Как вы думаете что преобладает в рассказе диалог или повествование хамелеон
Урок по теме «Антон Чехов. Рассказ «Хамелеон»»
Разделы: Литература
Урок 1
1. Литературная разминка (групповая работа).
Задание. В этом магическом квадрате зашифрованы названия рассказов. Читаться названия могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, могут “ломаться” под прямым углом. Найдите их. Одно слово будет лишним. Объясните смысл его нахождения в данном задании. Названия рассказов запишите в тетрадь, прочитайте в группе все рассказы к уроку внеклассного чтения. Приложение № 1
2. Путешествие на родину А. Чехова в город Таганрог.
Учитель: Давайте сегодня совершим с вами путешествие по литературным местам и отправимся в город Таганрог, где 17 января 1860 года родился замечательный русский писатель Антон Павлович Чехов. Отправимся путешествовать на литературном экспрессе.
Итак, вот и станция нашего назначения. А поможет нам путешествовать по городу экскурсовод-невидимка. (Грамзапись)
Таганрог-это южный морской город. Длинная полицейская улица, на которой родился писатель Антон Чехов, одним концом упиравшаяся в грязную площадь, другим выходила на высокий, обрывистый морской берег.
Дед Чехова-крепостной, откупившийся на волю. Отец писателя, Павел Егорович, чтобы прокормить большую семью (а у него было 5 сыновей и дочь), держал бакалейную лавку, где продавались чай, сахар, крупа, мука и другие продукты.
3. Сообщение учащегося о детстве и отрочестве Антона Чехова. (Опережающее домашнее задание)
4. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.
Учитель: Затем Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета, и именно в это время стали появляться в печати его произведения под псевдонимом Антоша Чехонте.
Вопрос: А под какими псевдонимами ещё печатался Антон Чехов? (Опережающее домашнее задание)
(Антоша Чехонте не единственный псевдоним писателя. Часто он подписывал свои ранние рассказы так: Человек без селезёнки, Брат моего брата, Балдастов, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и др.)
Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира? Давайте обратимся к словарю.
Учитель: Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова “Хамелеон”.
Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев” Приложение № 2
Вопрос: С чего начинается рассказ?
Кругом тишина и покой. И вдруг:
— Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!
Вопрос: И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?
Вопрос: Кто оказался виновником скандала?
Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.
Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов? (Ответ в виде чтения по ролям)
Вопрос: Как вы думаете, почему рассказ называется “Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (Опережающее индивидуальное домашнее задание)
Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.
Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?
Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.
Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. (В слабом классе работаем с текстом, в сильном – пересказ текста)
Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?
Вопрос: Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?
Вопрос: Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании.
Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.
Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?
Вопрос: Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.
1. Хамелеон – Очумелов.
2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.
3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.
Вопрос: Почему толпа так быстро (“словно из земли выросши”) собралась вокруг Хрюкина? Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом – “сборище”? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?
Учитель: тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.
Вопрос: А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?
Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики.
1. Литературная разминка. (Работа над кроссвордом “Проверь себя”). Приложение №3
2. Актуализация знаний учащихся.
Чтение сочинений – рассуждений “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”? (Домашнее задание)
Защита шаржа на “чеховского хамелеона”.
3. Теоретическая разминка.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили об одном из ранних произведений Антона Чехова “Хамелеон”. Скажите, что представляет собой это произведение по жанру? Докажите.
(Рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки рассказа: 1) повествовательность; 2) небольшой объём; 3) небольшое количество героев; 4) описание одного события, эпизода.)
Вопрос: Давайте вспомним, а что такое сюжет? (Сюжет (от франц. – предмет) – основные события в художественном произведении, в которых раскрываются характеры действующих лиц, отношение к ним писателя.
Вопрос: Перечислите основные элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Дайте им определения и найдите их в тексте. Прочитайте.
Вопрос: Что такое сатира? (Сатира – специальная форма отображения действительности, посредством которой обличаются и высмеиваются отрицательные явления действительности.)
Учитель: Сопоставьте определения юмора и сатиры. Выявите различия.
4. Работа над анализом рассказа.
I группа найдите юмористические эпизоды в рассказе “Хамелеон”.
II группа найдите сатирическое изображение в рассказе “Хамелеон”.
Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.
Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.
