и в педагогике, и в жизни в целом придерживаюсь следующего подхода: всё можно объяснить, если уделить этому время. И я с удовольствием посвящаю его данному вопросу. Результатом моих исследований и стала новая книга.
— Какой вывод люди сделают, прочитав вашу книгу?
— Что наука доступна всем. Именно такой философии я придерживаюсь, когда пишу для широкого круга читателей. Что касается поддержки науки, то ключевое значение здесь имеет именно общественность. У людей есть право знать, что именно они поддерживают и что происходит в научной среде и окружающем их мире.
— Существует ли, если можно так выразиться, нормальный мозг?
— Нормальность может трактоваться по-разному: это и отсутствие каких-либо психических отклонений, и способность ясно мыслить или, к примеру, самому перейти улицу. Подобные вещи указывают на хорошо функционирующий мозг.
Однако в то же время у многих могут быть расстройства: кто-то боится перейти через дорогу, у кого-то есть трудности с выполнением простых задач, а кто-то испытывает эйфорию, когда сталкивается со сложностями, пусть даже небольшими. Нарушений работы мозга огромное множество.
— Есть ли разница между мозгом и умом?
— Ум — это набор функций, осуществляемых мозгом. Всё, что мы…
— Мозг посылает сигналы, а ум их выполняет?
— Ум — это функция мозга, которая получила такое название. Вот это — движение (показывает рукой), а это — мышление.
— Как одно влияет на другое?
— Есть рефлекторные движения, над которыми особо не задумываешься. Но, играя в теннис, я должен решать, например, куда направить мяч хорошим ударом слева. Даже в рутинной деятельности задействовано множество мыслительных процессов. Вот я беру кружку. Поднять её просто, но, когда ставишь обратно, нужно убедиться в том, что ставишь именно на стол. Вот тут и запускается мыслительный процесс.
— Вы получили Нобелевскую премию за открытия в области нейробиологии. А о своём мозге задумываетесь?
— Думать о мозге других людей для меня намного интереснее. На свой я особого внимания не обращаю. Но делаю определённые вещи, которые, на мой взгляд, ему помогут. Например, я старею, а людям в моём возрасте стоит беспокоиться о возрастной потере памяти. Да, существует болезнь Альцгеймера, но наиболее распространённым нарушением является всё же возрастная потеря памяти. По мере старения память людей ухудшается. Хотя у меня есть основания полагать, что мы сможем решить эту проблему.
— Как?
Наши кости — это та же эндокринная железа. Они производят гормон остеокальцин. В ходе опытов на животных я обнаружил, что данный гормон способствует преодолению возрастной потери памяти, поэтому сейчас практикую ходьбу на небольшие дистанции.
— Почему события 40-летней давности мне легче вспомнить, чем то, что было на прошлой неделе?
— Ваш мозг, когда в нём отложились эти воспоминания, был более гибким, чувствительным и воспринимал новую информацию с большим энтузиазмом, поскольку для вас всё это было новым. Теперь же многое из того, с чем вы сталкиваетесь, вам уже не в диковинку и не вызывает такого же интереса. В общем, дело здесь в мотивации и в большей способности молодого мозга удерживать информацию.
— А наследственность? Можно ли сказать, что я, например, унаследовал мозг своего отца?
— Нет. По наследству передаются гены, которые играют роль в формировании мозга. Но он будет именно вашим, а не вашего отца или матери. Хотя их гены в нём есть, и есть гены, которых не было ни у одного из ваших родителей. Таким образом, это комбинация генов ваших родителей, их наследия, а также ваших собственных генов. В отличие от всех остальных человеческих органов, на мозг больше всего влияет полученный опыт.
— Могу ли я это преодолеть? В смысле — свою генетику?
— Здесь следует говорить не о преодолении, а о компенсировании. Скажем, вы можете испытывать сложности с усваиванием определённых знаний, но если будете усердно трудиться и искать новые подходы, то сумеете компенсировать свой недостаток. Это очень важно.
Многие чрезвычайно успешные люди (возможно, в том числе и вы) не способны обработать весь массив знаний, который им доступен и в идеале должен быть освоен, но при этом они тем или иным образом компенсируют имеющиеся пробелы.
— А что стало крупнейшим прорывом с тех пор, как вы начали заниматься проблемами памяти?
— Прорывов здесь предостаточно. Когда я начинал свою работу, знаний в этой области было очень мало. Сейчас же нам известны некоторые из участков мозга, отвечающие за разные формы памяти. Мы поняли, что память не унитарна — существуют несколько её типов. Что-то хранится в гиппокампе, что-то — в префронтальной коре, а эмоциональная память вообще кодируется в миндалевидном теле. Таким образом, память распределяется по всему мозгу, но в основном находится в гиппокампе.
