Как внушить человеку что он не прав
Лучший способ убедить кого-то, что он не прав
В споре рождается истина. Так говорят, когда обсуждение чего-то двумя людьми заканчивается принятием общего решения. Но иногда в споре с другим человеком тебе не просто не хочется с ним соглашаться, но даже тяжело слушать его доводы. При этом чем больше он говорит, тем больше ты утверждаешься в своей правоте. Худшее, что ты можешь сделать в такой ситуации, — это продолжать настаивать на своем мнении. Потому что это заставит твоего оппонента принять оборонительную позицию, и он будет еще больше держаться собственных убеждений. Вместо этого прими его точку зрения как часть истины, а затем направь собеседника к самостоятельному признанию собственной неправоты.
Данный подход ведения дебатов был сформулирован еще в XVII веке философом Блезом Паскалем. Он говорил, что лучший способ повлиять на сознание оппонента — это посмотреть на вещи его глазами, а потом дать ему возможность изменить свое мнение. В одной из своих книг Паскаль пишет:
Если ты хочешь указать кому-то в споре, что он ошибается, то начни с признания его правоты. Покажи, что его точка зрения может иметь смысл и ты готов к ней прислушаться. Затем предоставь информацию, которая последовательно вытекает из его слов, чтобы он сам пришел к полному пониманию ситуации. Как объясняет Паскаль, мало кого задевает отсутствие знаний в чем-либо. Знать все невозможно. Но человека может разозлить, когда это незнание используют против него, чтобы поставить под сомнение его интеллект. В этом случае спор неосознанно превращается в личное столкновение и не способен закончиться конструктивно.
Профессор психологии Техасского университета Артур Маркман называет данный подход к дебатам действенным и способным разрешить любые разногласия. Как утверждает Маркман, лояльная риторика ослабляет защитный механизм оппонента и позволяет ему изменить мнение без опасения, что он будет выглядеть глупо. Таким образом дискуссия может превратиться в сотрудничество, а обсуждение — принести плоды за счет словесной транзакции: «Я соглашусь с твоим мнением, но в ответ ты признаешь, что в чем-то ошибся и согласишься со мной». Иногда самый верный способ изменить мнение собеседника — просто дать возможность сделать это ему самому.
Жесткие переговоры: как убедить даже самого несговорчивого собеседника
Топ-9 способов, как убедить собеседника в своей правоте
Существует множество методов убеждения в своей правоте. Однако лучшие способы – это те, которые подобраны специально под личностные качества человека. При выборе метода воздействия нужно учитывать слабости оппонента, с которым предстоит общение.
Хуже других на уговоры поддаются уверенные в себе люди. Они всегда знают, чего хотят, практически никогда не прислушиваются к мнению окружающих. Попытки прямого воздействия на этих людей оканчиваются неудачей. Слабость такого человека состоит в том, что он не подвергает сомнению свои способности. За него это должен сделать собеседник.
Например, если самоуверенный человек не хочет выполнять какую-то работу, его можно задеть фразами типа: “Для тебя это и правда слишком трудно”, “Я уверен, что ты не справишься”, “Тебе не стоит доверять такое сложное задание”. Чтобы усилить эффект, следует не допускать человека к выполнению действия. Самоуверенные люди сделают все возможное, чтобы получить работу и хорошо ее выполнить.
Не меньшую сложность представляет общение с нерешительным человеком. Он расположен к собеседнику, под него не нужно подстраиваться. Нерешительные люди полностью согласны со своим оппонентом и ни в чем ему не противоречат.
Трудности начинаются тогда, когда неуверенного в себе человека начинают склонять к действиям. Собеседник будет приводить доказательства того, что он не справится с поставленной перед ним задачей. Нерешительность может проявиться во время выполнения действий: в последний момент человек откажется их выполнять. Оппонент не сможет его переубедить, поскольку он использовал все свои доводы.
Распознав в человеке нерешительную личность, необходимо самому изобразить нерешительность. Следует избегать категоричности и резкости. У неуверенных в себе людей следует просить совета (“Как вы считаете, что в этом случае можно сделать?”). Перевод ситуации на свою персону отвлечет человека от необходимости брать ответственность за выполнение действий (“Что можно предпринять в моем случае, как вы думаете?”). Постепенно разговор нужно перевести на оппонента. В результате беседы он должен уговорить себя сам.
Собеседника-агрессора можно определить по сжатым кулакам. Оппонент также может почесывать или потирать ладони. Словесная агрессия наблюдается не всегда. Такие собеседники заранее уверены в том, что их пытаются обмануть, и будут “держать оборону”. Нередко агрессоров принимают за нерешительных людей. Чтобы узнать истинный характер собеседника, необходимо до него дотронуться. Агрессивный оппонент воспримет такое действие как нападение.
