Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Развитие науки и техники в конце XIX-начале ХХ века

Содержание:

Введение

Наука никогда не стоит на месте, научные знания постоянно развиваются. Тем не менее, девятнадцатый век нельзя обойти вниманием в истории развития естественных наук. Девятнадцатый век был веком переломных моментов. В нем уходящая культура, уходящее мировоззрение, которое было метафизическим по своей природе, тесно переплетаются с тем, что придет ему на смену. Недаром это время называют не только «веком уходящего дворянства», но и веком промышленной революции, которая в корне изменила всю систему человеческих ценностей.

Социально-экономические и политические условия для развития науки в XIX веке в разных странах были неодинаковыми.

Известный историк науки Я. Мерц, характеризуя специфику развития науки этого периода, отмечал, что «наибольшее число работ, ставших классическими на все времена, было выполнено, вероятно, во Франции; наибольшее количество научных работ было, вероятно, выполнено в Германии; наибольшая доля идей, оплодотворявших науку на протяжении столетия, принадлежит, вероятно, Англии». Но общей для всех стран характерной чертой развития науки в XIX веке можно считать ее усиление взаимодействия с техникой и экономикой.

В целом, в XIX веке было сделано огромное количество открытий, которые как бы заложили основу для последующих (уже в XX веке) радикальных изменений в науке.

Наука вышла на новый этап: теперь внимание уделялось как теоретической стороне, так и эксперименту, ученые поняли, что одно без другого невозможно. Вторая половина XIX века ознаменовалась важными изменениями в организации подготовки ученых. В это время сначала в Европе, а затем в Америке были созданы лаборатории. В некоторых лабораториях зарождались научные школы.

Без открытий и достижений девятнадцатого века картина мира была бы совсем иной.

В своем эссе я расскажу только о самых важных и наиболее значимых достижениях естествознания девятнадцатого века.

Основные понятия физики XIX века

O. Волновая концепция света Френеля

Прямолинейное распространение света было самым важным аргументом в пользу корпускулярной теории. Огюст Френель сделал новый существенный шаг в развитии волновой теории. (Идея интерференции в целом оказалась настолько плодотворной, что при встрече с неизвестным видом излучения всегда стараются получить интерференцию. И если это удается, то тем самым доказывается его волновой характер).

Концепции классической электродинамики

Классическая электродинамика, представляющая собой теорию электромагнитных процессов в различных средах и в вакууме, охватывает огромный набор явлений, в которых главная роль принадлежит взаимодействиям между заряженными частицами, осуществляемым через электромагнитное поле. Часть электродинамики, изучающая взаимодействия и электрические поля покоящихся электрических зарядов, является электростатикой.

Успехи электростатики, выразившиеся в установлении количественного закона электрических взаимодействий, способствовали не только накоплению экспериментальных данных в области электростатических явлений и совершенствованию электростатических машин, но и созданию математической теории электро- и магнитостатических взаимодействий. Открытие Л. Гальвани «животного электричества», создание А. Вольта первого генератора электрического тока («вольтова столба»), осуществление первого описания замкнутой цепи электрического тока, открытие В. Петровым электрической дуги, Г. Дэви и М. Фарадея о химическом действии электрического тока, теоретические работы по электро- и магнитостатике Ш. Пуассона и Д. Грина стали последними успехами в области концепции электрической жидкости, которая в начале XIX века считалась основой электростатики, так же как концепция магнитной жидкости считалась основой магнитостатики. Впоследствии электромагнетизм стал главным направлением в этой области.

Электромагнитное поле Максвелла и эфир

Если Фарадей реализовал новый подход к изучению электрических и магнитных явлений, создав понятие поля, которое описывалось с помощью линий поля, то Максвелл, введя точное понятие электромагнитного поля, сформулировал его законы.

Из концепции Френеля о поперечных световых волнах неизбежно возникли вопросы о том, в какой среде распространяются волны, почему не существует продольных световых волн, как эфир действует на движущиеся в нем тела и т.д. Было выдвинуто множество различных гипотез относительно поперечной природы световых волн (например, гипотеза абсолютно несжимаемого эфира, гипотеза неподвижного эфира, гипотеза о том, что эфир частично увлекается движущимися в нем телами и т.д.). То есть существование самого эфира не подвергалось сомнению, поскольку для распространения волн необходима подходящая среда. Максвелл создал электромагнитную теорию света, установив уравнения, которые объясняли все известные на тот момент факты с единой точки зрения. Они устанавливали связь между изменениями магнитного поля и возникновением электродвижущей силы. Свою главную задачу Максвелл видел в том, чтобы ввести электрические явления в область динамики. Он исходил из того, что электрические токи нельзя рассматривать иначе, как действия не местоположения, а распространения, протекающие во времени. Причину электрических токов он назвал электродвижущей силой.