— А почему болезнь Альцгеймера представляет собой такую проблему?
— Потому что она возникает у пожилых людей, когда мозг крайне подвержен повреждениям. Это во-первых. Во-вторых, в настоящий момент излечить эту болезнь мы не можем.
— Есть ли прогресс в лечении болезни Альцгеймера?
— Нет. Но значительный прогресс наблюдается в том, как предотвратить возрастную потерю памяти. А это затрагивает ещё больший процент людей, чем сама болезнь. Думаю, прогресса мы добьёмся и здесь.
— Есть ли предел возможностей мозга?
Есть предел возможностей любого органа, любой машины. Но достигли ли его мы с вами? Или большинство людей? Пожалуй, нет.
— В 2000 году вы стали лауреатом Нобелевской премии за свои исследования в области нейробиологии. Каково это было?
— Это было утро Йом-Киппура — главного праздника в иудаизме. Телефон лежал на стороне кровати моей жены Дениз. Часов в пять или шесть раздался звонок. Меня попросили в течение нескольких часов никому об этом не говорить, пока не выйдет пресс-релиз. Вот так я и узнал, что стал нобелевским лауреатом наряду с ещё двумя людьми.
— Какое было чувство?
— Потрясающее. Просто невероятное. Я несколько дней был на седьмом небе.
Полную версию интервью смотрите на сайте RTД.
Мозг — самый сложный орган человеческого тела. Гость программы Larry King Now на RT — лауреат Нобелевской премии нейробиолог Эрик Кандель — занимается изучением этой темы уже более 60 лет.
В беседе с ведущим шоу Ларри Кингом он рассказал, что происходит с памятью в старости и какого прогресса достигли медики в борьбе с болезнью Альцгеймера. Кроме того, учёный изложил свой взгляд на современную науку и роль генов в функционировании мозга, а также поделился, что чувствует после того, как его выдвинули на самую престижную научную премию мира.
— Добро пожаловать на «Шоу Ларри Кинга». Сегодня у нас в гостях первопроходец современной нейробиологии — профессор Эрик Кандель, удостоенный Нобелевской премии за изучение механизмов памяти. Недавно вышла его новая книга «Беспорядок в голове: что необычный мозг может рассказать нам о нас самих». Господин Кандель, какой мозг можно назвать необычным?
— Такой, которым, к примеру, обладаете вы. (Мозг. — RT) людей, которые делают что-то выдающееся, либо тех, кто испытывает необычные проблемы. В медицине мы очень многое узнаём благодаря механизму функционирования органов. Я, к примеру, изучаю работу мозга, чтобы понять, какую информацию нам это может дать.
— Почему вы написали эту книгу?
— Чтобы показать, что, как и в случае с остальными органами, нарушения работы мозга могут о многом нам рассказать. Кроме того, я хотел, чтобы больше людей заинтересовались этой темой. Многие считают, что мозг настолько сложен, что понять, как он функционирует, невозможно. Я же и в педагогике, и в жизни в целом придерживаюсь следующего подхода: всё можно объяснить, если уделить этому время. И я с удовольствием посвящаю его данному вопросу. Результатом моих исследований и стала новая книга.
— Какой вывод люди сделают, прочитав вашу книгу?
— Что наука доступна всем. Именно такой философии я придерживаюсь, когда пишу для широкого круга читателей. Что касается поддержки науки, то ключевое значение здесь имеет именно общественность. У людей есть право знать, что именно они поддерживают и что происходит в научной среде и окружающем их мире.
— Существует ли, если можно так выразиться, нормальный мозг?
— Нормальность может трактоваться по-разному: это и отсутствие каких-либо психических отклонений, и способность ясно мыслить или, к примеру, самому перейти улицу. Подобные вещи указывают на хорошо функционирующий мозг.
Однако в то же время у многих могут быть расстройства: кто-то боится перейти через дорогу, у кого-то есть трудности с выполнением простых задач, а кто-то испытывает эйфорию, когда сталкивается со сложностями, пусть даже небольшими. Нарушений работы мозга огромное множество.
— Есть ли разница между мозгом и умом?
— Ум — это набор функций, осуществляемых мозгом. Всё, что мы…
— Мозг посылает сигналы, а ум их выполняет?
— Ум — это функция мозга, которая получила такое название. Вот это — движение (показывает рукой), а это — мышление.
— Как одно влияет на другое?