Люди данного типа уважают только сильных собеседников. Не следует демонстрировать перед ними свою слабость. Чтобы добиться поставленной цели, нужно проявить напористость. Агрессор уступит только тому собеседнику, который превосходит его по силе. В общении с такими людьми рекомендованы 2 способа взаимодействия:
Встречается также категория равнодушных собеседников, ленивых или от природы неэмоциональных людей. Их сложно вывести из себя или задеть за живое. Оппоненты такого типа не вступают в спор, не опровергают доводы собеседника, но и не соглашаются с ним. Нередко они даже не слушают, что им говорят. Варианты взаимодействия с равнодушными:
Искусство убеждения. Как убедить человека?
19.04.2015 5 608 0 Время на чтение: 12 мин. Рейтинг:
Сегодня я продолжу рассматривать искусство убеждения и расскажу о том, как убедить человека в своей правоте, как склонить других людей к своей точке зрения. Искусство убеждения можно отнести к достаточным важным навыкам и умениям, необходимым для достижения успеха. Это может пригодится в любой сфере человеческой жизнедеятельности, но в бизнесе или работе, связанной с продажами — особенно.
В одной из предыдущих статей я уже рассматривал общие методы убеждения людей, но следует признать, что каждый человек индивидуален, и тот метод, который поможет склонить к своей точке зрения одного человека, не произведет никакого эффекта или даже навредит при общении с другим. Это объясняется тем, что разные люди имеют свои психологические особенности, в зависимости от типа своего характера и темперамента. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как убедить человека в своей точки зрения, исходя из его психологических особенностей.
Для этого, прежде всего, нам необходимо будет разделить людей на разные психологические типы. Чаще всего психологи в качестве критерия такого деления используют темперамент человека, но, в данном случае, этого может быть недостаточно, поскольку нам важно разделить людей по типу реакции на попытки их переубедить. Я предлагаю выделить 4 типа людей по этим критериям:
Главная задача искусства убеждения заключается в том, чтобы правильно определить тип человека, которого необходимо убедить в своей точке зрения, и далее действовать с учетом его психологических особенностей.
Рассмотрим, как вести себя с людьми каждого из этих психологических типов, чтобы убедить их в своей правоте.
1. Уверенный. Убедить человека, который уверен в своей правоте и не склонен менять свое мнение, сложнее всего. Такие люди сразу дают понять, что им нужно, они говорят короткими и твердыми фразами, выражают свою позицию прямо и открыто. Однако, есть метод, который поможет склонить на свою сторону даже таких людей.
Излишняя уверенность и несгибаемость может быть отражением не только силы, но и, наоборот, слабости характера. Особенно, если это самоуверенность, что наблюдается очень часто.
В этом случае, лучший способ склонить человека к своей точке зрения — это взять его «на слабо». Для этого достаточно дать понять, что у вас есть сомнения в том, что он сможет сделать что-то, что нужно вам.
К примеру, если вы хотите совершить продажу такому человеку, вы можете сказать ему что-то вроде: «вообще, это наверное для вас будет слишком дорого, мы можем подобрать варианты подешевле». Тогда у него сыграет показная решительность, он ответит, что запросто может позволить себе купить товар по такой цене и в доказательство своей правоты совершит покупку.
2. Нерешительный. Убедить в своей правоте нерешительного и сомневающегося человека проще всего. Вы легко сможете получить словесное превосходство над ним и склонить его к своей точке зрения. Но сложность здесь заключается в другом: для начала нужно распознать этот типаж, поскольку, если вы ошибетесь и начнете действовать таким образом с человеком другого психологического типа — то потерпите поражение. Поэтому, если вы не знаете, как убедить человека в своей точке зрения, нужно сразу постараться выявить его нерешительность. Как это можно сделать?
Например, по словесным выражениям, которые он будет использовать. Нерешительный и сомневающийся человек будет употреблять такие же нечеткие и неточные выражения. Например, совершая покупку, он будет просить «что-нибудь не очень дорогое» вместо «дешевое», или «что-нибудь не очень яркое» вместо того, чтобы назвать конкретный цвет, будет употреблять слова «немного», «более-менее», «вроде», «как-нибудь» и т.п., характеризующие неопределенность. Его жесты и мимика тоже будут выражать сомнения и неуверенность, например, он будет топтаться на месте, теребить свою одежду, сплетать и теребить пальцы и т.д.
Если вы видите, что перед вами именно такой человек — можете смело и открыто убеждать его в том, что вам необходимо: это не составит особого труда. При этом лучше строить разговор так, чтобы он думал, что сам принимает решения, которые вы ему ненавязчиво подсовываете.
3. Агрессивный. Здесь тоже нужно, в первую очередь, выявить, что перед вами легко возбудимый и агрессивный тип человека. Если человек открыто проявляет свое недовольство, говорит на повышенных тонах и проявляет другие признаки агрессии — тут все понятно. Гораздо сложнее определить т.н. «скрытых агрессоров», которые с виду сначала могут быть похожи на нерешительных. Тем не менее, есть признаки, которые их выдадут.
Это, конечно же, жесты и мимика. У агрессивного человека тело будет напряжено, руки сжаты в кулак, плечи приподняты. Иногда руки могут быть спрятаны (заложены за спину или в карманы). Такой человек всегда находится в ожидании подвоха: он ждет от вас нападения, и сразу же готов на него ответить агрессией.