Развитием концепции Максвелла стало измерение П.Н. Лебедевым давления света, предсказанного Максвеллом, а также использование электромагнитных волн для беспроводной связи А.С. Поповым и Г. Маркони.

Заключение

Девятнадцатый век стал поворотным моментом для всего человечества. Ни одна нация или государство не могли игнорировать постоянно ускоряющийся процесс, который позже назовут «научно-техническим прогрессом». Открытия в области физики, химии, биологии, медицины перевернули представление человека о мире. Очевидно, что столь значительные открытия и инновации повлияли не только на изменение мировоззрения нескольких поколений, но и на весь их образ жизни.

19 век по праву можно назвать веком выдающихся научных открытий. Эволюционная теория Дарвина привнесла в биологию, а также в механику и физику идеи движения и развития.

Именно в это время, конечно, возросла роль науки, без нее развитие производства стало невозможным. Научные открытия внедряются в промышленность и сельское хозяйство. Железные дороги, электрическое освещение, телефон, телеграф и многое другое коренным образом меняют жизнь человека. Человек поднимается на принципиально новый уровень жизни.

Список литературы

Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 векаКак вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Развитие науки в 19 веке.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Описание презентации по отдельным слайдам:

РАЗВИТИЕ НАУКИ В 19 ВЕКЕ. Известные учёные, достижения, открытия.

19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

Ключевой особенностью в развитии науки этого периода времени является широкое применение электричества во всех отраслях производства. И люди уже не могли отказаться от использования электричества, ощутив его существенные преимущества. Много научных открытий 19 века было совершено в области физики. В то время ученые начали плотно изучать электромагнитные волны и их влияние на различные материалы. Началось внедрение электричества в медицину.

В 19-м веке в сфере электротехники работали такие известные ученые, как француз Андре-Мари Ампер, два англичанина Майкл Фарадей и Джеймс Кларк Максвелл, американцы Джозеф Генри и Томас Эдисон. Майкл Фарадей Джеймс Кларк Максвелл Андре-Мари Ампер Джозеф Генри Томас Эдисон “ ”

В 1831 году Майкл Фарадей заметил, что если медная проволока движется в магнитном поле, пересекая силовые линии, то в ней возникает электрический ток. Так появилось понятие электромагнитной индукции. Это открытие создало почву для изобретения электродвигателей.

ХИМИЯ В области химии в 19 веке самым значительным было открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. На основе этого открытия была разработана таблица химических элементов, которую Менделеев увидел во сне. В соответствии с этой таблицей он предположил, что существуют еще неизвестные тогда химические элементы. Предсказанные химические элементы скандий, галлий и германий впоследствии были открыты в период с 1875 по 1886 гг.

КОМПЬЮТЕРЫ Хотя считается, что первый компьютер появился в 20 веке, но уже в XIX веке были построены первые прообразы современных станков с числовым программным управлением. Жозеф Мари Жаккар, французский изобретатель, в 1804 году придумал способ программирования работы ткацкого станка. Суть изобретения состояла в том, что нитью можно было управлять, используя перфокарты с отверстиями в определенных местах, в которых предполагалось нанести нить на ткань.

МАШИНОСТРОЕНИЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Уже в начале 19-го века начался постепенный переворот в машиностроении. Оливер Эванс был одним из первых, кто в 1804 году в Филадельфии (США) продемонстрировал автомобиль с паровым двигателем. В конце 18-го столетия появились и первые токарные станки. Их разрабатывал английский механик Генри Модсли. С помощью таких станков удалось заменить ручной труд, когда было необходимо производить обработку металла с большой точностью.

В 19 веке был открыт принцип работы теплового двигателя и изобретен двигатель внутреннего сгорания, что послужило толчком к развитию более скоростных средств передвижения: паровозов, пароходов и самоходных машин, которые мы сейчас называем автомобилями. Также начали развиваться железные дороги. В 1825 году в Англии Георг Стефенсон простроил первую железную дорогу. Она обеспечивала железнодорожную связь городов Стоктон и Дарлингтон. В 1829 проложили ветку, которая связала Ливерпуль и Манчестер. Если в 1840 году общая протяженность железных дорог составляла 7700 км, то к концу 19-го века это уже было 1 080 000 км.

