Как вы думаете что давало основание причислить тютчева к поэтам чистого искусства
Отображение основных принципов теории «чистого» искусства в творчестве Ф. И. Тютчева
Творчество Ф. И. Тютчева – вершина русской классической поэзии XIX в. Он является приверженцем так называемого «чистого» искусства, искусства, абсолютно лишенного приземленности, политической направленности. «Чистое искусство» создавало мир красоты, поэзии вопреки действительности. Кроме Тютчева к «чистому искусству» относились Фет, Майков, Полонский и другие.
Им противостояла революционно-демократическая поэзия. В.Г. Белинский так отозвался о «чистом искусстве»: «Мы тем не менее считаем, что мысль о каком-то чистом, отрешенном искусстве, живущем в совей собственной сфере… есть мысль отвлеченная, мечтательная. Такого искусства никогда и нигде не бывало».
Основными мотивами лирики Тютчева являются любовь и природа, которые в его творчестве переплетены единой нитью, дополняя и питая друг друга. Именно в стихотворениях, посвященных этим темам Тютчев наиболее полно выразил себя, свою философию.
Все стихотворения Тютчева проникнуты философией, а потому всю его лирику можно назвать философской. Природа для него – это не просто кладезь мудрости, чувственности и чистоты, это прежде всего сгусток живых страстей, сил, а отнюдь не мертвый материал, послушный воле художника, она живая:
Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В этом стихотворении Тютчев говорит, что Мир – это живое существо, способное любит, говорит, свободное, у него есть душа. Природа – это таинственный мир. Но не каждому дано услышать его и увидеть. Тютчев обвиняет своих оппонентов в глухоте и слепоте. В природе все едино, в ней есть слияние.
Поэзию Тютчева можно без тени сомнения назвать образцом «чистого» искусства, она лишена всего того, что порождает жизнь. В ней нет черствости, нет расчета, нет низменности, она высока и ирреальна, она наполнена звуками мироздания, эмоциями, которые переполняют человека, когда он находит в своей душе силы объединиться с природой, познать ее, отдать ей всего себя. К этому стремился и сам Тютчев.
В жизни поэта любовь и природа занимают особое место. Тютчев – поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». Будучи натурой бурной и пылкой, он часто увлекался «земными очарованиями».
Любовь у Тютчева похожа на мир природы. Она возвышенна, отрешена от быта. Часто в его творчестве эти две тему переплетаются.
Так, например, ночь становится для лирического героя временем любовного откровения, когда раскрывается вся глубина чувств.
Тютчев жил сердцем и много любил. Любил женщин, любил свою родину, ее поля и перелески. Поэт был женат трижды, в его чувствах не было места лжи и расчету, и, вероятно, поэтому все браки были заключены по любви.
Он свято любил женщин, все его браки были заключены по взаимной любви, и все его расставания были тяжелыми и трагичными:
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло.
Эти знаменитые строки как нельзя лучше отражают романтичность и чувственность его натуры. Именно в любви видел поэт пробуждение к жизни, он просто не представлял себе жизни без любви, без страстей, без огня, который зажигает в человеческих сердцах это великое чувство. В творчестве Тютчева преобладает понимание любви как символа человеческого существования вообще. Это «блаженно-роковое» чувство требует от человека полной отдачи душевных сил. Любовная лирика Тютчева являет собой один из лучших образцов мировой любовной лирики. Потому что есть в стихотворениях что-то личное, индивидуальное, но близкое каждому любившему, независимо от возраста и эпохи. В. Гиппиус так писал о любовной лирике Тютчева: «Тютчев поднимает любовную лирику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы».
Поэзия чистого искусства (Литература XIX века)
Характерной особенностью «чистой» поэзии является передача чувств и эмоций, самовыражение, а не отражение реальной жизни общества. В произведениях не затрагиваются общественные проблемы, поэтому по-другому эту поэзию называют «искусством ради искусства». Многие стихотворения Фета, как и Тютчева, являются описанием природы. Например, произведение «Это утро, радость эта» всего лишь перечисляет то, что ассоциируется у автора с весной, это стихотворение как весенний пейзаж, за которым не видно самого лирического героя и поэта.
Тютчев много писал о природе, например, в стихотворении «Не то, что мните вы природа…» он представляет, что в каждой ее частичке есть своя душа. Природа, по его мнению, «не слепок, не бездушный лик», как ее видят многие люди. В других произведениях поэта с природой сравнивается человек, который не может жить в полной гармонии с ней, как, например, коршун в стихотворении «С поляны коршун поднялся».
Так же в стихотворениях «чистого искусства» как правило отсутствует сюжет. Так, в элегии Фета «Одним толчком согнать ладью живую» поэт пишет о назначении поэзии, самого же поэта он называет «избранным» певцом, который должен «шепнуть о том, пред чем язык немеет, усилить бой бестрепетных сердец».
Главным в произведениях «чистой» поэзии являются именно чувства автора, его настроение, которое он вкладывает в строки своих стихов. Не проблемы общества или интересные сюжеты лежат в основе стихотворений, у них нет задачи чему-либо научить читателя, они просто передают внутреннее состояние, какие-либо мысли или переживания поэта.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Что даёт вам основание называть Тютчева приверженцем «чистого искусства»? (ЕГЭ по литературе)
«Чистое искусство» сложилось в 50-60-е года XIX века. Поэты, которые придерживались такого искусства, старались изображать только прекрасное и философское. Они не затрагивали проблемы реальности. Такими представителями являлись А.Фет и Ф.Тютчев.
Что дает нам основание называть Тютчева приверженцем «чистого искусства»?
Особым миром для Тютчева была природа. Он видел в ней то, что не мог видеть обычный человек. Он возвышал её:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В жизни поэта любовь занимает особое место.
О,как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Особое место в поэзии занимает философская лирика. Здесь он размышляет о том, что человек в разладе с природой, между людьми тоже существует непонимание, так же он говорит и о любви к родине:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У неё особенная стать
В Россию можно только верить.
Идея быстротечности времени, рассуждения о жизни и смерти, являются ключевыми мотивами стихов Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся.
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Отображение основных принципов теории “чистого” искусства в творчестве Ф. И. Тютчева
Творчество Ф. И. Тютчева – вершина русской классической поэзии XIX в. Он является приверженцем так называемого “чистого” искусства, искусства, абсолютно лишенного приземленности, политической направленности. “Чистое искусство” создавало мир красоты, поэзии вопреки действительности. Кроме Тютчева к “чистому искусству” относились Фет, Майков, Полонский и другие.
Им противостояла революционно-демократическая поэзия. В. Г. Белинский так отозвался о “чистом искусстве”: “Мы тем не менее считаем, что мысль о каком-то
Основными мотивами лирики Тютчева являются любовь и природа, которые в его творчестве переплетены единой нитью, дополняя и питая друг друга. Именно в стихотворениях, посвященных этим темам Тютчев наиболее полно выразил себя, свою философию.
Все стихотворения Тютчева проникнуты философией, а потому всю его лирику можно назвать философской. Природа для него – это не просто кладезь мудрости, чувственности и чистоты, это прежде всего сгусток живых
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В этом стихотворении Тютчев говорит, что Мир – это живое существо, способное любит, говорит, свободное, у него есть душа. Природа – это таинственный мир. Но не каждому дано услышать его и увидеть.
Тютчев обвиняет своих оппонентов в глухоте и слепоте. В природе все едино, в ней есть слияние.
Поэзию Тютчева можно без тени сомнения назвать образцом “чистого” искусства, она лишена всего того, что порождает жизнь. В ней нет черствости, нет расчета, нет низменности, она высока и ирреальна, она наполнена звуками мироздания, эмоциями, которые переполняют человека, когда он находит в своей душе силы объединиться с природой, познать ее, отдать ей всего себя. К этому стремился и сам Тютчев.
В жизни поэта любовь и природа занимают особое место. Тютчев – поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, “и блаженство, и безнадежность”. Будучи натурой бурной и пылкой, он часто увлекался “земными очарованиями”.
Любовь у Тютчева похожа на мир природы. Она возвышенна, отрешена от быта. Часто в его творчестве эти две тему переплетаются.
Так, например, ночь становится для лирического героя временем любовного откровения, когда раскрывается вся глубина чувств.
Тютчев жил сердцем и много любил. Любил женщин, любил свою родину, ее поля и перелески. Поэт был женат трижды, в его чувствах не было места лжи и расчету, и, вероятно, поэтому все браки были заключены по любви.
Он свято любил женщин, все его браки были заключены по взаимной любви, и все его расставания были тяжелыми и трагичными:
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Эти знаменитые строки как нельзя лучше отражают романтичность и чувственность его натуры. Именно в любви видел поэт пробуждение к жизни, он просто не представлял себе жизни без любви, без страстей, без огня, который зажигает в человеческих сердцах это великое чувство. В творчестве Тютчева преобладает понимание любви как символа человеческого существования вообще.
Это “блаженно-роковое” чувство требует от человека полной отдачи душевных сил. Любовная лирика Тютчева являет собой один из лучших образцов мировой любовной лирики. Потому что есть в стихотворениях что-то личное, индивидуальное, но близкое каждому любившему, независимо от возраста и эпохи.
В. Гиппиус так писал о любовной лирике Тютчева: “Тютчев поднимает любовную лирику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы”.
Related posts:
Русские поэты школы «чистого искусства» в XIX века, эстетические принципы (на примере творчества А. Фета, Ф.Тютчева, А. Толстого).
Просмотр содержимого документа
«Русские поэты школы «чистого искусства» в XIX века, эстетические принципы (на примере творчества А. Фета, Ф.Тютчева, А. Толстого).»
Русские поэты школы «чистого искусства» в XIX века, эстетические принципы (на примере творчества А. Фета, Ф.Тютчева, А. Толстого).
К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое «чистое искусство». «Чистое искусство, или «искусство для искусства» – это условное название ряда эстетических представлений и концепций, общий внешний признак которых – утверждение самоценности художественного творчества, независимости искусства от политики, общественных требований, воспитательных задач.
К так называемой школе «чистого искусства» современники причисляли А.А. Фета, А.Н. Майкова, А.К. Толстого, Н.Ф. Щербину, Л.А. Мея, Я.П. Полонского, А.Н. Апухтина, А.А. Голенищева-Кутузова, К.К. Случевского, К.М. Фофанова и др.
В мировоззрении и эстетических принципах представителей «чистой» поэзии есть много общего – того, что их сближает и составляет сущность направления. Это – большая или меньшая степень недоверия к демократическому лагерю, общее понимание сущности и задач искусства, строгое разграничение «низкого» и «поэтического» в действительности, ориентация на сравнительно узкий круг читателей, противопоставление реальной действительности свободному миру поэтической мечты, сосредоточенность на изображении внутреннего мира человека, погруженность в глубины духа, напряженный интерес к страстям, тайнам души человеческой, тяга к интуитивному и бессознательному, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке.
«Чистым» лирикам свойственна умиротворенность и идилличность. Можно сказать, что одна из констант их целостного мировидения – идиллический хронотоп, который они по-разному осмысливали в процессе творчества. Идиллический топос явился смысло- и структурообразующей доминантой художественной картины мира поэтов.
«Чистое искусство» – это искусство «целесообразное без цели», одухотворенное возвышенным идеалом, обращенное по преимуществу к проблемам бытия, к постижению сокровенной сути мира, искусство, свободное от каких-либо внеположных ему целей.
А. А. Фет. Основной поэт и идеолог «Чистого искусства». О полном несоответствии Фета «духу времени» говорил Писарев, утверждая, что «замечательный поэт откликается на интересы века не по долгу гражданства, а по невольному влечению, по естественной отзывчивости». Фет не только не считался с «духом времени» и пел на свой лад, но он решительно и крайне демонстративно противопоставлял себя демократическому течению русской литературы XIX века.