Как убедить человека агрессивного типа? На самом деле, не так сложно, как это может показаться. Главное — не бояться его и не давать доминировать над собой. Если он говорит с вами на повышенных тонах — ни в коем случае не заводитесь, отвечайте так же спокойно, держитесь уверенно. Продемонстрируйте ему, что вы абсолютно неуязвимы, и вы морально сильнее его. Как только агрессивный человек поймет, что он не в состоянии вывести вас из равновесия — он отступит так же быстро, как и завелся, и вы легко сможете перейти в наступление и склонить его к своей точке зрения.
Есть и одна маленькая хитрость: чтобы быстрее победить агрессора — устройте с ним визуальную дуэль, постоянно смотрите ему в глаза. Скорее всего, человек своими агрессивными действиями не сможет противостоять вашему твердому и уверенному взгляду, и быстро примет свое поражение.
Для начала нужно определить причину безразличия. Тут может быть 2 варианта. Первый — человеку в принципе не интересно то, что вы предлагаете. В этом случае нужно постараться найти вопросы, которые ему небезразличны и постараться провести связь между этими вопросами и тем, что ему нужно.
Типичный пример такого метода воздействия можно увидеть в рекламе форекс-брокеров, которую я наблюдаю в последнее время (в т.ч. у себя на сайте). Она звучит примерно так: «Успейте купить доллары по 40 рублей/15 гривен!». И люди, которым абсолютно безразличны услуги дилинговых компаний, кликают по этой рекламе, поскольку она «задевает их за живое».
Второй вариант — люди, равнодушные по жизни. Они равнодушны вообще ко всему, что происходит вокруг. Склонить такого человека к своей точке зрения особенно сложно. Здесь лучше всего действовать методом построения логической цепочки, показывая, какие личные выгоды он получит от того, что примет вашу позицию. Убеждение в этом случае потребует довольно много времени, но в результате может увенчаться успехом.
Теперь вы знаете, как убедить людей разных психологических типов в своей правоте и склонить их к своей точке зрения. Надеюсь, что эта статья поможет вам усовершенствовать свое искусство убеждения, что, в свою очередь, позволит добиться успеха в разных жизненных сферах.
Оставайтесь на Финансовом гении, изучайте предложенные здесь полезные советы и рекомендации и применяйте их на практике. Пусть ваша финансовая грамотность всегда будет на высоте, а успех сопровождает вас в любых начинаниях!
1: используйте мощные слова
Слова, вызывающие эмоциональный отклик, помогают достичь цели быстрее, чем нейтральная лексика. Речь должна вызывать в сознании человека позитивные или негативные визуальные образы. Чтобы принудить отказаться от рискованного предприятия, следует использовать слова “гибель” или “смерть”. Выражение “несчастный случай” создает более размытый образ. Кроме этого, несчастный случай не всегда заканчивается гибелью или тяжелыми травмами.
2: старайтесь выглядеть достойно, но не высокомерно
Хорошо одетый уверенный в себе человек выглядит более убедительно в глазах окружающих. При этом многие люди подсознательно не хотят входить в контакт с теми, кто выглядит лучше, чувствуя зависть или свою неполноценность.
При наличии возможности следует одеться так же, как собеседник (большая часть аудитории). Например, выступая перед заводскими рабочими, не стоит надевать строгий парадный костюм. Такой оратор напоминает о руководителе предприятия, к которому чаще всего складывается негативное отношение. Можно выбрать одежду, которая похожа на комбинезон работников.
Открытые жесты помогут расположить к себе собеседника. Скрещенные руки или ноги свидетельствует о том, что человек закрыт для общения, что вызывает подсознательное недоверие к нему. Спина должна быть ровной, плечи – расправленными. Такая поза создает ощущение значимости и солидности.
Можно продемонстрировать собеседнику наличие схожих интересов, хобби, увлечений. Увидев оппонента с похожим мышлением, человек быстрее прислушается к его советам.
Психология общения
Хотите знать, как убедить людей в своей правоте? Нужно просто проявить уважение к их мнению. Если вы заявите своему оппоненту, что он не прав, на этом все ваши убеждения и закончатся. Даже если он сам об этом знает, все равно с вашим утверждением никогда не согласится. Так уж мы устроены. А вот если вы не правы и найдете в себе силы признаться в этом, то это даст вам огромный плюс и такие результаты, которым вы сами удивитесь. Уступками и своевременным признанием можно добиться гораздо больше, чем ослиным упрямством.