19-й век — это век промышленной революции, век электричества, век железных дорог. Он оказал существенное влияние на культуру и мировоззрение человечества, в корне изменил систему ценностей человека. Появление первых электродвигателей, изобретение телефона и телеграфа, радио и нагревательных приборов, а также лампы накаливания — все эти научные открытия 19 века перевернули жизнь людей того времени.

Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Номер материала: ДБ-1483521

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Смотреть картинку Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Картинка про Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века. Фото Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Зарубежная наука и техника конца XIX — начала XX веков

На развитие мировоззрения в конце XIX — начале XX вв. оказали огромное влияние достижения науки и техники. Крупнейшие научные открытия этого времени привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире и были названы революцией в естествознании. Англия, Германия, Франция шли в арьергарде науки. В 1897 г. англичанин Дж. Томсон открыл первую элементарную частицу — электрон. Атом, который считался неделимой частицей и последней мерой материи, сам состоит из более мелких частиц. Так была поставлена под вопрос материальность мира.

Французы А. Беккерель и супруги Кюри обнаружили, что некоторые химические элементы произвольно излучают энергию, что поставило под вопрос прежнее понимание закона сохранения энергии.

В 1901 г. немец М. Планк установил, что энергия выделяется не сплошным потоком, как думали раньше, а отдельными пучками — квантами. В 1911 г. английский физик Э. Резерфорд предложил первую планетарную теорию строения атома, похожую на солнечную систему. В 1913 г. датский физик Н. Бор дополнил ее представлениями о скачкообразном переходе электронов с орбиты на орбиту, что изменяет структуру и энергетику атома. Идеи Планка и Бора положили начало квантовой механике.

26-летним немецким физиком А. Эйнштейном были поставлены под сомнение традиционные представления о пространстве, времени и движении. В своей теории относительности ученый доказал, что пространство и время зависят от движения материальных объектов. Так, скорость света в вакууме постоянна, не зависит от направления и скорости движения источника света и является предельной для передачи любых взаимодействий. При движении тела со скоростью, приближающейся к скорости света, его масса растет, а ход времени замедляется. Абсолютного, не зависящего от наблюдателя пространства и времени не существует.

Новые данные о строении материи обнаружили тесную связь физики с химией (Периодическая система Менделеева). В это время возникают пограничные науки:

Значительные достижения были в биологии. Учение о клеточном строении организмов и теория чешского натуралиста Г. Менделя о факторах, влияющих на наследственность были использованы немецким ученым А. Вейсманом и американским — Т. Морганом для создания генетики — науки о передаче наследственных признаков в растительном и животном мире. И. П. Павлов разработал теорию условных рефлексов.

Достижения биологии содействовали достижениям медицины. Французский бактериолог Л. Пастер и его сотрудники разработали прививки против ряда болезней:

Немецкий микробиолог П. Кох и его многочисленные ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита, сифилиса и создали лекарства против них.

Достижения научной мысли открыли дорогу стремительному развитию новой техники и новым технологиям.

Электричество, полученное с помощью динамомашин, продвинуло производство, транспорт и т. д.

Немецкие изобретатели Н. Отто (1876) и Р. Дизель (1897) сконструировали новый класс моторов, работающих на жидком топливе. Г. Даймлер и К. Бенц (1886) применили его в первом автомобиле, Братья У. О. Пайт (1903, США) — в первом самолете, компания Клозе-Шульцер (1912, Германия) — в первом дизельном локомотиве (тепловозе).

В горонодобыче стали применяться мощные бурильные установки и дисковые врубовые машины с электрическим приводом.

Много нового применялось в металловыплавке и металлообработке, стала применяться электро- и газосварка.

Развитие химии способствовало производству бензина, аммиака, красителей и взрывчатых веществ.

Необычайного размаха приобретает гражданское и промышленное строительство. Из стальных и железобетонных конструкций строились здания, мосты, виадуки, тоннели небывалых размеров (Квебетский мост в Канаде (1917) — 550 м, нью-йоркский небоскреб Вулворта (1913) — 242 м, что вдвое выше пирамиды Хеопса, Симплонский тоннель под Альпами (1905) — 20 км).

Первыми в применении новых технологий в массовом производстве были американцы. Так, там родился конвейер, который широко применялся на автомобильных заводах механика-самоучки Г. Форда. Форд широко внедрил систему организации труда американского инженера Ф. У. Тейлора (нормы определялись по результатам труда самых сильных и ловких рабочих). “Империя Форда” выпускала более 300 тыс. автомобилей в год — половину производства автомобилей в мире — так началась современная автомобильная эра.