Музыка, любовь, природа слиты в поэтическом мире Фета и неотделимы друг от друга. Одним из ярких примеров этого является стихотворение «На заре ты ее не буди. ». Оно лишено сюжета, но есть героиня. Фет не раскрывает ее внутреннего мира, не описывает ее полностью, а как бы фотографирует отдельные моменты, рисует картину. В этом заключается импрессионизм поэзии Фета. Импрессионизм — передача впечатления, основанная на своих субъективных, изменчивых ощущениях и переживаниях. Фет был способен запоминать переживания, мгновенные состояния души, окружающей природы. Его поэзия иррациональна, чувственна. Образы его стихотворений неопределенны, расплывчаты, и часто Фет передает не их изображение, а свое собственное ощущение, свои впечатления. Прозвучало над ясной рекою//Прозвенело в померкшем лугу,//Прокатилось над рощей немою,//Засветилось на том берегу. В этом стихотворении поэт подчеркивает, что природа для него — это отражение чувств человека, очертания, вспышки, нерассудочность. Изображение уступает ощущениям.
Фет не просто описывает, а создает нужную для содержания форму, необычную, новую, он экспериментирует. Сад весь в цвету,//Вечер в огне,//Так освежительно радостно мне!//Вот и стою,//Вот и иду.//Словно таинственной речи я жду. В этом стихотворении Фет использует чередование коротких и длинных строк, а также стихотворение наполнено синтаксическими параллелизмами, повторами, характерными для его поэзии.
Как определенный жанр в поэзии можно выделить пейзажную лирику Фета. Нужно отметить, что полного описания пейзажа в стихотворениях нет — пейзаж как бы раздроблен. Например: «Шепот, робкое дыханье…». Это стихотворение написано одними назывными предложениями, перед нами создается полная картина свидания. Природа является отражением чувств человека, его психического настроения.
Поэзия и действительность для Фета оказываются двумя разными, диаметрально противоположными мирами: мир Фета-человека, его мировоззрения, его житейской практики, общественного поведения и мир фетовской лирики, по отношению к которому первый мир является антимиром.
Творчество Ф. И. Тютчева — одна из вершин русской классической поэзии. Любовь и природа — вот два основных мотива “чистого” искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажей.
Особенно привлекают поэта переходные, промежуточные моменты природы: он изображает осенний день, с грустью напоминающий об ушедшем лете: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Или же осенний вечер, как первый предвестник холодной зимы: Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть.
Характерные начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное. ”, “Люблю грозу в начале мая. ” или “Как весел грохот летних бурь. ” — красноречиво говорят о том восторге перед величием и красотой, многообразием и бесконечностью природного царства, которым насквозь проникнуто творчество Ф. И. Тютчева. Природа в его стихах разнообразна, насыщена звуками, красками, запахами. Тени сизые сместились, Цвет поблекнул, звук, уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул.
Творческая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Так же, как и Фета, его относят к поэтам “чистого” искусства, искусства, чуждого агрессии, грубости.
Его стихи наполнены чувственностью, нежностью, любовью, любовью к родной русской природе, любовью к женщине. Женские образы в стихотворениях Тютчева полны какой-то нереальности, женственности, любви, они напрямую отождествляются с природой. Как, например, стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой: Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь на всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен. Эти строки перекликаются со многими стихами о природе, где сказано: В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. И. Тютчев — поэт поистине “чистого”, светлого искусства. Его поэтическое слово воплотило в себе неисчерпаемое богатство художественного смысла, оно полно глубокого философствования, размышлений о сущности бытия. На протяжении всего творческого пути поэт не утратил свойственного ему мирового, космического, вселенского духа.
Особенности поэзии «чистого искусства»: Поэзия намеков, догадок, умолчаний. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта. Искусство не должно быть связано с жизнью. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. Это поэзия для избранных.
Основные темы поэзии «чистого искусства»
Природа в стихотворениях поэта:
русское лето сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью
русская осень пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях
русская зима бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле
Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии.
Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.
Особенности пейзажной лирики стремление к фиксации изменений в природе; наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы; изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов; точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе.
Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом? преклонение перед чистой красотой; нарочитая красивость, даже банальность; постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный»; стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах; поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом
Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».
Что такое природа в стихотворениях Фета? сумрачные осенние дни; первый весенний цветок
томительный среднерусский полдень; короткая северная ночь; плач комара; хриплый призыв коростеля.
«Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».
«Целый мир от красоты».
«Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться»
Любовная лирика Что такое любовь? «самоубийство» «блаженство и безнадежность» «поединок роковой» «буйная слепота страстей» это стихия
Стихи, вошедшие в «Денисьевский цикл»