Есть еще одно важное правило – не перебивайте собеседника. В этом нет смысла. Если он еще не выговорился и не привел всех аргументов, он вас все равно не услышит. Пусть все скажет, а вы наоборот, кивайте и показывайте, что внимательно слушаете его аргументы. Один философ сказал, мудрую, вещь о том, что если вам нужны друзья, покажите им свое превосходство над вами, хотите врагов, покажите друзьям, что вы превосходите их. Будьте честны с собой, ведь вы уверены, что ваши мысли самые умные, правильные и справедливые? Ну, в основном. Так почему вы думаете, что другие люди думают про свои идеи по другому? Тогда зачем убеждать людей в своей правоте? Лучше сделать так, чтобы они пришли к вашему мнению самостоятельно. Тихонько «подсуньте» им свои мысли и идеи, и пусть люди решат, что это их собственные мысли и идеи. Не осуждайте человека, даже если сто процентов уверены, что он не прав. Лучше узнайте причины, почему он так думает. Если это у вас получится, вы добьетесь гораздо большего, у вас будет золотой ключик от его потайной дверцы, за которой первопричины его мыслей и поступков. Узнав это, вы сможете убедить человека в чем угодно.
4: выберите подходящий канал общения
Комфортный канал общения позволяет избежать сопротивления со стороны собеседника. С экстравертом можно разговаривать напрямую. Люди такого типа нередко не стесняются вести личные беседы в присутствии свидетелей. Они допускают не только визуальный, но и тактильный контакт (похлопывания по плечу, рукопожатия).
Интроверты предпочитают дистанцироваться. Не следует вторгаться в их личное пространство. Достаточно поддерживать связь по телефону или по электронной почте. Беседовать с интровертами можно только при отсутствии свидетелей. Нежелательным может быть даже присутствие близких.
5: говорите на языке собеседника
Чтобы донести свою мысль до собеседника, необходимо говорить на одном с ним языке. При общении с подростком не нужно использовать большое количество терминов. При этом в беседе с кандидатом наук сленг будет неуместен. Подражать следует не только речи, но и стилю общения. Если собеседник шутит, стремится к неформальности или наоборот, ведет себя сдержанно и официально, необходимо принять его манеру поведения.
Подражать следует и жестам. Нужно стать отражением своего собеседника, принимая его позу. Подсознательно оппонент начинает воспринимать находящегося перед ним человека как свое отражение в зеркале. Необходимо следить за тем, чтобы оппонент не заметил “зеркального” поведения.
6: не засоряйте свою речь
Четкость и ясность речи вызывает подсознательное доверие к оратору. Чтобы убедить собеседника, необходимо избегать:
Общение не должно превращаться в монолог, собеседника нужно провоцировать на ответную реакцию. Важный психологический прием, заставляющий с чем-то согласиться, заключается в том, чтобы вынудить человека 3 раза сказать “да”. Для этого нужно выбирать вопросы, на которые может последовать только положительный ответ. Например: “Вы же окончили университет, правда? Вашим преподавателем был профессор Иванов, верно? Он такой хороший специалист и знаток своего дела, правда? Если вы учились у профессора Иванова, вы не можете не знать о том, что…”
Как убедить людей сказать «да»? Уроки убеждения от Роберта Чалдини
Известный социальный психолог Робер Чалдини считает, что убеждение — это наука, хотя часто его ошибочно считают искусством… Изучая психологию убеждения, научиться хорошо убеждать могут даже те, кто считает себя неспособным уговорить ребенка поиграть. Основной темой новой книги Роберта Чалдини «Психология убеждения» является то, что небольшие изменения в формулировке просьбы зачастую приводят к поразительным результатам. Вот лишь несколько приемов, как убедить людей ответить «да».
Два слова, которые повышают вашу способность убеждать
Возможно ли, чтобы одно или два слова в просьбе резко повысили ваше желание ответить: «Да, проходите»? Да! И это «потому что».
Психологи решили изучить убеждающую силу этих слов в специальном исследовании. В одном из вариантов к очереди на ксерокс подходил человек и просто просил: «Простите, можно мне пройти без очереди? У меня всего пять страниц». В ответ на эту прямую просьбу 60 процентов людей согласились его пропустить. Однако, когда незнакомец добавил к этой просьбе причину («Можно мне пройти без очереди, потому что я очень спешу?»), его согласились пропустить почти все (94 процента).
И вот здесь исследование становится по-настоящему интересным. На этот раз незнакомец тоже использовал слова «потому что», но за ними следовала совершенно бессмысленная причина. Конкретно просьба незнакомца звучала так: «Могу ли я пройти без очереди, потому что мне нужно сделать копии? Потому что вам нужно сделать копии?» Естественно, вы пришли на ксерокс сделать копии — вы же не собираетесь точить им карандаши?! Однако, несмотря на тавтологическую пустоту представленной незнакомцем причины, она привела почти к такому же уровню уступок (93 процента), как и в случае вполне разумной причины.
Это исследование демонстрирует уникальное мотивационное влияние слов «потому что»: все просьбы необходимо сопровождать обоснованием, даже если вы думаете, что причины совершенно ясны.
Эта стратегия может принести пользу и в нашей домашней жизни. Вместо требования к детям «Немедленно за стол!» или «Немедленно спать!» гораздо более эффективной стратегией будет объяснение причин своей просьбы — не просто «потому что я так сказал!».
Учимся «зеркалить» у официантов
Говорят, что имитация — это высшая форма лести. Пример ниже показывает, что имитация также является и одной из базовых форм убеждения.
Вы наверняка встречались с официантами, которые, приняв заказ, пассивно говорят «хорошо» или, что еще хуже, даже не подтверждают его. Поэтому неудивительно, что мы предпочитаем, чтобы нас обслуживали те, кто не оставляет нас в неизвестности: не принесут ли нам вместо «цезаря», который мы заказали, греческий салат? Умные официанты знают, что смогут получить больше чаевых, если в точности повторят слова клиентов!
Почему же зеркальное отражение другого человека приводит к щедрости? Это связано с нашей природной склонностью предпочитать людей, похожих на нас. Вероятно, официанты, которые точно повторяют слова клиентов, получают больше чаевых тоже из-за симпатии — ведь мы хотим делать приятное и сказать «да» людям, которые нам нравятся.
Зеркальное поведение — прекрасная стратегия и во время деловых переговоров. Оно приводит к повышению доверия, а повышение доверия — к тому, что один из участников переговоров обычно чувствует себя настолько комфортно, что раскрывал некоторые подробности, которые, в конечном счете, позволяли сойти с мертвой точки и достигнуть взаимовыгодного соглашения.
Еще больше стратегий убеждения вы найдете в книге Роберта Чалдини «Психология убеждения».
Теги: психология общения, убеждение, поведение, Роберт Чалдини
7: правильно выбирайте время
Чтобы уломать человека сделать что-либо, нужно изучить его расписание и привычки. Обращаться с просьбой следует тогда, когда собеседник расслаблен или находится в хорошем настроении. Например, просить прибавку к зарплате можно перед днем рождения или отпуском начальника. Нежелательно начинать разговор в понедельник. Первый рабочий день вызывает стресс. В пятницу руководитель мысленно настраивается на отдых. Наиболее благоприятным днем следует считать четверг.
Человека можно заставить чувствовать себя своим должником. Для этого можно выполнять его просьбы и поручения, а затем, выбрав наиболее удобное время, попросить его об одолжении в свою очередь. Велика вероятность, что человек не откажет.
Как убедить: техники влияния для четырех типов собеседников
Изучать типы людей проще, чем каждого отдельно взятого человека. Да и потребности у людей одной типовой группы практически одинаковые.
Как убедить человека, что он неправ | #9 наедине со Skype
Сегодня мы продолжаем серию актуальных бесед с Александром Пеньковым– профи в сфере ведения переговоров и продаж.
– Итак, предупреждаю сразу: сегодня я в абсолютно отвратительном настроении собираюсь обсуждать тему «Как убедить человека в чем-нибудь, и можно ли вообще это сделать?» А разбираться в этом вопросе мы будем с гением ведения переговорного процесса Александром Пеньковым. Здравствуй, Александр.
Александр:– Привет, Олег. Спасибо за такое представление, хотя ты в этом вопросе понимаешь не меньше, а даже больше моего. Но тема, действительно, безумно интересная. Вот есть человек, аудитория или группа людей. Можно ли их в чем-то убедить или изменить их мнение, кардинально поменять их первоначальный взгляд на проблему – это всегда интересовало всех.
– Сложнейший вопрос. Давай начнем с конкретного примера: Корейская война, как меняли мышление военнопленных за 3-4 месяца с черного на белое. Расскажи этот пример, он же классический, а ты, как специалист, знаком с ним очень хорошо.
– Американские военнопленные должны были время от времени записывать обращения к своей нации, чтобы привлечь внимание американцев к тому, что эта война не такая уж и справедливая, что здесь творятся нелицеприятные вещи. Но будучи патриотами, преданными своей стране, американцы, естественно, не собирались говорить того, чего от них требовали. Однако противник пошел на интересные психологические уловки, и со временем американские пленные (не все, а некоторые из них) полностью поменяли свой взгляд и свое отношение к этой войне.
– Таким образом, мы видим, что есть серьезные технологии изменения массового мышления? Или это разовый случай?
– С этим можно согласиться, но ведь чаще всего мышление человека меняется в сторону деградации.
– Наоборот интересны кейсы. Например, когда человек попадает в рабство, в плен, в тюрьму или в какие-то другие экстремальные условия. И зачастую бывает, что там его мнение о жизни так меняется, что потом восстановить прежнее восприятие жизни невозможно. Возьми Афганистан, у меня много товарищей, которые вернулись оттуда с «дыркой в голове», они до сегодняшнего дня на войне, они воюют еще. Или возьмем тюремные случаи: люди, которые прошли через тюрьму и видели, что там происходит, расслоились на какие-то классовые системы, они так и продолжают жить. Упал на уровень вниз и подняться уже не можешь. И никакая психология не помогает вернуться оттуда к прежней жизни.
– Да, всегда возможны необратимые процессы.
– Давай возьмем пример, когда человек сорвался и ушел в статус БОМЖ. Случаев возвращения назад – единицы. Человек стал безработным, простоял на бирже год или два, и он психологически уже не хочет и не может что-то поменять. Он адаптируется к этим условиям жизни. Как такого человека, который ничего уже не хочет, заставить поменять свое мышление, поведение? Какие технологии для этого существуют?