Кроме автомобилей в быт человека входили и другие технические новинки —

Бурно развивалась военная техника. Американский инженер Х. Максим изобрел станковый пулемет (1883). Созданы были и автоматические винтовки. Во Франции, Англии и Австро-Венгрии проектировались бронированные вездеходные машины на гусеничном ходу, танки.

Первые шаги делала военная авиация. Самолеты использовали для разведки, бомбометания.

Во флотах Англии, Германии, США и России создавались сверхмощные броненосцы с тяжелым артиллерийским вооружением. Чтобы покончить с морским превосходством Англии, германское командование начало строительство подводных лодок.

С одной стороны бурное развитие науки и техники открывало перед развитыми индустриальными странами новые горизонты прогресса, но в то же время привело к гонке вооружений, к совершенствованию способов истребления людей.

Источник

Как вы думаете чем объясняется бурное развитие науки в конце 19 века

Подробное решение параграф § 15 по истории для учащихся 9 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. 2016-2020

Вопрос к IV пункту. Вспомните основные указы, касающиеся крестьян, изданные в правления Александра I и Николая I.

Александром I издан в 1803 году Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, основанных на обоюдном согласии (больше известный под именем Указа о вольных хлебопашцах), а Николаем I – Указ об обязанных крестьянах, по сути почти не отличавшийся от предыдущего.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Объясните суть процесса индустриализации.

Индустриализация – это процесс перехода от ручного труда в мастерских и на мануфактурах к машинному производству на заводах и фабриках.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. В чём состояли особенности промышленного переворота в России? Какие причины ограничивали его масштабы?

— в России промышленный переворот начался до исчезновения крепостного права и сословного деления общества;

— Россия догоняла европейские страны (как та же Пруссия), но при этом в отличии от той же Пруссии промышленный переворот не получил государственной поддержки;

— промышленный переворот в России мало стимулировал развитие науки, потому что проходил в основном на основе иностранных технологий;

— в разных отраслях производства промышленный переворот проходил с разной скоростью, причём этот процесс отличался от такового в остальной Европе: начался переворот с хлопчатобумажной промышленности (в Англии, примеру – переворот также начался с текстиля), но машиностроение вплоть до начала ХХ века было слабо развито.

— сохранение сословной структуры общества, включая крепостное право;

— сохранение сельской общины;

— неразвитость путей сообщения, включая плохое состояние дорог;

— незаинтересованность правительства в модернизации.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Перечислите внешние причины, которые стимулировали техническую модернизацию промышленности и сельского хозяйства.

— возраставший экспорт, особенно экспорт хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, рост которого тормозила отсталость сельского хозяйства в России;

— возросшее предложение станков и снижение их цены благодаря индустриализации в Великобритании и других промышленно развитых странах;

— пример европейских стран и их успехов.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Какие предпосылки для осуществлении буржуазных реформ сложились в России в середине XIX в.?

— начавшийся промышленный переворот;

— заметное для всех падение эффективности помещичьего хозяйства (количество заложенных имений росло);

— неконкурентноспособность на мировом рынке без того немногочисленных русских промышленных товаров;

— Крымская война, которая наглядно показала отсталость страны.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. Основываясь на тексте параграфа, выпишите в тетрадь перечисленные предпосылки отмены крепостного права.

— обсуждение крестьянского вопроса в начале столетия открыто, а потом в конце правления Александра I, а также при Николае I – в тайных комитетах;

— призывы к отмене крепостного права со стороны общественного движения;

— падение доходов помещиков, что показывало неэффективность использования крепостных;

— Крымская война, наглядно показавшая отсталость России.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Как вы думаете, почему XIX век стал веком европейских революций?

Революции основывались в основном на идеях Просвещения, а также на примере Великой французской революции. Последняя произошла в конце XVIII века, потому следующее за ней столетие стало веком революции. Кроме того, сыграли определённую роль начавшиеся процессы модернизации и связанная с этим перестройка структуры общества.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. В конце 1850-х гг. и консерваторы, и либералы выступали за необходимость покончить с крепостничеством. Чем объясняется подобное единодушие?

Справедливости ради следует отметить, что далеко не все консерваторы выступали за отмену крепостного права. Те, кто это делал, понимали экономическую выгоду такого шага. Либеральная же идея обязательно предполагала свободу граждан, а значит отмену крепостного права.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. По чему крестьянский вопрос был одной из главных проблем рассматриваемого периода?

Во-первых, крепостные крестьяне составляли большинство населения империи, а вместе с государственными – абсолютное большинство.