(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)
А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми)
Вопрос: А что же замечает автор в Хрюкине? (Полупьяное лицо, на котором что-то написано, здесь же окровавленный палец)
Учитель: А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?
Учитель: Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.
Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов)
Учитель: Также абсурдны словоупотребления и синтаксис в репликах героев (“По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?”; “Я человек, который работающий” и т.д.)
Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.
Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.
5. Инсценировка понравившихся эпизодов.
6. Работа с иллюстрациями к рассказу А.Чехова “Хамелеон”.
Учитель: Рассмотрите иллюстрации А.Дудина, С.Герасимова, Бескаравайского, Кукрыниксы к “Хамелеону”
— Кто из художников наиболее верно и живо изобразил характеры героев, сцены, эпизоды?
7. Суд над Очумеловым (по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”).
Оформление: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей. Столики для защитника и обвинителя, плакаты: “Боже, как грустна наша Россия” (А.Пушкин); “Вы взгляните на эту жизнь: наглость сильных…, лицемерие…” (Н.В.Гоголь)
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья: Прошу защитника, обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о полицейском надзирателе Очумелове, который обвиняется в хамелеонстве, заискивании, лести перед сильными сего, в наглости, грубости к мастеру золотых дел Хрюкину.
Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания Очумелова.
Очумелов: Я, почтенный полицейский надзиратель, в новой шинели шел через базарную площадь вместе с городовым, который нёс решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.
Кругом была тишина, на площади ни души. И вдруг я услышал:
— Так ты кусаться, окаянная? Держи её! А…а!
И увидел человека в ситцевой рубахе и расстёгнутой жилетке, он бежал за собакой. Я сделал полуоборот и направился к сборищу.
Защитник: Позвольте, кто это был? Что за человек?
Очумелов: Я узнал в нём золотых дел мастера Хрюкина.
Защитник: А кто же был виновник скандала?
Очумелов: Белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.
Обвинитель: В чем же провинился этот щенок?
Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с чего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пускай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…
Судья: Вопрос к Очумелову. И какова была ваша реакция на это происшествие?
Очумелов: Я сказал, что это так не оставлю, приказал Елдырину составлять протокол. А собаку истребить. Узнать, чья она.
Обвинитель: А когда узнали, что она, кажись, генерала Жигалова?
Очумелов: Я приказал Елдырину снять с меня пальто, ужас, как жарко, и спросил у Хрюкина:
— Одного только не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Ты должно быть расковырял палец гвоздем, а потом пришла в твою голову идея сорвать. Знаю вас, чертей!
Судья: Вопрос к Хрюкину. Голос из толпы утверждал, что ты ей цигаркой в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни.
Хрюкин: Врет кривой. Не видал, так, стало быть, зачем врать?
Защитник: Я протестую. А вы, господин Очумелов, сколько раз меняли своё решение в отношении собаки?
Очумелов: Шесть. Так ведь решался вопрос о принадлежности собаки. Решали: генеральская она или нет.
Кто-то из толпы сказал:
— Это, кажись, генерала Жигалова!
На что городовой глубокомысленно заметил:
— Нет, это не генеральская…У генерала таких нет. У него всё больше легавые…
— Ты это верно знаешь?
— Хорошо, что повар генеральский погодился и сказал, что собака братца генерала Владимира Иваныча. Вот ведь собачонка какая у него шустрая! Цап этого за палец! Ха-ха-ха! А до этого я ещё доберусь! (показывая на Хрюкина, грозит ему пальцем.)
Защитник: Уважаемый суд! Господин Очумелов по должности соблюдал порядок.
Судья: Но он шесть раз менял своё решение. И менял его потому, что сначала было сказано, что собака ничья, потом генеральская, наконец, брата генерала.
А посему суд удаляется на совещание. (Суд удаляется. После возвращения зачитывается приговор)
Судья: Именем закона Российского государства, суд, рассмотрев дело по обвинению полицейского надзирателя Очумелова, приговаривает его к вечному презрению, общественному осуждению за его хамелеонство, заискивание, лесть перед вышестоящими чинами.
Литература
Образ и характеристика Хрюкина в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
История создания и жанровые особенности
«Хамелеон» принадлежит к жанру юмористического рассказа. Как известно, на протяжении раннего периода своего творчества (80-х годов позапрошлогоднего века) Чехов создал десятки, если не сотни, разнообразных рассказов, новелл, «картинок», «мелочишек» и сценок. В них он высмеивал различные человеческие недостатки. И «Хамелеон», будучи написанным в 1884 году и опубликованным в «Осколках» под псевдонимом Антоша Чехонте, не представляет собой исключения. Попробуем выяснить, над каким недостатком смеется Чехов в этот раз, и кто из героев является хамелеоном. Однако для начала разберем содержание.
Посыл автора
По задумке автора даже «говорящая» фамилия героя рассказа может дать ему характеристику и сформировать в подсознании читателя образ. Фамилия Хрюкин показывает свинское поведение и отношение к другим людям. Если в случае с Очумеловым Чехов высмеивает пороки надзирателя, то манеры поведения мастера автор категорически осуждает. Это заметно по эпитетам, которые применяет к ювелиру полицейский, называя его свиньёй и подразумевая, что ему не место в обществе воспитанных и манерных людей.
Подытожить можно тем, что не во всех литературных произведениях присутствуют положительные герои. Некоторые рассказы нацелены на то, чтобы показать пороки людей и сделать соответствующие выводы. Рассказ «Хамелеон» — яркий тому пример.
Сюжет
Отличительная черта прозы Чехова – динамичность. Здесь нет долгих размышлений, отсылок автора к прошлому. Напротив, действие происходит здесь и сейчас, очень стремительно. Рассказ начинается с описания того, как полицейский надзиратель по фамилии Очумелов проходит по базарной площади. Описание деталей внешнего вида главного героя, равно как и окружающего пространства, дается скупо. Однако читателю с хорошим воображением не составит труда представить грузного человека средних лет (ну а каким еще может быть полицейский надзиратель) и шагающего рядом с ним городового, у которого на руках находится непосильная ноша – решето с конфискованным крыжовником. На площади же очень тихо и уныло («нет даже нищих»). Несомненно, изображаемый городок является цитаделью мещанства, к которому Чехов испытывал ужасное отвращение.
Но вернемся к рассказу. Мерное шествие Очумелова и городничего прерывает шум. Еще секунда – и мужчины видят, как из сарая выбегает сначала собака, а затем гонящийся за ней Хрюкин, золотых дел мастер, с окровавленным пальцем. Это собирает толпу. Очумелов слушает историю пострадавшего (которого пес укусил из-за того, что пьяница тыкал ему в морду сигаретой) и делает вывод: собаку истребить. Но тут кто-то замечает, что животное, возможно, принадлежит генералу. Очумелов сразу же становится на сторону собаки, пока городовой не высказывает сомнения по поводу происхождения пса. Так Очумелов меняет несколько раз свое мнение, пока проходящий мимо Прохор, генеральский повар, не свидетельствует: животное принадлежит брату генерала, приехавшему с визитом. Это вызывает у надзирателя умильную улыбку и угрозу в адрес Хрюкина. Конец истории. Одно непонятно: кто является хамелеоном в рассказе Чехова? И как объяснить название произведения? Обычный пересказ сюжета текста не даст ответа на эти вопросы.
Вопросы и задания
Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие – горестными, грустными?
Грустно становится при созерцании картины, которую рисует Чехов – «открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти». Еще более заунывно понимание того, что здесь не может произойти ничего интересного. Зеваки стягиваются даже на такой непримечательный случай, как решение судьбы бродячей собаки.
Не случайно рассказ назван «Хамелеон». Как и ящерица, способная менять свой окрас, ситуация в начале повествования (жара и пустынная базарная площадь) приобретает совершенно иной характер. Стоило только Хрюкину нарушить тишину, и любопытные зеваки создают вокруг него целую толпу.
Невольную усмешку также вызывает его обращение к борзой – «Так ты кусаться, окаянная? Нынче не велено кусаться!». Полупьяный герой Чехова оказывается наравне с бедной собакой, ведя с ней этот бессмысленный разговор.
Смешным кажется величественное вознесение Хрюкиным окровавленного пальца вверх, выставление его напоказ.
Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять героев?
Имена, которые Чехов давал своим героям, очень хорошо характеризуют их типаж. В рассказе «Смерть чиновника» имеется герой по фамилии Червяков. Он стал символом раболепства и чинопочитания.
В «Хамелеоне» Очумелов будто находится в трансе, в очумелом состоянии. Его мнение очень изменчиво.