– Прежде всего надо понимать, что это очень длительный процесс – убедить кого-то изменить его жизненную установку. Этот метод не всегда работает на 100%, не всегда это удается. При этом необходимо находиться рядом с этим человекм как можно дольше, но не навязывать ему свои установки, не продавать ему это, а потихоньку рисовать картинки будущего, иногда мазками, вплетая в общую картину отношений. Т. е. ты присутствуешь в жизни этого человека, ты с ним общаешься, встречаешься, предлагаешь какие-то темы посторонние, но время от времени ты показываешь, что у меня есть, и что я могу тебя с собой взять. Это очень тонкие мазки, они на уровне чутья. Да и то они срабатывают не со всеми, тут необходимо терпение.
– Согласен. Но давай теперь приведу тебе встречный пример: у меня есть друг, который получил гранд ЕС на то, чтобы исследовать психологию безработных и сделать что-то, чтобы они захотели изменить свою жизнь. И вот этот ученый-психолог, профессор говорит мне: «Ты знаешь, Олег, я не могу этого сделать. Эти люди полностью довольны своей жизнью. Они проснулись, выпили, «Модный приговор» посмотрели и очень-очень довольны. Я более невротичен, чем они. И я не знаю, как могу выполнить эту работу». Так что, это очень сложный процесс.
– Тем интереснее разобраться, как вообще это получается: человек попал на биржу, первое время у него шок, но потом он понимает, что он не умирает. Человек начинает адаптироваться, приспосабливаться к обстоятельствам. Даже если он скатывается на какой-то минимум, все равно он не умер, если он при этом физически здоров, если нет особых заморочек в голове и особых пунктиков, то он понимает, что так можно жить и ему становится даже неплохо в своей системе ценностей. И тогда вытащить его оттуда очень тяжело. Опять же настойчивость и желание вытащить человека «со дна» должно быть сильнее, чем состояние комфорта и состояние кайфа, которые уже прописались в нем, в его навыках, привычках и стали частью его личности. Тут, как говорится, вода и камень точит. Нужно больше настойчивости, но правильной настойчивости. Но итог всегда такой: мнения, убеждения, установки и, как следствие, жизнь человека менять можно. Но нужно обладать психологическими техниками влияния, обладать собственным ресурсом, чтобы понимать сам процесс, чтобы не сорвать коммуникацию.
– Помнишь знаменитого ученого-психиатра Виктора Франкла? Он, еврей по национальности, попав в концлагерь, изучал, как люди ведут себя в этих дичайших условиях, оказывал заключенным психологическую помощь. Сам он прошел три концлагеря и выжил, но все его близкие погибли. Он изучал феномен, почему люди, как овцы, становятся в шеренгу и идут в печь, как привыкают быть рабами. Может быть только 1% людей с другим типом мышления способны поднять бунт, протестовать, что-то изменять и заводить эту массу. Но обычно 99% не способны измениться, как бы мы ни старались. Есть такое мнение.
– Особый тип нервной системы, наверное, стрессоустойчивость, уровень образования, стержень, закалка. Все это влияет, согласен. Но тем не менее, есть психологические манипулятивные практики, которые позволяют человека вырвать из того состояния, в котором он находится. Я могу привести интересный психологический пример с крысами.
– Меня удивило, об этом я прочитал недавно. Крыс кидают в банку с водой, они 15 минут там плавают, барахтаются, потом начинает тонуть, у них заканчиваются силы бороться, они лапки опускают, и шансов выжить у них уже нет. То есть у них есть «граница жизни» в этих условиях – 15 минут. Так вот, их спасают на 14-й минуте, откачивают, согревают, кормят. Повторяют эксперимент несколько раз. И крысы привыкают, а потом у них появляется еще 6 минут жизни. Такая манипулятивная практика показывает, что даже крыса может жить иначе.
– Приобретая опыт, веру в себя или веру в удачу.
– Но вот основываясь на своем (достаточно большом) опыте, скажу: мне, например, ни разу не удалось убедить человека в том, что он не прав. Я не могу привести ни одного положительного примера.
– Быть такого не может. Чтобы ты с твоим опытом и ни разу не смог переубедить оппонента.
– Честно, ни разу не смог убедить человека в его неправоте. Критичность вообще –великое качество, которое есть у единиц. Посмотри фотографии в инстаграмме, посмотри все остальное, что творится в фейсбуке.
– Мне сейчас за свой фейсбук страшно стало. ))
– А вообще, если человека научить критичности, показать ему, как он выглядит со стороны, тогда может и можно сделать попытку убедить его что-то исправить в его жизни? Это сейчас экспромт был, мнение «от фонаря».
– Если показать человеку со стороны его ошибки, но при этом ты ранишь его эго, он закроется, коммуникация захлопнется, ты будешь встречать только сопротивление. Это сродни сопротивлению учеников в школе. «Учи географию! Сколько будет 3+3? Почему не выучил? Садись, два!» Все, ребенок закрывается. И со взрослыми тоже самое. Поэтому я всегда говорю: если хочешь влиять на человека, менять его мнение, нужно подстраиваться. Эта подстройка вербальная и невербальная. В психотерапии без рапорта не начинается ни один сеанс. Учебник берешь по психотерапии, и там есть методика, как начать пошагово устанавливать с пациентом контакт. Так и здесь: мягко надо, очень аккуратно. У нас же у всех эго гипертрофировано. Оттуда все и идет.