Во-вторых, именно благодаря такой их численности данный вопрос был ключевым для экономического развития страны, так как мешал образованию свободного рынка рабочей силы.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Подготовьте тезисы к дискуссии на тему «Почему отменить крепостное право не удалось ни Александру I, ни Николаю I, хотя в период их правления действовали секретные комитеты, обсуждавшие проекты реформ?».

Тезисы, иллюстрирующие возможную позицию в ходе дискуссии:

— Александр I просто в силу своих либеральных взглядов хотел отменить крепостное право;

— Николай I также думал об отмене крепостного права, но по экономическим соображениям;

— Николай I не собирался учитывать мнение общественного движения, с которым боролся, но во многом именно оно убедило царя, а также наследника престола, что в крепостном право (а не в сохранении сельской общины и сословной структуры общества в целом) корень отсталости России;

— уже первые робкие попытки реформ со стороны Александра I вызвали резкое противодействие и широкий масс помещиков, и таких передовых людей как Николай Карамзин;

— даже после Крымской войны, когда сама необходимость отмены крепостного права была всем очевидна, каждая «уступка» крестьянам вызывала яростное сопротивление дворянства – можно себе представить, к чему привела бы реформа до Крымской войны, когда такая необходимость была очевидна далеко не всем.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Подготовите доклад, посвященный техническим открытиям середины XIX в. в России (на примере одного или нескольких изобретений). Выясните информацию об авторах этих изобретений.

Система братьев Шапп на практике показала, насколько полезной может оказаться быстрая передача информация на большие расстояния. Потому если большинство подобных изобретений XVII-XVIII веков оказывались не востребованными, то в XIX развернулось настоящее соревнование за создание системы с таким же функционалом, но более дешёвой.

Большинству было понятно, что система должна использовать электричество, которое именно тогда перестало быть просто развлечением лабораторий (исксственной молнией) и непознанной силой и начало использоваться в различных практических целях. В разных странах разными изобретателями создавались различные системы. Большинство было основано на стрелках, которые благодаря явлению электромагнитизма указывали на нужную букву.

В этом же ключе работал и телеграф Павла Львовича Шиллинга. Он был изобретателем из семьи прибалтийских немцев, поколениями служивших России, сделал неплохую карьеру. Служил и в армии (начинал как офицер, позже участвовал в Отечественной войне 1812 года), и на гражданской службе (в частности служил в русской дипломатической миссии в Мюнхене).

Кроме службы Павел Львович интересовался науками: в конце 1828 года был избран в члены-корреспонденты Петербургской академии наук по специальности восточной литературы и искусства, участвовал в научной экспедиции в Восточную Сибирь (1830-1832), собрал ценную коллекцию тибето-монгольских литературных памятников.

Также он пытался с помощью своего пытливого ума решить целый ряд прикладный проблем, в направлении, которое могло бы быть полезным государству. Например, изобрёл биграмный шифр. Двузначное буквенные сочетание (латыница) составляют лексикон (цифирь) биграммного шифра, кодовым обозначением служит здесь двух-, трёх-, или четырёхзначные числа «взятые по два раза каждое для переменной передачи буквенных биграмм то одним, то другим числом». Внешне биграммный шифр представлял собой наборно-разборную таблицу, наклеенную на коленкор, при которой имелась инструкция по пользованию шифром. Буквенные сочетания лексикона могли быть русскими или французскими, могли быть и двойные русско-французские «цифири». Разрабатывал Шиллинг и проблемы использования электричества и предложил ещё в 1812 году метод электрического подрыва мин.

Биграмные шифры в работы с электричеством изобретатель соединил в своём телеграфе, который собрал в в 1832 году с помощью механика И. А. Швейкина. Оператор получал с помощью показаний стрелок код, который расшифровывал с помощью специальной таблицы. Это не представляло большой сложности, ведь телеграф братье Шапп также передавал коды, которые расшифровывали с помощью специальной книги. Но распространение вначале получали телеграфы, где стрелки указывали непосредственно на буквы, а только позже в обиход вошла специальная азбука Морзе, позволившая совсем отказаться от стрелок. Кроме того, телеграф требовал относительно сложной системы передачи данных из многих проводов. При прокладке линии на большие расстояния это было существенным недостатком, преимущество получили системы с одним проводом и изменяемой силой тока.

Дорабатывать конструкцию и исправлять недостатки Шиллинг не стал. И не только потому, что умер всего через пять лет после изобретения телеграфа. Просто это работа была для него не единственной и, насколько можно судить, далеко не главной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *