Как вам кажется в чем особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями
Былинный стих
Былинный стих это древняя стихотворная форма былин (русских эпических речитативных песен).
Ритмическое строение
Былинный стих отмечается разнообразием ритмических конструкций, чем обусловлено отсутствие его четко выраженной стихотворной структуры, рифмовки.
Былинный стих представляет собой разновидность тонического стиха, построенного на соизмеримости строк по количеству ударений при произвольном числе безударных слогов. В строках варьируется от двух до четырёх ударений, т. е. в пределах одной былины не всегда сохраняется тождественное количество ударений.
Для написания былин используются различные метры, например: хорей с дактилическим окончанием или сочетание хорея с дактилем, или анапест.
Былинному стиху не свойственна рифма, музыкальность произведения образуют созвучия. Композиционная структура стиха соответствует напевному характеру жанра: поэтический текст былины условно состоит из трёх частей – запева, зачина, концовки.
Виды былинного стиха
Пример былинного стиха
Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка да богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец
(Русская былина «Три поездки Ильи Муромца»)
Происхождение
Былинный стих возник в русской фольклорной традиции как изложение древних героических событий. Былины исполнялись речитативом народными сказителями, первоначально в сопровождении игры на гуслях, позже без музыкального сопровождения.
Ранние распространённые названия былин – «старина», «исторические песни», «богатырские сказки», «богатырский эпос». Термин «былина» для обозначения жанра русской эпической песни был введен в 40-х гг. XIX в. фольклористом И. П. Сахаровым, который опирался на выражение из «Слова о полку Игореве»: «по былинамъ сего времени».
Содержание былинных стихов
Содержание былинных стихов основано на исторических событиях русского народа XI-XVI вв. Былины определяются как героические песни, но вместе с тем встречается много былин мифологического, новеллистического, авантюрного содержания. В центре русского былинного эпоса – средневековые богатыри, их деяния и героические подвиги в борьбе с захватчиками родной земли: монголо-татарской ордой, южными кочевыми племенами, мифическими существами. В литературе насчитывается около сотни сюжетов былин, вариантов – больше двух тысяч.
Циклы былин
Былины в классической русской поэзии
Былина оказала значимое влияние на творчество русских поэтов. Былинная поэтика и стилистика плодотворно была усвоена А. С. Пушкиным («Руслан и Людмила») и М. Ю. Лермонтовым («Песня про … купца Калашникова»). А. К. Толстой создал произведения по былинным мотивам, которые так и назвал былинами: «Богатырь», «Алёша Попович», «Змей Тугарин», «Илья Муромец», «Поток-богатырь», «Садко». Четыре сочинения, основанных на русском эпосе, написал К. Д. Бальмонт («Святогор», «Вольга», «Добрыня и Смерть», «Отчего перевелись витязи на Руси»).
Подскажите пожалуйста, в чем особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями, в которых использован определенный размер?
Подскажите пожалуйста, в чем особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями, в которых использован определенный размер?
Относятся к произведениям Древнерусской культуры, литературы, отражают исторические события, важные для Руси, носят повествовательный характер(не рифмованная форма).
Срочно?
Подскажите стихи в которых есть сравнения!
Стихотворный размер стиха Н?
Стихотворный размер стиха Н.
Помогите найти 2 стихотворения где есть двусложный размер стиха?
Помогите найти 2 стихотворения где есть двусложный размер стиха.
Подскажите размер стихотворения Некрасова «Тройка»?
Подскажите размер стихотворения Некрасова «Тройка».
ПОМОГИТЕ Какие особенности имеет былинный стих?
ПОМОГИТЕ Какие особенности имеет былинный стих?
Подскажите сравнение в стихе лермонтова листок и утёс?
Подскажите сравнение в стихе лермонтова листок и утёс.
Назовите жанры произведений, которые писал Пушкин?
Назовите жанры произведений, которые писал Пушкин.
4 я уже нашла, это : сказки в стихах, поэмы в стихах, романы в стихах, стихотворения, а 5 я не знаю.
Как называются рифмы, которые Бальмонт использовал в стихотворении Как я пишу стихи?
Как называются рифмы, которые Бальмонт использовал в стихотворении Как я пишу стихи.
В чем особенность былинного стиха по сравнению со стихами, в которых используется определённый размер?
В чем особенность былинного стиха по сравнению со стихами, в которых используется определённый размер.
Придумайте свои примеры, в которых лучше использовать не простые определения и не эпитет, а сравнение?
Придумайте свои примеры, в которых лучше использовать не простые определения и не эпитет, а сравнение.
1. Восточный ветер 2. Выходной 3. Смехотворный газ 4. Эндрю, пренадлежавщий мисс Ларк 5. Корова который день и ночь плясала 6. Черный вторник 7. Птичница 8 Мисс Корри 9. Джон и Барбари 10. Полнолуние 11. Падарки к Рождеству 12. Западный вет..