– А еще, наверное, срабатывает принцип, сформулированный Даннингом Крюгером: чем ниже квалификация и уровень знаний у человека, тем выше его самомнение и тем менее критично он относится к себе. Такого человека труднее переубедить.
– Тут возникает вопрос, как к подобной критике относиться. Приходит на память твой эксперимент с крысами, которые побывав в сложной ситуации и пройдя ее с успехом для себя, повышали свою натренированность и ресурсоемкость. Может быть, эти люди просто не «натренированы» на критику, и это первый выпад в адрес их репутации и профессиональных навыков. Тренироваться надо больше. Сколько раз мне самому говорили подобное? Но чем больше говорят, тем сильнее становишься. Пытаешься потом как-то корректировать себя, но при этом запас прочности все увеличивается и увеличивается, и ты все равно развиваешься. А вот когда человек перестает развиваться, живет только в своем окружении – это тупик. Человеку кажется, что он не регрессирует, но он регрессирует, потому что нет новых знаний, нового опыта.
– Слово «болото» в данном случае самое правильное. Потому что живешь в болоте, принюхался, все «болотное» вокруг, зачем вообще чего-то достигать. Тут еще один момент. Ведь существует разделение по классам, оно очень яркое. Как 2000 лет назад люди делились на классы и касты, так и сейчас. Это явление очень явное. Или ты хочешь сказать, что в Америке не классовое общество?
– Я бы просто обошел слово «касты», а то сейчас нас в простолюдины определят. Все люди разные: кто-то просто не хочет; кто-то хочет, но не может; кто-то не хочет и не может. Вариантов масса.
– В Индии, например, есть четыре касты, и эти люди четко понимают, что я сейчас в низшей касте и в следующей жизни буду там же. У него даже мысли нет, что он может перейти в другую касту, на другой уровень. «Зачем? Я не могу». Это та же рабская психология, которая прошита в подсознании и имеет способность передаваться по наследству. Наш русский соотечественник Алексей Крол, который живет в Калифорнии, написал книгу «Теория каст и ролей», очень интересная теория. Как повлиять на человека и перетянуть его из низшей касты в более высшую касту – это и есть, по сути, задача любого ментора. На самом деле все хотят, чтобы их дети перешли на более высокий уровень и были лучше, чем их родители.
– Да, согласен. Вопрос только в силе желания и технологиях, которыми ты овладеваешь.
– Мы затронули с тобой разные аспекты, но и так и не пришли к выводу, можно ли взять обычного человека и кардинально поменять его мнение с помощью психологических, технологических, медикаментозных или каких-либо экстремальных практик.
– Все в этом мире относительно, относительна даже сама относительность. Кого-то переубедить можно, кого-то нет. Если специалист опытный, он может и у большого количества людей поменять мнение, их установки, и неважно, кто перед ним: будь то покупатель, партнер по переговорам или огромная аудитория. Все зависит от его опыта и ловкости. А кто-то, как бы ни старался, не сможет этого сделать. Поэтому здесь однозначного ответа нет. Кому-то дано, кому-то нет, все относительно. Но правила есть, техники есть, методы есть, и на самом деле и ты и я ими постоянно пользуемся.
– Согласен, только я думаю, что изменить реально можно очень маленькое количество людей, которые на самом деле сами этого хотят. Даже на тренинги Тони Робинса собираются тысячи людей, которые платят деньги в надежде на чудесные изменения, а достигают своих целей только 0,2-0,5% из тех, кто пришел на тренинг. Я глубоко убежден, что изменения возможны, но это тяжелый труд, и без ментора, который возьмет тебя за руку и потянет в другой мир, на другую ступень, без того, кто будет твоим личным буксиром, этого просто невозможно сделать.
– Все, что ты говоришь, это абсолютно верно, но при этом это еще и отлаженный бизнес-механизм. Это массовое шоу, которое устраивается с целью «разогреть», чтобы они потом пришли на личный коучинг Тони, в более маленькие группы, которые еще более дорогие. И тогда будет тебе счастье. Многие приходят, кредиты берут для этого дела. Это абсолютно выверенная психологическая технология, когда промоутеры четко знают, кто участвует в шоу (участники заполняют огромную анкету), они знают, кто где сидит, там сценарий прописан по людям, на кого обратить особое внимание. Есть квакеры, которые рассажены специально, т. е. это действительно шоу с музыкой, светом, специально задуманная вещь, чтобы манипулировать людьми, чтобы зарабатывать. Тони Робинс стоит 4 миллиарда, это просто бизнес. И если 0,25% людей, которых он заманил на шоу, изменят потом свою жизнь, то я думаю, что они и без Тони ее изменили бы.