Главный герой рассказа Чехова «Унтер Пришибеев» беспрекословен. Его мнение непоколебимо.
Краткое содержание Хамелеона Чехова, которое будет представлено ниже, позволит узнать его главных героев поближе.
Итак, кто из героев является хамелеоном?
В прозе Чехова сравнение персонажа с животным всегда обозначает его отрицательную оценку. Кого только не встретишь в рассказах писателя: и круглого, как жук, главного героя, имеющего жену-сельдь. А то и вовсе столкнешься с бараном в людском обличии – беда! Очень часто в этом бестиарии можно встретить и хамелеонов, которые обладают умением менять свои мнения применительно к обстановке. Так кто из героев является хамелеоном? Ответ прост: надзиратель Очумелов, изменения в поведении которого вызвали у толпы удивление, а у читателя – ироническую улыбку.
Обыденность образа Хрюкина
Читателю автор рассказа подает Хрюкина в «Хамелеоне» как транжиру и пьяницу. В первом же упоминании он предстает в состоянии алкогольного опьянения и жуткого похмелья. Антон Павлович Чехов пытается подать своих героев как неоднозначных людей, наделенных всеми чертами характера, которые можно встретить в каждом человеке. Поэтому одного из главных персонажей также можно назвать меняющей свой окрас при разных обстоятельствах ящерицей.
Актуальность образа Хрюкина в рассказе «Хамелеон» неподвластна времени. Острая тема всего произведения написана на злобу дня.
Неоднозначна и характеристика главной виновницы того, как в рассказе появляется ювелирных дел мастер. Собака, от укуса которой пострадал злополучный пьяница, предстает перед читателями подлой тварью, а иногда чудной собачонкой и нежным зверем.
Приемы комического
Помимо сравнений с животными Чехов обращается и к другим приемам комического, например говорящим фамилиям. Червяков, Грязноруков, Гнилодушкин, Ползухин… К этой милой компании присоединяются и Очумелов с Хрюкиным. Для понимания образа последнего говорящая фамилия особо важна. Несмотря на то что при первом прочтении золотых дел мастера можно принять за жертву, внимательный читатель подметит духовную тупость персонажа, что позволит сравнить его со свиньей.
Обращать внимание необходимо и на детали. У Чехова они также говорящие. Так, беспрестанная смена решений, которая уже сама по себе выглядит довольно комичной, подчеркивается просьбами надзирателя то накинуть, то снять с него пальто. Возможность попасть в немилость у генерала прямо-таки физически действует на Очумелова, заставляя его испытывать жару или холод.
Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»
Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»
Способы юмористического повествования
Вспомните содержание рассказов Чехова, с которым вы познакомились в прошлые годы. Какие чеховские приёмы создавали комический эффект и заставляли вас смеяться?
Смешные диалоги — часто используемый приём создания комического. Особенно смешными они получаются, когда говорящие не понимают друг друга.
Несоответствие — основной приём создания комического. Несоответствие может наблюдаться между внешними проявлениями и внутренней сущностью. Например, в рассказе «Лошадиная фамилия» приказчик много раз вспоминает фамилию так называемого «доктора», всё более искажая разные варианты. Комично выглядит придумывание вариантов «лошадиной фамилии»: Кобылкин, Лошадкин, Жеребчиков, Конявский, Уздечкин и др. А настоящая фамилия Овсов лишь условно может считаться «лошадиной».
Неожиданность — приём создания комического. Неожиданный поступок или событие часто кажутся нелепыми, бессмысленными и оттого смешными. В рассказе «Толстый и тонкий» неожиданным было само развитие ситуации: искренняя радость при встрече двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам) превращается в пародию, когда тонкий, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.
Говорящая фамилия — приём, при котором фамилия или имя персонажа передаёт важнейшую черту его характера, выражает отношение автора к персонажу. Говорящие или просто смешные фамилии вносят комизм в произведение: Очумелов, Хрюкин, Кобылкин.
Смешные речевые обороты
Речь героев Чехова часто вызывает смех. Смешным кажется, например, такое выражение: «Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!» Скот бывает домашним, а не бродячим. И уж, конечно, собаки не относятся к домашнему скоту! Заставляет улыбнуться подчёркнуто нелепая фраза «На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы».
Особое значение в создании комического имеют анекдотические слова и речевые ошибки: «зубами и кормится», «ежели которые», «у себя пользует», «выпользовать», «ругатель», «дико улыбнулся», «нынче не велено кусаться», «да разве братец ихний приехали» — речь героев при этом выглядит смешной.
Гипербола — это художественное преувеличение. Авторы часто используют гиперболу, например, у Чехова в «Толстом и тонком»: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез». Преувеличенно описано подобострастие тонкого и членов его семьи: «Длинный подбородок жены стал ещё длиннее…», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».
Внимательно прочитайте рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». Читая рассказ, обратите внимание на то, какие приёмы создания комического использовал автор.
Обсуждаем прочитанное
Опираясь на текст рассказа, кратко ответьте на вопросы:
Анализируем
Опираясь на текст, выполните задания.
Обратите внимание, в рассказе постоянно повторяется вопрос «Чья собака?». Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя Очумелова. Подобный композиционный приём — повторение — помогает автору достичь комического эффекта.
Проанализируйте композицию рассказа «Хамелеон» и заполните таблицу
Элемент композиции | Эпизод |
Экспозиция | |
Завязка действия | |
Кульминация | |
Развязка |
Выясняем значение слова «хамелеон»
Формулируем проблему рассказа
Благодаря рассказу Чехова в русский язык прочно вошло понятие «хамелеонство», обозначающее особое социальное явление. Объясните, как вы понимаете суть этого явления, кого можно назвать хамелеоном. Проблема рассказа
Подумайте, над чем смеётся Чехов в рассказе «Хамелеон», и попробуйте сформулировать основную проблему рассказа.
Итак, Чехов показал читателям яркий пример такого явления, как хамелеонство. Герой рассказа Очумелов, желая угодить сильным мира сего, постоянно меняет своё поведение. Однако некоторые читатели считают, что в рассказе не один хамелеон. Представьте, что вы участвуете в дискуссии, в ходе которой были выдвинуты три точки зрения:
Какое мнение вы разделяете? Обоснуйте его.
Анализируем художественное своеобразие рассказа
Чехов — признанный мастер короткого рассказа. В небольшом по объёму произведении писатель стремился сказать многое, причём, сказать так, чтобы читатель посмеялся над отрицательными сторонами жизни. Добиться лаконичности ему помогают художественные детали, мелочи, которые несут огромную смысловую нагрузку.
Проанализируйте рассказ, обращая внимание на детали.
Анализируем детали
Чехов мог бы дать подробную характеристику полицейскому надзирателю Очумелову и городовому Елдрину, рассказать о том, как они несут службу. Однако автор лишь вскользь упоминает, что Елдырин несёт решето с «конфискованным» крыжовником.
Очумелов идёт по базару в служебное время с узелком. Предположите, откуда взялся этот узелок и что в нём?
Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…
«Окровавленный палец» Хрюкина
Сначала Хрюкин держит палец как знамение победы. А что «происходит» с пальцем потом?
На какие ещё детали вы обратили внимание?
Роль художественной детали
Какова роль художественной детали в рассказе Чехова?
помогает писателю избежать многословных описаний описывает картины природы раскрывает богатый внутренний мир героев создаёт характер героев раскрывает идею произведения создаёт комическую ситуацию демонстрирует «диалектику души» персонажей выражает доброе отношение автора к герою
Не менее важным средством характеристики персонажей и создания комического эффекта для Чехова является речь героев. Проанализируйте, например, речь Очумелова. Сделайте вывод, как и почему меняется полицейского речь, как это его характеризует, что в его речи смешно, а что страшно.
Запишите выводы
Общение Очумелова снародом
Грубые слова и выражения
«Я вам покажу Кузькину мать», «А ты, болван, отпусти руку», «прочий бродячий скот», «мерзавец», «скот».
Канцелярские обороты речи
«Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям».
Частое употребление местоимения «я»
Постоянное употребление местоимения «я» подчёркивает ощущение собственной власти: «Я этого так не оставлю!», «Я вам покажу, как собак распускать».
Употребление глаголов в форме повелительного наклонения
«Не дыши!», «Не рассуждай!»
Неправильные синтаксические конструкции
«По какому это случаю тут. », «Почему тут? Это ты зачем палец. »
Очумелов овласть имущих
Обилие вопросительных, восклицательных, незаконченных предложений
«Ишь ты, господи! А я и не знал!».
Употребление слов с ласкательно–уменьшительными суффиксами
«Братец», «собачка», «цуцик».
Употребление глагола в форме множественного числа вместо единственного числа
Для выражения своего почтения и уважения, Очумелов говорит, например, «братец приехали» вместо «братец приехал».
Речевая характеристика Очумелова
Что можно сказать об Очумелове по его речевой характеристике?
тактичный справедливый принципиальный малокультурный необразованный вежливый
Задание соткрытым ответом Речь Хрюкина
Проследите за тем, как говорит Хрюкин. Как характеризует золотых дел мастера его речь?
Задание соткрытым ответом Говорящие фамилии
Как вы считаете, характеризуют ли героев рассказа их фамилии. О чём же «говорят» фамилии Очумелов, Хрюкин, Жигалов? Попробуйте предложить свои варианты говорящих фамилий для полицейского надзирателя, золотых дел мастера и генерала.ю
Виды комического
Вспомните значение понятий юмор, ирония, сатира, сарказм. Установите соответствие между понятием и его значением.
Термин | Значение |
Юмор | — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто. |
Ирония | — особый вид комического, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными; злая насмешка, резкое обличение. |
Сатира | — особый вид комического, изображение героев в смешном виде; смех весёлый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. |
Сарказм | — особый вид комического, осмеяние, насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона. |
Юмор илисатира?
Рассказ «Хамелеон» смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Ещё раз сравните понятия «юмор» и «сатира» и подумайте, чего больше в рассказе «Хамелеон» — весёлого, добродушного смеха или злой насмешки, резкого обличения. Обоснуйте свой ответ.
Делаем выводы
Прочитайте вывод, в котором пропущены слова. Вставьте пропущенные слова так, чтобы вывод отражал вашу точку зрения.
Чехов показал нам хамелеонство, социальное явление, суть которого заключается в _______. Читатель видит, что Очумелов с простым народом _______. Его речь звучит, как команда, изобилует _______ словами. Говоря о знатных высокопоставленных людях, Очумелов превращается в _______.
После происшествия вокруг Хрюкина быстро, «словно из–под земли», собралась толпа. Те, кто сначала охотно помогал ловить собаку, потом с неменьшим энтузиазмом _______. В конце толпа _______.
Автор как бы утверждает, что хамелеонство — _______.
Подводим итоги
А. П. Чехов говорил: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Удалось ли писателю сделать нас чуть–чуть лучше? Что же хотел сказать автор рассказом «Хамелеон»? Какова основная идея?
На месте какого героя рассказа вы хотели бы оказаться? А не хотели бы?
Авторский замысел
Итак, вопрос о том, кто из героев является хамелеоном в произведении Чехова, разрешен. Однако значит ли это, что остальные действующие лица проходят мимо авторского всевидящего ока? Конечно же, нет. Выше мы упоминали, что Чехов косвенно высмеивает и Хрюкина, однако не только этими двумя персонажами ограничивается автор. Он подвергает критике весь город, для описания которого Антону Павловичу хватило пары строк.
Рассказ Чехова – очень полезное произведение, которое необходимо изучать в школе. Благодаря ему молодое поколение узнает, кто является хамелеоном (из встретившихся на жизненном пути), а кто, напротив, – добрым и честным человеком.
Главные герои рассказа Чехова «Хамелеон»
Персонажи разноплановые и они даны без подробной характеристики, и это немаловажная деталь при том, что мы внимательно изучаем, кто главные герои рассказа «Хамелеон». Но по поведению главных героев Чехова становится понятно, что это за люди, какой у них характер и внешний вид.
Вспомним, что Очумелов был одет в шинель, а в руке держал узелок. Из его образа понятно, что он властный человек, а мы знаем, что он занимал должность полицейского. Его помощник с решетом и крыжовником. Хрюкин – странный человек с постоянными претензиями. Его фамилия говорит нам о том, что он постоянно недоволен.
Главные герои
Главный герой «Хамелеона» — полицейский надзиратель Очумелов. Его образ стал нарицательным, поскольку персонаж обладает основными качествами представителей правосудия и властей, следящих за правопорядком в городе. Он не имеет собственных принципов, может прогибаться в нужный момент перед власть имущими, угождать высшим чиновникам, приспосабливаться к обстоятельствам.