1 в пьесе да в рассказе нет 2 в пьесе да в рассказе нет 3 в пьесе да в рассказе нет 4 в пьесе да в рассказе нет Вроде так Честно не очень знаю.
Я как это делать пока не написал.
Тема : показ боротьби польського народу за незалежність ; загибель жителів Світязя Ідея : уславлення патріотизму простих людей. (Воля, незалежність народу, служіння батьківщині, протест проти гноблення). Сила народу — у його єдності, вірі, патріота..
Одним из знаковых произведений этого поэта является стихотворение «Белый лебедь», написанное в 1897 году. Это был период, когда Константин Бальмонт еще только открывал для себя мир символизма и пытался определить для себя его основные принципы. В и..
Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышле..
1.3.1. Формальные особенности былины
Формально-языковые особенности былинного жанра делятся на фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и текстуальные.
Фонетические особенности
Стихотворный ритм. Былины имеют стихотворную форму, но былинные стихи отличаются от привычных нам стихов, написанных определённым размером – ямбом (первый слог безударный, второй – ударный: «Какая грусть, конец аллеи…» у А. А. Фета), хореем (первый слог ударный, второй – безударный: «Мчатся тучи, вьются тучи…» у А. С. Пушкина), дактилем (первый слог ударный, второй и третий – безударные: «Слышу ли голос твой…» у М. Ю. Лермонтова) и др.
В былинах мы встречаемся со свободным стихом, в котором ямб, хорей, дактиль и т. д. в одной строке сосуществуют друг с другом. Возьмём такую строчку:
Как ехал он, Добрыня, целы суточки
«Как ехал он, Добрыня,» – ямб, «целы» – хорей, «суточки» – дактиль.
Рифма. В былинных стихах рифма встречается очень редко. Вот исключительные примеры:
На коня накладывает потничек,
А на потничек накладывает войлочек.
И спустил как эту тетивочку шелковую,
Да спустил он эту стрелочку калёную.
Словообразовательные особенности
Уменьшительные суффиксы. Добрыню часто величают Добрынюшкой, а Алёшу – Алёшенькой. Владимир, когда его Калин припёр к стенке, обращается к Илье ласково:
Ты прости, сударь Илюшенька…
Много уменьшительных суффиксов употребляется в былинах в существительных и наречиях.
В существительных: солнышко, реченька, речушка, рученьки, ноженьки, дружинушка, ествушка, питьице и т. п.
Вот контекст для двух последних существительных:
Кормил его ествушкой сахарнею,
Да поил-то питьицем медвяныим.
В наречиях: быстрёшенько, скорёшенько, тихошенько, скоренько, поскорёшеньку, близёхонько и т. д. Такие наречия имеют яркую разговорную окраску.
Подъезжал он к Соловью близёхонько.
Поскорёшеньку он поворот держал.
Словообразовательные пары. Они очень характерны для былин. Вот лишь некоторые их примеры: солнце – солнышко, звёзды – звёздочки, ветры – ветрушки, лебеди – лебёдушки, отечество – изотчина, государь – государин, царь – царища, племянница – племничка; Илья – Илюшенька – Илейка, Добрыня – Добрынюшка; Алёша – Алёшенька – Алёшка, сила – силушка; благословение – благословеньице, невзгоды – невзгодушки; поездка – поездочка, голова – головушка, очи – очушки, ноги – ноженьки, ягодицы – ягодиночки, руки – рученьки, локоть – локоточек, волосы – волосиночки, брови – бровушки, чара – чарка – чарочка, одежды – одежицы; жемчужины – жемчужинки; замки – замочки; высокая – высокошенька, статна – становитая, радостен – радёшенек, несчастный – бессчастный, бесталанный – неталанный.
Сложные слова. Вот излюбленные в былинах сложные слова: поры-времечки, травушка-муравушка, птички-пташицы, Киев-град, хлеб-соль, винцо-водочка, перинки-подушечки, данивыходы. Но попадаются и более редкие, как, например:
Как стучит-то, гремит, Змей-собачище.
Лексические особенности
Архаизмы. Приведу здесь только некоторые устаревшие слова из былин:
Эпитеты. Многие существительные в былинах имеют устойчивые определения. Такие определения в былиноведении принято называть эпитетами.
Золото в былинах, как правило, красное, серебро – чистое, жемчуг – скатный, звери – лютые, сокол – ясный, соболь – чёрный, змея – проклятая, кони – богатырские, молодец и конь – добрые, девица – красная, гусли – яровчаты, головушка – буйная, очи – ясные, уста – сахарные, груди и рученьки – белые, ноженьки – резвые, мать – родна, вдова – честна, Владимир – ласковый, палаты – белокаменны, богатыри – могучие, братцы – крестовые, дружинушки – хоробрые, пир – почестный, вино – зелено, погреба – тёмные и глубокие, лук – тугой, тетива – шёлковая, стрелочка – калёная, орда – тёмная
Данный текст является ознакомительным фрагментом.