— Есть рефлекторные движения, над которыми особо не задумываешься. Но, играя в теннис, я должен решать, например, куда направить мяч хорошим ударом слева. Даже в рутинной деятельности задействовано множество мыслительных процессов. Вот я беру кружку. Поднять её просто, но, когда ставишь обратно, нужно убедиться в том, что ставишь именно на стол. Вот тут и запускается мыслительный процесс.
— Вы получили Нобелевскую премию за открытия в области нейробиологии. А о своём мозге задумываетесь?
— Думать о мозге других людей для меня намного интереснее. На свой я особого внимания не обращаю. Но делаю определённые вещи, которые, на мой взгляд, ему помогут. Например, я старею, а людям в моём возрасте стоит беспокоиться о возрастной потере памяти. Да, существует болезнь Альцгеймера, но наиболее распространённым нарушением является всё же возрастная потеря памяти. По мере старения память людей ухудшается. Хотя у меня есть основания полагать, что мы сможем решить эту проблему.
Наши кости — это та же эндокринная железа. Они производят гормон остеокальцин. В ходе опытов на животных я обнаружил, что данный гормон способствует преодолению возрастной потери памяти, поэтому сейчас практикую ходьбу на небольшие дистанции.
— Почему события 40-летней давности мне легче вспомнить, чем то, что было на прошлой неделе?
— Ваш мозг, когда в нём отложились эти воспоминания, был более гибким, чувствительным и воспринимал новую информацию с большим энтузиазмом, поскольку для вас всё это было новым. Теперь же многое из того, с чем вы сталкиваетесь, вам уже не в диковинку и не вызывает такого же интереса. В общем, дело здесь в мотивации и в большей способности молодого мозга удерживать информацию.
— А наследственность? Можно ли сказать, что я, например, унаследовал мозг своего отца?
— Нет. По наследству передаются гены, которые играют роль в формировании мозга. Но он будет именно вашим, а не вашего отца или матери. Хотя их гены в нём есть, и есть гены, которых не было ни у одного из ваших родителей. Таким образом, это комбинация генов ваших родителей, их наследия, а также ваших собственных генов. В отличие от всех остальных человеческих органов, на мозг больше всего влияет полученный опыт.
— Могу ли я это преодолеть? В смысле — свою генетику?
— Здесь следует говорить не о преодолении, а о компенсировании. Скажем, вы можете испытывать сложности с усваиванием определённых знаний, но если будете усердно трудиться и искать новые подходы, то сумеете компенсировать свой недостаток. Это очень важно.
Многие чрезвычайно успешные люди (возможно, в том числе и вы) не способны обработать весь массив знаний, который им доступен и в идеале должен быть освоен, но при этом они тем или иным образом компенсируют имеющиеся пробелы.
— А что стало крупнейшим прорывом с тех пор, как вы начали заниматься проблемами памяти?
— Прорывов здесь предостаточно. Когда я начинал свою работу, знаний в этой области было очень мало. Сейчас же нам известны некоторые из участков мозга, отвечающие за разные формы памяти. Мы поняли, что память не унитарна — существуют несколько её типов. Что-то хранится в гиппокампе, что-то — в префронтальной коре, а эмоциональная память вообще кодируется в миндалевидном теле. Таким образом, память распределяется по всему мозгу, но в основном находится в гиппокампе.
— А почему болезнь Альцгеймера представляет собой такую проблему?
— Потому что она возникает у пожилых людей, когда мозг крайне подвержен повреждениям. Это во-первых. Во-вторых, в настоящий момент излечить эту болезнь мы не можем.
— Есть ли прогресс в лечении болезни Альцгеймера?
— Нет. Но значительный прогресс наблюдается в том, как предотвратить возрастную потерю памяти. А это затрагивает ещё больший процент людей, чем сама болезнь. Думаю, прогресса мы добьёмся и здесь.
— Есть ли предел возможностей мозга?
Есть предел возможностей любого органа, любой машины. Но достигли ли его мы с вами? Или большинство людей? Пожалуй, нет.
— В 2000 году вы стали лауреатом Нобелевской премии за свои исследования в области нейробиологии. Каково это было?
— Это было утро Йом-Киппура — главного праздника в иудаизме. Телефон лежал на стороне кровати моей жены Дениз. Часов в пять или шесть раздался звонок. Меня попросили в течение нескольких часов никому об этом не говорить, пока не выйдет пресс-релиз. Вот так я и узнал, что стал нобелевским лауреатом наряду с ещё двумя людьми.
— Какое было чувство?
— Потрясающее. Просто невероятное. Я несколько дней был на седьмом небе.