В рассказе «Хамелеон» почти отсутствуют четкие описания внешности героев и их индивидуальных особенностей. Это имеет некий скрытый намек, что образы персонажей универсальны, такие люди встречаются повсюду, многие из них имеют черты хамелеона. Делая анализ произведения на уроке литературы, стоит указать, кто является главным героем рассказа Чехова «Хамелеон», а также дать четкое описание его образа. После этого несложно будет понять суть рассказа.
Полицейский надзиратель Очумелов
Чехов точно характеризовал своих героев, давая им соответствующие фамилии. Очумелов — яркий тому пример. Фамилия персонажа больше похожа на прозвище и отображает его личностные качества — это человек беспринципный и ловко манипулирующий вопросами правды, справедливости, применения законов. Пользуясь властью, оказывает уважение не закону, а чинам и статусам.
Центральный герой не отличается образованностью или остротой ума. Его речь не имеет логики, порой бессвязна и невыразительна, наполнена просторечными штампами. По ходу выяснения обстоятельств происшествия и пытаясь понять, чья это была собака, Очумелов несколько раз меняет свое мнение:
— Генерала Жигалова? Гм. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…
Чехов часто в своих произведениях использовал говорящие фамилии. Ни имени, ни отчества героя не встречается в рассказе. Этим автор показывает его важность, ведь к нему не так-то просто обратиться. Фамилия, имеющая непосредственную ассоциацию со словами «чума» и «очуметь», отлично характеризует главного героя, хотя он в рассказе не один такой.
Действие происходит на базарной площади, где Очумелов важно вышагивает вместе с городовым Елдыриным. Их шествие нарушается криком Хрюкина, которого неизвестная собака укусила за палец. Именно это событие становится завязкой действия рассказа. Надзиратель Очумелов, будучи представителем власти, должен провести расследование и решить судьбу собаки.
В этой простой ситуации Чехов показывает читателю Очумелова во всей его красе. Когда из толпы выкрикнули, что собака, выбегающая «из дровяного склада купца Пичугина», генерала Жигалова, Очумелов изменился, а также поменял взгляд на ситуацию и виновницу происходящего.
Толпа и главный персонаж ведут себя одинаково. Очень быстро собравшиеся люди меняют свое мнение под влиянием надзирателя. Делают они это не потому, что так думают, а просто из желания угодить. Это явление становится заразным, люди учатся приспосабливаться, угождать и мастерски использовать свое положение.
Очумелов использовал свое служебное положение при каждом удобном случае. Рассказ начинается с его важного и медленного движения по площади, оглядывания ее хозяйским взглядом. Едва заметив шумящую толпу, он врезается в нее без всяких церемоний и с чувством полной уверенности в себе. Даже оконфузившись в процессе разбирательства, он и дальше продолжает путь с важным видом.
Безграничную власть и безнаказанность полицейского и городового Чехов показывает небольшой деталью — узелком и решетом с крыжовником, которые были конфискованы. Это их добыча.
Особое внимание читателя привлекает описание шинели полицейского надзирателя. Именно эта деталь делает его похожим на другого чеховского персонажа. Очумелов одет в новую шинель, хоть на улице в разгаре лето. Это только подчеркивает его должность и положение. В течение всех разбирательств полицейский несколько раз снимает и надевает шинель, лишний раз обращая внимание на нее.
Полицейский надзиратель Очумелов показывает, насколько порочно устройство страны. Он стал олицетворением преклонения и угодничества перед вышестоящими чинами, поскольку пресмыкается даже перед собакой генерала.
Ювелир Хрюкин
В характеристике Хрюкина нет упоминаний о его работоспособности или каких-то умственных особенностях. Автор показывает, что этот персонаж:
Свободное время Хрюкин проводит в пьянках и издевательствах над животными. За укус чужой собаки пытается получить компенсацию в виде денежной выплаты, чем вызывает смех толпы. Люди своими насмешками показывают неуважение к этому персонажу. Даже фамилия героя говорит о его жизненной позиции, отсутствии принципов и какой-либо морали.
Городовой Елдырин
Безликий и глупый городовой выполняет роль прислуги полицейского надзирателя. Он очень странно себя ведет:
Чехов показывает, как «тяжела» работа этих представителей власти: они несут через площадь крыжовник, конфискованный у одного из горожан. Образ Елдырина автором показан жалким и смешным.