– Но с ним ведь быстрее. Да, это бизнес, четкая структура, алгебра в чистом виде, формулы, стадии, подстройки, влияние, изменение сознания, конвейер, который поставлен на широкую ногу, великолепно спродюсирован. Я не говорю, что это плохо, кому-то это заходит, а кому-то нет, как и все остальное.
– Мы говорили о классах, а я делал такой эксперимент: брал дворника и из него делал владельца онлайн-школы, это адский труд, но результат был просто фантастика. Человек стал очень неплохим владельцем школы. У меня есть кейсы, когда люди, обратившись ко мне как к ментору, увеличивали свою прибыль в 4-5 раз за короткий срок. И я знаю, что у тебя тоже таких примеров много, когда ты смог поменять мышление человека, убедить его, что это более правильная стратегия переговорного процесса. Это так?
– А мне кажется, что сложнее у тебя. Ну что ж, давай подводить итоги и разбегаться? Ты первый.
– Изменить мнение человека можно, тут все зависит от опыта. Изменить жизнь человека тоже можно, но тут существует зависимость уже от многих факторов: в какой категории человек находится, способен ли он сам к изменению или нет, есть ли кто-то рядом с ним в виде ментора-проводника. И конечно сам ментор должен иметь не только определенные техники и знания, но и опыт огромного количества падений (лучше прямо со всей силы головой об землю!) и еще большее количество подниманий и восстановлений после этого. Вот тебе и рецепт успеха.
– Буквально за 5 минут до нашего разговора у меня был небольшой конфликт, где я пытался переубедить человека, которого я долго знаю, что он поступает непорядочно, неправильно. Это приличный человек, я его 15 лет знаю, у него высшее образование, верующий человек, который ходит в церковь. Но он так и не смог мог услышать меня. И я со своим опытом, со своими знаниями оказался неэффективным. Я могу признать свое поражение в этом деле. Но тем не менее я уверен, что если бы я взял ментора, который бы меня правильно подготовил к этим переговорам, то я смог бы провести встречу более правильно, безконфликтно.
– Сейчас скажу еще одну важную вещь, почему нужен ментор. Потому что ментор, когда подключается к тебе и к твоим кейсам, его решения очищены от эмоционального состояния, в котором находится подопечный. Подопечный находится в своем напряженном стрессовом состоянии и видит картинку искаженной, уродливой порой. Тот же, кто его направляет, лишен этой эмоциональной окраски, он нейтрально на нее смотрит. Поэтому принимает совершенно иные решения – раз, применяет совершенно иные техники – два, а значит будет иной исход ситуации – три. Причем сам ментор, попадая в такую же ситуацию, тоже может испытывать такие же эмоции. Почему? Она ему близка. Ментор и подопечный на каком-то моменте могут поменяться местами, и это тоже совершенно нормально.
– Итак, мы расходимся с двумя разными точками зрения. Ты считаешь, что человека изменить можно, поменять мышление можно, убедить в том, что он не прав, можно. Я с сожалением признаю, что я этому искусству так и не научился, и я на шестом десятке лет должен начинать все заново, должен учиться. Научить бизнесу легко, а научить менять мнение — это великое искусство. И, пожалуй, я буду брать у тебя уроки.
– Спасибо. Смотри, ты в своих словах объединил две вещи, которые противоречат друг другу. Ты сказал, что изменить человека нельзя и нельзя доказать ему, что он не прав. Так в том-то и все дело: вторая часть блокирует первую! Если ты хочешь изменить человека, то ты не имеешь права (с технологической точки зрения) говорить ему, что он не прав, потому что он тут же заблокирует коммуникацию. Поэтому первое должно быть без второго, ты понимаешь? В этом ошибка. Нельзя человеку говорить, что он не прав. Он неправ, но ты не имеешь права ему это говорить. Как только ты ему это скажешь, то он закроется и будет тебя отрицать полностью. Исключения составляют отношения тренер и спортсмен, но это другое.
– Я всегда считал, что с психологической точки зрения нужно просто сказать, что я неправ и обосновать это. Когда я четко понимаю, что неправ, понимаю, как взвешивались все позиции, оценивались с разных сторон, я осознаю ситуацию, перевариваю решение и говорю: «Да, я приношу свои извинения, потому что я был неправ в этих вопросах». И я считаю, что это моя сильная сторона. И когда я жду от людей того же, это…
– Это называется неоправданное ожидание. Олег, это открытые ворота в конфликт. Об этом все говорят. Неоправданные ожидания, все, конец. Это моя картина мира, но я не имею права транслировать ее на других. Тогда закрывается любая коммуникация, и ни о каком влиянии речи быть не может.
– Мы хотели поговорить 10-15 минут, но тема настолько необъятная, что затянули уже, наверное, минут на 40-50. Но я пока так и остался при своем: убедить человека крайне тяжело и изменить его мнение крайне сложно. Но шанс все же есть, а если он есть, им надо уметь при случае воспользоваться.
– Я как раз и живу тем, что этим занимаюсь.
– Отлично, есть еще много тем, которые стоит обсудить. Давай тогда, как обычно, встретимся в следующую субботу и продолжим.